Конспект урока по русскому языку 1 класс буква ф

Обновлено: 05.07.2024

1.1. Актуализировать знания детей о необходимост и изучения п исьменных букв.

1.2. Составить план действия по из учению стро чной б уквы ф.

1.4. Обсудить в озможные способ ы написания сое динений с букв ой ф с

1.5. Организовать само оценивание учащимися ра боты на уроке.

умений об означать звук буквой, дидактический мате риал.

По коммуни кативному развитию учащихся были использ ованы приёмы

формирования умений работать в рамках диалог а, слушать со беседника,

договаривать ся с ним, убеждать его. У чащиеся в тече ние всего урока общались

друг с другом, п од руководств ом учителя развивали культу ру поведения в

разговоре и посто янно стимули ровались к активному вы ражению со бственного

мнения, уме ния доказывать ег о. На уроке было реализ овано прав о у чащихся на

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Звук и [ф] , [ф’] и буква Ф, ф

.1 Орг.момент

-Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать на уроке русского языка в 1 классе

Меня зовут Кипкеева Танзиля Рокаевна я учитель начальных классов работаю в Школе№3

Девиз урока

На уроке не зевай,

Сразу всё запоминай!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!

Ребята, вас ожидает знакомство с новой буквой, а какая буква мы узнаем после выполнения заданий.

2. Актуализация знаний

Послушайте и отгадайте загадки :

Летом в сквере или в парке

Охладит нас, если жарко.

Столб воды в гранитной чаше

Словно летний дождик пляшет

Соберем команду в школе

И найдем большое поле.

И в воротах пятый гол!

Нарисует он картину

И раскрасит Буратино,

Он напишет объявленье

Рисовать плакаты мастер

3. Постановка учебной задачи. Задачи проблемной ситуации.

Все загадки отгадали. Вот и отгадки. Посмотрите на эти слова.

Фонтан , футбол, фломастер

Что общее в этих словах ? Правильно первая буква. Давайте произнесем эти слова. Какой звук слышен вначале слова? Верно –звук ф.

Буква Ф надула щёки,

Нос задрала, руки- в боки!

Ничего себе! Однако!

Эта буква- задавака!

Тема нашего урока : буква эф, звук ф

Научимся писать эту задаваку букву, и будем читать этот звук в словах и в слогах

4. Освоение нового содержания и его применение.

Давайте вспомним чем отличаются буквы от звуков? Буквы –мы видим и пишем, а звуки – мы слышим и произносим

Это Звуковичок. Его надо нарядить, для этого надо раскрасить башмачки (надеть ) и одеть шапочку, чтобы звуковичок мог выйти погулять. Разукрасим башмачки: зеленым цветом, если звук может быть мягким, синим цветом, если звук может быть твердым.

1) Произносим слова : фара и фильм. Выделим слог фа и фи. По звучанию они разные. В слоге фа после звука (ф) слышен звук (а), а звук (а) обозначает твердость у предшествующего согласного звука. И это значит, что (ф) твердый в данном слове. Поэтому закрасим первый башмачок синим цветом.

2) Рассмотрим слог фи. После звука (ф) слышен звук (и), а звук (и) обозначает мягкость у предшествующего согласного звука. И это значит, что в данном слове звук фь- мягкий. Поэтому раскрашиваем второй башмачок зеленым цветом.

3) Теперь оденем шапочку (шляпа, колокольчик) Колокольчик одевается на звонкие согласные, а шляпка-на глухие согласные.

Согласные звуки могут произноситься с голосом и шумом – это звонкие согласные

Только с шумом – это глухие согласные. давайте произнесем звук ф. В данном случае что мы добавим шляпу или колокольчик? Шляпу! Потому что ф-состоит только из шума, а значит звук ф-глухой

По наряду звуковичка можно сказать, что звук ф: согласный, глухой, парный по твердости мягкости

Мы узнали, что звук ф- согласный, глухой. Теперь давайте найдем место буквы эф в алфавите. (указываем место). Дети а какие буквы находятся по соседству? Правильно –У и Х. А место в алфавите у буквы эф -22 место.

- Кто догадался, где мы поселим новую букву в городе Букварии? В каком домике? Давайте Произнесем попарно эти звуки (б-п, г-к д-т ж-ш з-с)

Так в каком же домике мы ее поселим?

(Напротив буквы В, т.к. новая буква обозначает парный глухой согласный звук).

Звук в- звонкий, а звук ф-глухой

Еще раз давайте прочитаем попарно эти звуки

Посмотрите мы выучили все парные согласные. Запомните их! Они будут вас сопровождать все время пока будете изучать русский язык.

А сейчас давайте отдохнем!

Физминутка для глаз

-Посмотрите на потолок и нарисуйте глазами цифру 8 три раза;

-похлопайте 3 раза глазами , на четвертый раз закройте глаза на 5 секуд

- откройте глаза и повторите данное действие 2 раза

У нас сегодня на уроке гость.

Давайте отгадаем кто это

Кроликом вдруг лента стала,

Шляпа бабочек полна.

Просит зал: «Еще! Нам мало

Получается все просто,

Нету к мастеру вопросов.

Он давно не ученик,

- Наш гость - фокусник - не случайно пришел именно к нам на урок. Он знает, что сегодня мы будем изучать новую букву и решил помочь нам.

Чтение слогов и слов с новой буквой.

1. Фокусник пришел к нам со своим волшебным сундучком . Он передал мне волшебную палочку. Следите за движением палочки. Раз, два, три – ой, появилась табличка. Нам нужно ее прочитать

фу уф фла фея

фе еф физ фокус

фи иф фру шофёр

фо оф фот финиш

фы ыф фри фабрика

Чтение слогов 1-го столбика громко.

Чтение слогов 2-го столбика громко.

Чтение слогов 3-го столбика громко.

Чтение хором слов 4-го столбика.

- В каких словах мягкий согласный звук [ф’]? (фея, шофер, финиш).

А в каких твкрдый согласный звук ф?

Давайте выполним звуко-буквенный разбор данного слова

Напоминаю, что при разборе твердые согласные мы разукрашиваем синим цветом, мягкие согласные зеленым, гласные звуки- красным

Вначале определим сколько слогов слове: фи-ал-ки

Сколько слогов? 3!

Фь-мягкий,значит отмечаем его зеленым цветом

А –гласный-красный цвет

Л-твердый –синим цветом

И - гласная- красным цветом

Молодцы ребята! Мы справились с этим заданием

Теперь Найдем ударную гласную (ударный гласный звук-это звук на которое падает ударение), а ударение –это выделение силой голоса часть слова, оно падает всегда на гласный звук

Какая буква выделяется силой голоса? Правильно буква А!

Поставим ударение над местом, где буква А.

Образование слов и предложений.

Нужно соединить паровоз с вагоном так, чтобы получились слова:

Здорово ребята! у нас все получилось!

С печатным видом буквы мы познакомились, а теперь давайте познакомимся с письменным видом

Сейчас будем учиться писать строчную букву ф, поэтому приготовьте ручки, тетрадки.

Давайте вспомним правила посадки при письме:

Чтобы твоя спинка оставалась ровной, глазки зоркими, а в тетрадке получались красивые, ровные буквы, за партой нужно:

- опираться спиной на спинку стула;

- не опираться грудью на стол;

- ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;

- туловище, голову, плечи держать ровно;

- положить обе руки на стол, чтобы они опирались о край стола, а локти выступали за край стола;

- придерживать тетрадь левой рукой (если ты правша)и правой рукой (если ты пишешь левой рукой);

- писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.

И еще, знаешь ли ты, как правильно держать ручку?

Представим,что на среднем пальце правой руки есть "подушечка":

На эту "подушечку" укладываем ручку.

Указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху:

Расстояние от самого кончика ручки до кончика указательного пальца (расстояние X на рисунке) должно быть примерно 15 мм. Если расстояние слишком маленькое или слишком большое, рука при письме будет напряжена.

Ну что? Готовы к работе? Тогда.

Сели прямо, ноги вместе,

Под наклон возьмём тетрадь.

Левая рука на месте,

Правая рука на месте,

Можно начинать писать.

Буква эф может быть большой-ее называют заглавной

Может быть маленькой- ее называют строчной

Напишем строчную букву ф, она состоит из трех элементов. Но для начала напишем элементы буквы эф. 1 – элемент две буквы о, а между ними наклонная линия. Вспомним как пишется буква о

Пишем букву о- начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки ведем вверх чуть закругляем влево доводим до верхней линии рабочей строки , ведем вниз линию до нижней линии рабочей строки, поднимаемся вверх вправо к точке начала письма- всю строчку

2 элемент- проходя через точку начала письма ведем к верхней линии рабочей строки и пишем длинную наклонную линию пересекая нижнюю линию рабочей строки до середины нижней вспомогательной линии

3 элемент- возвращаемся по длинной наклонной линии почти до верхней линии рабочей строки закругляем вправо вверх и пишем округлую линию с закруглением влево касаясь нижней линии рабочей строки, поднимаемся округлой линией вверх , замыкая получившийся овал

Теперь всю букву напишем целиком. Старайтесь, чтобы буква была красивой и ровной, следите за осанкой и ручкой.

Давайте теперь пропишем эф с гласными буквами. При соединении согласной буквы с гласной, получается-слог. Например- фо, фи, фе-это слоги.

Прописываем слоги: фа, фо, фе, фи, фя, фу

5. Закрепление материала.

Вы большие молодцы! Покажем еще раз фокуснику, что мы научились читать слова с буквой эф.

Еще раз давайте вспомним характеристику буквы эф:

Звук ф- согласный, глухой , парный , пара по звонкости-глухости- звук звонкая в (в-ф)

Эф бывает – твердой и мягкой, твердый- ф, мягкий –фь

Мы Научились писать строчную букву эф, а вот заглавную букву эф, мы научимся писать в следующий раз.

6. Итог урока

Сегодня на уроке вы познакомились с согласной буквой эф

Узнали, что есть звук ф и фь-это парные звуки

Научились писать строчную букву эф

Еще раз ребята пропишите букву эф- строчную всю строчку и слоги с буквой эф

Вы большие молодцы! Вы старались! Я надеюсь, что вы запомнили букву эф, ее печатный вид и запомнили как она пишется.

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

Цель: познакомить учащихся с буквой Ф и звуками, которые она обозначает.

  • Обучающие:
  • создать условия для формирования умений выделять из звуковой модели звук [ф], [ф’] и обозначать его буквой Ф ф;
  • сравнивать согласные звуки, парные по глухости-звонкости, различать их буквы;
  • формировать навыки плавного слогового чтения.
  • Развивающие: развивать речь, память, фонематический слух, мышление, т.е. способность к сравнению и обобщению, самоанализу, логическому изложению материала.
  • Воспитывающие: воспитывать прилежание, стремление к получению новых знаний, умение работать в паре, выслушивать ответы друг друга.
  • Личностные: высказывать свою точку зрения, уважать мнение собеседника.
  • Регулятивные: обобщать сведения о буквах на основе модели, формулировать их; контролировать и оценивать правильность и беглость своего чтения.
  • Познавательные:
    • сравнивать согласные звуки, парные по глухости-звонкости, различать их буквы; классифицировать, группировать буквы парных или непарных по глухости-звонкости согласных;
    • читать слова с изученными буквами, выявлять те, значение которых не совсем понятно, составлять, преобразовывать слова, в том числе путём замены одной буквы;
    • понимать смыслоразличительную роль звука и буквы на его месте.
    • самостоятельно готовиться к чтению, делить для этого трудные слова на слоги;
    • отвечать на вопросы после текста;
    • формулировать вопросы о тех словах, значение которых непонятно.

    I. Мотивационный этап

    1. Психологический настрой (Презентация, слайд 1)

    – Ребята, какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы.
    – Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щечки. ( Дети делают щипательные движения руками за щечки). У вас замерз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.

    2. Актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса

    – При помощи улыбок вы передали друг другу радость и тепло, а Матушка-зима решила подарить нам мягкие пушистые снежинки, чтобы и животным, и растениям был не страшен мороз. Но снежинки не простые, а буквенные.
    – Назовите буквы, записанные на снежинках.

    В Д А З П Б С Т К Г (слайд 2)

    – Найдите лишнюю букву? (Буква А)
    – По какому общему принципу объединены оставшиеся буквы? (Согласные буквы).
    – Скажите, чем отличаются согласные от гласных звуков?
    – Проверим (Ответы детей: при произношении согласных звуков встречаются препятствия: зубы, губы, язык, а гласные говорятся открыто. Гласные можно петь, а согласные – нет).
    – На какие группы можно разделить эти согласные? (На звонкие и глухие)
    – По звонкости-глухости буквы могут образовывать пары.

    3. Работа в парах. И вы сейчас тоже будете работать в парах. У вас на партах лежат листочки, на которых написаны буквы согласных звуков. Ваша задача соединить парные согласные. Пара, которая готова , поднимают руки. (домиком).

    4. Самопроверка (слайд 3)

    – У кого так, поставьте + Озвучьте правильный ответ.
    – У какой буквы нет пары?
    – Какая задача стоит перед нами на уроке? (Узнать, какой парный согласный есть у буквы В и какой буквой он обозначается).

    II. Открытие нового знания

    1. – Молодцы ребята. Вот в лесу потеплело. И кто-то хочет вас поблагодарить. Кто это? Послушайте и отгадайте загадку:

    Днем он молчит,
    Ночью кричит,
    По лесу летает,
    Прохожих пугает. (Филин) (Слайд 4)

    – А кто такой филин? Где можно найти толкование слова? (В толковом словаре)
    – В лесу, в дупле дерева, живет филин. Днём он спит, а ночью вылетает на охоту. Питается он исключительно мышами, полевками и другими мелкими грызунами. Нападает филин на мелких животных. Терпеливо дежурит на своем посту. Часами он ожидает своей добычи. (Слайд 4)
    – Сегодня он прилетел к нам на урок, чтобы познакомить вас с новыми звуками и буквой.
    – А как вы думаете с какой?

    2. Выделение нового звука из слова филин.

    – Произнесите это слово и поставьте ударение?
    – Сколько слогов в слове филин? (Два)
    – Назовите первый слог? (фи)
    – Назовите второй слог? (лин).
    – Какой первый звук слышится в этом слове? (Звук [ф’].)
    – Произнесите его.

    3. Дайте характеристику этому звуку.

    • Познакомиться –
    • Учиться отличать –
    • Учиться читать – (слайд 5)

    4. Работа в парах

    – Составьте схему к слову филин. (Пара, которая первая справилась, работает у доски)
    – Сравните свою схему со схемой на доске.
    – Кто согласен? Не согласен? Почему?

    – Послушайте стихотворение. Скажите о ком оно и назовите слова, в которых встречается новый звук [ф’].

    Филин серый, филин старый,
    А глаза горят, как фары.
    Филин прыг, филин скок,
    Филиненку дал флажок.
    Филиненок рад, рад,
    Два фонарика горят.

    – Кто такой филиненок? (Детеныш филина) (слайд 7).
    – С чем сравнивает автор глаза филина? (С фарами).
    – Почему? (Они, как фары светятся в темноте).
    – Чем похожи слова: фары, флажок, фонарики? (Звуком [ф] в начале слова).
    – Как произносится звук [ф] в этих словах? (Твердо).

    – Составьте схему к слову фары (работа в парах). Сравните с эталоном.

    6. Обобщение:

    – С какими новыми звуками мы познакомились? Звук [ф], [ф’].

    Введение буквы Ф (эф).

    – Но сначала давайте отдохнем.

    7. Физминутка

    – Какой буквой обозначаются звуки [ф], [ф’] ?

    III. Знакомство с новой буквой

    Показ печатной буквы (слайд 8)

    С этой буквой на носу
    Филин прячется в лесу.

    Федя ходит руки в боки.
    Значит выучил уроки.

    Ножницы я в руки взял –
    Букву эФ я в них узнал

    – Буква Эф так нарядилась
    В пышный бантик превратилась. (слайд 9)

    2. Корректурная проба

    – Ребята, маленький филиненок тоже хочет научиться находить эту букву среди других букв, но он не может никак ее найти. Поможем ему?
    Ваша задача – найти буквы Ф и зачеркнуть (у каждого карточка, работают самостоятельно)

    А П Л Т Н Г П Ц У Е В Д Ы Ф Ч Т Х Н К
    П Б Ф П Н Е В Ы Д Э Ж Т Е К У М И С Я Ф
    Р Ф В Ы Ч С Б Н П В У Т Ф Э Т Ь К Н
    Т Н А В Ф С Б Т И М А Ф Б О Л Д П А В

    – Кто выполнил, посчитайте, сколько раз встречается буква Ф ?

    IV. Первичное закрепление

    1. Работа по учебнику

    – Откройте учебник на стр. 50. (слайд 10 )
    – Кто изображён в левом верхнем углу страницы? ( ФИЛИН)
    – Что держит филин? (Вазу с фруктами )
    – Произнесём слово ВАЗА громко . Назовите первый звук.(В).
    Дайте его характеристику.
    Теперь произнесите слово ВАЗА шёпотом. Что заметили? Какой звук слышим в начале слова? (Ф)
    – Сделайте вывод. ( В-Ф – это парные согласные по звонкости – глухости).

    2. Физминутка

    – Если вы услышите в словах согласные звуки [ф], [ф’]– то встаёте , а если звуки –[в], [в’] то садитесь.

    Слова: сова, филин, фея, вишня, фотограф, варенье, фабрика, звук, фрукты, врач, конфеты, ваза, фокусник, виноград, фартук, завод, ветер, фикус, футбол, трава, салфетка, ведро, форма, кофта, велосипед.

    3. Работа с Букварём (стр. 50).

    Чтение столбиков слов в парах – сначала читает один ученик, другой слушает, затем меняются ролями.

    – Прочитайте пару слов, которая различается буквой гласного, затем пару слов, которая различается буквой согласного. Изменяется ли значение слов?

    Разделить слова на 2 группы – КТО? ЧТО? Работа в малых группах по 4 чел. (У детей наборы слов – фонарь, салфетка, фокусник, кофта, фотограф, телефон, дельфин)
    – Проверьте свою работу. (слайд)
    – Почему так разделили?

    Читает хорошо читающий ученик.

    – Так ли надо помогать?
    – А что не так?
    – Как надо помогать маме?

    Разложить на 2 полки: продукты и вещи. (В каждой группе по одному слову. Дети прикрепляют слова на доску)

    Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы.

    Звуки – то, что мы слышим.

    Гласные звуки – [а], [у], [ы], [о], [э], [и].

    Согласные парные звуки – [г]-[к], [з]-[с], [в]-[ф], [б]-[п], [д]-[т], [ж]-[ш].

    Согласные непарные звуки – [н], [р], [л], [м], [й], [ц], [щ], [х], [ч].

    1. В русском языке 33 буквы.
    2. 10 гласных букв и 21 согласная буква.
    3. В русском языке 42 звука.
    4. 6 гласных звуков и 36 согласных звуков.
    5. Согласные бывают твёрдые и мягкие.
    6. Мягкость парных согласных звуков обозначается на письме буквами Е, Ё, Ю, Я, и, или мягкий знак.
    7. Твёрдость согласных звуков обозначается буквами А, О, У, Ы, Э.

    Признаки согласных звуков.

    1. Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса.
    2. При произнесение согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык).
    3. Согласный звук образуют слог только вместе с гласным звуком.

    Основная и дополнительная литература:

    Азбука. 1 класс. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. Часть 1, с. - 71.

    Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. с. - 46

    Сегодня наш урок посвящен согласным буквам и звукам.

    В русском алфавите всего 33 буквы.

    10 гласных букв: а,у,о,ы,э,я,ю,ё,и,е.

    21 согласная буква: б, в, г, д, ж,з,й,к,л,м,н,п,р,с,т,ф,х,ц,ч,ш,щ.

    Также существуют в алфавите ъ и ь. Они живут сами по себе и никаких звуков не обозначают.

    В русском языке 42 звука. Намного больше, чем букв.

    6 гласных звуков, [а],[о],[у],[и],[ы],[э]

    6 гласных и 36 согласных. Где ты уже видел эти цифры? Правильно! На градуснике. Температура 36,6 – нормальная температура человека. Так вот и в русском языке нормально, когда 36,6. 36 согласных и 6 гласных звуков.

    Как же отличить согласные от гласных?

    У согласных звуков тоже есть признаки.

    Признаки согласных звуков:

    1. Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса.
    2. При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык).
    3. Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком: стра/на.

    А все ли согласные звуки одинаковые?

    Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими.

    Записывать звуки нужно в квадратных скобках.

    [л] – твёрдый звук.

    Если звук мягкий, то сверху после звука мы ставим вот такой значок: апостроф [л’].

    Мягкость парных согласных звуков обозначается на письме буквами е,ё,ю,я,и, или ь.

    То есть перед этими буквами, е,ё,ю,я,и или ь, всегда будет стоять мягкий согласный звук. Например, если после буквы л будет стоять буква я, то звук будет мягкий [л’а].

    Давай посчитаем, сколько здесь букв, а сколько звуков.

    Твёрдость согласных звуков обозначается буквами а,о,у,ы,э. Это значит, что перед этими гласными будет стоять твёрдый согласный звук.

    Его звуковое обозначение выглядит так [раса].

    Посчитаем, сколько здесь букв и звуков.

    Выберите звуковое обозначение слова, в котором есть 2 мягких согласных звука.

    Соотнесите слово и звуковое обозначение

    Прочитайте загадку. Запишите отгадку. Назовите, сколько мягких и сколько твёрдых согласных в каждой строчке.

    Висит за окошком

    Он полон капели

    И пахнет весной.

    Подчеркните буквы мягких согласных звуков.

    Рисунок, снег, дорога, тепло, молоко, гнездо.

    Прочитайте скороговорку. Какие звуки учит произносить скороговорка? Произнесите эти звуки сначала отдельно, а затем в скороговорке. Выучите скороговорку наизусть.

    Читайте также: