Конспект урока по математике 4 класс пнш учимся решать задачи

Обновлено: 07.07.2024

II. Устный счет, объявление темы урока.
А начнем мы, ребята, с небольшой задачки.

От села и до села
Детвора в поход пошла.
Шли, не торопились,
Мненьями делились.
И за три часа пути
Весь маршрут смогли пройти.
Девять километров
Ребятня прошла.
Какова же скорость
У ребят была?

(9:3=3 км/ч)

У: Кто уже может назвать ответ?
Д: ответ 3км/ч.
У: А что мы искали в этой задаче?
Д: скорость.
У: А каким образом мы её нашли?
Д: Расстояние поделили на время.
У: Молодцы. А вот вам еще одна задача.

От скамейки до дорожки
На одной все скачут ножке.
За секунду два прыжка,
А всего их двадцать.
Сколько времени скакать,
Можешь догадаться?

(20:2=10 с)

У: Итак, какой ответ на эту задачу?
Д: 10 секунд.
У: Хорошо. Что мы сейчас искали?
Д: Время.
У: Правильно. И каким образом мы его нашли?
Д: Количество прыжков поделили на скорость.
У: Молодцы. Ребята, а про какую величину мы еще не успели сказать?
Д: Про расстояние.
У: Какие вы молодцы. Слушайте задачу.

Если б кто-нибудь из взрослых
Мне купил велосипед,
До деревни я б добрался,
Чтоб проверить, как там дед.
Я б по десять километров
Проезжал бы каждый час,
До деревни я б добрался

Через три часа как раз.
Зная всё, что я поведал,
Вычисли мой путь до деда.
(10*3=30км)

У: Итак, ребята, какой же ответ?
Д: 30 км.
У: Что же мы искали в этой задаче?
Д: Расстояние.
У: Молодцы. Что нужно сделать, чтобы найти расстояние?
Д: Надо скорость умножить на время.
У: Отлично. А кто скажет, что это за величины такие: скорость, время и расстояние? Что мы ими определяем?
Д: Этими величинами мы определяем движение.
У: Хорошо. Сегодня мы продолжим решать задачи на движение. И тема нашего сегодняшнего урока: решение задач на движение в противоположном направлении. Чему мы будем учиться на уроке:
Д: Мы будем учиться решать задачи на движение в противоположном направлении.

III. Объяснение нового материала
У: Хорошо. Ребята, а как это – в противоположном направлении?
Д: Это значит друг от друга в разные стороны.
У: Хорошо. Выходите к доске. Покажите нам как это – двигаться в противоположном направлении.
Д: (показывают)
У: Что происходит с расстоянием между ними?
Д: Оно увеличивается.
У: А что делают ребята?
Д: Они удаляются друг от друга.
У: Правильно! Тогда как мы назовем скорость, с которой двигаются ребята?
Д: Скорость удаления друг от друга.
У: Молодцы. Откройте учебник на странице 33. Прочитайте первую задачу из номера 125. Кто может прочитать вслух? (читает) Спасибо!


Итак, мы уже знаем, как происходит движение в противоположном направлении. Но как это показано на чертеже?
Д: Стрелками.
У: Что известно о времени их выезда?
Д: Они выехали одновременно.
У: Как обозначено место их выезда?
Д: Красной чертой.
У: Сколько времени находился в пути каждый пешеход?
Д: Каждый пешеход шел 3 часа.
У: Известны ли скорости пешеходов?
Д: Первый пешеход шел со скоростью 5 км/ч, а второй 4 км/ч.
У: И что требуется узнать?
Д: Расстояние между пешеходами через 3 часа.
У: Теперь кратко запишем условия задачи. Перечертите чертеж к себе в тетрадь.А теперь перескажите задачу по схематическому чертежу.
Д: (пересказывают)
У: Спасибо! Как видим по чертежу, часть этого расстояния прошел первый пешеход, а другую часть – второй.
Кто уже догадался, как же узнать расстояние между ними через 3 часа?
Д: Сначала узнаем расстояние, которое прошел первый пешеход за 3 часа, затем – расстояние, которое прошел второй, после этого можно будет узнать все расстояние.
У: Правильно. Ребята, запишите решение у себя в тетради самостоятельно. N, напиши решение задачи на доске.

1) 5*3 = 15 (км) – расстояние, которое прошел 1-ый пешеход.
2) 4*3 = 12 (км) – расстояние, которое прошел 2-ой пешеход.
3) 15+12 = 27 (км) – расстояние, на котором друг от друга оказались пешеходы.

Ответ: пешеходы друг от друга были на расстоянии 27 км.

У: Молодец, спасибо. А посмотрите: может кто-нибудь видит, как можно решить эту задачу другим способом? (да, нет)
Пешеходы отдалялись друг от друга. За каждый час благодаря движению первого пешехода они отдалялись на 5 км, а благодаря движению второго – еще на 4 км. Следовательно, на сколько за 1 час они отдалялись друг от друга?
Д: На 9 км.
У: Правильно. Теперь мы знаем скорость удаления пешеходов друг от друга и время, которое прошло после их выхода из поселка. Как мы можем определить расстояние, на которое они удалились за это время?
Д: Надо сложить скорость пешеходов, этим действием мы узнаем скорость удаления пешеходов друг от друга. А потом эту скорость умножить на 3 часа – получим расстояние между пешеходами.
У: Молодец. Иди к доске и запиши решение.
1) 5+4 = 9 (км/ч) – скорость удаления пешеходов друг от друга.
2) 9*3 = 27 (км) – расстояние между пешеходами через 3 часа.

Ответ: пешеходы друг от друга были на расстоянии 27 км.

У: Спасибо, присаживайся. Ребята, это понятно? Если есть вопросы – задавайте их.

IV. Физкультминутка
Мы считали и устали,
А сейчас мы дружно встали.
Ручками похлопали - раз, два, три.
Ножками потопали - раз, два, три.
Головкой покачали - раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели,
Никого мы не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять решать начнем.

V. Продолжение работы
У: Хорошо, ребята, переходим к следующей задаче. Прочитайте её, пожалуйста. Вы что-нибудь заметили? N, выйди и измени условия задачи на доске.
Д: Она очень похожа на предыдущую задачу (выходит, изменяет).
У: Что нам известно о скорости пешеходов?


Д: Первый пешеход шел со скоростью 5 км/ч, а второй 4 км/ч.
У: Так, а что известно о времени нахождении в пути?
Д: Ничего не известно.
У: То есть время нам надо найти. Тогда что известно про расстояние между пешеходами?
Д: Оно равно 27 км.
У: Молодцы. Давайте кратко запишем условия. Как мы будем решать эту задачу?
Д: Нужно найти скорость удаления пешеходов друг от друга и расстояние разделить на эту скорость.
У: Правильно. Иди, запиши решение на доске.

1) 5+4 = 9 (км/ч) – скорость удаления пешеходов друг от друга.
2) 27:9 = 3 (ч) – столько часов пешеходы шли.
Ответ: Расстояние между пешеходами будет 27 км через 3 часа.

У: Молодец, спасибо. Ребята, кто согласен с этим решением? Переходим к последней задаче. N, прочитай вслух. Что по сравнению с предыдущей задачей изменилось? Что мы знаем?


Д: Мы знаем, что пешеходы вышли одновременно, и через 3 часа между ними было расстояние 27 км. Так же знаем, что первый пешеход шел со скоростью 5 км/ч.
У: Что нам надо найти?
Д: Надо найти скорость второго пешехода.
У: Молодцы. Давайте кратко запишем условие задачи. Кто уже знает, как решать такую задачу? Запишите решение у себя в тетради 2-мя способами. А потом мы на доске проверим решение.
Д: (записывают решение задачи)
У: Итак, как мы будем решать задачу? Идите и запишите на доске.
Д: Чтобы найти скорость второго пешехода, надо найти какое расстояние прошел первый пешеход. Потом вычесть из общего расстояния. Мы получим расстояние, которое прошел второй пешеход. И для того, чтобы найти его скорость надо полученное число разделить на 3 часа.
У: Правильно!

1) 5*3 = 15 (км) – расстояние, которое за 3 часа прошел первый пешеход.
2) 27 – 15 = 12 (км) – расстояние, которое прошел второй пешеход за 3 часа.
3) 12:3 = 4 (км/ч) – скорость второго пешехода.

Ответ: со скоростью 4 км/ч шел второй пешеход.

У: Молодец, спасибо. Кто-нибудь знает еще один способ решения? Как можно быстрее решить эту задачу?
Д: Чтобы найти скорость второго пешехода, надо сначала найти скорость удаления пешеходов друг от друга. А затем вычесть скорость первого пешехода.
У: Молодец, иди к доске и напиши нам решение.

1) 27:3 = 9 (км/ч) – скорость удаления пешеходов друг от друга.
2) 9-5 = 4 (км/ч) – скорость второго пешехода.

Ответ: скорость второго пешехода – 4 км/ч.

У: Молодец, садись. А сейчас, ребята, я проверю, как вы поняли нашу тему. Для этого я предлагаю вам решить несколько задач самостоятельно.
Во время соревнований почтовых голубей два голубя одновременно начали полет в противоположных направлениях. Скорость первого голубя 75 км/ч, скорость второго – на 4 км/ч больше скорости первого. Какое расстояние будет между голубями через 3 часа?

Д: (решают)
У: Кто пойдет к доске и запишет решение задачи?

ИЛИ
1) 75+4 = 79 (км/ч) – скорость второго голубя.
2) 75*3 = 225 (км) – расстояние, которое за 3 ч. пролетел первый голубь.
3) 79*3 = 237 (км) – расстояние, которое за 3 ч. пролетел второй голубь.
4) 225+237 = 462 (км) – расстояние между голубями через 3 часа.

Ответ: Между голубями через 3 часа будет расстояние 462 км.

У: Молодец! Итак, давайте подведем итоги. Ребята, что нового узнали на уроке? С каким видом движения познакомились?
Д: Мы познакомились с задачами на противоположное движение, учились их решать разными способами.
У: Пригодятся ли вам знания на расчет пути, времени и скорости в жизни? Если вы считаете, что знания, полученные на уроке, являются полезными для вас, раскрасьте смайлик в зеленый цвет и нарисуйте ему улыбку, если нет – в красный цвет и с грустным лицом.
Д: (поднимают)
У: Молодцы. Всем спасибо за урок. До свидания!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

* Освоить новый приём решения задач с помощью уравнений. * Совершенствовать у.

* Освоить новый приём решения задач с помощью уравнений. * Совершенствовать умения в решении задач, уравнений. * Продолжить формирование устных вычислительных приёмов.

 М - ? Л - ? на 30руб дороже 350 руб

М - ? Л - ? на 30руб дороже 350 руб

Пусть Х, мы возьмем за стоимость маски, А Х+30 - это стоимость ласт А общая с.

Пусть Х, мы возьмем за стоимость маски, А Х+30 - это стоимость ласт А общая стоимость покупки 350 рублей

М - ? Х 350руб Л - ?на 30р. дороже Х+30

М - ? Х 350руб Л - ?на 30р. дороже Х+30

х:3=12 Пирожное стоит в раза дороже булочки. Сколько стоит пирожное, если бул.

х:3=12 Пирожное стоит в раза дороже булочки. Сколько стоит пирожное, если булочка стоит ____ рублей.

Пирожное стоит в 3 раза дороже булочки. Сколько стоит пирожное, если булочка.

Пирожное стоит в 3 раза дороже булочки. Сколько стоит пирожное, если булочка стоит 12 рублей.

Краткое описание документа:

Тема урока: Учимся решать задачи с помощью уравнений.

Тип урока: изучения нового материала и первичного закрепления

Цели урока:

Личностные: создание педагогических условий для формирования у обучающихся положительной мотивацию к учению, умения преодолевать посильные трудности, чувства коллективизма, взаимовыручки и уважения друг к другу, умения вести диалог,

Метапредметные: формирование умения ставить цели и задачи, планировать и контролировать деятельность, умения классифицировать объекты, создавать, применять и преобразовывать модели, повышать алгоритмическую культуру обучающихся, развивать логическое мышление, познавательнуюактивность и навыки првильрой речи.

Предметные: формирование умения построения математической модели, решения уравнений, содержащих одноарифметическое действие и решение задач с помощью уравнений.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, репродуктивный.

Оборудование: презентация, карточки для работы в паре -11штук, карточки для работы в группе -3штуки, задание по вариантам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок - урок изучения нового материала.В процессе работы на уроке обучающиеся знакомятся со способом решения текстовых задач с помощью уравнений.

Цель урока: формировать у школьников умение решать задачи уравнением, составлять по данному условию и решать их

Образовательные задачи урока:

учить составлять уравнения к текстовым задачам;

учить анализировать условие задачи на предмет соответствия действительности;

Развивающие задачи урока:

развивать творческие способности учащихся;

развивать умение обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы;

развивать коммуникативные навыки;

развивать умение сотрудничать при решении учебных задач.

Воспитательные задачи урока:

воспитывать культуру умственного труда;

воспитывать культуру коллективной работы;

воспитывать упорство в достижении цели.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

формирование внутренней позиции школьника, адекватной мотивации, самооценки и самовосприятия; умение анализировать свои возможности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; личная ответственность; знание основных моральных норм; навыки конструктивного взаимодействия; усвоение нормы взаимопомощи; умение аргументировать; применение метапредметных знаний.

постановка учебной задачи; прогнозирование результата; умение планировать работу; умение выполнять учебную задачу; сопоставление своих действия с заданным образцом; выполнение учебного действия разными способами; коррекция способов действия в случае расхождения с эталоном; умение делать выводы; управление своим поведением — контроль, коррекция, оценка действий; управление временем; взаимоконтроль; рефлексия учебной деятельности.

умение актуализировать свои знания; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения, классификация объектов; подведение под понятие, выведение следствий; использование моделей и схем для решения учебных задач; самостоятельное создание способов решения задач; умение делать проверку; умение делать выводы.

умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение слушать, выражать свои мысли; участие в коллективном обсуждении проблем; умение устанавливать рабочие отношения; принятие решения и его реализация; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.

Дидактическая цель урока: создать условия для повторения изученного ранее материала и формирования новых знаний.

Задачи урока:

  1. Развивать умение рассуждать, делать выводы.
  2. Формировать познавательную активность.
  1. Воспитывать умение работать в коллективе.
  2. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
  3. Формировать умение правильно организовывать свою учебную деятельность.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

  • проблемно-поисковый;
  • репродуктивный (беседа).

Формы познавательной деятельности:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • фронтальная.

Средства обучения:

1. Организационный момент.

Организация класса, проверка готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

Задача. Периметр прямоугольника 20 см, а сумма длин трех его сторон равна 14 см.

- Какие вопросы вы сформулировали по данному условию задачи?

3. Устный счёт.

1) Формирование вычислительных навыков.

7528 • 4 = 3011__ 5906 • 7 = 413 __ __
3549 • 6 = 2129__ 84003 • 9 = 7560 __ __
90357 • 8 = 72285 __ 58007 • 4 = 232 __ __ __

2) Повторение взаимосвязи между компонентами и результатами арифметических действий, формирование умения выполнять умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями, проводить сравнительный анализ арифметических выражений.

- Найди значения выражений, используя запись умножения в столбик.

528000 : 30 = ________
528 : 3 = ________
52800 : 176 = ________
176 • (30 • 100) = ________
(1760 • 10) • 3 = ________
30 • 176 = ________

4. Целеполагание.

- Попробуйте устно составить и решить задачу с указанными величинами по первой строке данной таблицы (остальные строки закрыты):

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Итак, как же найти цену, зная количество и стоимость? Аналогично: А как найти количество? Стоимость?

- Вернемся к заданию № 55. Какую величину можно найти, используя данные выражения?

- Составьте задачу (работа в парах).

Физкультурная минутка.

Ходьба под счёт:

Шаг – вдох, шаг – выдох;

Два шага – вдох, два шага – выдох. (10 раз)

5. Работа над новым материалом.

а) Прочитай задачу.

В первый день книжный киоск продал 8 учебников математики, во второй – 12. Какова цена учебника, если стоимость всех проданных учебников 800 рублей?

б) Используя условие задачи, выбери выражения, которые имеют смысл, и запиши к ним пояснения:

12 – 8 _________________________________________

12 + 8 _________________________________________

800 : (12 + 8) ___________________________________

а) Вставь пропущенные в задаче слова и числа, используя ее решение:

1) 12 • 2 = 24 (кг) ________________________________

2) 12 + 24 = 36 (кг) _______________________________

3) 50 – 36 =14 (кг) ________________________________

В первый день школьники собрали 12 кг шиповника, во второй ______. Сколько килограммов шиповника собрали школьники в третий день, если за три дня они собрали ______ кг шиповника?

б) Запиши пояснение к каждому действию в решении задачи.

в) Используя данное условие, запиши пояснения к выражениям:

24 – 12 _________________________________________

50 – 12 _________________________________________

50 – 12 • 2 ______________________________________

50 – 12 • 3 ______________________________________

г) Запиши решение задачи другим способом:

- А знаете ли вы, для чего школьники собирали плоды шиповника? (Далее представлены сведения о шиповнике как защита проектной работы учащегося).

Оказывается, шиповник – это дикорастущие виды розы, обычно с немахровыми цветками. Распространены в Северном полушарии. В России насчитывается около 60 видов шиповника. Плоды используют как витаминное сырье. Применение. Шиповник — старинное лекарственное растение, его лечебные свойства были известны в России еще в XVII веке. Тогда уже плоды шиповника высоко ценились и выдавались для лечения по особому разрешению, лишь знатным людям.

Шиповник является поливитаминным растением, его плоды по количественному содержанию и разнообразию витаминов значительно превосходит другие растения. Но особенно много витамина С. Водный настой плодов повышает сопротивляемость организма при инфекционных заболеваниях и обладает общеукрепляющим, тонизирующим действием.

Отвар корней имеет антисептические свойства. Водный настой листьев обладает противомикробным и болеутоляющим действием и используется при желудочно-кишечных заболеваниях.

Кустарник шиповника часто используется как декоративное растение.

Физкультурная минутка.

Упражнения на релаксацию. Зарядка для глаз.

6. Закрепление изученного материала.

1) Решение задачи № 79.

Шесть тетрадей для рисования стоят столько же, сколько девять одинаковых блокнотов. Сколько стоит один блокнот, если цена тетради для рисования 30 рублей?

- Оформите запись условия удобным способом (схема или таблица).

Коллективный разбор задачи. Запись решения самостоятельно.

2) Разноуровневые задания на карточках (геометрический материал).

А) Начерти прямоугольник со сторонами 8 см и 4 см. Вычисли площадь и периметр этой фигуры.

Б) Начерти квадрат со стороной 6 см. Вычисли площадь и периметр этой фигуры.

Длина стороны квадрата 6 см, а длины сторон прямоугольника 8 см и 4 см. Площадь какой фигуры больше и на сколько?

Квадрат и прямоугольник имеют одинаковый периметр 24 см. Площадь какой фигуры больше, если длина прямоугольника 8 см?

На доске чертежи фигур.

а, б) - Укажите на чертежах известные величины. А теперь напишите, чему равны площади и периметры этих фигур.

- Площадь какой фигуры больше?

- Получились ли у вас такие величины? А теперь ответьте на вопрос: на сколько площадь квадрата больше площади прямоугольника?

- Ребята, а как же действовали вы? Ведь у вас была неизвестна ширина прямоугольника и сторона квадрата. (Сначала нашли неизвестную сторону).

- Сравним результаты: исходя из ваших расчетов, площадь какой фигуры оказалась больше?

7. Подведение итогов урока.

  1. Рефлексия.
  2. Что нового узнали? Что запомнилось, показалось интересным?
  3. Оценивание работы учащихся учителем.

8. Домашнее задание.


Учащиеся работают в группах, решают задачи "на куплю-продажу", строят схемы и таблицы, видоизменяют задачи, исходя из поставленной цели.

Содержимое разработки

 Урок математики 4 класс

Урок математики


"Не стыдно не знать, Стыдно не учиться."

Проверка 1) 28·5= 140 (с.) 2) 300:6= 50 (м²) 3) 16 лет 4)(160+40)·2= 400 (м)

1) 28·5= 140 (с.)

2) 300:6= 50 (м²)

3) 16 лет

4)(160+40)·2= 400 (м)

Тема урока : Учимся решать задачи Цель урока: Продолжить формировать умение по решению задач

Тема урока :

Учимся решать задачи

Продолжить формировать умение по решению задач

С.66 №208 Ц К С ? од. 15 к . 765р ? 20к. ?

15 к .

 (765:15)·20 = = 1020 2

(765:15)·20 =

С.66 №208 Ц К С 15 к . 765р _ ? 30 к. _

15 к .

 765·(30:15) = = 1530 2

765·(30:15) =

С.66 №209 200 р. 210 р. 1 кг конфет 1кг сушек 1кг печенья 330 р.

200 р. 210 р.

1 кг конфет

1кг печенья

1)330-200= 130 (р.)- цена сушек. 2)330-210= 120 (р.)- цена конфет. 3)200-120= 80 (р.)- цена печенья.

1)330-200= 130 (р.)- цена сушек.

2)330-210= 120 (р.)-

цена конфет.

3)200-120= 80 (р.)-

цена печенья.

 Можно ли по данным задачи провести разностное сравнение, не вычисляя цены сушек и конфет?

Можно ли по данным задачи провести разностное сравнение,

не вычисляя цены сушек и конфет?

 СПАСИБО ЗА УРОК!


-75%

Читайте также: