Конспект урока по литературе 6 класс чехов толстый и тонкий с презентацией

Обновлено: 07.07.2024

I Организационный момент

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления)

Какие вопросы вызвали восхищение, затруднение?

Предположите, почему тонкий навьючен чемоданами?

Почему изменилось поведение тонкого?

Как вы считаете, над чем смеется А.П.Чехов?

Где встретились два приятеля?

Как звали жену и сына тонкого?

До какого звания дослужился толстый?

1.Работа над заглавием.

Какой прием создания комического обнаруживается в названии рассказа?

(создание комической пары, антитеза)

2. Работа над содержанием произведения и составление таблицы.

1. Пахло хересом, губы лоснились, как вишни

2. Довольный жизнью, самостоятельный, уверенный

3. Говорит мало, уверенно.

2. Неуверенный в себе, суетливый.

3. Многословен, речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи, повторяемость речи.

V. Рефлексия

Написание сочинение – миниатюры о встрече двух приятелей от имени толстого (тонкого). (Вариант – устное сочинение).

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель , что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат ? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?

Перед вами венгерский кроссворд (филворд). Найдите все зашифрованные слова. Подумайте, что их объединяет? (Приложение 1)

Вспомним некоторые факты биографии писателя, знакомые вам. Какие слова удалось расшифровать в буквенном квадрате?.( чехов, ялта, псевдоним, юмор, сахалин, таганрог, врач, чехонте, мелихово). Какое из слов является ключевым, обозначающим тему всего квадрата? (Чехов).

Какую связь эти слова имеют с жизнью и творчеством Чехова?

( ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1 по проверке домашнего задания).

2. Анализ текста до чтения.

3. Анализ текста во время чтения.

4. Работа с текстом после чтения

– В этом году весь мир праздновал 150-летие со дня рождения великого русского писателя А.П.Чехова. И нам, русским людям, конечно, нужно знать Чехова, читать и понимать. Может быть, тогда мы сумеем избежать каких – то ошибок, не совершим поступки, за которые будет стыдно.

А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха; словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову.

  • короткое вступление
  • нет подробного описания пейзажа, портрета
  • яркие художественные детали
  • основа рассказа – диалог

Вернемся к нашему венгерскому кроссворду. Одно слово из квадрата поможет нам перейти к теме урока – юмор.

(3 слайд ) Изображение: Толстый и тонкий.

Посмотрите на эту иллюстрации, как вы думаете, как может называться рассказ?

О ком или о чем может идти речь в рассказе? Давайте предположим, каким будет содержание рассказа А.П. Чехова? Предположите, с какой целью написан рассказ?

Сегодня, анализируя рассказ “толстый и тонкий” постараемся понять ёмкость чеховской детали, её удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст, то есть заглянем в мастерскую писателя.

– Допустим, вы ставите спектакль по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев. Каким, по – вашему, должен быть Толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.
– Представьте теперь Тонкого, который только что вышел из вагона. Составьте его словесный портрет.– Чехов делает нас соавторами, мы включаем в работу своё воображение. Что же это означает?
(Герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешанный чемоданами, коробками, он жалок.)
– Какой композиционный приём использует чехов, рисуя героев? (Антитеза.)
– Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и богатый.)

1.Работа со словарем

Рассмотрите словари (приложение 3)

Словарик (на каждой парте):

херес - сорт дорогого вина;

флёрдоранж - цветочный одеколон;

лютеранка - исповедует веру, распространённую в Германии;

Герострат - житель древнегреческого города Эфеса, сжёгший храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки;

Эфиальт - (предатель) — сын Эвридема, изменнически указавший персам обход в Фермопильском ущелье;

коллежский асессор - один из младших рангов чиновников;

статский советник - ранг чиновника среднего звена;

тайный советник - один из высших рангов чиновников, соответствующий генералу в армии.

2. Выразительное чтение эпизода

– А теперь давайте подслушаем разговор наших героев.
(“Ну как живёшь, друг. Две звезды имею”.)
– Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника.

Обратите внимание на “Табель о рангах” , существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор.

Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников.

– В начале урока мы предположили, как могут выглядеть герои.

Совпало ли наше представление с авторским?

– Описывает ли Чехов внешность героев? Как, с помощью чего?
– Какие детали здесь, на ваш взгляд, наиболее значительные?

3) Работа с таблицей (по 2-й части).

“Толстый” во 2-ой части рассказа

“Тонкий” во 2-ой части рассказа

1. Глаголы внутреннего состояния героев.

2. Мимика, жесты, поза.

3. Знаки препинания в конце предложений.

4. Обращение героев друг к другу.

– Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части?
– Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
– С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?
– Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?
Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”?
(Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С.)
– А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения?
(Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.)
– Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? ( Почтительной кислоты.)
– Как вы понимаете это словосочетание?
– Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?
– А какие в конце слов тонкого? Почему?
(Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.)
– Как обращаются друг к другу герои?
– Что особенно изумляет в составленной вами таблице?

“Толстый” во 2-ой части рассказа

“Тонкий” во 2-ой части рассказа.

1. Глаголы внутреннего состояния героев.

“Захихикал”, “приятно ошеломлён”.

2. Мимика, жесты, поза..

“Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры”.

“Сам он съёжился, сгорбился, сузился”.

“…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты”

3. Знаки препинания в конце предложений.

4. Обращение героев друг к другу.

“Мы с тобой друзья”

“..ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с”

Какое качество характера осуждает автор? Давайте проверим, правы ли мы? Заполнив кроссворд, получим ответ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого урока литературы в 6 классе

( с применением метода проектов)

Тип урока: Урок изучения художественного произведения.

дать представление учащимся о личности и творчестве А.П.Чехова, помочь шестиклассникам выяснить особенности стиля мастера слова, детали подтекста, помогающие понять разоблачение подхалимства и угодничества;

способствовать нравственному становлению личности.

презентация к рассказу;

Структура и содержание урока.

Орг. момент. Сообщаю тему и цель урока.

- На столах лежат отрывки из текстов рассказов А.П.Чехова

– Какие приметы позволили вам определить данные отрывки к произведениям А.П.Чехова.

Начнём с заглавия.

- Что должно отражать заглавие?

- Тему или основную мысль произведения.

- Верно. По мнению Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения, оно должно быть простым, ясным, кратким.

2. Вы знакомы с понятием композиция рассказа.

Каковы основные элементы композиции?

Завязка, кульминация, развязка.

3. Как вводит нас Чехов в мир своего рассказа.

4. Чего больше в рассказе Чехова: повествования, описания, диалога?

- В чём особенность диалогов в рассказе?

Только ли они двигают вперёд сюжет?

- Диалоги представляют героев рассказа.

5. Допустим, вы ставите спектакль по этому рассказу и подбираете актёров на роли героев. Каким, по-вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.

- О чём эта деталь говорит? (Всего одна-две детали – и перед нами состоятельный, богатый человек, довольный жизнью).

Какие детали здесь, на ваш взгляд, наиболее значительные?

Дети отмечают, что тонкий навьючен: значит, герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешенный чемоданами, узлами, картонками, он жалок. И пахнет от него не дорогим вином, а кофейной гущей.

- Какой приём использовал Чехов, рисуя героев?

Найдём синонимы этому противопоставлению, антитезе?

- Богатый и бедный.

- Чтение диалога при встрече бывших школьных друзей.

- Как писатель передаёт радость этой встречи?

(У толстого короткие предложения с обилием разговорной лексики, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; у тонкого тоже обилие кратких восклицательных предложений, которые передают его чувства). Искренни ли эти чувства? Как Чехов даёт нам это понять?

- Чтение речи тонкого.

- Чтение ответа толстого.

- Что мы узнаём о его положении в обществе? Как, по-вашему, отвечает он на вопросы тонкого? Высокомерно? Просто?

- Расскажите, что мог чувствовать тонкий, услышав о звании толстого? Опишите, как изменился при этом тонкий: его поведение, поза, внешность?

Тонкий теряет дар речи, униженно хихикает, сразу же в его речи появляется раболепно-почтительное –с. Он пытается выражаться красиво, торжественно.

7. В чём своеобразие чеховской фразы?

- Предложения сложные? Простые?

- Много ли эпитетов?

- Любимая часть речи?

П р е з е н т а ц и я учащихся.

Как язык рассказа помогает понять идею произведения?

Почему Чехов избегает эпитетов, красивых сравнений?

- Очень неприязненно выглядит подхалимство и угодничество. Поэтому простые обыденные слова, простые предложения.

2. Чехову была свойственна такая черта характера, как чувство юмора.

- Какие же человеческие качества высмеивает Чехов?

- Угодничество, готовность унижаться. Глупость, трусость, неискренность, чинопочитание.

Цель урока: 21.12.2016г. учащиеся 6А класса определили главное художественное средство, на основе которого строится рассказ, и его функцию в рассказе в ходе комплексного анализа текста.

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку

Здравствуйте, мои дорогие ребята! Сегодня чудесный день! Я рада приветствовать вас на уроке!

А ведь приветствовать друг друга можно по-разному!

Поздоровайтесь со мной в стиле молодежной среды!

По-английски!

А в стиле 19 века!

Gutten Morgen!

Здравствуйте, сударыня!

Приветствие учителя, настрой на работу

2.Постановка цели урока

Введение в урок, целеполагание

Организация диалога с обучающимися, формирование некоторых задач урока

Я хотела написать на доске тему урока, но не успела! Помогите мне ее восстановить! Изображение чего на картинке? Как это изображение связано с произведением? Зачем появились изображения разных дорог? Попробуйте сформулировать тему урока!

Как думаете, о чем говорит завершающий знак препинания в теме? На какой лад настраивает читателя?

Высказывание предположений и гипотез обучающимися

Вокзал - это место действия. Это стечение жизненных и реальных дорог героев.

Наверное, предполагается, что читатель додумает сам ситуацию до конца и сделает собственные выводы.

3.По следам домашних заданий

Создание ситуации успеха

Где встретились старые приятели?

Чем пахло от толстого?

Чем пахло от тонкого?

Что мастерит для продажи тонкий?

Как зовут тонкого?

Как зовут толстого?

Как зовут сына тонкого?

Кто по вероисповеданию жена тонкого?

Кто сегодня молодец? Кто доволен своей работой? Нарисуйте радостный смайлик на полях!

Индивидуальная работа в парах.

Необходимо заполнить таблицу, ответив на вопросы, используя цитаты из текста.

Откуда появился

Какими деталями рисует автор его портрет?

Чем от него пахнет?

Флёрдоранж – напиток, настой или духи из цветков апельсина.

Херес – лучшее вино Испании.

Вывод в таблице

(делают учащиеся под руководством учителя)

Индивидуальная работа в парах

Необходимо заполнить таблицу, ответив на вопросы, используя цитаты из текста.

Как появляется тонкий?

Какими деталями рисует автор его портрет?

3. Чем от него пахнет?

Вывод в таблице

(делают учащиеся под руководством учителя)

Обучающиеся в тетрадях отвечают на вопросы учителя письменно, затем обмениваются ими и осуществляют взаимопроверку по заданным параметрам.

Флёдоранжем и хересом

Ветчиной и кофейной гущей

«Пахло от него хересом и флёрдоранжем

Херес и флёрдоранж могли позволить себе только богатые люди. Толстый – самостоятельный, довольный жизнью, богатый человек. От него веет достатком. Он – олицетворение успеха.

Навьючен, словно животное, ведь у него нет денег, чтобы оплатить услуги носильщика. Пахнет от него дешёвой колбасой и много раз заваренным кофе. Тонкий – бедный, загнанный жизнью человек, который боится признаться в этом даже саму себе. От него веет бедностью и неустроенностью. Он неудачник

Исследование условий учебной задачи, осуществление взаимоконтроля

Исследование условий учебной задачи, осуществление контроля работы одноклассников

Создание проблемной ситуации

Организация диалога обучающимися с помощью эвристической беседы по тексту

О каких успехах и достижениях рассказывает тонкий? Чем хвастается? С каким чувством об этом говорит? Докажите текстом

Оцените его достижения.

(делают учащиеся под руководством учителя)

Организация диалога обучающимися с помощью эвристической беседы по тексту

О чем не очень охотно рассказывает толстый?

Оцените его достижения.

(делают учащиеся под руководством учителя)

Решение учебной задачи обучающимися (анализ предложенного материала)

Вывод: тонкий - неуверенный в себе человек. Достижения его сомнительны. Гордиться особо нечем. Однако ему кажется, что жизнь удалась.

Вывод: толстому есть, чем гордиться. Он по-настоящему успешен. Однако не кичится этим, а воспринимает как нечто само собой разумеющееся.

Введение в тему урока

Организация диалога с обучающимися с помощью эвристической беседы

Кто первый бросился к другу?

Как меняется отношение тонкого, когда он узнает об успехах толстого?

Какова реакция толстого на такое преображение? Почему?

Разделяете ли вы его чувства? Почему?

Почему герои не называются по именам, хотя мы с самого начала знаем, как их зовут?

Постановка проблемного вопроса

Окиньте взглядом ваши записи в тетради и подумайте, какое художественное средство лежит в основе произведения?

Докажите это!

Решение учебной задачи известным способом (анализ предложенного материала)

Антитеза – противопоставление.

Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Создание проблемной ситуации

Постановка проблемного вопроса

Почему же сегодняшний урок был назван именно так?

Как ещё вы могли бы его назвать?

Какие чувства остались от урока?

По-вашему, возможна ли такая ситуация в наши дни?

Как думаете, как бы мог закончиться рассказ, если бы не зависть и чинопочитание?

Высказывание гипотез, аргументация своей точки зрения.

Читайте также: