Мир природы в народном творчестве 3 класс перспектива конспект урока
Обновлено: 08.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока по окружающему миру.
Выполнила: Короткова Марина Геннадьевна
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ УРОКА
Педагогические цели:
3.Организовать работу в парах и группах.
4.Дать учащимся возможность оценить свою деятельность на уроке.
Ожидаемый результат:
3.Ученики умеют работать в парах и группах, выражать свою точку зрения, слушать одноклассников.
4.Ученики владеют умениями оценки своей деятельности.
Методы обучения: метод проблемного изложения; частично-поисковый, творческий.
Организационные формы обучения: работа в парах, групповая, фронтальная.
Педагогические технологии: технология диалогового взаимодействия, ИКТ.
Задачи урока: 1) познакомить детей со способами отражения древней мысли человечества о единстве мира в разных видах народного творчества; 2) научить их узнавать образ единого дома-мира, в котором всё со всем связано, в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества (в народных песенках и сказках, построенных по типу цепочки, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта и традиционной одежды); 3) пробудить внимание детей к глубине символического значения изображений окружающего мира, представленных в произведениях народного творчества своего края.
Приветствие
На конкурсе, проходившем во Дворце детского юношеского творчества, были представлены работы наших ребят. Среди них были работы Ани, Вани и их одноклассников.
Аня и Ваня обратили внимание на узоры, повторяющиеся во многих работах. Дети подметили схожие узоры в салфетке, вышитой Таней, в аппликации, выполненной Вадимом. Такие же узоры и образы животных дети видели в Этнографическом музее.
У ребят возникли вопросы, почему часто повторяются эти узоры, образы, что они обозначают? Аня утверждала, что узоры — это обереги, которые в древности защищали людей от бед. Ваня доказывал, что люди в древности были очень наблюдательными, отражали в своём творчестве красоту природы.
Ребята, как вы думаете, кто прав — Аня или Ваня? Какова же тема нашего урока? (Ответы детей)
Какие цели мы поставим перед собой?
Изучить способы отражения единого мира-дома в народном творчестве.
Определение учащимися темы урока
Определение главного вопроса урока.
Организация фронтальной работы
Что такое экология? Экология — это наука, которая изучает связи живых существ между собой и их отношения с окружающей средой, а также влияние разных факторов на живые существа.
Расскажите, что изучает наука экология . (Экология — наука, которая изучает связи между неживой и живой природой, растениями и животными, природой и человеком.)
Перечислите дни экологического календаря.
(11 января — Всероссийский день заповедников и национальных парков.
22 марта — Всемирный день воды.
1 апреля — Международный день птиц.
22 апреля — День Земли.
5 июня — Всемирный день окружающей среды.
4 октября — Международный день защиты животных.)
Построение цепочки
В мире природы все взаимосвязано. Давайте, продемонстрируем это наглядно. Я скажу первое слово и передам клубок следующему звену. Нужно назвать свой объект и передать клубок дальше.
Солнце – цветок – пчела - мед.
А теперь подергаем одно из звеньев, что происходит? Выпадение одного объекта из звена нарушает связь. Вывод?
В экологической цепочке существует тесная связь, выпадение одного объекта нарушает целостность всей цепочки.
Работа с учебником стр.47
Ребята, вы сейчас прочитали
рассказ о представлениях
наших предков о едином
Скажите, можно ли понять из прочитанного, почему число
мира? В качестве подсказки или подтверждения сказанного использую вопрос: «Из каких
ярусов состоит мир согласно
Рассмотрите фотографии на
с. 46—47 учебника и найдите отражение образов природы
(резьба по дереву, чугунное
литье, рисованные и тканые
узоры, которые можно считать частями единого мира-
Найдите отражение образов
природы в своих народных
костюмах. (Цветы на тесьме,
вьюн зеленого цвета- цвет растительности, вышивка).
Участие в беседе.
Анализ высказываний одноклассников, выбор и формулирование своей точки зрения.
Организация работы в парах заданием.
Выполнение задания в рабочей тетради, с. 34, № 1.
• Экос (ойкос) — это … (дом) .
• Логос — это …(знание) .
• Ойкумена — это …(заселенная человеком часть мира) .
Инсценировка.
Прочитайте ещё раз и постарайтесь отгадать, в виде чего построена эта песня.
Учёные сравнили такие песенки с цепочками. Почему так? Фразы в песенке взаимосвязаны. А если убрать одну фразу из песенки, то пропадёт песенка, станет бессмысленной.
Чтение песенки учителем без одной фразы.
Ребята, чем песенка похожа на нашу жизнь? Какие явления мира природы и людей в ней неразрывно связаны? Как эта связь отражает особенности природной и хозяйственной жизни? Всё в мире связано. Одного не бывает без другого: утра без ночи, лета без весны, цветка без солнца. Приведите свои примеры. (Пшеница – курица - яйцо- пироги; трава – коза – шерсть – пряжа – носки; сено- лошадь – груз – рынок; сено – корова – молоко- кот – мышь; лен – ткачество - шитье)
Участие в беседе.
Анализ высказываний одноклассников о взаимосвязях в природе.
Выполнение задания из рабочей тетради, с. 34, №2на карточках Представление результата работы классу.
Организация рефлексивной деятельности учащихся. Подведение итогов.
Ребята, оцените свою работу на уроке. (На уроке я узнал, что в мире все взаимосвязано, а человек занимает важное звено в цепочке природных связей). Слайд
Цель урока: Познакомить с представлениями людей о строении мира.
Ход урока
1. Орг. момент. Эмоциональный настрой.
2. Вступительная беседа.
- В начале нашего урока я хочу предложить вам отгадать загадку.
В нем живет моя семья:
Папа, мама, брат и я.
В нем четыре стенки, крыша
И труба еще повыше.
- Правильно, это дом. У каждого человека есть свой родимый дом. А у всех людей вместе тоже имеется общий дом. Какой?
У нас над головой одна большая голубая крыша – небо. У нас под ногами один общий пол – земная поверхность. У нас, у всего человечества, одна на всех великая лампа – Солнце. У нас общий водопровод – дождевые и снежные тучи. И вентилятор тоже один на всех – ветер – ветрило.
3. Актуализация знаний.
- Вот и получается, что экология – это знание, наука о нашем природном доме, об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и окружающей средой.
4. Постановка проблемы.
Как вы думаете, между ними есть связь?
(рассуждения детей о единстве природы и человека)
- Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос и установить связь между этими понятиями. А также узнаем, как отражается мир природы в народном творчестве.
5. Легенда о едином мире.
- Дом, который изучает экология непростой – это Дом – мир.
Задолго до появления науки экологии, в самой глубокой древности, у всех народов Земли возник образ мира как Дома, в котором все его жильцы помогают друг другу, все со всеми крепко связаны, каждый выполняет свою работу, чтобы поддерживать порядок в Доме – мире.
- В древних преданиях многих народов Земли единый мир состоит из трех ярусов.
- Вот одно из преданий.
- Прочитаем о картине мира у древних людей.
Легенда о мире
Мир состоит из трех ярусов.
Нижний ярус – это обиталище змей, повелителя подземного царства и воды.
Сказочный змей глотает солнце вечером, когда оно уходит на запад, и отпускает утром – на востоке.
Верхний ярус – это небо, царство света, Солнца, небесных животворных вод. Отсюда могучее светило управляет порядком во Вселенной.
В среднем ярусе живут животные и люди. Этот ярус – место встречи человека с громадной Вселенной, со всей природой вокруг.
Человек – внутри, в центре мира. Человек – срединная часть большого целого
- Нравится ли вам такое представление о мире? Чем?
6. Работа в группах.
– Это мы познакомились с представлением о мире у древних людей.
А сейчас мы поработаем в группах и попробуем построить наш природный дом.
(Каждая группа получает конверт. В нем текст для чтения с вопросами, иллюстрации.)
Задание для каждой группы:
- Придумать название этому царству;
- Выбрать соответствующую иллюстрацию;
- Подготовить представление своего царства, чтобы убедить нас в его важности, превосходстве
1 группа.
Взгляни в ясную солнечную погоду на небо. Как ярко и радостно синеет небесный свод! Солнце согревает и освещает землю уже миллиарды лет. Еще в далекой древности люди поняли, что без Солнца не было бы жизни на Земле. Без солнечного света и тепла ни одно живое существо — ни человек, ни животное, не могли бы жить. Солнце командует ветрами, дождями, временем суток и временем года.
2 группа.
Человек – это часть природы, ее живого мира, и относится к царству людей. Жизнь человека неразрывно связана с родной природой, с землей. Человек живет и трудится на ней, делит с ней радость и горе. Человек сильно отличается от животных. Он создаёт то, чего нет в природе. Изготавливает приспособления для облегчения своего труда. Человек умеет устно и письменно излагать свои мысли. Человек – существо разумное.
3 группа.
Выступления детей.
- Скажите, а есть ли связь между вашими царствами? Какая?
- Давайте построим наш природный Дом – мир. Какой ярус будет верхний? Средний? Нижний? Почему именно так?
1 ярус Царство Солнца и света
2 ярус – Царство жизни человека и природы
3 ярус – Подземное царство
- Что будет, если вдруг исчезнет один из ярусов?
(Все живущие на Земле связаны видимыми и невидимыми нитями. Стоит разорваться одной ниточке и начинает погибать все остальное. Порвется связь, цепочка, рухнет дом – мир)
7. Физкультминутка.
8. Мир природы в народном творчестве.
- Человеку нравилось быть частью единого мира природы. О том, как устроен Дом – мир, каждый народ рассказывал с помощью узоров, которые украшали жилище внутри и снаружи, одежду, домашнюю утварь и другие предметы быта.
- Посмотрите на изделия, которые вы принесли? Что это такое? (предметы, украшенные росписью)
- Это народные промыслы, которые существуют уже столетия. Они все разные, но что их объединяет?
(изображение цветов, животных)
- Родной дом для человека – это целый мир.
- Что существует в верхнем ярусе? (Солнце, небо, дождь)
- Крыша – домашнее небо. Небу всегда почет. Вот потому, лазоревой краской, в цвет неба, красят в русских селах чело дома и наличники окон. А еще украшают их резным орнаментом, словно рассказывают сказку о том, как светит днем Солнце на небе и куда оно, по преданию, уходит на ночь. А если небесная синь закрыта хмурыми облаками, домашнее небо в любую сумрачную погоду напоминает о сияющем небе у нас над головой.
- Кто живет в среднем ярусе? (Животные и люди, растут растения)
- Домашняя утварь – расписные прялки, туески, сундуки, детские колыбельки – рассказывают о радостях земной человеческой жизни. Люди пьют чай, катаются в праздничных повозках, ездят на охоту. Так выражена мысль о том, что человек находится в самом центре Дома – мира.
- Что является нижним ярусом единого мира? (Земля, вода)
- По предания многих народов, третий, нижний ярус Дома – мира – это обиталище повелителя подземного царства и воды. Вот почему в сказках герои часто попадают в подземное царство через реку, озеро, море или колодец. Именно так, через чудо – колодец, попадают к Морозу Ивановичу две девочки – Рукодельница и Ленивица. Под пуховой периной в жилище у Мороза спят до весны зеленые ростки. Эта пуховая перина из снега тоже нашла свое отражение в народном творчестве в виде красивых кружев.
Вывод: Древняя мысль о том, что наш мир – это единый дом, постоянно звучит вокруг нас. Она отражена языком цвета, орнаментов, архитектурных конструкций. Надо только научиться понимать этот язык.
- Когда в доме бывает гармония, мир?
(Когда все обитатели заботятся о чистоте дома, помогают друг другу, уважают друг друга.)
- Когда будет гармония и мир в нашем большом доме?
(Когда человек будет заботиться о Земле, охранять и беречь природу.)
- С древности и до сих пор в человеке живет потребность чувствовать свое единство со всей Вселенной.
Человек - важное звено в цепочке природных связей. Каждый человек ответствен за свой дом. Каждый из нас ответствен за Дом – мир.
9. Русские народные песенки как вид устного народного творчества.
(Загадки, пословицы, поговорки, песенки – заклички и др.)
- О взаимном содружестве всего на свете слагали поэтические произведения. В детской поэзии многих народов России и мира есть песенки, похожие на цепочки. Словно одно звено цепи прикрепляется к другому и не может без него существовать
- Вот одна из таких песенок в творчестве русского народа. Такими песенками поздравляли во время старинных зимних праздников семью, в которой были юноши – женихи и девушки на выданье.
- Рассмотрите рисунок. Это фрагмент старинной прялки.
- Сколько ярусов Вселенной в нем изображено?
Задание на дом: представьте себя народными умельцами и раскрасьте этот рисунок цветами, соответствующими каждому ярусу.
10. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроки с помощью солнышка – солнышка и тучки – тучки.
Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что - то новое, то пусть у вас в руках засияет солнце.
Если вы что-то не поняли и у вас есть вопросы по теме урока – возьмите солнышко и тучку.
Если урок показался скучным, неинтересным – вы выберите тучку.
11. Подведение итогов, вывод.
Цель: Познакомить детей с миром природы и его отражением в народном творчестве.
Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу по истории; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числена самоанализ и самоконтроль результата.
Метапредметные: ответы предполагают восприятие учениками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и дают учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Предметные: формировать знания у детей о народном творчестве, расширить кругозор по данной теме.
Оборудование: учебник Окружающий мир, Плешаков А.А., 3 класс 1 часть; презентация.
1.Организация начала занятия
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елизавета Александровна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Пожалуйста, садитесь!
- Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, пусть хорошее настроение будет у вас весь урок.
Р.: - принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные ориентиры с поставленной задачей
2.Подготовка к основному этапу занятия
- Ребята, посмотрите на картинки, как мы можем это назвать? (Народное творчество) А что изображено на этих картинках? (Природа)
- Хорошо, а теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.
- А какую цель мы поставим? (Познакомиться с миром природы и узнать как он отражается в творчечтве)
- работа с презентацией
- отвечать на задаваемые учителем вопросы
П.: - строить речевое высказывание в устной форме;
Р.: - принимать и сохранять учебную задачу;
К.: - выслушивать разные точки зрения
3.Изучение нового материала
- Кто может сказать, что такое народное творчество? (Создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы)
- Как вы думаете, для чего эта песенка? (Такими песенками поздравляли во время старинных зимних праздников семью, в которой были девушки-невесты и сыновья-женихи)
- Ребята, давайте посмотрим на текст этой песенки и попробуем догадаться, в виде чего построена эта песня? Подсказка: этот предмет бывает украшением, а бывает и тяжёлым, может удерживать большие грузы и даже сковывать движения. (Цепь)
- Когда учёные занялись изучением народных сказок и песенок, сравнили такие песенки с цепочками. Как вы думаете, почему?
- Посмотрите, в этой песенке строчки прикрепляются друг к другу, словно одно звено цепи к другому, и одна строчка без другой не может существовать, иначе песенка потеряет смысл.
- Ребята, а ведь эта песенка похожа на нашу жизнь, на наш мир. Чем?
- Какие явления мира природы и людей в ней неразрывно связаны?
- Как эта связь отражает особенности природной и хозяйственной жизни? Всё в мире связано. Одного не бывает без другого: утра без ночи, лета без весны.
- Приведите мне свои премеры.
- А теперь откройте учебники на стр.47, давайте прочитаем.
3.Организовать работу в парах и группах.
4.Дать учащимся возможность оценить свою деятельность на уроке.
Ожидаемый результат:
3.Ученики умеют работать в парах и группах, выражать свою точку зрения, слушать одноклассников.
4.Ученики владеют умениями оценки своей деятельности.
Методы обучения: метод проблемного изложения; частично-поисковый, творческий.
Организационные формы обучения: работа в парах, групповая, фронтальная.
Педагогические технологии: технология диалогового взаимодействия, ИКТ.
Задачи урока: 1) познакомить детей со способами отражения древней мысли человечества о единстве мира в разных видах народного творчества; 2) научить их узнавать образ единого дома-мира, в котором всё со всем связано, в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества (в народных песенках и сказках, построенных по типу цепочки, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта и традиционной одежды); 3)пробудить внимание детей к глубине символического значения изображений окружающего мира, представленных в произведениях народного творчества своего края.
Презентация содержит сведения о народных промыслах,традициях, праздниках.
МИР КАК ДОМ.
в народном творчестве.
учитель начальных классов
МКОУ Семилукской СОШ №1 с УИОП
Самодурова Юлия Владимировна
Слово "экос" ("ойкос") в переводе с греческого языка означает дом, жилище. Слово "логос" в переводе с греческого языка означает - знание.
Словом "ойкумена" древние греки называли заселённую и освоенную человеком часть мира.
В древних преданиях многих народов Земли единый мир состоит из трёх ярусов. Вот одно из преданий.
Нижний ярус - обиталище змея, повелителя подземного царства и воды. Сказочный змей глотает солнце вечером, когда оно уходит на запад, и отпускает утром - на востоке. Верхний ярус - это небо, царство света, солнца, небесных животворных вод. Отсюда могучее светило управляет порядком во Вселенной. В среднем ярусе живут животные и люди. Этот ярус - место встречи человека с громадной Вселенной, со всей природой вокруг. Человек - внутри, в центре мира. Человек - срединная часть большого целого.
Определи, сколько ярусов вселенной
на нем изображено.
Еще до появления научных знаний люди по опыту своей жизни знали о том, что всё в мире со всем связано. Своё место в природном мире они понимали так: человек - важное звено в цепочке природных связей.
Читайте также: