Конспект урока по познанию мира в 4 классе казахстан

Обновлено: 05.07.2024

В ходе поставленной проблемной ситуации, учащиеся смогли сами назвать тему урока.

Со всеми заданиями, предлагаемыми на уроке учащиеся справились. Активно работали в парах, самостоятельно, смогли договориться друг с другом принять верное решение, проверить задание.

Содержимое разработки

Данный урок проводился в 1 классе с обновленным содержанием обучения

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

1.3.5.11.3.5.1 отличать государственные символы Республики Казахстан от символов других стран;

1.3.5.2 рассказывать об основных признаках независимого государства;

Все учащиеся: знают государственные символы РК, их авторов и понимают значение символики, изображенной на гербе и флаге РК.

Большинство учащихся: применяют полученные знания о символике РК при выполнении различных заданий.

Некоторые учащиеся: анализируют, делают выводы о значении государственных символов РК и строят развернутый ответ.
Данный урок является уроком изучения нового материала. Материал урока направлен на знакомство с государственными символами Республики Казахстан; с их особенностями

В ходе поставленной проблемной ситуации, учащиеся смогли сами назвать тему урока.

Со всеми заданиями, предлагаемыми на уроке учащиеся справились. Активно работали в парах, самостоятельно, смогли договориться друг с другом принять верное решение, проверить задание.

В конце урока был сделан вывод, что поставленная цель урока была выполнена. Учащиеся адекватно оценили свою деятельность на уроке. Урок достиг цели.

КСП познание мира 1-3-5

3 четверть 5 урок

Предмет: познание мира

Сквозная тема:

ФИО учителя: Хазиева Г.М.

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Символы Казахстана

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

1.3.5.1 отличать государственные символы Республики Казахстан от символов других стран;

1.3.5.2 рассказывать об основных признаках независимого государства;

Все учащиеся: знают государственные символы РК, их авторов и понимают значение символики, изображенной на гербе и флаге РК.

Большинствоучащихся : применяют полученные знания о символике РК при выполнении различных заданий.

Некоторые учащиеся :анализируют, делают выводы о значении государственных символов РК и строят развернутый ответ.

Критерии успеха

Учащиеся узнают: о символах Республики Казахстан; как определить значение флага.

Научатся: отличать государственные символы Респуб­лики Казахстан от символов других стран; рассказывать об основных признаках незави­симого государства.

Дескрипторы

Обучающиеся:

-определяет государственный символ, на котором изображены представленные элементы;

- называет цвет флага;

- определяет значение голубого цвета флага нашей страны

-определяет признаки независимого государства;

- рассказывает об одном из основных признаков независимого государства

Языковая цель

Основные термины и словосочетания:

Символы, герб, гимн, флаг

Межпредметные связи

Музыка. Исполнение гимна Республики Казахстан

Навыки использование ИКТ

На данном уроке учащиеся не используют ИКТ

Предыдущие знания

Учащиеся знают понятие "батыр" и роль батыров в истории казахов;

значение пословиц и легенд;

новые сведения из истории казахского народа

Они научились: рассказывать о жизни древних людей на oc нове изучения наглядных материалов.

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

Психологический настрой.

Встали все у парт красиво

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

Улыбнитесь, пожмите друг другу руки и скажите друг другу добрые слова.

(К) Актуализация знаний.

- Как называется страна в которой мы живем?

- Кто является самым главным человеком страны?

- Как зовут нашего президента?

- Какой город является главным городом Казахстана ?

- А в каком городе мы с вами живем?

- Можно ли сказать, что Казахстан является нашей Родиной?

- А что такое Родина?

ФО: учитель дает обратную связь заданию с помощью жетонов

Критерии успеха

Отвечают на вопросы учителя.

Середина урока

(К) Проблемная ситуация

- Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока вам надо собрать

слова из слогов:

Ка на ста зах

- Как вы думаете, что относится к символам Казахстана?

Герб Гимн Флаг

- К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственный герб, гимн и флаг. У каждой страны есть государственные символы. Есть они и у нашей Родины. В 1991 году весь мир облетела весть о рождении Независимого государства, имя которому – Республика Казахстан.

Работа по теме

(И) Билингвальный компонент (2 языка)

- Кто знает как звучат эти слова на казахском языке?

- Чтобы узнать надо выполнить задание, перед вами лежат карточки, где написаны слова на двух языках: на казахском и русском, подберите к каждому слову свою пару.

Обучающиеся:

- подбирают к каждому слову свою пару

ФО: один из учеников делает это у доски, остальные проверяют

Герб – елта ңба,

гимн – әнұран ,

Знакомство с флагом РК

- Посмотрите на иллюстрацию и скажите,что изображено на флаге Казахстана? (солнце, орел, орнамент)

- Что означает солнце? Орел? Орнамент?

- Какого цвета флаг? Почему?

ФО: СЛОВЕСНАЯ ПОХВАЛА УЧИТЕЛЯ

Рассказ учителя.

Голубой фон обозначает мирное небо, символизирует бесконечность и чистоту.

Солнце – это источник жизни и энергии

32 солнечных луча имеет форму зерен – основа изобилия и достатка

Орел – это символ независимости, свободы

Национальный орнамент обозначает культуру и традиции Казахстана

Автором государственного флага является Шакен Ниязбеков

Смотрю на небо голубое:

Там высоко парит орел,

Восходит солнце золотое

Над птицей, будто ореол.

Осталось лишь добавить сбоку

Национальный наш узор.

Флаг, независимый и гордый,

Народу государством дан,

Пусть всегда хранит свободу

Наш суверенный Казахстан!

Работа с учебником

- В каких случаях поднимается государственный флаг?

- Свой флаг есть у каждого государства, а сейчас задание

(Г) Работа по карточке

Показать учащимся изображение. Они должны объяснить что

изображено и причину того, что происходит на данном рисунке.

Обучающиеся:

- соединяют стрелками флаг и название страны, которой он принадлежит

1.Если вы по утрам с радостью идёте в школу, помашите правой рукой.

2. Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперёд

3. Если вы считаете, что мы должны уважать и ценить права людей, независимо от их национальности и социальной принадлежности, топните ногой.

4. Если вы уверены в своих силах, поднимите левую руку.

5. Если вас волнует судьба нашей страны, хлопните в ладоши.

6. Если вы верите, что наша страна займёт достойное место в мире, протяните обе руки вперёд.

7. Если вы считаете себя патриотами своей страны, поднимите обе руки вверх.

8. Если вы верите, что будущее нашей страны зависит от вас, возьмитесь за руки.

Знакомство с гербом РК

Что изображено на гербе Казахстана?

ФО: СЛОВЕСНАЯ ПОХВАЛА УЧИТЕЛЯ

Рассказ учителя

Шанырак – отверстие юрты, символ семейного благополучия, мира и спокойствия.От центра по всему кругу герба расходятся, как лучи солнца уыки. Лучи символизируют светлый путь нашего народа. Зенитное отверстие юрты – тундык – напоминает яркое солнце на фоне голубого мирного небе.

Тулпары с двух сторон берегут Родину.

Звезда расположена в верхней части герба – это дружба пяти континентов.

Автором государственного герба являются Ж. М. Малибеков и Ш. Ы. Уалихан

3. Знакомство с гимном РК

Звучит запись гимна Республики Казахстан, дети стоя подпевают

Что такое гимн? (торжественная песня)

В каких случаях он звучит?

Рассказ учителя.

Авторы слов гимна Н. А. Назарбаев, Ж. Нажметдинов

Музыка композитора Шамши Калдаякова

(П) Работа по карточке

Обучающиеся:

Учащиеся вставляют нужные слова.

В древности флаг был символом ___________________________________ доблести.

В наше время он символизирует _________________________________ страны.

Голубой цвет означает _________________ и ________________________ в нашей стране

У каждой страны есть _________________________________ символы.

К ним относятся _______________________ , ____________________ и ___________________ .

воинской, независимость, благополучие, мир, государственные, герб, флаг, гимн.

ФО: ВЗАИМОПРОВЕРКА

учитель вывешивает иллюстрации с изображением гимна, флага, герба

Учебник, с.60-61

Конец урока

Итог урока. Рефлексия

Дебрифинг – подведение итогов урока , установление обратной связи, последний этап урока. Учитель спрашивает учеников о том, что им понравилось на уроке, подытоживает урок

Использовались карточки для того,

чтобы показать на сколько поняли тему

(например, красный цвет = НЕКОТОРЫЕ, желтый

цвет = МНОГОЕ, зеленый цвет

7. Заключение.

- Что бы пожелали своей стране, нашей Республике Казахстан?

Дети говорят пожелания своей Стране (мира, благополучия, процветания)

Учитель: Символы нашего государства есть неоспоримые свидетельства его суверенитета и независимости, единства народа и власти. Трудно кого-либо заставить гордиться государственными символами, но знать и уважать их обязан каждый гражданин, если он считает себя патриотом своей страны.

Дифференциация

Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Индивидуальная помощь в создании работ

Работа по вопросам

Физкультминутка

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Цель: формировать умение определять род имен существительных.

развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, мышление.

воспитывать аккуратность письма, интерес к предмету.

Цель: совершенствование умений в решении задач на нахождение периметра и площади прям-ка и квадрата, используя формулы: P = (a + b)* 2, P = a * 4, S = a * b, S = a * a; продолжать формирование вычислительных навыков;

Аннотация к уроку
Данный урок является уроком изучения нового материала. Материал урока направлен на развитие творческого мышления,

Урок сопровождался презентацией. В ходе поставленной проблемной ситуации, учащиеся смогли поставить цель урока.

Со всеми заданиями, предлагаемыми на уроке учащиеся справились. Активно работали в парах, самостоятельно, смогли договориться друг с другом принять верное решение, проверить задание.

В конце урока был сделан вывод, что поставленная цель урока была выполнена. Учащиеся адекватно оценили свою деятельность на уроке.

сформировать у учащихся представление о Казахстане - независимом демократическом государстве.

Знать: государственное устройство РК, границы, местонахождение;

Уметь: работать по карте Казахстана, обобщать, делать выводы

Учащиеся имеют представление о Казахстане - независимом демократическом государстве, знают государственное устройство РК, отношения с другими государствами, границы, местонахождение; умеют работать по карте, обобщать, делать выводы.

Вовлечь всех учащихся в активную деятельность на уроке. Развитие умения взаимодействовать в группах для достижения общей цели, умения презентовать свой продукт деятельности, развитие коммуникативных компетенций в процессе деятельности.

Применять критериальное оценивание учебных достижений, чтобы критически оценивать свою работу и идеи других.

Чтение стихотворения учеником

Что значит Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Потом – пшеничные поля

От края и до края.

Все это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

- Как называется наша Родина? (Республика Казахстан)

- Кем мы все являемся?

- Что значит быть гражданином?

Давайте, посмотрим какой Казахстан сегодня

Просмотр видеоролика о Казахстане.

Сейчас Казахстан, какое государство? (Независимое)

- Кто догадался, какова тема нашего урока?

Заполнение таблицы ЗХУ

Историю образования независимого Каз-на

- Обсудите в группе, что вы знаете о Казахстане?

- Что хотите узнать сегодня на уроке?

Ознакомление с критериями оценивания

Знакомство с новой информацией. Использование техники Инсерт

1 группа – образование независимого государства и развитие отношений

2 группа – о границах и местонахождении

3 группа – о государственном устройстве

Работа с кроссвордом

Ученик С работает с контурной картой

Притча о двух друзьях

- А как бы хотелось вам? Чья позиция вам ближе?

- Каким государством является Казахстан?

- Когда Казахстан стал независимым государством?

- С какими государствами Казахстан поддерживает дружеские отношения?

Заполнения графы УЗНАЛ в таблице ЗХУ

- Обсудите, на все ли вопросы нашли ответы?

- Если нет, то где можно найти ответы на них?

Оценивание для обучения

Подход, основанный на совместной работе:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети выполняют задание на листочках. Правильный ответ – х, а неправильный – о.

1.Я утверждаю, что окружающий Землю мир, называется Вселенной, или космосом

2. Земля – не космическое тело.

3. Космическое пространство не имеет границ.

4. В ночном небе планеты смотрятся как светящиеся звёзды.

5.Солнце – одна из рядовых звёзд, которая не распространяет вокруг себя тепло и свет.

6. Земля – не шарообразное тело.

7. Солнце – центр Солнечной системы.

8. В состав Солнечной системы входит более 9 планет.

Ключ к вопросам.

1 2 3 4 5 6 7 8

х о х х о о х о

Взаимопроверка. Дети друг у друга проверяют выполненное задание и выставляют оценки.

III.Открывается доска, на которой расположены детские рисунки о космосе, фотографии космонавтов, плакаты с изображением планет, космический корабль.

О чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Ассоциативное восприятие слова КОСМОС.

Что мы уже знаем о космосе?

IV.Знакомство с темой урока.

Почему Казахстан считают космической державой? С чем это связано?

Когда мы говорим о космосе, то представляем бескрайнее небо, Луну, Солнце, множество сверкающих звёзд. С космосом ассоциируется и казахская земля – Байконур.

Байконур – космодром, с которого стартуют корабли, уходящие в необъятный мир звёзд. Почему-то раньше люди думали, что Байконур – это ракеты, звёзды, космос. Всё смотрит в небо. И даже дома и деревья. Неба там действительно много. Но главное в Байконуре – это земля.

Сухая, красноватая, бесконечная. Но попасть на Байконур не так-то просто. Найти месторасположение космодрома с первого раза не получится. Потому что существует два Байконура. Один на северных отрогах хребта Алатау, другой – в Кызылординской области.

V.Первый полёт человека в космос.

Какое событие потрясло весь мир 12 апреля 1961 года?

Назовите фамилию первого космонавта.

Ю. А. Гагарин вышел на околоземную орбиту (108 минут,1 виток вокруг Земли) и благополучно вернулся на землю. Впервые человек победил силу притяжения земли и шагнул в космос.

VI. Исследовательская работа.

Работа в группах. На гранях куба даны задания: опишите, сравните, ассоциируйте, проанализируйте, аргументируйте, измените. Каждая группа получает своё задание.

Карточки с заданием.

1.Обратите внимание: каждая страна старается расположить свой космодром ближе к экватору. Вот Байконур расположен на юге Казахстана. В США космодром находится в самом южном штате Флориде. Почему это так. Ответ обоснуй.

2. Все запуски космических кораблей происходят только в одном направлении: не на запад, не на юг и не на север, а только на восток. Почему?

3. Для мягкой посадки космического корабля на Землю нужен большой парашют. Такие же парашюты применяют, когда сажают корабли на другие планеты – на Марс, Венеру. А вот для посадки на Луну парашют не годится. Почему на Луне не пользуются парашютом?

4. С космодрома Байконур стартовал Космический корабль. На первом витке его орбита проходила над Алтаем, Красноярском, Якутском. Однако на следующем витке он уже не пролетал над этими городами, его маршрут сместился на запад. При этом руководители полёта ничего не меняли, корабль летел в том же режиме и по той же орбите. Почему это произошло?

5. Когда показывают по телевизору запуск космонавтов, можно заметить одну интересную вещь. Прямо перед глазами на тонкой верёвочке висит небольшая детская игрушка. Она свободно раскачивается и, казалось, совсем не нужна космонавтам. Можно подумать, что кто-то повесил её для забавы. Но это не забава. Игрушка очень нужна. Космонавты внимательно глядят на неё в тот момент, когда корабль взлетает. Почему они смотрят на игрушку?

6. На космической станции, где долго живут космонавты, много всякой еды. Есть там борщи, окрошки, котлеты, компоты. Но нет ни одной ложки – ни большой, ни маленькой. Почему?

Использовать индивидуальную карту пометок.

V – противоречит знаниям.

После чтения проводится работа по прочитанному. Если есть в тексте новые сведения о космосе, то их нужно записать в кластер. Обратить особое внимание на космонавтов Казахстана – Тохтара Аубакирова и Талгата Мусабаева. Рассмотреть фотографии космонавтов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1) закрепить знания о Казахстане;

2) показать обширность нашей Родины, богатство природы;

3) воспитывать любовь к Родине, к символике, к государству;

способствовать формированию казахстанского патриотизма;

Учащихся в классе (аудитории): 6

Краткое описание:

Урок познания мира в 4 классе. Урок закрепления знаний по теме "Моя Родина – мой независимый Казахстан." в виде устного журнала. Моя Родина – это красоты природы Это счастья, любви большой океан. Это символ богатства, символ свободы Моя Родина – мой независимый Казахстан

Методы : проблемные, словесные, частично-поисковый, самостоятельная работа

Форма работы : групповая, парная, индивидуальная, коллективная.

Содержание урока

1.Организационный момент.

2.Психологический настрой.

Отгадайте , о чём идёт речь?
Всегда тепла родная сторона,
Добром и светом помнится она,
И мне, богатая несметно,
Судьбою благодатною дана.
Как не любить её мне всё сильней!
Ведь шесть Германий уместится в ней!
Алтай – начало, Каспий – окончанье,
Вот где лежит гнездо судьбы моей!

- О чём идёт речь в этом стихотворении-загадке?
- Правильно в стихотворении говорится о нашей Родине – о Казахстане.
- Как мы живем в нашей стране?

(ответы учащихся)

4. Работа по теме.

Наша многонациональная семья очень дружна. Несмотря на разнообразие культур, обычаев и традиций народов Казахстана, мы живем большой дружной семьей.

Продолжите ассоциативный ряд:

Родина, Декабрь, Конституционный закон, …( независимость) и т.д.

5. Защита постеров.

Сегодня мы говорим о Казахстане - независимой стране.

-Почему называем Родиной?

-Как можно по- другому назвать Родину? ( отечеством, матерью)

-Почему Отечеством?( испокон веков жили отцы и деды, матери и бабушки – предки.

-Почему Родина? На свете много стран, кроме Казахстана , но одна у человека мать – одна у него и Родина.

Моя Родина – это предков завет,

Это будущее принадлежащее нам

Это грядущего века рассвет,

Осветляющий путь городам!

Моя Родина – это красоты природы

Это счастья, любви большой океан.

Это символ богатства, символ свободы

Моя Родина – мой независимый Казахстан

- Сколько областей в Казахстане?
- В каком году Казахстан обрёл независимость?
- Когда отмечается День Конституции РК?
- Назовите символы нашего государства.
- Назовите столицу Казахстана.
- Кто является первым президентом Республики Казахстан?

- С какими государствами граничит Казахстан?

-Назови крупные озёра Казахстана. ( их около 48 000)

-Назови крупные реки Казахстана. ( их – 7 000)

-Перечислите горы Казахстана.

-В каких природных зонах находится Казахстан?

-Что такое степь? Пустыня?

-Что такое полезные ископаемые?

-Где добывают в Казахстане уголь, нефть, железо, медь, полиметаллические руды, бокситы?

Знакомство с новыми понятиями.

1 ВАРИАНТ 2 ВАРИАНТ

Страна -… Народ-….

Флаг - …. Гимн - ….

Город -… Мир - …

Герб – Столица-…

- В каждом независимом государстве есть президент. Его выбирает народ.

- У Независимого государства есть свой основной Закон. Это Конституция. В ней конкретно формулируются права, свободы и обязанности граждан. Наше государство заботится о своих гражданах и гарантирует права.

- право на здоровый рост и развитие;

- право на получение образования;

- право на имя, гражданство;

- право на свободу;

- право на личную неприкосновенность;

- право на неприкосновенность жилья.

- Вспомните известных сказочных героев и назовите, какие их права были нарушены

9.Работа в парах. Соедини стрелочками.

Три поросенка право на жизнь

Буратино право на неприкосновенность жилища

Колобок право на владение имуществом

Бабушка из сказки право на свободу

Взаимопроверка.

Формативное оценивание.

- Каждая независимая страна славится своей столицей. Мы с гордостью можем заявить всему миру, что столица Казахстана – Астана.

Работа с учебником.

1 уровень. Соедини события и даты.

Принятие Конституции РК 1 декабря 1991г.

Наша страна стала Независимой 1992г.

Год вступления Казахстана в ООН 16 декабря 19991г.

Н.А.Назарбаев стал первым президентом РК 30 августа 1995г.

(10 вопросов)

11. Итоги урока : - Что узнали нового?

Оценки с комментированием.

12. Д.З .: по выбору:

13. Рефлексия. Смайлики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по познанию мира проводится по теме "Реки и озёра Казахстана". . В конспекте расписаны задания для групп, предложены направления, по которым дети должны собрать и систематизировать информацию в виде проекта. Задания носят познавательный, творческий, поисковый характер, способствующие развитию функциональной грамотности обучающихся.

Цель: дать представление о реках и озёрах Казахстана, умение определять и находить их на карте, обобщить знания учащихся о строении рек и озёр, о её значении для

жизни всего живого организма.

- Формировать начальные понятия о реках и озёрах Казахстана.

- Формировать понятия об эффективном использовании и охране рек и озёр, о причинах и путях загрязнения воды.

- Развивать речемыслительную деятельность, память, навыки работы с картой, интерес к окружающей действительности, природе.

- Заложить у учащихся основы экологического воспитания.

Оборудование: Физическая карта Казахстана, контурная карта Казахстана, учебник, тетрадь, дополнительный материал- справка о реках и озёрах Казахстана.

Тип урока: нестандартный урок - путешествие.

Методы: репродуктивный, частично - поисковый, иллюстративный.

1.Организационный момент.

- Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

2. Постановка целей и задач урока. Слайд 1

- Сегодня на уроке нам предстоит путешествие по нашей необъятной стране. Мы побываем в роли путешественников, географов, картографов, экологов и послов. Может быть, в будущем кто-то из вас выберет одну из этих профессий. А назвать тему урока вы сможете, когда отгадаете ребус.




- О чём же мы будем говорить на уроке?

- Действительно, нам необходимо изучить водоемы нашей страны, найти их на карте Казахстана, нанести их названия на контурные карты, делать выводы; анализировать; действовать спокойно и обдуманно.

Определение критериев оценивания этапов урока и настроения учеников.

Научность (соответствие сообщаемых данных научным

Грамотность и четкость речи.

3. Актуализация знаний учащихся.

-Каждый путешественник берет с собой багаж. Наш с вами багаж – это знания, которые нам понадобятся в путешествии. Давайте проверим наш багаж!

* Что такое вода? (Жидкость без цвета и запаха)

* Какую часть поверхности Земли она занимает? (2/3)

* Каким цветом она обозначается на физической карте и глобусе? (Синим)

* В каких состояниях бывает вода? (Жидкое, твердое, газообразное)

*Расскажите о круговороте воды в природе. Слайд 3

*Что такое артезианский источник? (Колодцы, при бурении которых, вода пошла на поверхность под большим напором, потому что находилась между двумя водоупорными слоями)

* Что такое арасан? ( Минеральный источник)

*Какой знаменитый курорт построен на минеральном источнике в Казахстане? ( Сарыагаш)

-Ваш багаж знаний в порядке.

5.Организация восприятия и осмысления новой информации.

5.1.Вступительное слово учителя. Реки.

Реки - источники пресной воды. Люди издавна селились у рек. Река питала окрестности: сады и огороды, поля и луга. Служила людям и животным. Из маленьких селений у рек вырастали большие города. В наше время все крупные города тоже находятся около рек, потому как жители города нуждаются в пресной воде, она служит и для передвижения судов, которые перевозят людей и грузы.

Быстрое течение рек используется в выработке электроэнергии. На берегах таких рек строят электростанции.

На территории Казахстана насчитывается — 85 тысяч больших и малых рек. Слайд

По характеру течения они бывают равнинные и горные. Слайд

Крупные реки Казахстана: Сырдарья, Иртыш, Урал, Ишим, Или, Чу и др. Слайд

Иртыш — самая длинная река-приток в мире (4 268 км). Протекает по территории Китая (525 км), Казахстана (1700 км) и России (2010 км).
Иртыш разливается весной в результате таяния снега на южных склонах гор. Летом в него стекают талые воды высокогорных снегов и ледников. Поэтому половодье на Иртыше довольно продолжительно.
Иртыш-полноводная, крупная река. Он судоходен на значительном протяжении. Построены крупные ГЭС. Они обеспечивают Восточный Казахстан электроэнергией.

Где берет начало

Китай, горы Монгольского Алтая

Впадает в реку Обь,слева (Россия)

Глубина(Г), ширина(Ш), длина(Д)

По какой местности течет?

Китай, север Казахстана, Россия

Когда разливается весной или летом?

С чем связано половодье?

весной(таяние снегов на южном склоне гор);

летом в него стекают талые воды высокогорных снегов и ледников. Поэтому половодье на Иртыше довольно продолжительно.

Какие крупные населенные пункты расположены на берегу реки?

Павлодар, Семей, Усть-Каменогорск (Казахстан), Омск, Тобольск, Ханты-Мансийск (Россия), Кёктокай, Бурчун (Китай)

Для каких целей используются ее воды?

Он судоходен на значительном протяжении. Построены крупные ГЭС. Они обеспечивают Восточный Казахстан электроэнергией.

5/2 Продолжение работы по теме.

- Дальнейшая работа проводится в группах. Каждая группа будет путешествовать по одной из рек. (Таблички с названиями рек выставляются на столе каждой группы).

Группы получают справочный материал о реках. Приложение 2.

Группам предлагается выполнить следующие задания:

Знакомиться с другими реками Казахстана будете, работая в группах. Изучите реку нашей Республики по следующему плану:
1)чтение текста; Из данного отрывка выбрать самые интересные факты и обсудить их в своей команде.

2) нахождение реки на карте Казахстана;

3) заполнение таблицы.

Река Урал (Жайык)

Река Урал находится на западе Казахстана (покажи на карте). Берёт начало с Уральских гор. Впадает в Каспийское море. Течёт по равнине. Города Уральск, Атырау. Урал судоходен. Его воды используют для судоходства, для полива полей, ценные виды рыб мечут икру.
Река Иле 2
Река протекает на юге Казахстана(покажи на карте). Берёт начало в горах Тянь-Шань. Впадает в озеро Балхаш. ГЭС снабжает электроэнергией город Алматы.

Река Сырдарья
Сырдарья находится на юге Казахстана (покажи на карте) Берёт начало в горах Тянь-Шань в Киргизии, затем течёт по территории Узбекистана, Таджикистана, входит в пределы Казахстана и до самого устья течёт по его территории. Впадает в Аральское море. Широкая равнинная река. Она течёт по глинистой и песчаной равнине и легко размывает берега. Поэтому вода в ней очень мутная.
На Сырдарье построены ГЭС, водохранилища. Большая часть воды используется для полива хлопковых полей, риса, бахчевых культур: арбузов, дынь. В связи с этим река часто не достигает моря.
Река Ишим (Есиль) 4
Река Ишим течёт на севере Казахстана ( покажи на карте). Начинается в низких горах Сары-Арки. Впадает в реку Иртыш на территории России. На реке расположены крупные города Петропавловск, Астана. Снабжает водой север Казахстана.

6.Вступительное слово учителя. Озера. Слайд 21.

Озёра - это природные водоёмы, расположенные в естественных углублениях

земной поверхности — озёрных котлованах.

Озёра - различной величины и очертаний, голубыми пятнами расцвечивают

карту, и встречаются практически везде.

В мире свыше миллиона озёр.

Встречаются озёра - моря, просто озёра, озёра- лужи. Слайд 22.

Глубина их колеблется от нескольких десятков сантиметров до полутора

километров и больше. Озёра имеют различную температуру воды. Вода в

них может быть прозрачной, мутной, коричневой, беловатой, желтой,

Изучением озёр занимается наука - Лимнология - озёроведение. (Записать в тетрадь)

- В Казахстане более 40 тысяч озёр.

Реки, впадая в озёра, восполняют объём воды, который испаряется с поверхности озера.

Озёра различаются по типу: бывают сточные и бессточные. Слайд 23.

Если из озёра вытекает хотя бы одна река - оно называется сточным.

Если из озера не вытекает вода - оно называется бессточным. (Каспийское, Балхаш)

В Казахстане есть ряд крупных озёр: это о.Балхаш, о.Зайсан, о.Алаколь,

о.Тенгиз, Каспийское море- озеро, Аральское море- озеро.

Работа по физической карте Казахстана.

6.1 Задания в группах изучить самостоятельно материал. Наиболее интересные факты о реках, один из участников группы рассказывает другим группам.

Характеристика озера. (слайд 20)
1) Как называется озеро? 5) Какие реки впадают в озеро?
2) Где оно находится? 6) Какие реки вытекают из озера?
3) Величина озера. 7) Как используются его воды?
4) Пресное или солёное.

Арал. Слайд 24-25.

Самое значительное из всех озёр Казахстана. За это его называют морем. Аральское море бессточное, солёное озеро. Глубина Арала когда-то достигала 67 метров. В наши дни оно резко уменьшилось в размерах - более чем на треть сократилась его площадь, возросла солёность воды. В него впадают реки Сырдарья и Амударья. На берегу озера построен город Аральск.

Резкое понижение уровня воды — отступление от берегов, привело к исчезновению 80 га лесов. Эта местность превратилась в солончаковую безжизненную пустыню.
По данным учёных ежегодно со дна высохшего моря в атмосферу поднимается до 200 млн.тонн ядовитой солёной пыли.

В 60-70- ые годы - Арал был судоходным. По нему ходили промысловые суда рыбаков.

Жизнь Аральского моря находится в критическом состоянии!

Приаралье - объявлено зоной экологического бедствия!

Балхаш. Слайд 26-27.

Второе по величине озеро Казахстана.

Это озеро бессточное. В него впадают реки: Или, Каратал, Лепсы, Аксу, Аягуз.

Озеро богато рыбой - в нём водятся 20 видов рыб. Здесь обитают птицы- чайки, гуси, утки, лебеди и др. Это озеро уникальное. В западной части озера- вода пресная, в восточной части озера- вода солёная.

Это объясняется тем, что в западную часть впадают реки.

В последнее время уровень воды в озере понизился на 2 метра. Использование воды на орошение земель приводит к потере объёма воды в озере. На берегу о. Балхаш построены заводы, которые используют воду озера на промышленные нужды и сливают в озеро использованную воду. Это тоже сигнал бедствия - Наше озеро Балхаш под угрозой!

Самое большое на земле озеро. Вода соленая. Животные, обитающие в озере: вобла, сазан, судак, килька, лосось, щука, каспийский тюлень. Основное растение: водоросли. Добывают полезные ископаемые: нефть и газ. Развито судоходство. В прибрежной зоне с минеральными водами и лечебными грязями расположены курорты отдыха и лечения. Экологические проблемы Каспийского моря связаны с загрязнением вод в результате добычи нефти.

Озеро Алаколь. Слайд 30-31.

7. Охрана воды. Слайд 32, 33, 34, 35, 36.

- Ребята, вы услышали тревожные нотки в выступлениях наших корреспондентов? Оказывается, вода находится в опасности. Почему? Чистой воды на Земле становится меньше, а потребность в ней возрастает. Нет ничего более драгоценного, чем самая обыкновенная чистая вода. “Вода дороже золота”, - утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. Действительно, вода – самое большое богатство, без которого ни один человек не сможет прожить более 3-х – 5-ти дней. Но иногда люди забывают про это богатство.

7.1 Решение экологических задач. (Резерв)

1. Два брата каждый день чистят зубы утром и вечером. Саша набирает воды в стакан 300 гр. И ему это хватает, чтобы почистить и прополоскать рот.

Вова чистит зубы 3 минуты при открытом кране. За это время из крана вытекает по 1000гр. воды каждую минуту. Во сколько раз больше потратил воды Вова, чем Саша?

Ответ: 3*1000/300=10 раз.

-Что нужно было сделать Вове. Дайте ему совет?

2. Мама мыла посуду, вода бежала небольшой струей, зазвонил телефон. Мама решила, что разговаривать она будет недолго, и не закрыв кран взяла трубку и стала долго разговаривать. Разговор длился 10 мин. Все это время вода бежала из крана. Сколько воды утекло, если в 1 минуту вытекало 3 л. воды?

- Как можно было сэкономить воду при мытье посуды?

3. 1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?

7.2. Вывод. Слайд 32.

-Что нужно делать, чтобы сохранить бесценный природный дар - воду?

Не бросать мусор в водоемы.

Строить очистные сооружения.

9Домашнее задание:

1) Найти дополнительную информацию о реках и озёрах Казахстана.

2) Составить пятистишие

Читайте также: