Декларация прав человека история конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Классный час на тему

" Всеобщая декларация прав человека" 7 класс

- развивать мышление, внимание на основе упражнений и заданий;

- развивать умение выслушивать мнение других людей, участвовать в совместном обсуждении какого-либо вопроса.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Приветствие. Положительный настрой на занятие.

Упражнение на развитие внимания.

- Какое слово у вас получилось? (Декларация).

II. Основная часть.

1. Введение в тему.

- Как вы думаете, что такое декларация? (Ответы детей).

Декларация (в переводе с французского — заявление) — название документа, в котором провозглашены личные права и свободы для каждого гражданина. Декларация не носит обязательного характера для стран-участников. Фундаментальный принцип Всеобщей декларации прав человека заключается в том, что права личности основаны на врожденном достоинстве каждого человека. Достоинство, право на свободу и равенство неоспоримы.

Как вы думаете, одинаковые ли права имеют граждане в разных государствах? Почему? (Ответы учащихся)

2. Предположите, о чем пойдет речь на занятии?

- Итак, сегодня мы познакомимся с Всеобщей Декларацией прав человека, историей ее создания и с ее основными принципами.

3. Работа по теме.

После второй мировой войны проблема прав человека из чисто внутренней стала превращаться в международную. Сегодня, в какой бы стране не жил человек, его права находятся под защитой мирового сообщества. Были приняты ряд международных документов, обязывающие государства, подписавшие их соблюдать и развивать уважение к правам человека, без какой-либо дискриминации. Первым крупным правовым актом стала Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН во Дворце Шайо в Париже 10 декабря 1948 г. Текст Декларации был переведен на 375 языков и диалектов и является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди. Состоит из 30 статей.

Для того чтобы эффективно защищать права человека и надлежащим образом реагировать на их нарушение, созданы органы контроля: комиссия по правам человека, центр прав человека, Европейский суд, который рассматривает нарушение прав человека на государственном уровне.

Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. называют “выдающимся документом в истории человечества”, “Хартией вольностей для всего человечества”. Таких высочайших оценок не удостаивался ни один международный документ. Причину столь беспрецедентного всеобщего признания следует искать в содержании Всеобщей декларации, компактно и доступным языком излагающей современную концепцию прав человека.

Основные принципы декларации

Отказ от дискриминации человека по признаку расы, пола, религии и иных убеждений, национального или социального происхождения.

И каждая личность в отдельности, и ячейка общества - семья - должны быть под защитой закона.

Каждый имеет право принимать участие в управлении своей страной через избранных представителей, фальсификация результатов выборов недопустима.

Свобода выбора места жительства по всему миру.

Право на образование.

Право на работу, оплачиваемый отпуск, защиту от безработицы и социальную защиту.

Свобода совести и религии.

Свобода слова и мнения.

Каждый имеет обязанности перед обществом (так как п равовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.
Основные обязанности — это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.)

Физкультминутка.

Да, у всех у нас есть одинаковые, установленные государством, права и обязанности. Но все мы разные, и по-разному относимся к соблюдению этих прав и обязанностей. Посмотрим, какие мы.

Задание: встать в шеренгу:

- по первой букве в имени.

4. Беседа по теме (продолжение)

1. В эпоху Средневековья была создана теория естественных прав человека. (Нет)

2. Первым сформулировал идеи о естественных правах Джон Локк. (Да)

3. Естественные права даруются человеку государством. (Нет)

4. Джон Локк считал, что неотъемлемыми правами каждого человека являются жизнь, собственность и свобода. (Да)

5. Всякая классификация прав человека условна. (Да)

6. Теорию божественного происхождения права развивал Фома Аквинский. (Да)

7. Теория божественного происхождения права была создана в эпоху Просвещения. (Нет)

8. Право и закон – это одно и то же. (Нет)

9. Закон обладает высшей юридической силой. (Да)

10. В статье 1 Устава ООН провозглашаются цели этой организации. (Да)

11. Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 года. (Да)

12. 24 октября ежегодно отмечают как День ООН. (Да)

13. Декларация является документом, возлагающим на подписавшие ее государства конкретные обязанности. (Нет)

14. Пакты не является документами, возлагающими на участвующие в них государства конкретные обязанности в области прав человека. (Нет)

15. Всеобщая декларация прав человека была принята 10 января 1948 года. (Нет)

16. Всеобщая декларация прав человека была принята ООН. (Да)

17. 16 декабря 1966 года был принят Международный пакт о гражданских и политических правах. (Да)

19. Права человека означают, что каждый может ими пользоваться в полной мере, но не во вред другим. (Да)

20. Человек должен иметь не только права, но и обязанности. (Да)Давайте познакомимся с некоторыми статьями Всеобщей Декларации прав человека.

Приключения Маленького Человека.

И однажды Маленький Человек вышел на центральную площадь города с большим плакатом в руках:

Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые достоинства и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу как братья и сестры.

Вскоре вокруг плаката собрались горожане.

- Глупость какая то написана, заявил один Толстый гражданин. – Люди не могут рождаться равными. Я, например, когда родился, весил 4 кг 500 г, а мой сосед всего 3 кг 100г, а вы…

- Послушайте! – сказал Маленький Человек. – Рождаться равными – это не значит рождаться людьми одного роста и веса. Или одинаково сильными и красивыми. Рождаться равными – значит рождаться людьми. Маленькими и голыми. Ведь еще никто не появился на свет министром с портфелем или генералом с погонами.

- Как вы понимаете смысл плаката?

- Прав ли Маленький Человек?

- Что вы можете возразить Маленькому Человеку?

Работа с документами Прочитайте выдержки из трех очень важных правовых документах на сегодняшний день.

Вопросы и задания

1. Назовите шесть обстоятельств и мотивов принятия Декларации.

2. Как вы понимаете равные права всех людей? Как понимаете

неотъемлемые права? Почему признание равных и неотъемлемых прав является основой свободы; основой справедливости; основой всеобщего мира?

3. Какие варварские акты, порожденные пренебрежением к правам человека, вам известны? Почему создание мира, где люди будут иметь свободу слова и убеждений, будут свободны от страха и нужды, названо высоким стремлением людей?

4. Как вы понимаете охрану прав человека властью закона?

5. Раскройте связь между правами человека и развитием дружественных отношений между народами.

6. Объясните, как права человека могут содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни.

7. Почему важно, чтобы все люди понимали характер прав и свобод человека? Какую роль в этом должны сыграть просвещение и образование?

8. Почему Декларация рассматривается как задача, которую предстоит выполнять всем народам и государствам?

9. Как вы думаете, какие мероприятия должны быть проведены в каждой стране, чтобы выполнить названную выше задачу? Объясните, почему вы так считаете.

10. Что означает эффективное осуществление прав и свобод человека? Чем оно отличается от неэффективного?

5. Работа на карточках.

Уважение достоинства личности

Оплата законно установленных налогов и сборов

Сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам

Свобода выбора места жительства по всему миру

Право на работу, оплачиваемый отпуск, защиту от безработицы и социальную защиту

Соблюдение Конституции и законов

Право на образование

III. Итог занятия.

- Как вы считаете, что можно посоветовать тому, кто не знает своих прав и обязанностей? (Ответы детей: познакомиться с ними, изучить и пользоваться ими).

- А всем ли нужно их знать? (Ответы детей)

Учащиеся высказывают свое мнение по поводу своих прав и обязанностей, доказывают влияние законопослушного поведения на благополучие граждан.

Давайте подведем итог.

- О чем мы сегодня говорили на занятии?

- Оцените свою работу на занятии, положите карточку с оценкой в корзинку.

Конспект мероприятия для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Всеобщая декларация прав человека" разработан учителем ГБОУ СКОШИ VIII вида №7 г. Москвы Филипповой Н.А. и посвящен вопросам защиты прав человека.

ЗАДАЧИ:

- развивать мышление, внимание на основе упражнений и заданий;

- развивать умение выслушивать мнение других людей, участвовать в совместном обсуждении какого-либо вопроса.

ВложениеРазмер
klassnyy_chas_vseobshchaya_deklaraciya.docx 32.72 КБ
klassnyy_chas_deklaraciya.pptx 96.66 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему

" Всеобщая декларация прав человека"

- развивать мышление, внимание на основе упражнений и заданий;

- развивать умение выслушивать мнение других людей, участвовать в совместном обсуждении какого-либо вопроса.

I. Организационный момент.

Приветствие. Положительный настрой на занятие.

Упражнение на развитие внимания.

- Какое слово у вас получилось? (Декларация).

II. Основная часть.

1. Введение в тему.

- Как вы думаете, что такое декларация? (Ответы детей).

Декларация (в переводе с французского — заявление) — название документа, в котором провозглашены личные права и свободы для каждого гражданина. Декларация не носит обязательного характера для стран-участников. Фундаментальный принцип Всеобщей декларации прав человека заключается в том, что права личности основаны на врожденном достоинстве каждого человека. Достоинство, право на свободу и равенство неоспоримы.

Как вы думаете, одинаковые ли права имеют граждане в разных государствах? Почему? (Ответы учащихся)

- Итак, сегодня мы познакомимся с Всеобщей Декларацией прав человека, историей ее создания и с ее основными принципами.

3. Работа по теме.

Одним из важнейших вопросов построения любого государства является вопрос взаимоотношения государства и гражданина - обеспеченности прав и свобод личности. Наличие или отсутствие основных прав и свобод человека и гражданина служит наиболее ярким показателем состояния и уровня развития гражданского общества.
Права и свободы человека - это те универсальные правовые ценности, для которых характерно установление единых международно-правовых стандартов в области охраны прав личности. Обеспечение прав и свобод граждан - это дело не только каждого отдельного государства, это - цель всего мирового сообщества.

После второй мировой войны проблема прав человека из чисто внутренней стала превращаться в международную. Постепенно Конституционное право начало попадать под влияние международных стандартов. Сегодня, в какой бы стране не жил человек, его права находятся под защитой мирового сообщества. Были приняты ряд международных документов, обязывающие государства, подписавшие их соблюдать и развивать уважение к правам человека, без какой-либо дискриминации. Первым крупным правовым актом стала Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН во Дворце Шайо в Париже 10 декабря 1948 г. Текст Декларации был переведен на 375 языков и диалектов и является первым глобальным определением прав , которыми обладают все люди. Состоит из 30 статей и является частью Международного билля о правах человека , наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах , Международным пактом о гражданских и политических правах . Согласно Декларации права человека объявлялись естественными, неотъемлемыми и священными. Причем термин “священный” использовался, чтобы подчеркнуть наивысшую степень значимости декларируемых прав. Целью государства провозглашалось “обеспечение естественных и неотъемлемых прав. Таковые - свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению”.

Для того чтобы эффективно защищать права человека и надлежащим образом реагировать на их нарушение, созданы органы контроля: комиссия по правам человека, центр прав человека, Европейский суд, который рассматривает нарушение прав человека на государственном уровне.

Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. называют “выдающимся документом в истории человечества”, “Хартией вольностей для всего человечества”. Таких высочайших оценок не удостаивался ни один международный документ. Причину столь беспрецедентного всеобщего признания следует искать в содержании Всеобщей декларации, компактно и доступным языком излагающей современную концепцию прав человека.

Основные принципы декларации

  1. Отказ от дискриминации человека по признаку расы, пола, религии и иных убеждений, национального или социального происхождения.
  2. И каждая личность в отдельности, и ячейка общества - семья - должны быть под защитой закона.
  3. Каждый имеет право принимать участие в управлении своей страной через избранных представителей, фальсификация результатов выборов недопустима.
  4. Свобода выбора места жительства по всему миру.
  5. Право на образование.
  6. Право на работу, оплачиваемый отпуск, защиту от безработицы и социальную защиту.
  7. Свобода совести и религии.
  8. Свобода слова и мнения.
  9. Каждый имеет обязанности перед обществом (так как правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.
    Основные обязанности — это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.)

Да, у всех у нас есть одинаковые, установленные государством, права и обязанности. Но все мы разные, и по-разному относимся к соблюдению этих прав и обязанностей. Посмотрим, какие мы.

Задание: встать в шеренгу:

- по первой букве в имени.

4. Беседа по теме (продолжение)

Давайте познакомимся с некоторыми статьями Всеобщей Декларации прав человека.

… Генеральная Ассамблея , провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения…

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию.

1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства…

1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью…

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии.

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их..

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях …

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы…

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи…

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь…

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным…

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности…

3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

5. Работа на карточках.

Уважение достоинства личности

Оплата законно установленных налогов и сборов

Сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам

Свобода выбора места жительства по всему миру

Право на работу, оплачиваемый отпуск, защиту от безработицы и социальную защиту

Соблюдение Конституции и законов

Право на образование

III. Итог занятия.

- Как вы считаете, что можно посоветовать тому, кто не знает своих прав и обязанностей? (Ответы детей: познакомиться с ними, изучить и пользоваться ими).

- А всем ли нужно их знать? (Ответы детей)

Учащиеся высказывают свое мнение по поводу своих прав и обязанностей, доказывают влияние законопослушного поведения на благополучие граждан.

Давайте подведем итог.

- О чем мы сегодня говорили на занятии?

- Какие права Вы имеете?

- Какие обязанности мы должны соблюдать?

Устное оценивание работы детей на занятии.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

" Всеобщая декларация прав человека" Классный час Разработан к единому Дню правовых знаний 10 декабря

Причиной для создания Всеобщей декларации прав человека послужили чудовищные акты насилия над людьми , совершенные фашистской Германией во время Второй мировой войны.

Декларация (в переводе с французского – заявление ) – название документа, в котором провозглашены личные права и свободы для каждого гражданина.

Всеобщая декларация прав и свобод человека принята кем : Генеральной Ассамблеей ООН где : во Дворце Шайо в Париже когда : 10 декабря 1948 г.

Основные принципы декларации Отказ от дискриминации человека по признаку расы, пола, религии и иных убеждений, национального или социального происхождения. Свобода выбора места жительства по всему миру. Право на образование. Право на работу, оплачиваемый отпуск, защиту от безработицы и социальную защиту. Свобода совести и религии. Свобода слова и мнения. Каждый имеет обязанности перед обществом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Всеобщая декларация прав человека (Презентация к уроку)

Каждый человек наделён правами. Но не все люди знают, какими правами они обладают. Большинство людей знает, что они имеют право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность. Но ведь кроме этих прав су.


Всеобщая декларация прав человека (конспект урока)

В настоящее время наблюдается низкий уровень правовой культуры современного российского общества. Зачастую многие не только не умеют пользоваться своими правами и отстаивать их, но и даже не зна.



Конспект урока обществознания "Всеобщая декларация прав человека" (10, 11 класс)

Урок обществознания посвящен истории создания и основному содержанию, смыслам важнейшего документа по правам человека.



Интегрированный урок: "Права человека. Международные правовые акты о правах человека"

"Права человека. Международные правовые акты о правах человека" Интегрированный урок в 9 классе. Урок английского языка и права.


Урок по обществознанию "Декларация прав человека"

Закрепляющее занятие по изучению декларации прав человека. Проведение в форме брейн - ринга. Учащиеся делятся на две команды. Задача быстрее догадаться что за статья деклакрации на экране. Прокомменти.


Были ли права у первобытного человека? После ответа на этот вопрос рассматриваем развитие идеи неотъемлемых прав человека в древних цивилизациях, в Новое и Новейшее время. Выделяем поколения прав. Завершаем объяснение рассказом о принятии Всеобщей Декларации прав человека.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Права человека: история становления"

Человеческая личность не представляла в те далёкие времена какой-либо ценности сама по себе. В одиночку человек не смог бы выжить.

В суровых условиях первобытности шансы на выживание имел лишь достаточно сплочённый коллектив. И какие-либо права человек имел только как член этой общности. В том числе и основное из прав – право на жизнь. Подобное отношение к значимости отдельной личности сохранялось на протяжении большей части истории человечества. В большинстве древних и средневековых государств социальный статус человека определялся происхождением. Ты имеешь определённые права и обязанности, потому что принадлежишь к той или иной касте, к тому или иному сословию. Тот, кто по каким-либо причинам утрачивал связи со своим окружением, со своей группой, становился никем. Например, в древней и средневековой Индии человек, изгнанный из касты, автоматически изгонялся из своей семьи, отвергался обществом и превращался в парию – отверженного, неприкасаемого. Неприкасаемого, потому что даже невольное прикосновение к подобному человеку считалось для верующего индуса осквернением. В этом случае требовалось совершить ряд достаточно длительных очистительных церемоний: молитв, покаяний. Индийские жрецы не могли дотронуться до таких людей даже палкой.

Продолжение последовало во время Английской буржуазной революции семнадцатого века. В 1679-ом году парламент принял Хабеас корпус акт. Этот документ давал гражданам право требовать проверки судом законности своего ареста. Теперь обвиняемого можно было посадить за решётку только по специальному судебному приказу. Акт требовал получения хабеас корпуса (этого самого судебного приказа) для содержания задержанного под стражей во всех случаях, кроме обвинения в государственной измене или тяжком уголовном преступлении.

Великая Французская революция положила начало широкому распространению идеи о том, что никто не должен покушаться на неотъемлемые права человека. Свобода личности, свобода слова, свобода взглядов и убеждений, право сопротивляться угнетению – именно эти права были признаны естественными в Декларации прав человека и гражданина. Её приняло Национальное учредительное собрание Франции 26 августа 1789-го года.

Волна восстаний и революций прокатилась по Европе в девятнадцатом веке, чтобы заставить государства, монархов на деле согласиться с тем, что у граждан есть естественные, личные и политические права. Право на жизнь, свободу, собственность и право принимать участие в решении важнейших государственных вопросов. Потому что любое решение, принятое органами государственной власти, отражается на жизни всего общества, всех граждан.

Личные и политические права человека принято относить к первому поколению прав. Поскольку за признание и осуществление именно этих прав личности в первую очередь велась борьба. В девятнадцатом веке, особенно во второй его половине, на повестку дня встала необходимость защиты экономических, социальных и культурных прав – второго поколения. Именно в это время в развитых индустриальных странах в социальной структуре стали преобладать наёмные работники.

Когда большинству населения страны нечего терять, это слишком опасно, такая страна не может развиваться стабильно. Под натиском организованной борьбы рабочих с конца девятнадцатого века стали приниматься законы об ограничении рабочего дня, гарантиях справедливой оплаты труда, о социальном обеспечении (пенсиях по старости и инвалидности, пособиях безработным). Владельцы предприятий обязывались создавать безопасные условия труда. Доступными для всех становились образование и медицинская помощь. Наёмные работники получили право создавать профсоюзы и другие организации для защиты своих прав.

К третьему поколению прав относят так называемые права солидарности. Речь идёт о признании гарантируемого минимума прав для всех людей, не зависимо от их гражданства и места проживания. К правам солидарности относят также права народов. На свободное развитие, на суверенитет.

Поколения прав

В середине двадцатого века на повестку дня встал вопрос и о международной защите прав человека. Во время Второй мировой войны были совершены чудовищные преступления против человечности, велось планомерное уничтожение целых народов. Идея о том, что обращение государств со своими гражданами является исключительно их внутренним делом, оказалась несостоятельной. Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций 10 декабря 1948 года приняла Всеобщую декларацию прав человека. Этот документ не имеет обязательной юридической силы, это всего лишь рекомендация ООН государствам и правительствам мира. Но именно Всеобщая декларация стала той основой, на которой развивается идея прав человека сейчас, в том числе и в Российской Федерации.

Кратко повторим. Долгое время права и свободы отдельной личности не признавались ценностью. Идея защиты этих самых прав государством впервые была высказана в шестом веке до нашей эры Киром Великим, её пытались осуществить в Древней Греции и Риме. Правда, права признавались лишь за отдельными группами людей – свободными гражданами. Юридическое закрепление свободы граждан от произвола государства связано с английской Великой хартией вольностей тринадцатого века. Декларация независимости США и французская Декларация человека и гражданина провозгласили естественное происхождение прав человека, их неотчуждаемость, неотъемлемость. Принято выделять три поколения (этапы утверждения) прав человека: личные и политические права; экономические, социальные и культурные и права солидарности. Необходимость международной защиты прав человека привела к идее создания международных правовых документов в этой сфере. Их основой является Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 года.

Всеобщая декларация прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, стала результатом опыта Второй мировой войны. После Второй мировой войны, когда создавалась Организация Объединенных Наций, члены международного сообщества дали торжественное обещание не допускать впредь совершения зверств, подобных тем, что имели место в ходе этой войны.

Eleanor Roosevelt of the US, at left, shaking hands with Vladimir M. Koretsky of the USSR, at right.

Элеонора Рузвельт, представитель США и председатель Комиссии по правам человека, приветствует профессора В.М. Корецкого, СССР, на третьей сессии Комиссии 9 июня 1947 года. Фото ООН

Комиссия по правам человека состоит из 18 членов, представляющих различные политические, культурные и религиозные круги. Элеонора Рузвельт, супруга американского президента Франклина Д. Рузвельта, возглавляла редакционный комитет. Вместе с ней над документом работали Рене Кассен (Франция), составивший первый проект Декларации, докладчик Комитета Чарльз Малик (Ливан), заместитель председателя Пэн Чунг Чанг (Китай) и Джон Хамфри (Канада), директор Отдела ООН по правам человека, который подготовил проект Декларации. Однако именно благодаря активной деятельности г-жи Рузвельт Декларация была разработана и принята.

Комиссия провела свое первое заседание в 1947 году. В своих мемуарах Элеонора Рузвельт вспоминает:

Первый проект Декларации был предложен в сентябре 1948 года, причем в подготовке окончательного проекта участвовало свыше 50 государств-членов. В своей резолюции 217А (III) от 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея, заседавшая в Париже, приняла Всеобщую декларацию прав человека; восемь стран воздержались при голосовании, но ни одна страна не проголосовала против. Эрнан Санта Крус (Чили), член Редакционного подкомитета, писал:

Полный текст Всеобщей декларации прав человека был составлен меньше чем за два года. В то время, когда весь мир был разделен на два блока — восточный и западный, нахождение общей точки зрения в отношении сути этого документа оказалось невероятно трудной задачей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект занятия Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

План – конспект

Цель: показать цели деятельности ООН; показать роль международного права в регулировании отношений между народами и его влияние на национальное законодательство; сформировать представление о содержании Всеобщей декларации прав человека.

Литература: Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребёнка.

ООН и её деятельность в области прав человека.

Международные документы по правам человека.

Ход занятия

Изучение нового материала.

Рассказ учителя о деятельности ООН.

ООН приняла ряд документов по важнейшим вопросам жизни народов и отдельных людей. Самым важным из этих документов является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Впервые в истории человечества были сформулированы и рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всём мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов.

Объяснение основных понятий.

ООН – международная организация, действующая в целях поддержания и упрочения международного мира и безопасности.

Агрессия – применение военной силы одним государством против политической независимости или территориальной целостности другого.

Совет Безопасности – главный орган ООН.

Международный правовой акт – правовые нормы в процессе согласования воли государств; система норм, регулирующая отношения между государствами, выработанная путём соглашений между государствами. Выполнение учащимися задания 2. Определите меры, которые международное сообщество может применить к агрессору.

Дети записывают в тетради (учитель пишет на доске):

Меры борьбы с нарушителями норм международного права:

Введение экономических санкций.

Применение военной силы.

Международные документы о правах человека. Рассказ учителя.

В соответствии с содержанием Всеобщей декларации прав человека ООН принято много правовых документов в защиту прав и свобод человека. В сборнике международных договоров о правах человека, изданном ООН в 1989 г., около 70 договоров о правах и свободах человека. Их количество постоянно растет.

Учащиеся должны знать о существовании Международного Билля о правах человека, который состоит:

а) из Всеобщей декларации прав человека;

б) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах;

в) Международного пакта о гражданских и политических правах;

г) Факультативного протокола к последнему пакту.

Три последних документа приняты в декабре 1966 года.

Особого внимания заслуживает Факультативный протокол, в соответствии с которым государства, подписавшие его, признают право Комитета по правам человека при ООН принимать и рассматривать жалобы граждан на нарушения в этих государствах положений Пакта о политических и гражданских правах. Но не все государства решили его подписать. Наша страна подписала документ в 1998 году.

Закрепление.

Задание 3. Соотнести определение и понятие.

1.Документ неоднородного содержания, имеющий обязательную силу исполнения.

2.Соглашение, заключённое между двумя и более независимыми людьми.

3.Документ однородного содержания; государства, подписавшие его, не обязаны его исполнять, носит рекомендательный характер.

4.Краткое дополнение к предшествующему соглашению или договору.

5.Документ однородного содержания, имеющий обязательную силу исполнения

для государств, его подписавших. а) конвенция; б) протокол; в) пакт; г) декларация; д) договор;

Читайте также: