Конспект урока по математике на тему время

Обновлено: 06.07.2024

Цель : познакомить с единицами измерения времени; научить переводить время из одних единиц в другие; развивать навыки определения времени.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся распознавать числа (от 1 до 12, записанные римскими цифрами; измерять и выражать продолжительность, используя единицы времени (минута, час); устанавливать момент времени по часам;

Метапредметные: познавательные – проводят сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление, понимают выводы, сделанные на основе сравнения; коммуникативные – умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные – организовывают свое рабочее место; овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознают личностный смысл учения

Задачи урока: - систематизировать знания детей о времени;

- циферблат часов, определение времени по часам;

- знания соотношения между единицами времени;

- процедура перевода одних единиц времени в другие;

- формирование УУД: определение времени по часам, парная работа, самоконтроль;

- бережно относиться ко времени.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Метапредметные результаты: учиться, совместно с учителем ставить цели урока, ориентироваться в системе знаний: отличать новое от известного; учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями учебника;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; выполнять действия по заданному алгоритму;

1 Орг. момент

Доброе утро, ребята!

Абсолютно всем нужна.

На уроке работай старательно,

И успех тебя ждёт обязательно!

- Какой сейчас год, месяц и число? - Какой сегодня день недели? - Какое сейчас время суток?

2 Целеполагание.

Наш будильник. хочет загадать Вам загадку:

Что летит быстрее мысли

и не имеет ни начала, ни конца? (время)

Чем мы можем измерить время?

Какие виды часов вы знаете? (солнечные, водяные, песочные, механические, кварцевые, атомные, электронные).

На слайд выведены слова:

Уберите лишнее слово.

ЧАС МИНУТА МЕТР

Уберите лишнее слово.

КИЛОМЕТР ЧАС МИНУТА

Уберите лишнее слово.

ЧАС КИЛОГРАММ МИНУТА

Уберите лишнее слово.

ЧАС МИНУТА ТОННА

Уберите лишнее слово.

МИНУТА ЧАС САНТИМЕТР

Уберите лишнее слово.

ЧАС ГРАММ МИНУТА

- Какие слова остались? (час, минута)

- Что объединяет эти слова? (время)

- Кто догадался, какой будет тема урока? (Час и минута)

-Какую цель мы сегодня можем поставить на уроке?

Познакомиться с (единицами измерения времени….

Узнать о (измерительных приборах, которыми измеряют время…

Научиться определять…. (время по часам)

3. Изучение нового материала

Будильник хочет еще загадать вам загадку:

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка только раз,

Та что выше, каждый час. (стрелки)

-У всех часов есть 2-ве стрелки, длинная и короткая.

-Что за коротышка бегает по кругу? (часовая)

-Что за сестрица? (минутная)

-Ребята, посмотрите на картинку (слайд с часами)

Сколько всего больших и маленьких черточек-делений изображено на циферблате? Кто знает? (60 делений.)

-на сколько часовых делений передвинется часовая стрелка за то время, пока минутная проходит полный круг? (1деление.)

Именно поэтому можно сказать, что

Как вы думаете, почему стрелка названа минутной? (передвижение короткой стрелки от одного деления до другого равно 1 минуте.

Давайте посчитаем хором до 5, сейчас мы зафиксировали промежуток времени, равный примерно 5 секундам. Но если посчитать до 60, то пройдет приблизительно одна минута, так как 60 раз- секунд- это минута.

Теперь считаем хором до 60, переводим на циферблате минутную стрелку на одно деление, сообщая, что прошла 1 минута от урока, которая ушла на эксперимент. Надеюсь, что вы теперь усвоили как переводить часы в минуты, и наоборот (слайд)

Маша и Саша договорились встретиться в 19.00. Маша опоздала на 15 минут. Во сколько пришла Маша?

4. Физминутка

А теперь давайте все встанем и разомнемся:

Кто там ходит влево-вправо?

Это маятник в часах.

Он работает исправно

И твердит : Тик-так, тик-так.

(Руки на поясе, наклоны вправо и влево.)

А над ним сидит кукушка.

Это вовсе не игрушка.

Птица дверцу отворяет,

Время точное сообщает.

(Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны.)

А часы идут, идут,

Не спешат, не отстают.

Мы без них не будем знать,

Что уже пора вставать. (Ходьба на месте.)

5. Первичное закрепление нового знания.

Фронтальная работа (слайд)

– Сколько минут длится кинофильм, если сказано, что его продолжительность 1 час 20 минут?

1 час 20 мин = 80 мин

Работа в парах (слайд): (проверка на слайде)

запиши в минутах 1 час 10 минут, 1 час 15 минут,1 час 40 минут 2 ч

–Индивидуальная работа. Запишите в часах и минутах:

75 мин = … (1 ч 15 мин.)

80 мин = … (1 ч 20 мин.)

110 мин = … (1 ч 50 мин.)

125 мин = … (2 ч 5 мин.)

6. Подведение итогов.

Рефлексия

Ребята мы с вами говорили о времени, часах. Я хотела задать вам еще пару вопросов:

-Какие самые главные часы есть в России по которым все города сверяют время?

-А как вы думаете, в Кемеровской области есть такие часы по которым город сверяет время?

А теперь я бы хотела услышать ваши отзывы о сегодняшнем уроке.

Выберите фразу и закончите её:

-Я сегодня узнал…

-Больше всего мне понравилось…

- Что было трудно на уроке?

- Что было интересно?

- Что получилось, что не получилось?

Возьмите карандаши в руки и разукрасьте ваш будильник,если вам было интересно и легко пусть он будет яркий как солнышко-желтый,если вам было немного трудно,то пусть он будет –синий,а если вам было трудно и непонятно-то пусть он будет нам об этом сигнализировать,что нам нужно еще поработать,пусть он будет красный.

7. Д/З

Карточки с дз, по степени сложности.

Прикреплённые файлы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

повышение любознательности, информационной культуры учащихся, интереса к предмету математика.

Воспитательные:

воспитание трудолюбия, ответственности, умения работать в коллективе;

показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты: Предметные: учащиеся получат представление о времени как новой величине;

ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию и работать с ней;

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые,

словесные, наглядные, практические.

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ - технология (презентация).

Оборудование: компьютер, мультимедиа, слайды

Ход урока:

Организация класса.

- Здравствуйте. Я рада видеть всех вас на уроке математики.

А для успешной работы нам сегодня понадобятся:

-внимательные глаза,

-чуткие уши,

-ловкие руки,

-сообразительные головы.

И , конечно же, хорошее настроение!

Желаю вам успехов в работе на уроке!

1.Актуализация знаний.

Ребята, вы любите мультфильмы?

Какие мультфильмы любите? Назовите их.

Предмет нашего разговора на уроке необычен. Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно.

2. Формулировка темы и цели урока.

-Как вы думаете , какая тема нашего урока? (Время.Единицы времени)

- Какие цели нашего урока? (Познакомиться с новыми единицами измерения – временем. Научиться определять время, временные отрезки, установить соотношения между единицами времени.)

3.Открытие новых знаний.

- Что такое время?( слайд)

Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.

Время, понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т. е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого.

- А теперь давайте вспомним всё, что мы уже знаем о единицах измерения времени. Какие единицы времени существуют? (Слайд)

– Расположите в порядке убывания.
Тысячелетие
Век
Год
Месяц
Неделя
Сутки
Час
Минута
Секунда

4.Работа с учебником: с.98 (Слайд)

– Как человек ориентируется во времени? С помощью чего? (Часы, календарь)
– Какие календари существуют?
– Какой сейчас год?
– Предыдущий?
– Последующий? Какой это год? (Високосный)
– Что это значит?
– К какому веку относятся эти года?
– Сколько месяцев в году?

-Полгода – сколько это месяцев?
– 60 месяцев – сколько это лет?(5)
– Сколько лет в 3 веках?
- Какой месяц текущий? (декабрь)
- Он состоит из столбиков, что это за столбики? (недели)

-Сколько дней в неделе? (7)

-Сколько в месяце полных недель? (4)

5.Работа над темой. Работа в парах

Перед вами таблица, которую вы должны заполнить

В каком месяце твой день рождения?

Какое количество дней в этом месяце?

Запишите месяцы, в которых такое же количество дней, как в месяце дня твоего рождения

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

учитель: Макарова Анна Николаевна

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цель: - формировать представление о единицах времени: час, минута ;

- учить определять время по часам;

- развивать вычислительные навыки и умение решать задачи.

Личностные: воспитывать бережное отношение ко времени, прививать навыки по воспитанию взаимопомощи. Оценивать результаты выполненной работы. Развивать внимание, вариативность мышления. Воспитывать бережливость, аккуратность, привычки ухаживать за своими вещами, экономить своё и чужое время.

развивать мышление: умение анализировать, сопоставлять, выделять главное и обосновывать свои действия, устанавливать причинно-следственные связи, развивать интерес, внимание, математическую речь;

развивать логическое мышление детей (умение сравнивать, обобщать, классифицировать).

закреплять умения выполнять действия с числовыми значениями времени: сравнивать, преобразовывать крупные единицы времени в мелкие, выполнять арифметические действия;

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы обучения : объяснительно – иллюстративные, наглядные,

словесный, дедуктивный, самостоятельная работа.

Формы работы : коллективная, индивидуальная, работа в парах, включение каждого ученика в активную деятельность по достижению цели.

Формируемые УУД:

личностные - освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться -восприятие ценностного окружающего мира;

регулятивные - самостоятельно организовывать свое рабочее место -определять цель выполнения заданий -составлять план выполнения заданий -соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем -оценивать выполненное задание по предложенным параметрам ;

коммуникативных - сотрудничество детей, участие в диалоге на уроке;

познавательные – умение ориентироваться в учебнике, определять умения, которые будут сформированы в результате изучения данной темы, определять круг своего незнания, сравнивать и группировать величины, работа с дополнительными источниками информации.

1. Организационный момент.

- Долгожданный дан звонок-

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И все правильно сидим.

-Садитесь, пожалуйста, ребята, все ровненько, спинка прямая, руки на парте, ножки стоят под партой и начнём наш необычный урок.

2. Актуализация знаний. (Математический диктант)

- 25 уменьшить в 5 раза;

-первый множитель 4, второй-8. Чему равно произведение?

- 3 увеличить в 6 раза;

- чему равно произведение чисел 6 и 9?;

- увеличить 7 в 10 раз.

- Ребята, под каждым ответом спрятана своя буква. Соедините стрелками примеры с одинаковыми ответами:
70 – (М)
5 – (В)
54 – (Е)
18 – (Р)
32 – (Я)

- А теперь расположите цифры в порядке возрастания. Какое слово получилось? (Время).

- Ребята, вы уже знаете в каких единицах измеряются длина и масса. А знаете ли вы, в каких единицах измеряется время? (ответы детей)

- Догадались о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Мы будем говорить о единицах измерения времени, но каких именно вы узнаете, отгадав загадку:

В квартире на стенке загадка висит

И целыми днями она говорит,

Когда мне гулять, пить кефир, танцевать,

Смотреть телевизор, компьютер включать.

Могу я крутить у загадки усы.

Ну, вы догадались, что это? (Часы)

- Итак, какую цель поставим перед собой на уроке? (ответы детей)

-мы узнаем, какие есть единицы времени: час, минута, секунда;

-научимся их сравнивать и определять;

4. Изучение нового материала.

- Дети, умеете ли вы определять время по часам? (ответы детей)

- А как вы думаете, для чего нужно уметь определять время? (ответы детей)

- В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.

ВРЕМЯ - понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т. е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого.

5. Работа с моделями часов.

- Ребята, часы бывают разные: механические, электронные, песочные и другие (учитель демонстрирует модели часов). Давайте с вами рассмотрим механические часы, так как такие часы мы чаще других видим и поучимся определять по ним время.

Это просто. Большая стрелка показывает минуты, а маленькая – часы. Если большая стрелка показывает на число 12, а маленькая на число 2, то это 2 часа.

На часах со стрелками 12 больших делений. А каждое большое деление разделено на 5 маленьких частей. Каждое маленькое деление – это 1 минута. Пока маленькая стрелка пройдет от одного числа до другого, большая обойдет весь круг. Это значит, что прошел 1 час.

6. Первичная проверка понимания изученного. Работа с часами.

Показать на часах:

- 11 часов 30 минут

- 3 часа 15 минут

- 6 часов 40 минут

- 8 часов 20 минут

Физкультурная минутка составлена из упражнений, имитирующих работу часов.

1)"Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.
2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.
3)"Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.
4)"Будильник"-хлопки над головой.
5)"Пружинка"-приседания.
6) "Часы идут, идут, а с места не сойду. " - ходьба на месте.

8. Работа с учебником.

№ 287 (решение задачи)

Участники экскурсии сначала ехали 3 часа 15 минут на автобусе, затем 4 часа 5 минут плыли на пароходе. Сколько часов они были в пути? (один ребенок работает у доски, остальные записывают решение задачи в рабочую тетрадь. Решение задачи обсуждается коллективно)

1)Сколько времени ты делаешь уроки?

2)За какое время ты можешь прочитать одну страницу в книге?

3)Сколько времени у тебя занимает дорога в школу?

4)Сколько времени длится урок?

5)Сколько времени длится перемена?

6)Сколько времени ты делаешь утреннюю зарядку?

9.Закрепление изученного. (Работа в группах по карточкам).

- Время – это не только часы. Я предлагаю вам выполнить работу в группах. Вам нужно распределить единицы времени по порядку сверху вниз от самой маленькой до самой большой: (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год).

10. Подведение итогов урока.

- Какой теме мы посвятили сегодня работу на уроке?

- Что вам понравилось, запомнилось на уроке?

11. Домашнее задание.

1. сделать модель часов

2. учебник. с. 93 №292

- В заключение послушайте стихи С.Я. Маршака:

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои.

А иногда оно течет

Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки.

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

- Берегите время, не тратьте его напрасно. Заполняйте свои минутки и часы добрыми и умными делами.

Урок окончен. Спасибо! Вы очень хорошо поработали!

проведенного учителем начальных классов Макаровой А.Н.

Тип урока- открытие новых знаний.

Свой урок я строила с учетом ФГОС.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников УУД.

Цель урока определяли сами учащиеся, исходя из темы урока, которую выявили сами в результате работы по нахождению закономерности. Для того, чтобы ученик был не только слушателем, но и активным участником учебной деятельности, на своем уроке я применяла деятельностный подход в обучении, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-практической.

Я тщательно продумала каждый этап урока, задания, вопросы.

На этапе мотивации и стимулировании деятельности настроила учеников на продуктивную работу, постаралась снять нервное напряжение, т.к. с этими ребятами впервые проводился открытый урок.

На этапе актуализации знаний использовала математический диктант .

На этапе открытия нового знания была создана проблемная ситуация, выход из которой предложили сами ученики.

На этапе первичного закрепления осуществлялась практическая индивидуальная работа.

На этапе рефлексии учебной деятельности ребята самостоятельно оценили свою работу на уроке.

В результате этого на всех этапах урока учащиеся были включены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что служила ему мотивацией при выполнении самостоятельной работы и поддержки познавательного интереса к учению .

На уроке я учитывала индивидуальные особенности детей и давала только положительную оценку их деятельности, что тоже стимулировало и повышало их интерес и активность на уроке. Учебный материал соответствовал программному материалу и был доступен и посилен учащимся. Учебная информация была привлекательна для детей за счет разнообразных заданий и подаче учебного материала, что привело к достижению поставленной цели на уроке.

Учебное время на уроке старалась использовать эффективно, запланированный объём урока выполнен, все фрагменты урока прошли по разработанному сценарию.

Считаю, что поставленные цели и задачи урока достигнуты.

Выводы после проведения урока:

Считаю, что цель урока достигнута. Урок прошел успешно.

Было видно, что детям было интересно. Они чувствовали себя раскрепощено, несмотря на присутствие гостей.

Так как это был первый мой открытый урок и он прошел успешно, я естественно получила большое удовлетворение от проведенной мною работы. (стаж работы – небольшой)


Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год).

Планируемые результаты:

- научатся пользоваться изученными единицами времени;

- решать задачи с использованием единиц времени;

- выполнять арифметические действия.

-освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться

-восприятие ценностного окружающего мира

-самостоятельно организовывать свое рабочее место

-определять цель выполнения заданий

-составлять план выполнения заданий

-соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем

-оценивать выполненное задание по предложенным параметрам

-умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы в результате изучения данной темы, определять круг своего незнания,

-сравнивать и группировать величины

-участвовать в диалоге на уроке

-отвечать на вопросы учителя

-сотрудничать в группе, в паре при совместном решении проблемы

УМК: Школа России

1. Организационный этап

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги нашей лень!

Не мешай учиться!

Не мешай трудиться!

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Послушайте загадку и подумайте, о чем идет речь:

- Без ног и без крыльев оно,

- Быстро летит, не догонишь его.

- Всегда было, сегодня есть и завтра будет

- Это время. Что же такое время?

- Время мы не можем увидеть, попробовать, подержать в руках. Время не останавливается ни на один миг, его нельзя повернуть, так как движется оно только от прошлого к будущему. Время можно сравнить с рекой, которая постоянно движется.

- Сегодня наш урок будет посвящен путешествию по реке времени. Мы продолжим знакомство с единицами измерения времени.

- Скажите, а время является величиной?

- Конечно, его можно измерить.

- А какие единицы измерения времени вам знакомы?

- К единицам измерения времени относятся: секунда минута, час, день, сутки, неделя, месяц, год, век, тысячелетие.

3. Актуализация знаний

- Посмотрите на запись: тридцать четыре километра, сорок семь - сантиметров, пятьдесят тонн, шестнадцать центнеров, двадцать три килограмма, девятнадцать часов, сорок пять минут.

- Как называются такие числа?

- Это именованные числа или величины.

- В чем заключается их особенность?

- Правильно, ребята. Их можно измерить

- Единицы измерения каких величин здесь встретились?

- Километры и сантиметры – единицы длины; тонна, центнер, килограмм – единицы массы; часы и минуты – единицы времени.

- Сейчас проверим, как хорошо вы знаете единицы времени.

- Сколько минут содержится в одном часе?

- Правильно, в одном часе содержится шестьдесят минут

-- Сколько минут содержится в пяти часах?

- В пяти часах содержится триста минут

- А сколько часов составляют 420 минут?

- Четыреста двадцать минут составляют семь часов.

- Сколько часов составляют 600 минут?

- Молодцы, ребята! Шестьсот минут – это десять часов.

4. Первичное усвоение новых знаний.

- Измерить длину просто. С помощью чего мы можем ее измерить?

- Длину можно измерить с помощью линейки.

- Просто измерить и массу. Как её можно измерить ?

- С помощью весов.

- Как же мы можем измерить время?

- Давным-давно древние люди поняли, что основным помощником в измерении времени является Солнце. Регулярная смена времени года, смена дня и ночи, перемещение Солнца и Луны по небесному своду – все эти явления подсказывали человеку о течении времени. Днём человек определял время по солнцу, а ночью по движению звезд. Первыми приспособлениями для отсчета времени были ремешок с узелками и дощечка с зарубками. Ежесуточно делая зарубку, человек мог подсчитать количество прошедших дней; развязывая каждый день по узелку, можно было определить число оставшихся суток до какого либо ожидаемого события. Время шло. Способы измерения времени постепенно совершенствовались. Были изобретены первые солнечные часы.

Положение солнца на небе использовалось в качестве той часовой стрелки, по которой люди определяли время в дневную часть суток. Именно движение солнца легло в основу солнечных часов, которые появились примерно пять с половиной тысяч лет назад.

На ровной площадке устанавливали столб и измеряли длину тени, которую он отбрасывал на землю. По длине тени судили о том, который час.

Эти часы были изобретены в Китае свыше тысячи лет назад. Внутри находилось водяное колесо, к которому были прикреплены чашки, наполняемые водой. Когда чашки становились слишком тяжелыми, колесо вращалось, приводя в действие шестеренки часового механизма.

Для дальнейшего усовершенствования часов огромное значение имело открытие законов колебания маятника, сделанное Галилеем, которому пришла в голову идея создания механических маятниковых часов. Реальная конструкция таких часов появилась в 1658 году благодаря талантливому голландскому изобретателю и ученому Христиану Гюйгенсу (1629-1695гг). Он же изобрел балансовый регулятор, позволивший создать карманные и наручные часы. Маятник, грузик на конце длинного стержня, качается с равными интервалами. В настенных часах он происходит одно качание в секунду. Маятник соединен с подвешенной гирькой, системой зубчатых колес — шестеренок. Благодаря анкерному механизму, стрелки, приводимые в движение висящей гирей, равномерно движутся по кругу.

А вскоре появились другие часы. Отгадайте, какие:

В них песчинки текут –

Как песчинки собрались,

В колбочке из стекла,

Так и минутка истекла.

Конечно, это песочные часы. Как вы думаете, этими часами было удобно пользоваться?

Эти часы были очень неудобными, так как измеряли малое количество времени.

И тогда были изобретены часы, к которым мы привыкли.

Какие часы вы знаете?

Сегодня мы пользуемся электронными и механическими часами.

Люди, жившие в древние времена в Египте и на Ближнем Востоке, также хотели ориентироваться во времени, однако у них не было часов. Тем не менее, пять тысяч лет тому назад астрономы из древнего города Вавилон в Месопотамии разделили период времени от восхода солнца до следующего восхода на 24 часа. Сегодня, когда у нас есть часы, измеряющие время до мельчайших долей секунды, древние единицы времени по-прежнему остаются в силе.

Что же такое сутки?

Послушайте стихотворение "Что такое сутки?"

Помни, сын, запомни, дочь,

Сутки - это день и ночь.

Днем светло и солнце светит,

Во дворе играют дети:

То взлетают на качелях,

То кружат на каруселях.

Небо стало розоватым -

Солнце клонится к закату,

Сумрак саду лег на плечи -

Значит, наступает вечер.

Вслед за первою звездой

Выйдет месяц молодой.

Солнце за рекою село,

Ночь пришла, вокруг стемнело.

И в кроватках до утра

Помни, сын, запомни, дочь,

Сутки - это день и ночь.

В сутках 24 часа . Состоят они из ночи, утра, дня и вечера.

За это время планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси.

А как же сейчас мы определяем какое время суток?

Почему говорят, что в сутках 24 часа, но на циферблате часов стоят цифры от 1 до 12.

Если идет первая половина суток, то говорят 4 ч ночи, 7 ч утра, а если идет вторая половина суток, то говорят 4 ч дня, 7 ч вечера.

Началом суток является полночь или ноль часов. Счёт часов идёт от начала суток и после полудня каждый час имеет двойной порядковый номер: 1 час дня - это тринадцать часов, 5 часов дня - это семнадцать часов.

5. Первичная проверка понимания

После двенадцати часов дня, говорят: тринадцать часов, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать, двадцать, двадцать один час, двадцать два, двадцать три, двадцать четыре часа или полночь, после чего новый отсчет начинают с ноля часов.

А утро, день, вечер, ночь – это части суток.

Попробуйте отгадать загадку:

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

-Правильно, это дни недели.

Молодцы, ребята! Это понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

6. Первичное закрепление

Выразите в часах: одни сутки, трое суток, семь суток и десять суток.

1 сутки – это 24 часа, трое суток – это семьдесят два часа, семь суток – это сто шестьдесят восемь часов и десять суток – двести сорок часов

А теперь попробуйте наоборот часы перевести в сутки.

Сорок восемь часов – это двое суток, девяносто шесть часов – это четверо суток и сто двадцать часов – составляют пять суток.

За сутки Петя спал 9 часов. Занятия в школе у него заняли 7 часов, гулял он 1 час. Сколько времени осталось у Пети для других важных дел?

Давайте вспомним, сколько часов в сутках?

Правильно, двадцать четыре часа.

Ответ: у Пети осталось 7 часов для других важных дел.

7. Самостоятельная работа с проверкой по образцу

Выразите в указанных единицах измерения.

240 ч = … сут. 120 ч = … сут.

600 мин = … ч 720 мин = …ч

3 сут.9 ч = …ч 5 сут. = … ч

72 ч = … сут. 2 сут. 12 ч = …ч

240 ч = 10 сут. 120 ч = 5сут.

600 мин = 10 ч 720 мин = 12 ч

3 сут. 9 ч = 81ч 7сут. = 168 ч

72 ч = 3сут. 2 сут. 12 ч = 60 ч

8. Подведение итогов урока

О какой единице измерения времени мы говорили сегодня? Мы говорили о сутках.

Сколько часов содержится в сутках? Содержится 24 часа.

Перечислите части суток Утро, день, вечер, ночь.

Как иначе можно назвать семь суток?

Правильно, семь суток – это одна неделя. Запомните это ребята!

9. Рефлексия

В заключение, послушайте стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того, какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течёт,

Часов и дней напрасный счёт.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки,

И очень краткие часы.

Берегите время, не тратьте его напрасно. Заполняйте свои минуты и часы добрыми делами.


-75%

Читайте также: