Н и сладков весенняя баня конспект урока 1 класс

Обновлено: 07.07.2024

Дети должны знать, какие требования школа предъявляет к пересказу. В пересказе должна звучать живая речь самого школьника. Это значит, что прочитанный образец не должен быть заучен, зазубрен. Но в то же время предъявляется и другое требование: использовать лексику, обороты речи, а отчасти и синтаксические конструкции, взятые из образца. Язык образца усваивается при чтении, в беседах, в ходе анализа текста. Учитель следит за обязательным употреблением лишь тех слов, которые встретились в этом рассказе впервые или в каком-то необычном сочетании. Желательно использовать изобразительные средства языка, образные выражения, фразеологизмы. Важно также, чтобы в пересказе сохранился стиль образца, например сказки.

В пересказе должны быть соблюдены последовательность оригинала, причинно-следственные зависимости, переданы все основные факты и описания. Полнота передачи всего существенного – одно из важнейших требований к пересказу научного текста. Слайд 2.

Нужно время от времени практиковать пересказ прослушанного, а не только прочитанного текста (прочитанного учителем, воспроизведённого по записи и т. п.); пересказ после однократного, первичного чтения текста самим учеником; пересказ текста, прочитанного сутки тому назад, неделю назад и пр. Все эти условия совершенно необходимы, т. к. подобные пересказы часто встречаются в жизни.

В начальных классах применяются следующие виды пересказа:

Ведь конечная цель пересказа состоит в том, чтобы человек в жизни, в производственной и общественной деятельности мог правильно, достаточно полно, логически стройно и выразительно передать прочитанное, услышанное.

С чего же начать работу по обучению пересказу первоклассников?

Текст – не просто совокупность, простая сумма предложений, а целостное сложное образование, тематически и функционально законченное целое. Тематическое единство текста выражается в том, что все элементы текста прямо или опосредованно связаны с темой и основной мыслью высказывания.

Поэтому учащихся 1 класса прежде всего нужно познакомить со следующими понятиями: речь устная и письменная, текст, тема текста, главная мысль текста. Эту работу нужно начинать уже на уроках обучения грамоте. Слайды 3, 7, 8.

Общие правила выделения мнемонических опор. Слайд 6.

Выделенные главные мысли представляют собой не просто коротенький рассказ про основное, но могут являться планом текста. Требования к пунктам плана: в них должны быть выражены главные мысли, они должны быть связаны между собой по смыслу и чётко выражены. Чёткая формулировка плана в рамках данной методики предполагает предложение, где есть подлежащее, сказуемое и другие члены предложения. Слайд 9.

После того, как план составлен, нужно прочитать текст и отметить, что же говорится по первому пункту, по второму и т. д. Затем закрыть учебник и пересказать вслух всё, что запомнили, опираясь на план. Затем прочитать ещё раз текст, отмечая, что забылось при пересказе, а что помнится, и ещё раз пересказать вслух. Слайд 11.

Если подобную работу проводить в системе, то через некоторое время подготовка пересказа не будет составлять для учащихся трудности как на уроке, так и во время подготовки домашнего задания.

- За чем принято ходить в лес, в поле, на речку?

- А можно ходить за сказками и загадками. На каждом шагу лес загадывает загадки, а ты идёшь и стараешься их разгадать.

- Хотите овладеть лесной грамотой и научиться раскрывать тайны? А помогут нам рассказы замечательного детского писателя Н. И. Сладкова.

- Тема урока? (Сказки и загадки в произведениях Сладкова). Работая по этой теме, попробуем ответить на вопрос, чему хотел научить нас Н. И. Сладков?

Самостоятельное чтение рассказа.

- Поделитесь своими впечатлениями.

Повторное чтение рассказа, деление на части, подробный пересказ по плану.

- Теперь будем работать с текстом и учиться пересказывать.

- Чтение по цепочке первой части. О ком прочитали? Что мы о нём прочитали? Озаглавьте эту часть. (План текста заранее подготовлен на доске. В ходе работы над частями текста постепенно открываю название каждого пункта.)

  1. Ванятка увидел незнакомых ему птичек.
  2. Прыгнули птички в лужу купаться.
  3. Выкупались и стали обыкновенными воробьями.
  4. Понял мальчик, что воробьи зимнюю грязь смывали.

Задания к первому пункту плана.

- Почему Ванятка считал себя знатоком птиц?

- Каких птиц он увидел, когда вышел из школы?

- С какой интонацией нужно читать? Какие слова подсказали нам интонацию?

- Перескажите эту часть.

Задания ко второму пункту плана.

- О ком прочитали? Что? Озаглавьте эту часть.

- Что автор описывает в этой части? Какую части речи использует для этого? Прочитайте по порядку все глаголы.

- Как вы думаете, в каком темпе нужно читать эту часть? (Действия быстро сменяют друг друга.)

- С каким настроением нужно читать? Найдите слова, которые создают радостное настроение.

- Чувствуется отношение автора к воробьям? (Ему нравится за ними наблюдать.) Какие слова помогли нам это понять? - Выразительное чтение части и пересказ по абзацам.

Задания к третьему пункту плана.

- О ком прочитали и что? Озаглавьте.

- В этой части три коротких абзаца. Прочитайте первый, второй, третий и подумайте, с каким настроением и в каком темпе будем читать каждый из них? (1 - в темпе; 2 – с удивлением; 3 – с удовольствием, ласково)

Задания к четвёртому пункту плана.

- О ком прочитали? Что? Озаглавьте.

- Какую загадку разгадал мальчик, наблюдая за воробьями? (Почему за зиму воробьи так изменились, где ночуют они холодной зимой.)

- Перескажите эту часть.

- Что помогло мальчику разгадать эту загадку? (Любознательность и наблюдательность.)

- Думаю, что и вам под силу разгадать тайны птиц и животных, потому что у вас всё для этого есть: глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и голова, чтобы всё понять.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЛИСИЧАНСКАЯ ЗОШ І – ІІІ СТУПЕНЕЙ № 26

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ

учитель начальных классов

Стариковская О. В.

Оборудование. Портрет Н. Сладкова, иллюстрации к произведению, картинка воробья, карточки.

Тип урока. Комбинированный.

І. Организационный момент

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

ІІ. Актуализация опорных знаний

Упражнения на развитие техники чтения

- Многократное чтение ( Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения.)

2. Работа над скороговоркой

Валя на проталинке промочила валенки.

Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

3. Беседа о изменениях в природе весной.

- В какое время года Валя могла замочить валенки на проталенке?

- Какие еще изменения происходят в природе весной?

- Кто радуется весне вместе с людьми?

ІІІ. Изучение нового материала

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Н. Сладкова.

Вспомните, о чем писал Н. Сладков?

Прочитайте название рассказа, который мы будем читать. Как вы думаете, о чем будет идти речь в рассказе?

Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит (Воробей)

Кто герои рассказа?

Воробей – это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека. В России встречаются два вида воробьев: воробей домовой, или городской, и воробей полевой, или деревенский.

Воробей за день тратит очень много энергии и поэтому не может голодать более двух суток.

Большинство представителей семейства по земле передвигаются прыжками из-за коротких ног.

Питаются воробьи семенами. Обожают коноплю, подсолнечник, пшеничные зерна, но будут клевать и хлебные крошки. Понаблюдайте, как умело воюют они во дворе с голубями за свой кусок хлеба. Но малышей воробьи кормят нежным мясом гусениц, бабочек, и польза воробьев, заключающаяся в уничтожении вредителей в огородах, виноградниках и садах, уравновешивает некоторый вред, приносимый едоками зерна. Выкармливая выводок из четырех-шести птенчиков, родители-воробьи суют в оранжевые рты детворы около тысячи разных насекомых.

Из-за особенностей строения глаз, воробьи видят мир в розовом свете, а в шее воробья в два раза больше позвонков, чем у жирафа.

Известны факты установки памятников воробью, сооружённые человеком в знак благодарности за помощь со стороны этой птицы в борьбе против насекомых-вредителей. Первый такой памятник был воздвигнут в середине XIX века в Бостоне.

1)цветные огни, получаемые при сжигании пороховых пиротехнических изделий (ракеты и др.) во время увеселений, торжеств и т. д.

2) В переносном смысле - стремительный поток, обилие чего-либо (напр., фейерверк слов).

Труха – мелкие остатки перегнившего сена, дерева.

Сажа – черный налет от сгорания топлива.

Первичное восприятие текста.

- Сколько воробьев было в рассказе?

- На уроках не забываем заботиться о здоровье. Зарядка для глаз

- Поморгаем глазами, зажмурились, открыли глаза, поморгали.

- Посмотрели вверх, вниз, направо, налево, по кругу в правую сторону, по кругу в левую сторону.

- Поставили указательный палец перед собой. Смотрим на палец и двигаем его к носу, от носа.

- Перемещаем руку направо, налево, следим за рукой.

- Откройте глаза, посмотрите на зелёный цвет, на растения - так успокаиваем глаза.

IV . Закрепление изученного материала.

Чтение рассказа по частям с анализом содержания.

- Кем считал себя Ванятка?

- Каких птиц увидел мальчик?

- Что делали птицы?

- Почему ахнул Ванятка?

- Где зимовали воробьи?

2. Работа над художественными средствами описания.

- Раскройте смысл этого предложения.

- Да, в этом предложении мы чувствуем и движение, и цветные яркие краски, и свежие весенние звуки. Какое ёмкое по смыслу выражение автора!

- Найдите и прочитайте, как автор передает удовольствие воробьев от купания.

3. Беседа по определению основной мысли текста

- Каковы чувства Ванятки?

- Каковы чувства воробьёв?

- Каковы чувства автора?

- Что же у всех героев общего? (все рады весне, ждут её наступления, чувства радости, восторга, отличного весеннего настроения )

- Какова же основная тема рассказа, которую хотел донести до нас

Н. Сладков? (Весна - это время перемен. Весной всё обновляется и очищается: природа, чувства, желания).

Для правильного выполнения следующего задания необходимо ещё раз просмотреть текст внимательно! (читают три минуты жужжащим чтением). Закройте текст!

- Я говорю фразу из рассказа Сладкова. Если фраза верная, то ставьте-1, а не совсем верная- 0.

- Ванятка вышел из школы-1

- Одна птичка черная, другая- серая, а третья вовсе белая – 0

- Брызги над ними, как звон капели- 0

- Выкупались, вымылись, наелись и выскочили на бережок-0

- Воробьи! Все четверо- обыкновенные воробьи! -0

- Вот и стала вода в луже черно-кирпично-коричневой! -1

- Проверяем правильный ключ. Встаньте, у кого такой же получился:100 001.

6. Работа в парах на карточках

Кого характеризуют данные слова. Соедини стрелочками.

- Почему вы считаете, что воробьи находчивые?

- Легко ли воробьям было пережить зиму? Помогали ли вы им?

V . Итог урока

Самооценка. (Учитель диктует текст самооценки вслух, учащиеся ставят себе в табличку плюс или минус)

Нажмите, чтобы узнать подробности

•Цель: совершенствовать технику чтения, выразительность; прививать интерес к чтению; развивать творческое воображение, фантазию; учить мгновенно узнавать слова во время чтения, воспитывать наблюдательность.

Литературное чтение Урок 78 Автор: учитель начальных классов Общеобразовательной школы № 33 Сидоренкова Любовь Григорьевна

Литературное чтение Урок 78

Автор: учитель начальных классов

Общеобразовательной школы № 33 Сидоренкова Любовь Григорьевна



Описание: данный конспект урока нацелен на знакомство детей с творчеством писателя Николая Сладкова и воспитание любви к природе. Материал будет полезен учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных учреждений, родителям.
Автор: Королькова Марина Михайловна, учитель начальных классов, ГБОУ Школа №1514, г. Москва.
Цель: знакомство учащихся с творчеством писателя Николая Сладкова.
Задачи:
– совершенствовать навыки выразительного чтения;
– формировать положительное отношение к учению;
– воспитывать любовь, чуткость и бережное отношение к природе.
Материально-техническое обеспечение урока: электронная доска и проектор для показа презентации, распечатанные рассказы Н. Сладкова, игрушка ёжик, распечатанные яблочки для этапа рефлексии.
Предварительная подготовка: дети должны выучить небольшие стихотворения о лесных животных.

Учитель:
Раз, два, три – слушай и смотри.
Три, два, раз – мы начнем сейчас.

Ребята, к нам на урок пришел гость. А чтобы узнать какой, отгадайте загадку.
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной:
Иголок очень много,
А ниток ни одной.
Кто это?
Ученики:
Ёжик.



Учитель:
Верно. Оглянитесь, найдите нашего гостя. (Игрушка ежика находится на шкафу позади детей, учитель приносит гостя и усаживает на учительский стол).



Учитель:
К сегодняшнему дню, я просила подготовить стихи. Есть ли у кого-то стихотворение про ежика? Давайте его порадуем.
(Ученики рассказывают стихотворения о ежике).
А про его лесных друзей кто расскажет?
(Еще несколько учеников рассказывают стихотворения о лесных животных).
Прочитайте стихотворение и догадайтесь, о чем будет сегодняшний урок.



Учитель:
И о мхе, и о малине. Как назвать все это одним словом? О чем будет наш урок?
Ученики:
О природе.
Учитель:
Правильно, о природе. В этом нам поможет один талантливый человек, который очень любил природу. Давайте прочитаем его рассказ. Что за животные изображены на иллюстрации к рассказу?


Ученики:
Сороку и лося.
Учитель:
На иллюстрации мы видим только голову лося. А какой он размером, знаете? Боится ли он кого в лесу, волков, например?
Ученики:
Нет, он очень большой.

Сорока и Лось
— Дяденька, что случилось: целый день из озера не вылезаешь? Уж не волки ли тебя стерегут?
— Э-э, Сорока, что мне волки! Покусачее звери на берегу поджидают, покровожадней.
— Кто же они, злодеи, кто же они, кровопийцы?
— Да комары-ы!

Учитель:
Вот кого боятся лоси. Кусачих комаров! Такой большой лось, а боится таких малюток.

Физминутка "Ежики"
Приходили, приходили (шаги на месте)
Ежики, ежики (ладонями вверх с растопыренными пальцами показываем ежиков)
Наковали, наковали (кулачок на кулачок и меняем их местами)
Ножницы, ножницы (скрещиваем руки)
Бег на месте, бег на месте (бег на месте)
Зайчики, зайчики (ладошки над головой как ушки)
Ну-ка дружно, ну-ка вместе
Девочки (шёпотом кричат девочки)
Мальчики (тихо кричат мальчики)
(Можно провести еще раз с ускорением).

Учитель:
Смешной рассказ мы прочитали, правда? Кто же его автор? Давайте с ним познакомимся.



Учитель:
Почему же отказался от охоты?
(Предположения детей)
Он много наблюдал за природой и так сильно ее полюбил, что не мог больше стрелять по животным.



Учитель: Что такое фоторужье? Персонаж какого мультфильма гонялся за зайцем с фоторужьем?
Ученики:
Шарик из Простоквашино.



Учитель:
Чему мы можем научиться в Н.Сладкова, какая цель нашего урока?
Ученики:
Любить, ценить природу, быть внимательными к ней. А сейчас будем работать в группах. Вам надо прочитать рассказ Н.Сладкова и выбрать лучших чтецов в группе. Затем они прочитают выразительно всему классу по ролям.
(Детям выдаются рассказы Н. Сладкова, зачитываются первые три. Дети стоят на фоне презентации, чтобы все животные были наглядно представлены. Смысл и юмор каждого рассказа обсуждается).


(2 чтеца)
- Дятел, а Дятел, ты когда есть хочешь - что делаешь?
- Сухое дерево долблю.
- А когда пить хочешь?
- Сочное дерево долблю.
- А когда наешься и напьёшься?
- Всё подряд долблю! Мне тогда ни пить ни есть не надо, только подолбить дайте.


(2 чтеца)
- Уклеечка, душечка, сколько же тебе, деточка, лет?
- Уже пять лет исполнилось!
- Ой, какая малышка! Уж наверное, маменькина дочка?
- Я не дочка.
- А кто же ты - мама?
- Нет, и не мама.
- Неужели бабушка?
- Нет, и не бабушка.
- Так кто же ты в пять-то годков?
- Я уже прапрабабушка!


(3 чтеца)
(1) - Терпеть не могу непонятных имён! Почему ты Лимонница, если у нас лимоны не растут даже?
(2) - Вот я: у меня на крапиву аппетит - я Крапивница! У неё на капусту аппетит - она Капустница! Просто всё и понятно!
(3) - А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту! У меня платье прекрасного лимонного цвета. Да только вам, обжорам, этого не понять.

Физминутка - изображают порхающих бабочек.

Учитель:
Наш ежик уж очень любит стихи. Кто еще не читал наизусть? (Выслушивают еще несколько стихотворений. Затем продолжение выразительного чтения рассказов Н.Сладкова).


(2 чтеца)
- Ау, Медведь! Ты чего по ночам делаешь?
- Я-то? Да ем.
- А днём?
- И днём ем.
- А утром?
- Тоже ем.
- Ну, а вечером?
- И вечером ем.
- А когда же ты не ешь?
- Да когда сыт бываю.
- А когда же ты сыт бываешь?
- А никогда.


(2 чтеца)
- Вот бы тебе, Заяц, лисьи зубы!
- Э-э, Барсук, всё равно плохо.
- Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
- Э-э, Барсук, не велико счастье.
- Вот бы тебе, косой, да рысиные когти!
- Э-э, Барсук, что мне клыки да когти! Душа-то у меня всё равно заячья.


(2 чтеца)
- Енот, а Енот, а ты ягоды есть любишь?
- Люблю!
- А птенцов и яйца любишь?
- Люблю!
- А лягушек и ящериц любишь?
- Люблю!
- А жуков и сороконожек любишь?
- Люблю!
- А. а червяков и улиток любишь?
- Тоже люблю!
- А чего же ты тогда не любишь?
- Не люблю, когда меня глупыми вопросами от еды отвлекают.

Учитель:
Какое настроение, какие эмоции вызвало чтение рассказов Н.Сладкова? (Дети дают ответы).
Стало ли в ваших сердцах чуть больше любви к природе, лесным зверям и птицам? (Да).
Значит, цель нашего урока достигнута.
Оцените свою работу и настроение. У вас на столах лежит нераскрашенное яблочко.


У каждого цвета есть свой сигнал.
Зелёный – замечательное настроение, жёлтый – обычное, красный – грустное, скучно.
Чтобы гость ушел не с пустыми руками, закрасьте ему яблочки. Ежик всякие яблоки любит.
(Ученики раскрашивают яблочки и отдают гостю-ежику).
Вы отлично справились! Урок окончен.

Читайте также: