Конспект урока риторики схема рассуждения

Обновлено: 06.07.2024

Раздел: «Скажи мне, почему…
Цель:
Вспомнить основные части рассуждения (изученные во 2-м и 3-м классах).
Познакомить учащихся с видами аргументов и с требованиями к ним.

Планируемые результаты:
Познавательные УУД. Учащиеся научатся:
Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы.
Ориентироваться на развороте учебника.
Регулятивные УУД. Учащиеся научатся:
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД. Учащиеся научатся:
Оформлять свои мысли в устной форме. Развивают умение слушать и понимать других.
Личностные УУД. Учащиеся научатся:
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Вспоминаем основные части рассуждения (изученное во 2-м и 3-м классах).

Знакомим детей с видами аргументов и с требованиями к ним.

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Беседа по схеме учебника (с. 101).

– Какие виды рассуждений по особенностям их основной части вы знаете? (Рассуждения-объяcнения и рассуждения-доказательства.)

– Вспомним, как называются в рассуждении-объяснении основные части текста. (Тезис, объяснение, вывод.)

– Сколько абзацев может быть в основной части? Как это показано на схеме?

– А теперь главное: часто ли в жизни мы встречаем рассуждения?

(Учительница спрашивает, почему ты поставил здесь запятую.

Почему ты сегодня плохо выучил урок?

Почему братья-месяцы помогли сироте?

И ещё мы спрашиваем у авторов, например: почему вы не наказали злую мачеху за то, что она унижала и обижала Золушку?)

– А могут Почемучки превратиться в Потомучек?

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

Ι I . Открытие новых знаний.

Смешная сказка о двух глупых барашках позволяет показать, что тезис хочу (не хочу) с тобой разговаривать, дружить, беседовать

требует серьёзных, убедительных обоснований, что цвет барашков (чёрный–белый) не является доказательным аргументом тезиса. И в самом деле, когда набежали тучи, сверкнула молния и ударил гром, барашки потянулись друг к другу и поняли, что им есть о чём потолковать друг с другом. Что же они сказали друг другу: какой аргумент привели:

– Ты чёрный, а я белый, но оба мы барашки.

– Ты белый, а я чёрный, но мы оба барашки.

Дети хорошо понимают глубокий смысл этой смешной истории (дело не в цвете кожи, не в одежде и т.д. – не это определяет отношения между людьми, а желание быть вместе).

Учитель обобщает: в рассуждении большое значение имеют аргументы, они должны быть убедительными, серьёзными – иначе тезис останется недоказанным.

Смысл задания – научить различать:

– главную мысль абзаца (суждение);

– аргументы, её подтверждающие.

Задание облегчено тем, что суждения выделены в тексте.

Знакомит детей с тем, что факты бывают различными. Приводятся

два типа фактов – по разным основаниям:

а) научные, экспериментальные – ненаучные, житейские;

б) конкретные – обобщённые (из жизни, из наблюдений). На схеме отчётливо видна структура аргумента с разного рода фактами.

Суждение третьего предложения подкрепляется ссылками на иностранные источники. Суждение, что московское метро – лучшее в мире, подтверждается его описанием, той пользой, которую оно приносит людям.

3. В ыявлять сущность, особенности объектов.

4. Н а основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

III . Развитие умений. Применение знаний.

1. Работа в учебнике.

а самые короткие и экономные.

Рисунки подсказывают те примеры, которые можно использовать,

отвечая на вопрос задания.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Ι V . Итог урока.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

V . Домашнее задание.

2)Формировать потребность доказывать, объяснять высказанное мнение.

3)Развивать умения составлять, восстанавливать рассуждения.

4)Развивать умение анализировать свою (чужую) речь.

5)Развитие устной речевой деятельности: слушания, говорения.

ВложениеРазмер
otk._urok_po_ritorike.doc 72 КБ

Предварительный просмотр:

Гозбенко Елена Андреевна

учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24

с углублённым изучением предметов

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Цель: Познакомить с текстами простейших рассуждений.

Задачи: 1) Познакомить учащихся со структурой рассуждения. 2)Формировать потребность доказывать, объяснять высказанное мнение.

3)Развивать умения составлять, восстанавливать рассуждения.

4)Развивать умение анализировать свою (чужую) речь.

5)Развитие устной речевой деятельности: слушания, говорения.

Используемые методы и приемы:

а) организации и осуществления учебно-познавательной деятельности :

- репродуктивные (использование алгоритма, памяток для учащихся),

- проблемно-поисковые (подведение учащихся к постановке проблемы и дальнейшие действия по построению проекта выхода из затруднения),

б) стимулирования и активизации учения:

- создание ситуации новизны, активности,

- создание ситуаций успеха,

- положительный эмоциональный настрой.

Оборудование: схема рассуждения, рассыпанные рассуждения, иллюстрации.

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

2. Определение цели, мотивации урока

3.Этап актуализации знаний

-Знаете, какое слово на свете самое беспокойное, самое любознательное?

О каком слове идёт речь?

А к вам оно не заглядывало?

О чём бы вы хотели спросить взрослых?

Итак, какую цель поставим перед собой на уроке?

Чтобы её достичь, какими мы должны быть на уроке?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока. Тамбовцева Е. А.

Риторика 2 класс

Знакомство детей с текстами простейших рассуждений;

формирование потребности доказывать, объяснять высказанное мнение;

развитие умения составлять, восстанавливать рассуждения;

развивать умение анализировать свою (чужую) речь;

развитие устной речевой деятельности: слушание, говорение.

1. Организа-ционный момент.

Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

- Давайте проверим, готовы ли вы к уроку риторики?

Речевая разминка.

- Ты, скажи мне, реченька, лесная.

Почему ты звонкая такая?

- Утром надо мной поёт синичка.

Потому и звонкая водичка.

- Прочитайте вопросительно с ожиданием ответа.

- Прочитайте про себя, обратите внимание на знаки препинания.

- Какое предложение присутствует?

- С какой интонацией надо прочитать?

- Какие слова надо выделить голосом?

- Читаем вместе вполголоса.

- Теперь читаем по ролям: за автора мальчики, девочки за речку.

(передайте голосом вопросительную интонацию)

Познавательные

1. осознавать необходимость нового знания;

2. добывать новые знания из других источников самостоятельно и с помощью учителя;

3. пользоваться приёмами слушания и чтения учебного чтения;

4. выполнять логическую цепь рассуждений;

5. составлять простой план;

6. уметь передавать содержание текста в устной и письменной форме.

2. Актуализа-ция знаний.

Цель: подвести учащихся к формулированию темы и задач урока. Составление плана работы.

- Знаете ли вы, какое слово на свете самое беспокойное, самое любознательное?

- Догадались, что это за слово?

Дети: Почему птицы летают? Почему летом .идёт дождь, а зимой снег?

Дети: Почему ты не приготовил уроки?

Дети: Почему ты такой грустный сегодня?

- Есть и такие, которые вызывают на спор!

Дети: Почему ты думаешь, что я не прав? А ну-ка докажи!

Формулирование темы урока.

Выслушиваются вопросы учащихся: ребята сами пытаются на них ответить или помогает учитель.

- Скажите, а почему …? (вопрос ученика)

- А как быть, если вы не можете на них ответить?

- Далеко не на все вопросы есть готовые ответы, иногда люди всю жизнь размышляют над тем, как ответить на какой-либо вопрос.

- Верно, рассуждение. Это очень сложный текст. Хотите научиться рассуждать, объяснять и доказывать?

1. оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

2. вступать в беседу на уроке и в жизни;

3. слушать и понимать речь других;

4. совместно договариваться о правилах общения и следовать им;

3. Открытие нового знания. Формули-рование темы урока.

Работа в группах.

- Почему утонули два барана?

( с.56 – письменно, самостоятельно)

б) Прочитайте ответы ребят. Как вы думаете, на какие вопросы отвечали ребята? (групповая работа) с. 57 № 76

- Какие слова помогли отгадать вам вопрос? (первая часть рассуждения)

в) – Допишите предложения с объяснениями. С. 57 № 77 (групповая работа)

Читаем то, что было.

Что находили, когда придумывали объяснения? (опора на первую часть рассуждения)

- Анализируем структуру простейшего рассуждения. ( с. 57)

- Из скольких частей состоит рассуждение?

- Прочитайте 1 часть. О чём здесь говорится?

1 часть на доску.

- Прочитайте 2 часть. О чём здесь говорится?

2 часть на доску

- А между ними мостик. (потому что, ведь)

- Если 1 части не будет, мостику не за что будет зацепиться. И всё рассуждение рухнет, т.е. станет непонятным, поэтому сначала в рассуждении обязательно надо проговорить то, что ты объясняешь.

- Давайте сверим с выводом в учебнике. (с. 57)

*В схеме текста рассуждения 2 часть названа объяснением или доказательством. Разница между объяснением и доказательством в том, что объясняются причины явлений, а доказывается высказанное мнение по поводу того или иного явления.

1. определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

2. учиться обнаруживать и формулировать совместно с учителем проблему, определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

4. Первичное закрепление учебного материала.

Работа в группах. (карточки)

- Вы читали много сказок и разбирались в событиях, о которых в них рассказывается.

- Попробуйте объяснить, почему произошли некоторые из них?

Работа в группах. № 80.

Рассуждения рассыпались, собери их.

2. О Гадком утёнке.

3. Об Оловянном солдатике.

- Встаньте по порядку.

- Что помогло вам правильно расположить части? (схема)

- Что происходит, если части переставить?

Работа в группах. № 81.

- Представьте себя учителями. Попробуйте себя в роли учителя.

- Прочитайте рассуждения найдите в них ошибку.

- Определите, какая часть в них пропущена.

- Легко ли было находить ошибки? Почему?

1. осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

2. моделировать своё речевое поведение в зависимости от условий общения;

3. осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

4. оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.

5. Итог урока.

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания.

- Давайте вернёмся к началу урока, вспомним речевую разминку?

- Какой вопрос задавали в стихотворении?

- Что было перед нами? (текст – рассуждение)

- Что встретилось в стихотворении? (мостик)

- Как вы оценивает себя, научились ли вы строить рассуждения? Сами вы это делали или с чьей-то помощью?

- Я желаю вам в будущем не только задавать вопросы, но и уметь отвечать на них. А для этого нужно много читать и быть любознательными.

Определять задачу рассуждения: объяснять, доказывать.

Называть части рассуждения.

Вводить в рассуждение ссылку на правило.

Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной деятельностью учеников.

Оборудование: учебник Ладыженская Т.А., Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 2 класса; схема рассуждения, карточки (“рассыпанные” рассуждения), иллюстрации (мальчик и морские звёзды), звёзды из цветной бумаги.

Ход урока

1. Орг. момент.

- Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь.

Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло и уверенность в друг друге. Мы преодолеем трудности, если будем вместе.

Вы готовы к работе вместе?

2. Речевая разминка:

1) постановка дыхания (задуть 9 свечей враз и по отдельности);

2) гимнастика для губ (“надуем щеки”- обидимся, “улыбаемся” одними губами);

работа над произношением

На доске написано стихотворение:

Шел Серёжка по траве,
Бил цветы по голове,
Бил панамкой, бил ладошкой.
Не хотим играть с Серёжкой!

- Прочитайте стихотворение медленно.

- Прочитайте с осуждением.

3. Актуализация знаний.

- Можно ли это стихотворение назвать текстом?

- Почему? (предложения связаны по смыслу)

- Что можно определить у текста? (Тип).

- Какие типы текстов вы знаете? (Описание, повествование)

- Послушайте тексты и определите их типы.

Я давно мечтал о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.

(Повествовательный, передает факты и события. Отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО?)

Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.

- Какому типу относится этот текст?

(Текст-описание, отвечает на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ?

Помогает представить события в ярких красках).

- Давайте вернёмся к первому тексту.

Почему ребята не хотят играть с Серёжкой?

- Как называется текст, который отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?

(Текст-рассуждение. Даёт возможность каждому выразить своё отношение к событию или предмету.)

- Сегодня мы будем учиться создавать текст-рассуждение. Узнаем его особенности: из каких частей состоит.

5. Изучение нового материала.

1) Инсценирование стихотворения “Бараны” (заранее подготовленными детьми), с. 56

- Какие чувства вызвала эта сценка?

- Почему утонули два барана?

(Два барана утонули, потому что они были упрямыми.)

- Какими качествами должны были они обладать, чтобы такой трагедии с ними не случилось?

(Терпимость, вежливость, уступчивость.)

- Как можно назвать ответ? (рассуждение)

2). Знакомство с частями, структурой текста-рассуждения.

- Из чего состоит рассуждение?

Давайте рассмотрим данное рассуждение внимательно.

Два барана утонули, потому что они были упрямыми

- Прочитайте первую часть.

- Как можно назвать эту часть? (Что объясняется.)

- Прочитайте вторую часть.

- Как можно её назвать? (Объяснение.)

- Какие слова соединяют обе части? (Потому что.)

Если нарисовать рассуждение в виде схемы, то получится следующее:

- Прочитаем правило на с. 57.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

6. Закрепление изученного.

Работа в группах.

- Прочитайте ответы ребят. Как вы думаете, на какие вопросы отвечали ребята?

2) С. 59,№ 80.(карточки)

- Рассуждения “рассыпались”, соберите их.

оловянный солдатик выдержал все испытания

потому что

он был мужественным и стойким

Емеля отпустил щуку

гадкий утенок боялся никому не понравиться

потому что

считал себя ужасно некрасивым

- Прочитайте “собранные” рассуждения.

- Из каких они сказок?

- Докажите, что это рассуждения.

7. Притча “Мальчик и морские звёзды”.

(Притча – небольшой поучительный рассказ.)

Чтение учителем притчи.

Однажды во время прилива принесло очень много морских звёзд.

Наступил отлив и огромное количество их стало высыхать на солнце.

Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звёзды в море,

чтобы они смогли продолжить свой жизненный путь.

К нему подошёл человек и спросил:

— Зачем ты делаешь это? Невозможно спасти всех, большинство всё равно погибнет!

— Конечно, но какую же я испытываю радость, спасая каждую из них!

— Это просто глупо! — вскричал человек.

— Оглянись! Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много. для этой звезды.

Беседа по прочитанной притче.

- Прав ли мальчик?

- Даже если заведомо знаешь. что не сможешь спасти всех, надо спасать тех, кого еще можно спасти.

Читайте также: