Конспект урока по математике уравнение
Обновлено: 06.07.2024
Методы обучения: частично- поисковый, проблемного изложения материала.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устные задания:
- Как называются числа при сложении?
- Как называются числа при вычитании?
- Первое слагаемое – 20, второе слагаемое – 40. Найти сумму?
- Найти сумму чисел 30 и 6.
- Уменьшаемое – 48, вычитаемое 5. Чему равна разность?
- Чему равна разность чисел 70 и 6?
- Увеличить на 4 числа : 15, 20, 61.
- Увеличить на 3 числа : 18, 30, 79.
- На празднике было 12 девочек и 18 мальчиков. Сколько всего детей было на празднике?
- В холодильнике яблок на 6 больше, чем апельсинов. Апельсинов – 9. Сколько яблок в холодильнике?
- В кукольном театре 60 кукол. В утреннем спектакле занято 20 кукол. Сколько кукол не занято в спектакле?
III. Изучение новой темы.
С новой темой познакомится класс
Сегодня узнаем без сомненья
Имя этого выражения: х+4 = 12
А для этого нужно расшифровать слово, решив примеры.
У.: Записать число и классная работа в тетрадях.
У.: Примеры решить в тетрадях.
У.: Вам знакома такая запись: + 4=12 ?
Д.: Это пример с окошечком.
У.: А такая: a +4 ?
Д.: Это буквенное выражение.
У.: Что вы делали в первом случае?
Д.: Подбирали число чтобы запись была верной.
У.: Какое это число?
Д.: 8.
У.: что делали во втором случае?
Д.: вместо буквы подставляли число и вычисляли.
У.: Посмотрите на запись х+4=12
У.: На что оно похожа?
Д.: На пример с окошечком, на буквенное выражение.
У.: Что нам говорит знак =?
Д.: Равенство.
У.: Какое равенство? Все числа в нем известны?
Д.: Нет.
У.: Что неизвестно?
Д.: Первое число.
У.: как оно обозначено?
Д.: Латинской буквой.
У.: Если оно неизвестно, перед нами какая встает задача?
Д.: Найти, узнать какое это число.
У.: Найдите это число, чтобы равенство было верным.
Д.: Это число 8 (8+4=12).
У.: Что мы с вами сейчас сделали?
Вы решили уравнение.
У.: Сделаем вывод:
Уравнение – это ……(показать знак =)
Д.: Равенство.
У.: Которое содержит что? (показать на х)
Д.: Неизвестное число.
У.: Что надо сделать с неизвестным числом?
Д.: Его найти.
У.: Как обозначается неизвестное число?
Д.: Латинской буквой.
У.: Кто сможет сказать, что такое уравнение?
Д.: Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число.
У.: Что значит решить уравнение?
Плакат на доске: Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число. Решить уравнение – найти такое число, чтобы равенство было верным.
У.: Число, которое мы находим в уравнении х – называется корнем уравнения.
У.: Решить уравнение можно с помощью подбора ( или зная взаимосвязь компонентов при сложении и вычитании)
IV. Физкультминутка (на дыхание).
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
V. Первичное закрепление нового материала.
а) У.: Среди данных выражений выбрать нужно уравнение и записать в тетрадь.
Тип урока: урок формирования и совершенствования УН. Цель урока: формирование умения решать уравнения Планируемые результаты: • Личностные: - самоопределение к деятельности. Метапредметные: Регулятивные УУД: - осознавать и принимать учебную задачу, сохранять её на протяжении урока; - осуществлять контроль и оценку; - уметь осуществлять рефлексию деятельности.
Содержимое разработки
Конспект урока
по математике
Тема урока: Уравнения
Тип урока: урок формирования и совершенствования УН.
Цель урока: формирование умения решать уравнения
Планируемые результаты:
- самоопределение к деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- осознавать и принимать учебную задачу, сохранять её на протяжении урока;
- осуществлять контроль и оценку;
- уметь осуществлять рефлексию деятельности.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации;
- проводить сравнение, классификацию;
- уметь строить грамотное речевое высказывание;
- контроль, оценка, самооценка;
Коммуникативные:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение;
- взаимодействовать со сверстниками и учителем
- знать название компонентов и результатов арифметических действий;
-знать правило о взаимосвязи компонентов и различать арифметические действия
- уметь читать числовые значения переменной с применением терминологии;
- знать алгоритмы письменных действий;
- уметь находить переменную при решении уравнений на основе взаимосвязи компонентов и результатов действий
- уметь выполнять сложение, вычитание, умножение, деление двузначных и трехзначных чисел .
Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):
для учителя:
- учебник по математике;
- макет схемы для задачи (А3);
для обучающихся:
Информационные источники:
Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. Часть 2. / Л.Г. Петерсон – М. : Ювента, 2013 – 96 с.
Петерсон Л.Г. Математика: 3 класс: Рабочая тетрадь. В 3 ч. Часть 2. / Л.Г. Петерсон – М. : Издательство Ювента, 2016 – 64 с.
Содержание урока.
Методы и приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Средства, оборудование
Орг. Этап (1 минута)
Учащиеся проверяют готовность к уроку
Л-самоопределение к деятельности
Подготовка к активному и сознательному закреплению материала (14 минут)
Сегодня наш урок мы начнем с решения логических задач.
В соревнованиях по плаванию Ваня Саша и Коля заняли три первых места. Ваня занял не первое и не третье , а Саша не третье. Какое место занял каждый мальчик?
-Если Ваня занял не первое место и не третье , то какое он мог занять?)
-Если Саша не третье, то какое он мог занять
-Но второе место занято Ваней , значит остается…
-Какое место занял коля?
У Серёжи несколько открыток , а у Антона на 2 открытки больше. Всего у них 8 открыток. Сколько открыток у каждого мальчика?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тип: Урок открытия новых знаний
Планируемые результаты:
Умеют: решать уравнения вида, а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым; решать задачи на нахождение целого или частей, читать математические выражения, неравенства, равенства.
Личностные : содействовать проявлению положительного отношения к школе и учебной деятельности, в частности, к математике; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные :
познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Оборудование: учебник, ТСО
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1. Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Меня зовут Полина Александровна, сегодня я проведу у вас урок математики.
Цели: Образовательные: познакомить с понятием уравнение, формировать умения читать, записывать и решать уравнения. Совершенствовать умения составлять верные равенства. Развивать внимание и логическое мышление
Воспитывать культуру поведения при работе в парах, фронтальной, индивидуальной работе. Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; умение определять тему и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия ; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, использовать математическую терминологию ; слушать и понимать речь других.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия: уравнение, решить уравнение
Межпредметные связи: математика
- Организационный момент. Самоопределение к деятельности
– Начинаем наш урок математики. Давайте вспомним, какие математические задания и упражнения вы умеете выполнять?
– Достаточно ли этого для полноты нашего знания или существуют еще другие, неизвестные нам пока, задания?
– Хотели бы вы научиться новому?
– Мне очень приятно это слышать.
Ни к чему стоять на месте,
От безделья скучать,
Мы попробуем все вместе
Что-то новое узнать.
Всех внимательных, пытливых
Важные открытья ждут.
И дороги школьных знаний
Всех к успеху приведут!
Под таким девизом и проведем этот урок. Начнем с устной работы
II.Актуализация знаний
Составьте верные равенства, используя данные выражения: Составляют верные равенства, оценивают себя.
34 – 14 13 – 7
Работа в парах по карточкам в парах
– Сравните буквенные выражения. Объясните выбор знака сравнения. Работают в паре. Выполняют сравнение. Объясняют выбор знака сравнения. Оценивают себя.
а + 3 и а – 3
7– с и 70 – с
17 + b и b + 17
у + 0 и у – 0
Если выполнили правильно поставьте + на полях
– Выполним следующее задание. Разбейте записи на доске на две группы. Прокомментируйте свои действия. Дети распределяют их на группы “Примеры с окошком” и “Буквенные выражения”. Комментируют свои действия. Отвечают на вопросы.
19 + = 21
b – 4
– 5 = 20
11 + с
х + 4 = 12
Если выполнили правильно поставьте + на полях
– Как мы работаем с примерами “с окошком”? Ответы учащихся: В примерах “с окошком” мы подбираем число для составления верного равенства.
– Как мы работаем с буквенными выражениями? В буквенных выражениях подставляем вместо буквы число и вычисляем значение выражения.
III.Постановка проблемы
– Все ли записи вы распределили? Где возникло затруднение? Почему вы затрудняетесь?
– На что похожа запись х + 4 = 12 ? Что вы можете о ней сказать? Как мы можем ее назвать? (Запись х + 4 = 12 похожа одновременно и на буквенное выражение и на пример с окошком.) Эту запись можно назвать равенством, содержащим неизвестное число.
III.Самоопределение к деятельности. Определение темы и цели урока
– Кто нам назовет тему нашего урока ? Кто знает, как называются такие равенства в математике. (С помощью учителя называют тему урока и формулируют цель)
– Тема нашего урока – уравнение. Впервые сегодня мы знакомимся с ним. А в старших классах самые трудные задания вы будете решать с помощью уравнений.
– Сформулируйте задачи нашего сегодняшнего урока.
IV.Физминутка
Мы осанку исправляем
Спинку дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Улыбнись всем и садись.
– Давайте осуществлять поставленные задачи. Внимательно посмотрите на данное уравнение. Что надо сделать, чтобы решить его?
-Вспомните, как называются числа при сложении?
-Как найти неизвестное слагаемое?
Правильность выполнения уравнения надо доказывать. Для этого выполняется проверка.
– Что же вы сейчас сделали? (Решили уравнение)
Попробуем сделать вывод. (Формулируют вывод ( с помощью учителя),
сравнивают с выводом в учебнике)
Уравнение – это… (учитель показывает знак “=”), которое содержит … (учитель показывает х)
– Что значит решить уравнение?
– Сравним свой вывод с выводом учебника на странице 80
VI.Первичное закрепление
- – Потренируемся решать уравнения. Выполним №1 на странице 80 учебника.Решите
верхнюю строчку. (Учащиеся на доске и в тетрадях записывают и решают уравнения.)
- Мистер Икс прислал вам задание. Откройте конверты,
составьте уравнение. ( В конвертах карточки с числами и знаками 8 10 Х + - =) Составляют уравнения, проверяют.
Если выполнили правильно поставьте + на полях
VII. Рефлексия учебной деятельности.
Ребята, вот и близится к концу наш урок
- Помните ли вы, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Как вы думаете, достигли мы этой цели?
- Тогда скажите, что же такое уравнение?
- А что значит решить уравнение- Как вы думаете, научились ли вы решать уравнение?
- Оцените свою работу знаками:
«Мне было трудно работать, я еще не все понял, но у меня все получится ( -)
- Ребята, я очень благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и стремление к знаниям, которые помогли вам сегодня вновь совершить новое открытие в математике.
Не беда, что у кого-то из вас сегодня не все получалось. На следующем уроке мы продолжим тренироваться решать уравнения. Я уверена, все у вас получится!
Читайте также: