Конспект урока отделка изделия вышивкой

Обновлено: 07.07.2024

1.Организационный момент, проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний учащихся.
3.Объяснение нового материала.
4. Вводный инструктаж и практическая работа.
5.Физкультминутка.
6. Закрепление.
7. Завершение урока, подведение итогов.

Проверка готовности к уроку.
Учитель демонстрирует учащимся различные иллюстрации и готовые изделия, отделанные вышивкой, связанные крючком, хохломскую роспись и другие.
Нравятся ли вам, ребята, эти изделия? (Дети дают утвердительные ответы)
Может быть, кому –нибудь известны названия техники выполнения этих изделий? (учащиеся дают ответы).
Эти изделия – образцы разных видов рукоделия. Многие из них можно назвать настоящими произведениями искусства. Выполнены они умелыми руками мастеров. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с одним очень распространенным и увлекательным видом рукоделия. Давайте прочитаем зашифрованное слово. Задание на доске:
РОВСЫОСШРСССИОРВРОСКССОРРСРРОАО
Подсказка: необходимо вычеркнуть буквы Р, С, О. (ВЫШИВКА)
Сегодня на уроке мы узнаем много интересного о вышивке и будем учиться выполнять некоторые виды швов.
Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. Вышивка – способ украшения одежды и предметов интерьера узорами, выполненными цветными нитками.Искусство вышивания имеет многовековую историю. Свидетельством того, что вышивка – древнейший вид рукоделия, служит найденная при раскопках ваза, датируемая V веком до нашей эры, на которой изображена женщина, вышивающая на пяльцах.
Примерно к той же эпохе относятся сохранившиеся до нашего времени искусные китайские вышивки, выполненные на шелке с помощью золотых и серебряных нитей. В курганах IX – XII веков археологи часто находят элементы древней одежды, украшенной сверкающим золотым узором. Сохранившиеся до наших дней драгоценные золотошвейные вышивки Древней Руси покоряют великолепием и безупречным выполнением узора.




На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта. Ее выполняли льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными), металлическими(золотыми и серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, блестками, иногда в сочетании с нашитыми драгоценными камнями, монетами.



Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.
Владение мастерством вышивки высоко ценилось в старину. По древнему обычаю все женщины на Руси должны были уметь вышивать. Долгими зимними вечерами , при неясном свете лучины, под тихое пение выводили мастерицы прекрасные затейливые узоры, поражающие и сейчас нас своим изяществом, красотой и задушевностью. Вместе с мастерицей-мамой приобщалась к рукоделию и маленькая дочка.



С семи – восьми лет готовили себе приданое, вышивали одежду, столешники, полотенца для себя и в подарок будущей родне. Мастерство и умение росли с каждым годом. Большим уважением во все времена пользовалась девушка, умеющая искусно вышивать, ткать, плести кружево.
Женские рубахи готовились на все случаи жизни: на свадьбу, на малые и большие праздники, на похороны. Соответственно своему назначению каждая рубаха имела особый характер декоративного украшения.



Расположение узора и приемы вышивки были органически связаны с формой одежды, которая шилась из прямых кусков ткани. Швы выполнялись по счету нитей и назывались счетными. Ими украшались оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ одежды, а также располагались вдоль соединительных швов.



Не менее красочными и разнообразными были полотенца, которые не только применялись в быту, но были также традиционным русским подарком: на свадьбе - жениху, всей его родне, свахе, дружкам и почетным гостям, на крестинах – крёстным.



В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. Русские крестьянки бережно хранили особенности вышивки своей местности, постоянно пополняли и развивали ее. Русская вышивка очень многообразна и по характеру узоров, и по приемам изготовления этих узоров. Практически в каждой области имелись свои, только здесь распространенные приемы вышивки, цветовые решения,орнаменты. Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, можно разделить на две большие группы:
- к первой группе относятся вышивки, выполняемые по счету нитей ткани;




Швы первой группы называют счетными, швы второй группы - свободными.
Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент, растениям и животным здесь придаются геометрические формы.



Широко распространены в узорах ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица - символизировала приход весны.
В вышивках "свободных", по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.
Сначала узоры для вышивки переходили из рук в руки, копировались самими вышивальщицами, что нередко представляло им большие затруднения; после изобретения книгопечатания узоры стали общедоступны, они собирались и издавались в специальных книгах. Первый сборник такого рода издан был в 1527 году. Сейчас в продаже можно найти огромное количество журналов и книг по рукоделию с иллюстрациями и схемами. Таких журналов достаточно и в нашей швейной мастерской, вы можете их просмотреть. Возможно, выберете что-то для выполнения в проекте.



Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.



Сегодня на уроке мы будем учиться выполнять пока самые простые швы. Затем, с каждым занятием, будем выполнять все более сложные. Но начинать работу мы не можем без инструментов и материалов. Как вы думаете, что нам нужно для практической работы? (учащиеся дают ответы)
Для выполнения вышивки необходимы материалы, инструменты и приспособления.
Материалы: ткань для свободных вышивок –хлопок или лён,белые или гладкокрашенные. При выполнении счетных вышивок нужны ткани с полотняным переплетением.Для вышивания крестом используют канву. Нитки для вышивания - мулине. Они имеют стойкую окраску, блеск и необходимую прочность. Кроме того, используют ирис, гарус и синтетические нитки.
Инструменты для вышивания: пяльцы, ножницы и иглы.
Пяльцы бывают круглой, овальной и прямоугольной формы, пластмассовые или деревянные. Основное назначение пялец - держать ткань в натянутом виде и предотвращать стягивание вышитого узора.
Ножниц должно быть двое: маленькие с загнутыми концами - для подрезания ниток, и большие – для раскроя.
Для работы необходимо иметь специальный набор игл для вышивания, Самые тонкие иглы№1 используются для вышивки на тонких тканях тонкими нитками в одно сложение. Иглы№2-5- для работы на льняных тканях. Толстые иглы№6-12 – для работы на плотных тканях шерстяными, синтетическими нитками или ирисом. Ушко иглы должно быть овальным и достаточно большим, чтобы нитки вдевались без труда.
Приспособлением для перевода рисунка вышивки служат карандаш, копировальная бумага и калька. Для перевода рисунка на ткань при выполнении свободных вышивок используют твёрдые и мягкие карандаши и цветную копировальную бумагу.
Зная назначение инструментов и приспособлений, свойства необходимых материалов, мы можем приступать к выполнению практической работы.

Труд – дело очень важное, порой небезопасное.
Правила должны вы знать, безопасность соблюдать!
Инструктаж по правилам техники безопасности при работе с иглой, ножницами.
Подготовка к вышивке. Выполнение простейших швов. Демонстрация учителем приемов выполнения швов.


С каким видом рукоделия вы познакомились на уроке?
Назовите нитки для вышивания.
Из предложенных образцов выберите изделия и поделки с вышивкой.

Самоконтроль: сравнить свой образец вышивки с образцом учителя, обратить внимание на ровность линии, длину стежка, общий вид выполненной вышивки.
Прикрепите на доску веселые смайлики, если вам было интересно, и урок понравился. Выставление отметок.
Сегодня на уроке мы познакомились с одним из очень распространенных видов рукоделия. Надеюсь, многие из вас в дальнейшем на наших уроках выполнят свои изделия и украсят их вышивкой.А потом, возможно, вы будете делать подарки своим мамам, бабушкам своими руками с применением вышивки.Удачи в творчестве!

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_tehnologii.docx 23.5 КБ
urok_tehnologii2003.ppt 2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Школа: №95 Методист: Чернышева С.А

Класс: 3-4 Учитель: Егорова. Е.А

Кабинет: 301 Студент: Гапонова Юлия

Цель урока: Научиться выполнять разные виды швов..

  1. .Сшить подарочный мешочек
  2. Познакомится с видами швов.

Личностные: Развитие мелкой моторики; работа по алгоритму.

Предметные: Освоить технику выполнения подарочного мешочка

Метапредметные: Ознакомиться с видами швов

Оборудование: Ткать, нитки (мулине),Иглы, ленточки. схемы с видами швов.

Этапы урока. Методы и приёмы.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Словесный: Приветствуют учителя.

Здравствуйте ребята! Меня зовут Юлия Владимировна, сегодня я проведу у вас урок технологии.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Формулировка темы и задач урока.

Словесный: Формируют тему урока.

-Ребята как вы думаете блягодаря чему шьётся вещи.

-Хорошо, молодцы! Вы все верно говорите.

-Как вы думаете что такое шов? (шов – это соединение двух или нескольких слоев ткани одной или несколькими строчками)

-А что такое строчка? (Строчка – это ряд повторяющихся однородных стежков.)

-Какие виды швов вы знаете?

А теперь мы проверим на сколько вы знакомы видами швов

-Вы когда-нибудь встречались с этими видами швов.

-Где вы с ними встречались.

-Что можно сделать благодаря этим швам?

- Кто может сказать чем мы будем заниматься на уроке?

(Вышивать разными видами швов)

- Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Декоративное оформление изделий вышивкой .(показываю готовое изделие)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Демонстрации и наглядные пособия: стенды с образцами вышивок, учебник, рабочая тетрадь, ткань для вышивания, набор инструментов и приспособлений для вышивания, нитки- мулине.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Природа наградила человека

Искусством думать и искусством понимать

Еще таится в нем неведомая сила

Прекрасное творить и создавать

И так уж повелось с поры далекой,

Что вышивкой занялся человек,

Добился техники создания высокой,

Неся с собою мастерство из века в век.

Украсить ею можно вещь любую,

Создать свой стиль, изюминку такую

В отделке выбирая лишь свой путь.

К любому возрасту, она всегда подходит,

Любой в ней то, что ищет – то находит.

Искусство это подойдет и королям,

Одежду, украшая знатных дам.

Скажите, пожалуйста, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Что бы вы хотели узнать на уроке? Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

3. Изучение нового материала

Скажите, пожалуйста, а как давно появилась вышивка?

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Найденные археологами фрагменты одежды с вышивкой датируются 9-10 вв. В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели эти искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.

Учитель рассказывает и показывает правила выполнения шва, опираясь на образцы

Тамбурный шов (представляет собой непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой). Шов можно выполнять как в пяльцах, так и без них. В обоих случаях стежки надо выполнять движением иглы к себе. Вышивая без пялец, следите за тем, чтобы ткань не стягивалась, а петельки шва имели округлую форму. Этот шов похож на цепочку, звенья которой выходят одно из другого. Начиная вышивать, иголку из исходной точки перемещают под тканью по линии рисунка на расстояние, равное стежку. При этом рабочая нитка в виде петли остаётся под иглой. Делая последующие стежки, иголку вкалывают в образованный предыдущим стежком кружок (петлю). Если вышивают ниткой, сложенной вдвое, то закрепление нитки на ткани может быть первой петлей тамбурного шва. После закрепления рабочую нитку уложите петлей в направлении слева вниз направо, а иглу вводите в ткань в середине первой петли, в точку, из которой вышла нитка на лицевую сторону ткани.

Тамбурным швом можно выполнять контуры мотивов растительного и геометрического характера, а также сплошь заполнять плоскости узоров.

Тамбурные швы широко используются в народных вышивках многих областей нашей страны, ею в старину украшали предметы убранства крестьянской избы – различные полотенца, подзоры, столешники (скатерти).

4. Практическая работа.

Перед началом работы заостряю ваше внимание на безопасное обращение с режущими и колющими предметами.

Ты с иголкой не шути

И в руках не тереби

А уж взяв ее за ушко

Уколи ее в подушку

С ножницами тоже не играй

И, держа за острый край,

Другу их передавай.

Лишь окончена работа –

Ножницам нужна забота:

Не забудь ты их закрыть

И на место положить.

Учащиеся выполняют тамбурный шов, пользуясь учебником, инструкционной картой, выполняют практическую работу на ткани.

Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильную организацию рабочего места, правильную посадку, технологию выполнения шва, правила техники безопасности.


Учитель рассказывает и показывает выполнения шва, опираясь на образец .

Петельный шов известен также как краевой, так как его используют и для обработки краёв изделий. Шов выполняют между двумя линиями продёрнутыми нитями. Ткань прокалывают иголкой сверху вниз, при этом петля рабочей нитки остаётся под иглой. Этот шов можно выполнять различным образом, например, укладывая стежки плотно или редко в ряд, меняя высоту стежка и т.д. на углах петельный стежок образуют, вкалывая иголку в одно и то же место несколько раз.

Этот шов применяют при обработке краёв аппликации, при заделке края сетки в цветной перевит, для украшения ткани и других случаях.

6. Практическая работа

Учащиеся, пользуясь учебником, инструкционной картой, выполняют практическую работу на ткани.

Перед началом работы повторяют правила техники безопасности.

Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует организацию рабочего места, правильную посадку при работе, соблюдение технологической последовательности, правильные приёмы выполнения работы и соблюдение техники безопасности.


В вышивании этот шов используют и как вспомогательный, и как самостоятельный.

Для вышивания по счёту лучше всего брать льняное полотно, а для вышивания рисунка свободного контура можно использовать любую ткань, которая имеет гладкую однотонную поверхность (парусина, холст, полотно, маркизет, батист, сукно, шелк, сатин и др.)

7. Практическая работа.

Учащиеся, пользуясь учебником, инструкционной картой, выполняют практическую работу на ткани.

Перед началом работы повторяют правила техники безопасности.

Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует организацию рабочего места, правильную посадку при работе, соблюдение технологической последовательности, правильные приёмы выполнения работы и соблюдение техники безопасности.

Во время работы и в конце учащиеся проводят самоконтроль и взаимоконтроль выполняемой работы.

8. Анализ и контроль качества

Оговорив с обучающимися требования, предъявляемые к качеству готового изделия и сопоставив свою выполненную работу с образцом , учитель предлагает самостоятельно оценить свою выполненную работу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ломакина О.В.

План-конспект урока по технологии

Тема: ОТДЕЛКА ИЗДЕЛИЙ ВЫШИВКОЙ

Модуль: культура дома

Раздел: Рукоделие (вышивка)

Время: 2 урока по 45 мин.

Образовательные цели: формировать навыки построения композиции, подбора гармоничного сочетания в национальных китайских традициях; обобщить и систематизировать знания о вышивке, композиции и орнаменте, научить различать виды орнамента, традиционные китайские орнаменты, научить подбирать различные цветовые сочетания.

Воспитательные цели: прививать навыки культуры труда и аккуратности, способствовать формированию и развитию нравственных качеств личности, воспитывать эстетический вкус, формировать у учащихся интерес и уважение к традициям жителей дальневосточного региона, воспитывать толерантность к жителям соседних стран (Китая), способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету

Развивающая цель: развитие внимания, аналитического и творческого мышления, памяти

Технико-технологические сведения: определение композиции, орнамента, мотива, раппорта; виды орнамента по содержанию (геометрические, растительные, зооморфные, комбинированные), по композиционной структуре (ленточные, замкнутые, сетчатые), по использованию в декоративно-прикладном искусстве Китая, определение цвета и цветового круга, понятие теплых и холодных цветов, символика цвета в Китае.

Объект труда: рисунки орнаментальной композиции

Методическое обеспечение: урок комбинированный, объяснение, демонстрация, фронтальная работа, индивидуальная.

Методическое оснащение урока:

1. Материально-техническая база: кабинет технологии, мультимедийная установка (проектор), ПК, карандаши, цветная бумага, ножницы, шаблоны мотивов.

Межпредметные связи: история, география, изобразительное искусство, физика, биология, русский язык

Профориентационная работа: ознакомить учащихся с работой вышивальщицы, художника.

Структура урока

1. Организационный момент (2-3 мин).

2. Проверка выполнения домашнего задания. (5-7 мин).

3. Актуализация знаний учащихся (3-5 мин).

4. Изучение нового материала – блок №1 (10 мин).

5. Практическая работа №1 (10-12 мин).

6. Физкультминутка (3-5 мин).

7. Изучение нового материала – блок №2 (10 мин).

8. Практическая работа №2 (10-12 мин).

9. Физкультминутка (3-5 мин)

11. Анализ и оценка урока (5 мин).

12. Выдача домашнего задания (2-3 мин).

13. Уборка рабочих мест (2-3 мин).

1. Организация урока (2-3 мин).

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Проверка домашнего задания .

Проверка правильности увеличения/уменьшения рисунка.

Оценка выполненных работ: показ лучших, объяснение типичных ошибок и способы их устранения.

3. Актуализация опорных знаний

Какие виды швов вы знаете?

Какие швы используют в своем творчестве коренные народы Приамурья?

Какие инструменты и материалы необходимы при вышивании?

Чем вышивали в Древнем Китае?

Назовите правила безопасной работы при вышивании.

4. Изучение нового материала.

В пятом классе мы с вами познакомились с декоративно-прикладным искусством коренных народов Дальнего Востока, а как вы думаете, какая соседняя страна повлияла на их культуру? Правильно, Китай. На сегодняшнем уроке мы с вами посмотрим, есть ли сходства или различия в узорах вышивок, цветовых предпочтениях коренных народов Дальнего Востока и Китая. В китайских вышивках изображенный мотив, используемый цвет имеет символическое значении, несет в себе определенный смысл. Использование благоприятных символов и изображений, в том числе на одежде, носит название древнего китайского учения – фэн-шуй.

Произведения народного декоративного искусства хранятся во многих музеях и восхищают нас своей красотой. В наше время в вышивании прекрасно соединяются традиционное и современное творческие начала. Нынешние мастера используют старинные швы, а также создают свои новые декоративные швы, композиции.

Композиция – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.

Форма и содержание зависят:

- от того, какие швы будут использованы;

- от назначения изделия; - расположения узора на изделии;

- выбора цвета для его выполнения.

От характера и расположения композиции зависит выбор орнамента.

Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой группы.

Повторяющиеся элементы в орнаменте называются раппортом.

По содержанию изобразительных мотивов орнаменты делятся на геометрические, растительные, зооморфные и комбинированные.

- Как вы думаете, из чего состоит геометрический орнамент?

Геометрический орнамент состоит из прямых и ломаных линий, геометрических фигур, спиралей, дуг, точек. Такой орнамент производит впечатление строгости и сдержанности.

Растительный орнамент состоит из мотивов, представляющих собой декоративно переработанные листья, ветки, плоды и ягоды растений. В китайской традиционной вышивке часто можно встретить мотивы пиона, лотоса, яблоневого дерева, персика, что символизирует любовь, мудрость, красоту и долголетие.

Для зооморфного орнамента характерны стилизованные изображения реальных или сказочных зверей и птиц. Изображение птицы феникса, журавлей, рыбок считается благоприятным по древнему китайскому учению фэн-шуй. Феникс – символ возрождения, новой жизни, журавль олицетворяет здоровье и долголетие, рыбки приносят удачу и достаток. Благоприятным также является изображение дракона – именно его изображали на одеждах китайского императора.

- А какие животные изображаются в орнаменте коренных народов Дальнего Востока?

Комбинированные орнаменты состоят из мотивов разного происхождения. В комбинированный орнамент могут включаться также и надписи.

По композиционной структуре орнаменты делятся на три разновидности: ленточные (раппортные, бордюры), розеточные (замкнутые), сетчатые (клеймовые).

Ленточные орнаменты имеют вид длинной полосы. Они обычно состоят из одного или нескольких мотивов, повторяющихся в определенном ритмическом порядке. Такой орнамент особенно широко используется в одежде в виде вышивки, каймы и т.д.

В замкнутом орнаменте декоративные элементы сгруппированы так, что образуют замкнутое движение. Подобные орнаменты используются при оформлении платков, салфеток, ковров и т.д.

Мотивы сетчатого орнамента располагаются вдоль многих осей переноса и создают движение во всех направлениях. Эти орнаменты предназначены для оформления больших плоскостей: тканей, обоев, ковров и т.д. Каждый сетчатый орнамент имеет одну из систем построения: квадратную, прямоугольную, ромбовидную и др. На осях полученной сетки и в ее ячейках размещают мотивы орнамента или его отдельные звенья

При выполнении орнамента используют следующую технику вышивки: счетные швы, крест или полукрест, счетную гладь, роспись, гобелен и другие. На следующих занятиях мы с вами выполним образцы этих швов.

4. Практическая работа №1. Построение орнамента.

Вводный инструктаж. У каждой из вас есть шаблоны (бабочка, дракон, цветок, листик). Постройте и зарисуйте в тетради:

- комбинированный ленточный орнамент (1 вариант), комбинированный розеточный (замкнутый) орнамент – 2 вариант. Определите и укажите мотивы, раппорт.

Текущий инструктаж. Учитель совершает целевой обход, проверяет правильность выполнения работы, выявляет типичные ошибки, предлагает способы их устранения.

Заключительный инструктаж. Подведение итогов практической работы. Демонстрация лучших работ.

5. Физкультминутка. Комплекс упражнений

Упражнения выполняются 4 – 6 раз.

Исходное положение – стоя у парты, ноги на ширине плеч.

Исходное положение – руки опущены вдоль туловища, руки вытянуть вперед ладонями вверх, согнуть руки к плечам, вернуться в исходное положение.

Исходное положение – руки на поясе, ноги на ширине плеч, выполнить наклон веред, вернуться в исходное положение.

Исходное положение – руки на поясе, ноги на ширине плеч, выполнить повороты туловища вправо и влево.

Исходное положение – руки вытянуты вперед, выполнить сжимание и разжимание кистей рук.

6. Изучение нового материала (блок №2).

Для того чтобы подбирать гармоничные сочетания ниток при вышивании, необходимо знать основы цветоведения. В прошлом году мы познакомились с цветовым кругом и определением гармонирующих цветов. В этом году мы узнаем, что такое теплые и холодные цвета, хроматические и ахроматические, основные характеристики цвета.

Актуализация опорных знаний.

Сколько цветов может быть в цветовом круге?

Назовите основные три цвета?

Как получаются дополнительные?

Солнечный спектр, открытый английским физиком И.Ньютоном, включает в себя семь цветов – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Цвета спектра, всегда расположенные в приведенном порядке, можно наблюдать в радуге. Основой гармонии цвета и его воздействия является цветовой круг. Круг иногда делят для удобства на 6, 12 или 24 сектора, но цветовая последовательность всегда одна и та же.

Существует три основных цвета: красный, синий и желтый, смешение которых дает все остальные цвета. При смешении двух основных цветов получаются оранжевый, зеленый и фиолетовый. Они называются производными (дополнительными). Все цвета круга называются хроматическими, так как отражают и поглощают различные цветовые лучи по-разному. Тела, отражающие и поглощающие различные цветовые лучи в равной мере, бывают белыми, серыми и черными и называются ахроматическими.

Цвета также делят на теплые и холодные. Теплые цвета – все оттенки, близкие к цвету пламени, солнца (красный, желтый и их производные). Холодные цвета – группа цветов, напоминающих воду, ясное небо и луга (синий и все производные от него).

Оттенком цвета, или цветовым тоном, называют характеристику цвета, которая определяет его оттенок по отношению к хроматическому цвету. Различия в названии красок указывают в первую очередь на цветовой тон. Силу выражения цветового тона определяет насыщенность. Чем больше красителя в краске, тем насыщеннее цвет, и наоборот. Светлота цвета связана с наличием черного или белого красителя.

Символическое употребление цветов является своего рода языком, традиционным средством передачи идей и душевных состояний. Издревле в Китае существует определенная символика цвета. Красный – удача, сила и процветание, а в сочетании с желтым – богатство. Оранжевый – цвет знаний, счастья. Символизирует яркость и добросердечие, терпимость и общительность. Желтый олицетворяет славу, прогресс и продвижение. Традиционно одежду желтого цвета могли носить лишь императоры и члены их семей.

Зеленый – символизирует весну, рост, новую жизнь. Цвет гармонии, спокойствия, надежды, свежести, прохлады, безопасности. Голубой – цвет воды, неба, созерцания. Символизирует легкость, воздушность, чистоту. Синий – цвет неба; символизирует духовную возвышенность и чистоту, мягкость, удовлетворенность, терпение и самообладание. Фиолетовый олицетворяет энергию и покой одновременно.

Белый – цвет траура, осени, старости и очищения. Черный - олицетворяет таинственность, покой и тишину, конец и начало.

Закрасьте бабочку, создав композицию только из

только из холодных тонов;

в цветовой гамме, принятой у китайцев (для 1 варианта значение богатства и счастья, для 2 – цвет свежести, неба, легкости).

Самостоятельная работа учащихся – учащиеся выполняют упражнение.

Текущий инструктаж. Учитель совершает целевой обход, проверяет правильность выполнения упражнения, выявляет типичные ошибки, предлагает способы их устранения.

Заключительный инструктаж. Подведение итогов практической работы. Демонстрация лучших работ.

8. Физкультминутка. Гимнастика для глаз. Исходное положение – сидя на стуле.

3. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4-6 раз.

4. Выполнить частые моргания в течение 15-30 секунд.

9. Закрепление изученного материала – решение кроссворда.

10. Анализ и оценка урока .

Учитель подводит итог урока, делает необходимые замечания, оценивает работу учащихся.

Заключительное слово учителя

С давних пор люди разных народов использовали вышивку для украшения текстильных изделий. Это и одежда, и предметы домашнего обихода, и просто декоративные изделия. Сегодня на уроке мы с вами познакомились с понятиями композиции, раппорта, орнамента, основными характеристиками цвета. Также мы прикоснулись к культуре одной из древнейших цивилизаций – китайской, которая оказала немалое влияние на культуру и декоративно-прикладное искусство коренных народов Дальнего Востока, где мы с вами живем. На следующих занятиях мы продолжим знакомство с вышивкой, с традиционным китайским искусством, изучим и выполним несколько видов швов.

Каждый из вас по желанию может выбрать для творческого проекта работу по вышиванию и использовать, например, символику цвета или изображений согласно учению фэн-шуй.

Вышивка – это большое искусство, желаю вам успехов в технологии его освоения.

Домашнее задание . Повторить материал по учебнику (§ 17-18).

Выполнить задание: нарисовать в тетради или выполнить в виде коллажа орнамент для одежды китайского императора, используя знания о символике цвета в Китае, символическом смысле орнамента.


Обучающая: Создать условия для усвоения новых знаний и формирования практических навыков. Совершенствовать навыки выполнения ручных швов. Разработать эскиз своей монограммы. Освоить технологию выполнения стебельчатого шва.

Развивающая: Прививать интерес к культуре и искусству России через ознакомление с историей вышивки и ее применением в народном и современном костюме. Способствовать развитию творческого мышления и художественного вкуса. Развивать сенсорные и моторные навыки. Способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

Воспитательная: Формировать творческую активность, самостоятельность, коммуникативность.

Содержимое разработки

Обучающая: Создать условия для усвоения новых знаний и формирования практических навыков. Совершенствовать навыки выполнения ручных швов. Разработать эскиз своей монограммы. Освоить технологию выполнения стебельчатого шва.

Развивающая: Прививать интерес к культуре и искусству России через ознакомление с историей вышивки и ее применением в народном и современном костюме. Способствовать развитию творческого мышления и художественного вкуса. Развивать сенсорные и моторные навыки. Способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

Воспитательная: Формировать творческую активность, самостоятельность, коммуникативность.

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, метод частичного поиска, упражнения, самостоятельная работа.

Приемы: рассказ, демонстрация, объяснение, практическая работа, рефлексия, игровой момент.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, текущий и итоговый контроль.

Межпредметные связи: история, изо, русский язык, информатика.

Цифровые образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

1.Организационный момент, проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний учащихся.
3.Объяснение нового материала.
4. Вводный инструктаж и практическая работа.
5.Физкультминутка.
6. Закрепление.
7. Завершение урока, подведение итогов.

Орг.момент. Проверка готовности к уроку.

Демонстрация учащимся различных иллюстраций и готовых изделий, отделанных вышивкой, связанные крючком, хохломская роспись и другие.
Нравятся ли вам, ребята, эти изделия? (Дети дают утвердительные ответы)

Актуализация знаний.

Может быть, кому-нибудь известны названия техники выполнения этих изделий? (учащиеся дают ответы).

Эти изделия – образцы разных видов рукоделия. Многие из них можно назвать настоящими произведениями искусства. Выполнены они умелыми руками мастеров. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с одним очень распространенным и увлекательным видом рукоделия. Давайте прочитаем зашифрованное слово. Задание на доске: РОВСЫОСШРСССИОРВРОСКССОРРСРРОАО
Подсказка: необходимо вычеркнуть буквы Р, С, О. (ВЫШИВКА)
Сегодня на уроке мы узнаем много интересного о вышивке и будем учиться выполнять некоторые виды швов.

А что такое вышивка? (декоративно-прикладное искусство, где узор выполняется вручную)

Какие виды вышивки вы знаете? (гладью, крестом, бисером, лентами)

Для чего нужна вышивка? (для развития творческих способностей, мелкой моторики, внимания, усидчивости, терпения)

Объяснение нового материала.

Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. Вышивка – способ украшения одежды и предметов интерьера узорами, выполненными цветными нитками. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Свидетельством того, что вышивка – древнейший вид рукоделия, служит найденная при раскопках ваза, датируемая V веком до нашей эры, на которой изображена женщина, вышивающая на пяльцах.
Примерно к той же эпохе относятся сохранившиеся до нашего времени искусные китайские вышивки, выполненные на шелке с помощью золотых и серебряных нитей. В курганах IX – XII веков археологи часто находят элементы древней одежды, украшенной сверкающим золотым узором. Сохранившиеся до наших дней драгоценные золотошвейные вышивки Древней Руси покоряют великолепием и безупречным выполнением узора.

На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта. Ее выполняли льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными), металлическими (золотыми и серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, блестками, иногда в сочетании с нашитыми драгоценными камнями, монетами.

Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.
Владение мастерством вышивки высоко ценилось в старину. По древнему обычаю все женщины на Руси должны были уметь вышивать. Долгими зимними вечерами, при неясном свете лучины, под тихое пение выводили мастерицы прекрасные затейливые узоры, поражающие и сейчас нас своим изяществом, красотой и задушевностью.

С семи – восьми лет готовили себе приданое, вышивали одежду, столешники, полотенца для себя и в подарок будущей родне. Мастерство и умение росли с каждым годом. Большим уважением во все времена пользовалась девушка, умеющая искусно вышивать, ткать, плести кружево.
Женские рубахи готовились на все случаи жизни: на свадьбу, на малые и большие праздники, на похороны. Соответственно своему назначению каждая рубаха имела особый характер декоративного украшения.

Расположение узора и приемы вышивки были органически связаны с формой одежды, которая шилась из прямых кусков ткани. Швы выполнялись по счету нитей и назывались счетными. Ими украшались оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ одежды, а также располагались вдоль соединительных швов.

Не менее красочными и разнообразными были полотенца, которые не только применялись в быту, но были также традиционным русским подарком: на свадьбе - жениху, всей его родне, свахе, дружкам и почетным гостям, на крестинах – крёстным.

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. Русские крестьянки бережно хранили особенности вышивки своей местности, постоянно пополняли и развивали ее. Русская вышивка очень многообразна и по характеру узоров, и по приемам изготовления этих узоров. Практически в каждой области имелись свои, только здесь распространенные приемы вышивки, цветовые решения, орнаменты. Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, делятся на две большие группы:
- к первой группе относятся вышивки, выполняемые по счету нитей ткани;

- ко второй группе - по свободному, заранее нарисованному контуру.

Швы первой группы называют счетными, швы второй группы - свободными.
Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент, растениям и животным здесь придаются геометрические формы.

Сегодня на уроке мы будем учиться выполнять пока самые простые швы. Затем, с каждым занятием, будем выполнять все более сложные. Но начинать работу мы не можем без инструментов и материалов. Как вы думаете, что нам нужно для практической работы? (учащиеся дают ответы)
Для выполнения вышивки необходимы материалы, инструменты и приспособления.
Материалы: ткань для свободных вышивок –хлопок или лён, белые или гладкокрашенные. При выполнении счетных вышивок нужны ткани с полотняным переплетением. Для вышивания крестом используют канву. Нитки для вышивания - мулине. Они имеют стойкую окраску, блеск и необходимую прочность. Кроме того, используют ирис, гарус и синтетические нитки.
Инструменты для вышивания: пяльцы, ножницы и иглы.
Пяльцы бывают круглой, овальной и прямоугольной формы, пластмассовые или деревянные. Основное назначение пялец – держать ткань в натянутом виде и предотвращать стягивание вышитого узора.
Ножниц должно быть двое: маленькие с загнутыми концами - для подрезания ниток, и большие – для раскроя.
Для работы необходимо иметь специальный набор игл для вышивания, Самые тонкие иглы №1 используются для вышивки на тонких тканях тонкими нитками в одно сложение. Иглы №2-5- для работы на льняных тканях. Толстые иглы №6-12 – для работы на плотных тканях шерстяными, синтетическими нитками или ирисом. Ушко иглы должно быть овальным и достаточно большим, чтобы нитки вдевались без труда.
Приспособлением для перевода рисунка вышивки служат карандаш, копировальная бумага и калька. Для перевода рисунка на ткань при выполнении свободных вышивок используют твёрдые и мягкие карандаши и цветную копировальную бумагу.
Зная назначение инструментов и приспособлений, свойства необходимых материалов, мы можем приступать к выполнению практической работы.

Физкультминутка:

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

Вводный инструктаж и практическая работа.

Труд – дело очень важное,

Правила должны вы знать,

Безопасность соблюдать!
Инструктаж по правилам техники безопасности при работе с иглой, ножницами.


Подготовка к вышивке. Выполнение простейших швов. Демонстрация учителем приемов выполнения швов.

Тамбурный шов используют в декоративных целях. Им очень хорошо вышивать сердцевины цветков или выводить контурные линии рисунка. Используется он и в качестве элемента заполнения пространства узора.

Закрепление.

С каким видом рукоделия вы познакомились на уроке?
Назовите нитки для вышивания.
Выполните карточки-задания

Завершение урока.

Самоконтроль: сравнить свой образец вышивки с образцом учителя, обратить внимание на ровность линии, длину стежка, общий вид выполненной вышивки.
Выставление отметок.
Сегодня на уроке мы познакомились с одним из очень распространенных видов рукоделия. Надеюсь, многие из вас в дальнейшем на наших уроках выполнят свои изделия и украсят их вышивкой. А потом, возможно, вы будете делать подарки своим мамам, бабушкам своими руками с применением вышивки. Удачи в творчестве!


-75%

Читайте также: