Конспект урока переместительный и сочетательный закон сложения

Обновлено: 06.07.2024

В нашей жизни есть законы, которые надо соблюдать. Соблюдение законов гарантирует стабильность и гармоничное развитие. Несоблюдение же законов приводит к печальным последствиям.

У математики есть свои законы, которые тоже следует соблюдать. Несоблюдение законов математики приводит в лучшем случае к тому, что оценка учащегося снижается, а в худшем случае — к тому что падают самолёты, зависают компьютеры, улетают крыши домов от сильного ветра, снижается качество связи и тому подобные нехорошие явления.

Законы математики состоят из простых свойств. Эти свойства нам знакомы со школы. Но не мешает вспомнить их ещё раз, а лучше всего записать или выучить наизусть.

В данном уроке мы рассмотрим лишь малую часть законов математики. Их нам будет достаточно для дальнейшего изучения математики.

Переместительный закон сложения

Переместительный закон сложения говорит о том, что от перестановки мест слагаемых сумма не изменяется. Действительно, прибавьте пятерку к двойке — получите семёрку. И наоборот, прибавьте двойку к пятерке — опять получите семёрку:

Если на одну чашу весов положить пакет, в котором 10 килограмм яблок, и на другую чашу так же положить пакет, в котором 10 килограмм яблок, то весы выровнятся, и не важно что яблоки в пакетах лежат вразброс.

Если мы возьмём пакет с весов и перемешаем яблоки находящиеся в нём, словно шары в лотерейном мешке, пакет всё так же будет весить 10 килограмм. От перестановки мест слагаемых сумма не изменится. Слагаемые в данном случае это яблоки, а сумма это итоговый вес.

Таким образом, между выражениями 5 + 2 и 2 + 5 можно поставить знак равенства. Это будет означать, что их сумма равна:

Полагаем что вы изучили один из предыдущих уроков, который назывался выражения, поэтому мы без тени смущения запишем переместительный закон сложения с помощью переменных:

Записанный переместительный закон сложения будет работать для любых чисел. Например, возьмём любых два числа. Пусть а = 2, b = 3 . Мы присвоили переменным a и b значения 2 и 3 соответственно. Эти значения отправятся в главное выражение a + b = b + a и подставятся куда нужно. Число 2 подставится вместо а , число 3 место b

переместительный закон сложения в картинке

Сочетательный закон сложения

Сочетательный закон сложения говорит о том, что результат сложения нескольких слагаемых не зависит от порядка действий. Этот закон позволяет группировать слагаемые для удобства их вычислений.

Рассмотрим сумму из трёх слагаемых:

Чтобы вычислить данное выражение, можно сначала сложить числа 2 и 3 и полученный результат сложить с числом 5. Для удобства сумму чисел 2 и 3 можно заключить в скобки, указывая тем самым, что эта сумма будет вычислена в первую очередь:

2 + 3 + 5 = (2 + 3) + 5 = 5 + 5 = 10

Либо можно сложить числа 3 и 5, затем полученный результат сложить с числом 2

2 + 3 + 5 = 2 + (3 + 5) = 2 + 8 = 10

Видно, что в обоих случаях получается один и тот же результат.

Таким образом, между выражениями (2 + 3) + 5 и 2 + (3 + 5) можно поставить знак равенства, поскольку они равны одному и тому же значению:

(2 + 3) + 5 = 2 + (3 + 5)

Запишем сочетательный закон сложения с помощью переменных:

(a + b) + c = a + (b + c)

Переместительный закон умножения

Переместительный закон умножения говорит о том, что если множимое и множитель поменять местами, то произведение не изменится. Давайте проверим так ли это. Умножим пятерку на двойку, а затем наоборот двойку на пятерку.

В обоих случаях получается один и тот же результат, поэтому между выражениями 5 × 2 и 2 × 5 можно поставить знак равенства, поскольку они равны одному и тому же значению:

5 × 2 = 2 × 5

Запишем переместительный закон умножения с помощью переменных:

Для записи законов в качестве переменных необязательно использовать именно буквы a и b . Можно использовать любые другие буквы, например c и d или x и y . Тот же переместительный закон умножения можно записать следующим образом:

Сочетательный закон умножения

Сочетательный закон умножения говорит о том, что если выражение состоит из нескольких сомножителей, то произведение не будет зависеть от порядка действий.

Рассмотрим следующее выражение:

Данное выражение можно вычислять в любом порядке. Сначала можно перемножить числа 2 и 3, и полученный результат умножить на 4:

2 на 3 на 4 первый вариант решения

Либо сначала можно перемножить числа 3 и 4, и полученный результат перемножить с числом 2

2 на 3 на 4 первый второй решения

Таким образом, между выражениями (2 × 3) × 4 и 2 × (3 × 4) можно поставить знак равенства, поскольку они равны одному и тому же значению:

2 на 3 на 4 первый итог

Запишем сочетательный закон умножения с помощью переменных:

a × b × с = (a × b) × с = a × (b × с)

Пример 2. Найти значение выражения 1 × 2 × 3 × 4

Данное выражение можно вычислять в любом порядке. Вычислим его слева направо в порядке следования действий:

1 на 2 на 3 на 4 итог

Распределительный закон умножения

Распределительный закон умножения позволяет умножить сумму на число или число на сумму.

Рассмотрим следующее выражение:

Мы знаем, что сначала надо выполнить действие в скобках. Выполняем:

В главном выражении (3 + 5) × 2 выражение в скобках заменим на полученную восьмёрку:

8 × 2 = 16

Получили ответ 16. Этот же пример можно решить с помощью распределительного закона умножения. Для этого каждое слагаемое, которое в скобках, нужно умножить на 2, затем сложить полученные результаты:

распределительный закон умножения в картинке

Мы рассмотрели распределительный закон умножения слишком развёрнуто и подробно. В школе этот пример записали бы очень коротко. К такой записи тоже надо привыкать. Выглядит она следующим образом:

(3 + 5) × 2 = 3 × 2 + 5 × 2 = 6 + 10 = 16

(3 + 5) × 2 = 6 + 10 = 16

Теперь запишем распределительный закон умножения с помощью переменных:

(a + b) × c = a × c + b × c

Давайте внимательно посмотрим на начало этого распределительного закона умножения. Начало у него выглядит так: (a + b) × c.

Если рассматривать выражение в скобках (a + b), как единое целое, то это будет множимое, а переменная с будет множителем, поскольку соединены они знаком умножения ×

a plus b na c рисунок

Из переместительного закона умножения мы узнали, что если множимое и множитель поменять местами, то произведение не изменится.

Если множимое (a + b) и множитель c поменять местами, то получим выражение c × (a + b) . Тогда получится, что мы умножаем переменную c на сумму (a + b) . Для выполнения такого умножения, опять же применяется распределительный закон умножения. В данном случае переменную c нужно умножить на каждое слагаемое в скобках:

c × (a + b) = c × a + c × b

Пример 2. Найти значение выражения 5 × (3 + 2)

Умножим число 5 на каждое слагаемое в скобках и полученные результаты сложим:

5 × (3 + 2) = 5 × 3 + 5 × 2 = 15 + 10 = 25

Пример 3. Найти значение выражения 6 × (5 + 2)

Умножим число 6 на каждое слагаемое в скобках и полученные результаты сложим:

6 × (5 + 2) = 6 × 5 + 6 × 2 = 30 + 12 = 42

Если в скобках располагается не сумма, а разность, то сначала нужно умножить множимое на каждое число, которое в скобках. Затем из полученного первого числа вычесть второе число. В принципе, ничего нового.

Пример 4. Найти значение выражения 5 × (6 − 2)

Умножим 5 на каждое число в скобках. Затем из полученного первого числа вычтем второе число:

5 × (6 − 2) = 5 × 6 − 5 × 2 = 30 − 10 = 20

Пример 5. Найти значение выражения 7 × (3 − 2)

Умножим 7 на каждое число в скобках. Затем из полученного первого числа вычтем второе число:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Переместительный и сочетательный законы сложения и умножения.

Цель: формирование знаний о законах сложения и умножения, умение употреблять их;

развивать логическое мышление, внимание, память;

воспитывать интерес к предмету.

II Математический диктант

1. Уменьшаемое 360, вычитаемое 170. Чему равна разность?

2. Делимое 120, делитель 6. Найди частное.

3. Число 3200 уменьши в 8 раз.

4. 600 увеличь в 5 раз.

5. 5ц 07кг, сколько это кг?

6. Первый множитель 9, второй множитель- 70. Чему равно произведение?

7. Из 7 сотен вычти 7 десятков.

8. 2 часа. Сколько это минут?

9. Запиши число, в котором 43 сотни.

10. В санатории 5 отрядов по 30 человек в каждом. Сколько человек в санатории?

III. Работа по теме урока

1. стр. 284 самостоятельно рассмотреть. Работа в парах объяснить.

2. Объяснение темы

25•16 = 25 •(4•4) = (25•4)•4 =400

18•55 =(9•2)•55 = 9•(2•55)=990

2.№2 с объяснением стр.285

3.Задача №6 стр.285

3т по 5рейсов на каждую машину -?дней

4.№7стр.285 Задача сам -но

С одной пасеки – 975кг мёда

С другой – 640 кг ? на 46 кг мёда больше

С двух пасек -? Кг

Повторяем движения за словами:

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей

V .Закрепление изученного

№5 стр.285 Найти значения выражений

№4 стр. 285 уравнения по партам

Чему учились на уроке?

VII .Дом. задание

Тема: Переместительный и сочетательный законы сложения и умножения.

Цель: формирование знаний о законах сложения и умножения, умение употреблять их;

развивать логическое мышление, внимание, память;

воспитывать интерес к предмету.

II Математический диктант

1. Уменьшаемое 360, вычитаемое 170. Чему равна разность?

2. Делимое 120, делитель 6. Найди частное.

3. Число 3200 уменьши в 8 раз.

4. 600 увеличь в 5 раз.

5. 5ц 07кг, сколько это кг?

6. Первый множитель 9, второй множитель- 70. Чему равно произведение?

7. Из 7 сотен вычти 7 десятков.

8. 2 часа. Сколько это минут?

9. Запиши число, в котором 43 сотни.

10. В санатории 5 отрядов по 30 человек в каждом. Сколько человек в санатории?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: повторить и обобщить знания о переместительном и сочетательном свойствах сложения и умножения.

Задачи: повторить знания о переместительном и сочетательном свойствах сложения и умножения, вырабатывать умения практического применения данных свойств, закрепить и повторить пройденный материал.

Тема: Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения

Цель урока: повторить и обобщить знания о переместительном и сочетательном свойствах сложения и умножения.

Задачи: повторить знания о переместительном и сочетательном свойствах сложения и умножения, вырабатывать умения практического применения данных свойств, закрепить и повторить пройденный материал.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Актуализация опорных знаний.

Коллективная работа. На доске:

(11 + 74) + 18 + (89 + 26) (34 + 166) + (18 + 72)

34 + 18 + 166 + 72 (97 + 3) + 95

(798 + 15) + 2 (11 + 89) + (74 + 26) + 18

97 + (3 + 95) (21 + 29) + (23 + 27) + 25

21 + 23 + 25 + 27 + 29 (798 + 2) + 15

Задание: Найдите равные выражения и вычислите их значения удобным способом. Какие свойства сложения были использованы для упрощения вычислений?

Индивидуальная работа. На карточках.

Реши уравнения, не выполняя вычислений.

12 ∙ 7 = х ∙ 12 147 ∙ х = 5 ∙ 147 453 + 453 + 453 = 3 ∙ х

Чтение с пометами. Работа с учебником с.284.

Решение выражений № 1. Трое учащихся с объяснением у доски, остальные примеры решаются самостоятельно с дальнейшей фронтальной проверкой.

Сильный ученик решает у доски пример 25 ∙ 16 с объяснением:

25 ∙ 16 = 25 ∙ (4 ∙ 4) = (25 ∙ 4) ∙ 4 = 100 ∙ 4 = 400

Самостоятельная работа № 2. Вычислить, используя выше применённый приём умножения чисел.

25 ∙ 28 = 25 ∙ (4 ∙ 7) = 700

36 ∙ 250 = 250 ∙ (4 ∙ 9) = 9 000

Работа в парах № 3.

Представим теплый летний день и дождь идет.

Дождинки капают на голову. (Легко постукиваем подушечками пальцев)

Похлопываем ладонями щеки.

Руку вперед, мизинец сверху, похлопывание левой рукой правую, правой левую.

Похлопывание плеч (левой – правое плечо, правой – левое плечо)

Похлопывание от груди до пупка.

Бедра сначала спереди, затем сзади.

Вдоль позвоночника друг другу.

Руки вверх, встряхнули руки.

Индивидуальная работа. Решение задачи № 7. Предварительное чтение условия задачи. Самостоятельное решение.


Урок разработан с учетом ФГОС НОО, а так же с указанием УУД в виде таблицы.

Содержимое разработки

Тема урока: Переместительный закон сложения.

Тип урока: повторение пройденного.

Цель урока: обобщить понятия о переместительном законе сложения и умения выполнять сложение чисел на основе данного закона.

Педагогические задачи:

- актуализировать знания обучающихся о составе числа;

- создать условия для повторения правила перестановки слагаемых в сумме;

- формировать умение выполнять сложение чисел на основе данного правила;

- организовать самооценку обучающимися на уроке.

Планируемые результаты

Метапредметные

- соблюдать правила взаимодействия при работе в паре;

- осуществлять адекватную самооценку и взаимооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

- уметь выполнять сложение чисел на основе знания состава числа;

- вспомнить и обобщить знания правила перестановки слагаемых;

- научиться выполнять сложение чисел, применяя правило перестановки слагаемых в сумме;

- уметь составлять равенства по рисунку.

Регулятивные УУД:

- уметь формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

- проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;

– оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).

Коммуникативные УУД:

- высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы

– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в информационном материале, предлагаемом учебником или учителем;

- осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;

- выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

- уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия: I слагаемое, II слагаемое, значение суммы, переместительный закон сложения.

Методы организации учебной деятельности:

- диалог (побуждающий, подводящий к теме, побуждающий к гипотезам);

- самоконтроль, самооценка, взаимооценка.

Формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная форма работы;

- фронтальная форма работы;

Элементы образовательных технологий, используемых на уроке:

- системно – деятельностный подход.

Образовательные ресурсы:

- математика: учебник для 3-го кл. четырёхл. нач. шк. :В 2 ч. Ч. 1/М.И.Башмаков, М.Г. Нефёдова.- 2-е изд., испр.- М.: АСТ: Астрель, 20014;


;

- презентация;

Технологическая карта урока

№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Используемые ресурсы

Организационный момент. Самоопределение к действию.

Цель: проверка готовности к уроку: эмоциональной, психологической и мотивационной

- Прозвенел звонок, начинаем наш урок математики. Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте повернёмся , поздороваемся и улыбкой покажем наше доброжелательное отношение.

- В народе говорят: “С хорошим настроением принимайся за работу!” Покажите мне, а с каким настроением вы сегодня будете работать на уроке математики.

- показывают смайл, характеризующий своё настроение

Презентация слайд 1, 2

Актуализация знаний.

Цель: повторение состав чисел, активизация деятельности и мотивация к последующей работе

- Чтобы сформулировать тему и цель нашего урока, давайте обратимся к нашей волшебной доске.

(Открываю задание на интерактивной доске: на слайде написаны суммы без значений)

- Как называются эти записи в математике?

- Как называется каждое число в сумме?

- Эти записи называются суммы.

- Числа называются: первое слагаемое, второе слагаемое.

- Нам надо найти значение каждой суммы.

Презентация слайд 3, 4

Постановка учебной задачи

Цель: формулировка темы и цели урока

- Что мы видим на экране?

- На доске написана тема урока, прочитайте.

- А что такое закон?

- Для чего нам нужны законы?

- В математике, оказывается, тоже есть свои законы – математические. Какую цель мы поставим перед собой на уроке?

- Это школьная доска.

- Для того чтобы следовать правилам.

- Вспомнить и обобщить знания в применении переместительного закона.

повторение переместительного закона сложения

Открываем тетрадочки записываем число классная работа.

1. Работа с учебником и в тетради.

- выполним задание №1. Рассмотрите внимательно примеры.

- Какое задание нам предлагают выполнить?

- Что такое разряд числа?

- Каике разряды мы с вами уже изучили?

- Что значит сложи по разрядам?

- Давайте запишем равенство на доске.

- Что такое сложение с переходом через разряд

- Давайте вспомним алгоритм сложения с переходом через разряд

2. Работа с учебником и в тетради. Фронтальная работа.

Проведение исследования с целью подтверждения вывода.

- Выполним задание №2.

- Что необходимо сделать для нахождения неизвестного слагаемого

- Какое ещё свойство мы знаем про слагаемы?

- Это и есть переместительный закон

Составление опорной схемы, отражающей переместительный закон сложения.

- Попробуйте с помощью геометрических фигур на интерактивной доске составить схему секрета сложения. Учитывая то, что каждая фигура – это число.

- Вот такая схема будет висеть у нас в классе (вывешиваю на доску).

3. Работа на доске.

- Запишем краткую запись условия задачи:

- Используя условия к доске для выполнения задания выйдут:….

4. Физкультминутка.

Создание положительного эмоционального климата и снижение у детей напряжения посредством проведения физкультминутки

- После такой плодотворной работы обязательно необходим отдых. Встали, вышли из-за парт, смотрим на экран и повторяем движения

- открывают учебник(разворот 69-69),

- выполнить сложение по разрядам и с переходом через разряд

- разряд — это рабочее место цифры в числе

- необходимо каждое слагаемое разбить на разряды

- Переход через разряд-это когда разряд единиц при сложении образуются в новый разряд десятков и единиц.

Читайте также: