Конспект урока по изо 2 класс композиция

Обновлено: 09.07.2024

ЦЕЛЬ УРОКА: Ознакомить детей с понятием динамики и статики. Применение в композиции движения и статики, на примере схем показать, как они действуют. Прививать интерес к передаче действия в композиции. Закрепить ранее пройденный материал. Развивать композиционные навыки, применяя все ранее полученные знания.

Содержимое публикации

План открытого урока по композиции для 2-го класса детской художественной школы на тему:

"Открытая композиция и замкнутая (закрытая) композиция. Контрасты величин, как способ достижения выразительности станковой композиции"

C ибирякова Н. Н., преподаватель рисунка, живописи, композиции

ТЕМА УРОКА: "Открытая композиция и замкнутая (закрытая) композиция. Контрасты величин, как способ достижения выразительности станковой композиции"

ДАТА УРОКА: 04. 12. 2019 г.

Ознакомить детей с понятием динамики и статики. Применение в композиции движения и статики, на примере схем показать, как они действуют. Прививать интерес к передаче действия в композиции. Закрепить ранее пройденный материал. Развивать композиционные навыки, применяя все ранее полученные знания.

ЗАДАЧИ УРОКА

Выполнить композиции на статику и динамику. Выполнить эскизы, схематично определить местонахождение предметов в зависимости от того какие задачи необходимо решить (например: перед движущимся предметом оставляют достаточное пространство). Организовать пространство. Подобрать цветовую гамму. Выполнить линейный рисунок на формате. После чего, выполнить композиции в цвете, от общего к частному. Общие плоскости выполнить широкими мазками, а детали проработать тонкой кистью

ОБОРУДОВАНИЕ:

Для учителя:

ОБОРУДОВАНИЕИ МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:

Для учащихся:

бумага А3, карандаш простой, ластик, кнопки, кисти, краски, палитра, баночка с водой.

2. Объявление темы урока:"Открытая композиция и замкнутая (закрытая) композиция. Контрасты величин, как способ достижения выразительности станковой композиции"

3.Акцентирование внимания на целях и задачах урока

4.Объяснение новой темы.

5.Практическая часть 6. Итог урока.

- Готовность к уроку. Проверка принадлежностей к уроку.

Объявление темы урока : "Открытая композиция и замкнутая (закрытая) композиция. Контрасты величин, как способ достижения выразительности станковой композиции"

Сюжетная композиция это изображение действия группы людей в определенном окружении роль которого, может играть интерьер, пейзаж.

Если мы внимательно посмотрим на произведение искусства, то можем увидеть, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, круг, овал(показ презентации 4)

В: Какие формы образуют данные изображения?
Ответы детей: треугольник, круг.

В одно фигурной композиции композиционный центр, приковывающий сразу внимание зрителя очевиден. Он является и смысловым композиционным центром. Все соотносится с фигурой человека. В большинстве случаев фигура находится в середине картинного поля или близко к ней, часто занимает почти все поле.

В двух фигурных композициях обе фигуры важны, обе приковывают внимание, даже если одна из фигур по смыслу – второстепенная. Поэтому смысловым композиционным узлом в двух фигурных решениях сюжета часто становится паузой между фигурами – своеобразный выразитель характера общения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Выбрав сюжет, ученики должны продумать содержание рисунков, конкретизируя задачи. Эскиз строится с общего наброска размещения всего изображаемого, в тесной связи с идейным замыслом раскрытия содержания. Каждый ученик должен подумать, что в его рисунке должно быть главным.

2. Когда композиция намечена в общих чертах карандашом, нужно сделать небольшой вспомогательный эскиз в цвете, наметив общее решение обобщенно, без лепки объемов предметов и без деталей, однако передать их освещение, т. к. оно является одним из главных элементов в цветовом решении иллюстрации. Светом можно выделить смысловой центр иллюстрации. Надо сделать, чтобы эскиз композиции в цвете давал решение сюжета, выявление замысла, композиционного центра, цельности.

3. Перенос наиболее удачного эскиза на основной формат бумаги. Детальная прорисовка .

В процессе учителем ведется контроль правильности выполнения работы. Оказание помощи учащимся испытывающим затруднения в работе над композицией.

Анализ проделанной работы. Учитель анализирует работы учащихся (говорит, их плюсы и минусы над которыми необходимо будет поработать).

композицию по мотивам текста басен, учить правильно, располагать рисунок на листе.

Воспитывающие задачи: возбудить интерес к творчеству; способствовать

Развитию творческих способностей; воспитывать аккуратность, умение доводить до конца

Развивающие задачи: развивать зрительное представление учащихся о взаимоотношении действующих лиц при передаче пространства на плоскости листа

Оборудование: иллюстрация к басне

ВложениеРазмер
ruban_n.s._konspekt_uroka_izo_2_kl._kompozitsiya_-_osnova_yazyka_vseh_iskusstv._illyustratsiya_k_basne_i._a._krylova_vorona_i_lisitsa.docx 19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные задачи : научить детей выбирать главное в сюжете и сочетать

композицию по мотивам текста басен, учить правильно, располагать рисунок на листе.

Воспитывающие задачи : возбудить интерес к творчеству; способствовать

Развитию творческих способностей; воспитывать аккуратность, умение доводить до конца

Развивающие задачи : развивать зрительное представление учащихся о взаимоотношении действующих лиц при передаче пространства на плоскости листа

Оборудование : иллюстрация к басне

I. Организационный момент.

III. Беседа с детьми о книжной иллюстрации с показом.

IV. Объяснение последовательности выполнения иллюстрации

V. Самостоятельная работа учащихся

2.Работа в цвете

Технологическая карта урока к уроку №__4__

научить детей выбирать главное в сюжете и сочетать

композицию по мотивам текста басен, учить правильно, располагать рисунок на листе.

возбудить интерес к творчеству; способствовать

развитию творческих способностей; воспитывать аккуратность, умение доводить до конца начатую работу.

развивать зрительное представление учащихся о взаимоотношении действующих лиц и предметов при передаче пространства на плоскости листа

Развивать чувство интереса к рисованию иллюстраций; формировать заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Умение использовать свои наблюдения за животными; исследовать по рисунку-схеме этапы выполнения рисунка животных; формулировать выводы об условиях и правилах необходимых для выполнения задания; выделять характерные особенности наглядных объектов.

способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.)

Чтение, окружающий мир

фронтальная индивидуальная парная групповая

деятельностный способ обучения практикум исследования, рисунок по схеме

раздаточный материал сетевые ресурсы

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

-Здравствуйте ребята! Проверьте свою готовность к уроку. На партах должны лежать:

лист для рисования, простой карандаш, резинка, краски.

Просмотр отрывка мультфильма (или чтение по ролям)

формулирование познавательной цели

выдвижение гипотез и их обоснование формулирование познавательной цели

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

-Кто автор этой басни? (И.А. Крылов)

-Кто главные герои в басне? (ворона, лисица)

-Какие басни Крылова вы еще знаете?

Как мы это будим делать, что при этом использовать – рисовать героев басни, сначала карандашом, затем красками.

выдвижение гипотез и их обоснование формулирование познавательной цели

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Целеполагание Планирование Прогнозирование

И поможет нам в этом наш волшебный конверт, где находятся главные герои, ель.

- нужно правильно разместить главных героев, (вызвать к доске 1-2 ученика) на пространстве листа.

моделирование анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) подведение под понятие, выведение следствий построение логической цепи рассуждений

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Целеполагание Планирование Контроль Коррекция Оценка

Первичное усвоение новых знаний

Как мы это будим делать, что при этом использовать – рисовать героев басни, сначала карандашом, затем красками.

И поможет нам в этом наш волшебный конверт, где находятся главные герои, ель.

- нужно правильно разместить главных героев, (вызвать к доске 1-2 ученика) на пространстве листа.

Нравственно-этического оценивания Самоопределение Развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками

построение логической цепи рассуждений анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) подведение под понятие, выведение следствий установление причинно-следственных связей построение логической цепи рассуждений доказательство выдвижение гипотез и их обоснование

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Целеполагание Планирование Коррекция

Первичная проверка понимания

Скажите (как вы думаете), как одним словом называется правильное расположение предметов на плоскости листа согласно теме или сюжету рисунка – это композиция.

Обучающиеся размещают главных героев и визуального ориентира (ель) на листе. Что ещё нужно дорисовать, что бы было понятно где происходит действие – линию горизонта, небо, землю, лес, траву. Вот и готова новая иллюстрация. А скажите, пожалуйста, какими цветами вы воспользуетесь и что ими изобразите на своём рисунке. В этом нам помогут цветные полоски.

Например ученик вытягивает полоску голубого цвета - предполагаемый ответ:

голубым я изображу небо.

Красным - цветы Жёлтым -

Чёрным, серым - ворону

Коричневым - ствол ели

Ребята, посмотрите как художник нарисовали иллюстрацию к этой басне (показать

Объяснение последовательности выполнения иллюстрации

(на доске вывешены примеры как, нарисовать лисицу и ворону)

Выполняем наброски в карандаше, правильно компонуем лист, пропорционально

выбираем соотношение лисы и вороны.

Прежде чем рисовать надо ещё раз представить сюжет. Что делаем с начала - начинаем рисовать главные предметы. Их лучше изображать крупнее и в центре листа. При этом нельзя

забывать о деталях, которые помогут отразить содержание басни. Например, то, что

находится ближе в представляемой нами картине, рисуем крупнее и ниже на листе, а

то, что дальше — меньше и выше.

Не забывайте, что сначала вы делаете эскиз, поэтому линии должны быть легкими, не

нужно сильно нажимать на карандаш. Приступайте к выполнению работы

Нравственно-этического оценивания Самоопределение Развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками

причинно-следственных связей построение логической цепи рассуждений доказательство выдвижение гипотез и их обоснование

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Переходим к работе в цвете.

Сначала изображаем в цвете небо, потом землю. Затем с помощью кисти и красок

выполняем в цвете нарисованные предметы. При этом сначала выполняем общие

цветовые пятна, затем уточняем детали. При помощи цвета стараемся передать

характер героев, время года, дня, состояние природы, настроение. Например, чувство

тревоги можно выразить мрачными красками и холодными тонами, а радость яркими

Дети начинают работать.

Нравственно-этического оценивания Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Умение использовать различные способы , сбора, обработки, анализа, интерпретации и передачи информации Владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений

Управление выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий , умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Умение определять общую цель и пути ее достижения

Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка

Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция

-Как мы это делали? (учились правильно располагать предметы на листе, рисовали эти предметы детально, раскрашивали рисунок)

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) поиск и выделение информации

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выполнить иллюстрацию к любимой сказке

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) поиск и выделение информации

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Целеполагание Планирование Контроль Оценка

Рефлексия (подведение итогов занятия)

-Если вы считаете, что вы справились с работой, то прикрепите вашу работу на выставку.

Спасибо за урок, до свидания!

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) поиск и выделение информации

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок по басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица"

Изучение басни в 5 классе. Урок сопровождается презентацией.


Видеоролик к басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица" 5 класс


Презентация к уроку родной литературы в 7 классе "Басня И.А. Крылова "Ворона и Лисица"

Презентация к уроку родной литературы в 7 классе "Басня И.А. Крылова "Ворона и Лисица".

Разработка интегрированного урока (обществознание, литература). Изучение темы "Деятельность" на примере басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица"

Разработка интегрированного урока (обществознание, литература). Изучение темы "Деятельность" на примере басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица" 5 класс. Учебник под редакцией В.Я. Коровиной. Один из этап.

Открытый урок на тему "Иллюстрирование басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица"".

Данный урок разработан для учащихся 5 класса.

Урок чтения 5 класс тема: Басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"

Знакомство с жизнью и творчеством баснописца И.А.Крылова.Уточнение понятия художественного произведения - басня.Расширение словарного запаса. Объяснение трудных слов, словосочетаний.Работа над в.


Презентация к уроку ИЗО 2 кл. Композиция – основа языка пластических искусств. Иллюстрация к басне И. А. Крылова

Презентация к уроку ИЗО 2 класс. По теме: " Композиция – основа языка пластических искусств. Иллюстрация к басне И. А. Крылова".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока.

Тема: Композиция как средство выразительности.

Цель: сформировать у обучающхся умения и навыки выполнения композиции.

-способствовать развитию эстетического вкуса, чувства меры, формы, цвета и стиля;

-сформировать навыки и умения в самостоятельном построении композиции;

Материал и оборудование:

Для учителя: доска,проектор.

Для обучающихся: цветная бумага,цветной картон,клей,ножницы,цветные карандаши или фломастеры.

Ход занятия:

-Здравствуйте,ребята!Меня зовут Гульназ Динаровна и сегодня я проведу у вас урок.

Посмотрите на меня!

Ваш экскурсовод сегодня я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

-Ребята,сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие.А чтобы угадать название нашего города,посмотрите на картинки.(Слайд)

-Что в них изображено? (Композиция)

-Правильно,название нашего города-композиция.Ну что же это за город-композиция?

Композиция означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.(Слайд)

-Вот мы с вами и подошли к одной из достопримечательностей нашего городка - Композиционный центр.

Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части. Обычно он является и смысловым центром картины, рисунка и выделяется с помощью различных средств: размером, цветом, освещением, местоположением (Слайд)

Также, в нашем городе существуют три основных закона: закон целостности, равновесия, соподчинения . Если нарушается один из законов - нарушается гармония.(Слайды)

Закон целостности: объединение элементов, частей в единое целое. Цельное произведение – это законченное произведение, в нем ни хочется ничего добавить и убрать.

Закон соподчинения: подчинение всех элементов изображения доминанте (главному элементу в композиции).

Закон равновесия: такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой.

Симметрия - равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части.В симметричной композиции расположение элементов относительно оси должно быть одинаковое. (Слайд)

Асимметрия - неравномерное размещение элементов при сохранении общего равновесия.

В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуравновешенны.(Слайд)

Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.

Ощущение движения /динамику/ можно усилить резкой сменой направления форм, линий, пятен(Слайд)

Статичная композиция - создает впечатление неподвижности, покоя.

Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. (Слайд)

Контраст - противопоставление в композиции (по цвету, фактуре, по форме, по размеру и т. д). (Слайд)Противопоставление маленького большому, темного – светлому, теплого – холодному, и т.д.

-Также, цвет играет большую роль при составлении компазиции.Он помогает нам передавать свои чувства,эмоции,настроение.

-Как думаете,какие цвета передают радость?Грусть?Тревогу?Спокойствие?

-Вот мы и познакомились с городом “Композиция”.И чтобы запомнить этот город,наше путешествие,мы с вами создадим свою композицию.Для этого,проверим,все ли у нас на месте?Цветной картон,цветная бумага,клей,ножницы,карандаши ?

-Перед тем,как начать работать,давайте сделаем физминутку.

Я привстану на носочки,

Хорошенько потянусь.

Раз – наклон, два – наклон,

Словно буква “О” свернусь.

И попрыгаю немножко,

И руками покручу,

Постою на правой ножке

И головкой поверчу…

Тихо сяду, улыбнусь

И работою займусь!

-Ребята,давайте перед тем,как приступить к работе,вспомним правила безопасности.

-На сегодняшнем уроке мы попробуем создать декоративные композиции из цветной бумаги, соблюдая законы и приемы, изученные на уроке.Для этого,сначала вам нужно решить прием и цвет вашей композиции.

Далее составляете композиционную схему из цветовых пятен (т.е.вырезаете из цветной бумаги пятна, располагаете их на листе, наклеиваете на фон);

превращаете цветовые пятна в образы, способом дорисовки простым карандашом;

продолжаете работу в цвете цветными карандашами или фломастерами.

-По окончании работы,вы будете презентовать свои работы с кратким описанием.

Выставка и анализ работ.

-С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?

-Кому сегодня понравился наш урок. А чем именно? Что нового вы узнали на нашем уроке? Кто доволен своей работой?

Мастер класс рассчитан на всех, кто увлекается творчеством и любит создавать красивые, оригинальные и неповторимые вещи своими руками, применение на уроках изо, во внеурочной деятельности.

Назначение: украшение интерьера.

Вид занятия: тематическое рисование во 2 классе.

Оборудование для учителя:
1.Репродукции картин: Левитан И. Берёзовая роща. Поленов В. Бабочки.
Ромадин Н. Весенний дождь. Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка.
2.Компьютер, проектор;

Оборудование для учащихся:
1.Альбом;
2.Гуашевые (акварельные) краски:
3.Банки с водой;
4.Кисти.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, литература.

Тип урока: закрепление пройденного.

Форма проведения: фронтальная, (совместно-индивидуальная).

1.Организационный момент
(психологическая подготовка учащихся к работе на уроке).

2.Определение темы, цели и задач урока.

Учитель:
- Сейчас посмотрим репродукции картин художников. Ваша задача - определить тему урока.

При просмотре картин возможны вопросы к учащимся:
- Посмотрите на цветовую гамму картин.
- Кто может назвать эту цветовую гамму (глухие и звонкие теплые цвета)
- Рассмотрите внимательно и опишите, что вы видите на этой картине словами.
- Посмотрите, как меняется цветовая гамма.

Левитан И. Берёзовая роща.





Учитель:
- Напоминаю, что мы видели и бабочек, и птичку, и вазу с цветами. (Если дети не ответят, то помочь.)
Учитель:
- Мы будем рисовать пейзаж "Красота вокруг нас" или "Красота весеннего дня".

4.Физкультминутка.

Учитель:
- Перед началом работы давайте взбодримся, наберёмся сил, чтобы всю работу выполнить.

(Проговаривание с движениями)
Мы тычок возьмём вот так.
Это трудно? Нет, пустяк.
Вверх, вниз, вправо, влево
Застучали мы тычком,
Как девчонки каблучком.
(При необходимости повторить)

5.Применение изученных правил и выполнение практической работы.

1 этап работы - нанесение фона.


Учитель:
- С какого цвета начинаем работу?
- С чего начинается работа в пейзаже?
(Возможны разные ответы детей)

Дети:
- Прорисовываем фон.
- Небо – синие тычки.
- Поверхность земли – зелёная травка.





3.Этап - прорисовывание деталей.
Учитель:
- Что еще можно изобразить на рисунке?

Дети (возможные ответы):
- Цветы, птицы, бабочки, солнышко, ручеёк.
Учитель:
- Дополните свою композицию самостоятельно.
Учитель:
-Что необходимо сделать, если у вас нет краски коричневого цвета?
Дети:
- Смешать красную и синюю краски.



(Во время практической работы учитель делает целевые обходы):
1) контроль организации рабочего места;
2) контроль правильности выполнения приемов работы;
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроль качества выполняемой работы.

6.Подведение итогов.

Учитель:
- Прикрепите свои рисунки к доске, под рисунком, который вам понравился больше других, поставьте плюсик.
Оценивание работ и высказывание детьми своих точек зрения (почему понравился рисунок)

7. Рефлексия.
Учитель:
- Поднимите баночку с гуашевой краской того цвета, который передаст ваше настроение и покажет, понравился ли вам урок:
Красный – очень понравился и у меня всё получилось.
Зелёный – не очень и мне надо потренироваться в рисовании и смешивании красок.
Синий – мне не понравилось и у меня ничего не получилось.

Практика показывает, что с таким видом работы справляются все учащиеся.

Учитель:
- Спасибо за урок. Урок закончен.
Приведите в порядок свое рабочее место.

Читайте также: