План конспект открытого урока по скрипке

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока : работа над непрерывным звучанием, без призвуков, задеваний других струн. Качественное ведение смычка, исполнение штрихов. Контроль правой руки.

Задачи урока : Образовательные: совершенствование практических навыков исполнения на инструменте, грамотное прочтение текста, закрепление знаний

Воспитательные: Формирование личностных качеств самообладание, выдержка, целеустремленность

Развивающие: развитие художественного вкуса учащегося, развитие слуха, координации рук и прочих навыков

Педагогические технологии, применяемые на уроке :

- развитие творческого потенциала

Методы применяемые на уроке :

Методы мотивации учебной деятельности: беседа, рассказ, показ на инструменте, изучение текста.

Методы формирования новых умений, направленные на закрепление умений и навыков, создания необходимого по звучанию варианта произведения.

Методы контроля результатов обучения: опрос

Методы стимулирования учебной деятельности: предъявление требований, поощрение, создание атмосферы эмоционального комфорта.

Содержание урока :

Основная часть: теоретическая часть с показом на практической деятельности по работе с репертуаром.

Заключительная часть: подведение итогов, оценка, запись домашнего задания.

Оборудование: 2 скрипки, пюпитр, ноты.

Длительность урока : 40 минут

Ход урока:

1. Организационный этап:

2. Основная часть:

Мы, как художники, должны раскрасить чёрно - белую картину в различные цвета, используя множество оттенков, чтобы картина получилась красивая и производила впечатление, не правда ли?. Правда

Наша пьеса называется "Гавот". Расскажи, что же это значит?.

Ответ: Гавот - (франц. gavotte, от прованс. gavoto, букв. - танец гавотов, жителей области Овернь во Франции) - старинный франц. нар. танец. По-видимому, развился из 2-й части бранля. Вначале был хороводным танцем. Отличит. черты Г. - умеренный темп движения, чётный размер 4/4 или 2/2. начало с затакта в две четверти или половинную длительность, членение по двутактам, завершающимся на сильном времени

А как ты думаешь где музыканты исполняли такие пьесы?

Ответ: на балах, когда танцевали такие танцы, как полька, менуэт, но они по характеру другие.

Аня, посмотри в ноты. Что ты там видишь, что поможет нам сделать красивый звук?

Ответ: здесь есть акценты, штрих стаккато, деташе, два легато

Молодец, давай попробуем показать эти штрихи на примере гаммы, заодно разыграемся.

Гамма соль мажор на две октавы.

А) играем штрих деташе, от колодки до верхушки смычка, следим за его правильным ведением, смычок на бочок не ложить, мезинец круглый, большой палец согнут, не задеваем соседние струны.

Б) штрих два легато. Ведение смычка от колодки до верхушки. Ведение должно быть не прерывным, как будто бежит ручеек. При этом надо следить за чем? Ответ: круглый мезинец, смычек наклонен от себя, большой палец согнут, не цеплять лишние звуки.

Аня очень внимательно следит за поставленными задачами.

В) Аня, давай сыграем штрих стоккато. Какой он должен быть? Ответ: небольшим количеством смычка, в его середине и остреньким, как будто я укололась иголочкой.

Далее идет штрих два стоккато, по такому же принципу.

Г) А теперь на этой же гамме мы сыграем акцент. Он играется как деташе, полным смычком, но начало у него торжественное и плотное, в начале ноты смычек нужно посильнее прижать и страться его не отпускать. Сейчас не торопись, старайся следить за смычком.

Аня делает при этом я проверяю, что бы ее правая рука не поджималась в плече, и пальцы лежали на смычке правильно.

Молодец. Заметила ли ты небольшие ошибки? (Анализируем ошибки)

Молодец! Теперь давай начнем играть саму пьесу. (Аня проигрывает пьесу от начала до конца. Далее мы начинаем подробную работу)

Аня, как ты думаешь получилось у тебя сыграть мазурку весело и задорно?

Аня отвечает: начало было не такое веселое, потому что я плохо поставила смычок. Заболтала восьмые, (показывает в нотах где именно. Мы выделяем это место)

Берем каждую цифру и начинаем отрабатывать ее отдельно, при этом следим за правой рукой, т. к. от нее и зависит качество звукоизвлечения. Лишний призвук или не хватка веса правой руки, влияет на качество звука.

Так же в целях закрепления прорабатываем отрывок в 1- ой цифре. Чаще всего он звучит не четко. Это делается с помощью различных штрихов: пунктир, 2 легато 2 отдельно, 1 деташе и 3 легато. Проигрываем так, как написано в нотах.

И далее до конца произведения:

- работаем по фразам над интонацией, красивым звуком, без задеваний струн и заваливания смычка на бочок.

- проговариваем, как развивается и меняется эмоциональный характер пьесы;

- работаем над фразами. Чтобы не было дробления внутри фразы, сначала проговариваем текст вслух с выражением, стремлением, развитием, нужным настроением, затем пропеваем и пытаемся сыграть мелодическую фразу на инструменте;

- затем, поработав отдельно над каждой фразой, объединяем их в более крупное музыкальное полотно, где происходит более общее музыкальное развитие;

- параллельно происходит работа над ошибками, если они имеются в тексте.

Аня, давай уделим внимание 4-ой цифре. Здесь у нас какой идет штрих?

Ответ: стоккато залегованное.

Давай сделаем его так, как будто ты укололась иголочкой два раза. Острое начало и нота по звучанию не долгая. (Отрабатываем, следим, что бы на вторую ноту острота звучания не терялась.)

Молодец, теперь соединим со следующим тактом.

Ты устала? Давай немного отдохнем.

Упражнения на отдых мышц

Важно, чтобы рука была в естественном положении.

-контрольное проигрывание учащимся.

(Аня играет пьесу с новыми знаниями, ощущениями, навыками, полученными на уроке)

3. Подведение итогов, запись домашнего задания

Аня, скажи, что тебе понравилось и не понравилось?

Ответ: Мне понравилось, то что я сыграла ее легко. У меня получилось это место, в котором я всегда путалась.

Ты задевала лишние звуки? – нет, если только вот здесь (показывает в первой цифре и в третьей)

Соблюдала ли ты динамику? - да, но в конце я немного сыграла тихо.

Дома, тебе надо все пройденное на уроке закрепить, главное следить за правой рукой, а именно за мизинцем правой руки, большим пальцем и опущенным плечом. Старайся не играть фальшивых нот. И играй все весело, и легко.

Запись домашнего задания в дневник, оценка за работу на уроке 5.

Вид урока : Индивидуальное занятие в исполнительском классе.

Цель урока : Освоение характерных художественно-выразительных особенностей каждой пьесы посредством технических приемов исполнения: штрих легато на одной струне, на двух струнах, чередование струн на легато.

Обоснование цели : Формирование общей культуры, всесторонне развитой личности посредством исполнительской деятельности, формирование творческой музыкальной индивидуальности, приобщения к музыкальному искусству.

2. Провести работу над формой произведений (ощущение фразировки и динамики);

3. Провести работу над интонированием, качеством звукоизвлечения в совместной ансамблевой игре с аккомпаниатором.

4. Домашнее задание: достигать выразительности путем мягкой атаки звука, равномерного ведения и распределения смычка.

Методическое обеспечение (оборудование): скрипка, смычок, фортепиано, канифоль, записи исполняемых пьес в формате мп3, мп3 проигрыватель, нотный материал: партитура, партия для инструмента.

Содержание (ход урока):

Настройка инструмента- -2 мин.

2. Проверка домашнего задания - 8 мин.

3. Освоение нового материала - 20 мин.

(тщательная работа над поставленными задачами урока)

4. Закрепление - 7 мин.

5. Домашнее задание - 5 мин.

Сложная природа процесса формирования скрипача, развитие его исполнительского мастерства предполагает комплексный подход к тем трудностям, которые возникают на разных этапах развития учащегося. Поэтому педагогу постоянно приходиться следить за тем, чтобы ученик освоил наиболее рациональную с точки зрения его индивидуальных способностей, постановку как левой, так и правой руки, чтобы у ученика вырабатывалось интонационная ориентация и ритмическое чувство, чтобы он овладел основами звукоизвлечения, строением музыкальной фразы и доступной его пониманию выразительности интерпретации.

2.2. Анализ ошибок и положительных моментов в исполнении. Прослушивание пьес в исполнении педагога и аккомпаниатора. В обсуждении участвуют дети, аккомпаниатор и преподаватель.

3.1. Освоение нового материала.

Штрихи в скрипичном исполнительстве обладают самыми богатыми выразительными возможностями. С помощью разных штрихов скрипач может предавать замысел композитора. Необходимо познакомить ученика со штрихами стаккато и легато, но основное внимание на данном уроке уделяется штриху легато.

Легато - плавно, связно.

Стаккато – коротко, отрывисто.

3.2. Три вида легато:

3.2. Работа над формой произведений. Определение кульминаций и движения музыки к ним, подкрепленное динамикой.

3.3. Работа над интонированием. В сопровождении аккомпаниатора при игре песенок следует опираться на интонацию октав, квинт, кварт; терцовые созвучия пристраивать к звучанию этих ступеней.

Закрепляем новую тему: Даша, мы сегодня познакомились близко со штрихом легато. Теперь ты знаешь разницу между легато и стаккато.

Послушай стих и скажи, всё ли правильно?

Лодка плавает легато.

Зайчик прыгает стаккато.

Мишка ходит нон легато.

Верно говорю, ребята?

Дятел долбит сук легато.

Самолет летит стаккато.

Нон легато плывет рыбка.

Здесь, по-моему, ошибка.

Лебедь плавает легато.

Скачет воробей стаккато.

Слон шагает нон легато.

Как вы ходите, ребята?

— Ходим мы и нон легато,

И легато, и стаккато.

Словом, можем так и сяк,

Проигрывание двух пьес от начала до конца, как на концерте. В этом пункте работы производится коллективный анализ исполнения.

Педагог на примере собственной игры показывает ученику несколько примеров качественного звукоизвлечения и некачественного.

4. Домашнее задание .

Оформление нового материала в копилку знаний, закрепление новых пьесок и упражнений: попросить, чтобы ребенок нарисовал лодочку, которая плывёт на легато.

Похвалить ученицу за любознательность, целеустремленность.

По окончании урока ученица должна сформулировать план домашней работы над каждым произведением. Еще раз обратить внимание на качество звукоизвлечения в кантилене и штриховой технике, а также на динамику.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

КОММУНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ШКОЛА ИСКУССТВ № 7 Г. ДОНЕЦКА

Работа над гаммами и этюдами- основа технического развития учащихся в классе скрипки

План-конспект открытого урока

отдела (класс скрипки)

ШИ № 7 г. Донецка

Головко Натальи Александровны

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Дата 07.10.2020 г

Ф.И. учащегося Мохова Ева и Юрьева Елизавета

Класс, инструмент 5 класс и 6 класс (скрипка)

Преподаватель Головко Наталья Александровна

Работа над гаммами и этюдами- основа технического развития учащихся в классе скрипки.

а) учебная- сделать процесс изучения гамм и этюдов эффективным и рациональным.

б) воспитательная – проявлять упорство и настойчивость в занятиях, силу характера, умение преодолевать себя, добиваться результатов.

Тип урока: тематический

1. Вступление. Необходимость и важность изучения гамм и этюдов в струнном классе.

2. Основная часть. Работа над гаммами и этюдами- основа технического развития учащихся в классе скрипки.

Следует помнить, что многие основы будущей скрипичной техники закладываются на первоначальном этапе обучения. При освоении правильной постановки обеих рук возможно владение всем комплексом элементов техники смычка, левой руки и их взаимодействие. Если учащийся привык к чрезмерному давлению пальцев на гриф, то в дальнейшем это может вызвать проблемы с такими видами техники левой руки как переходы в позиции и исполнение хроматических последовательностей. Что касается правой руки, то следует внимательно контролировать место смычка на струне. У каждого штриха оно очень точно и конкретно. Выбор частей смычка связан с удобством исполнения штрихов. Следует добиваться одинакового характера звучания на разных струнах, не допуская точка в момент смены струн.

Гамма Соль мажор в две октавы (терции). Очень интересный способ исполнять гамму. От каждой ступени гаммы строится терция вверх. Можно пробовать с учащимися 2 класса. Вначале называем ноты, затем пробуем играть. Очень важно знать какая терция получается – большая или малая, чему соответствует определенная постановка пальцев на грифе. Кроме того ученик слышит звучание терций: б.3 – мажор, м. 3 – минор. Можно начинать с диапазона в одну октаву, затем довести до двух октав. Вначале учим деташе, затем по мере ускорения темпа, легато по 2, 4, 8, 16 нот на один смычок. Умение играть терции переносим на этюды. Часто на основе терций можно увидеть этюды Ф. Мазаса, в частности № 15 Соль мажор. Текст этюда построен на основе гаммы Соль мажор (терциями). Меняются только штрихи и тональности (отклонение в Си бемоль мажор и т. д.). Такая предварительная подготовка очень важна, если педагог планирует исполнять Рондо Й. Гайдна. Терцовые последовательности встречаются в произведениях старинных композиторов, в Сонатах Г. Генделя и концертах А. Вивальди.

Гамма Соль мажор (секундами) изучается после терций, т. к. в принципе это почти одно и тоже (при исполнении секунд есть скрытые терции).

Затем умение бегло играть секунды учащийся может использовать в исполнении Прелюдии Г. Генделя. Кроме того закрепляются знания по теории музыки о строении интервалов. М. 2 – содержит полутон, Б. 2 – целый тон. На скрипке эти понятия весьма точные: пальцы ставятся либо вместе, либо отдельно. И если предложить ученику называть гамму терциями или секундами, то это довольно занимательное упражнение для ума, особенно в быстром темпе. При движении вверх секунды нисходящие, при движении вниз- восходящие.

А. Комаровский Этюд № 45 ( G - dur )

Ф. Вольфарт Этюд № 45 ( D - dur )

А. Комаровский Этюд № 49 ( D - dur ).

Этюд написан в форме рондо. Сразу следует обратить внимание учащегося на задачи, стоящие перед ним. В правой руке – это исполнение ассиметричного штриха - Очень важно на одну ноту отдельно и 2 легато давать одинаковое количество смычка, то есть начинаем с середины смычка и туда же должны вернуться. Следует использовать различную скорость ведения смычка. Вниз - скорее, вверх –медленнее. Кроме того в каждой первой ноте триоли заключена мелодическая линия, которую следует выделять указательным пальцем правой руки, выстраивая фразу по направлению движения. Задачи для левой руки состоят в том, чтобы переключаться с диезов на бемоли, меняя расположение пальцев при отклонении в B - dur . Есть эпизоды со скрытыми хроматизмами, которые требуют обостренного внимания к интонации.

Г. Кайзер Этюд № 38 ( h - moll ).

К. Мострас Этюд № 52 ( D - dur )

В этюдах этот номер предполагает изучение 4 позиции, но крайне редко используется по назначению. На материале этого этюда можно отрабатывать переходы в 3 и 4 позиции, изменив аппликатуру. Кроме того, каждые новые две строчки исполняются другим штрихом. То есть внимание переключается на правую руку. Очень полезный методический материал.

A Вольфарт Этюд № 8 ( D - dur )

Заключительный этюд, особенно для восстановления исполнительской формы после лета для учащихся 3,4 классов. Переходы во время звучания пустой струны, восстановление аппликатуры 3 позиции – все это делает этюд ценным методическим материалом. Вначале учим деташе, чисто интонируя особенно диезы, ведем анализ текста, находим тоническое трезвучие везде, где оно есть. Затем сдвигаем темп, и можно пробовать легато вначале по 4, потом по 8. Тут очень важным является соединение струн без толчков, очень плавное, где сближаются плоскости струн. Этот принцип изучения этюдов можно использовать на протяжении всего периода обучения.

Работа над техникой в гаммах и этюдах требует постоянного внимания со стороны педагога. Необходимо насколько возможно разнообразить формы и методы этой работы. Гаммы необходимо изучать различными штрихами. Можно при игре трехоктавных гамм, изучение штрихов проводить на гамме в две октавы, сократив диапазон и количество переходов. Для изучения различных типов переходов и сочетаний разных пальцев можно использовать однооктавные гаммы на одной струне. Следует начинать с одного пальца, но меняя позицию (1,2,3 и т. д.), можно менять пальцы, с которых начинается гамма, используя самые неудобные – 3 и 4. Не стоит игнорировать гаммы терциями и секундами, расширяя их диапазон с помощью позиций. Над каким бы техническим приемом не работали, педагогу следует выстраивать тактику работы на перспективу.

1. Отработка приема на простых упражнениях

2. Этот прием вводится в гамму

3. Этюд(ы) на данный вид техники

4. Пьеса или фрагмент концерта, в котором следует продемонстрировать владение данным приемом игры.

Используя упражнения в гаммах и этюдах в качестве средства совершенствования исполнительской формы, необходимо понимать, что эта работав равной мере должна служить развитию художественного мышления и навыков выразительной игры. В первую очередь это совершенствование звукового материала. Этюды следует подбирать, руководствуясь не только технической целесообразностью, но и яркостью и выразительностью текстового материала.

Список использованной литературы:

Цель урока: работ а над непрерывным зву чанием, без приз вуков, задеван ий других струн.

Качественное ведени е смычка, исполнени е штрихов. К онтроль правой руки.

Задачи урока: Об разовательные: сов ершенствование практи ческих навыков исполнения на

инструменте, грамотное прочтени е текста, закрепл ение знаний

Воспитательные: Формирование личностны х каче ств самообладание, выд ержка,

Развивающие: разв итие художественн ого вкуса уч ащегося, развитие слу ха, координации ру к и

Методы мотивации учебной деятельнос ти : беседа, рассказ, пок аз на инструменте, изу чение текста.

Методы формиров ания новых у мений, направленн ые на закрепление у мений и навыков, соз дания

Методы стиму лирования учебной деятельности : предъявлени е требований, п оощрение, создани е

Организационный э тап: приветствие, сооб щении о цели о ходе у рока

Основная часть: т еоретическая ч асть с показом на практической д еятельности по работе с

Заключительная ч асть: подведение ито гов, оцен ка, запись домашнег о задания.

Сегодня мы пров одим открытый урок п о специальности в классе скрипки с учени цей «Детской

сыграть эту пьесу на концерте? Достаточно ли только хоро шо знать текст муз ыкального

Мы, как ху дожники, должны р аскрасить чёрно - белую картину в разли чные цвета, испол ьзуя

множество оттенков, ч тобы картина полу чилась красив ая и производила впечатление, не правд а

Наша пьеса назыв ается "Мазу рка ". Расскажи, что же это з начит .

Ответ: Мазурка - это польский наро дный танец, который игр ается быстро с акцентами. Она

А как ты думаешь где музыканты исполняли такие пьесы?

Ответ: на балах, когда деву шки одевали пышные п латья, так же еще танцева ли такие танцы, как

Даша посмотри в нот ы. Что ты там видишь , что поможет н ам сделать красивый зву к?

Ответ: здесь есть а кценты, штрих сто ккато, деташе, два легато

Молодец, давай поп робуем показать э ти штрихи на примере гаммы, зао дно разыграемся.

А) играем штрих деташе, от колодки д о верхушки смычка, следим за его пра вильным ведением,

смычок на бочо к не ложить, мезинец круглый, большой пал ец согнут, не зад еваем соседние

Б) штрих два легато . Ведение смычк а от колодки до в ерхушки. Ведение дол жно быть не

прерывным, как бу дто бежит руч еек. При это Даша надо следить за чем? От вет: круглый м езинец,

смычек наклонен от с ебя, большой п алец согнут, не цепля ть лишние зву ки.

Даша очень внимате льно следит за по ставленными задачами.

В) Даша давай сы граем штрих сток като. Какой он д олжен быть? Ответ: не большим колич еством

смычка, в его сере дине и остреньким, как будто я у кололась иголочк ой.

Далее идет штрих два стоккато, по т акому же при нципу.

Г) А теперь на этой же гамме мы сыграем а кцент. Он и грается как деташе, полн ым смычком, но

начало у него тор жественное и плот ное, в начале ноты смыче к нужно поси льнее при жать и

страться его не отп ускать. Сейчас не тор опись, ста райся следить за смычко м.

Даша делает при этом я проверяю, что б ы ее правая рука не поджимала сь в плече, и пальц ы

Молодец. Заметила ли т ы неболь шие ошибки? (Ан ализируем ошибки )

Молодец! Теперь давай начнем играть саму пьесу. (Даша прои грывает пьесу от н ачала до конца,

вместе с концертмей стером. Далее мы начинаем п одробную работу )

Даша, как ты ду маешь получ илось у тебя сыграть мазурку в есело и задорно?

Даша отвечает: начал о было не такое вес елое, потому что я плохо постав ила смычок. Заболтала

восьмые, (показыв ает в нотах где именно. Мы выд еляем это место)

Далее начинается раб ота без конце ртмейстера. Бер ем каждую цифру и начинаем отра батывать ее

отдельно, при этом следим за прав ой рукой, т.к. от нее и з ависит качество з вукоизвлечени я.

Лишний призв ук или не хватка веса правой руки, влияет на кач ество зву ка.

Так же в целях за крепления прорабатываем отрыво к в 1 - ой цифре. Чащ е всего он зву чит не четко.

Это делается с пом ощью различных штри хов: пунк тир, 2 легато 2 отдельно , 1 деташе и 3 л егато.

- работаем по фр азам над интонаци ей, красивым зву ком, без задеваний стру н и заваливания

- проговарив аем, как развив ается и меняется эмоцион альный характер пь есы;

- работаем над фразами. Чтобы не было др обления вну три фразы, сначала проговариваем текст

вслух с выражением, стр емлением, разв итием, нуж ным настроением, затем пропеваем и пыт аемся

- затем , поработав отдельно над каждой фразой, объединяем и х в более кру пное музыкальное

полотно, где проис ходит более общее му зыкальное разв итие;

- параллельно проис ходит работа н ад ошибками , если они и меются в тек сте.

Даша, давай уде лим внимание 4 - ой цифре. Здесь у нас какой идет штрих?

Давай сделаем ег о так, как будто ты у кололась иго лочкой два раза. Остр ое начало и нота п о

звуч анию не долгая. ( Отрабатыва ем, следим, что б ы на вторую ноту острота зву чания не


с учащимся 1 класса Аблялимовым Асаном

Составила: преподаватель Босси Севиль Умеровна

Задачи урока:

Поиск средств и приёмов для эффективного музыкально-слухового и творческого развития начинающего скрипача.

Формировать умения и навыки игры на скрипке ,приобщение к музыкальному искусству. формирование творческой музыкальной индивидуальности.

Традиционный, индивидуальное занятие.

2. Вступительное слово.

Методическое обеспечение (оборудование): скрипка, смычок, фортепиано, канифоль, нотный материал: партитура, партия для инструмента.

Методические рекомендации:

Наверное, ни для кого не секрет, что детские музыкальные школы в последнее время испытывают трудности с набором.

У этого факта есть несколько причин:

- снижение интереса к классической музыке,

- компьютерная зависимость детей.

Поэтому в музыкальную школу принимают абсолютно всех подряд, желающих обучаться.

Перед педагогами-музыкантами стоит нелёгкая задача: сделать так, чтобы процесс обучения игры на скрипке был интересным и увлекательным, чтобы активизировать детей к дальнейшим занятиям. Начальный этап в обучении является определяющим для дальнейшего роста юного музыканта, поэтому ему нужно уделить особое внимание.

Способов и методов работы с маленькими детьми очень много, и выбор их зависит от изобретательности педагога и возможности ребёнка.

Вспоминаем название частей скрипки и смычка, учитель называет, ученик показывает, где именно они находятся. Вспоминаем название струн, повторяем нотную грамоту.

Необходимо помнить, что степень нажима смычка пальцами во время звукоизвлечения неодинакова. У колодки нажим должен быть несколько меньше (в силу большего веса смычка), к концу смычка его естественное давление убывает и тут необходима коррекция.

Спектр лучших качеств скрипки включает в себя следующие характеристики:

Педагог может контролировать развитие слуха через пение. Также может через пение закладывать нужную информацию о музыке: чистоте интонации, чтение нот, постановке ритма, фразировке.

Каждое упражнение делаем несколько раз. Стараюсь, чтобы ребёнок запомнил их названия, тогда дома ему будет легко всё вспомнить и повторить.

Постараться вспомнить все упражнения, которые мы делали в классе, особенно для освобождения игрового аппарата. Обязательно пропевать все песенки, словами и нотами.

При игре смычком следить за ведением смычка, слушать, как он играет.

В процессе занятий обучения игре на скрипке в неразрывном единстве решаются общеразвивающие, обучающие, воспитательные задачи развития ребёнка на начальном этапе. Здесь учитываются его возрастные особенности. Такие комбинированные уроки способствуют развитию игровых навыков, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкально-ритмических движений.

Читайте также: