Конспект урока по литературе по рассказу куликовой свиделись

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование урока: текст рассказа Куликовой "Свиделись", проектор, презентация, словари, раздаточный материал таблица с заданиями.

Тип урока по форме: диалогический.

Форма работы: групповая, индивидуальная,фронтальная.

Я прошу вас закрыть глаза, и вспомнить свою любимую маму, представить ее и улыбнуться.

Мотивация учебной деятельности.

2. Работа с высказыванием. Слайд 1. На доске появляются слова М.Горького: “Прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу…”

– Как вы думаете, к кому обращены слова Горького? Все ли слова в этом высказывании кажутся вам точными и правильными? Каким словом можно заменить это слово существо?

3.Слово учителя. Образ матери – вневременное понятие. Связь между матерью и ребёнком на генетическом уровне, на уровне подсознания. И эта родственная, кровная связь, духовное просветление с годами должны только крепнуть. Но в жизни бывает по-разному.

Отношения взрослых детей к своим родителям - проблема далеко не новая в русской литературе. Обращаются к ней и современные авторы. Так в рассказе Куликовой "Свиделись" мы становимся свидетелями ещё одной жизненной драмы. Я надеюсь, что все прочитали рассказ и поделились своими впечатлениями .

4.Проверка домашнего задания. Отзыв о рассказе

5. Актуализация опорных знаний.

Образ матери встречался нам с вами не в одном литературном произведении. Я вам сейчас прочитаю отрывок из произведения, а вы попробуете вспомнить из какого он произведения.

6.Таким образом, о чем же сегодня пойдёт речь на уроке. В Отношениях родителелей с детьми всегда все ли гладко?Сформулируйте тему. Какие задачи перед собой поставим?

Проверим себя по слайду 2.

Работа с текстом .

7. Беседа по вопросам.

Когда мы впервые знакомимся с Толиком?

В чём счастье Толика?

Что может его испортить?

Что мы узнаём о взаимоотношениях Толика и матери?

Какое решение принимает наш герой?

8. ФИЗМИНУТКА. Сейчас, я бы хотела, чтобы вы подошли к доске и собрали правильно разорванные высказывания. Прочитали вслух одно из них.

9.Работа в группах. Выразительное чтение, чтение по ролям. Составление вопросов к фрагментам и постараться самим ответить на них

1 группа. Фрагмент текста о том, как Толик добирался к матери.

Работа со словарём: Что такое горница? Сени?

Вопросы по тексту:( Почему Толик вздыхает?Что он чувствует когда едет домой к матери?, Что он чувствует, когда видит дом и деревню?Что он чувствует, переступая порог родного дома?)

Вопросы: (Почему не сразу признаётся, что он сын? Что он может или должен спросить у матери?Почему мать не говорит правду, что узнала сына?

Вопрос всем: Толик не видел мать 24 года. Какой она стала? Опишите её. Какие изобразительно-выразительные средства языка использует в портрете автор? Что эти эпитеты дают почувствовать?

9.Работа с иллюстрацией. Слайд 3. Опишите героиню картины Малявина. Похожа ли она на мать Толика? Что общего? Есть ли различия? Докажите текстом.

Какими же приёмами пользуется автор для создания характеристики героев? (портрет и речь)

Вопросы: Как хотел Толик, чтобы его мать встретила? Как люди встречаются?

Вопрос всем: А как доказать, что мы дети своих родителей?

Задание: Озаглавьте этот фрагмент. Как последний эпизод связан с заголовком рассказа? Какова роль этого фрагмента в композиции произведения? В каком предложении выражено отношения автора к происходящему? Какие художественные средства использованы? Какова их роль?

10.Беседа по вопросам: Почему герой так уехал?

Почему мать не захотела сказать, что узнала сына?

Почему автор называет его Толиком?

Можно ли сказать,что Толик не любил свою мать? (Конечно, нет. Ведь, он рвал письма только из-за того, что стеснялся своих сослуживцев, которые в отличае от него, читали письма от девушек.)

Определите нравственные проблемы, которые автор предлагает осмыслить читателю? ( Проблема отношения детей к родителям, проблема одиночества, проблема материального достатка и души)

Чему научил вас рассказ?

Почему так происходит в жизни?

Кому можно порекомендовать прочитать данный рассказ?

Какие вы хотите обсудить вопросы, связанные с содержанием рассказа?

Удалось ли нам реализовать задачи, намеченные в начале урока?

Чья работа показалась вам наиболее интересной и заслуживает особой оценки?

Продолжите начатые предложения… Слайд 4.

Спасибо за урок, можете отдыхать.

Таблица с заданиями

1 группа. Фрагмент текста о том, как Толик добирался до матери.

Работа со словарём: Что такое горница? Сени?

Высказывания о матери:

Сердце матери — бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение. - Оноре де Бальзак.

Мать - это не тот человек, которого следует опасаться, но тот человек, который делает чувство опасения ненужным! - Д. Кенфилд.

Мать — это самое трогательное из всего, что есть на земле. Мать — это значит: прощать и приносить себя в жертву. - Эрих Мария Ремарк.

Мама – вот слово, что все понимают. Каждый своё что-то с ним вспоминает. С мамою связаны все наши дни, Маму забыть не дадут нам они.

Мама — это самое красивое слово, произнесенное человеком.

Мама — самая дорогая роскошь в мире. Так будьте добры, цените её.

Только у мамы самые ласковые руки, самая нежная улыбка и самое любящее сердце…

Я приеду к тебе, моя мама, поцелую морщинки твои, пусть проносятся годы упрямо. только ты, моя мама, ЖИВИ..

В новой квартире пахло влажными обоями. Запах был приятен. Он связывался с уверенностью в завтрашнем дне, надёжностью и чувством владения семьюдесятью квадратными метрами жилой площади. Впервые за долгие годы скитания по съёмным квартирам отпустил Толика подспудный страх быть выселенным по прихоти хозяев. Даже многодневная нервотрёпка при подготовке к переезду не смогла испортить ему приподнятого настроения. С обретением квартиры показалось Толику, что он застолбил место на земном шаре и теперь никогда не умрёт.

- Налетай! – задорно призвала Анюта, села на стул и отхлебнула несколько глотков чая. Сынишки зачавкали, озорно переглядываясь и перемигиваясь, захлюпали ртами, втягивая горячий янтарный напиток, и заёрзали на стульях. Оживление за столом немного расслабило Толика, он с благодарностью принял у жены большой кусок пирога и стал неспеша есть.

- Анют, а где синяя папка с письмами?

- Я ещё три картонных коробки не разобрала. Наверное, в одной из них. - Найди мне её.

- Срочно надо или подождёшь?

Ребятишки уминали по второму куску, Анюта подливала в чашки, улыбкой откликаясь на весёлый детский гомон. Титовы дружно доели и допили. Первая трапеза в новой квартире оказалась неимоверно вкусной и укрепила ощущение счастья.

- Анют, отпустишь меня? Мать надо навестить.

- Как не вовремя! Столько работы в квартире и денег на поездку нет – всё переезд сожрал.

- Нет. Я зарплату получу через две недели, твои отпускные на ремонт квартиры ушли, получка у тебя только через месяц. Едва на еду до моей зарплаты хватит.

- Значит, у Симоновых надо в долг брать.

- Что ж так приспичило? Столько лет словом не вспоминал и вдруг

мотаться и на работу успевать бегать.

- Чувство у меня нехорошее, Анют. Отпусти! С детьми попрошу Любу Симонову пособить. Если уж брать в долг, то – по полной. А, Анют?

- Да езжай уж, горемыка! – Анюта обняла мужа, прижалась щекой к его щеке, постояла так немного и пошла в комнаты, тешась мыслями об улучшении семейного быта.

Дорога заняла три тягучих дня. Толику странно было думать, что он едет домой, к маме. Столько лет не был в этих краях! Добирался сначала поездом, потом автобусом, на попутке и пешком. Он преодолевал последние сотни метров, ведущие к родной избе. Шёл странной походкой - на ватных ногах, часто вздыхал полной грудью, пытаясь уменьшить волнение, и внимательно смотрел окрест. Деревня изменилась. Обветшали и вросли в землю избы. Все постройки были одного цвета - серого. Кое-где ровными грядками зеленели огороды, но в основном – запустенье, безрадостное, вымороченное отчаяньем. С трудом узнал родительский двор, подошёл к выгнутому дугой штакетнику, толкнул калитку, сделал несколько шагов и остановился посреди небольшого подворья. Огляделся, вздохнул ещё раз, прошагал к избе и ступил на порог. Дверь оказалась незапертой. Пересёк сени, торкнул ещё одну дверь и вошёл в сумрак горницы.

- Есть кто живой? – спросил тихо.

- А как же! Я живая, – раздался голос из чёрнеющего угла.

Глаза Толика скоро привыкли к темноте, и он различил фигуру старушки, примостившуюся на краю кровати.

Толик опустил рюкзак на пол и присел на скамью.

- Из собеса будете? – спросила мать.

- Летом привезли чурки и уж месяц, поди, жду, когда кого-нибудь

пришлют дров наколоть и в сени перенесть. В прошлом году зима была суровая, еле дотянула, думала, заиндЕвею в ледяной избе. Эту зиму ожидаем слабую, но без дров и мягкая зима жёстко постелит.

- Сиди. Успеется. Чай, по другому делу пришёл. Чует моё сердце, что снова про пенсию новость плохую принёс. Мародёрствуют начальники. Зачем у бабки последнее отбирать? Ить той пенсии с гулькин нос.

- А на что вы живёте?

- Из собеса шефствуют надо мной. Раз в неделю приезжают, хлеба и молока привозят. А когда и крупы с маргарином. Мало, конечно. Да я экономная, тяну до следующего раза.

- А чем вы занимаетесь?

- Нет, я не про то, что вы сейчас делаете. Я про то, чем вы каждый день занимаетесь?

- Сижу. Что ещё делать? А ты по какому делу, мил человек?

На чьём-то дворе залаяла собака, кудахтнула курица, а с неба донёсся гул летящего над облаками самолёта.

- Сын я ваш, Ольга Герасимовна.

- Сы-ы-ын? – недоверчиво протянула старушка, - Нету у меня сына. Пропал он.

- Как пропал?! Вот он я! Неужто не узнаёте? Посмотрите внимательно.

- А мне теперь смотри–не смотри – всё одно. Ослепла я.

- А вот так. Не вижу ничего. В темноте живу. Уж приноровилась да и экономия опять же – электричество не трачу. Другие копеечку за свет отдают, а у меня копеечек нету. Правильно Господь рассудил: чем государству за электричество задалживать, лучше пусть бабка ослепнет.

- Я выйду на минутку?

- А чего ж, выходь.

Серо, неприглядно и бесприютно выглядело подворье. Подул ветер и охолодил слёзы на щеках взрослого сына. Завыл бы мужик, да постеснялся чувства оголить. Скрипнул зубами, вытер слёзы рукавом, высморкался в сторону и пошёл к сараю. Там увидел гору берёзовых чурок. В сарае отыскал топор, выбрал чурку покрупнее и начал колоть на ней дрова.

С работой Толик справился к вечеру. Дрова ровнёхонько уложил по обе стороны просторных сеней, взял несколько поленьев и затопил печь.

- А кто вам печь растапливает? – так и не решаясь назвать старушку мамой, поинтересовался Толик.

- Сама. У меня на пальцах за столько лет короста от ожогов образовалась, так что если суну руку в пламя, то уже не больно.

Разогрели еду в кастрюльке, на раскалённые круги печной плиты поставили чайник. Ольга Герасимовна стояла у стола и накладывала в тарелки кашу. Толик окинул взглядом её фигуру и поразился изменениям. Худенькая, седая, беззубая старая женщина небольшого росточка с невидящими глазами, улыбающимся лицом и обожжёнными пальцами была его мамой. Он спинным мозгом ощутил течение времени, а взглядом успел уловить, как начинают блекнуть очертания фигуры матери, истекая в небытие. Толик мотнул головой, прогоняя видение, и спросил: - Я переночую у вас?

После ужина отправился Толик в боковую комнатёнку на старый диван. Лампу не стал зажигать, нашарил в потёмках одеяло, лёг не раздеваясь, укрылся по самый подбородок и крепко задумался. Не затем он сюда приехал, чтоб каши отведать. Рассказать бы ей про все его заботы, про то, как гробился на тяжёлых работах - себя не жалел, чтоб лишнюю копейку иметь. Как прежде, чем жениться, денег поднакопил на шикарную свадьбу и на машину – завидным женихом был. Пахал по две-три смены, хватало и на оплату съёмных квартир, и на шубу молодой жене и на кооператив откладывал. На море семью возил и не раз. Четверых сыновей родил, и у каждого – своя сберкнижка на образование. Квартиру купил, наконец. Большую, просторную. Не просто так всё далось, ох не просто! Толик долго ворочался с боку на бок, вздыхал, кашлял, потом поднялся рывком и пошёл наощупь в горницу. На фоне светлеющего окошка увидел чёрный силуэт матери, сидящей в своей извечной позе на краю кровати.

Он набрал воздух в лёгкие, чтоб одним махом выложить матери историю своей трудной жизни, как вдруг услышал:

- Я ить не знаю, кто ты такой. Помирать не боюся, смерти каждый день жду. Господь не торопится меня забирать, и ты Eго не торопи.

- Зря вы так. Ничего плохого я вам не сделаю. Как мне доказать, что я ваш сын?

- Зачем доказывать? Сыновья – они о родителях пекутся, так же, как родители о них когда-то пеклись. Я своего до самой армии пестовала. В девятнадцать призвали его. Пока был в армии, письма писала, думами была с ним. А после армии приехал на два дня, с тех пор его не видела. Знаю, что сынок у него родился.

- Теперь уже четверо.

- Воон как! А ты откуда знаешь?

- Ольга Герасимовна, я, я – сын ваш. Помните, когда мне пять лет исполнилось, вы щенка подарили? Я его вечером с собой в постель брал, а вы ругались.

- А вот шрам на локте. Потрогайте! Вы обед готовили, а я под руками вертелся и нечаянно прислонился к раскалённой кочерге. Вы мне несколько дней маслом подсолнечным ожог смазывали.

- А друга моего Ваську Петренко помните? Он тоже

безотцовщиной был. С матерью его, правда, вы не ладили.

- Не помню, мил человек.

- Да как же так! Я и лицом на вас похож. Я – сын ваш, а вы – мать моя.

У старушки дрогнули веки. Толик не видел этого - темнота

надёжно скрывала выражение лица матери.

- Нет, мил человек, мне здесь привычнее. Я хоть и слепа, но каждый уголок знаю, каждую стеночку. Ты иди спать, не тревожься. Утром поедешь.

Толик проснулся с больной головой. Не думал, что так повидается с матерью. Ожидал чуть ли не праздничной суеты, слёз радости, ахов и охов. А оно, вишь, как получилось. Не признала мать сына своего. Ехал сюда с тяжёлым сердцем, а уезжает с глыбой на душе. Что-то подсказывало ему, повиниться надо перед матерью, но не чувствовал сын вины своей перед нею, значит, и каяться было не в чем. От чая, предложенного матерью, отказался. Закинул рюкзак на плечо, подошёл к ней, не решаясь обнять на прощанье. Всматривался в морщинистое лицо и чувствовал, как слёзы наворачиваются на глаза.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.docx

Конспект урока по литературе в 8 классе

Воспитывать внимательное отношение к матерям; показать, как важно сохранить в себе чуткость, стремление быть рядом с родными людьми в трудные минуты;

Развивать навыки анализа литературного произведения;

Высказывать аргументированно свою позицию;

Уметь работать в группах.

- Что общего между просмотренным роликом и рассказом Л.Куликовой?

Общие темы: тема одинокой старости, взаимоотношений детей и родителей.

Целеполагание

- Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и выясним значение слова СВИДЕЛИСЬ.

Встреча на произошла; Мать не признала сына; Мать не захотела узнать своего сына…

- Давайте определим цель урока.

Почему не произошла вс треча? Почему мать не захотела признать сына?

Беседа по рассказу

- Прочитайте начало рассказа, описывающее семейный вечер? Выделите самые важные детали, раскрывающее суть ценностей в семье Толика?

В новой квартире пахло влажными обоями. Запах был приятен. Он связывался с уверенностью в завтрашнем дне, надёжностью и чувством владения семьюдесятью квадратными метрами жилой площади . Впервые за долгие годы скитания по съёмным квартирам отпустил Толика подспудный страх быть выселенным по прихоти хозяев. Даже многодневная нервотрёпка при подготовке к переезду не смогла испортить ему приподнятого настроения. С обретением квартиры показалось Толику, что он застолбил место на земном шаре и теперь никогда не умрёт.
По случаю новоселья Анюта испекла
рыбный пирог с яйцом и зелёным лучком. Поставила его на середину стола, за которым собралась семья Титовых: отец, мать да четверо ребятишек. Анюта раскраснелась, хозяйничая; разливала чай, нарезала куски, шутила с детьми. Дети звенели ложками о чашки, размешивая сахар, и с нетерпением поглядывали на поблескивающий коричневой коркой рыбник . Толик смотрел на семью и был счастлив.

- Что испытывал герой рассказа?

Уверенность в завтрашнем дне, надёжность. Толик смотрел на семью и был счастлив. Счастье какое-то ущербное, сосредоточено вокруг материального: еда, квадратные метры, сытость, довольство.

- Почему писательница наделила героя таким именем ТОЛИК?

Незрелость, неуважение.

- Почему он вдруг вспомнило матери?

- Что узнаем о Толике?

Виделся с матерью сразу после армии, потом уехал за тридевять земель на стройку. С их последнего свидания прошло двадцать четыре года. Никогда не дорожил отношениями с матерью. Даже в армии стыдился писем матери, рвал их на кусочки. Случайно осталось одно письмо.

- Чтение письма. – Письмо бесхитростное, полное любви к своему единственному сыну.

- Что изменилось в родной деревне?

- Как изменилась мать? Что чувствует сын?

Деревня изменилась. Обветшали и вросли в землю избы. Все постройки были одного цвета - серого. Кое-где ровными грядками зеленели огороды, но в основном – запустенье, безрадостное, вымороченное отчаяньем. С трудом узнал родительский двор.

Серо, неприглядно и бесприютно выглядело подворье. Подул ветер и охолодил слёзы на щеках взрослого сына. Завыл бы мужик, да постеснялся чувства оголить. Скрипнул зубами, вытер слёзы рукавом, высморкался в сторону и пошёл к сараю.

Толик окинул взглядом её фигуру и поразился изменениям. Худенькая, седая, беззубая старая женщина небольшого росточка с невидящими глазами, улыбающимся лицом и обожжёнными пальцами была его мамой. Он спинным мозгом ощутил течение времени, а взглядом успел уловить, как начинают блекнуть очертания фигуры матери, истекая в небытие.

Совесть проснулась, испытывает раскаяние, плачет, пытается доказать матери, что он ее сын.

- Какую жизнь прожила мать Толика?

Я своего до самой армии пестовала. В девятнадцать призвали его. Пока был в армии, письма писала, думами была с ним. А после армии приехал на два дня, с тех пор его не видела. Знаю, что сынок у него родился.

Одна растила своего сына. Он был для нее самым дорогим человеком. Двадцать четыре года прожила без него. Пенсия маленькая. Денег не хватает. Электричества в доме нет. Глаза не видят. Сама должна заботиться о себе. Руки обожжены до коросты – печь растапливает на ощупь.

- Почему мать не захотела признать своего сына?

Сыновья – они о родителях пекутся , так же, как родители о них когда-то пеклись.

- Что испытывает Толик, когда уходит из деревни?

- Придет ли к нему раскаяние? Поймет ли он, что судьба давала ему шанс, а он так и не воспользовался им?

- Чему учит рассказ?

Вы счастливые люди, у вас живы родители, которые дарят вам любовь и ласку. Конечно, не всегда и не во всем вы соглашаетесь с ними, считая себя абсолютно правыми. Конечно, не всегда хватает мудрости не идти на ненужные конфликты. Но вы должны помнить самое главное, что в жизни нет и не будет людей роднее их. Пройдут еще годы, и вы будете единственной опорой для своих родителей. И мне хочется вам пожелать быть достойными детьми, говорить своим родителям, насколько они вам дороги и как вы их любите, потому что жизнь такова, что эти слова могут запоздать.


Описание разработки

Цель:

Ход урока.

Одно из направлений итогового сочинения 2015-2016 года - ДОМ.

Многозначность образа Дома в литературе.

Проблемы, связанные с этим направлением.

Примеры в литературе.

Антиподы в литературе (сочинение от обратного).

- На ЕГЭ по русскому языку по каким проблемам? (на ЕГЭ по русскому языку в качестве аргумента по нескольким проблемам

1) проблема одиночества престарелых родителей,

2) проблема роли денег в жизни человека,

3) проблема взаимоотношения родителей и взрослых детей.)

-В названии рассказа отражается всегда тема или основная мысль. Именно тему вы и должны отразить в сочинении по 1 критерию. Обратимся к названию.

Как люди встречаются?

Так ли происходит в рассказе и почему?

Давайте поразмышляем, что волнует автора в современном мире?

Вступление к сочинению (образец).

Конспект урока по литературе по рассказу Л. Куликовой Свиделись

Основная часть. (анализ произведения).

- В чем счастье Толика?

- Что испортило ощущение этого счастья?

- Почему герой не сразу признался матери, что он её сын?

- Почему мать считает, что сын пропал?

- Опишите его состояние?

- Толик не видел мать 24 года, какой она стала? Опишите ее

- Почему мать не признала сына? Обидела ли она его?

-Отчего так происходит в жизни?

- Чему учит нас рассказ?

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Дом - это место, где тебя всегда любят и ждут

Одно из направлений итогового сочинения 2015-2016 года - ДОМ.

Многозначность образа Дома в литературе.

Проблемы, связанные с этим направлением.

Примеры в литературе.

Антиподы в литературе (сочинение от обратного).

-На ЕГЭ по русскому языку по каким проблемам? (на ЕГЭ по русскому языку в качестве аргумента по нескольким проблемам

– 1) проблема одиночества престарелых родителей,

2) проблема роли денег в жизни человека,

3)проблема взаимоотношения родителей и взрослых детей.)

-В названии рассказа отражается всегда тема или основная мысль. Именно тему вы и должны отразить в сочинении по 1 критерию. Обратимся к названию.

Как люди встречаются?

Так ли происходит в рассказе и почему?

Давайте поразмышляем, что волнует автора в современном мире?

Вступление к сочинению (образец).

Основная часть. (анализ произведения).

- В чем счастье Толика?

- Что испортило ощущение этого счастья?

- Почему герой не сразу признался матери, что он её сын?

- Почему мать считает, что сын пропал?

- Опишите его состояние?

-Толик не видел мать 24 года, какой она стала? Опишите ее

- Почему мать не признала сына? Обидела ли она его?

-Отчего так происходит в жизни?

- Чему учит нас рассказ?

Основная часть. (анализ произведения).

- В чем счастье Толика?

- Что испортило ощущение этого счастья?

- Почему герой не сразу признался матери, что он её сын?

- Почему мать считает, что сын пропал?

- Опишите его состояние?

-Толик не видел мать 24 года, какой она стала? Опишите ее

- Почему мать не признала сына? Обидела ли она его?

-Отчего так происходит в жизни?

- Чему учит нас рассказ?


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения по современной литературе с использованием кейс-технологии и фишбоун.

Конспект урока по современной литературе в 10 классе.

Урок внеклассного чтения

обучающие: обобщить знания, полученные в процессе изучения рассказа, определить своеобразие содержания и проблематику, формировать умения оценивать поступки людей; совершенствовать навыки анализа текста;

развивающие: формировать коммуникативные компетенции (умение создавать устное монологическое высказывание, предлагать свою точку зрения, работать в группе); используя приемы информационной переработки текста, извлекать необходимую информацию из различных источников (раздаточные справочные материалы, презентация); развивать умение критически мыслить;

Тип урока: общеметодологической направленности

Вид урока: обсуждение

Методы работы: кейс-метод, стратегия фишбоун, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности учащихся: диалог, самостоятельная работа в малых группах.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, кейс-пакеты.

Этапы занятия:

организационный момент (1 мин);

мотивация учебной деятельности (2 мин);

определение темы, целей, задач урока (2 мин);

работа по теме урока (30 мин);

объяснение домашнего задания (1 мин);

оценивание работы учащихся (2 мин);

рефлексия (2 мин).

1.Приветствие, представление.

«Здравствуйте!”
Добрая ласковость слова
Стерлась на нет
В ежедневном привете,
“Здравствуйте!” -
Это же – будьте здоровы,
Это же – дольше живите на свете”.

Меня зовут Алена Викторовна, я учитель русского языка и литературы школы №9. Сегодня не совсем обычный урок и для вас, и для меня. Мы встретились впервые, тем интереснее будет работа. Так же со мной в паре будет работать молодой учитель начальных классов Ляйсян Зинуровна и её первоклассники.

- Что общего между просмотренным роликом и рассказом Л.Куликовой?

Какие общие темы и проблемы волнуют автора рассказа и автора фильма? Тема одинокой старости, проблема взаимоотношений детей и родителей, проблема материнской любви

3.Определение темы, целей и задач урока.

Возникает вопрос: а почему не произошла встреча? Почему мать не захотела признать сына?

Наибольшее число вопросов вызывает, конечно же, главный герой: каков он? Что ценит? Почему он потерял связь с матерью? Почему не повинился перед ней? В чём ценность человеческой жизни?

Итак, ваши вопросы определили тему нашего урока: Сформулируем её.

Учебная задача: раскрыть проблему взаимоотношений между родителями и детьми; выразить свое отношение к поднятой проблеме и героям рассказа.

4. Работа по теме урока

-Итак, для того чтобы ответить на вопрос нашей темы, каждая группа получает кейс-задание, на решение которого вам дается 5 минут. (Задание. Музыкальный фон.)

Время вышло. Сегодня мы используем стратегию фишбоун (рыбий скелет) Голова-проблема, верхние ребра-причины, нижние ребра-факт и хвост-вывод. Результаты работы в группе вы будете озвучивать и размещать на фишбоуне. Также фиксировать в своих индивидуальных рабочих листах.

Образ матери – вневременное понятие. Связь между матерью и ребёнком на генетическом уровне, на уровне подсознания. И эта родственная, кровная связь, духовное просветление с годами должны только крепнуть. Но в жизни бывает по-разному. Так в рассказе Куликовой "Свиделись" мы становимся свидетелями ещё одной жизненной драмы.

1 группа (красная)

1.Прочитайте начало рассказа, описывающее семейный вечер? Выделите самые важные детали, раскрывающие суть ценностей в семье Толика?

В новой квартире пахло влажными обоями. Запах был приятен. Он связывался с уверенностью в завтрашнем дне, надёжностью и чувством владения семьюдесятью квадратными метрами жилой площади. Впервые за долгие годы скитания по съёмным квартирам отпустил Толика подспудный страх быть выселенным по прихоти хозяев. Даже многодневная нервотрёпка при подготовке к переезду не смогла испортить ему приподнятого настроения. С обретением квартиры показалось Толику, что он застолбил место на земном шаре и теперь никогда не умрёт.
По случаю новоселья Анюта испекла
рыбный пирог с яйцом и зелёным лучком. Поставила его на середину стола, за которым собралась семья Титовых: отец, мать да четверо ребятишек. Анюта раскраснелась, хозяйничая; разливала чай, нарезала куски, шутила с детьми. Дети звенели ложками о чашки, размешивая сахар, и с нетерпением поглядывали на поблескивающий коричневой коркой рыбник.

2.Что испытывал герой рассказа?

Уверенность в завтрашнем дне, надёжность. Толик смотрел на семью и был счастлив. Счастье какое-то ущербное, сосредоточено вокруг материального: еда, квадратные метры, сытость, довольство.

3. Что за человек Толик? Он работящий, все делает для семьи, в которой 4 ребятишек. Дом-полная чаша- своя большая квартира, машина, отдыхать ездят на море. Всего он добился сам и с большим трудом.

2 группа (оранжевая)

Вывод: высказывание Э.Фромма верно, потому что дети усваивают именно тот образец поведения, который им показывают родители. Мать старалась делать всё для своего сына, до 19 лет пестовала его. Толик тоже заботиться о своей семье, старается, чтобы в доме всё было. Но из рассказа мы видим, что это забота о материальных ценностях. Мать привила своему сыну, что забота о детях – это важно, но не смогла донести до Толика, что и родители нуждаются в заботе тоже. Ольга Герасимовна баловала, а Толика отношение матери раздражало.

3 группа (желтая)

1. Почему писательница наделила героя таким именем ТОЛИК? Незрелость, неуважение

2. Что узнаем о Толике? Виделся с матерью сразу после армии, потом уехал за тридевять земель на стройку. С их последнего свидания прошло двадцать четыре года. Никогда не дорожил отношениями с матерью. Даже в армии стыдился писем матери, рвал их на кусочки. Случайно осталось одно письмо. Зачитать письмо (слайд ) Что можно сказать по письму об отношении матери к своему сыну? Письмо бесхитростное, полное любви к своему единственному сыну.

3. Что хорошего сделал Толик в жизни? Создал семью, завел 4-ых ребятишек, владеет 70 кв.м. жилплощади, накопил деньги на машину, семью возил на море, как будто бы совесть проснулась, раскаивается, плачет.

Что не сделал Толик? Не заботится о матери, не вспоминает о ней. И даже испытывая вину, не смог попросить у матери прощения и легко вычеркивает ее из жизни теперь уже окончательно.

4 группа (зеленая)

1. Какую жизнь прожила мать Толика? Я своего до самой армии пестовала. В девятнадцать призвали его. Пока был в армии, письма писала, думами была с ним. А после армии приехал на два дня, с тех пор его не видела. (Знаю, что сынок у него родился.) Одна растила своего сына. Он был для нее самым дорогим человеком. Двадцать четыре года прожила без него. Пенсия маленькая. Денег не хватает. Электричества в доме нет. Глаза не видят. Сама должна заботиться о себе. Руки обожжены до коросты – печь растапливает на ощупь.

2. Как изменилась мать? Что чувствует сын? Толик окинул взглядом её фигуру и поразился изменениям. Худенькая, седая, беззубая старая женщина небольшого росточка с невидящими глазами, улыбающимся лицом и обожжёнными пальцами была его мамой. Он спинным мозгом ощутил течение времени, а взглядом успел уловить, как начинают блекнуть очертания фигуры матери, истекая в небытие.

Вывод: Совесть проснулась, испытывает раскаяние, плачет, пытается доказать матери, что он ее сын.

3.Признала ли Ольга Герасимовна своего сына? Почему же она не призналась в этом? Скажите, с точки зрения нашего менталитета. Признала. Но не смогла ему простить. Жестоко? Да. Но вполне объяснимо и оправданно.

Вывод: То, что он не сделал, - это та вина, которую нельзя уравновесить никакими добрыми делами.

Как вы думаете, раскается ли Толик в своей черствости, придет ли к нему понимание, что он совершил тяжелый грех? Возможные ответы: Может быть, и придет, когда вырастут его дети, и он окажется в такой ситуации. А может, и нет. Совесть его умерла, когда он окончательно ушел из дома.

Вопрос для всех: Как по-вашему должен был бы поступить Толик?

У проблем взаимоотношений отцов и детей нет временных границ. Мы с вами пытаемся разобраться в этих непростых вопросах нравственности, и у наших малышей и их молодой учительницы на пути встретилась подобная житейская проблема. Попробуем вместе разобраться, сделать выводы, дать советы друг другу.

Для чего мальчик делал корытце?

Почему заплакали родители?

Домашнее задание

Предлагаю старшеклассникам дать советы нашим малышам. (зачитывают)

Я свяжу тебе жизнь

Беляева Валентина

Я свяжу тебе жизнь
Из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь,
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь,
Где узором по полю молитвы-
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви.
Я свяжу тебе жизнь
Из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь:
Чтоб связать тебе жизнь,
Я тайком распускаю свою.

Читайте также: