Конспект расы и народы мира

Обновлено: 07.07.2024

Главная познавательная задача - осмысление того, что единое человечество состоит из людей разных рас и разных национальностей; родов. Это отражено в основной мысли урока: "Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли".

  • познакомить с первичными представлениями о понятиях "раса", "народ" и "национальность";
  • осознать принципиальное различие в делении людей по расовому и национальному признаку;
  • познакомить с общечеловеческим законом о равенстве всех людей вне зависимости от расовой и национальной принадлежности.
  • способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям разных рас и национальностей, умению видеть в каждом; собеседнике, прежде всего Человека;
  • способствовать формированию гордости за принадлежность к своему народу.
  • развивать речь учащихся (использовать в речи историко-обществоведческие понятия);
  • развивать навыки и умения работать со справочной литературой и другими источниками информации;
  • развивать коммуникативные умения.
  • "Карта полушарий", с прикрепленными на ней иллюстрациями людей разных рас,
  • иллюстрации людей разных рас и национальностей,
  • карточки слов для схемы опоры,
  • мультимедийное оборудование,
  • видеозаписи танцев, песен разных народов,
  • выставка книг,
  • предметов быта разных народов,
  • цветные карточки.

До назначенного урока учащимся предлагается рассмотреть информационный блок (смотри приложение № 1) и по желанию найти ответы на заинтересовавшие детей понятия и иллюстрации. Как строится работа с информационным блоком (смотри приложение № 6)

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие детей. Игра "Подари тепло другу" (смотри приложение №5)

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Уч-ся предлагается рассмотреть "Карту полушарий", с прикрепленными на ней иллюстрациями людей разных рас (слайд №2)

Рассмотрите карту и определите, о чем пойдет разговор на уроке?

Какую учебную проблему мы должны решить?

- Действительно, решение этой проблемы связано с такими понятиями как расы и народы.

К концу урока я хочу сделать вывод о следующих ваших умениях: уметь работать в группе, работать с учебником, составлять опорный конспект, работать по плану, приводить свои доводы, аргументировать их.

Попробуйте оценить уровень своих знаний по этой теме: зеленый - я уверен, что имею достаточно знаний по этой проблеме, желтый - я имею некоторые сведения по данной проблеме, но их надо уточнить и дополнить, красный - я мало знаю или ничего не знаю (на доске появляется цветовой индекс уровня знаний учащихся)

- Как правильно организовать работу, чтобы это выяснить? (слайд № 3)

Определить проблему
Выдвинуть гипотезы
Изучить научную литературу
Провести наблюдение (опыт)
Прийти к выводу
Озвучить полученные результаты

3. Открытие нового знания.

Профессор Кювье объяснил это так:

А) Люди с темными волосами, смуглой кожей, широким овалом и узким разрезом глаз лица любят долго спать - он назвал их желтенькие.

Б) Часть людей, имеющих темный цвет кожи и курчавые волосы очень много времени провели на солнце и пережарились - они черненькие.

В) Люди, имеющие густые волосы, брови, бороду, светлокожие очень любят воду, часто моются - они беленькие.

- Наша задача выяснить предположения (утверждения) профессора верны или нет.

  • Что узнали из выступлений ребят?
  • Как вы поняли, что такое расы?
  • Какие расы знаете?
  • Расовые признаки, у человека приобретенные или переданы ему по наследству?

Дополнительные сведения. Действительно профессор Кювье занимался изучением рас людей и классифицировал их белые, желтые и черные. В XVII веке Блюменбах вывел современное название рас. Существуют различные классификации рас. (некоторые ученые выделяют 5 рас)

Учащимся предлагается рассмотреть слайд № 4 (изображены знаменитые представители разных рас, например, Дрю Беримор, Джеки Чан, Стивен Чоу, Том Круз, Елена Ханга, Эдди Мерфи и др.).

- Попробуйте выделить те черты, которые сближают, роднят расы друг с другом.

- А какие эмоции испытывают люди на этих иллюстрациях (фотографиях)?

Зависят ли эмоции, чувства, настроения людей от их рас?

Узнали ли вы кого-нибудь на этих фотографиях?

Какой вывод можем сделать?

Действительно, принадлежность человека к какой-нибудь расе не может помешать ему, сделать научное открытие или написать прекрасную музыку стать знаменитым?

Игра народов мира (смотри приложение № 3). Игра "Король Мавров (Рапла)"

5. Первичное закрепление и расширение нового знания

а) Учащимся предлагается рассмотреть фотографии в учебнике на странице 95. Докажите, что здесь изображены представители разных народов.

Что отличает один народ от другого?

- Как вы думаете эти признаки у них врожденные или приобретенные?

Учащимся предлагается посмотреть видеозапись танцев трех народов (русский, испанский и народов Севера).

Какие еще примеры вы можете привести? (уч-ся исполняют 2-3 музыкальных произведения)

Можете ли вы определить, каких народов танцы вы увидели и услышали музыкальные произведения?

- Что помогло вам это определить?

Человек, воспитанный с детства в народных традициях, читающий родную литературу, вслушивающийся в песни и сказки на своем языке, осознает себя частью своего народа, значит, говорит о своей национальности. (слайд № 5)

- Что такое национальность? Чем она определяется?

- Как вы думаете, в ходе развития человечества существовали разногласия между людьми разных рас и народов или они всегда жили в мире и согласии?

- Можете ли вы привести примеры этих разногласий?

б) Работа по учебнику

- Рассмотрите иллюстрации на странице 96

Действительно, существует общечеловеческий закон "Люди всех рас и народов равны между собой".

- Где этот закон может быть записан? (слайды № 6, 7, 8) (слайд с выдержками из Декларации прав человека и Конституции)

в) Кроссворд (смотри приложение № 4) + вопрос № 5 из учебника страница 97

6. Итог урока

- Какие новые знания вы приобрели (уточнили для себя)? (слайды № 9, 10)

Определить проблему Почему люди, живущие на Земле разного внешнего вида?
Выдвинуть гипотезы Выдвинул профессор Кювье
Изучить научную литературу Учебник, толковый словарь, справочная литература
Провести наблюдение (опыт) Сопоставили факты
Прийти к выводу Получили результаты
Озвучить полученные результаты

- Определите в настоящий момент уровень своих знаний: зеленый - я уверен, что имею достаточно знаний по этой проблеме, желтый - я имею некоторые сведения по данной проблеме, но их надо уточнить и дополнить, красный - я мало знаю или ничего не знаю, (на доске появляется цветовой индекс уровня знаний учащихся)

7. Домашнее задание

Повторить параграф № 22 и выполнить задание № 1-2 на странице 48; (для всех)

Найти дополнительные сведения о людях разных рас и национальностей; (дополнительно)

Подробно рассказать о людях какой-нибудь национальности. (творческое)

Узнать произведение, какого народа прозвучала и название его.

Развивать музыкальный слух, голос, чувство ритма, пульса, творчество воображения мыслей.

Воспитывать культурного слушателя и исполнителя.

Подчеркнуть близость народностей музыкального языка.

1. Мотивация к учебной деятельности

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте успеха друг другу на уроке.

2.Актуализация знаний и проблемная ситуация

Мы живём с вами на одной большой планете.

- Как называется наша планета? (Земля)

-На земле живёт много людей. Все они похожи друг на друга, но и разные, т.е. отличаются одни от других. (Они умеют думать, говорить, у всех людей похожие строения тела. Бывают весёлыми и грустными, добрыми и злыми).

- Чем они отличаются? (Предположение)

- А что их объединяет? (- Почему детям с разным цветом кожи и разными языками общения интересно играть в одну игру?)

3.Объявление темы и цели урока.

Все мы представители человечества ,но мы отличаемся цветом кожи

Какой вопрос у вас возникает?

Почему люди живущие на Земле разного внешнего вида?

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Расы и народы Земли )

Давайте подберем определение к слову раса.

- А сейчас послушайте, как об этом понятии написано в словаре Ожегова. (У доски читает кто-то из учеников)

Давайте, ребята, определим, какие задачи стоят перед нами на уроке? (слайд №9)

1. Понять что такое раса.

2. Узнать, как связаны расы с природными условиями.

3. Выяснить, чем раса отличается от народа.

В разных местах Земли свой климат, поэтому возникло три расы людей. Они отличаются цветом кожи, формой глаз и типом волос.

- Цвет кожи, волос и другие внешние признаки – это врожденные или приобретенные признаки. (Внешние признаки человека являются враждебными признаками. Их человек получает по наследству от своих предков.)

В XVII веке Блюменбах вывел современные названия этих групп. (слайд)

Перед вами –текст. Ваша учебная задача, найти ответ на вопрос

Как называются эти группы?

Почему произошла такая классификация людей?

За столетия истории многие люди переселялись в другие части света. Часто мужчины и женщины с разным цветом кожи женились, и у их детей смешивались признаки разных рас. Ведь разный цвет кожи, форма глаз не мешают быть единым человечеством. И все же у каждого представителя рас есть свои характерные признаки.

У монголоидной расы, формирующейся в степях и полупустынях, – узкий разрез глаз, смуглая кожа, которые защищают организм от резких ветров, песка и пыли. У них широкие лица с сильно выступающими скулами, плоские, чаще всего расплющенные носы, чёрные или темно-карие глаза, смуглая кожа, прямые чёрные толстые волосы. У мужчин на лицах редкие усы и борода. Сухой с ветрами, которые поднимают тучи пыли, песка, климат Азии

Люди, относящиеся к европеоидной расе, где преобладает прохладный климат, чаще всего светлокожие, у них прямые, иногда, волнистые волосы разных оттенков, довольно светлые глаза (светло-карие, зеленые, голубые, серые). Для этой расы характерны широкие глаза, прямой, сильно выступающий прямой, иногда с горбинкой нос, густые усы и борода. Влажный холодный климат Европы

- Какие три основные расы выделяются?(слайд 10)

Ребята вывешивает на доску карточки с названием рас: европеоиды, негроиды, монголоиды.

- А сейчас, давайте сравним расы. Результаты занесем в таблицу.

- 1 группа(слайд 12): Назовите основные характерные черты европеоидной расы. (- Ее характерные черты – светлая или смуглая кожа, волосы от светлых до черных, радужная оболочка глаз – от серой или голубой до черной.)

2 группа(слайд 13): Назовите основные характерные черты монголоидной расы. (Монголоидам свойственны прямые темные волосы, борода и усы, желтоватые оттенки кожи, карие глаза, сильно выступающие скулы, узкий нос, умеренно утолщенные губы.)

3 группа(слайд 14): Назовите основные характерные черты негроидной расы. (Для негроидной расы характерные курчавые черные волосы, темно-коричневая кожа, карие глаза умеренно выступающие скулы, широкий нос, утолщенные губы.)

У детей на столах 6 фотографий представителей 3 рас.

- Вы должны выбрать только те фотографии, которые относятся к заданной вам расе.

- Ребята как вы думаете, под влиянием чего возникли отличительные признаки каждой расы. (- Под влиянием природных условий и разной географической среды.)

- Ребята, назовите черты, которые сближают и роднят расы друг с другом. (- У всех есть нос, глаза, то есть врожденные признаки, которые присущи всем людям планеты.)

V. Расширение нового знания.

- Чтобы ответить на этот вопрос выполните следующее задание.

На доске даны слова. Их надо разбить на две группы. Дайте название этим группам (якуты, монголоиды, туркмены, евреи, англичане, русские татары, турки, европеоиды, монголы, армяне, азербайджанцы, негроиды).

- Чтобы дать более точное и научное определение нам необходимо обратиться к словарю (отвечает ученик по словарю)

Народ – это большая общность людей, которая сложилась на определенной территории из разных племен. Каждый народ отличается от других особым языком, культурой, традициями.

- Подумайте, в чем же главное отличие расы от народа? (Главным отличием является то что расовые признаки передаются по наследству, а принадлежность к тому или иному народу определяется воспитанием.)

- А сколько рас на Земле? (3)

- А народов очень много, около трех тысяч.

Каждый народ имеет своих представителей, которые прославили свою страну. Вы их видите на слайде Представители каких народов изображены? Что помогло вам это определить?

Человек, воспитанный с детства в народных традициях, читающий родную литературу, вслушивающийся в песни и сказки на своем языке, осознает себя частью своего народа, значит, говорит о своей национальности.

- Что такое национальность? Чем она определяется?

Нация — исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территорий, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика

Люди всех рас и всех народов равны между собой. 24 октября 1945 года был утвержден Устав новой международной организации. Люди земли- это одна большая семья, единое человечество

- Ведь музыку любят все. Она нужна людям как воздух, солнечный свет, любовь близких, улыбки друзей.

- А почему именно музыка объединяет людей?

-Музыка сближает, веселит, выражает мысли и убеждения, призывает к действию,

-Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами немножко помечтаем. Давайте представим себе на мгновенье, что закончился учебный год, и наступило долгожданное лето. И вас родители отправили отдыхать на Черное море, на юг в лагерь Артек. В этот лагерь съезжаются все дети земли разных стран.

Наша с вами задача, узнать с каких стран приехали дети в лагерь. А поможет нам узнать в этом, как вы думаете – что? –музыка.

Мы с вами знаем, что разговорный язык непонятен, а музыкальный понятен всем людям. Итак, приступим.

Учитель: Какого народа звучит музыка? Название, темп?

Дети: Молдавский танец, веселая, танцевальная, быстрая.

Учитель: Молодцы, правильно. Продолжаем. Я играю музыку, а вы мне называете это произведение.

Дети: Это танец-Полька Чешского народа, оживленная, танцевальная мелодия, хотелось танцевать.

Звучит танец грузинского народа.

Учитель: Ребята, с какой страны приехали эти дети?

Дети: Лезгинка - грузинского народа, очень решительного , смелого, быстрого.

Учитель: послушайте загадку!

На грядке вырос куст

а как можно назвать на белорусском языке?

Учитель: Переходим к следующему заданию. Отгадаем кроссворд (висит на стене)

- Из каких же стран приехали ребята в лагерь Артек?

В лагерь приехали не только белорусы, грузины, чехи, но и ребята из России.

Итак, о какой же музыке мы говорили?

Дети : о музыке разных народов.

V. Итог урока.

Ребята, давайте вспомним какие новые понятия, мы узнали и сделаем выводы нашего урока.

Единое человечество состоит из разных рас и народов.

Люди все рас и народов равны между собой.

Надо проявлять терпимость к людям и принимать их такими, какие они есть.

VI. Рефлексия своего личного участия в работе.

- Продиагностируйте свои успехи.

- зеленый - я уверен, что имею достаточно знаний по этой проблеме,

- желтый - я имею некоторые сведения по данной проблеме, но их надо уточнить и дополнить,

- красный - я мало знаю или ничего не знаю, (на доске появляется цветовой индекс уровня знаний учащихся)

Домашнее задание по окружающему миру: Обязательное для всех: ученикам прочитать тему целиком, а также выбрать творческое задание:
– Нарисуй плакат, изображающий дружбу разных рас и народов Земли.


Объяснить, что единое человечество состоит из разных рас и разных национальностей.

Познакомить учащихся с общечеловеческим законом о равенстве всех людей вне зависимости от расовой и национальной принадлежности.

Воспитывать толерантное отношение к людям разных рас и национальностей.

2. Карточки с заданиями.

3.Картинки людей разной национальности.

Организационный момент:

Приветствие и посадка.

Актуализация знаний:

Сегодня мы начнём урок с рассказа:

Вывод: У вас разные интересы, увлечения и т. д.

Так какой будет наша задача на урок?

(Продолжить знакомство с группой единое человечество)

- Кто здесь изображён? (Дети).

- Что они делают? (Играют, веселятся).

- Чем они отличаются? (Цветом кожи).

- Скажите, цвет кожи или другие внешние особенности человека – это врождённые или приобретённые признаки?

(Врождённые - полученные по наследству от своих родителей).

А сейчас я вам предлагаю послушать диалог наших героев: Ани и Илюши. Сыграют их Карина и Илья.

С.93, (учебника) диалог Ани и Илюши.

-Что смущает Анюту?

(Что все мы одно человечество, а чернокожий мальчик совсем на неё не похож).

- Помешала ли эта непохожесть Илюше общаться с этим мальчиком?

(Нет, Илюше было интересно общаться, хотя и непривычно).

Постановка проблемы и открытие нового знания.

Предположите, зависит ли от цвета кожи (внешних признаков) общение между людьми?

Чтобы ответить на этот главный вопрос урока, давайте подумаем, что нам надо знать?

(Почему люди так сильно отличаются друг от друга цветом кожи?)

Для этого, давайте вспомним наши знания по окружающему миру. Мы с вами знаем, что вся поверхность нашей планеты состоит из суши и воды.

- Как называются громадные участки суши, окружённые со всех сторон океанами?

- На каком материке живём мы с вами?

- Какой цвет кожи у жителей Евразии?

- Какой цвет кожи у жителей Африки?

- Сделайте вывод: чем на ваш взгляд это обусловлено? Почему у нас с вами белый цвет кожи, а у жителей африканского континента чёрный?

(Живут в разных частях Земли и разные климатические условия)

Знаете ли вы, как называются группы людей, которые по внешним признакам (цвету кожи, разрезу глаз, головы) отличаются друг от друга?

Обычно выделяют три большие расы. О них нам расскажут наши учёные.

Негроидная раса - Людей этой расы отличают курчавые чёрные волосы, тёмно-ко­ричневая или чёрная кожа, широкий нос и тол­стые губы. Все эти приобретённые за многие годы черты позволили людям выжить в сухом и жар­ком климате Африки. Цвет кожи приобрёл тём­ный цвет благодаря пигментам меланинам, ко­торые защищают кожу от палящих лучей солн­ца. Негроиды населяют Африку, которую до сих пор иногда называют Чёрным континентом (от латинского слова niger — чёрный).

Монголоидная (азиатско-американская) раса. Людей этой расы отличают: прямые чёрные и гу­стые волосы, широкие лица с сильно выступа­ющими скулами, чёрные или тёмно-карие гла­за, смуглая кожа. Борода и усы у мужчин растут плохо. Самая яркая отличительная черта монго­лоидов — разрез глаз. Глаза у них узкие, а верх­ние веки — плотные и припухлые. Считается, что такой разрез защищает глаза от сильных моро­зов и ослепительного блеска снега. Люди монго­лоидной расы — это коренные жители большей

части Азии, а также Северной Америки и Юж­ной Америки.

Европеоидная (евразийская) раса. Люди, при­надлежащие к этой расе, могут очень сильно от­личаться друг от друга, но у всех у них — белая или смуглая кожа. Волосы не такие густые и жё­сткие, как у монголоидов, а их цвет может иметь разные оттенки. Глаза — широко открытые, с тонкими веками. Северяне чаще всего белокожие, со светлыми волосами и карими, голубыми, се­рыми или зелёными глазами, а южане — смуг­лые, темноволосые и темноглазые. Носы у евро­пеоидов чаще всего прямые и длинные, иногда с горбинкой. У мужчин этой расы растут густые бороды и усы.

Раса названа европеоидной потому, что к ней относятся все народы, изначально проживавшие в Европе. Европеоидами считаются также арабы, индийцы, туркмены и некоторые другие наро­ды Евразии.

Рассмотрите фотографии слайда. Назовите черты, которые сближают, роднят расы друг с другом.

(У всех есть нос, глаза, т.е. врождённые признаки присущие всем людям).

Как вы думаете, зависит ли ум, талант, доброта, умение сопереживать, радоваться от цвета кожи, формы глаз и других внешних признаков?

(Нет, не зависят. Все могут радоваться, огорчаться, сопереживать независимо от цвета кожи).

А теперь вы можете дать ответ на главный вопрос урока, который был поставлен в начале: Зависит ли от цвета кожи общение между людьми?

(Нет, цвет кожи не может повлиять на общение. Люди общаются, если им интересно).

Опираясь на новые знания, сформулируйте тему урока.

(Расы и народы земли)

Объясните, как вы понимаете слово народ?

Познакомьтесь с материалом. Поработайте в парах и подчеркните, что на ваш взгляд будет главным.

Ещё люди называют свой народ особым именем. Одни говорят, что они белорусы, другие украинцы, французы. А каким именем называем себя мы с вами? (русские).

О чём говорит каждый народ, называя себя таким именем?

Так определяется принадлежность человека к своему народу. Каждый народ воспитывается с детства на своих традициях.

Каковы же традиции русского народа? О них нам расскажет Лиза.

Предками русского народа были восточнославянские племена. Большинство верующих православные.

Для женской традиционной одежды на севере и в средней полосе была характерна холщовая домотканая рубаха со вставками на плечах, на которую надевался сарафан. Девушки носили на голове венец, ленту которую вплетали в косу. Замужние женщины должны были закрывать волосы шапочкой – кичкой. В праздники надевали расписные кокошники.

Мужская одежда состояла из рубахи – косоворотки, которая носилась поверх штанов, а в праздничные дни с нарядным плетёным поясом. Традиционная обувь – лапти.

В пище русских главная роль принадлежала хлебным, мучным и крупяным блюдам – блинам, лепёшкам, пирогам. Из овощей широко употребляли капусту, огурцы, репу. Из напитков – квас, пиво, мёд. Ещё русский народ с детства воспитывался на колыбельных песнях, сказках. В долгие вечера любили заниматься вышивкой и ткачеством.

А сейчас, дайте ответ- народ и расы это одно и то же или разные понятия?

(Расовые принадлежности передаются по наследству от родителей, а принадлежность к народу приобретается и определяется только воспитанием. Значит эти понятия разные).

Как вы думаете, можно ли нарушать равноправия одного или другого народа, только потому, что он чем - то на нас не похож?

(Нет, люди всех рас и народов равны)

Найдите с. 96 учебника, рассмотрите иллюстрации и скажите, где происходит нарушение прав всех рас и народов?

(первый, третий и четвёртый рисунок)

Закрепление знаний.

Самостоятельная работа по карточкам.

А теперь я вам предлагаю закрепить ваши знания, поработав самостоятельно в группах.

1. Рассмотрите картинки и определите, на них изображены представители одного народа или разных народов?

(Разных, т. к. у них разные костюмы. Это говорит о том, что у них разная культура.)




Давайте подведём итог нашего урока.

Вспомните, с какими новыми понятиями, мы с вами познакомились и какие сделали основные выводы.

(Раса, народ, национальность)

Единое человечество состоит из разных рас и разных народов земли.

Люди всех рас и народов РАВНЫ.

Проанализируйте свою работу на каждом из этапов урока.

Оцените себя, всё ли вам сегодня было понятно на уроке .

Откройте дневники и раскрасьте самооценку за урок.

Запишите домашнее задание: с. 93-97,

- способствовать формированию у обучающихся понятий о расах и многообразии народов.

- развитие умений учиться: слушать учител я, одн оклассников и одновременно делать

записи, работат ь со справочным материалом, данными Интернет - ресурсов, с картами

- развитие познавательных интересов и потребностей: внимание и восприятие.

- развивать логическое мышление, воображение, наблюдатель ность; расш ирять словарный

запас учащихся; формировать умения работать с документами, Ин тернет - ресурсами, умения

- повышение интереса к изучению предмета, формирование научного мировоззрения.

- Какой вопрос мы с вами рассматривали на прошлом уроке?

2. Как называется занятие, к огда человек научился возделывать землю и выращивать

4. К каким занятиям человек перешёл постепенно от собирательства и охоты?

- «Ка кие вы знаете способы приспособления человека к различным природным условиям:

влажным или засушливым местам, высоким и низким температурам, ветрам, горному

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам пос мотреть друг н а друга и ответить н а вопрос «Все ли

К нам сегодня на урок приехали гости. Давайте их пригласим и послушаем. Пока они

выступают, попробуйте догадаться, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (выходят заранее

1. Слово представителю европеоидн ой расы. (ученик рассказывает откуда он и как

живёт, заостряя внимание на климатических особе нностях своей страны)

2. Слово представителю монголоидн ой расы. (з аостряет внимание на цвете кожи , форме

3. Слово представителю негроидной расы. (заостряет вни мание на цвете кожи, форме

Говорим спасибо и предлагаем присесть за парту у доски .

- Ребята, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

- Молодцы! Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- В начальной школе, на уроке Окружающий мир, вы уже з атрагивали эту тему. На какие

вопросы вы хотели бы получить ответ сегодня на уроке?

Сформировать представление о расах, их внешних отличиях и многообразии народов.

- Найти ответ на поставленный вопрос вам поможет работа в группах .

Проверка работы в группах. (от группы выступать могут 1 - 2 ученика)

- Молодцы! Информа цию о внешних различиях представителей трёх ра с нашли все

группы, смогли правильно воспользоваться дополнительными средствами.

Последней строчкой в таблице обозначены представители смешанных и п ереходных рас,

их 30% в мире. Мулаты, метисы и народ самбо появились в результате смешанных

Как вы считаете, мешают ли расовые различия людей в достижении и ми каких – либо

+ Учёные, поли тики, президенты (например, Б арак Обама – чернокожий президент

- Соверше нно верно! В большинстве стран мира рас пространени е идей расового

превосходства считается преступлением. Расовые различия не мешают людям дост игать

наивысших результатов в науке, технике, искусстве, спорте. Среди лауреатов

Нобелевской п ремии (высшей международной н аграды учёных и пи сателей) есть

Попробуйте сформулировать определение к понятию – расы.

Расы – это крупные группы лю дей, связанные общностью происхождения и внешних

откройте учебник на стр. 62, прочитайте самос тоятельно небольшой текст и ответьте

Сформировать представление о расах, их внешних отличиях и многообразии народов.

Расы появились благодаря длительному существованию людей в различных природных условиях. Всё человечество принято делить на \(4\) большие расы: европеоидную , монголоидную , негроидную и австралоидную .

map_14_geo.jpg

европеоид.jpg

Европеоидная раса является самой многочисленной (\(45\) % населения Земли). Европеоиды отличаются светлой кожей, различной окраской глаз и волос, узким выступающим носом, тонкими или средней толщины губами.

Почти всё население Европы относится к европеоидной (белой) расе. Представители этой расы населяют Юго-Западную и Южную Азию. Большая часть населения Австралии, Северной и Южной Америки также является европеоидами. Проживают они и в Северной и Южной частях Африки.

монголоид.jpg

У представителей монголоидной расы жёлтый цвет кожи, прямые чёрные волосы, узкие карие глаза, большое уплощённое лицо, выступающие скулы и слабо выступающий нос. Монголоиды приспособились к жизни в степях и полупустынях, где высокие летние температуры, часты сильные ветры и пыльные бури. От избыточного воздействия солнечных лучей их спасает жёлтый цвет кожи, от ветра и пыли — узкий разрез глаз.

Народы монголоидной расы расселены в основном в Азии. К ним относятся китайцы, японцы, корейцы и другие народы Азии, а также индейцы — коренное население Америки.

негроид.jpg

Для народов негроидной расы характерны тёмно-коричневая или чёрная кожа, жёсткие курчавые волосы, карие глаза, широкий плоский нос и толстые губы. Раса формировалась в условиях жаркого климата. Цвет кожи и курчавые волосы предохраняют от солнечных ожогов и перегрева организма, форма носа и губ способствует регулированию температуры тела.

Представители негроидной расы проживают главным образом в Африке, к югу от Сахары. Потомки чернокожих рабов, вывезенных из Африки ещё в \(XVI\)–\(XVIII\) веках, составляют огромную часть населения Америки.

Кроме основных рас выделяют австралоидную расу . К ней относятся австралийские аборигены — коренное население Австралии. По внешним признакам австралоиды близки к негроидной расе. Для них характерны тёмная кожа, широкий нос, волнистые волосы, сильный рост волос на лице и теле. Представители австралоидной расы проживают также в Южной Азии и Океании.

смешаные расы.jpg

\(30\) % населения Земли — представители смешанных и переходных расовых групп. Возникновение этих групп связано с переселением людей и межрасовыми браками. К ним относятся мулаты — потомки европейцев и народов негроидной расы, метисы — потомки европейцев и индейцев, самбо — потомки индейцев и народов негроидной расы, мальгаши — потомки представителей негроидной и монголоидной рас.

Читайте также: