Конспект урока песок глина 5 класс 8 вид природоведение фгос

Обновлено: 05.07.2024

-сформировать у учащихся представление о свойствах песка и глины.

Базовые учебные действия .

Личностные УД:

-проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта;

-проявление внимания, желания больше узнать;

-сравнение разных точек зрения;

- умение считаться с мнением другого человека;

-проявление терпения и доброжелательности.

Регулятивные УД:

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией ;

- следовать инструкции при выполнении задания.

Познавательные УД:

- различать изученные явления и их свойства;

-обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные УД:

- слушать и понимать речь других;

- вступать в диалог;

-уметь строить монологическое высказывание;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Формы и методы обучения.

Проблемный, игровой, наглядный, практический методы.

Фронтальная , индивидуальная работа.

Технологическая карта урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Базовые учебные действия

Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

Цель: эмоциональная,

мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Улыбнемся друг другу, улыбнемся гостям, улыбнемся мне и с хорошим настроением начнем урок.

Дежурный сдает рапорт. Время года, день недели, число, месяц.

Дети выполняют задание.

Слушать и понимать речь других(КУД).

Повторение пройденного материала.

Цель: проверка знаний учащихся.

Мы с вами сейчас повторим материал прошлого урока. Взяли слова синего цвета, разложили на парте.

1.Верхний слой суши-сложите слово.

2. Распределите на картинке слои почвы.

К каждому слою по картинке распределяют слова: перегной, песок, камни, глина.

Активно участвовать в деятельности(РУД).

Выделять некоторые существенные и отличительные свойства хорошо знакомых предметов(ПУД).

Введение в тему урока.

Цель: о беспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

У нас сегодня не просто урок, а урок исследование.

Мы сегодня будем учеными, будем проводить опыты. Распределимся на пары.

Чтобы узнать тему нашего урока, вы должны отгадать загадки:

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

2) Если встретишь на дороге -
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (Глина)

- Правильно. Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о слоях почвы. Это песок и глина.

Мы познакомимся с свойствами песка и глины, узнаем о применении песка и глины в хозяйственной деятельности человека, о способах их добычи.

Какая тема нашего урока?

Так как у нас сегодня с вами урок исследование-я ставлю перед вами проблемный вопрос:

Почему после дождя на песке не образуются лужи, а на глинистых поверхностях они держатся долгое время?

Раз есть проблема, то её нужно решить.

Какие цели поставим перед собой?

Формируют тему урока и ставят цели.

Учащиеся разгадывают загадку.

Дети высказывают предположения.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Высказывают свои предположения, выражают свои мысли(КУД).

Совместно с учителем обнаруживают и формируют учебную задачу (РУД).

Ориентируются в своей системе знаний (ПУД).

Освоение нового материала:

Цель: актуализация знаний учащихся.

И так тема обозначена, цели поставлены.

Посмотрите презентацию о песке и глине.

В детстве все любят играть с песком. Разное состояние песка позволяет по-разному с ним обращаться. Если сухой песок интересно пересыпать и раскидывать, то мокрый дает возможность для того, чтобы что-то из него строить.

Песок - это мельчайшие частицы горной породы, которую за долгие годы источили вода, ветер и температура, то есть горные породы прошедшие сквозь многоступенчатую систему выветривания

Смотрят презентацию, слушают рассказ учителя.

Понимать инструкции и следовать им в своей практической работе(РУД).

Физкультминутка.

Направлена на снятие и предупреждение физической и эмоциональной усталости.

Обучающиеся выполняют упражнения, при этом обсуждая , мешает воздух передвигаться или нет.

Практическая работа под руководством учителя.

Цель: с помощью опытов уметь делать умозаключения

Опыт 1. Изучение внешнего вида песка и глины

Рассмотрите песок и глину через лупу на листе белой бумаги (у каждого на столе – образцы), сделайте вывод, из чего состоят песок и глина, определите цвет, наличие запаха

Вывод: песок состоит из песчинок разной величины: одни крупнее, другие - помельче , а глина из более мелких частичек; песок по цвету бывает жёлтым или белым, может включать красноватые песчинки, а глина – коричневая, жёлтая, белая и серая; в сухом виде запаха не имеют, но мокрая глина имеет специфический запах.

Высыпьте песок и глину из стакана на лист бумаги. Легко ли это было сделать? Сделайте вывод о сыпучести песка и глины.

Вывод : песок легче пересыпается струйкой; песок сыпучий.

Глина струйку не образует, она не обладает сыпучестью.

Придайте сырому песку форму шарика. Определите, сохраняет ли форму песок? А мокрая глина? Сделайте вывод о вязкости и пластичности песка и глины.

Вывод: песок не обладает вязкостью, его частицы плохо прилипают друг к другу, а глина вязкая и пластичная, легко скатывается в шарик.

В 2 стакана вставьте стеклянные воронки. В них поместите фильтры из комочков ваты. На один фильтр насыпьте песок, на другой - глину. Налейте в воронки по одинаковому количеству воды. Посмотрите, из какой воронки вода вытечет быстрее.

Вывод: песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо.


учащиеся узнают новые виды нерудных полезных ископаемых: песок, глина, соль.

Задачи урока:

1. Объяснят хозяйственное значение песка, глины, соли.

2. Изучат полезные свойства нерудных полезных ископаемых.

1. Я знаю свойства песка, глины, соли.

2. Я могу рассказать, где используют песок, глину, соль.

Ход урока.

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (1 мин)

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, пожелайте мысленно удачи. Теперь мы с хорошим настроением начнём наш урок.

II. Актуализация знаний. (3 мин)

Сегодня мы продолжаем изучать полезные ископаемые нашей страны, но сначала вспомним, что мы уже знаем об этом природном богатстве.

Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

1. Полезные ископаемые делятся на 3 группы: рудные, нерудные и горючие.

2. Твёрдые горные породы, в состав которых входят металлы (железо, алюминий, медь и т.д.) называются нерудными.

3. Горючие полезные ископаемые используют как топливо.

4. Железная руда серебристо-белого цвета.

5. Из железной руды получают сталь.

6. Медная руда красновато-золотистого цвета.

7. Гранит состоит из частиц полевого шпата, кварца и слюды.

8. Из известняка делают памятники и опоры мостов.

9. Гранит можно разделить на куски только сильным взрывом.

10. Мрамор очень прочный и твёрдый вид известняка.

Проверка по эталону. Самооценивание.

презентация по познанию мира Песок, глина. Соль

III. Работа по изучению нового материала.

1. Тема урока, цель и критерии успеха. (2 мин)

Сейчас вы отгадаете загадки и узнаете о том, какие полезные ископаемые будем изучать сегодня на уроке.

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать,

И как хочешь с ним играть. (песок)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (глина)

Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище - каждому нужна. (соль)

- Догадались, какой будет тема нашего урока?

Давайте поставим цель урока и определим критерии успеха.

- Подумайте, вспомните, что вы знаете о глине, песке, соли и заполните первый столбик таблицы, а во второй столбик запишите то, что бы вы ещё хотели узнать об этих полезных ископаемых.

(несколько учащихся читают свои записи)

3. Самостоятельное изучение нового материала.

1) Учащиеся переходят в рабочие группы. Каждая группа получает свою часть текста. Каждый ученик изучает новый материал индивидуально, затем обсуждают в паре и в группе. (8 мин)

2) Учащиеся возвращаются в домовые группы и по очереди рассказывают свою часть нового материала.

Взаимооценивание. Члены группы оценивают, как ученик объяснил новую тему с помощью сигналов (зелёный-красный круг). (10 мин)

Весь материал - в архиве.


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЕСОК И ГЛИНА.

Полезные ископаемые — это природные богатства, которые люди добывают из глубины (недр) Земли или с её поверхности.

Полезные ископаемые встречаются в 3-х видах:

твёрдые (руда, мрамор, соль, песок, глина. ),

газообразные (природный газ).

ПЕСОК и ГЛИНА относятся к твёрдым полезным ископаемым.

Песок добывается в руслах рек и в карьерах. Глину добывают в карьерах.

Загадка : Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК)

hello_html_6c01bf3b.jpg

ПЕСОК — это рыхлый продукт разрушения твёрдых горных пород (гранита и кварца), состоящий из мельчайших частиц.

Свойства песка:

хорошо пропускает воду,

плохо сохраняет форму

Виды песка:

Речной песок — это строительный песок, добытый из русла рек. Отличается высокой степенью очистки и отсутствием примесей и камешков.

Карьерный песок -это песок, добытый в карьере, путём промывки большим количеством воды (чтобы вымыть глину и пыль).

Строительный песок — это сыпучий материал, который образовался от разрушения скальных пород (крупный).

Применение песка:

в составе строительных материалов;

при возведении дорог, насыпей;

при благоустройстве территорий,

при производстве бетона,

в процессах фильтрования и очистки воды;

в лечебных целях;

для изготовления стекла (кварцевый песок).

Загадка: Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (ГЛИНА)

hello_html_20a573ec.jpg

ГЛИНА —это мелкозернистая горная порода. В сухом состоянии пылевидная, при увлажнении — пластичная.

Свойства глины:

hello_html_m71aaf30.jpg

плотная,

плохо пропускает воду,

можно придать любую форму,

Применение глины:

гончарное производство (посуда, игрушки),

hello_html_m31edad6c.jpg

кирпичное производство,

в медицине (мази),

в косметологии (маски).

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу.

Определение

это рыхлый продукт разрушения твёрдых горных пород (гранита и кварца), состоящий из мельчайших частиц.

это мелкозернистая горная порода. В сухом состоянии пылевидная, при увлажнении — пластичная.

Речной песок — это строительный песок, добытый из русла рек. Отличается высокой степенью очистки и отсутствием примесей и камешков.

Карьерный песок -это песок, добытый в карьере, путём промывки большим количеством воды (чтобы вымыть глину и пыль).

Строительный песок — это сыпучий материал, который образовался от разрушения скальных пород (крупный).

хорошо пропускает воду,

плохо сохраняет форму

плохо пропускает воду,

можно придать любую форму,

в составе строительных материалов;

при возведении дорог, насыпей;

при благоустройстве территорий,

при производстве бетона,

в процессах фильтрования и очистки воды;

в лечебных целях (горячий);

для изготовления стекла (кварцевый песок).

гончарное производство (посуда, игрушки),

в медицине (мази),

в косметологии (маски).

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 259 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.04.2017 1219
  • DOCX 147 кбайт
  • 31 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Дениченко Альбина Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Оборудование: коробки с песком, глиной, стекло, лупы, стакан с одинаковым количеством воды, 2 воронки, 2 банки, одинаковое количество песка и глины.

Ход урока

Актуализация опорных знаний.

1) Организационный момент. Эмоциональный настрой.

– что вы знаете о песке и глине?

– Где их используют.

Вывод: песок и глина – продукты распада гранита.

Эмоциональный настрой.

– Сегодня на некоторое время мы все вместе представим себя в современной научной лаборатории. Нам предстоит провести нелегкое, но интересное исследование.

Работа со словариком.

– откроем словарик исследователя и вспомним, что такое лаборатория. (лаборатория – это помещение, где проводятся исследования и опыты).

–А что такое опыт (Опыт – проверка какого-либо предположения (гипотезы) на практике. Опыты интереснее и лучше проводить самому, своими руками, а не смотреть, как их делают другие).

– какие вопросы должен задавать себе самому каждый исследователь? (Что? Как? Где? Почему? Зачем? Когда? Отчего? А что из этого следует?)

Представление должностных лиц.

– Какие законы мы должны соблюдать?

  • Все участвуют в работе, у каждого своя роль.
  • Все друг другу помогают.
  • Конфликты решаются мирным путем.
  • Когда один говорит, все внимательно слушают.

Формирование новых знаний и способов действий.

Цель: установить, какими свойствами обладают полезные ископаемые песок и глина, на какие свойства опирается человек при их использовании.

1) Самостоятельная работа, выполнение опытов, оформление результатов в таблице.

Опыт 1. Установление сыпучести.

Цель: узнать, что легче пересыпается песок или глина.

(вывод: песок легче пересыпается струйкой. Песок сыпучий.

Глина струйку не образует. Глина не обладает сыпучестью)

Опыт 2. Определение вязкости песка и глины.

Цель: узнать, что прочнее связывается друг с другом – частицы песка или глины.

Смешать песок и глину и сделать шарики, колбаску, калачик.

(Вывод: глина легко скатывается в шарик. Он прочный, пластичный, из него можно сделать колбаску, согнуть калачик. Из песка шар, колбаску сделать нельзя, он рассыпается. Песок не обладает вязкостью, его частицы плохо прилипают друг к другу, частицы глины очень хорошо прилипают друг к другу).

Опыт 3. Установить водопроницаемость песка и глины.

Цель: выяснить, что лучше пропускает воду – песок или глина. В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в одну воронку засыпать песок, а в другую – глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Пронаблюдать, в каком стакане раньше появились капли воды. Какой стакан быстрее наполнится водой.

(Вывод: раньше появились капли из воронки с песком. Вода в этом стакане собирается быстрее, чем в воронке с глиной. Песок хорошо пропускает воду. Глина - хуже).

2) Проверка самостоятельной работы. Сравнение свойств.

Основные свойства Песок Глина
Сыпучесть + -
Вязкость - +
Водопроницаемость + -

3) Организация исследования.

Проблема: отличие свойств песка и глины.

Предмет исследования: песок и глина.

Задача: узнать в чем причина отличий свойств песка и глины.

А) строение частиц

Б) размер частиц

В) расположение частиц.

План исследования:

  1. Изучим внешний вид песка и глины.
  2. Изучим строение песка и глины при помощи лупы.
  3. Проведем моделирование.
  4. Сделаем вывод, верно ли наше предположение.

Результат исследования:

  1. Песок и глина состоят из отдельных частиц, но форма размеры, расстояние между ними различны.
  2. Песок состоит из кружочков разного размера, глина состоит из мелких частиц похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой

Моделирование частиц из пластилина.

Вывод:

  1. Песок пересыпается легко, т.к. крупные округлые частицы легко скользят, не задевают друг друга. У глины плоские, мелкие частицы задевают друг друга и мешают пересыпаться.
  2. Круглые частицы песка плохо прилипают друг к другу, поэтому песок не обладает вязкостью. Глина обладает хорошей вязкостью, т.к. мелкие плоские частички легко и прочно прилипают друг к другу.
  3. Песок состоит из более круглых частиц, они расположены рыхло, между ними более крупные промежутки. Вода через них проходит легко. Между мелкими, плоскими частицами глины промежутки маленькие. Вода проходит плохо и медленно.
  4. Строение частиц песка и глины объясняет особенности вязкости, водопроницаемости, сыпучести. Наше предположение было верно.

3) Закрепление полученных знаний.

Ключ : 1 – А, Б; 2 – В.

Итог урока:

Что узнали? Чему научились?

Что было трудно (легко)? Что было интересно (неинтересно)? Что было важного?

Читайте также: