Конспект урока по обучению грамоте 1 класс буква м школа россии

Обновлено: 05.07.2024

- развивать умение дифференцировать звуки [м], [м'] по твердости и мягкости;

- воспитывать любовь к русскому языку, чувство патриотизма посредством знакомства со столицей России – Москвой.

Планируемые результаты:

- умение различать твердые и мягкие звуки [м], [м'];

- отрабатывать умение выполнять звуко-буквенный анализ слов .

Метапредметные:

- умение выполнять операции анализа и сравнения;

- определять цель работы на уроке под руководством учителя;

- умение излагать свои мысли в устной форме, слушать и понимать собеседника.

- осознавать красоту богатого русского языка;

- понимать необходимость грамотно писать каллиграфическим почерком.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Придумано кем-то просто и мудро

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым

И доброе утро длится до вечера.

- Ребята, я хочу сказать Вам всем доброе утро. Мы начинаем наш урок!

- З акройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд поражает нас своим сиянием. А вот светящаяся Луна, которая манит к себе. Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте его прямо сейчас…

Постановка учебной задачи

- Ребята, посмотрите на доску, к нам пришел один прекрасный хомячок и зовут его Хомка. Мы сегодня уже с ним познакомились, чуть раньше. Наш Хомка очень бы хотел полететь в космос, но он не может, потому что он слишком маленький.

- Поэтому Хомка решил, что будет путешествовать по нашей стране, но город, который он хочет посетить первым делом, мы не знаем. Как же нам быть?

- Хомка сможет рассказать нам о своем путешествии только если мы узнаем, какую же буквы он нам загадал, ведь для Хомки очень важно, чтобы мы знали все-все буквы алфавита. Нужно только вспомнить волшебное слово. Кто уже догадался?

- Если мы вежливо попросим, нам обязательно помогут.

- Вот подсказка от хомячка:

*слова хомяка отражены на слайдах*

Буква, которую я загадал, есть в моем имени, а ещё вы можете сами показать эту букву, достаточно на обоих руках показать два пальчика: указательный и средний, соединить кончики указательных пальцев и перевернуть получившуюся букву к верх ногами, чтобы мы могли ее увидеть.

- Посмотрите ещё раз внимательно на имя нашего хомячка и на получившуюся букву. Какую же букву загадал нам Хомка?

- Правильно! Как вы помните, мы должны изучить эту букву, прежде чем узнаем о городе, который мечтает посетить Хомка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ СОШ №11 г. Северобайкальск

учитель: Бухтина Лариса Викторовна

Тема: Звуки [м], [м'], буквы М, м.

формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения с изученными буквами;

закреплять умение употреблять заглавную букву при написании имен собственных;

воспитывать патриотические чувства.

Планируемые результаты:

Звуки, буквы. Смыслоразличительная роль звуков в речи, слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения. Звуки гласные, согласные. Слог. Согласные мягкие, твёрдые, глухие звонкие. Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа чтения. Формирование навыка слогового чтения. Плавное слоговое чтение, чтение целыми словами. Чтение вслух.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД.

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; составлять ответы на вопросы.

Образовательные:

Формировать умение находить в словах букву М, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания , наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные : строить высказывания о столице России, описывать свои чувства, связанные с Москвой.

- Коммуникативные : слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

Методы обучения:

Проблемный, дифференцированный, анализ, наглядный, обобщение.

Межпредметные связи : р усский язык, литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы и оборудование :

- Азбука 1 часть, Горецкий В.Г.

- презентация к уроку

- таблицы для слогового чтения

- карточки для устного диктанта

1. Организационный момент .

Ножки на пол все поставим,

Спинку прямо разогнем,

Ручку левую на стол,

Сверху правую кладем.

2. Урок. Обучения грамоте.

3. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

1) Работа по формированию навыков правильного, слогового, беглого чтения.

Слайд 1 : читаем хором А О П У И Е Ы

- Дайте характеристику этого звука.

- Какие буквы указывают на мягкость согласного? (Буквы И, Е).

- Прочитаем слоги. ( таблицы для чтения слогов ). Читаем громко, тихо, а теперь поем.

- Мгновенный диктант . (В течение нескольких секунд показывается карточка с напечатанным словом. Дети должны успеть прочитать слово, а потом назвать его.)

Пила, повар, пенал, папка, павлин, репа, укроп.

- В каких словах звук /п/ - мягкий?

2. Мотивация к деятельности. Постановка темы

- Посмотрите на предметные картинки и определите тему нашего урока :

( Мяч, м едведя, М осквы, мед, малина, мухомор, мышь, машина)

(Дети формулируют тему урока)

3.Физкультурная пауза .

4. Открытие детьми нового знания.

Слайд 3 (На фоне этой песни показываются иллюстрация о Москве)

Слайд 4 (читает бегло читающий ученик)

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!


2).Выделение звуков [м], [м']

Отгадайте загадку

В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый …(ДОМ).

Произнесем это слово

Какой звук вне слияния. ( Схема)

Произнесем хором, по одному

Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий, непарный)

Аналогично выделяем звук [м']

Что вы можете сказать о новом звуке? (делают вывод дети)

Вывод : согласный, звонкий, непарный, может быть твердым и мягким.

3). Определение позиции звука в словах

4) Физкультурная пауза (упражнение для глаз)

5) Знакомство с буквами М, м.

- На что похожа буква М?
Вот качели – буква М!
Здесь кататься можно всем!

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.

6). Обучение навыкам чтения с новой буквой.

Работа в парах (дети читают друг другу слоги: ма, мо, му, ми, мы)

- Прочитать твердые слоги (мягкий слог)

- Почему слог ми – мягкий? (ответы детей)

7) Закрепление знаний о букве М.

Азбука стр. 84-85

Дифференцированная работа.

Стр. 85. 1 группа : Слабо читающие дети с учителем читают слова в столбиках.

3 группа : Самостоятельно читают рассказ и составляют вопросы к нему.

8) Работа над развитием мышления, внимания, памяти.

Игра. Антонимы.

- Подберите слова противоположного значения со звуками [м], [м'].

10. Итог урока

- О каком городе мы сегодня узнали?

- Кто построил этот город?

- С какими звуками мы вели работу на уроке? Дайте им характеристику.

11. Рефлексия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все учащиеся будут: Выделять звуки с ловах и различать их признаки (гласные ударные/ безударные; согласные твердые/ мягкие, глухие/звонике). Использовать основные виды чтения (плавное слоговое чтение с переходом на чтение целыми словами, осознанное чтение). Распознавать образ буквы и сопоставлять его со звуком

Большинство учащихся будут: Писать элементы букв, прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения; писать разборчиво в соответствии с нормами каллиграфии; обозначать звуки сильных позиций буквами на письме

Некоторые учащиеся будут: Читать схемы слов/ предложений.

Сквозная тема:

Моя семья и друзья

Школа: Арзамасская средняя школа

ФИО учителя: Сорокина С.В.

Звуки [м], [м`]. Буква М м.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

1.1.9.1. Выделять звуки с ловах и различать их признаки (гласные ударные/ безударные; согласные твердые/ мягкие, глухие/звонкие)

1.2.1.1. Читать схемы слов/ предложений

1.2.1.2. Использовать основные виды чтения (плавное слоговое чтение с переходом на чтение целыми словами, осознанное чтение)

1.2.9.1. Распознавать образ буквы и сопоставлять его со звуком

1.3.8.1. Писать элеменьы букв, прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения; писать разборчиво в соответствии с нормами каллиграфии; обозначать звуки сильных позиций буквами на письме

Учить отвечать на вопросы учителя Оценивать результаты своей работы на уроке.

Критерии успеха

Все учащиеся будут: Выделять звуки с ловах и различать их признаки (гласные ударные/ безударные; согласные твердые/ мягкие, глухие/звонике). Использовать основные виды чтения (плавное слоговое чтение с переходом на чтение целыми словами, осознанное чтение). Распознавать образ буквы и сопоставлять его со звуком

Большинство учащихся будут: Писать элементы букв, прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения; писать разборчиво в соответствии с нормами каллиграфии; обозначать звуки сильных позиций буквами на письме

Некоторые учащиеся будут: Читать схемы слов/ предложений.

Межпредметные

познание мира, казахский, английский язык, ИКТ

Предварительные

Учащиеся могут рассказать о животных, прочитать слова, начинающиеся на букву М. Пополняют активный вокабуляр

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Встаньте вкруг, возьмитесь за руки, закройте глаза, прислушайтесь к звукам, окружающим вас

- Как вы думаете, где мы свами находимся? Что вокруг нас? кто вокруг? А это чей голос? Кто рычит?

Верно, медведь. Откройте глазки и послушайте маленькое стихотворение.

Мишка много мёду съел.

Мишка очень растолстел.

Еле по полю бредёт

На весь лес медведь орёт

- Давайте представим себя в роли мишки. Повторяйте

Проигрывание ситуации с медведями. Заучивание наизусть

Ребята, с кем мы повстречались в лесу? Назовите первый

звук в слове медведь

Может быть, кто-то догадался с какой буквой мы познакомимся сегодня на уроке?

Критерии успеха

Отвечают на вопросы учителя., заучивают стихотворение

Середина урока

Внимание на экран

-Что узнали о букве М?

-Какие звуки может обозначать буква М?

Цель: пополнение активного вокабуляра

Физминутка

Работа в прописи

Показ написания буквы м

письмо слогов ма, мо, ми,му, мы

звуко-буквенный анализ слов мышка-мишка

письмо предложения, составление схемы предложения

Незаконченные предложения:

Сегодня я узнал(а)…

Больше всего на уроке мне понравилось(лся)….

Мне было сложно…..

Я хотел(а) бы узнать….

Дифференциация

Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Вписывают под руководством учителя свое имя, возраст, класс.

Учитель наблюдает за работой учеников в течение урока.

Задавая вопросы по ходу урока.

Просматривая работы учащихся в тетради (задания).

Анализируя результаты ученической рефлексии. На следующих уроках оценивание с помощью смайликов и шкалы трудности осуществляется регулярно. Учитель может использовать этот материал как самооценку ученика и как степень освоения материала.

Пальчиковая гимнастика.

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке будут буковки писать.

(Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Согласные звуки м, м’, буквы М, м.

Задачи урока:

- формировать умение отвечать на вопросы учителя;

- формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения.

- развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, совершенствовать культуру речи;

- способствовать обогащению словарного запаса; развивать мышление, речь, память, внимание.

- воспитывать интерес к чтению и культуру учебного труда.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы обучения: словесные, наглядные, практические; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Приёмы обучения: беседа, знакомство с произведением с использованием мультимедийной презентации, работа с карточками, работа со схемами, работа с учебником.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная.

Средства обучения: карточки, компьютер, магнитная доска, медиапроектор, экран.

Ι. Организационный момент

1. Проверка готовности детей к уроку

Здравствуйте, дети! Проверьте глазками, все ли у вас готово к уроку обучения грамоте: азбука, ручка, простой карандаш, цветные карандаши.

Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. Повернитесь к гостям лицом и покажите, как здороваются ученики.

- Повернитесь ко мне и садитесь, пожалуйста.

2. Артикуляционная гимнастика

- Проговаривание детьми ранее изученных скороговорок;

- Заучивание новых скороговорок (7 слайд)

- Дети, у нас артикуляционная гимнастика. Посмотрите на экран. Давайте все вместе прочитаем скороговорки. 3-4. Теперь 1 ряд, 2, 3.

Пекарь пёк пироги в печи.

Пошла Поля полоть в поле.

ΙΙ. Актуализация и коррекция опорных знаний

– Какой звук и букву мы изучили на прошлом уроке?
– Что вы можете рассказать об этом звуке?
– Какие ещё бывают звуки и буквы?
– Чем отличается звук от буквы?
– Для чего нам нужны звуки и буквы?

- Ребята, отгадайте загадку

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.

- Вспомните, сказки, в которых присутствует медведь?

ΙV. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения

1.1. Подготовка детей к восприятию материала

Посмотрите на рисунок. (8слайд) Герои какой сказки на ней изображены? Сейчас я прочитаю вам эту сказку, но вначале давайте выясним значение некоторых слов.

1.2. Словарная работа (9 слайд)

Чаща – густой лес.

1.3. Постановка проблемного вопроса

Послушайте внимательно сказку и ответьте на вопрос:

- Что сделала хитрая девочка, чтобы обмануть медведя и вернуться домой?

1.4. Чтение сказки учителем (Показ слайдов 10-16)

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.

– Дедушка, бабушка, – говорит Машенька, – отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

– Иди, только смотри от подружек не отставай, не то заблудишься.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Ма-шенька – деревце за деревце, кустик за кустик – и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала она аукаться, стала их звать, а подружки не слышат, не отзываются.

Ходила, ходила Машенька по лесу – совсем заблудилась.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит – стоит избушка. Постучала Машенька в дверь – не отвечают. Толкнула она дверь – дверь и открылась.

Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.

А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил.

Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

– Ага, – говорит, – теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.

Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.

– А если уйдёшь, – говорит, – всё равно поймаю и тогда уж съем!

Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти – не знает, спросить не у кого.

Думала она, думала и придумала.

Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:

– Медведь, медведь, отпусти меня на денёк в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.

– Нет, – говорит медведь, – ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу.

А Машеньке того и надо!

Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

– Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

– Ладно, – отвечает медведь, – давай короб!

– Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик!

Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.

Вернулся медведь, видит – короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню.

Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:

А Машенька из короба:

Не садись на пенёк,

– Ишь какая глазастая, – говорит медведь, – все видит!

Поднял он короб и пошел дальше. Шел-шел, шел-шел, остановился, сел и говорит:

А Машенька из короба опять:

Не садись на пенек,

– Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит.

Встал и пошёл скорее.

Пришёл в деревню, нашёл дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:

– Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принёс.

А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.

Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят – короб стоит.

– Что это в коробе? – говорит бабушка.

А дедушка поднял крышку, смотрит – и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит, живёхонька и здоровёхонька.

Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

1.5. Проверка восприятия. Анализ сказки.

- Так, что же сделала хитрая девочка, чтобы обмануть медведя и вернуться домой?

- Значение, каких слов вы хотели бы уточнить

– Понравилась ли вам сказка?
– Кто её главные герои?
– Какой персонаж вам понравился больше?
– Почему?
– Что вы можете сказать о Маше?
– Чему у неё можно поучиться?
– Каким оказался Медведь?
– Чем закончилась сказка?

2. Физкультминутка (Видео – физкультминутка)

Учитель: Ребята, чем отличаются медведи от других животных?

Дети: Медведь ест мёд.

Учитель: Давайте составим предложение.

Дети: Медведь любит мёд.

Медведь – самый крупный хищник, который живёт в лесу.
Медведь – это хозяин леса. Живут медведи и в жарких странах, но в русских лесах живёт бурый медведь.
Бурый медведь очень любит мёд и всё сладкое, например, он очень любит лакомиться лесными ягодами и вкусными корешками растений. Но не откажется он от вкусных жёлудей и грибов.
Мишка ловко лазит по деревьям и ныряет в воду, чтобы поймать рыбку.
На зиму медведь залегает в спячку, устраивая себе для этого убежище – берлогу, в которой он лежит до весны.

4. Аналитические упражнения по выделению звука, изучаемой буквы.

Дети: со звука [м’]

Учитель: Какой это звук?

Дети: Согласный, мягкий

Учитель: А с какого звука начинается имя главной героини сказки, о которой мы говорили? (Маша)

Дети: со звука [м]

Учитель: Какой это звук?

Дети: Согласный, твёрдый

4.2. Знакомство с новыми звуками и буквой

Согласные звуки м, м’ на письме обозначает буквами Мм. (слайд 21)

Учитель: отгадайте загадки. (слайды 22-31)

Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой (Медведь)

Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)

Грызунишка и добряк,
Прячет в щёки всё подряд. (Хомяк)

Белый столб стоит на крыше
и растёт всё выше, выше,
Вот дорос до небес – и исчез. (Дым)

Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)

– В какой части встречаются звуки м, [м’] ?

Дети: в начале, в середине и в конце слов.

5. Физкультминутка (Видео – физкультминутка)

V. Обобщение и систематизация знаний, применение в различных ситуациях

1. Практическая работа.

1.1. Работа на карточках. Печатание Мм

1.2. Составление звуковых схем слов мама, мир

Учитель: Что вы можете сказать о звуке [м’]?

Дети: Он согласный, звонкий, непарный, мягкий, может быть твёрдым.

2. Чтение слогов (слайд 32)

– Машенька предлагает нам почитать слоги – сначала с помощью дыхательных упражнений, а затем с помощью изменения интонации

МА МА МА МА
МИ МИ МИ МИ
МО МО МО МО
МУ МУ МУ МУ
МЕ МЕ МЕ МЕ МЕ МЕ МЕ
МИ МИ МИ МИ МИ МИ МИ

3. Работа по учебнику (с.85)

Чтение слов, слогов
4. Работа по развитию речи.

Учитель: Ребята! Посмотрите, кто к нам пришёл!

Дети: Мишка-медведь.

Учитель: Миша просит назвать слова, в которых есть звуки м, м’.

Дети перечисляют слова.

Ма…(-шина, - лина, -кароны)
Мет…(-ка, -ро, -ла)
Мо…(-локо, -лоток, -ре)
Му…(-ха, -ка, -равей)

VΙ. Подведение итогов урока. Рефлексия.

– С какими звуками и буквами мы сегодня познакомились?
– Охарактеризуйте звуки [ м], [ м’];
– Что нового вы узнали?
– Ребята, если вы считает, что хорошо потрудились, и вам было интересно на уроке, поднимите улыбающееся солнышко.
– Если считаете, что вам было неинтересно на уроке, поднимите грустное лицо.

Читайте также: