Конспект урока по изо изображение человека

Обновлено: 26.07.2024

Цель: научить детей рисовать фигуру человека.

Обучающие: учить рисовать фигуру человека, придерживаясь правильных пропорций; показывать на рисунке строение фигуры человека (голова, туловище, ноги и т. д.); продолжать знакомить с основными частями тела; закреплять знание геометрических фигур.

Развивающие: формировать умение правильно держать карандаш, выполнять им простейшие действия; развивать мелкую моторику рук; старание; желание рисовать.

Воспитательные: воспитывать аккуратность усидчивость; желание учиться новому; интерес к полученному результату.

Оборудование и материал: демонстрационная доска, маркер, картинки с изображением человека.

Раздаточный материал: листы бумаги, простые карандаши (на каждого ребенка).

Ход занятия:

Орг. Момент: Дети встают в круг, выполняют движения по тексту. Упражнение повторяется несколько раз с ускорением:

Мы хлопаем руками,

Мы топаем ногами,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

И бегаем кругом!

У меня один язык,

А зубов так много.

Две руки и две ноги

Справа, слева строго.

Пальцев десять на руках,

По пять на каждой.

Сколько ж пальцев на ногах это очень важно.

Пара глаз глядит на мир,

Слушают два уха,

Нос один учует дым,

Всех волос не перечесть

И растут так быстро.

Жаль, что голова одна,

Но в ней много мыслей.

Введение в тему: показываем картинки с изображением человека. Беседа о теле человека и его частях тела.

У меня есть голова (повороты головы)

Направо - раз, налево – два. (наклоны головы направо, налево)

Она сидит на крепкой шее, (круговые движения головой)

Затем туловище идет, (руки на пояс)

Наклон назад, наклон вперед, (наклоны)

Поворот – поворот. (повороты)

Умелые руки есть у всех (рывки руками вверх-вниз)

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Ноги нам нужны, (бег на месте)

Чтобы бегать, прыгать, (подскоки 2-3 раза)

Приседать, стоять… (приседание 2-3 разка)

Вот какое мое тело!

С ним все сделаешь на 5!

Дети присаживаются на свои места.

Практическая часть: предлагается детям изобразить фигуру человека с помощью геометрических фигур. Воспитатель показывает и объясняет, как рисовать человека :

- Для начала необходимо нарисовать круг – это будет голова нашего человека. Ниже круга рисуем шею, эта часть не должна быть слишком длинной, ее необходимо разместить строго по середине. Затем рисуем прямоугольник – это будет туловище, т. к. туловище немного вытянутое.

Далее рисуем такой же прямоугольник, ширина его должна быть равной первому, а длина – чуть больше. Делим второй прямоугольник пополам (проводим вертикальную линию, таким образом получаются ноги. С левой стороны верхнего угла первого прямоугольника проводим вниз линию под углом, доводим до конца первого прямоугольника и соединяем с прямоугольником прямой линией. Получился треугольник. Тоже самое делаем с другой стороны. Прорисовываем кисти рук – маленькие кружочки, стопы ног – рисуем овалы. Оформляем голову, рисуем ушки – маленькие кружочки. Рисуем глаза, нос, рот, брови и волосы. Наш человек готов.

Самостоятельная часть: дети приступают к работе, помощь детям при рисовании.

На двери висит замок. (руки сцеплены в замок)

Мы замочек повертели (движения сцепленными руками)

Мы замочек покрутили (круговые движения сцепленными руками)

Итог: выставка работ и обсуждение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 7 Конспект Изображение фигуры человека и образ человека в истории искусства.docx

1 ЧЕТВЕРТЬ 7 класс

познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека ;

развивать навыки овладения техникой рисования;

воспитывать мотивацию к учебной деятельности;

учить выполнять рисунок карандашом.

научить изображать пропорции человека с натуры и по представлению

Образовательная – ознакомить учащихся с шедеврами мирового искусства, изображающими красоту человеческого тела;

- ознакомить с основными пропорциями человеческой фигуры;

- научить рисовать фигуру человека по представлению.

Развивающая – формировать навыки анализа произведений мировой художественной культуры;

- развивать мышление, память, глазомер.

Воспитательная - способствовать развитию эстетического восприятия произведений мировой художественной культуры.

Оборудование: видеорядработ знаменитых художников и скульпторовс изображениями фигур человека, инструментальная музыка, схемы рисования фигуры человека,учительский рисунок фигуры человека на доске, образцы детских работ.

Беседа о рисунке, о канонах изображения человека.

Постановка художественной задачи.

Образец педагогического рисунка.

. Что есть красота
И почему ее обожествляют люди ?
Сосуд она в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде ?
Н.Заболоцкий

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Рисунок - важнейшие средство изучения и ото бражения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо художникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпто рам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка, мы познакомимся с правилами рисования человеческого тела.

III . Изучение нового материала.

Изображение человеком самого себя в виде схематичных наскальных рисунков, скульптур, высеченных из камня и кости, появилось значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление о художественном творчестве. Осознание человеком самого себя как личности и обращение к художественному творчеству было величайшим событием, не имеющим себе равных в истории человечества по тем возможностям, которые в нем были заложены. Задолго, до появления письменности наши предки нашли возможность рассказать нам очень многое о своем образе жизни, о климате и фауне, о своей гармоничной связи с природой.

Охота на оленей. Живопись в пещере Испании. Мезолит.

Во все эпохи человек был и остается главной темой в изобразительном искусстве. Но несомненно гимном человеку, его духовной и физической красоте стало античное искусство. Дискобол. Скульптор Мирон. 5в. до н.э.

В образах олимпийских богов и мифологических героев эллины прославили совершенного человека, в котором физическая красота атлетического тела сочетается с духовным благородством и нравственной чистотой. Никто не смог достигнуть такого совершенства в изображении фигуры человека, как греки. Образы их богинь, наделенных неземной красотой, стройных и мускулистых богов при всей их идеальности жизненны и естественны. Венера Милосская.2в. до н.э.

Стремление к изображению человеческой фигуры идеальных пропорций продолжилось и в искусстве Возрождения. Всем своим творчеством Микеланджело утверждал мысль о величии человека и красоте человеческой фигуры и мастерски передал это в статуях Давида и Моисея.Статуя, предназначенная для кругового обзора, изображает обнажённого Давида , сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом . В этом сюжете состояло иконографическое новшество, поскольку Вероккьо , Донателло и прочие предшественники Микеланджело предпочитали изображать Давида в момент торжества после победы над гигантом.

Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул пращу , нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя — классический пример контрапоста — уже подготавливает смертоносное движение.

Все выдающиеся мастера прекрасно знали строение тела человека, и надо отметить, что из всего того, что рисует художник, самым сложным является фигура человека.

Леонардо да Винчи. Витрувианский человек.1490г.

В большинстве произведений искусства изображен человек. Более того, он часто является главным композиционным элементом картины, поэтому художник не может быть мастером своего дела, если не научится рисовать людей с натуры и без натуры.

Принцип рисования фигуры человека ничем не отличается от работы над другой моделью, т.е. вначале нужно определить самую верхнюю и самую нижнюю точки фигуры, чтобы модель уместилась на листе бумаги. Далее необходимо правильно расположить фигуру, определив ее положение по отношению к горизонтальной плоскости, на которой стоит модель, и положение ее в пространстве по отношению к вертикали. Для этого нужно определить положение центральной осевой линии, идущей вдоль позвоночника и определяющей положение торса. Очень часто в рисунках начинающих художников стоящая фигура производит впечатление падающей. Происходит это от того, что перпендикуляр, опущенный из центра тяжести тела, находится вне ступеней его ног. Если фигура стоит, ни на что не опираясь, то этот перпендикуляр должен проходить в пределах ступней или между ними. Только при таком условии стоящая фигура будет производить впечатление устойчивости.

hello_html_6553d7d4.jpg

Начинающие художники также часто допускают ошибки в основных пропорциях: то голова слишком велика или мала по отношению к туловищу, то короткие ноги, то длинные руки или шея, как у "жирафа", туловище, как у "слона" и т.п. Для облегчения работы в построении фигуры человека, художники определили основные пропорции (канон), взяв за единицу измерения какую-то часть тела, например, голову.

hello_html_m6f4c5188.jpg
hello_html_m2bf110fa.jpg

У человека высокого роста обычно нижняя часть тела равна верхней; у людей среднего и низкого роста верхняя часть фигуры несколько больше нижней, так как рост людей изменяется главным образом за счет длины ног; размер головы у высоких людей откладывается по длине тела 8 раз, у людей среднего роста --7,5 раза, а у людей низкого роста -- 7 раз; у стоящего человека опущенные руки с вытянутыми пальцами достигают половины бедра, если стоящий человек раскинет руки в стороны, то расстояние между кончиками пальцев правой и левой рук будет равно его росту. Указанные пропорции не являются точной формулой, которой должен пользоваться рисующий, не обращая внимания на модель. Каждый человек, как и всякое творение природы, индивидуален, уникален и неповторим, понять и увидеть это можно только будучи наблюдательным.

I V . Практическая работа.

Используя предложенные схемы рисунков, вам нужно выполнить серию набросков с натуры. В своей работе вы можете пользоваться карандашами разной твердости.

Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:

1) Контроль организации рабочего места;

2) Контроль правильности выполнения приемов рисунка;

3) Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднении;

V . Рефлексия.

Выставка работ учащихся.

Я сегодня на уроке узнал…..

Я сегодня научился….

Цель урока: Закрепление знаний о пропорциях фигуры человека, рисование человека с передачей характерного движения.

Задачи урока:

Образовательная – ознакомить учащихся с шедеврами мирового искусства, изображающими красоту человеческого тела в движении (танец);

- научить рисовать человека в движении по представлению.

Развивающая – формировать навыки анализа произведений мировой художественной культуры;

- развивать мышление, память, глазомер.

Воспитательная - способствовать развитию эстетического восприятия танца, музыки и изобразительного искусства.

Оборудование: презентация к уроку, музыкальный ряд (танцевальная музыка).

Любую проблему на свете можно решить танцуя.

Джеймс Браун

( 1933— 2006) — американский певец, признанный одной из самых влиятельных фигур в поп-музыке XX века. Работал в таких жанрах, как госпел, ритм-энд-блюз,фанк. В 2004 году журнал RollingStone поставил его на седьмое место в списке величайших музыкантов эпохи рок-н-ролла .

1. Вступительная беседа.

Вы молодое поколение очень любите танцевать, двигаться. Человек с древних времен совершал ритуальные танцы, вкладывая в них определенный смысл. Так было положено началу искусству танца. А как вы думаете, что такое танец? ( Ответы детей)

Танец — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах.

Сейчас звучит музыка, кто -нибудь может показать несколько танцевальных движений? (Слайд 1) Дети показывают танцевальные движение, можно заранее решить кто покажет движения.

Несомненно искусство танца и искусство живописи связано неразрывно. Художников давно привлекало выразительное положение человеческого тела. И в своих полотнах художники пытались передать движение. И первую картину я хочу показать вам художника Матисса Анри .(Слайд 2) .

Мотив хоровода, бытовавший в искусстве Франции еще в эпоху Ренессанса, у Матисса воплощает ритм и экспрессию XX века. Выразительные линии и крупные плоскости прекрасно передают ощущение формы и динамики фигур. Прием упрощения и схематизации фигур и пространства усиливает столкновение и яркость звучания трех цветов – красного, синего и зеленого.

Следующая картина это Э.Дега Балерины 1896 г. (Слайд 4, 5)

Э.Дега посещает танцевальные классы в Опере, где его беспристрастный и цепкий взгляд художника наблюдает за тяжелейшим трудом балерин.
Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха.

При таком восприятии четкие раздельные мазки плавно переходят друг в друга, создается ощущение динамики. Получается, что объемные формы постепенно растворяются в окутывающей их световоздушной оболочке. Очертания становятся плавными, и возникают постоянно рождающиеся и вечно длящиеся движения. Подобные картины не имеют четкой композиции, каждая из них является отдельной частью, кадром целого изменчивого мира.

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.

Танец используется как способ самовыражения, социального общения, в религиозных целях, как состязательный вид спорта, как показательный вид искусства. И сегодня современные художники в своих картинах рисуют подлинное выражение глубочайших душевных чувств, высвобождаемое через движение тела. Например, Андрей Атрощенко . В своих картинах (Слайд 6, 7) он рисовал несколько видов танца:

Бале́т (фр. ballet , от лат. ballo — танцую) — вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец

Фламе́нко (исп. flamenco ) — традиционный музыкально-танцевальный стиль, происходящий из Андалусии; это слияние музыкального сопровождения (токе), пения (канте) и танца (байле). Стиль представлен несколькими десятками разновидностей (более 50). Танцы и песни фламенко, как правило, сопровождаются гитарой и перкуссией: ритмическим битьем в ладоши (пальмас), игрой на перкуссионном ящике (кахон); иногда — кастаньетами.

Так же есть восточные танцы (Слайд 8)

Народные танцы (Слайд 9) Танец обычно сопровождается песней (песня-танец) и иногда — инструментальным сопровождением. Характерная черта хороводной песни — припев. Нередко хоровод является обрядовым танцем и содержит в себе элементы драматического действа.

Танго (Слайд 10) (исп. tango ) — старинный аргентинский народный танец; парный бальный танец свободной композиции, отличающийся энергичным и четким ритмом.

Брейк-данс (Слайд 11 ) или бибоинг (англ. breakdance ) — уличный танец, один из пяти элементов хип-хопа.

2. Выполнение практического задания. (Класс разделен на группы)

А сейчас мы приступим к рисованию человека в движение, а для этого нам необходимо вспомнить пропорции человека.

Художники должны помнить наизусь мерки пропорции тела человека. Фигура человека делится на 7 ½ частей, каждая из них равна величине головы. ( Слайд 12) Длина рук среднего человека равна высоте его головы, умноженной в 3,5 раза. При рисунке человеческого тела в любом положении у вас не должно возникать проблем с пропорциями и, следовательно, правдивостью изображения.

Чтобы изображение смотрелось цельно, уравновешенно, в нем должен быть композиционный центр , которому обязаны подняться все другие элементы изображения. (Слайд 15). Наше зрение так устроено, что когда мы смотрим на окружающую нас действительность, то всегда выделяем объект, который привлекает наше внимание. Он находится в поле зрения, его мы видим четко и с подробностями. А все остальные предметы, окружающие главный, подчиняются ему. Так что все попадает в поле зрения, воспринимается цельно и уравновешенно.

Удачная композиция получается в том случае, когда у зрителя не возникает желания раздвинуть или уменьшить края картинной плоскости. (Слайд 14 ,16).

Перед вами лежит цветовой фон, сейчас из цветной бумаги мы вырезаем фигуры человека и составляем композицию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Научить изображать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции.

  1. Закреплять знания о пропорциях тела человека.
  2. Совершенствовать умения и навыки в изображении фигуры человека разными изобразительными материалами (цветная бумага) и способами (аппликация).
  3. Развивать зрительную память, глазомер, творческое восприятие мира, наблюдательность.


Вид работы: коллективная.

Оборудование для учащихся: цветная бумага, альбом, карандаш, ножницы, клей.

Оборудование для учителя: шаблоны частей фигуры человека, презентация о красоте человеческого тела в движении, основание для коллективной работы (плакат с изображением олимпийских игр в Древней Греции).

Конспект урока по ИЗО в 7 классе.

Тема: Красота фигуры человека в движении.

Цель: Научить изображать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции.

Закреплять знания о пропорциях тела человека.

Совершенствовать умения и навыки в изображении фигуры человека разными изобразительными материалами (цветная бумага) и способами (аппликация).

Развивать зрительную память, глазомер, творческое восприятие мира, наблюдательность.

Вид работы: коллективная.

Оборудование для учащихся: цветная бумага, альбом, карандаш, ножницы, клей.

Оборудование для учителя: шаблоны частей фигуры человека, презентация о красоте человеческого тела в движении, основание для коллективной работы (плакат с изображением олимпийских игр в Древней Греции).

Орг момент. Построение темы урока.

- Сегодня мы с вами продолжаем тему изображения человека. На уроке мы выполним аппликацию, и затем каждый своего человека поместит на общее панно. Панно на тему олимпийских игр в Древней Греции. Изображать будем один из самых сложных для художников объектов – человека в движении.
также узнаем, что такое скульптура. Ознакомимся с его видами.

2. Изучение нового материала.
В рисовании художник доверяет своему непосредственному восприятию с натуры. Но это возможно лишь при знании строения и пропорций человеческого тела, правил при изображении человеческих фигур в композиции, особенно если фигуры располагаются на разных расстояниях от зрителя и в разных позах.

Проведем анализ анатомического строения тела человека на примере одного из учащихся.

- В каких местах тело человека подвижно? (в суставах)

- Какие участки не изменяются при движении? (предплечье, запястье, верхняя часть спины, бедро, голень).

Художники должны помнить наизусь мерки пропорции тела человека. Фигура человека делится на 7 ½ частей, каждая из них равна величине головы. Длина рук среднего человека равна высоте его головы, умноженной в 3,5 раза. При рисунке человеческого тела в любом положении у вас не должно возникать проблем с пропорциями и, следовательно, правдивостью изображения.

В различные времена у разных народов создавались каноны и модули пропорций тела человека.

МОДУЛЬ – это еденица меры, которой руководствуются при создании того или иного канона.

КАНОН – это система типичных размеров тела, принимаемая за образец.

Современный канон построен на модуле, равном высоте головы, как величине постоянной (22 см).

У человека высокого роста (180 см и выше) голова укладывается во всей фигуре 8 раз (соотношение 1:8), среднего роста (165 – 180) – 7,5 раз (соотношение 1:7,5), у низкорослых (ниже 165) – 6 – 7 раз (соотношение 1:7).

Пропорции человеческого тела, начиная с рождения непрерывно меняются, так голова новорождённого составляет ¼ часть от всей длинны тела.

- Посмотрите на бегущего человека , что вы можете сказать о его фигуре, движениях.


Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму.

А из каких же материалов изготавливаются скульптуры?

выполняются из твёрдых или пластических материалов — глины, воска, камня, металла, дерева, кости.

Кого изображают при создании скультур?

изображение человека, животных и очень редко, иных предметов природы.

Как же называют человека посвятившего себя искусству скульптуры?

Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором.

Ребята, скульптура в свою очередь делится на виды в зависимости от назначения.

Вид скульптуры, которая обозрима со всех сторон, называется круглой скульптурой (статуя или композиция). Трёхмерный объём скульптуры — очень важен. Таким образом, обходя работу, создаётся максимально чёткое представление о задумке автора. А сам образ по-разному воспринимается с разных точек зрения и рождаются новые впечатления. Это также достигается за счёт переходов света и тени.
Рельефом называется вид скульптуры, в котором фигуры и предметы на плоскости выступают из неё. Фоном рельефа могут служить выступающие изображения (пейзажи, архитектура). Рельефные изображения не могут выглядеть объёмно. Часто при создании рельефов используется цвет.

Мелкая пластика, малая пластика, скульптура малых форм — самый популярный вид скульптуры. Она родилась ещё на заре человечества, её находят при раскопках самых древних поселений: изделия из обожжённой глины, резьба по дереву, кости, обработанные камни. статуэтки, декоративные медальоны, памятные медали, Они изготавливаются в большом количестве и рассчитаны на широкое распространение. К мелкой пластике также относят античные терракотовые статуэтки, бронзовые фигурки, японские нэцкэ, фарфоровые статуэтки.

-Ребята чем же отличаетсяживопись от скульптуры?

Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность.

Практическая деятельность.

Переходим к выполнению работы.
Ваша главная задача передать всю красоту, изящность человеческого тела в движении.

Разбираем шаблоны, лучше сначала сложить человека на столе.

Затем обводим детали на цветную бумагу и наклеиваем в альбом.

Далее вырезаем своего человека и помещаем его на коллективное панно, выбрав ему соответствующее место.

- Посмотрите ещё раз, внимательно на положение тела бегущего человека.

4. Домашнее задание

нарисовать человека в движении

5.Итоги урока.

- Что особенно удалось в работе?

- Какие трудности возникали при работе?

- Получилось у нас передать события тех далёких времён, что получилось особенно удачно на панно?

- Что бы вы изменили, если бы выдался случай ещё раз выполнять такую работу?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с представлениями о красоте человека в истории искусства; развивать творческую и познавательную активность; воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.

Предмет: изобразительное искусство

Тема: ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Цели: познакомить учащихся с представлениями о красоте человека в истории искусства; развивать творческую и познавательную активность; воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: беседа, самостоятельная работа.

Методы обучения: диалогический, репродуктивный, сравнения.

Приёмы преподавания: беседа, постановка вопросов, демонстрация.

Приёмы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение самостоятельной графической работы.

Зрительный ряд: иллюстрации и репродукции произведений различных жанров и периодов с изображением фигуры человека.

1. Наскальная живопись эпохи мезолита.

3. Фрески Древнего Египта.

4. Рельефное изображение на парадном троне Тутанхамона.

6. Голова императора Каракаллы. Рим.

7. Скульптуры с изображением древнегреческих атлетов.

I. Организационная часть.

Подготовка учащихся к работе на уроке. Приветствие учащихся.

II. Актуализация мотивации опорных знаний.

III. Изучение нового материала.

Учитель. Человек всегда был и остаётся главной темой изобразительного искусства. Многообразные художественные формы произведений живописи, скульптуры, графики позволяют судить об эстетических вкусах и художественных предпочтениях той или иной культуры.


Эти небольшие скульптурки демонстрируют как мастерство исполнения, так и примитивность. Широкие бёдра, увеличенные груди, большой живот, нет даже лица. Как вы думаете, почему женщину изображали таким образом?

Ученики. Потому что в отличие от мужчин женщина могла рожать детей. Широкие бёдра и увеличенные груди как раз говорят об этом.

Мужской образ встречался только в наскальных росписях в сценах охоты. Их фигуры изображались условно, схематично. Для древнего художника человек был воплощением движения.

А вот совсем другое изображение человека. В своём искусстве древнеегипетские художники перешли от обобщённого образа к конкретному. Что в изображении человека вам кажется неестественным? (Демонстрация видеоряда.)

Ученик. Неестественными кажутся позы людей. На изображении они слишком скованны.

Художники Древнего Египта изображали людей по канонам. Канон – свод правил и законов, которыми должен был руководствоваться художник при построении рисунка, – регламентировал в Древнем Египте своеобразный критерий красоты.

Учитель. Перед вами произведения уже другой эпохи. Где и когда они были созданы? (Демонстрация видеоряда.)

Ученик. Это произведения античной Греции.

Учитель. Античное искусство Греции и Рима показывает красоту физически совершенного человека. В образе юноши-атлета воплощены черты прекрасного и гармонически развитого человека, в котором красота физически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным благородством. Энергичным, мощным движением левого плеча вперёд он приготовился к метанию диска. При этом он испытывает колоссальную физическую нагрузку, но внешне остаётся спокоен и сдержан. Создаётся впечатление, что скульптора интересует не столько физическое усилие атлета, сколько его волевая сосредоточенность и сила духа. В III в. в скульптурных портретах Римской империи всё чаще предстают образы новой исторической эпохи. Грубые, жестокие и честолюбивые властители Рима становятся главными объектами изображения.

С иным акцентом выполнена римская статуя Октавиана Августа – это идеализированный памятник могущественному правителю.


Ученик. Согласно легенде Давид (всего лишь пастух, впоследствии мудрый правитель) убил великана Голиафа, сразив его камнем, пущенным из пращи. Он защитил свой народ и стал его справедливым правителем. Микеланджело создал статую как идеал гражданственности, в котором он видел спасение униженной Родины.

Ученик. Юдифь спасла свой народ от нашествия врагов. Тайно пробравшись во вражеский лагерь и пробыв там три дня, она сумела обезглавить опьянённого полководца Олоферна. Войско неприятеля отступило. Отрубленную голову противника героиня преподнесла в дар жителям своего города.


Учитель. Прекрасная и кроткая Юдифь вовсе не воинственна. Её взор обращен к земле, а в смиренной позе нет и намёка на жестокость и насилие. Напротив, она воспринимается как олицетворение высшей справедливости и милосердия. В этом одухотворённом образе есть всё: нежность и достоинство, кротость и сожаление, внутренняя сила и обаяние.

Говорят, легенда о Юдифи пользовалась особой любовью в Венеции. Её образ стал своего рода символом любви к отечеству, самопожертвования.


И в наши дни художники разных народов создают об этом свои произведения. Посмотрите, как слились воедино мать и дитя в рисунке казахского художника Е. Сидоркина.


Они словно единая скульптура – их не разлучить, не расколоть. Великое счастье быть вместе! (Демонстрация репродукции.)


IV. Закрепление изученного.

Да, человек – главная тема в искусстве. В каждой исторической эпохе было понимание красоты по-своему, но в этом разнообразии есть что-то общее.

Посмотрите ещё раз на те произведения, о которых мы говорили, и постарайтесь ответить на мои вопросы.

Учитель. Что объединяет эти произведения?

Ученик. Все они рассказывают о человеке, его красоте.

Учитель. Какое у вас сложилось представление о красоте человека?

Ученик. Красота – это не только внешние качества человека, но и его духовный мир.

Ученик. Духовная красота – это чувство самопожертвования, сопереживания, любви и добра.

Учитель. Какое из показанных произведений произвело на вас наибольшее впечатление? (Ответы учащихся.)

V. Творческая работа.

VI. Подведение итогов урока.

Учащиеся зачитывают свои мини-сочинения. Учитель оценивает работы учащихся.

Домашнее задание: подобрать выполненные в различные исторические периоды репродукции с изображением фигур людей личной пропорции.

Читайте также: