Конспект урока по математике во сколько раз больше или меньше 3 класс

Обновлено: 20.05.2024

- Как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого?

- Каким действием решаются задачи на кратное сравнение чисел?

Глоссарий по теме:

Задачи на кратное сравнение – это задачи, в которых нужно сравнить во сколько раз одно число больше или меньше другого числа.

Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее число.

Задачи на кратное сравнение решаются действием делением.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 41.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Решим задачи на повторение.

1) Оле 15 лет, а сестре 5 лет. На сколько лет сестра младше Оли?

Воспользуемся знакомым нам правилом:

Чтобы узнать, на сколько одно число меньше или больше другого, нужно из большего вычесть меньшее.

15 – 5 = на 10 (лет) - сестра младше.

2) На праздник купили 3 кг карамели и 7 кг шоколадных конфет. На сколько килограммов шоколадных конфет больше купили, чем карамели?

Воспользуемся правилом и решим задачу.

7 – 3 = на 4 (кг) – больше шоколадных конфет.

Обе задачи решаются действием вычитанием, результат вычитания – разности. Это задачи на разностное сравнение.

К празднику купили 3 кг груш и 9 кг яблок. Во сколько раз яблок купили больше?

В задаче сравнивают, но используют слова: во сколько раз больше.

С помощью какого действия ответим на вопрос задачи? Попробуем в этом разобраться.

В первом ряду – 3 треугольника;

Во втором в 3 раза больше – 9.

В числе 9 по 3 укладывается 3 раза.

В первом ряду треугольников меньше в 3 раза, а во втором – больше в 3 раза.

Рассмотрим следующий рисунок.

В первом ряду – 8 кругов, во втором в 2 раза меньше – 4.

В числе 8 по 4 укладывается 2 раза.

В первом ряду кругов больше в 2 раза, во втором – меньше в 2 раза.

На рисунке ёжиков – 2, грибков – 4. Разобьём грибки на группы по два в каждой группе. Групп получилось две столько, сколько ёжиков.


Делаем вывод: грибков в 2 раза больше, чем ёжиков, ёжиков в 2 раза меньше, чем грибов.

Утят – 4. Цыплят – 8. Утят больше, чем цыплят. Цыплят меньше, чем утят.


Сравним: в 8 по 4 содержится 2 раза.

Значит, цыплят больше в 2 раза, чем утят, а утят в 2 раза меньше.

Чтобы узнать количество раз, надо 8 разделить по 4.

Вывод: Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.

Используем правило при выполнении заданий.

1) Во сколько раз число 30 больше, чем 5. Нужно число 30 разделить на 5.

2) Во сколько раз число 4 меньше 16. Нужно 16 разделить на 4.

16 : 4 = в 4 раза.

Вернёмся к задаче.

К празднику купили 3 кг груш и 9 кг яблок. Во сколько раз яблок купили больше?

Зная правило, теперь мы сможем ответить на вопрос задачи.

Нужно 9 кг разделить на 3 кг.

9 : 3 = в 3 (раза) - яблок купили больше.

Задача решается действием делением.

Задания тренировочного модуля.

1. Какое действие надо выполнить, чтобы узнать: во сколько раз 15 больше 5, во сколько раз 4 меньше 20. Выберите правильный ответ.

2. Выберите правильный ответ к задаче.

Собрали 7 кг жёлтых помидоров и 35 кг красных помидоров. Во сколько раз красных помидоров собрали больше, чем жёлтых?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема . Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?

Тип урока. Урок изучения нового

Формы работы. Фронтальная, парная, дифференцированная, индивидуальная

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Мотивация и настрой на хорошую работу.

- Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок

- Желаю вам успеха!

2 . Актуализация знаний . Математический диктант.

- Для того, чтобы определить тему нашего урока, вам нужно вначале выполнить математический диктант. Заодно повторим названия компонентов и результатов действий, взаимосвязь между ними и некоторые математические понятия, изученные ранее.

Делимое 15, делитель 5, Найдите значение частного.

Чему равно произведение чисел 4 и 4?

Найдите разность чисел 24 и 5?

Первый множитель 6, второй 2. Чему равно значение произведения?

Увеличьте 12 на 4.

Уменьшите 19 на 6.

Первый множитель 5, второй 6. Каково значение произведения?

На сколько 43 больше, чем 30?

Первое слагаемое 9, второе 7. Запишите , чему равно значение произведения?

Увеличьте 9 в 2 раза.

Чему равно частное чисел 8 и 8?

На сколько число 41 меньше числа 50?

- Ребята, представьте, что числа, которые у вас получились, – это порядковые номера букв алфавита. Соотнесите эти числа с буквами и постарайтесь прочитать то, что у вас получилось. Это и будет названием темы нашего урока. (Дети называют)

(Ответы: 3 16 19 12 16 13 30 12 16 18 1 9

В о с к о л ь к о р а з )

3. Объявление темы и постановка целей.

- Какую же главную цель мы поставим перед собой? (Ответы детей: узнать как определять и научиться узнавать «Во сколько раз одно число больше или меньше другого)

Объяснение нового материала

1) ( На доске модели фигур из учебника, сделанные из цветной бумаги )

Учитель показывает эти фигуры и выясняет:

- Что изменилось слева направо? Справа налево?

- Сколько раз жёлтая фигура помещается в красной? (дети демонстрируют)

- Можно ли сказать, что площадь красной фигуры в 4 раза больше площади жёлтой? А площадь жёлтой фигуры в 4 раза меньше площади красной?

- Сколько квадратов содержит жёлтая фигура? (3). А красная? (12)

- Какова площадь жёлтой и красной фигур?

Учитель подводит итог :

- Укладывая жёлтый прямоугольник в красном прямоугольнике, мы выяснили, сколько раз площадь жёлтого прямоугольника укладывается в площади красного прямоугольника или сколько раз 3 клетки укладываются в 12 клетках.

Вот сколько раз одна фигура вкладывается в другой, во столько раз эта фигура меньше другой, а другая, наоборот, во столько же раз больше. Записать это можно так: 12:3= 4, т.е. площадь красной фигуры в 4 раза больше площади жёлтой и наоборот. А число 12 в 4 раза больше числа 3. Так как же узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого?

- Посмотрите ещё раз объяснение того, как узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого (фрагмент видеоурока с выводом).

Коллективное повторение вывода (слайд №1)

Работа в парах. Детям на каждую парту раздаются карточки с изображением пары геометрических фигур, разделённых на прямоугольники. (3 вида карточек)

- Проверьте, во сколько раз площадь одной фигуры больше или меньше, чем площади другой фигуры. Запишите решение в тетрадь.

2) Устное обсуждение в паре задач со слайдов и запись решения в тетрадь (Слайды №2 - №5)

Победитель конкурса "Электронный учебник на уроке".

Ход урока

I. Организационный момент

II. Устный счет (работа в парах ЭФУ)

а) Длина бассейна – 8 м. Петя проплыл туда и обратно 4 раза. Сколько метров проплыл Петя?

б) Сколько шнурков нужно для 8 пар ботинок?

3. Геометрия на спичках.

а) Сколько всего на чертеже квадратов? Сколько на нем всего многоугольников?

Квадраты

б) Уберите одну палочку так, чтобы осталось 3 квадрата. Найдите несколько решений.

в) Уберите одну палочку так, чтобы осталось 2 квадрата. Найдите несколько решений.

г) Уберите две палочки так, чтобы осталось 3 квадрата. Найдите два решения и сравните их.

д) Уберите две палочки так, чтобы остался 1 квадрат. Какие еще остались многоугольники?

IV. Работа по теме урока

Задание № 8 (с. 66).

– Рассмотрите рисунок. Какие фигуры здесь изображены? (На нем изображены синий и красный отрезки.)

– На сколько частей точками разбит синий отрезок? (На 5 частей.)

– Выполните измерения и выясните, чему равна длина каждой такой части. (2 см.)

– Значит, синий отрезок разбит на 5 равных отрезков длиной 2 см. Измерьте длину красного отрезка. (Тоже 2 см.)

– Делаем вывод: синий отрезок в 5 раз длиннее красного, а красный отрезок в 5 раз короче синего.

Задание № 9 (с. 66).

Это задание лучше выполнить фронтально.

· Если 28 больше 4 в 7 раз, то 4 меньше 28 в 7 раз.

· Если 56 больше 7 в 8 раз, то 7 меньше 56 в 8 раз и т. д.

Задание № 10 (с. 67).

– Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему?

– Что известно в задаче? Что требуется узнать?

– Запишите кратко условие задачи.

Запись

6 : 3 = 2 (г.) – Сереже.

Задание № 11 (с. 67).

– Рассмотрите рисунок в учебнике.

– Назовите самое высокое дерево. (Ель.)

– Во сколько раз ель выше рябины? (В 3 раза.)

– Во сколько раз рябина ниже ели? (В 3 раза.)

– Во сколько раз береза выше рябины? (В 2 раза.)

– Во сколько раз рябина ниже березы? (В 2 раза.)

Задание № 12 (с. 67).

– Что известно в задаче? Что требуется узнать?

– Запишите кратко условие задачи.

Запись

1) Сколько лет сыну?

2) Во сколько раз сын моложе отца?

Ответ: в 5 раз моложе.

Физкультминутка

Физкультминутка

Нажмите, чтобы узнать подробности


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

урока математики в 3-А классе

по теме: «Обобщение и систематизация

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Методы: словесный, наглядный, практический

Форма обучения: Фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, групповая.

1. Организационный момент

Ну-ка проверяй, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки?
Поскорее соберись!

И улыбкой поделись!

- Ребята с домашним заданием все справились? Поднимите руки у кого задание вызвало сложности.

2. Постановка цели урока

- Ребята, мы с вами уже несколько уроков работаем над важной и интересной темой.

Увеличить в несколько раз. Уменьшить в несколько раз. Во сколько раз больше или меньше ?

- Мы сегодня займемся на уроке математики повторением и закреплением пройденного материала.

3. Индивидуальная работа. Устный счет.

- А сейчас мы проведем математическую разминку.

- Давайте вспомним, если в задании сказано "увеличь в", какое действие мы должны выполнить? (умножение)

- Хорошо. Теперь нас просят "уменьшить в", какое действие нужно применить? (деление)

- Молодцы. А если в задании стоит вопрос "во сколько больше или во сколько меньше?" ( мы должны воспользоваться делением)

- Правильно! Я вижу, вы хорошо запомнили это, поэтому можно провести математическое интервью. Будьте внимательны!

- Игра "Микрофон"

1. 5 увеличь в 3 раза

2. 7 увеличь в 2 раза

3. Во сколько раз 24 больше 6?

4. 28 уменьши в 4 раза

5. Во сколько раз 4 меньше 20?

6. 16 уменьши в 4 раза

7. 21 уменьши в 3раза

8. 3 увеличь на 4

- Молодцы! Интервью прошло на отлично!

- Игра "Помоги белочке"

- Вы сей час должны будете помогать белочке собирать на зиму корзинку с орешками и грибами, решая задания на них. Пока мы будем помогать белочке другие ребята помогут зайчику.

- Игра "Собери морковку."

Дети срывают морковку и за партой решают задание, а потом после проверки морковку отправляют в ящик для зайчика.

1) Коля нашёл 20 сыроежек и 4 лисички. Во сколько раз больше он нашёл сыроежек?

2) Римма нарисовала 9 белок, а ежей в3 раза больше. Сколько ежей она нарисовала?

3) Толя купил 6 конфет, а Федя в 4 раза больше. Сколько конфет купил Федя?

4) Сыну 8 лет. Отец в 5 раз старше. Сколько лет отцу?

5) У Васи 2 машинки, а у Коли в 3 раза больше. Сколько машинок у Коли?

6) У Коли 3 яблока, а у Миши в 5 раз больше. Сколько яблок у Миши?

4. Закрепление изученного материала.

1. Нахождение периметра прямоугольника.

- Ребята, Зайчик просит нас помочь ему найти периметр его прямоугольной кладовки для морковки, со сторонами 5м и 10м . (Ученик выполняет запись условия и решения задачи на доске, а остальные в тетрадях.)


1) 5+5+10+10=30(м) – Р


Ответ : Р =30м

2.Работа по учебнику стр.42 Задача (усно)

-Откройте учебник на стр.42. Давайте рассмотрим и решим задачу.

На проводе сидят 6 ласточек и 2 воробья. Во сколько раз ласточек больше, чем воробьёв ? Во сколько раз воробьёв меньше, чем ласточек? ((Ученик устно решает задачу с объяснением класу)

1) 6 : 2 =3 (р) – больше ласточек, а воробьёв меньше.

Ответ: в 3 раза больше ласточек, а воробьёв меньше в 3 раза.

В столовой израсходовали 8 кг муки и 24кг крупы. Во сколько раз меньше израсходовали муки, чем крупы ? Во сколько раз больше израсходовали крупы, чем муки? (Ученик выполняет запись условия и решения задачи на доске, а остальные в тетрадях.)

1) 24 : 8 =3 (р) – меньше муки, а крупы больше.

Ответ: в 3 раза меньше муки, а крупы больше в 3 раза.

- Давайте вместе повторим правило ещё раз: Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого , надо большее число разделить на меньшее

- Ребята , вы хорошо потрудились , а сейчас давайте вместе с весёлыми грибочками немножко отдохнём

( Дети вместе с учителем выполняют музыкальную мульт.физминутку)

5.Закрепление изученного материала

(Ученик выполняет запись условия и решения задачи на доске, а остальные в тетрадях.)

Расфасовали - ? кг , в 5 п. , по ? кг

(45-30) :5 =3 (кг) – в 1 пакете.

Ответ : 3 кг картофеля в 1 пакете.

5.Самостоятельная работа (примеры 2)

(Два ученика работают индивидуально с обратной стороны доски, а затем учитель и остальные ученики проверяют результаты их работы.)

9 ∙ ( 36 -33 ) =27 5 ∙6 : 3 =6

20 : 5 ∙ 9 =36 32 +9 + 8 + 11 =60

6. Работа в группах

кратное сравнение, чтобы создать сборник класса.

(Дети в группах составляют и записывают на специальных листках свою задачу. )

- Проверяем. Ученик читает, а класс решает, берем задачу в сборник или нет и почему?

Листы с записанными задачами от команд тут же собираются в тетрадь и

скрепляются заранее приготовленной обложкой. Получается сборник задач на

6. Домашнее задание

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- А пригодятся ли нам эти умения в жизни?

- А теперь подведем итог. Кому то на уроке сегодня было легко, а кому то ещё трудно.

- Какое настроение у вас вызвал наш урок ? У вас есть смайлики выберите один из них и поднимите вверх.

-Спасибо. Вы все молодцы и хорошо дружно сегодня поработали.

попрошу, оцените свою работу на уроке, выбрав соответствующий смайлик (молодец,

старайся, можешь лучше)

попрошу, оцените свою работу на уроке, выбрав соответствующий смайлик (молодец,

старайся, можешь лучше)

попрошу, оцените свою работу на уроке, выбрав соответствующий смайлик (молодец,

Читайте также: