Конспект урока по литературе работа с текстом

Обновлено: 05.07.2024

- развивать умение работать с различными приёма ми работы с текстом.

Уметь: понимать текст за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время

Личностные: Уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности,

умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?) Осознание эстетической

ценности литературного чтения; уважительное отношение к родной литературе, гордос ть за неё;

потребность сохранить чистоту русского литературного языка как явления национальной

культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать

последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои

мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное

мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию

из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

Основные понятия темы: текст, приём, смысловое чтение.

Методы и формы обучения: Создание проблемных ситуаций; индив идуальная, групповая,

Оборудование: Экран, компьютер, мультимедийный проектор, сма йлики

1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно - з начимом уровне.

1. Антиципация (предвосхищение, предуга дывание предстоящего ч тения). Определение

смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по

названию п роизведения, имени автора, ключевым слов ам, предшествующей тексту иллюстрации с

Я даю вам 10 ключевых слов. Ваша задача поп ытаться составить , восстановить текст ,

После работы предложить прочитать составленный текст каждой группе.

( Этот приём позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать

познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с те кстом .)

Купил человек себе новый дом –большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле

дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый с осед, который постоянно пытался

испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с

мусором. Человек взял ве дро, мусор вывалил, ведро выч истил до блеска, насобирал в него с амых

дверь в надежде на скан дал, а человек протянул ему в едро с яблоками и сказал: «К то чем богат,

1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение или чтение - слушание, или комбинированное

чтение (на выбор учителя) в соответствии с особе нностями текста, возрастны ми и

индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первич ного восприятия. Выяв ление

совпадений первоначальных предположений учащихся с содержани ем, эмоциональной окраской

3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по

прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смыс ловых частей и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой час ти.

4. Беседа по содержанию текста. Обобще ние прочитанного. Постановка к тексту обобщающих

вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Изучающее чтение предус матривает максимально п олное и точное пониман ие всей

содержащейся в тексте информации и критическое ее осмыс ление.

Обучающиеся получают распечатанные тексты на листах формата А4.

Для изучающего чтения используются следующие приёмы работы с текстом.

Скелет рыбы это основное содержание текста. Вам необходимо поставить вопросы - скелет и

– это выделение с помощью различных фонетических средств одного из слогов , н еодносложного

слова в составе речевого такта или фразы на фоне безударных слогов.

Различают три основных вида ударения – динамическое (силовое,

экспираторное), квантитативное (коли чественное) и музыкальное (тональное).

Динамическое ударение характеризуется усилением голоса в ударном слоге на фоне ослабления

голоса в безударных слогах, следствием чего может явиться не только количес твенная, но и

качественная редукция, наблюдающаяся, в частности, в русском языке. Динам ическое ударение

Фиксированным (постоянным), т.е. закрепленным за одним и тем же слогом: в чешс ком,

венгерском, латышском языках ударение закреплено за первым слогом; в польском – за последним

Нефиксированным (свободным), т.е. незакрепленным за одним и тем же слогом, как, напри мер, в

русском языке: гнлзда (на первом слоге), гнезду (на втором слоге), гнездовуй (на третьем слоге) и

По возможности перехода с одного слога на другой внутри одного того же слова , т.е. при

изменении его формы , различают под вижное и неподвижное динамиче ское ударение. Примеры

из русского языка: голоаб, головы, головй, но гулову (подвижное ударение) и съльный, съльного,

съльному… съльным, съльными и т.д. (неподвижное ударение).

Квантитативное – это количественное (долготное) ударение. Оно достигается удлинением

гласного ударного слога и возможно только в тех языках, в которых «нет фонологически

(как, впрочем, и ударение других типов) не встречае тся ни в одном языке. Преобладающим оно

является в индонезийском языке. Элементы количественного ударения присущи и русскому

языку, почему его правильнее рассма тривать как экспираторн о - количественное.

Музыкальное ударение – это тоновое, мелодическое ударение, характеризующееся изменением

голосового тона по высоте внутри одного и того же слога. Оно встречалось во

многих индоевропейских языках далекого прошлого (в древнеиндийском, древнегре ческом). Из

современных языков музыкальное ударение присуще китайскому, дунганскому, тайскому,

вьетнамскому и некоторым другим языкам. Количество тонов по языкам може т быть различным:

- развивать умение работать с различными приёмами работы с текстом.

ВложениеРазмер
urok_2_dlya_otzyva.docx 36.47 КБ

Предварительный просмотр:

учитель русского языка и литературы

Конспект урока литературы.

Тема «Стратегии смыслового чтения.

- сформировать способность работы с разными типами текстов;

- развивать умение понимания текста, ставить вопросы к тексту;

- развивать умение работать с различными приёмами работы с текстом.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые образовательные результаты:

- знать, что такое текст;

- уметь: понимать текст за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

- уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?);

- осознание эстетической ценности литературного чтения; уважительное отношение к родной литературе, гордость за неё;

- потребность сохранить чистоту русского литературного языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

- умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; - осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

- оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других;

- учиться работать в паре;

- формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения;

- извлекать необходимую информацию из различных источников;

- использовать полученные на уроке знания в жизни.

Основные понятия темы: текст, приём, смысловое чтение.

Межпредметные связи: русский язык.

Методы и формы обучения: с оздание проблемных ситуации; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: э кран, компьютер, мультимедийный проектор, смайлики

  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

I этап. Работа с текстом до чтения

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Я даю вам 10 ключевых слов. Ваша задача попытаться составить, восстановить текст, используя данный приём.

(Ребята работают в группах).Время на работу 3 минуты.

После работы предложить прочитать составленный текст каждой группе.

( Этот приём позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом .)

Следующий тип чтения - ознакомительное чтение.

Купил человек себе новый дом –большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.

II этап. Работа с текстом во время чтения

1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

3.Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

4.Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление.

Обучающиеся получают распечатанные тексты на листах формата А4.

Для изучающего чтения используются следующие приёмы работы с текстом.

Различают три основных вида ударения – динамическое (силовое, экспираторное), квантитативное (количественное) и музыкальное (тональное).

Динамическое ударение характеризуется усилением голоса в ударном слоге на фоне ослабления голоса в безударных слогах, следствием чего может явиться не только количественная, но и качественная редукция, наблюдающаяся, в частности, в русском языке. Динамическое ударение может быть:

Фиксированным (постоянным), т.е. закрепленным за одним и тем же слогом: в чешском, венгерском, латышском языках ударение закреплено за первым слогом; в польском – за последним слогом и т.д.

Нефиксированным (свободным), т.е. незакрепленным за одним и тем же слогом, как, например, в русском языке: гнёзда (на первом слоге), гнезду (на втором слоге), гнездовуй (на третьем слоге) и т.д.

По возможности перехода с одного слога на другой внутри одного того же слова, т.е. при изменении его формы , различают подвижное и неподвижное динамическое ударение. Примеры из русского языка: голова, головы, головой, но голову (подвижное ударение) и съльный, съльного, съльному… съльным, съльными и т.д. (неподвижное ударение).

Музыкальное ударение – это тоновое, мелодическое ударение, характеризующееся изменением голосового тона по высоте внутри одного и того же слога. Оно встречалось во многих индоевропейских языках далекого прошлого (в древнеиндийском, древнегреческом). Из современных языков музыкальное ударение присуще китайскому, дунганскому, тайскому, вьетнамскому и некоторым другим языкам. Количество тонов по языкам может быть различным: например, в китайском языке 4 тона, во вьетнамском – 6.

Интонация – сложное явление. Она представляет собой единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и системы пауз. Вместе с ударением интонация образует просодическую систему языка, является суперсегментным средством организации фразы, формирования высказывания и выявления его смысла.

Главной составляющей интонации является мелодика речи , т.е. движение голосового тона по высоте; остальные признаки являются сопутствующими. С учетом сказанного можно так определить фразу: фраза – это отрезок речи, объединенный особой интонацией, фразовым ударением и заключенный между достаточно длительными паузами

Наиболее загруженной частью фразы является ее конец, где обычно сосредоточивается фразовое ударение. Когда нужно особо выделить, подчеркнуть ту или иную часть высказывания, используют возможности логического ударения, которое представляет собой смещенное фразовое ударение.

На выполнение задания даётся время – 5 минут

После выполнения задания проверка задания.

III этап. Работа с текстом после чтения

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Давайте обратимся к народной мудрости и вспомним несколько пословиц, смыслом которых, будут являться такие понятия как - добро и зло, душа человека, смысл жизни.

- Слайды с пословицами народов мира

Мы много работали, а теперь давайте допишем тему нашего урока и посмотрим как же она правильно звучит.

- Слайд с основной мыслью притчи

Обучающиеся отвечают на вопросы….

Главное богатство учителя это знания, которыми он делится со своими учениками.

И сегодня вам были предложены различные приёмы смыслового чтения и работы с текстом, которые помогут вам при сдаче итоговой аттестации. Я поделилась знаниями с вами, а взамен получила заряд энергии позитива.

Спасибо за урок.

Межпредметная связь. Ребята, знания какого предмета помогает нам понимать и воссоздавать текст. (учащиеся отвечают)

С помощью технологии смыслового чтения на уроках литературы учитель формирует способность не просто пересказывать текст, но и выражать отношение к прочитанному, давать оценку той информации, которую он получил, оценивать героев произведения. Школьники получают возможность вступать в диалог с автором текста, спорить с ним или соглашаться с его мнением. С этой целью можно предложить обучающимся применять различные методы работы с текстом, участвовать, в различного рода, дискуссиях, составлять характеристику героев, делать аннотации к любимым произведениям, книгам.

Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться своей цели, решать конфликты), которые могут быть эффективными в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением. Это может помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного в собственной жизни.

Закрепление изученного материала: Итак, использование этих и других приёмов помогают нам:

-научиться ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

-находить в тексте требуемую информацию;

-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;

-читать внимательно и вдумчиво.

- легко находить ключевые слова в текстах, кроме того выделять главную мысль, извлекать информацию из текста для осознанного построения речевого высказывания.

Слова К. Ушинского как никогда актуальны в наши дни, в период, когда необходимо сформировать метапредметные умения учеников.

Смысловое чтение является основным умением, необходимым для дальнейшего успешного обучения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

учитель русского языка и литературы

Конспект урока литературы.

Тема «Стратегии смыслового чтения.

- сформировать способность работы с разными типами текстов;

- развивать умение понимания текста, ставить вопросы к тексту;

- развивать умение работать с различными приёмами работы с текстом.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые образовательные результаты:

- знать, что такое текст;

- уметь: понимать текст за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

- уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?);

- осознание эстетической ценности литературного чтения; уважительное отношение к родной литературе, гордость за неё;

- потребность сохранить чистоту русского литературного языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные:

- умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; - осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

- оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других;

- учиться работать в паре;

- формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения;

- извлекать необходимую информацию из различных источников;

- использовать полученные на уроке знания в жизни.

Основные понятия темы: текст, приём, смысловое чтение.

Межпредметные связи: русский язык.

Методы и формы обучения: с оздание проблемных ситуации; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: э кран, компьютер, мультимедийный проектор, смайлики

1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

I этап. Работа с текстом до чтения

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Я даю вам 10 ключевых слов. Ваша задача попытаться составить, восстановить текст, используя данный приём.

(Ребята работают в группах).Время на работу 3 минуты.

После работы предложить прочитать составленный текст каждой группе.

( Этот приём позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом .)

Следующий тип чтения - ознакомительное чтение.

Купил человек себе новый дом –большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.

II этап. Работа с текстом во время чтения

1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

3.Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

4.Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление.

Обучающиеся получают распечатанные тексты на листах формата А4.

Для изучающего чтения используются следующие приёмы работы с текстом.

Различают три основных вида ударения – динамическое (силовое, экспираторное), квантитативное (количественное) и музыкальное (тональное).

Динамическое ударение характеризуется усилением голоса в ударном слоге на фоне ослабления голоса в безударных слогах, следствием чего может явиться не только количественная, но и качественная редукция, наблюдающаяся, в частности, в русском языке. Динамическое ударение может быть:

Фиксированным (постоянным), т.е. закрепленным за одним и тем же слогом: в чешском, венгерском, латышском языках ударение закреплено за первым слогом; в польском – за последним слогом и т.д.

Нефиксированным (свободным), т.е. незакрепленным за одним и тем же слогом, как, например, в русском языке: гнёзда (на первом слоге), гнезду (на втором слоге), гнездовуй (на третьем слоге) и т.д.

По возможности перехода с одного слога на другой внутри одного того же слова, т.е. при изменении его формы, различают подвижное и неподвижное динамическое ударение. Примеры из русского языка: голова, головы, головой, но голову (подвижное ударение) и съльный, съльного, съльному… съльным, съльными и т.д. (неподвижное ударение).

Музыкальное ударение – это тоновое, мелодическое ударение, характеризующееся изменением голосового тона по высоте внутри одного и того же слога. Оно встречалось во многих индоевропейских языках далекого прошлого (в древнеиндийском, древнегреческом). Из современных языков музыкальное ударение присуще китайскому, дунганскому, тайскому, вьетнамскому и некоторым другим языкам. Количество тонов по языкам может быть различным: например, в китайском языке 4 тона, во вьетнамском – 6.

Интонация – сложное явление. Она представляет собой единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и системы пауз. Вместе с ударением интонация образует просодическую систему языка, является суперсегментным средством организации фразы, формирования высказывания и выявления его смысла.

Главной составляющей интонации является мелодика речи, т.е. движение голосового тона по высоте; остальные признаки являются сопутствующими. С учетом сказанного можно так определить фразу: фраза – это отрезок речи, объединенный особой интонацией, фразовым ударением и заключенный между достаточно длительными паузами

Наиболее загруженной частью фразы является ее конец, где обычно сосредоточивается фразовое ударение. Когда нужно особо выделить, подчеркнуть ту или иную часть высказывания, используют возможности логического ударения, которое представляет собой смещенное фразовое ударение.

На выполнение задания даётся время – 5 минут

После выполнения задания проверка задания.

III этап. Работа с текстом после чтения

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Давайте обратимся к народной мудрости и вспомним несколько пословиц, смыслом которых, будут являться такие понятия как - добро и зло, душа человека, смысл жизни.

- Слайды с пословицами народов мира

Мы много работали, а теперь давайте допишем тему нашего урока и посмотрим как же она правильно звучит.

- Слайд с основной мыслью притчи

Обучающиеся отвечают на вопросы….

Главное богатство учителя это знания, которыми он делится со своими учениками.

И сегодня вам были предложены различные приёмы смыслового чтения и работы с текстом, которые помогут вам при сдаче итоговой аттестации. Я поделилась знаниями с вами, а взамен получила заряд энергии позитива.

Спасибо за урок.

Межпредметная связь. Ребята, знания какого предмета помогает нам понимать и воссоздавать текст. (учащиеся отвечают)

С помощью технологии смыслового чтения на уроках литературы учитель формирует способность не просто пересказывать текст, но и выражать отношение к прочитанному, давать оценку той информации, которую он получил, оценивать героев произведения. Школьники получают возможность вступать в диалог с автором текста, спорить с ним или соглашаться с его мнением. С этой целью можно предложить обучающимся применять различные методы работы с текстом, участвовать, в различного рода, дискуссиях, составлять характеристику героев, делать аннотации к любимым произведениям, книгам.

Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться своей цели, решать конфликты), которые могут быть эффективными в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением. Это может помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного в собственной жизни.

Закрепление изученного материала: Итак, использование этих и других приёмов помогают нам:

-научиться ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

-находить в тексте требуемую информацию;

-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;

-читать внимательно и вдумчиво.

- легко находить ключевые слова в текстах, кроме того выделять главную мысль, извлекать информацию из текста для осознанного построения речевого высказывания.

Слова К. Ушинского как никогда актуальны в наши дни, в период, когда необходимо сформировать метапредметные умения учеников.

Смысловое чтение является основным умением, необходимым для дальнейшего успешного обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для начала давайте обратимся к плану урока и узнаем, какие виды работы нам предстоят.

Словарная работа.

Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования. (По дороге к дому)

Путешествие, пребывание в пути. (Устал с дороги.)

Какая орфограмма в этом слове? (опасное место) /безударная гласная о/

Верно, это слово нельзя проверить. Поэтому давайте запишем его в словарь и запомним его написание.

Слово трудное попалось,

Это братцы не беда:

Нарисуем в слове букву –

Не забудем никогда.

А теперь ответьте на такой вопрос: какая бывает дорога? (шоссе, железная дорога, просёлочная дорога, грунтовая дорога) Посмотрите, пожалуйста, на слайды с видами дорог.

Во время ВОВ была Дорога жизни. Может кто-нибудь слышал, что это была за дорога? (Дорога жизни – путь через Ладожское озеро, по которому во время блокады Ленинграда в 1941-1943гг. осуществлялась связь с городом.)

Составьте со словом дорога предложение.

Внимательно прочитайте слова. Определите последовательность и объясните свой выбор.

На доске: слова, слоги, звуки, текст, буквы, предложения.

Звуки, буквы, слоги, слова, предложения, текст.

Обоснуйте свой ответ.

Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем, получаются слоги, из слогов можно составить слова. Из слов получаются предложения. А из предложений можно составить текст.

Какое слово в этой последовательности является завершающим? Почему?

С текстом мы с вами уже знакомы. Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

В конце урока мы ответим на вопрос: Какие признаки текста вам известны?

Основная часть урока по теме.

Для того чтобы ответить на контрольный вопрос, нам предстоит выполнить ряд заданий. Предлагаю преступить к первому. (Работа в парах)

Возьмите карточку розового цвета. В этой карточке две записи. Одна из них текст, а другая – нет. Определите, что является текстом. Обоснуйте свой ответ. 1.Наступила красавица осень. Деревья стоят в праздничном убранстве. Особенно хороша берёзка. Её листочки похожи на золотые монетки. Подул ветерок, и листья, как бабочки, закружились в воздухе и мягким ковром легли ни землю.

2.По небу плывут белые облака. Заяц и белка живут в лесу. Дети идут в школу. У нас перед окном растёт стройная берёзка. Узкая тропинка вела к избушке лесника. Как красив лес в зимнюю пору!

Дети называют текстом первую запись. Свой выбор они объясняют тем, что в первой записи все предложения объединены одной темой, связаны по смыслу.

Что такое тема текста?

Это, то о чём или о ком говорится в тексте.

Какова тема этого текста?

Говорится о красоте деревьев. О красоте осенних деревьев.

Проведём дальнейшие исследования текста. Определите основную мысль текста.

Что такое основная мысль текста?

Это самое важное, главное, о чём говорит текст. Это, то к чему призывает автор, чему учит, с какой целью написан текст.

Какова основная мысль текста?

Основная мысль текста заключается в том, что автор хотел показать нам, как красивы деревья в осеннем лесу.

Все ли основные признаки текста названы?

Какого еще одного признака не хватает?

Что такое заголовок?

Краткое обобщенное обозначение темы текста. Заглавие в тексте может отразить тему или тему с основной мыслью текста.

Придумайте заголовок для нашего текста.

Оцените свою работу по этому заданию.

Какую картину представили?

Закрепление знаний и способов действий.

Сейчас вам предстоит работа в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. (работай дружно, прислушивайся к мнению каждого члена группы, приди к общему мнению, докажи своё мнение)

Каждая группа получает своё задание.

Возьмите карточку жёлтого цвета.

Задание для 1 группы.
Окрась предложения из каждого текста одним цветом (текстовыми маркерами разного цвета).

Сто лет назад окраины Москвы освещались фонарями. Но они проедали с кашей большую часть масла, которая предназначалась для фонарей. В такие минуты до берегов доносится тихое пение и слышен далёкий колокольный звон. Заправлять их должны были пожарные. Голубые воды неподвижны днём и ночью. И поэтому даже извозчики боялись ехать туда, где царила кромешная тьма. Давным-давно на месте озера был славный град Китеж.

Задание для 2 группы.
Составь два стихотворения

Раз, два, три, четыре, пять,

Целый месяц под дождём

Кошка учится считать.

Мокнет крыша, мокнет дом,

Мокнут лужи и поля,

Потихоньку, понемножку

Мокнет мокрая земля.

Прибавляет к мышке кошку.

И далёко от земли

Получается ответ:

Мокнут в море корабли.

Кошка есть, а мышки нет.

Задание для 3 группы.
Отметь предложения, которые не соответствуют главной теме

Дети очень любят гулять в зимнем парке. Земля словно укрылась белым покрывалом. Лапы ёлок покрыты белым снегом. Медведь лакомится малиной. Всюду расцветают ландыши и подснежники. Мороз щиплет носы и щёки. Но мальчишкам и девчонкам совсем не холодно. Тепло ушам в шапках и рукам в тёплых перчатках.

Задание для 4 группы.
Прочитай стихотворение и выдели подходящие для него заглавия

Закатилось солнце за лесок,

Стал лесок и тёмен, и высок.

Кто-то притаился за сосной.

Что-то прошуршало за спиной,

Загорелись в ёлках огоньки…

Ой! – глаза у страха велики.

У страха глаза велики

Оцените свою работу в листе успеха.

Физкультминутка.

Обобщение и систематизация знаний.

Индивидуальная работа. Дифференцированные задания.

Возьмите карточку синего цвета.

Перед вами задания разной сложности. На 3, 2 и 1 балл. Выберите одно задание и выполните его.

Задание на 1 балл.

Расположи предложения так, чтобы получится связный текст. Выбери наиболее подходящий заголовок.

___ Галчонок был чёрный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками.

___ Миша нашёл под деревом грачонка, который дрожал от холода.

___У галчонка отросли крылья, и он улетел.

Задание на 2 балла.

Из слов каждой группы составь предложение. Придумай название (заголовок)

В, было, весело, зоопарке, шумно, и.

Из, медведь, клетки, выпрашивал, кусочки.

Бегемота, загоняла, в, сторожиха, домик, метлой.

Топал, слон, ногой.

Задание на 3 балла.

Составь текст по опорным словам и заголовку.

Утро, солнышко, из-за леса, роса, сверкает, блестит, река, лодка, рыбак, вот, улов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, стр. 193 – 194)

Цели: Продолжить ознакомление учащихся с понятием ТЕКСТ, закреплять

умение различать виды текстов, повторить признаки текста;

способствовать формированию осознанного восприятия прочитанного;

осуществлять межпредметные связи с уроками литературы, развивать

мышление, пополнять словарь, содействовать формированию

коммуникативной компетенции, отрабатывать умение находить

нужную информацию, на примере литературных героев воспитывать

чувство любви к Родине; коррегировать звукопроизношение.

Тип урока: комбинированный.

  1. Организационный момент. Психологический настрой на работу.

- Какой сейчас урок?

- Как вы думаете, что мы будем сегодня делать?

- Посмотрите на подготовленные фотографии и подумайте, какая тема нашего разговора?

- Составьте синонимический ряд к слову родина.( отчизна, родной край, родная земля, отечество)

3. Актуализация опорных знаний.

- Что такое текст?

- Назовите признаки текста.

- Какие вы знаете виды текстов? Назовите их.

Описание – это текст, который ….( раскрывает признаки предмета речи).

Повествование – это …( рассказ о каких либо событиях).

Рассуждение – это …( изложение, разъяснение и подтверждение какой- либо мысли).

Мы найдём в словаре значение слов родина, отечество, отчизна,

5. Основная часть урока.

1). Словарная работа.

- Найти в словаре значение слов РОДИНА, ОТЧИЗНА, ОТЕЧЕСТВО

2) Слово РОДИНА произошло от слова РОД, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого – либо старинного древнего рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень

( Родня). Он был посвящён богу Роду.

Родина – это место, где человек чувствует себя частью этого места. Та страна, куда человек стремится возвращаться независимо от возраста и обстоятельств. Родина – тот уголок, который мы стремимся сберечь, защитить, сохранить. Там, где нам хорошо и свободно. Где мы можем быть самим собой. Защищать и любить Родину – это обязанность каждого человека. И не национальность или место проживания определяет это, а внутренние ощущения.

2. Беседа по содержанию:

- С чем сравнивает автор родину?

- Что он подразумевает под словом КОРНИ? ( Наша история, наши предки, их славные дела, имена борцов за народное дело).

- Почему человеку нужно знать свои корни?

- Какие понятия автор вкладывает в слово РОДИНА?

3. - У каждого человека есть своя, малая родина, и есть Родина, которая дана нам всем.

- Расскажите нам о своей малой родине, о своём городе или посёлке.

- Какая главная мысль повести? (Защита родной земли от захватчиков).

- С какими словами погибали в бою козаки? ( дети читают цитаты)

5.Итог урока. Рефлексия.

- А как называется наша молодая родина сейчас? Что вы можете рассказать о ней?

Взрослые люди, патриоты за свою родину во все времена не жалели своей жизни. А что можем мы, ученики, сделать для своей молодой, независимой республики? Нашей стране скоро понадобится много умных, грамотных специалистов, которые будут строить нашу республику. Поэтому наша задача – хорошо учиться, овладевать знаниями, чтобы в будущем быть ей полезными.

- А сейчас подберите эпиграф к сегодняшнему нашему уроку из данных пословиц:

Читайте также: