Конспект урока по литературе 7 класс ломоносов оды

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по литературе для 7-го класса по теме: "М.В. Ломоносов. Оды"

(под ред. В.Я. Коровиной)

Расширение знаний учащихся о жизни и деятельности М. В. Ломоносова, о его роли в развитии русской литературы.

Петр Великий русской литературы.

Определение темы урока. (Слайд 1, 2.)

Слово учителя.

Ребята, сегодня мы поговорим о жизни и творчестве великого учёного, поэта-новатора, писателя 18 века М.В. Ломоносова.

-Что заставило М. В. Ломоносова пуститься в дальний путь, кто подтолкнул его к этому).

-Как мы понимаем, что в стихотворении речь идет о М. В. Ломоносове;

-только ли к Ломоносову можно отнести это стихотворение?

Слово учителя . Учение М. В. Ломоносова. (Слайд 14-16).

И все-таки Ломоносов учился, преодолевая трудности. Именно в эти годы он начинает переводить и писать небольшие стихотворения.

Не довольствуясь поурочными заданиями, он самостоятельно изучает древнерусскую летопись, труды греческих и римских авторов, знакомится в монастырской библиотеке с книгами по философии, физике, математике. К концу обучения в академии он становится человеком замечательной учености. Поэтому в сентябре 1736 года Ломоносова как лучшего студента Академии вместе с двумя другими студентами направляют в Германию, в Марбург, для изучения химии и горнорудного дела. В июне 1741 года он возвращается в Россию и приступает к работе в Академии наук, основанной Петром I в 1724 году. В 1745 году М.В.Ломоносов получил диплом профессора химии и стал академиком.

1. Вступительное слово (заранее подготовленный ученик).

2. Работа с учебником-хрестоматией.

После прочтения статьи учебника (стр. 51-53) школьники отвечают на вопросы. (вопросы и задания размещены на слайдах презентации).

Чтение отрывков из произведений Ломоносова (сопровождается пояснениями с карточек).

“К статуе Петра”. Выразительно читает учитель.

Дополнение: Карточка 1. (заранее подготовленный ученик)

Фигура Петра I всегда была для Ломоносова идеалом государя: он был прежде всего работником на благ России. Он ценит в царе то, что он “царствуя служил”, “свои законы сам примером утвердил”, “монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки” (Пётр, под видом простого офицера обучался в Голландии корабельному делу); также Ломоносов относит к великим деяниям то, что царь “строил град”, “художников сбирал и обучал солдат”. В многочисленных надписях, одах, посвящённых Петру I, поэт наделяет императора такими эпитетами, как “премудрый герой”, “Отечества отец”. Ломоносов посвятил Петру и Полтавской битве огромное мозаичное полотно, которое было не только результатом открытий Ломоносова в химии, но и было ярким художественным произведением. Похвальная надпись, которая приведена в учебнике, была сделана в 1746 году, когда была сооружена статуя царя.

“Ода на день восшествия…”. Отрывок из оды выразительно читает ученик.

Карточка 2. (заранее подготовленный ученик)

В ноябре 1741г, через 15 лет после смерти Петра, гвардейцами Преображенского полка на престол была возведена дочь великого царя – Елизавета Петровна. С её именем связывали надежды на то, что она, как отец, продолжит создавать России славу – продолжит развивать науки, ремёсла, промышленность России. В это верил и Ломоносов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

–пробуждать интерес учащихся к литературе и истории России 18 века.

Цели урока:-знакомство с биографией и творчеством М.В.Ломоносова;

- раскрытие роли вклада Ломоносова в развитие русской науки, поэзии и литературы;

- анализ произведений М.Ломоносова;

-совершенствовать навыки выразительного чтения оды;

–пробуждать интерес учащихся к литературе и истории России 18 века.

Теория литературы: ода (знакомство с понятием).

Оборудование: портрет Ломоносова; проектор, компьютер, диск.

Составление тезисного плана (по статье учебника и презентации)

1.Детские годы. Учёба в Славяно-греко-латинской академии. Учёба в Германии.

2. Академическая деятельность. Открытие по инициативе Ломоносова Московского университета.

1.Где родился Михаил Васильевич Ломоносов?

2. Назовите первые учебные книги Ломоносова.

3.Куда ему удалось поступить в Москве?

4.Какой язык был международным языком науки в то время?

5.Куда был направлен Ломоносов за отличную учёбу?

6.Какое научное звание он получил в Петербургской академии?

7.В какой науке Ломоносов открыл очень важный закон?

8.На какой планете он открыл атмосферу?

9.Что было открыто по его предложению в 1755 году?

церковно-славянские слова и русские

русские слова с примесью церковно-славянских

русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковно-славянских

героические поэмы, оды, трагедии

драмы, сатиры, дружеские письма, элегии

комедии, эпиграммы, песни, басни

4. Прославление Петра 1 как просвещённого государя.

Демонстрируется портрет Елизаветы.(слайд 16 )

В ноябре 1741 г., через 16 лет после смерти Петра, гвардейцами Преображенского полка на престол была возведена дочь великого царя — Елизавета Петровна. С ее именем связывали надежды на то, что она, как отец, продолжит создавать России славу — продолжит развивать науки, ремесла, промышленность России. В это верил также и Ломоносов.

- Определение оды находим в словаре, затем записываем в тетрадь. (Слайд17)

Ода — наиболее важный жанр в литературе XVIII в.

Ода - торжественное стихотворное произведение.

Чтение Оды на день восшествия на всероссийский престол её Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года”.

Работа с текстом. Идея просвещенной монархии – центральная в творчестве Ломоносова.

Определите главные темы од Ломоносова (тема родины, мира, науки и просвещения).

6.Составление композиционного плана оды.

Как построена ода? (Елизавета – науки – Петр – Россия – будущее науки).

Лирическое отступление- предостережение правительству о вступлению в войну.

Прославление Петра как творца новой России.

Картины российских просторов, богатств.

Прославление тишины, Елизаветы, предостережение врагам.

Идея оды - долг перед Отечеством, служение ему превыше всего.

Какие события упоминает автор? - Итак, называем темы (Мир, Россия, Елизавета, Петр 1, наука)

Задание. Найти в тексте строки, подтверждающие тему мира и тему Петр 1.

Задание. Найти в тексте строки, подтверждающие тему науки и тему Елисаветы Петровны.

Тема мира. «Царей и царств земных отрада

Своей одой Ломоносов говорил Елизавете Петровне, России нужен мир и не нужны войны. Мир - основное условие и для успехов просвещения.

Тема Петра 1.Поэт хвалит Елизавету за то, что в начале ее царствования прекратились войны, затем автор переходит к воспоминаниям об отце Елизаветы. Петре 1, которого он считал идеальным монархом и национальным героем.

Это образ царя-гражданина, труженика, посвятившего себя служению государству, неустанно заботящегося об общем благе.

С чувством особого восхищения вспоминает поэт о том, что при Петре

Чрез горы и моря

В Россию простирали руки..

Ломоносов выражает надежду, Елизавета будет следовать примеру отца и покровительствовать наукам.

Тема Елизаветы. В этих строках Елизавета представлена миротворицей, прекратившей все войны ради спокойствия и счастья россиян.

«Когда на трон Она вступила, … Тебя прияв, облобызала; ( )

-Мне полно тех побед, сказала,- На целый Запад и Восток.

Тема науки. Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги и Дальнего востока.

Почему этот день так важен для поэта?

Какой предстала Россия? (Россия – сокровище, широкое поле для деятельности просвещенного человека.)

Какие цели ставит автор перед правлением Елизаветы? (Быть щедрой во благо Отчизны.)

Какими чувствами проникнута ода?

Что воспевает автор?(“Процветание” России, её богатства зависят от характера государственного правления.)

Язык оды. Найти и выписать примеры из оды.

Славянизмы, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы и др.

Эпитеты: божественные науки, чистейшего ума, плач глубокий, счастливое подданство, завистливый рок…

Метонимия : ( называется часть вместо целого) провожал в небесную дверь (дверь-часть рая) сие злату очистит жилу ( природные богатства)

Метафора : подать…ума плоды

Олицетворения: Россия ожидает видеть.

Гипербола: чрез горы, реки и моря.

Перифраза : ( замена определяющей чертой) бессмертия достойный муж ( Пётр 1)

-Какие художественные средства использует автор для создания торжественного высокого слога оды?

усеченные формы слов (“лира восхищенна”, “главу венчанну”);

славянизмы (“хощет”, “тщание”);

инверсия (“где мерзлыми Борей крылами”);

особые орфоэпические нормы, подкрепленные рифмой (пространства – поддaнство, Индuя – Россия);

сравнения (“Лена, как Нил, народы напояет”);

эпитеты (в полях кровавых, пламенные звуки).

Задание. Составить словарь.

Невтонов — Ньютонов,

раченье (раденье) — старание, усердие;

от недр — из глубин.

К кому обращается автор в первых строках отрывка?

(Кмолодым соотечественникам).

К чему он их призывает?

(К тому, чтобы они доказали, что Россия способна сама выращи­вать своих ученых, а не нанимать их на Западе, как это имело место после смерти Петра.)

(Отечество, благословенны, ободренны, отраду)

IV. Выводы по уроку. Обобщение, подведение итогов, оценка работы учащихся.

-К чему Ломоносов призывает молодых соотечественников ? (К тому, чтобы они доказали, что Россия способна сама выращивать своих учёных, а не нанимать их на Западе, как это имело место после смерти Петра).

V. Домашнее задание.

Выучить отрывок наизусть.

М.В. Ломоносов родился в

а) 1730 б)1711 в)1765

2. Какой университет был основан по инициативе М.В. Ломоносова?

а) Свердловский б) Петербургский В) Московский


Если перечесть все научные титулы Михаила Васильевича Ломоносова, то перед ними померкнут пышные, но надуманные титулы многих правителей. Ведь их величание часто выражалось лишь на словах, тогда как слава Ломоносова реальна и заслужена им по праву. На этом уроке мы поговорим о великом русском поэте и учёном Михаиле Васильевиче Ломоносове; узнаем, чем он прославился; познакомимся с самыми известными его одами.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "М. В. Ломоносов. Личность, судьба. Оды"

Сегодня на уроке мы:

- поговорим о великом русском поэте и учёном Михаиле Васильевиче Ломоносове;

- узнаем, чем он прославился;

- познакомимся с самыми известными его одами.

Если перечесть все научные титулы Михаила Васильевича Ломоносова, то перед ними померкнут пышные, но надуманные титулы многих правителей. Ведь их величание часто выражалось лишь на словах, тогда как слава Ломоносова реальна и заслужена им по праву.


Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог.


Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь.


Открыл наличие атмосферы у планеты Венера.

Статский советник, профессор химии действительный член Санкт-Петербургской Императорской и почётный член Королевской Шведской академий наук.


И это далеко не полный перечень его заслуг перед наукой как русской, так и мировой. Его имя известно всему миру. В честь него названы:

- хребет Ломоносова на Новой Земле;

- горы Ломоносова на острове Эдж архипелага Шпицберген:

- гора Ломоносова (вулкан) на острове Парамушир;

- две горы на южном Сахалине;

- хребет Ломоносова (подводный) в центральной части Ледовитого океана;

- горы Ломоносова в Антарктиде;

- гора Ломоносов (подводная) вблизи Азорских островов;

- течение Ломоносова в центральной части Атлантического океана;

- полуостров Ломоносова на российском Дальнем Востоке

- Ломоносов — ударный кратер на обратной стороне Луны

А сколько ещё населённых пунктов, улиц и площадей в различных городах, пароходов, учебных заведений…


Памятники великому учёному есть в нашей стране и за рубежом.


Родился Михаил Васильевич Ломоносов 19 ноября 1711 года в деревне Денисовка. Его отец Василий Дорофеевич, владел рыболовецкой артелью в несколько судов. Артель давала немалую прибыль, и Василий Дорофеевич числился зажиточным купцом. Кроме того, он был образованным человеком, у него имелась библиотека.

Мать Михаила Ломоносова — Елена Ивановна – была дочерью дьякона. Она научила сына читать и любить книгу, когда Миша был ещё маленьким. Особенно дорожил юноша грамматикой Мелентия Смотрицкого, Псалтирью в стихах Симеона Полоцкого и арифметикой Магницкого.

В 1730 году Ломоносов пешком (с обозом мороженой рыбы) пришел в Москву. Там он поступил в Славяно-греко-латинскую академию — первое высшее учебное заведение в Москве.

Михаил изучал латинский язык, политику, риторику и философию.

В 1735 году в числе лучших Ломоносов был послан в Петербург в академический университет, а в 1736 г. — в Германию. Он учился сначала в Марбургском университете, а затем во Фрейбурге в Школе горного дела у горного советника Иоганна Фридриха Генкеля.

Возвратившись в Россию в 1741 году, Ломоносов получил звание адъюнкта (аспиранта) физического класса Академии наук в Петербурге, а в 1745 г — профессора химии. Ломоносов создаёт химическую лабораторию Академии наук и работает в ней.


Области научных интересов Ломоносова столь обширны, что только перечень их займёт много места и времени. По его инициативе в России созданы производства по изготовлению стекла (в том числе цветного), глазурей, фарфора, причём фарфоровую массу изобрёл тоже он.


Ломоносов занимался изучением атмосферного электричества и силы тяжести. Он создал многие оптические приборы. С их помощью открыл существование атмосферы на Венере. Но, изучая небо, не забывал и Землю: описал её строение, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Написал руководство по металлургии.

Особое внимание уделял изучению Северного морского пути и освоению Сибири.

Я вижу умными очами:

Колумб российский между льдами

Спешит и презирает рок.

Настоящее и прошлое одинаково увлекали великого человека.


Ломоносов выделил в языке три стиля (высокий, средний и низкий) и чётко определил, каким из них должны быть написаны те или иные произведения.


Он много и плодотворно переводил из зарубежной научной и художественной литературы. Ломоносову принадлежит первенство в создании русской научной и технической терминологии. Вот термины, которые он ввёл: зажигательное стекло, земная ось, огнедышащая гора, равновесие тел, удельный вес, магнитная стрелка, опыт, явление, частица, кислота, горизонтальный, вертикальный, пропорция, минус, плюс, диаметр, радиус, квадрат, формула, горизонт и так далее.

Знакомые слова, правда? Все они введены в русский язык Ломоносовым.

Гениальность Ломоносова поистине безгранична. Кроме всего перечисленного, он был ещё и художником. Из сваренного им цветного стекла он создавал картины: им было возрождено утраченное искусство мозаики.


Весной 1765 года Ломоносов простудился и заболел. Простуда перешла в воспаление лёгких, и 15 апреля Михаил Васильевич Ломоносов умер. Ему было 53 года. Он похоронен 19 апреля 1765 года на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Отдав дань памяти Ломоносову как учёному, обратимся к его литературным изысканиям.

Всё же был крупнейшим поэтом-просветителем 18 века. Ломоносов писал поэмы, поэтические послания, трагедии, сатиры. Им создана русская ода.

Ломоносовым было написано около 20 од – больших по объёму, торжественных по изложению произведений. Победы доблестного русского воинства, мудрость и справедливость правителей, красота природы, величие и непостижимость Бога – всё это воспевал поэт в своих одах.

Там всякая взывает плоть:

Велик зиждитель наш господь!

Творец! покрытому мне тьмою

Простри премудрости лучи

И что угодно пред тобою

Всегда творити научи.

Каждый год пышно отмечался день восшествия на престол царствующего монарха. Чтение торжественной оды по этому поводу становилось важным моментом праздника. Ломоносов в своих парадных произведениях не только восхвалял царствующую особу, но уделял достаточно места и иным темам.

Великая Петрова дщерь

Щедроты отчи превышает,

Довольство муз усугубляет

И к счастью отверзает дверь.

Сия тебе единой слава,

Монархиня, принадлежит,

Пространная твоя держава

О как тебе благодарит!

Воспев государственный и военный гений отца императрицы, помянув кроткую доброту матери её, восхищаясь ею самою, Ломоносов с тем же восторгом пишет о величии и красоте Российской земли, её природы:

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течёт.

Где густостью животным тесны

Стоят глубокие леса,

Где в роскоши прохладных теней

На пастве скачущих еленей

Ловящих крик не разгонял.

Но для того, чтобы суметь правильно воспользоваться богатством русской природы, нужны грамотные люди. Нужны те, кто смогут провести корабли по ледяному морю. Те, кто изучат недра земли. Те, кто даст жизнь ныне пустынным местам.

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Этими Платонами и Невтонами станут студенты, изучающие науки во вновь открытых учебных заведениях России, ибо

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут…

Кумиром Ломоносова был Пётр I. Учёный и поэт очень уважал его за труд, благодаря которому Россия стала в один ряд с другими европейскими странами, а во многом и превзошла их. Ломоносов считал себя продолжателем и воплотителем в жизнь великих замыслов Петра Великого.

В различных одах он поминает его заслуги в войне, в политике, в устройстве внутренней жизни России. Но наиболее ярко восхищение Ломоносова Петром можно видеть в надписях, посвящённых статуе Петра I.

Когда он строил град, сносил труды в войнах,

В землях далёких был и странствовал в морях,

Художников сбирал и обучал солдатов,

Домашних побеждал и внешних супостатов;

И словом, се есть Пётр, отечества Отец;

Земное божество Россия почитает,

И столько олтарей пред зраком сим пылает,

Коль много есть ему обязанных сердец.

Надписи создавались в течение четырёх лет. Их пять, и в каждой добавлено что-то новое в описании мудрости и величия царя:

Чудясь делам его, превысшим смертных сил,

Не верили, что он един от смертных был,

Но в жизнь его уже за бога почитали.

Гремящие по всем концам земным победы,

И россов чрез весь свет торжествовавших следы,

Собрание наук, исправленны суды,

Пременное в реках течение воды,

Покрытый флотом понт, среди волн грады новы.

Ломоносов был поистине велик. Любая отрасль производства, науки, образования, литературы, отмечая свой профессиональный праздник, может по праву восхищённо помянуть Михаила Васильевича Ломоносова.


Читайте также: