Конспект урока по русскому языку 1 класс буква ф
Обновлено: 05.07.2024
1.1. Актуализировать знания детей о необходимост и изучения п исьменных букв.
1.2. Составить план действия по из учению стро чной б уквы ф.
1.4. Обсудить в озможные способ ы написания сое динений с букв ой ф с
1.5. Организовать само оценивание учащимися ра боты на уроке.
умений об означать звук буквой, дидактический мате риал.
По коммуни кативному развитию учащихся были использ ованы приёмы
формирования умений работать в рамках диалог а, слушать со беседника,
договаривать ся с ним, убеждать его. У чащиеся в тече ние всего урока общались
друг с другом, п од руководств ом учителя развивали культу ру поведения в
разговоре и посто янно стимули ровались к активному вы ражению со бственного
мнения, уме ния доказывать ег о. На уроке было реализ овано прав о у чащихся на
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема: Звук и [ф] , [ф’] и буква Ф, ф
.1 Орг.момент
-Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать на уроке русского языка в 1 классе
Меня зовут Кипкеева Танзиля Рокаевна я учитель начальных классов работаю в Школе№3
Девиз урока
На уроке не зевай,
Сразу всё запоминай!
Чтобы в русском языке
Равных не было тебе!
Ребята, вас ожидает знакомство с новой буквой, а какая буква мы узнаем после выполнения заданий.
2. Актуализация знаний
Послушайте и отгадайте загадки :
Летом в сквере или в парке
Охладит нас, если жарко.
Столб воды в гранитной чаше
Словно летний дождик пляшет
Соберем команду в школе
И найдем большое поле.
И в воротах пятый гол!
Нарисует он картину
И раскрасит Буратино,
Он напишет объявленье
Рисовать плакаты мастер
3. Постановка учебной задачи. Задачи проблемной ситуации.
Все загадки отгадали. Вот и отгадки. Посмотрите на эти слова.
Фонтан , футбол, фломастер
Что общее в этих словах ? Правильно первая буква. Давайте произнесем эти слова. Какой звук слышен вначале слова? Верно –звук ф.
Буква Ф надула щёки,
Нос задрала, руки- в боки!
Ничего себе! Однако!
Эта буква- задавака!
Тема нашего урока : буква эф, звук ф
Научимся писать эту задаваку букву, и будем читать этот звук в словах и в слогах
4. Освоение нового содержания и его применение.
Давайте вспомним чем отличаются буквы от звуков? Буквы –мы видим и пишем, а звуки – мы слышим и произносим
Это Звуковичок. Его надо нарядить, для этого надо раскрасить башмачки (надеть ) и одеть шапочку, чтобы звуковичок мог выйти погулять. Разукрасим башмачки: зеленым цветом, если звук может быть мягким, синим цветом, если звук может быть твердым.
1) Произносим слова : фара и фильм. Выделим слог фа и фи. По звучанию они разные. В слоге фа после звука (ф) слышен звук (а), а звук (а) обозначает твердость у предшествующего согласного звука. И это значит, что (ф) твердый в данном слове. Поэтому закрасим первый башмачок синим цветом.
2) Рассмотрим слог фи. После звука (ф) слышен звук (и), а звук (и) обозначает мягкость у предшествующего согласного звука. И это значит, что в данном слове звук фь- мягкий. Поэтому раскрашиваем второй башмачок зеленым цветом.
3) Теперь оденем шапочку (шляпа, колокольчик) Колокольчик одевается на звонкие согласные, а шляпка-на глухие согласные.
Согласные звуки могут произноситься с голосом и шумом – это звонкие согласные
Только с шумом – это глухие согласные. давайте произнесем звук ф. В данном случае что мы добавим шляпу или колокольчик? Шляпу! Потому что ф-состоит только из шума, а значит звук ф-глухой
По наряду звуковичка можно сказать, что звук ф: согласный, глухой, парный по твердости мягкости
Мы узнали, что звук ф- согласный, глухой. Теперь давайте найдем место буквы эф в алфавите. (указываем место). Дети а какие буквы находятся по соседству? Правильно –У и Х. А место в алфавите у буквы эф -22 место.
- Кто догадался, где мы поселим новую букву в городе Букварии? В каком домике? Давайте Произнесем попарно эти звуки (б-п, г-к д-т ж-ш з-с)
Так в каком же домике мы ее поселим?
(Напротив буквы В, т.к. новая буква обозначает парный глухой согласный звук).
Звук в- звонкий, а звук ф-глухой
Еще раз давайте прочитаем попарно эти звуки
Посмотрите мы выучили все парные согласные. Запомните их! Они будут вас сопровождать все время пока будете изучать русский язык.
А сейчас давайте отдохнем!
Физминутка для глаз
-Посмотрите на потолок и нарисуйте глазами цифру 8 три раза;
-похлопайте 3 раза глазами , на четвертый раз закройте глаза на 5 секуд
- откройте глаза и повторите данное действие 2 раза
У нас сегодня на уроке гость.
Давайте отгадаем кто это
Кроликом вдруг лента стала,
Шляпа бабочек полна.
Просит зал: «Еще! Нам мало
Получается все просто,
Нету к мастеру вопросов.
Он давно не ученик,
- Наш гость - фокусник - не случайно пришел именно к нам на урок. Он знает, что сегодня мы будем изучать новую букву и решил помочь нам.
Чтение слогов и слов с новой буквой.
1. Фокусник пришел к нам со своим волшебным сундучком . Он передал мне волшебную палочку. Следите за движением палочки. Раз, два, три – ой, появилась табличка. Нам нужно ее прочитать
фу уф фла фея
фе еф физ фокус
фи иф фру шофёр
фо оф фот финиш
фы ыф фри фабрика
Чтение слогов 1-го столбика громко.
Чтение слогов 2-го столбика громко.
Чтение слогов 3-го столбика громко.
Чтение хором слов 4-го столбика.
- В каких словах мягкий согласный звук [ф’]? (фея, шофер, финиш).
А в каких твкрдый согласный звук ф?
Давайте выполним звуко-буквенный разбор данного слова
Напоминаю, что при разборе твердые согласные мы разукрашиваем синим цветом, мягкие согласные зеленым, гласные звуки- красным
Вначале определим сколько слогов слове: фи-ал-ки
Сколько слогов? 3!
Фь-мягкий,значит отмечаем его зеленым цветом
А –гласный-красный цвет
Л-твердый –синим цветом
И - гласная- красным цветом
Молодцы ребята! Мы справились с этим заданием
Теперь Найдем ударную гласную (ударный гласный звук-это звук на которое падает ударение), а ударение –это выделение силой голоса часть слова, оно падает всегда на гласный звук
Какая буква выделяется силой голоса? Правильно буква А!
Поставим ударение над местом, где буква А.
Образование слов и предложений.
Нужно соединить паровоз с вагоном так, чтобы получились слова:
Здорово ребята! у нас все получилось!
С печатным видом буквы мы познакомились, а теперь давайте познакомимся с письменным видом
Сейчас будем учиться писать строчную букву ф, поэтому приготовьте ручки, тетрадки.
Давайте вспомним правила посадки при письме:
Чтобы твоя спинка оставалась ровной, глазки зоркими, а в тетрадке получались красивые, ровные буквы, за партой нужно:
- опираться спиной на спинку стула;
- не опираться грудью на стол;
- ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;
- туловище, голову, плечи держать ровно;
- положить обе руки на стол, чтобы они опирались о край стола, а локти выступали за край стола;
- придерживать тетрадь левой рукой (если ты правша)и правой рукой (если ты пишешь левой рукой);
- писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.
И еще, знаешь ли ты, как правильно держать ручку?
Представим,что на среднем пальце правой руки есть "подушечка":
На эту "подушечку" укладываем ручку.
Указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху:
Расстояние от самого кончика ручки до кончика указательного пальца (расстояние X на рисунке) должно быть примерно 15 мм. Если расстояние слишком маленькое или слишком большое, рука при письме будет напряжена.
Ну что? Готовы к работе? Тогда.
Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать.
Буква эф может быть большой-ее называют заглавной
Может быть маленькой- ее называют строчной
Напишем строчную букву ф, она состоит из трех элементов. Но для начала напишем элементы буквы эф. 1 – элемент две буквы о, а между ними наклонная линия. Вспомним как пишется буква о
Пишем букву о- начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки ведем вверх чуть закругляем влево доводим до верхней линии рабочей строки , ведем вниз линию до нижней линии рабочей строки, поднимаемся вверх вправо к точке начала письма- всю строчку
2 элемент- проходя через точку начала письма ведем к верхней линии рабочей строки и пишем длинную наклонную линию пересекая нижнюю линию рабочей строки до середины нижней вспомогательной линии
3 элемент- возвращаемся по длинной наклонной линии почти до верхней линии рабочей строки закругляем вправо вверх и пишем округлую линию с закруглением влево касаясь нижней линии рабочей строки, поднимаемся округлой линией вверх , замыкая получившийся овал
Теперь всю букву напишем целиком. Старайтесь, чтобы буква была красивой и ровной, следите за осанкой и ручкой.
Давайте теперь пропишем эф с гласными буквами. При соединении согласной буквы с гласной, получается-слог. Например- фо, фи, фе-это слоги.
Прописываем слоги: фа, фо, фе, фи, фя, фу
5. Закрепление материала.
Вы большие молодцы! Покажем еще раз фокуснику, что мы научились читать слова с буквой эф.
Еще раз давайте вспомним характеристику буквы эф:
Звук ф- согласный, глухой , парный , пара по звонкости-глухости- звук звонкая в (в-ф)
Эф бывает – твердой и мягкой, твердый- ф, мягкий –фь
Мы Научились писать строчную букву эф, а вот заглавную букву эф, мы научимся писать в следующий раз.
6. Итог урока
Сегодня на уроке вы познакомились с согласной буквой эф
Узнали, что есть звук ф и фь-это парные звуки
Научились писать строчную букву эф
Еще раз ребята пропишите букву эф- строчную всю строчку и слоги с буквой эф
Вы большие молодцы! Вы старались! Я надеюсь, что вы запомнили букву эф, ее печатный вид и запомнили как она пишется.
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).
Цель: познакомить учащихся с буквой Ф и звуками, которые она обозначает.
- Обучающие:
- создать условия для формирования умений выделять из звуковой модели звук [ф], [ф’] и обозначать его буквой Ф ф;
- сравнивать согласные звуки, парные по глухости-звонкости, различать их буквы;
- формировать навыки плавного слогового чтения.
- Развивающие: развивать речь, память, фонематический слух, мышление, т.е. способность к сравнению и обобщению, самоанализу, логическому изложению материала.
- Воспитывающие: воспитывать прилежание, стремление к получению новых знаний, умение работать в паре, выслушивать ответы друг друга.
- Личностные: высказывать свою точку зрения, уважать мнение собеседника.
- Регулятивные: обобщать сведения о буквах на основе модели, формулировать их; контролировать и оценивать правильность и беглость своего чтения.
- Познавательные:
- сравнивать согласные звуки, парные по глухости-звонкости, различать их буквы; классифицировать, группировать буквы парных или непарных по глухости-звонкости согласных;
- читать слова с изученными буквами, выявлять те, значение которых не совсем понятно, составлять, преобразовывать слова, в том числе путём замены одной буквы;
- понимать смыслоразличительную роль звука и буквы на его месте.
- самостоятельно готовиться к чтению, делить для этого трудные слова на слоги;
- отвечать на вопросы после текста;
- формулировать вопросы о тех словах, значение которых непонятно.
I. Мотивационный этап
1. Психологический настрой (Презентация, слайд 1)
– Ребята, какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы.
– Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щечки. ( Дети делают щипательные движения руками за щечки). У вас замерз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.2. Актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса
– При помощи улыбок вы передали друг другу радость и тепло, а Матушка-зима решила подарить нам мягкие пушистые снежинки, чтобы и животным, и растениям был не страшен мороз. Но снежинки не простые, а буквенные.
– Назовите буквы, записанные на снежинках.В Д А З П Б С Т К Г (слайд 2)
– Найдите лишнюю букву? (Буква А)
– По какому общему принципу объединены оставшиеся буквы? (Согласные буквы).
– Скажите, чем отличаются согласные от гласных звуков?
– Проверим (Ответы детей: при произношении согласных звуков встречаются препятствия: зубы, губы, язык, а гласные говорятся открыто. Гласные можно петь, а согласные – нет).
– На какие группы можно разделить эти согласные? (На звонкие и глухие)
– По звонкости-глухости буквы могут образовывать пары.3. Работа в парах. И вы сейчас тоже будете работать в парах. У вас на партах лежат листочки, на которых написаны буквы согласных звуков. Ваша задача соединить парные согласные. Пара, которая готова , поднимают руки. (домиком).
4. Самопроверка (слайд 3)
– У кого так, поставьте + Озвучьте правильный ответ.
– У какой буквы нет пары?
– Какая задача стоит перед нами на уроке? (Узнать, какой парный согласный есть у буквы В и какой буквой он обозначается).II. Открытие нового знания
1. – Молодцы ребята. Вот в лесу потеплело. И кто-то хочет вас поблагодарить. Кто это? Послушайте и отгадайте загадку:
Днем он молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает. (Филин) (Слайд 4)– А кто такой филин? Где можно найти толкование слова? (В толковом словаре)
– В лесу, в дупле дерева, живет филин. Днём он спит, а ночью вылетает на охоту. Питается он исключительно мышами, полевками и другими мелкими грызунами. Нападает филин на мелких животных. Терпеливо дежурит на своем посту. Часами он ожидает своей добычи. (Слайд 4)
– Сегодня он прилетел к нам на урок, чтобы познакомить вас с новыми звуками и буквой.
– А как вы думаете с какой?2. Выделение нового звука из слова филин.
– Произнесите это слово и поставьте ударение?
– Сколько слогов в слове филин? (Два)
– Назовите первый слог? (фи)
– Назовите второй слог? (лин).
– Какой первый звук слышится в этом слове? (Звук [ф’].)
– Произнесите его.3. Дайте характеристику этому звуку.
- Познакомиться –
- Учиться отличать –
- Учиться читать – (слайд 5)
4. Работа в парах
– Составьте схему к слову филин. (Пара, которая первая справилась, работает у доски)
– Сравните свою схему со схемой на доске.
– Кто согласен? Не согласен? Почему?– Послушайте стихотворение. Скажите о ком оно и назовите слова, в которых встречается новый звук [ф’].
Филин серый, филин старый,
А глаза горят, как фары.
Филин прыг, филин скок,
Филиненку дал флажок.
Филиненок рад, рад,
Два фонарика горят.– Кто такой филиненок? (Детеныш филина) (слайд 7).
– С чем сравнивает автор глаза филина? (С фарами).
– Почему? (Они, как фары светятся в темноте).
– Чем похожи слова: фары, флажок, фонарики? (Звуком [ф] в начале слова).
– Как произносится звук [ф] в этих словах? (Твердо).– Составьте схему к слову фары (работа в парах). Сравните с эталоном.
6. Обобщение:
– С какими новыми звуками мы познакомились? Звук [ф], [ф’].
Введение буквы Ф (эф).
– Но сначала давайте отдохнем.
7. Физминутка
– Какой буквой обозначаются звуки [ф], [ф’] ?
III. Знакомство с новой буквой
Показ печатной буквы (слайд 8)
С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.Федя ходит руки в боки.
Значит выучил уроки.Ножницы я в руки взял –
Букву эФ я в них узнал– Буква Эф так нарядилась
В пышный бантик превратилась. (слайд 9)2. Корректурная проба
– Ребята, маленький филиненок тоже хочет научиться находить эту букву среди других букв, но он не может никак ее найти. Поможем ему?
Ваша задача – найти буквы Ф и зачеркнуть (у каждого карточка, работают самостоятельно)А П Л Т Н Г П Ц У Е В Д Ы Ф Ч Т Х Н К
П Б Ф П Н Е В Ы Д Э Ж Т Е К У М И С Я Ф
Р Ф В Ы Ч С Б Н П В У Т Ф Э Т Ь К Н
Т Н А В Ф С Б Т И М А Ф Б О Л Д П А В– Кто выполнил, посчитайте, сколько раз встречается буква Ф ?
IV. Первичное закрепление
1. Работа по учебнику
– Откройте учебник на стр. 50. (слайд 10 )
– Кто изображён в левом верхнем углу страницы? ( ФИЛИН)
– Что держит филин? (Вазу с фруктами )
– Произнесём слово ВАЗА громко . Назовите первый звук.(В).
Дайте его характеристику.
Теперь произнесите слово ВАЗА шёпотом. Что заметили? Какой звук слышим в начале слова? (Ф)
– Сделайте вывод. ( В-Ф – это парные согласные по звонкости – глухости).2. Физминутка
– Если вы услышите в словах согласные звуки [ф], [ф’]– то встаёте , а если звуки –[в], [в’] то садитесь.
Слова: сова, филин, фея, вишня, фотограф, варенье, фабрика, звук, фрукты, врач, конфеты, ваза, фокусник, виноград, фартук, завод, ветер, фикус, футбол, трава, салфетка, ведро, форма, кофта, велосипед.
3. Работа с Букварём (стр. 50).
Чтение столбиков слов в парах – сначала читает один ученик, другой слушает, затем меняются ролями.
– Прочитайте пару слов, которая различается буквой гласного, затем пару слов, которая различается буквой согласного. Изменяется ли значение слов?
Разделить слова на 2 группы – КТО? ЧТО? Работа в малых группах по 4 чел. (У детей наборы слов – фонарь, салфетка, фокусник, кофта, фотограф, телефон, дельфин)
– Проверьте свою работу. (слайд)
– Почему так разделили?Читает хорошо читающий ученик.
– Так ли надо помогать?
– А что не так?
– Как надо помогать маме?Разложить на 2 полки: продукты и вещи. (В каждой группе по одному слову. Дети прикрепляют слова на доску)
Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы.
Звуки – то, что мы слышим.
Гласные звуки – [а], [у], [ы], [о], [э], [и].
Согласные парные звуки – [г]-[к], [з]-[с], [в]-[ф], [б]-[п], [д]-[т], [ж]-[ш].
Согласные непарные звуки – [н], [р], [л], [м], [й], [ц], [щ], [х], [ч].
- В русском языке 33 буквы.
- 10 гласных букв и 21 согласная буква.
- В русском языке 42 звука.
- 6 гласных звуков и 36 согласных звуков.
- Согласные бывают твёрдые и мягкие.
- Мягкость парных согласных звуков обозначается на письме буквами Е, Ё, Ю, Я, и, или мягкий знак.
- Твёрдость согласных звуков обозначается буквами А, О, У, Ы, Э.
Признаки согласных звуков.
- Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса.
- При произнесение согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык).
- Согласный звук образуют слог только вместе с гласным звуком.
Основная и дополнительная литература:
Азбука. 1 класс. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. Часть 1, с. - 71.
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. с. - 46
Сегодня наш урок посвящен согласным буквам и звукам.
В русском алфавите всего 33 буквы.
10 гласных букв: а,у,о,ы,э,я,ю,ё,и,е.
21 согласная буква: б, в, г, д, ж,з,й,к,л,м,н,п,р,с,т,ф,х,ц,ч,ш,щ.
Также существуют в алфавите ъ и ь. Они живут сами по себе и никаких звуков не обозначают.
В русском языке 42 звука. Намного больше, чем букв.
6 гласных звуков, [а],[о],[у],[и],[ы],[э]
6 гласных и 36 согласных. Где ты уже видел эти цифры? Правильно! На градуснике. Температура 36,6 – нормальная температура человека. Так вот и в русском языке нормально, когда 36,6. 36 согласных и 6 гласных звуков.
Как же отличить согласные от гласных?
У согласных звуков тоже есть признаки.
Признаки согласных звуков:
- Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса.
- При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык).
- Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком: стра/на.
А все ли согласные звуки одинаковые?
Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими.
Записывать звуки нужно в квадратных скобках.
[л] – твёрдый звук.
Если звук мягкий, то сверху после звука мы ставим вот такой значок: апостроф [л’].
Мягкость парных согласных звуков обозначается на письме буквами е,ё,ю,я,и, или ь.
То есть перед этими буквами, е,ё,ю,я,и или ь, всегда будет стоять мягкий согласный звук. Например, если после буквы л будет стоять буква я, то звук будет мягкий [л’а].
Давай посчитаем, сколько здесь букв, а сколько звуков.
Твёрдость согласных звуков обозначается буквами а,о,у,ы,э. Это значит, что перед этими гласными будет стоять твёрдый согласный звук.
Его звуковое обозначение выглядит так [раса].
Посчитаем, сколько здесь букв и звуков.
Выберите звуковое обозначение слова, в котором есть 2 мягких согласных звука.
Соотнесите слово и звуковое обозначение
Прочитайте загадку. Запишите отгадку. Назовите, сколько мягких и сколько твёрдых согласных в каждой строчке.
Висит за окошком
Он полон капели
И пахнет весной.
Подчеркните буквы мягких согласных звуков.
Рисунок, снег, дорога, тепло, молоко, гнездо.
Прочитайте скороговорку. Какие звуки учит произносить скороговорка? Произнесите эти звуки сначала отдельно, а затем в скороговорке. Выучите скороговорку наизусть.
Читайте также: