Как образуются формы слова 5 класс конспект урока разумовская
Обновлено: 30.06.2024
Цели урока : углубление знаний о морфемах, об окончании как формообразующей морфеме, развитие умений работать со схемой, моделью.
Тип урока - урок актуализации изученного в начальной школе.
Планируемые образовательные результаты :
Предметные – осознают способы словоизменения, различают нулевое окончание; определяют окончание с выделением его основных признаков, основу; графически обозначают окончание и основу; объясняют грамматическое значение окончаний.
Метапредметные – осознают цель учебной деятельности и могут ее пояснить; умеют самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.
Личностные – сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.
Регулятивные : проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные : выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Методы обучения – наблюдение над языком, частично-поисковый метод
1. Организационный момент.
2. Запись в тетради – число, классная работа.
3. Лексическая пятиминутка
А) Четвёртое лишнее. (слова записаны на доске)
1) Лесной, перелесок, колесо, лесник.
2) Водопровод, водитель, водный, наводнение.
- Как называются все оставшиеся в одном ряду слова?
- Образуйте и запишите 3 формы слова от первого слова в каждой группе.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Калитвенская средняя общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
Открытый урок в 5 классе по теме
Подготовила: Гайфутдинова С.В.,
учитель русского языка и литературы
ст.Калитвенская
познавательные:
формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;
познакомить с механизмом образования новых слов с помощью морфем;
добиваться осмысления процессов образования новых слов.
практические :
закрепить изученное о способах образования новых слов;
уметь образовывать слова с помощью разных морфем;
научиться определять способ образования данного слова;
уметь образовывать слова по данной словообразовательной модели;
уметь выделять в слове словообразующую морфему.
общепредметные:
воспитание интереса к русскому языку;
развитие внимания, памяти, логического мышления, навыков самостоятельного выполнения знаний
Место урока в теме: изучение нового материала
Тип урока: комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия:
Русский язык. 5 класс. Под редакцией М.М.Разумовской, П.А. Леканта, Москва, Дрофа, 2015
Методы и формы работы:
Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично – поисковый.
Фронтальная, парная, индивидуальная, самостоятельная, тестирование, игра, комментированные формы работы.
Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение правил, ответы на вопросы.
1. Организационный момент.
Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы видим в нашем классе гостей, которые хотели бы посмотреть, как мы с вами умеем трудиться, насколько мы целеустремлённы и собраны, как мы умеем преодолевать трудности.
2. Психологический настрой к уроку. (Слайд)
Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
3. Повторение изученного.
Что изучает лексика?
Сколько лексических значений может иметь слово?
В каком словаре мы можем узнать лексическое значение слова?
Что значит прямое лексическое значение слова? А переносное? Какие тропы вы знаете?
Что такое фразеологизмы?
Назовите способы обогащения словарного запаса языка. Какие сочетания характерны для старославянизмов? (неполногласные ра, ла, ре, ле). А для исконно русских? (полногласные оро, оло, ере, ело).
Сегодня мы будем говорить об одном из способов обогащения словарного запаса языка – словообразовании.
4. Запись темы урока. Постановка целей и задач урока. Объяснение нового материала.
Итак, словообразование. Словообразование – один из важнейших разделов лингвистики. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.
Как вы думаете, что он изучает? (образование слов)
-Как вы понимаете эти слова? (образуются новые слова)
-А как они образуются? Может быть, ответить на этот вопрос нам поможет стихотворение?
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он просто словом.
Это слово, слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
С ним садовник идёт…
Слово учителя: Вот какая история произошла однажды в словесном саду. Что же это оказались за плоды? (слова).
Слово учителя: Почему же в стихотворении автор называет их плодами? (потому что все эти слова образовались от слова сад)
Слово учителя: Давайте выпишем из нашего стихотворения все слова с корнем сад и посмотрим, что помогло им образоваться? (учащиеся выписывают слова рассада, посадки, садовод, садовник) (В образовании этих слов приняли участие морфемы) (Слайд)
-Сколько же слов у нас выросло из одного?
-А как это произошло?
-Вспомним все морфемы, какие вы знаете.
Слово учителя: Давайте вспомним все, что мы знаем о морфемах и попробуем составить кластер. (Слайд)
Пример кластера
1. Изменяемая часть слова. (окончание) 2. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. (корень)3. Часть слова без окончания.(основа) 4. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.(приставка) 5. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.(суффикс)
Как из кирпичей строится дом, нам вроде бы понятно. А как строится слово?
-Сегодня мы узнаем о трёх самых основных способах словообразования.
Слово учителя: Давайте обратимся к тексту упражнения 280 на стр. 100.
(слайды способы образования слов)
Слайд : сказ- рассказ. Как образовалось новое слово? (при помощи приставки). Значит, способ приставочный. Выделим словообразующую морфему.
Слайд : сад –садик. Как образовалось новое слово?(при помощи суффикса). Значит, способ суффиксальный. Выделим словообразующую морфему.
Слайд : Сад, водить- садовод. Как образовалось новое слово? (сложением корней). Способ- сложение. О- соединительная гласная.
5.Закрепление изученного.
Слово учителя: Какие морфемы помогают нам образовывать новые слова? (приставка и суффикс)
Слово учителя: Что осталось для вас непонятным? Какие способы образования существуют в русском языке? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение) Давайте попробуем определить способы образования слов из стихотворения, с которым мы познакомились в начале урока. (Работа со словами рассада, посадки, садовод, садовник)
Кто из вас знает, как же называется наука, которая изучает образование слов? (Словообразование)
Выполнение упр. 281.
Физкультминутка.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
Выполнение упр. 282 (обращение к словарику значения морфем с.310)
А некоторые слова были так напуганы, что спрятались. И только грамотный человек может их разглядеть. Вот что они о себе говорят:
1. Корень мой находится в цене,
В окраске найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали.
Вся я – в дневнике или в журнале. (Оценка)
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете.
В целом - по мне на уроки пойдете. (Расписание)
Слово учителя: Итак, что у вас получилось? (Каждая пара озвучивает по одному слову, которые они составили и называют способ образования)
Вы очень помогли бедным морфемам. Ни одно слово не пострадало.
1. Верите ли вы, что словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов?
2. Верите ли вы, что приставка служит для связи слов в предложении?
3. Верите ли вы, что окончание не участвует в образовании новых слов?
4. Верите ли вы, что слова перелесок, подоконник образованы приставочным способом?
5. Верите ли вы, что слова учитель и воспитатель образованы суффиксальным способом?
6. Верите ли вы, что если к слову одновременно подставить приставку и суффикс получится суффиксальный способ образования?
7. Верите ли вы что слова пешеход и водопровод образованы путем сложения?
8. Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?
- Какой вопрос вызвал у вас затруднения? (Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?)
- Почему мы не смогли ответить на него?
(потому что ни один способ словообразования, изученный на уроке, не подходит).
- Что же мы должны сделать? (Узнать, каким способом образованы слова СИНЬ и БЕГ) Но об этом мы поговорим на следующем уроке.
Домашнее задание: §36 (с.100-101, с.103 – выучить. ), упр.284, 285
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цели урока : углубление знаний о морфемах, об окончании как формообразующей морфеме, развитие умений работать со схемой, моделью.
Тип урока - урок актуализации изученного в начальной школе.
Планируемые образовательные результаты :
Предметные – осознают способы словоизменения, различают нулевое окончание; определяют окончание с выделением его основных признаков, основу; графически обозначают окончание и основу; объясняют грамматическое значение окончаний.
Метапредметные – осознают цель учебной деятельности и могут ее пояснить; умеют самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.
Личностные – сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.
Регулятивные : проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные : выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Методы обучения – наблюдение над языком, частично-поисковый метод
1 .Четвёртое лишнее.
1) Лесной, перелесок, колесо, лесник.
2) Водопровод, водитель, водный, наводнение.
- Как называются все оставшиеся в одном ряду слова?
- Образуйте и запишите 3 формы слова от первого слова в каждой группе .
Лесной – лесная, лесное, лесные.
Водопровод – водопроводы, водопроводу, водопровода.
- Как образуются формы одного и того же слова?
С помощью окончания.
- Выделите в записанных формах окончания.
2. Конструирование словосочетаний и предложений.
- Из данных слов составьте и запишите словосочетание в И., Д., Т., и П. падежах.
Красное солнышко, красному солнышку, красным солнышком, о красном солнышке.
- Какая морфема меняется? Выделите её.
- Из данных слов составьте и запишите предложение-загадки .
Над, река, повиснуть, крашеный, коромысло. (Над рекой повисло крашеное коромысло – радуга)
Коромысло - дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов.
Темница, красная, сидеть, в, темница, улица, а, коса, девица, на. (Красная девица сидит в темнице, а коса на улице – морковь)
- Что вы сделали в этом задании, чтобы у вас получились предложения?
Изменили окончания, т.е. форму слова.
- Что же такое окончание и для чего оно служит?
Окончание – это изменяемая часть слова, кот. образует формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
- Сделайте вывод о теме сегодняшнего урока.
4 . Работа по теме урока.
- Выполнение упражнения 118 (1,2). Чтение текста и ответы на вопросы .
Был у кошки сын приёмный –
Не котёнок, а щенок,
Очень милый, очень скромный,
Очень ласковый сынок.
Без воды и без мочала
Кошка сына умывала;
Вместо губки, вместо мыла
Языком сыночка мыла.
Быстро лижет язычок
Шею, спинку и бочок.
Тема – кошкин сынок, основная мысль – кошка-мать - животное очень чистоплотное.
- Выпишите из стихотворения формы одного и того же слова, выделите в них основу и окончание и укажите падеж этих слов.
У кошки (Р.п.) – кошка (И.п.), сын (И.п.) – сына (В.п.), язычком (Т.п.) – язычок (И.п.)
- Вспомните, какое окончание называется нулевым?
Окончание, которое не выражено звуком в устной речи и буквой в письменной.
- Выполнение упражнения 124.
4 . Рефлексия
- Чтобы проверить, достигли ли мы цели, которую ставили перед собой в начале урока, проведем тест.
Данный урок проводится в 5 классе по программе М.М.Разумовской.
Как образуются формы слова с помощью окончания
Повторить значение слова окончание и его роль в слове;
Развивать навыки выделять окончания в словах, определять грамматическое значение окончания, разграничивать формы слова и однокоренные слова
Этапы урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Языковая разминка.
Проверка дом.задания упр.112
1. Анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать информацию из одной формы в другую (модель, схему).
III. Введение в тему урока. Постановка проблемы и ее решение.
Используя указанные слова, запишите известн7ые пословицы и поговорки. Без,наука,рука,без….
Что люди,то, пожелаешь,и,получится,сам…
Нос.не,комар,подточить… Какую морфему вы употребили, чтобы связать слова в предложении?
Итак, о чем будем говорить на уроке?
Окончание. Форма слова.Какова цель нашего урока? Сделайте вывод об окончании слова
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока.
IV. Актуализация и углубление изученного.
1. Чтение и пересказ лингвистических текста в упр.118
– Прочитайте, как называется 4й раздел учебника.
– Что же обозначает слово грамматика, откуда оно произошло? Об этом узнаем из этимологической справки после вопросов на повторение.
3. Развитие умений читательской деятельности.
1) Упр.124 – развитие умений ознакомительного чтения: вычитывать главную информацию из текста, формулировать ответы на вопросы.
– Какое окончание называется нулевым?
– На что указывает нулевое окончание в сущ. И глаголах?
– Сделайте вывод, почему окончание является формообразующей морфемой.
1. Пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), вычитывать разные виды информации, разграничивать основную и дополнительную информацию.
2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Коммуникативные УУД
1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Строить связное монологическое высказывание заданного стиля.
учебноязыковых
и речевых умений.
1.Составление кластера
Одно разное
Подберите формы слова к слову
Дом ( дома, дому, домом, о доме)
Однокоренные слова
Домашний, надомный, домовой, домики, и т.д.
1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.
2. Пользоваться разными видами чтения, разграничивать основную и дополнительную информацию.
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).
Читайте также: