Конспект урока по коми языку 3 класс

Обновлено: 07.07.2024

Технология: совместная учебная деятельность, проблемно – диалогическая.

Цель: 1) Познакомить с традиционной коми кухней (тӧдмӧдны коми йӧзлӧн сёян-юанӧн).

2) Формировать умение работать в паре и в группе .

3) Формирование уважения к традициям коми культуры, коми кухни.

4) Развитие умений диалогической речи.

5) Развитие умений использования в речи глаголов 1-3 лица единственного числа.

6) Создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ученика.

Демонстрационный материал : 1). Кроссворд

2). Карточка. Стихотворение – физминутка.

Ворса шы ни тӧв,

Быдма ён да шань.

Ӧдйӧ ветлас кок.

3). Найдите пары и составьте словосочетания .

4). Напиши в таблицу перевод слов.

а) Кӧвдум картошка с капустой

б) картупеля шаньга кислые щи

в) шома шыд морс

г) пражитӧм чери берёзовый сок

д) кӧчана картупель колобок

е) вотӧса ва жареная рыба

ё) туруна тшай шаньга с картошкой

ж) зарава травяной чай

5). Карточки с диалогами

А) -Видза олан! Б) - Бур асыв!

- Бур лун! - Видза олан!

- Мый тэ сёян талун? - Мый тэ сёян-юан?

- Ме сёя пражитӧм чери. - Ме сёя картупеля шаньга.

- А мый тэ юан? - А юа зарава.

- Ме юа туруна тшай. - Нянь да сов!

- Нянь да сов! - Аттьӧ!

- Аттьӧ! - Став бурсӧ!

В) Асывнас сёянінын ме сёйи кӧчана картупель. А юа вотӧса ва. Сёяныс вӧлі зэв чӧскыд. Ме висьталі ыджыд аттьӧ.

6). Мешочек с картинками рыб, ягод, грибов.

7).На столе посуда, коми традиционная выпечка, самовар.

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов.

2. Постановка учебной проблемы.

Поиск решения проблемы.

3. Самостоятельное применение знаний

5. Домашнее задание.

- Бур лун! Заводитам коми кыв урок!

- Ме чайта, мый ми огӧ весьшӧрӧ коллялӧй кад, а петкӧдлам тӧдӧмлунъяс, отсалам ёртъяслы да тӧдмалам уна выльтор.

1. Гортса удж видлалӧм .

Классысь петӧ ӧти морт да петкӧдлӧ пантомимаӧн действиеа кывъяс: юа, сёя, быдма, ворса, а челядь тӧдмалӧны да висьталӧны (физминутка). 1

Чукӧрт кывбур (велӧдчысьяс уджалӧны параӧн).

Ворса шы ни тӧв, Ӧдйӧ ветлас кок.

Лоа зэв ыджыд. Быдма ён да шань.

Зонкаяс да нывкаяс корсьӧны пӧв. Уджалӧны параясӧн.

Сёрнитӧны сёрни серти ӧта-мӧдыскӧд:

- А мый ті радейтанныд сёян-юанысь?

- Ме радейта сёйны …, а юны ….

Челядь сёрнитӧны. 2 4

2. Уроклӧн темаӧ пырӧдчӧм. 2

- А кыдзи ті чайтанныд, тіян пӧль-пӧчныд татшӧм жӧ сёян-юан сёйлісны?

- Мӧвпыштӧй, мый йылысь кутам сёрнитны?

Уроклысь план лӧсьӧдӧм (примернӧй).

- Мый ми тіянкӧд ӧні вӧчим?

- Ми лӧсьӧдім уджлысь план.

Челядь корсьӧны информация.

Велӧдчысьяс лыддьӧны висьт.

Коми сёян-юан. 1 4 1 1 5

Коми йӧзӧс вердіс вӧр-ва. Озыр пармаын найӧ вӧралісны, чукӧртісны тшак-вотӧс. Юясын да тыясын кыйисны чери.

Медводз пызан вылӧ вайлісны пӧсь шыд. Шыд бӧрти комияс сёйлісны рок. Быд сёйигӧн пызан вылын волі тшӧтш и чери. Пыр сёйлісны пельнянь. Пызан вылын пыр вӧлі пӧжас. Тӧв кежлӧ ёна дасьтывлісны тшак-вотӧс. Комияс кӧть и радейтлісны чай юны, но тшӧкыда юлісны вотӧса ва, пув кор, зарава.

Слайд 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10

3. Удж параын да чукӧрын.

Челядь уджалӧны параӧн гижӧны таблицаӧ рочӧн коми сёян-юан нимъяс

(карточка вылын удж). 3

Группаын удж. Группаяс вылӧ юксьӧны тадз: коді кыскас мешӧкысь чери – артмӧдас 1 группа, тшак – 2 группа, вотӧс – 3 группа.

Велӧдчысьяс чукӧртӧны сёрни (быд фраза торъя). Быд чукӧр сёрнитӧ артмӧм ёрта да ӧтка сёрни серти. 2 3 5 4

Велӧдысь бур уджысь сетӧ жетонъяс.

Куимнан группасьыс сьӧрсьӧн-бӧрсьӧн петӧны 1 мортӧн дӧска дорӧ да казьтылӧны 1 коми сёян-юан нимӧн. Кутшӧм группаысь медуна велӧдчысь петас, сійӧ группасӧ велӧдысь вылӧ донъялӧ.

Велӧдчысьяслы юалӧмъяс: 3

- Мый тэныд колӧ вӧлі вӧчны?

- Кокни либӧ сьӧкыд тэныд вӧлі?

-Ӧні ми … -кӧд (ним) велӧдчим донъявны ассьыным удж .

Гортын думыштны ребус коми сёян-юан нимъясӧн.

1) развиваем умения извлекать информацию из текстов.

2) На основе анализа объектов делать выводы.

3) Выявлять сущность, особенности объектов.

4) . Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

5) Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

1) Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2 )Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3 )Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1) Развиваем слушать и понимать других.

2) Оформлять свои мысли в устной форме.

3) Умение работать в паре, в группе.

4 ) Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

5) Выразительно читать.

1) Развиваем умения высказывать своё мнение, выражать свои эмоции.

2 )Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.3.2.

Конспект урока коми языка в 3 классе по ФГОС

Учитель: Канева М.В.

Класс: 3 класс

Предмет: коми язык

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия: урок формирования умения и навыков

Цель урока: развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.

Задачи урока:

Практические:

1.Способствовать развитию мышления, воображения, учебной самостоятельности, инициативы школьников на основе постановки учебной задачи и организации поисковой и творческой деятельности;

2. Активизировать употребление суффикса –öй.

Образовательные:

1. Развивать умение чтения вслух, обсуждение, построение вопросов.

Развивающие:

1. Организовать деятельность для освоения новых лексических единиц ;

2. Организовать работу по отработке новой лексики;

Воспитательные:

Воспитывать умение работы в группах, уважительное отношение другу к другу в работе.

Оборудование: компьютер; медиапроектор; интерактивная доска; презентация с материалом урока; раздаточный материал, учебник.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Видза оланныд, челядь! – Присаживайтесь за свои места. Какое у вас настроение?Если всё хорошо, тогда начинаем урок.

- С чего начинаем урок? (с фонетической разминики)

- Зачем мы проводим фонетическую разминку? (чтобы правильно произносить коми слова)

- Сегодня для разминки я предлагаю вам слова и слоги:

- Все ли слова для вас знакомы? (да, нет)

- Давайте вместе переведём эти слова.

- Почему именно эти слова взяты для разминки? (они нам встретятся в тексте, в предложении, стихотворении)

- Да, вы правы.

Проводят фонетическую разминку

Дети читают с доски хором (по рядам, девочки или мальчики).

Дети переводят слова.

Познавательные: обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы,

использовать информацию, самостоятельно задавать вопросы. Регулятивные: формулировать цель и задачи урока, планировать деятельность.

Коммуникативные: умение формулировать свою мысль в устный ответ. Работать в группе. Вычитывать нужную информации.

Регулятивные: планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно. Оценивать свою работу и работу одноклассников

Личностные УУД: устанавливают связь между целью и мотивом, задаются вопросом: зачем это надо, оценивают усваиваемое содержания.

2.Актуализация знаний, формулирование темы и задач урока.

(Технология продуктивного чтения)

1)Этап работы до чтения.

2) Этап работы с текстом во время чтения.

3) Этап работы с текстом после чтения.

- Теперь посморите на доску.

Зарниöй менам,

Донаöй менам,

Меным тэ помасьтöм бур.

- Давайте прочитаем эти строчки. Есть желающие?

- Всё ли было понятно вам из этих строк?

- Как вы думаете, кому можно сказать такие слова ? (маме)

- Еще кому? (дорогому человеку)

- Могут ли эти слова быть адресованы к неодушевленному предмету ? (да)

- Хочется ли вам узнать, кому или чему посвящены эти строчки?

На слайде появляется стихотворение полностью.

- Текст какого жанра мы будем читать?

- Есть ли название? (нет)

- Кто автор? (А.Мишарина)

- Она вам знакома?

- Спрогнозируйте, какие задачи сегодня будут стоять перед нами? ( прочитать, перевести незнакомые слова, читать выразительно)

- Какая тема урока?

Зарниöй менам,

Донаöй менам,

Меным тэ помасьтöм бур.

Муна кöть ылö,

Сьöлöмöй кылö,

Мусаджык тэысь оз сюр.

Мичаöй менам,

Сьöлöмшöр менам,

Муса тэ мен, Коми му.

Александра Мишарина.

- Понятен ли вам смысл?

- В чем вы испытываете затруднения? (есть незнакомые слова)

- Давайте вместе переведем.

- Кому либо чему адресовано это стихотворение?

- Подтвердились ли ваши предположения?

- Какое настроение этого стихотворения? (приподнятое)

- Какие слова передают это настроение? Давайте прочитаем стихотворение еще раз (зарниöй, донаöй, сьöлöмöй, мичаöй, мусаджык)

- Что в большинстве слов вы заметили? (суффикс -öй). В коми языке есть такой суффикс -öй,с помощью которого передается ласковое, нежное обращение. Например: в русском языке мамочка , а в коми- мамукöй . Приведите свои примеры.

- Как вы думаете, с какой интонацией надо читать такие слова? ( с нежностью, любовью)

- О чем хотела сказать в этом стихотворении А. Мишарина ? (о любви к Родине).

Небольшой рассказ учителя о поэтессе.

Александра Мишарина родилась в с.Большелуг Корткеросского района. Училась в Сыктывкаре и стала учителем начальных классов. Она писала для детей и взрослых.(показать портрет)

- Попробуйте своим выразительным чтением передать настроение этого стихотворения.

- Каким образом будем оценивать выразительное чтение ? На что будем обращать внимание? (правильное произношение слов, звуков, выразительность)

Чтение строк детьми.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и задачи урока .

Читают стихотворение про себя.

Отвечают на вопросы.

Приводят примеры слов с суффиксом – öй.

Предлагают варианты оценивания.

Читают выразительно стихотворение по желанию.

Обсуждают, у кого получилось лучше прочитать.

3. Динамическая пауза

- Теперь немного отдохнем. Выполним физминутку:

Отик-мотик, кык-мык, куим-муим, нель-моль, вит-мит, квайт-майт, сизим-мизим, кокъямыс-мокъямыс, окмыс-мокмыс, дас-мас, пес чипас.

Охотно выполняют зарядку под считалку.

- Что нового узнали на уроке? (об А.Мишариной, познакомились с новыми словами, с обозначением суффикса - öй)

- Какие задачи вы поставили в начале урока? (познакомиться с новыми словами и перевести их, научиться выразительному чтению)

- На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

большой – для меня это важно и интересно…

указательный – я получил конкретные рекомендации…

средний – мне было трудно (не понравилось) …

безымянный – моя оценка психологической атмосферы …

мизинец – для меня было недостаточно…

- Спасибо за работу на уроке.

Отвечают на вопросы.

Каждый высказывает сое мнение.

Краткое описание документа:

Предоставляется конспект урока коми языка по ФГОС для учащихся 3 классов по теме: "Писатели и поэты Коми Земли". Стихотворение Александры Мишариной "Золото Моё!"

Тип занятия: урок формирования умения и навыков.

Цель: развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.

Задачи урока:

Практические:

1.Способствовать развитию мышления, воображения, учебной самостоятельности, инициативы школьников на основе постановки учебной задачи и организации поисковой и творческой деятельности;

2. Активизировать употребление суффикса –öй.

Образовательные:

1. Развивать умение чтения вслух, обсуждение, построение вопросов.

Развивающие:

1. Организовать деятельность для освоения новых лексических единиц ;

2. Организовать работу по отработке новой лексики;

Воспитательные:

2.Воспитывать умение работы в группах, уважительное отношение другу к другу в работе.

Оборудование: компьютер; медиапроектор; интерактивная доска; презентация с материалом урока; раздаточный материал, учебник.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 134 человека из 46 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 118 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.05.2015 1555
  • DOCX 25 кбайт
  • 4 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Канева Мария Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока для 3 класса "Коми кухня. Глаголы 1-3 лица единственного числа"

Учитель коми языка МОУ СОШ №9

Конюхова Ирина Васильевна

Тип урока: комбинированный.

Технология: совместная учебная деятельность, проблемно – диалогическая.

Цель: 1) Познакомить с традиционной коми кухней (тӧдмӧдны коми йӧзлӧн сёян-юанӧн).

2) Формировать умение работать в паре и в группе .

3) Формирование уважения к традициям коми культуры, коми кухни.

4) Развитие умений диалогической речи.

5) Развитие умений использования в речи глаголов 1-3 лица единственного числа.

6) Создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ученика.

Демонстрационный материал : 1). Кроссворд

2). Карточка. Стихотворение – физминутка.

Ворса шы ни тӧв,

Быдма ён да шань.

Ӧдйӧ ветлас кок.

3). Найдите пары и составьте словосочетания .

4). Напиши в таблицу перевод слов.

а) Кӧвдум картошка с капустой

б) картупеля шаньга кислые щи

в) шома шыд морс

г) пражитӧм чери берёзовый сок

д) кӧчана картупель колобок

е) вотӧса ва жареная рыба

ё) туруна тшай шаньга с картошкой

ж) зарава травяной чай

5). Карточки с диалогами

А) -Видза олан! Б) - Бур асыв!

- Бур лун! - Видза олан!

- Мый тэ сёян талун? - Мый тэ сёян-юан?

- Ме сёя пражитӧм чери. - Ме сёя картупеля шаньга.

- А мый тэ юан? - А юа зарава.

- Ме юа туруна тшай. - Нянь да сов!

- Нянь да сов! - Аттьӧ!

- Аттьӧ! - Став бурсӧ!

В) Асывнас сёянінын ме сёйи кӧчана картупель. А юа вотӧса ва. Сёяныс вӧлі зэв чӧскыд. Ме висьталі ыджыд аттьӧ.

6). Мешочек с картинками рыб, ягод, грибов.

7).На столе посуда, коми традиционная выпечка, самовар.

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов.

2. Постановка учебной проблемы.

Поиск решения проблемы.

3. Самостоятельное применение знаний

5. Домашнее задание.

- Бур лун! Заводитам коми кыв урок!

- Ме чайта, мый ми огӧ весьшӧрӧ коллялӧй кад, а петкӧдлам тӧдӧмлунъяс, отсалам ёртъяслы да тӧдмалам уна выльтор.

1. Гортса удж видлалӧм .

Классысь петӧ ӧти морт да петкӧдлӧ пантомимаӧн действиеа кывъяс: юа, сёя, быдма, ворса, а челядь тӧдмалӧны да висьталӧны (физминутка). 1

Чукӧрт кывбур (велӧдчысьяс уджалӧны параӧн).

Ворса шы ни тӧв, Ӧдйӧ ветлас кок.

Лоа зэв ыджыд. Быдма ён да шань.

Зонкаяс да нывкаяс корсьӧны пӧв. Уджалӧны параясӧн.

Сёрнитӧны сёрни серти ӧта-мӧдыскӧд:

- А мый ті радейтанныд сёян-юанысь?

- Ме радейта сёйны …, а юны ….

Челядь сёрнитӧны. 2 4

2. Уроклӧн темаӧ пырӧдчӧм. 2

- А кыдзи ті чайтанныд, тіян пӧль-пӧчныд татшӧм жӧ сёян-юан сёйлісны?

- Мӧвпыштӧй, мый йылысь кутам сёрнитны?

Уроклысь план лӧсьӧдӧм (примернӧй).

- Мый ми тіянкӧд ӧні вӧчим?

- Ми лӧсьӧдім уджлысь план.

Челядь корсьӧны информация.

Велӧдчысьяс лыддьӧны висьт.

Коми сёян-юан. 1 4 1 1 5

Коми йӧзӧс вердіс вӧр-ва. Озыр пармаын найӧ вӧралісны, чукӧртісны тшак-вотӧс. Юясын да тыясын кыйисны чери.

Медводз пызан вылӧ вайлісны пӧсь шыд. Шыд бӧрти комияс сёйлісны рок. Быд сёйигӧн пызан вылын волі тшӧтш и чери. Пыр сёйлісны пельнянь. Пызан вылын пыр вӧлі пӧжас. Тӧв кежлӧ ёна дасьтывлісны тшак-вотӧс. Комияс кӧть и радейтлісны чай юны, но тшӧкыда юлісны вотӧса ва, пув кор, зарава.

Слайд 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10

3. Удж параын да чукӧрын.

Челядь уджалӧны параӧн гижӧны таблицаӧ рочӧн коми сёян-юан нимъяс

(карточка вылын удж). 3

Группаын удж. Группаяс вылӧ юксьӧны тадз: коді кыскас мешӧкысь чери – артмӧдас 1 группа, тшак – 2 группа, вотӧс – 3 группа.

Велӧдчысьяс чукӧртӧны сёрни (быд фраза торъя). Быд чукӧр сёрнитӧ артмӧм ёрта да ӧтка сёрни серти. 2 3 5 4

Велӧдысь бур уджысь сетӧ жетонъяс.

Куимнан группасьыс сьӧрсьӧн-бӧрсьӧн петӧны 1 мортӧн дӧска дорӧ да казьтылӧны 1 коми сёян-юан нимӧн. Кутшӧм группаысь медуна велӧдчысь петас, сійӧ группасӧ велӧдысь вылӧ донъялӧ.

Велӧдчысьяслы юалӧмъяс: 3

- Мый тэныд колӧ вӧлі вӧчны?

- Кокни либӧ сьӧкыд тэныд вӧлі?

-Ӧні ми … -кӧд (ним) велӧдчим донъявны ассьыным удж .

Гортын думыштны ребус коми сёян-юан нимъясӧн.

1) развиваем умения извлекать информацию из текстов.

2) На основе анализа объектов делать выводы.

3) Выявлять сущность, особенности объектов.

4) . Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

5) Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

1) Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2 )Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3 )Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1) Развиваем слушать и понимать других.

2) Оформлять свои мысли в устной форме.

3) Умение работать в паре, в группе.

4 ) Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

5) Выразительно читать.

1) Развиваем умения высказывать своё мнение, выражать свои эмоции.

2 )Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для изучения коми языка в Республикуе Коми и знакомит учеников 3 класса с коми национальной одеждой. Составлен в соответствии с ФГОС.

Конспект урока по коми языку.

Тема: Коми национальная одежда.

ФИО участника: Попова Валентина Николаевна, учитель коми языка.

Тип учебного занятия (в рамках проблемно-диалогической обучения, деятельностного подхода):

Интегрированный урок коми языка и искусства

Коми национальная одежда. 3 класс.

создать учебно-коммуникативные ситуации для формирования представлений о национальной одежде коми народа.

Познавательный аспект:

Развивающий аспект:

Воспитательный аспект:

организовать деятельность для освоения новых лексических единиц (сос, кӧтi, вӧнь, дӧра гач, визя гач, лаз, водздӧра)

организовать работу по отработке новой лексики (расширяющиеся синтагмы, составление предложений по моделям, составление текста);

организовать ситуацию для знакомства с традицией празднования Луда;

организовать деятельность для исполнения элементов празднования Луда

Познакомиться с традиционным праздником коми ижемцев – Луд.

Способствовать развитию мышления, воображения, учебной самостоятельности, инициативы школьников на основе постановки учебной задачи и организации поисковой и творческой деятельности.

Создать условия для работы учащихся в парах, группах для воспитания чувства взаимоподдержки и сотрудничества, умения слушать друг друга, прививать любовь к труду, к культуре и традициям другого народа.

Планируемый результат:

Формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Основные понятия:

Луд – праздник коми ижемцев.

Картинки для презентации:

Раздаточный материал:

Наборы бумажных куколок с комплектами одежды (национальной и современной)

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Универсальные учебные действия

Л - личностные УУД;

Р - регулятивные УУД;

П - познавательные УУД;

К - коммуникативные УУД.

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Диагностирующие задания каждого этапа

1этап - мотивация учащихся.

Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность посредством игровой ситуации;

У. Видза оланын, дона челядь! Менӧ шуӧны Валентина Николаевнаӧн, талун, ме тiян велодысь

У. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь!

Д. Видза оланыд, В.Н.

Д. здороваются. Чолӧм!

II этап - речевая разминка, актуализация знаний.

Цель – готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

1) актуализировать учебное содержание

2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнения, аналогии;

Давайте вспомним буквы, которые обозначают звуки коми языка, которых нет в русском языке. Давайте их произнесем.

Вспомним слова, в которых они встречаются.

Видзадам слайд вылын. Посмотрите на слайд и предложите задание

Слова с пропущенными буквами дӧрӧм , сарапан, гач, вӧнь, тупли, платтьӧ под каждым словом картинка, обозначающая данное слово.

Содты колананы шыпасъяс.

К какой теме относятся все эти слова?

Произносят звуки сь [с’], зь [з’], дж [дж], дз [дз’], ӧ [ӧ]

Сьӧд (черный), дзоридз (цветок), ыджыд, еджыд, визя (полосатый)

- анализ, синтез, сравнение, обобщение,

- использование знаково-символических средств (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений (К);

III этап - постановка проблемы

Цель: Выявление и фиксация места и причины затруднения

У. Вся эта одежда современная, а какую одежду носили раньше?

У. А что носили раньше коми женщины, что носили коми мужчины?

Почему именно такую одежду они носили?

Какие национальные особенности имела одежда коми людей?

У. Какова тема сегодняшнего урока?

Поставьте цель урока и задачи.

Д. старинную одежду, наверное.

Д. Коми национальная одежда

Цель: сформировать представления о коми национальной одежде

- постановка и формулирование проблемы (П);

- структурирование знаний (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруд­нения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

IV этап – поиск решения. Открытие новых знаний.

Цель: построение и фиксация нового знания

Подводящий диалог.

У. Ребята, как вы думаете, на какие группы можно разделить всю одежду?

У: Ребята, так много одежды, она очень разная, а успеем мы за урок поговорить обо всей одежде?

У: А как построить нашу работу так, чтобы мы успели поговорить обо всей одежде?

У: Хорошая идея, давайте мы разделимся только на группы, а 1группа – расскажет нам о мужской одежде повседневной и праздничной, 2 группа – о женской одежде повседневной и праздничной, а 3 группа – о зимней одежде. Давайте вспомним правила работы в группе

У. выберите командира, который будет рассказывать об одежде от вашей группы, можно рассказывать вместе с помощником.

Д. В зависимости от времени года: зимняя и летняя

Д. В зависимости от предназначения для кого: мужская и женская

Д. В зависимости от предназначения для чего: повседневная и праздничная.

Д: Можем не успеть.

Д: Может быть нам разделиться на группы и разделить информацию.

Д. объединяются в группы и обсуждают, выбирают командира

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- структурирование знаний (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруд­нения (Р);

V этап – выражение решения.

Культурологические знания о национальной одежде

Самооценивание и самоконтроль

У. А теперь давайте, выслушаем представителя от каждой группы и узнаем о коми национальной одежде.

Д. 1 группа – о женской повседневной мужской и праздничной одежде

Д. 2 группа – о мужской повседневной и праздничной одежде

Д. 3 группа – о зимней одежде.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- использование критериев для обоснова­ния своего суждения (К);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

- разрешение конфликтов (К)

Физкультминутка.

VI этап – реализация продукта

Цель: включения нового знания в систему знаний.

У. посмотрите на следующий слайд и придумайте задание.

У. А можно ли сейчас встретить людей одетых в такие костюмы?

У. А где еще можно встретить девушку или мужчину в национальном костюме?

У. Есть много национальных праздников, которые отмечают в Коме Республике и сейчас. Я бы хотела вам рассказать какой праздник празднуют в Ижме. А хотели бы вы о нем что-нибудь узнать?

Так давайте же скорее с ним познакомимся.

Ребята, праздник называется – ЛУД, луд в переводе с коми языка означает ЛУГ – широкое открытое место.

Как вы думаете, где отмечается этот праздник?

Абсолютно верно. Этот праздник отмечают на лугу. Все жители Ижмы и Ижемского района съезжались 6 июля на кануне Ивана Купала перед началом сенокоса в Ижму и начинали праздновать, с вечера начиналось главное празднование и длилось до восхода солнца. Как вы думаете, как его праздновали?

У. давайте проверим, как вы запомнили коми национальный костюм. Каждой группе я раздам пару: мальчика и девочку, в конвертиках лежит одежда, оденьте ребят на праздник ЛУД

У. Давайте проверим, что у вас получилось. Проговариют и запоминают.

Посмотрите, какие нарядные у нас получились зонкаяс да нывкаяс, похожи ли их наряды на наши Усть-Цилемские?

У. Наряды коми ижемцев тоже шились из дорогих тканей: парчи, шелка, ткани были разных цветов и оттенков, как и Усть-Цилемские наряды. Их тоже берегли и передавали от поколения к поколению.

У. А теперь давайте вставим названия одежды в наши предложения и еще раз проговорим их.

Правила игру просты: Все встают в круг (главная фигура), круг сближается, а затем опять отдаляется на вытянутые руки. Потом все встают парами и ходят по кругу, взявшись за руки. Все сопровождается песнями.

А теперь давайте вернемся к нашим загадкам. Почему отгадки: тÖлысь да кодзув, Шондi, может кто-то догадался?

А почему солнце? Завершением праздника – кульминацией – была встреча рассвета – встреча нового дня. Именно в этот момент запевалы обращались к солнцу, ведь солнце несет радость, теплоту самой жизни. А наступивший новый день приветствует период сенокосных работ, поэтому старались веселиться от души, отдохнуть и набраться сил к предстоящим работам.

Скажите мне, пожалуйста, захотелось ли вам побывать на этом празднике, если да то почему?

Д. составить словосочетания на листочке, называют, что у них получилось

Да. Оленеводы носят малицу, а пимы и валенки носят все жители нашей республики.

Д. В Академическом театре Виктора Савина показывают спектакли о жизни коми людей

Читайте также: