Конспект урока по физике проектная деятельность

Обновлено: 07.07.2024

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

В ходе работы используются элементы проблемного обучения, проектного обучения. Данный урок построен с позиции деятельностного подхода, что является необходимым условием современного образования. Учащиеся анализируют и структурируют информацию, выделяют из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи (информационная компетентность); Учащиеся видят возможности применении теоретических знаний в повседневной жизни (прогностическая компетентность); Учащиеся владеют навыком публичной защиты, умеют слушать и слышать собеседника, корректно ведут дискуссию, инициируют и осуществляют сотрудничество со сверстниками и учителем, согласуют различные мнения в общении и сотрудничестве (коммуникативная компетентность).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель данного урока - повторение и закрепление изученного материала по теме: Западная Европа. Урок проводится в форме групповой работы с элементами проектной деятельности.


Технологическая карта урока "Подвижные игры с элементами баскетбола" (для третьего класса).

План-конспект урока физической культуры, проведённый в третьем классе.Авторы программы: Лях В.И. и др.(Технологическая карта урока).

Проектная работа по теме "Разработка технологических карт уроков по физике"

Разработка структуры технологических карт уроков по физике в рамках реализации ФГОС ООО второго поколения. Торетическая часть.


Тип урока-изучение нового материала.Цель урока-формирование норм здорового образа жизни, научить высказывать свое мнение и давать оценку.


Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн.


Технологическая карта урока английского языка Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения

Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это интересно. Важно обучать школьников навыкам исследовательской деятельности. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, достигнуть более высоких результатов. Для учителя физики важным является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников: зарождаются основы системного мышления, формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов, развиваются творческие способности, воображение, фантазия, воспитываются целеустремленность, организованность, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.

Проекты, бывают разными:

  • по продолжительности подготовки (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный),
  • по количеству участников (индивидуальный, работа в парах, групповой),
  • по методу (творческий, исследовательский, информационный или ознакомительно-ориентированный).

Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у учащихся элементарные навыки работы, пробудить интерес к исследовательской работе. А для этого важно научить учащихся:

  1. ставить цель и задачи проекта;
  2. составлять план исследований;
  3. использовать в работе необходимые приборы и материалы;
  4. собирать установки;
  5. проводить исследования;
  6. формулировать выводы.

Например, на уроках физики в 8,10 классах при прохождении тем по электричеству я использую демонстрационные наборы по электротехнике. Ребята с большим увлечение собирают электрические схемы. Это позволяет лучше усвоить целый блок тем на запоминание закона Ома, условных обозначений и видов соединения электрических приборов. [ №3 - Баркова, Е.Ю. Метод проектов на уроках физики/ Е.Ю. Баркова// Физика. Первое сентября.- 2004. № 35.- с. 3-6.]

Проектная деятельность включает следующие этапы:

Представленный конечный продукт совместной деятельности может быть разный: создание сайта, научных рефератов в электронном виде, мультимедийных презентаций, сборка электрических схем, макетов и т.д.

По окончании работы над проектом проводится презентация: ребята демонстрируют свои творческие наработки в классе, делятся идеями о дальнейшей работе. Оценка проекту, его значимость во многом зависит от умения учащегося представить свою работу. И поэтому важно сформулировать ряд вопросов, отвечая на которые ученик докажет важность его работы. К ним можно отнести:

Учебный проект имеет ряд преимуществ: он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая баланс между теорией и практикой; обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу; успешно интегрируется в образовательный процесс; проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу; позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

На уроках физики в 11 классе при прохождении тем по получению электроэнергии в КР я предлагаю детям выбрать ГЭС, собрать по ней информацию, сделать презентацию и макет. Данный проект повышает интерес к данной теме, увеличивает объем знаний у ребят. [ №4 - Голуб, Г.Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова.- Самара: Профи, ЦПО, 2003.-236 с]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация проекта способствовала бы развитию у участников образовательного процесса представления о том, как можно применить законы физики о тепловых явлениях применительно к организму человека. Ведь первейшая потребность человека – сохранение его жизни и здоровья. Большинство людей не знают, какими большими резервами физического здоровья обладает организм, как можно сохранить, развить и использовать эти резервы. Не менее важно знать, какие физические законы объясняют процессы, протекающие в организме.

Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся конкретной школы, но и для других школ.

В его основе – развитие познавательных процессов ученика, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Добиться такого результата можно только тогда, когда у школьников будут сформированы самостоятельность мысли, умение находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных предметных областей и сфер деятельности, способность прогнозировать результаты и возможные последствия вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов формирует у старшеклассников новый тип мышления – интегративное мышление.

с. Сергиевка


Проект по физике

Разработала:

учитель физики: В.Н.Калугина

Автор: учитель физики МБОУ СОШ с.Сергиевка Калугина В.Н.

Межпредметный проект: физика и учебные предметы, близкие к изучаемой теме – биология, экология, основы безопасности жизнедеятельности.

Участники проекта: учащиеся 10-11 класса.

Оборудование: компьютеры, принтер, сканер, ксерокс, учебные плакаты наглядные пособия.

Цели проекта:

Формировать умение применять законы физики для объяснения процессов, протекающих в организме человека.

Развивать познавательную активность и исследовательскую деятельность учащихся.

Воспитывать экологическую грамотность учащихся.

Привлечь внимание к проблеме сохранения и укрепления здоровья старшеклассников.

Совершенствование педагогических технологий, развивающих навыки общения и сотрудничества.

Задачи проекта:

Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, с использованием различных источников (компьютерных баз данных, библиотек) в работе над проектом.

Научить учащихся обмениваться информацией, умению выразить свою точку зрения и обосновать ее.

Научить учащихся работать индивидуально, в парах, в группах по теме проекта.

Сформировать убеждение в единстве законов живой и неживой природы.

Развить умения и навыки организации презентации проекта.

Обеспечить практическое применение школьниками полученных знаний.

Развить у школьников чувство ответственности за порученное дело.

Научить анализу и оценке собственных творческих и деловых возможностей учащихся и учителя.

Крайне малое время, отведенное на усвоение школьниками знаний в области физики в процессе учебных занятий, а также во внеурочное время, сказывается на недостаточном уровне знаний. Влияет и дефицит знаний о практическом применении законов физики в жизнедеятельности человека. Поэтому у нас возникла необходимость в разработке проекта коллективного творческого дела, реализация которого способствовала бы развитию у участников образовательного процесса представления о том, как можно применить законы физики о тепловых явлениях применительно к организму человека. Ведь первейшая потребность человека – сохранение его жизни и здоровья. Большинство людей не знают, какими большими резервами физического здоровья обладает организм, как можно сохранить, развить и использовать эти резервы. Не менее важно знать, какие физические законы объясняют процессы, протекающие в организме.

Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся конкретной школы, но и для других школ и за ее пределами.

В его основе – развитие познавательных процессов ученика, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Добиться такого результата можно только тогда, когда у школьников будут сформированы самостоятельность мысли, умение находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных предметных областей и сфер деятельности, способность прогнозировать результаты и возможные последствия вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов направлен к тому, чтобы формировать у старшеклассников новый тип мышления – интегративное мышление.

Определяем типологические признаки проекта:

По доминирующей деятельности – смешанный тип, так как его реализация требует объединить все виды деятельности: исследовательскую, творческую, поисковую, практико-ориентированную.

По предметно-содержательной области – монопроект, ибо предусматривает применение знаний физики, биологии, экологии, основ безопасности жизнедеятельности.

По характеру координации проект открытый, с явной координацией, так как учитель-физик ненавязчиво направляет работу его участников, организует отдельные этапы проекта, деятельность исполнителей.

По характеру контактов – внутренний (проект организуется внутри одного класса).

По количеству участников проекта – групповой.

По продолжительности выполнения – краткосрочный, так как занимает 3 урока физики.

При работе над проектом предусматривается объединение учащихся в творческие рабочие группы, специализирующиеся как:

Координатор (координация деятельности творческих групп).

Физики-теоретики (изучение и анализ раздела физики)

Физики-практики (формулировка и решение задач)

Биологи (изучение систем организма человека)

Экологи (исследование экологической обстановки в регионе, городе; изучение влияния негативных факторов среды на организм человека)

Медики-гигиенисты (объяснение закономерностей работы систем организма, основ первой медицинской помощи)

Группа информационной поддержки (оформление слайдов, фотосъемка, компьютерная презентация проекта)

Фотоматериалы по проекту.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

ЗАДАЧИ: определение темы, уточнение целей, постановка задач, актуальность проблемы, выбор творческих рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, изучение методов и форм работы по уроку, выбор критериев оценки результатов.

УЧАСТНИКИ (ученики): организуются в рабочие группы, уточняют информацию, обсуждают задание, формируют задачи и способы взаимодействия, выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

КООРДИНАТОР (учитель физики): мотивирует участников проекта, объясняет цели проекта, обсуждает методы и формы проведения урока, помогает в анализе, оговаривает сроки проведения выполнения заданий, наблюдает.

ФИЗИКИ-ТЕОРЕТИКИ: выявляют источники информации, обсуждают методическую литературу по физике.

ФИЗИКИ-ПРАКТИКИ: формулируют задачи, выявляют источники информации, обсуждают методическую литературу по физике.

БИОЛОГИ: выявляют источники информации, обсуждают методическую литературу по биологии.

ЭКОЛОГИ: выявляют источники информации, обсуждают методическую литературу по географии, экологии.

ГРУППА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ: обсуждает формы выполнения компьютерной графики презентации проекта, создания в файлах иллюстративного материала, определяют все, что необходимо для фотоматериалов.

ЗАДАЧИ: сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности, выполнение проекта.

УЧАСТНИКИ (ученики): самостоятельная работа над заданием / индивидуальная, групповая, парная /, исследовательская деятельность по группам, работа над проектом.

КООРДИНАТОР: координирует деятельность творческих групп, выясняет круг людей, способных оказать методическую и техническую помощь в организации проекта.

ФИЗИКИ-ПРАКТИКИ: формулируют задачи, объясняющие процессы дыхания, кровообращения, нервной системы, протекающие в организме человека.

БИОЛОГИ: рассматривают строение и функции систем организма: дыхательной, кровеносной, нервной, опорно-двигательной.

ЭКОЛОГИ: изучают вопросы экологической обстановки в республике Татарстан, а именно проблему загрязнения воздуха; рассматривают последствия неблагоприятной обстановки.

МЕДИКИ: изучают вопросы негативного влияния на организм человека нарушений функций дыхательной, кровеносной, нервной, опорно-двигательной систем.

ГРУППА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ: оформляют наглядный материал по физике, биологии в виде учебных таблиц, схем, рисунков; готовят компьютерную презентацию.

ЗАДАЧИ: выполнение проекта, обсуждение достигнутых результатов.

УЧАСТНИКИ (ученики): работа над проектом в группах.

КООРДИНАТОР: координирует деятельность творческих групп.

ФИЗИКИ-ТЕОРЕТИКИ: изучают и закрепляют знания законов физики:

ФИЗИКИ-ПРАКТИКИ: формулируют и решают задачи:

-Сколько молекул участвуют во вдохе человека? (дыхательная система);

-Сколько молекул гемоглобина содержится в крови? (кровеносная система);

-Сколько атомов содержится в нервной клетке? (нервная система);

-Определить температуру мышцы (опорно-двигательная система);

-Определить массу нагреваемой воды за счет тепловой энергии, затраченной на испарение пота (тепловые явления).

БИОЛОГИ: исследуют материалы из курса биологии:

1.Дыхательная система: легкие, как орган дыхания; дыхательные движения.

2.Кровеносная система: значение крови, ее состав, строение и функции.

3.Нервная система: строение нервной системы, ее значение.

4. Опорно-двигательная система: функции опорно-двигательной системы, скелет человека, деформации тела человека.

-состав биосферы Земли;

-краткая справка о загрязнении атмосферы в республике Татарстан;

-о неблагоприятных последствиях загрязнения атмосферы.

МЕДИКИ: готовят информацию:

-последствия разрушения нервных клеток организма;

-последствия неправильной осанки позвоночника;

-рекомендации по сохранению здоровья человека.

ГРУППА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ: сканируют учебные схемы и рисунки с учебника биологии:

Ведет подготовку к компьютерной презентации: набирает текст, вставляет отсканированный материал, оформляет слайды.

ЗАДАЧИ: анализ выполнения проекта, обсуждение достигнутых результатов, анализ полноты достижения поставленной цели.

УЧАСТНИКИ (ученики): участвуют в коллективном самоанализе проекта, демонстрация проделанной самостоятельной работы.

КООРДИНАТОР: обсуждает презентацию проекта, формы показа, последовательность выступления, участников выступления, установливает регламент.

ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА в составе физиков-теоретиков, физиков-практиков, биологов, экологов, медиков: демонстрируют исследовательскую работу, репетируют предстоящую презентацию проекта.

ГРУППА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ: обсуждение предстоящей презентации, показ слайдов.

КООРДИНАТОР: наблюдает за ходом проведения урока, направляет ход урока.

Учитель сообщает тему и цели урока.

Экологи вместе с учащимися вспоминают, что жизнь на Земле возникла благодаря существованию гидросферы и атмосферы, что человек может прожить без пищи до 90 суток, без воды – 4-5 суток, а без воздуха – всего до 5 минут. Воздух необходим человеку для дыхания.

Биологи докладывают, что дыхание – это перенос кислорода из окружающей среды внутрь организма. У человека в дыхании принимает участие вся поверхность тела, особенно интенсивно дышит кожа на спине, груди, животе. Однако интенсивнее всего происходит дыхательный процесс в легких. Общая площадь поверхности легких, если развернуть все 700 млн. альвеол – микроскопических пузырьков, через стенки которых происходит газообмен между воздухом и кровью, – составит 90 – 100м 2 , а общая площадь поверхности кожи человека – около 2м 2 , т. е. в 45 – 50 раз меньше.

Физики-теоретики повторяют закон Бойля – Мариотта и объясняют процесс вдоха и выдоха: при вдохе за счет работы межреберных мышц объем грудной клетки увеличивается, давление воздуха в легких уменьшается, поэтому он поступает из атмосферы в легкие, затем вследствие расслабления мышц объем грудной клетки уменьшается – происходит выдох.

Экологи подчеркивают, что воздух, так необходимый нам для дыхания, должен быть чистым. Загрязненный воздух поражает органы дыхания и слизистые оболочки органов пищеварения, вызывает нарушение деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем.

Физики-практики ставят задачу.

Объем воздуха, поступающего в легкие при вдохе, около двух литров, плотность воздуха 1,3 г/л. Сколько молекул участвуют в нашем вдохе, если молярная масса воздуха равна 0,029 кг/моль?

Биологи напоминают, что дыхательная система прямо связана с кровеносной. Вдыхаемый кислород связывается гемоглобином, образуя оксигемоглобин, который разносит кислород через кровеносные сосуды по всем клеткам организма.

Физики-практики ставят задачу №2.

В теле человека содержится пять литров крови. Масса молекулы гемоглобина 1,9*10 -21 г, плотность гемоглобина 1 г/см 3 . Сколько молекул гемоглобина содержится в крови человека?

Биологи напоминают, что функции всех систем организма человека находятся под контролем нервной системы. Нервная ткань состоит из 14 млрд. нервных клеток. Если разрушить нервную клетку, то она не восстанавливается (в отличие, например, от мышечной ткани).

Медики констатируют, что к разрушению нервных клеток приводят стрессы, инфекционные болезни, нервные потрясения. Люди должны относятся друг к другу сочувственно, бережно, с уважением и любовью и помнить, что разрушение нервных клеток – процесс необратимый.

Физики-практики ставят задачу №3.

Нервная клетка может вытянуться до 1 м. Ее диаметр в среднем равен 10 -4 см. Каждый из атомов, которые входят в состав клетки, занимает объем 3*10 -23 см 3 . Сколько атомов содержится в такой клетке?

Физики-теоретики повторяют первый закон термодинамики и предлагают учащимся подумать, может ли живой организм работать как тепловая машина?

Физики-практики ставят задачу №4.

Определите температуру мышцы T1, предполагая, что она работает как тепловая машина с кпд, равным 30% при температуре 25°С.

Анализируем ответ. Если бы мышца работала как идеальная тепловая машина, то она нагрелась бы в этих условиях до 150°С. Это нереально, так как белки разрушаются при температуре около 50°С (из вареного яйца сырое не получишь). Следовательно, в живом организме работа совершается за счет изменения энергии системы.

Учитель. Обсуждаем вопросы:

За счет каких процессов происходит изменение внутренней энергии в организме человека? (Окисление глюкозы и белков, расщепление и окисление жиров.)

На что расходуется энергия, которая образуется в клетках тела человека в процессе окисления глюкозы и других органических веществ? (Основная часть энергии используется для синтеза новых органических веществ, необходимых для жизнедеятельности организма, другая часть выделяется в виде тепла и согревает тело.)

Процесс окисления глюкозы и других органических веществ происходит непрерывно, следовательно, температура тела человека должна повышаться, но она остается постоянной. Почему?

Физики-практики ставят задачу №5.

Известно, что при тяжелой физической работе человек выделяет пот объемом до 10 литров. Какая масса воды может быть нагрета от 40 до 100°С за счет той тепловой энергии, которая затратилась на испарение пота объемом 10 литров? (Удельная теплота парообразования пота равна 24,36*10 6 Дж/кг.)

Исследования показали, что человек начинает ощущать перегрев своего тела во влажном воздухе при температуре 30°С, а в сухом воздухе при 40°С. Почему в сухом воздухе легче переносится жара?

Замечено, что случаи заболеваний органов дыхания чаще бывают зимой при относительной влажности 30 – 32%. А при той же самой температуре, но более высокой относительной влажности – реже, Чем это объяснить?

Биологи акцентируют внимание на том, что нижние конечности, покровы ступни испытывают деформацию сжатия, верхние конечности – деформацию растяжения, шея при повороте головы, кисти рук при вращении, туловище в пояснице при повороте – деформацию кручения, позвоночник при наклоне – деформацию изгиба.

Медики акцентируют внимание на том, что при формировании скелета необходимо следить за осанкой. Неправильная осанка приводит к искривлению позвоночника.

Учитель подводит итог урока.

КООРДИНАТОР: участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. Для себя делает вывод, что при этом методе развиваются диалектическое и системное мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предметов.

ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА в составе физиков-теоретиков, физиков-практиков, биологов, экологов, медиков, группы информационной поддержки: анализируют и оценивают результаты проекта. Делают вывод, что такие уроки, на которых используются межпредметные связи, нравятся учащимся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня в общеобразовательных учреждениях стали активно освещать вопрос использования исследовательской деятельности, как педагогами, так и учащимися. Человек, обладающий элементарными навыками научно – исследовательской работы, сможет применить и развить их в различных областях деятельности.

Исследовательский проект на уроках физики

Сегодня в общеобразовательных учреждениях стали активно освещать вопрос использования исследовательской деятельности, как педагогами, так и учащимися. Человек, обладающий элементарными навыками научно – исследовательской работы, сможет применить и развить их в различных областях деятельности. Для учащихся навыки научно – исследовательской деятельности – это большое подспорье при поступлении в ВУЗЫ, участие в научных конференциях, семинарах, олимпиадах. Однако, к сожалению, опыт показывает, что не все школьники владеют навыками исследовательского подхода в решении различных вопросов, многие не умеют писать, рефераты, доклады, проекты, составлять тезисы и т.д. Наша задача, дать определенные навыки и умения в этом направлении. Методика использования исследовательской деятельности представляет собой умение владеть экспериментальными методами и предполагает поэтапное, с учетом возрастных способностей учащихся целенаправленное формирование всех компонентов научно – исследовательской культуры школьника:

Мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение объяснение понятий, конкретизация; доказательство и опровержение; умение видеть противоречие);

Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

Специальных исследовательских умений и навыков.

Все эти умения и навыки исследовательской деятельности можно формировать используя метод проектов, где отрабатывается методика исследовательской деятельности.

По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо-культурной среде.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Цели и задачи проектно-исследовательского метода.

Основной целью данного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблем с помощью взрослого;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Сущность исследовательской деятельности, как составная часть учебных проектов.

Учебные исследования, проводимые школьниками в рамках учебных проектов, могут нести объективное новое знание прикладного характера. Одна из важных задач общеобразовательной школы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. Практика работы убеждает, что исследовательская деятельность может быть освоена только в действии и это действие должен направлять учитель.


Основные этапы, которые я строго соблюдаю при выполнении урока – эксперимента и подготовке проектов:

а) выделение внутреннего учебного материала; (проблемная ситуация)

б) организация целесообразной деятельности; (поиск способов решения, исследовательская, поисковая практика, оформление результатов)

в) обучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на высшие ступени (защита своего проекта).

Деятельность с детьми, в том числе и обучение, стараюсь строить с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.

Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.

Основные требования, которые необходимо соблюдать, используя метод проектов в исследовательской работе.

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;

5. Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.

6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием по-этапных результатов).

7. Использование исследовательских методов:

определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

оформление конечных результатов;

анализ полученных данных;

Четкость организации данной деятельности определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективное применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указываю необходимую и дополнительную литературу для самообразования, требования к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов.

Можно выделить алгоритм проектирования или по другому поэтапное разделение деятельности.

Этапы выполнения проекта.

При выполнении проекта качественно меняется роль учителя и ученика. Они различны на разных этапах проектирования. Это можно более наглядно увидеть в таблице №1, которая представлена в приложении 1.

Этапы выполнения проекта. Таблица 1

Определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы

Уточняют информацию, обсуждают задание. Ученики активные участники проекта

Мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает

Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде

Формирует задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха

Помогает в анализе и синтезе (по просьбе),

Управляет работой детей . но не навязчиво.

Работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследование

Выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе)

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке

Наблюдает, направляет процесс анализа (если это необходимо)

Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка

Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта

Роль учителя при выполнении проекта

Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если видишь, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Учащимся трудно:

намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;

осуществлять и аргументировать выбор;

предусмотреть последствия выбора;

действовать самостоятельно (без подсказки);

сравнивать полученное с требуемым;

объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

изготовление проекта в виде презентации, реферата, буклета - как правило, многокрасочное издание, отпечатанное на одном листе, сфальцованное любым способом в два и более сгибов (гармошкой, дельтообразно, с поперечным фальцем и т.д.).

Плакат - чистовое издание большого формата,

Роль учащихся в выполнении проекта

Но нужно тактично подойти к анализу работы, показать ученику, что он может выполнить на следующий год новую работу, которая ему будет интересной, а я тебе помогу.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.

Читайте также: