Как образуются формы слова 5 класс конспект урока разумовская

Обновлено: 30.06.2024

Цели урока : углубление знаний о морфемах, об окончании как формообразующей морфеме, развитие умений работать со схемой, моделью.

Тип урока - урок актуализации изученного в начальной школе.

Планируемые образовательные результаты :

Предметные – осознают способы словоизменения, различают нулевое окончание; определяют окончание с выделением его основных признаков, основу; графически обозначают окончание и основу; объясняют грамматическое значение окончаний.

Метапредметные – осознают цель учебной деятельности и могут ее пояснить; умеют самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные – сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные : проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные : выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Методы обучения – наблюдение над языком, частично-поисковый метод

1. Организационный момент.

2. Запись в тетради – число, классная работа.

3. Лексическая пятиминутка

А) Четвёртое лишнее. (слова записаны на доске)

1) Лесной, перелесок, колесо, лесник.

2) Водопровод, водитель, водный, наводнение.

- Как называются все оставшиеся в одном ряду слова?

- Образуйте и запишите 3 формы слова от первого слова в каждой группе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Калитвенская средняя общеобразовательная школа

Каменского района Ростовской области

Открытый урок в 5 классе по теме

Подготовила: Гайфутдинова С.В.,

учитель русского языка и литературы

ст.Калитвенская

познавательные:

формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;

познакомить с механизмом образования новых слов с помощью морфем;

добиваться осмысления процессов образования новых слов.

практические :

закрепить изученное о способах образования новых слов;

уметь образовывать слова с помощью разных морфем;

научиться определять способ образования данного слова;

уметь образовывать слова по данной словообразовательной модели;

уметь выделять в слове словообразующую морфему.

общепредметные:

воспитание интереса к русскому языку;

развитие внимания, памяти, логического мышления, навыков самостоятельного выполнения знаний

Место урока в теме: изучение нового материала

Тип урока: комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия:

Русский язык. 5 класс. Под редакцией М.М.Разумовской, П.А. Леканта, Москва, Дрофа, 2015

Методы и формы работы:

Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично – поисковый.

Фронтальная, парная, индивидуальная, самостоятельная, тестирование, игра, комментированные формы работы.

Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение правил, ответы на вопросы.

1. Организационный момент.

Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы видим в нашем классе гостей, которые хотели бы посмотреть, как мы с вами умеем трудиться, насколько мы целеустремлённы и собраны, как мы умеем преодолевать трудности.

2. Психологический настрой к уроку. (Слайд)

Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

3. Повторение изученного.

Что изучает лексика?

Сколько лексических значений может иметь слово?

В каком словаре мы можем узнать лексическое значение слова?

Что значит прямое лексическое значение слова? А переносное? Какие тропы вы знаете?

Что такое фразеологизмы?

Назовите способы обогащения словарного запаса языка. Какие сочетания характерны для старославянизмов? (неполногласные ра, ла, ре, ле). А для исконно русских? (полногласные оро, оло, ере, ело).

Сегодня мы будем говорить об одном из способов обогащения словарного запаса языка – словообразовании.

4. Запись темы урока. Постановка целей и задач урока. Объяснение нового материала.

Итак, словообразование. Словообразование – один из важнейших разделов лингвистики. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.

Как вы думаете, что он изучает? (образование слов)

-Как вы понимаете эти слова? (образуются новые слова)

-А как они образуются? Может быть, ответить на этот вопрос нам поможет стихотворение?

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он просто словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

С ним садовник идёт…

Слово учителя: Вот какая история произошла однажды в словесном саду. Что же это оказались за плоды? (слова).

Слово учителя: Почему же в стихотворении автор называет их плодами? (потому что все эти слова образовались от слова сад)

Слово учителя: Давайте выпишем из нашего стихотворения все слова с корнем сад и посмотрим, что помогло им образоваться? (учащиеся выписывают слова рассада, посадки, садовод, садовник) (В образовании этих слов приняли участие морфемы) (Слайд)

-Сколько же слов у нас выросло из одного?

-А как это произошло?

-Вспомним все морфемы, какие вы знаете.

Слово учителя: Давайте вспомним все, что мы знаем о морфемах и попробуем составить кластер. (Слайд)

Пример кластера

1. Изменяемая часть слова. (окончание) 2. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. (корень)3. Часть слова без окончания.(основа) 4. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.(приставка) 5. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.(суффикс)

Как из кирпичей строится дом, нам вроде бы понятно. А как строится слово?

-Сегодня мы узнаем о трёх самых основных способах словообразования.

Слово учителя: Давайте обратимся к тексту упражнения 280 на стр. 100.

(слайды способы образования слов)

Слайд : сказ- рассказ. Как образовалось новое слово? (при помощи приставки). Значит, способ приставочный. Выделим словообразующую морфему.

Слайд : сад –садик. Как образовалось новое слово?(при помощи суффикса). Значит, способ суффиксальный. Выделим словообразующую морфему.

Слайд : Сад, водить- садовод. Как образовалось новое слово? (сложением корней). Способ- сложение. О- соединительная гласная.

5.Закрепление изученного.

Слово учителя: Какие морфемы помогают нам образовывать новые слова? (приставка и суффикс)

Слово учителя: Что осталось для вас непонятным? Какие способы образования существуют в русском языке? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение) Давайте попробуем определить способы образования слов из стихотворения, с которым мы познакомились в начале урока. (Работа со словами рассада, посадки, садовод, садовник)

Кто из вас знает, как же называется наука, которая изучает образование слов? (Словообразование)

Выполнение упр. 281.

Физкультминутка.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

Выполнение упр. 282 (обращение к словарику значения морфем с.310)

А некоторые слова были так напуганы, что спрятались. И только грамотный человек может их разглядеть. Вот что они о себе говорят:

1. Корень мой находится в цене,

В окраске найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали.

Вся я – в дневнике или в журнале. (Оценка)

В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете.

В целом - по мне на уроки пойдете. (Расписание)

Слово учителя: Итак, что у вас получилось? (Каждая пара озвучивает по одному слову, которые они составили и называют способ образования)

Вы очень помогли бедным морфемам. Ни одно слово не пострадало.

1. Верите ли вы, что словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов?

2. Верите ли вы, что приставка служит для связи слов в предложении?

3. Верите ли вы, что окончание не участвует в образовании новых слов?

4. Верите ли вы, что слова перелесок, подоконник образованы приставочным способом?

5. Верите ли вы, что слова учитель и воспитатель образованы суффиксальным способом?

6. Верите ли вы, что если к слову одновременно подставить приставку и суффикс получится суффиксальный способ образования?

7. Верите ли вы что слова пешеход и водопровод образованы путем сложения?

8. Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?

- Какой вопрос вызвал у вас затруднения? (Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?)

- Почему мы не смогли ответить на него?

(потому что ни один способ словообразования, изученный на уроке, не подходит).

- Что же мы должны сделать? (Узнать, каким способом образованы слова СИНЬ и БЕГ) Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

Домашнее задание: §36 (с.100-101, с.103 – выучить. ), упр.284, 285

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели урока : углубление знаний о морфемах, об окончании как формообразующей морфеме, развитие умений работать со схемой, моделью.

Тип урока - урок актуализации изученного в начальной школе.

Планируемые образовательные результаты :

Предметные – осознают способы словоизменения, различают нулевое окончание; определяют окончание с выделением его основных признаков, основу; графически обозначают окончание и основу; объясняют грамматическое значение окончаний.

Метапредметные – осознают цель учебной деятельности и могут ее пояснить; умеют самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные – сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные : проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные : выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Методы обучения – наблюдение над языком, частично-поисковый метод

1 .Четвёртое лишнее.

1) Лесной, перелесок, колесо, лесник.

2) Водопровод, водитель, водный, наводнение.

- Как называются все оставшиеся в одном ряду слова?

- Образуйте и запишите 3 формы слова от первого слова в каждой группе .

Лесной – лесная, лесное, лесные.

Водопровод – водопроводы, водопроводу, водопровода.

- Как образуются формы одного и того же слова?

С помощью окончания.

- Выделите в записанных формах окончания.

2. Конструирование словосочетаний и предложений.

- Из данных слов составьте и запишите словосочетание в И., Д., Т., и П. падежах.

Красное солнышко, красному солнышку, красным солнышком, о красном солнышке.

- Какая морфема меняется? Выделите её.

- Из данных слов составьте и запишите предложение-загадки .

Над, река, повиснуть, крашеный, коромысло. (Над рекой повисло крашеное коромысло – радуга)

Коромысло - дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов.

Темница, красная, сидеть, в, темница, улица, а, коса, девица, на. (Красная девица сидит в темнице, а коса на улице – морковь)

- Что вы сделали в этом задании, чтобы у вас получились предложения?

Изменили окончания, т.е. форму слова.

- Что же такое окончание и для чего оно служит?

Окончание – это изменяемая часть слова, кот. образует формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

- Сделайте вывод о теме сегодняшнего урока.

4 . Работа по теме урока.

- Выполнение упражнения 118 (1,2). Чтение текста и ответы на вопросы .

Был у кошки сын приёмный –

Не котёнок, а щенок,

Очень милый, очень скромный,

Очень ласковый сынок.

Без воды и без мочала

Кошка сына умывала;

Вместо губки, вместо мыла

Языком сыночка мыла.

Быстро лижет язычок

Шею, спинку и бочок.

Тема – кошкин сынок, основная мысль – кошка-мать - животное очень чистоплотное.

- Выпишите из стихотворения формы одного и того же слова, выделите в них основу и окончание и укажите падеж этих слов.

У кошки (Р.п.) – кошка (И.п.), сын (И.п.) – сына (В.п.), язычком (Т.п.) – язычок (И.п.)

- Вспомните, какое окончание называется нулевым?

Окончание, которое не выражено звуком в устной речи и буквой в письменной.

- Выполнение упражнения 124.

4 . Рефлексия

- Чтобы проверить, достигли ли мы цели, которую ставили перед собой в начале урока, проведем тест.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится в 5 классе по программе М.М.Разумовской.

Как образуются формы слова с помощью окончания

Повторить значение слова окончание и его роль в слове;

Развивать навыки выделять окончания в словах, определять грамматическое значение окончания, разграничивать формы слова и однокоренные слова

Этапы урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка.

Проверка дом.задания упр.112

1. Анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать информацию из одной формы в другую (модель, схему).

III. Введение в тему урока. Постановка проблемы и ее решение.

Используя указанные слова, запишите известн7ые пословицы и поговорки. Без,наука,рука,без….

Что люди,то, пожелаешь,и,получится,сам…

Нос.не,комар,подточить… Какую морфему вы употребили, чтобы связать слова в предложении?

Итак, о чем будем говорить на уроке?

Окончание. Форма слова.Какова цель нашего урока? Сделайте вывод об окончании слова

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

IV. Актуализация и углубление изученного.

1. Чтение и пересказ лингвистических текста в упр.118

– Прочитайте, как называется 4­й раздел учебника.

– Что же обозначает слово грамматика, откуда оно произошло? Об этом узнаем из этимологической справки после вопросов на повторение.

3. Развитие умений читательской деятельности.

1) Упр.124 – развитие умений ознакомительного чтения: вычитывать главную информацию из текста, формулировать ответы на вопросы.

– Какое окончание называется нулевым?

– На что указывает нулевое окончание в сущ. И глаголах?

– Сделайте вывод, почему окончание является формообразующей морфемой.

1. Пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), вычитывать разные виды информации, разграничивать основную и дополнительную информацию.

2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Строить связное монологическое высказывание заданного стиля.

учебно­языковых

и речевых умений.

1.Составление кластера








Одно разное

Подберите формы слова к слову

Дом ( дома, дому, домом, о доме)

Однокоренные слова

Домашний, надомный, домовой, домики, и т.д.

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Пользоваться разными видами чтения, разграничивать основную и дополнительную информацию.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

Читайте также: