Конспект занятия 3 класс дифференциация р л

Обновлено: 16.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ШМО УЧИТЕЛЕЙ

специальной (коррекционной) педагогики

«Дифференциация звуков Р-Л.

Свищева Е.М., учитель-логопед

Образовательные – уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков

Р и Л, отработка навыков правильного звукопроизношения, формирование умения дифференцировать звуки Р и Л в устной и письменной речи.

Коррекционно-развивающие – развитие артикуляционной моторики, коррекция недостатков фонематического слуха, формирование фонематического восприятия, развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов со звуками Р и Л

Оборудование:

графические изображения артикуляции звуков Р и Л,

карточки с буквами Р, Л,

карточки с заданиями.

Ход занятия:

I . Организационный момент.

Логопед: - Здрав-ствуй-те! (фонетическая ритмика).

- парная точка по краям крыльев носа;

- точка между нижней губой и верхней линией подбородка;

- парная точка в височных ямках;

- точка на затылочной части головы, чуть выше линии роста волос, в ямке у наружного края трапециевидной мышцы (там, где ощущается углубление);

- точка между наружным слуховым проходом и краем нижнечелюстного сочленения (в области козелка уха);

II . Повторение.

- Мы продолжаем работу по развитию умения различать на слух и при письме согласные:

1. Давайте вспомним, какие бывают звуки

Гласные и согласные

Твёрдые и мягкие

Звонкие и глухие

III . Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы хорошо работать на уроке, сделаем артикуляционную гимнастику:

IV . Уточнение и сравнение артикуляции звуков Р и Л.

- Прослушайте слова и определите, какой звук в них повторяется:

Тулуп, волк, флаг, солдат, палка (звук Л).

Возьмите зеркала, произнесите длительно: Л-Л-Л, наблюдая уклад органов артикуляции.

Рассмотрите положение губ, языка, зубов в зеркале:

Губы открыты. Зубы разомкнуты, кончик языка поднят и упирается за передние зубы, боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, поэтому по краям языка образуются щели, через которые проходит выдыхаемый воздух.

Определите: а) зажав уши ладонями, б) приложив ладонь к шее, участвует ли голос в образовании звука Л? (есть). Голосовые связки работают, горло дрожит, голос есть.

Дайте полную характеристику звука Л: согласный, твёрдый, звонкий.

Поставьте соответствующую букву на наборное полотно.

Произнесите длительно: р-р-р, наблюдая уклад органов артикуляции в зеркале.

Боковые края языка прилегают к коренным зубам, корень языка опущен.

Проверьте: а) зажав уши ладонями, б) приложив ладонь к шее, участвует ли голос в образовании звука Р? (да). Голосовые связки работают, горло дрожит, есть голос.

Дайте полную характеристику звука Р: согласный, твёрдый, звонкий.

Поставьте соответствующую букву на наборное полотно.

V . Дифференциация звуков Р-Л в слогах.

1. Чтение слоговой таблицы.

Задание: прочитайте слоги с ударением на первом, на втором, на третьем слоге.

Логопед называет слог, содержащий парный звонкий или глухой согласный, и бросает мяч ученику. Ученик должен вернуть мяч логопеду, называя слог, содержащий противоположный по звонкости-глухости согласный.

ЗЛО – ЗРО , БРЫ – БЛЫ, ЛАР – РАЛ, ЛУР – РУЛ

ГЛУ – ГРУ, ВРА – ВЛА, ЛОР – РОЛ, РЭЛ – ЛЭР.

VI . Дифференциация звуков Р - Л в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

- Сегодня вы выполните задания, за которые будете получать фишки. Но сами задания вам придётся отыскать в кабинете по карте. У каждого из вас есть карта класса, а на ней отмечены места, где спрятаны задания.

Итак, первое задание.

3.Нужно отобрать карточки с заданным звуком, и сказать в какой части слова находится заданный звук. (раздаётся по две картинки с заданными звуками, дети выполняют задание устно)

На одной из картинок – рыбка. Давайте вспомним стишок про неё.

Физкультминутка.

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка – озорница

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Дыхательные упражнения

А как рыбка дышит в воде? (жабрами) – Вдох нос, выдох-рот.

А без воды рыба дышит ртом. – Вдох – рот, выдох – нос.

- Отыщем следующее задание

4. Слова.

Работа с карточками, нужно вспомнить цвета и записать их название, выделить буквы Л и Р.

5. Словосочетание.

На данных карточках вам нужно дописать слова, изменив их так. Что бы они подходили к первому слову.

- Ищем последнее задание.

6. Предложения.

Вы все знаете скороговорку про Карла и Клару. Сейчас мы её вспомним, зарисуем, проговорим и вы попытаетесь её записать по памяти.

VII . Итог урока.

- До сви-да-ни-я! (фонетическая ритмика).

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 377 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.09.2015 998
  • DOCX 23.1 кбайт
  • 5 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Свищёва Елена Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: Закрепить навыки различения звуков (Р-Л) в слогах, словах, фразах посредством использования логопедических игр.

• Уточнить правильную артикуляцию звуков (Р-Л).

• Обратить на сходство и различие произношение звуков.

• Закрепить правильное произношение звука звуков (Р-Л) в слогах, словах, фразах;

• Совершенствовать грамматический строй речи

• Обогащать словарь ребёнка словами со звуками (Р-Л).

• Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.

• Развивать умение формулировать ответы на вопросы.

• Развивать артикуляционную моторику и зрительное восприятие.

• Развивать внимание, память, логическое мышление,

• Воспитывать желание активно работать на занятии.

• устанавливать эмоциональный контакт;

• Оборудование: логопедический интерактивный стол, две куклы, мяч.

Дадим характеристику этим звукам.

Л: согласный, твёрдый, есть мягкая пара, звонкий, губы в улыбке, язык поднят вверх, язычок не дрожит.

Р: согласный, твёрдый, есть мягкая пара, звонкий, губы в улыбке, язык поднят вверх, язычок дрожит.

В чём сходство и различие этих звуков?

3. Артикуляционная гимнастика.

Слоги: ра, па, мо, ло, лу, ты, во, ры, су, ро, но и т.д.

Будем произносить чистоговорки и сопровождать их движениями рук.

Ла – ла – ла – к нам летит пчела (взмахи руками)

Ло – ло – ло – вместе с той пчелой (обнять себя за плечи)

Лу – лу – лу – полечу на луг (взмахи руками)

Ра – ра – ра – высокая гора (поднять руки вверх)

Ро – ро – ро – новое ведро (показать, как – будто несёшь ведро)

Ру – ру – ру – выдумай игру (моталочки руками)

Ры – ры – ры – много детворы (развести руки в стороны)

Нужно составить из вагончиков со словами предложения.

Ёлочка, горке, стоит, на.

Огромные, у, два, орла, крыла.

Кролик, рысь, убегает, от.

Со, Миша, яблоко, взял, стола.

Произнести словосочетания во множественном числе.

Розовое платье – розовые платья,

10. Пальчиковая гимнастика

Мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту солим, солим.

Мы морковку трём, трём.

Мы капусту жмём, жмём.

Выписать в два столбика слова

Слова: бобё(_), вокза(_), забо(_), кефи(_), кана(_), пена(_), ковё(_).

12. Сегодня мы с Ладой и Ромой столько игр поиграли, и ты на отлично выполнял все задания и твои друзья дарят тебе ручку и ластик, чтобы ты старался и учился хорошо.

- воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.

-формировать положительную мотивацию на занятии.

Оборудование:предметные картинки: русалочка, карп, плотва, карась, ерш, толстолобик, красноперка; картинки со звуками [р] -[л]; раскраска.

Ход занятия

1. Организационный момент

-Сегодня к нам на занятие приплыла Русалочка и приглашает тебя в морское путешествие. Но сначала сделаем гимнастику для язычка, чтобы наш язычок был сильным и четко произносил звуки.

2. Артикуляционная гимнастика

На качелях я качаюсь:

Я до крыши поднимаюсь.

А потом спускаюсь вниз.

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю.

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

К нам лошадка прискакала

Стук копыт мы услыхали.

Вверх поднимем язычок,

И поскачем на лужок.

Язычок широкий, гладкий-

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи, и внутри.

Не болели, чтоб они.

Язык как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

3. Речевая зарядка

Ра-ла-ра- на дворе стоит гора.

Ра-ла-ра- есть у дерева кора.

Ра-ла-ра- у апельсина кожура.

Ра-ла-ра- футбол-спортивная игра.

Помоги Русалочке подобрать нужный слог – ра или ла.

пи… шко… кону… ска…

иг… детво… ды… пасти…

Белый парус - белые паруса

-Русалочка рассказала, как можно превращать одно слово в другое. Попробуй и ты. Заменив в слове звук [л] на звук [р]. Какое новое слово получилось?

Я с Русалочкой вдвоем

Руки в стороны и вверх.

Наклонюсь я вправо-влево.

Вот, что делать я умею.

- Послушай предложения. Добавь в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком [р] или [л].

• Дедушка старый, а внук (молодой) .

• Вчера мне было весело, а сегодня (грустно) .

• Зимой снега много, а весной (мало) .

• Баба Яга злая, а фея (добрая) .

• Суп горячий, а компот (холодный) .

• Снег белый, а уголь (черный) .

• Заяц трусливый, а лев (смелый) .

• Ручеек мелкий, а река (глубокая).

-Помоги Русалочке расселить рыбок по домикам. В голубой домик рыбок в названии которых есть звук [р], в красный- со звуком [л].

Речевой материал: карп, плотва, карась, ерш, толстолобик, красноперка, камбала.

- Русалочка хочет узнать, как ответить на вопрос одним словом. Помоги ей. Отвечай на вопросы, четко произнося звуки [р] -[л].

• Шляпа из соломы какая? - соломенная.

• Юбка в полоску какая? – полосатая.

• Варенье из груш какое? – грушевое.

• Суп из гороха какой? – гороховый.

• Свет от луны какой? – лунный.

• Серьги из серебра какие? – серебряные.

• Цветы на лугу какие? – луговые.

• Компот из фруктов какой? – фруктовый.

• Сок из смородины какой? – смородиновый.

11. Итог занятия.

-Молодец! Ты справился со всеми заданиями. Русалочка дарит тебе наклейку.

Результаты проведенной работы: Занятие прошло успешно, особое внимание привлекла игрушка. Ребенок активно отвечал и выполнял задания. Занятие прошло успешно

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

Цель: дифференциация звуков [Р] и [Л], буквы Р И Л в слогах ,словах, предложениях и связной речи.

Формировать умение дифференцировать звуки Р и Л,
Развивать слуховое и речевое внимание, память, логическое мышление.
Развивать фонематический анализ,

Активизация словарного запаса,
Отработка техники чтения.

  1. Совершенствовать навык самоконтроля на основе сравнения с образцом.
  2. Воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.

Оборудование: предметные картинки с изображением лестницы, флага, зеркала, рабочие детские тетради, классная магнитная доска, логопедические зонды, мяч, графическая схема звуков [Р] и [Л]

I. Организационный момент.

На руке у Ромы рана,
И рукав у Ромы рваный.
Дрался Рома утром рано
У своих ворот с бараном.

Плакала белка – она на балу
Лапки испачкала в желтом мелу.
Милую белочку лось пожалел:
Лапки погладил – и мел облетел.
Белка атласное платье надела

II. Введение в тему.

1. Сравнительная характеристика звуков.

Какие это звуки? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости.).
Давайте, сравним произношение звука [р] и звука [л], в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков).
Р похожа на флажок –
Палочка, на ней кружок (буква Р)
Чтоб испорченную лампу
На другую заменить,
Надо лестницу-стремянку
Принести, установить.
А стоит она в прихожей,
Угадай, на что похожа? (буква Л)

2. Артикуляционная гимнастика.

улыбочка – трубочка , заборчик – трубочка, грибочек, лошадка
вкусное варенье, гармошка, пароход гудит, грибок.

3. Развитие фонематического и слухового восприятия.

Логопед произносит слова, которые содержат звуки [Р] и [Л] ,дети когда слышат звук [Л] поднимают левую руку, [Р]правую руку.
Рыба, лак, ромашка, торт, лук, рысь.

4. Дифферциация звуков в слогах.

Логопед произносит слоговые ряды и бросает детям мяч, дети по очереди повторяют слоги.
ра-ла, ро-ло, ру-лу, ры-лы
ар-ал, ор –ол, ур-ул, ыр -ыл

5. Дифференциация звуков в словах.

5.2. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы Л и Р.
Со.онка
Ка.тина
Бу.очка
Циф.а
К.оун
Г.уша

Цифра, голубой, зеркало, врач, кран, пружина, журнал, пробка, глобус, осел, молоко, эскалатор, крокодил.
Запишите данные слова в тетрадь в три столбика.

7. Составьте словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика.

Солёные клюква
Золотая совет
Крупная рыбка
Протёртая помидоры
Кислая фасоль
Красные смородина
Полезный пузырь
Большой огурцы

8. Физкультминутка с речевым сопровождением.

Поизнеси чистоговорки с разной интонацией
Мы идем на физкультуру
Развивать мускулатуру
* * *
Пела песенку пила
Что березонька бела

9. Составь и напиши предложения, используя данные слова.

портит, деревьев, крот, корни
грома, раздались, раскаты, громкие
Рита, сказки, русские, любит
природы, русской, картины, прекрасны

10. Дифференциация звуков в связанной речи.

Отработка техники чтения с соблюдением всех компонентов речи.
На бульваре познакомились две девочки. Одну звали Лара, другую — Вера.
— Как тебя зовут? — спросила Вера.
— Лала, — ответила Лара.
— Ой, мою куклу тоже зовут Лала! — обрадовалась Вера.
— Да я не Лала, а Лала! — обиделась Лара. На помощь Ларе пришла её бабушка, которая тоже гуляла на бульваре. - Её зовут Лариса, Лара, а не Лала,— объяснила она Вере.— А тебя как зовут?
— Меня зовут Вела,— ответила Вера.
— Вела? Переспросила бабушка

III. Итог занятия.

Какие звуки мы сегодня сравнивали, закрепляли в устной и письменной речи?
Чем похожи звуки?
Чем различаются?

Читайте также: