Конспект урока риторики схема рассуждения
Обновлено: 06.07.2024
Раздел: «Скажи мне, почему…
Цель:
Вспомнить основные части рассуждения (изученные во 2-м и 3-м классах).
Познакомить учащихся с видами аргументов и с требованиями к ним.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД. Учащиеся научатся:
Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы.
Ориентироваться на развороте учебника.
Регулятивные УУД. Учащиеся научатся:
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД. Учащиеся научатся:
Оформлять свои мысли в устной форме. Развивают умение слушать и понимать других.
Личностные УУД. Учащиеся научатся:
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Вспоминаем основные части рассуждения (изученное во 2-м и 3-м классах).
Знакомим детей с видами аргументов и с требованиями к ним.
Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Беседа по схеме учебника (с. 101).
– Какие виды рассуждений по особенностям их основной части вы знаете? (Рассуждения-объяcнения и рассуждения-доказательства.)
– Вспомним, как называются в рассуждении-объяснении основные части текста. (Тезис, объяснение, вывод.)
– Сколько абзацев может быть в основной части? Как это показано на схеме?
– А теперь главное: часто ли в жизни мы встречаем рассуждения?
(Учительница спрашивает, почему ты поставил здесь запятую.
Почему ты сегодня плохо выучил урок?
Почему братья-месяцы помогли сироте?
И ещё мы спрашиваем у авторов, например: почему вы не наказали злую мачеху за то, что она унижала и обижала Золушку?)
– А могут Почемучки превратиться в Потомучек?
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
Ι I . Открытие новых знаний.
Смешная сказка о двух глупых барашках позволяет показать, что тезис хочу (не хочу) с тобой разговаривать, дружить, беседовать
требует серьёзных, убедительных обоснований, что цвет барашков (чёрный–белый) не является доказательным аргументом тезиса. И в самом деле, когда набежали тучи, сверкнула молния и ударил гром, барашки потянулись друг к другу и поняли, что им есть о чём потолковать друг с другом. Что же они сказали друг другу: какой аргумент привели:
– Ты чёрный, а я белый, но оба мы барашки.
– Ты белый, а я чёрный, но мы оба барашки.
Дети хорошо понимают глубокий смысл этой смешной истории (дело не в цвете кожи, не в одежде и т.д. – не это определяет отношения между людьми, а желание быть вместе).
Учитель обобщает: в рассуждении большое значение имеют аргументы, они должны быть убедительными, серьёзными – иначе тезис останется недоказанным.
Смысл задания – научить различать:
– главную мысль абзаца (суждение);
– аргументы, её подтверждающие.
Задание облегчено тем, что суждения выделены в тексте.
Знакомит детей с тем, что факты бывают различными. Приводятся
два типа фактов – по разным основаниям:
а) научные, экспериментальные – ненаучные, житейские;
б) конкретные – обобщённые (из жизни, из наблюдений). На схеме отчётливо видна структура аргумента с разного рода фактами.
Суждение третьего предложения подкрепляется ссылками на иностранные источники. Суждение, что московское метро – лучшее в мире, подтверждается его описанием, той пользой, которую оно приносит людям.
3. В ыявлять сущность, особенности объектов.
4. Н а основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
III . Развитие умений. Применение знаний.
1. Работа в учебнике.
а самые короткие и экономные.
Рисунки подсказывают те примеры, которые можно использовать,
отвечая на вопрос задания.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности.
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Ι V . Итог урока.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
V . Домашнее задание.
2)Формировать потребность доказывать, объяснять высказанное мнение.
3)Развивать умения составлять, восстанавливать рассуждения.
4)Развивать умение анализировать свою (чужую) речь.
5)Развитие устной речевой деятельности: слушания, говорения.
Вложение | Размер |
---|---|
otk._urok_po_ritorike.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Гозбенко Елена Андреевна
учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24
с углублённым изучением предметов
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Цель: Познакомить с текстами простейших рассуждений.
Задачи: 1) Познакомить учащихся со структурой рассуждения. 2)Формировать потребность доказывать, объяснять высказанное мнение.
3)Развивать умения составлять, восстанавливать рассуждения.
4)Развивать умение анализировать свою (чужую) речь.
5)Развитие устной речевой деятельности: слушания, говорения.
Используемые методы и приемы:
а) организации и осуществления учебно-познавательной деятельности :
- репродуктивные (использование алгоритма, памяток для учащихся),
- проблемно-поисковые (подведение учащихся к постановке проблемы и дальнейшие действия по построению проекта выхода из затруднения),
б) стимулирования и активизации учения:
- создание ситуации новизны, активности,
- создание ситуаций успеха,
- положительный эмоциональный настрой.
Оборудование: схема рассуждения, рассыпанные рассуждения, иллюстрации.
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
2. Определение цели, мотивации урока
3.Этап актуализации знаний
-Знаете, какое слово на свете самое беспокойное, самое любознательное?
О каком слове идёт речь?
А к вам оно не заглядывало?
О чём бы вы хотели спросить взрослых?
Итак, какую цель поставим перед собой на уроке?
Чтобы её достичь, какими мы должны быть на уроке?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока. Тамбовцева Е. А.
Риторика 2 класс
Знакомство детей с текстами простейших рассуждений;
формирование потребности доказывать, объяснять высказанное мнение;
развитие умения составлять, восстанавливать рассуждения;
развивать умение анализировать свою (чужую) речь;
развитие устной речевой деятельности: слушание, говорение.
1. Организа-ционный момент.
Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
- Давайте проверим, готовы ли вы к уроку риторики?
Речевая разминка.
- Ты, скажи мне, реченька, лесная.
Почему ты звонкая такая?
- Утром надо мной поёт синичка.
Потому и звонкая водичка.
- Прочитайте вопросительно с ожиданием ответа.
- Прочитайте про себя, обратите внимание на знаки препинания.
- Какое предложение присутствует?
- С какой интонацией надо прочитать?
- Какие слова надо выделить голосом?
- Читаем вместе вполголоса.
- Теперь читаем по ролям: за автора мальчики, девочки за речку.
(передайте голосом вопросительную интонацию)
Познавательные
1. осознавать необходимость нового знания;
2. добывать новые знания из других источников самостоятельно и с помощью учителя;
3. пользоваться приёмами слушания и чтения учебного чтения;
4. выполнять логическую цепь рассуждений;
5. составлять простой план;
6. уметь передавать содержание текста в устной и письменной форме.
2. Актуализа-ция знаний.
Цель: подвести учащихся к формулированию темы и задач урока. Составление плана работы.
- Знаете ли вы, какое слово на свете самое беспокойное, самое любознательное?
- Догадались, что это за слово?
Дети: Почему птицы летают? Почему летом .идёт дождь, а зимой снег?
Дети: Почему ты не приготовил уроки?
Дети: Почему ты такой грустный сегодня?
- Есть и такие, которые вызывают на спор!
Дети: Почему ты думаешь, что я не прав? А ну-ка докажи!
Формулирование темы урока.
Выслушиваются вопросы учащихся: ребята сами пытаются на них ответить или помогает учитель.
- Скажите, а почему …? (вопрос ученика)
- А как быть, если вы не можете на них ответить?
- Далеко не на все вопросы есть готовые ответы, иногда люди всю жизнь размышляют над тем, как ответить на какой-либо вопрос.
- Верно, рассуждение. Это очень сложный текст. Хотите научиться рассуждать, объяснять и доказывать?
1. оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
2. вступать в беседу на уроке и в жизни;
3. слушать и понимать речь других;
4. совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
3. Открытие нового знания. Формули-рование темы урока.
Работа в группах.
- Почему утонули два барана?
( с.56 – письменно, самостоятельно)
б) Прочитайте ответы ребят. Как вы думаете, на какие вопросы отвечали ребята? (групповая работа) с. 57 № 76
- Какие слова помогли отгадать вам вопрос? (первая часть рассуждения)
в) – Допишите предложения с объяснениями. С. 57 № 77 (групповая работа)
Читаем то, что было.
Что находили, когда придумывали объяснения? (опора на первую часть рассуждения)
- Анализируем структуру простейшего рассуждения. ( с. 57)
- Из скольких частей состоит рассуждение?
- Прочитайте 1 часть. О чём здесь говорится?
1 часть на доску.
- Прочитайте 2 часть. О чём здесь говорится?
2 часть на доску
- А между ними мостик. (потому что, ведь)
- Если 1 части не будет, мостику не за что будет зацепиться. И всё рассуждение рухнет, т.е. станет непонятным, поэтому сначала в рассуждении обязательно надо проговорить то, что ты объясняешь.
- Давайте сверим с выводом в учебнике. (с. 57)
*В схеме текста рассуждения 2 часть названа объяснением или доказательством. Разница между объяснением и доказательством в том, что объясняются причины явлений, а доказывается высказанное мнение по поводу того или иного явления.
1. определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
2. учиться обнаруживать и формулировать совместно с учителем проблему, определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
4. Первичное закрепление учебного материала.
Работа в группах. (карточки)
- Вы читали много сказок и разбирались в событиях, о которых в них рассказывается.
- Попробуйте объяснить, почему произошли некоторые из них?
Работа в группах. № 80.
Рассуждения рассыпались, собери их.
2. О Гадком утёнке.
3. Об Оловянном солдатике.
- Встаньте по порядку.
- Что помогло вам правильно расположить части? (схема)
- Что происходит, если части переставить?
Работа в группах. № 81.
- Представьте себя учителями. Попробуйте себя в роли учителя.
- Прочитайте рассуждения найдите в них ошибку.
- Определите, какая часть в них пропущена.
- Легко ли было находить ошибки? Почему?
1. осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
2. моделировать своё речевое поведение в зависимости от условий общения;
3. осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
4. оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.
5. Итог урока.
Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания.
- Давайте вернёмся к началу урока, вспомним речевую разминку?
- Какой вопрос задавали в стихотворении?
- Что было перед нами? (текст – рассуждение)
- Что встретилось в стихотворении? (мостик)
- Как вы оценивает себя, научились ли вы строить рассуждения? Сами вы это делали или с чьей-то помощью?
- Я желаю вам в будущем не только задавать вопросы, но и уметь отвечать на них. А для этого нужно много читать и быть любознательными.
Определять задачу рассуждения: объяснять, доказывать.
Называть части рассуждения.
Вводить в рассуждение ссылку на правило.
Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной деятельностью учеников.
Оборудование: учебник Ладыженская Т.А., Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 2 класса; схема рассуждения, карточки (“рассыпанные” рассуждения), иллюстрации (мальчик и морские звёзды), звёзды из цветной бумаги.
Ход урока
1. Орг. момент.
- Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь.
Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло и уверенность в друг друге. Мы преодолеем трудности, если будем вместе.
Вы готовы к работе вместе?
2. Речевая разминка:
1) постановка дыхания (задуть 9 свечей враз и по отдельности);
2) гимнастика для губ (“надуем щеки”- обидимся, “улыбаемся” одними губами);
работа над произношением
На доске написано стихотворение:
Шел Серёжка по траве,
Бил цветы по голове,
Бил панамкой, бил ладошкой.
Не хотим играть с Серёжкой!
- Прочитайте стихотворение медленно.
- Прочитайте с осуждением.
3. Актуализация знаний.
- Можно ли это стихотворение назвать текстом?
- Почему? (предложения связаны по смыслу)
- Что можно определить у текста? (Тип).
- Какие типы текстов вы знаете? (Описание, повествование)
- Послушайте тексты и определите их типы.
Я давно мечтал о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.
(Повествовательный, передает факты и события. Отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО?)
Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.
- Какому типу относится этот текст?
(Текст-описание, отвечает на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ?
Помогает представить события в ярких красках).
- Давайте вернёмся к первому тексту.
Почему ребята не хотят играть с Серёжкой?
- Как называется текст, который отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?
(Текст-рассуждение. Даёт возможность каждому выразить своё отношение к событию или предмету.)
- Сегодня мы будем учиться создавать текст-рассуждение. Узнаем его особенности: из каких частей состоит.
5. Изучение нового материала.
1) Инсценирование стихотворения “Бараны” (заранее подготовленными детьми), с. 56
- Какие чувства вызвала эта сценка?
- Почему утонули два барана?
(Два барана утонули, потому что они были упрямыми.)
- Какими качествами должны были они обладать, чтобы такой трагедии с ними не случилось?
(Терпимость, вежливость, уступчивость.)
- Как можно назвать ответ? (рассуждение)
2). Знакомство с частями, структурой текста-рассуждения.
- Из чего состоит рассуждение?
Давайте рассмотрим данное рассуждение внимательно.
Два барана утонули, потому что они были упрямыми
- Прочитайте первую часть.
- Как можно назвать эту часть? (Что объясняется.)
- Прочитайте вторую часть.
- Как можно её назвать? (Объяснение.)
- Какие слова соединяют обе части? (Потому что.)
Если нарисовать рассуждение в виде схемы, то получится следующее:
- Прочитаем правило на с. 57.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
6. Закрепление изученного.
Работа в группах.
- Прочитайте ответы ребят. Как вы думаете, на какие вопросы отвечали ребята?
2) С. 59,№ 80.(карточки)
- Рассуждения “рассыпались”, соберите их.
оловянный солдатик выдержал все испытания
потому что
он был мужественным и стойким
Емеля отпустил щуку
гадкий утенок боялся никому не понравиться
потому что
считал себя ужасно некрасивым
- Прочитайте “собранные” рассуждения.
- Из каких они сказок?
- Докажите, что это рассуждения.
7. Притча “Мальчик и морские звёзды”.
(Притча – небольшой поучительный рассказ.)
Чтение учителем притчи.
Однажды во время прилива принесло очень много морских звёзд.
Наступил отлив и огромное количество их стало высыхать на солнце.
Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звёзды в море,
чтобы они смогли продолжить свой жизненный путь.
К нему подошёл человек и спросил:
— Зачем ты делаешь это? Невозможно спасти всех, большинство всё равно погибнет!
— Конечно, но какую же я испытываю радость, спасая каждую из них!
— Это просто глупо! — вскричал человек.
— Оглянись! Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много. для этой звезды.
Беседа по прочитанной притче.
- Прав ли мальчик?
- Даже если заведомо знаешь. что не сможешь спасти всех, надо спасать тех, кого еще можно спасти.
Читайте также: