Конспект урока осоргин пенсне

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вызвать интерес обучающихся к творчеству М.А. Осоргина.

Раскрыть особенность восприятия писателем мира вещей.

I. Вступительное слово учителя.

Зачастую всем нам не хватает общения, доверительности, понимания.

II. Чтение статьи учебника О. Авдеевой о М.А. Осоргине.

Михаил Андреевич Ильин (Осоргин – псевдоним писателя) родился в Перми. Его воспоминания о детстве были светлыми, их он призывал в самые трудные минуты – они помогали жить. Навсегда остались с ним доброта близких людей и картины природы, целиком заполнявшие мир в детские годы. Мальчик рано полюбил книги. Он был гимназистом 7 класса, когда журнал “Для всех” опубликовал его рассказ “Отец”.

Участвовал в революционной деятельности, был выслан из страны.

III. Работа с текстом.

- Рассказ Михаила Осоргина вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос?

- В чём никто не должен сомневаться?

- В чём нас хочет убедить рассказчик?

IV. Будьте внимательны к слову.

- Автор использует, прежде всего, олицетворение. Вещи живут своей самостоятельной, не зависящей от человека, жизнью.

- Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания. Приведите примеры метафор из текста.

Вывод. Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.

V. Характеристика автора.

- Автор использует прием наивного рассказчика, вполне в традиции русской литературы: Белкин у Пушкина, Рудый Панько у Гоголя, рассказчики у Тургенева.

Читателю кажется, что предметы, о которых говорит Осоргин, существуют сами по себе, независимо от писателя, он входит в этот давно исчезнувший прекрасный мир, узнаёт знакомое и забытое, живет в нем, не оглядываясь на автора. А тот стоит в стороне в скромной роли гида.

Какими художественными приёмами достигается такой эффект?

VI. Пересказ фрагментов текста.

- Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищут?

- Что же случилось с пенсне? Какая история произошла с ним?

- Приведите примеры эпитетов, которые служат одушевлению пенсне.

- Каковы рассуждения автора в конце рассказа?

- Можно ли подумать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?

- Вещи имеют право на волеизъявление, на проявление индивидуальности.

    Вызвать интерес обучающихся к творчеству М.А. Осоргина.
  1. Раскрыть обучающимся особенность восприятия писателем мира вещей.

Оборудование: интерактивная доска.

I. Вступительное слово учителя.

Зачастую всем нам не хватает общения, доверительности, понимания.

В атмосферу непринужденной, безыскусственной беседы мы попадаем благодаря творчеству М.А. Осоргина. Автор не сочиняет, не приукрашивает, а “просто” рассказывает то, что было, без литературных претензий.

Многое в его рассказах может показаться “наивным и чувствительным” (по его собственному выражению), но у читателя создается полная иллюзия простоты и правды.

“Любовь к жизни” - единственная философия автора.

II. Чтение статьи учебника О. Авдеевой о М.А. Осоргине.

Михаил Андреевич Ильин (Осоргин – псевдоним писателя) родился в Перми. Его воспоминания о детстве были светлыми, их он призывал в самые трудные минуты – они помогали жить. Навсегда остались с ним доброта близких людей и картины природы, целиком заполнявшие мир в детские годы. Мальчик рано полюбил книги. Он был гимназистом 7 класса, когда журнал “Для всех” опубликовал его рассказ “Отец”.

Писатель – большой труженик. Работой для души стало для него осуществление замысла его первого романа “Сивцев Вражек” - о трагедии русской интеллигенции в тяжелые, смутные времена.

Всё творчество Осоргина пронизывали две задушевные мысли: страстная любовь к природе и привязанность к миру обыкновенных, незаметных вещей. Вторая мысль легла в основу рассказа “Пенсне”.

Участвовал в революционной деятельности, был выслан из страны.

III. Работа с текстом.

- Рассказ Михаила Осоргина вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос?

- Это риторический вопрос: “Что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?”.

- В чём никто не должен сомневаться?

- Параллельно с жизнью человека идет жизнь вещей – активная и “одушевлённая”.

- В чём нас хочет убедить рассказчик?

- Предметы быта обладают своим “лицом”, своим “характером”, более того, они наделены “разумом”.

IV. Будьте внимательны к слову.

- Какой приём использует автор, чтобы показать необычную “жизнь” вещей?

- Автор использует, прежде всего, олицетворение. Вещи живут своей самостоятельной, не зависящей от человека, жизнью.

Работа со слайдами

“Необычная “жизнь” вещей”.

- Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора: “у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость”.

…у некоторых вещей “страсть к путешествиям”. Мало того, вещи имеют свой социальный статус и политические убеждения: “демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан – носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница – почтовая марка”.

- Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания. Приведите примеры метафор из текста.

- Например, “раздвинутые ножницы кричат” потому, что напоминают раскрытый в крике рот; “часы шагают” - реализация метафоры “часы идут”, “кресло сидит”, потому что очертаниями напоминает сидящего человека и т.д.

Вывод. Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.

V. Характеристика автора.

- Автор использует прием наивного рассказчика, вполне в традиции русской литературы: Белкин у Пушкина, Рудый Панько у Гоголя, рассказчики у Тургенева.

Читателю кажется, что предметы, о которых говорит Осоргин, существуют сами по себе, независимо от писателя, он входит в этот давно исчезнувший прекрасный мир, узнаёт знакомое и забытое, живет в нем, не оглядываясь на автора. А тот стоит в стороне в скромной роли гида.

Какими художественными приёмами достигается такой эффект?

- Многочисленные длинные ряды однородных членов, обращения к читателю; грамматические – употребление глаголов второго лица в настоящем времени (“шарите, ищите, злитесь, … смотрите, встаете, лезете, заглядываете” и т.д., чем достигается эффект присутствия читателя в действии; интонационные (много восклицательных знаков, вопросительные предложения), употребление просторечных слов, имитация разговорной речи: “лицо” шляпы “забулдыжно-актерское”, “душонка”, “недоглядка”, “шлялась”, “Ни-ка-ких!”, “И вдруг – раз! – и падает карандаш”.

VI. Пересказ фрагментов текста.

- Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищут?

- Что же случилось с пенсне? Какая история произошла с ним?

- Приведите примеры эпитетов, которые служат одушевлению пенсне.

- В рассказе множество выразительных эпитетов: “кристальная душа” пенсне, “жалкое виноватое” пенсне, которое “являло картину такого рабского смирения, такой трусости…”, “загулявшиеся стёклышки”.

- Каковы рассуждения автора в конце рассказа?

- Можно ли подумать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?

- Вещи имеют право на волеизъявление, на проявление индивидуальности.

VII. Развивайте дар слова.

/Презентация работ “История предметов”./

У каждого из нас есть такие вещи, которые могут бесследно исчезнуть на некоторое время, но потом неожиданно вернуться. В таких случаях я задумываюсь: а не живут ли такие вещи своей жизнью? Всё возможно.

Я расскажу об одной своей вещичке, которую я беру в руки по сто раз на день – о чехле для мобильного телефона. Он должен находиться на телефоне или рядом с ним.

Когда я ложусь спать, телефон, как обычно, лежит на столике у кровати, а вот чехол может лежать всю ночь неизвестно где. Я могу искать его весь вечер без всякого успеха, а утром, собираясь в школу, могу найти его без проблем.

Но очень часто, особенно летом, я где-нибудь его оставляю, забываю.

Однажды случилось так, что я разговаривала по телефону в саду, а чехол положила в карман и потеряла. Я долго искала его, но не нашла. Спустя неделю, выходя из дома, я увидела его лежащим на крыльце. Оказывается, его принес мой пёс. Где он его нашел, я даже и не знаю.

Ещё одна удивительная история произошла с моей сестрой. Осенью она купила себе перчатки. Но вскоре левую перчатку потеряла. Вторую она положила дома. Прошло много времени, сестра купила такую же пару перчаток.

Однажды зимой, возвращаясь из школы домой, она увидела перчатку, висящую на ветке дерева. Это была она! Та, потерянная перчатка! Где же она была всё это время и как вернулась к хозяйке?

Рассказ старого учебник

Я старый и мудрый Учебник и многое повидал на своем веку. За всю свою жизнь я успел познакомиться со многими ребятами. Общение с ними оставляло во мне или теплые воспоминания, или неприятные отметины.

Например, когда я жил у Нади, мне всегда было уютно и хорошо, потому, что она редко доставала меня с полки, еще реже – раскрывала. Мои странички тогда были чистыми, белыми, а обложка – яркой и цветной.

Артём общался со мной гораздо чаще, чем Надя. Он носил меня в школу в большом красивом рюкзаке, где рядом лежали мои друзья-книжки. Для того, чтобы мы не терлись друг о друга, и чтобы у нас не отрывались корешки, мальчик с самого начала учебного года одел нас в яркие нарядные обложки. Мы чувствовали себя модными и красивыми.

А затем в моей жизни настала черная полоса. Я попал в руки книжного злодея Андрея. Чего я только не испытывал! Это было ужасно! Андрей пытался по-своему перерисовать мои вкладыши с репродукциями известных картин, брал меня грязными липкими руками, а иногда даже вырывал из меня листки и делал самолетики. Особенно сильно потрясла меня попытка Андрея в чем-то переубедить своего друга: он ударил мной его по голове! От такого сильного удара я чуть не рассыпался на все листочки!

Теперь я стою в библиотеке: старый стал, на руки меня никому не дают, только в читальном зале можно пользоваться. И правильно, мне так спокойнее.

Нас окружает большое количество различных предметов. Часто в повседневной жизни мы не обращаем на них особого внимания. Но иногда я стала замечать, что у окружающих меня вещей своя, не зависящая от людей, жизнь. Они исчезают и снова появляются, когда им вздумается. Со мной очень часто такое случается.

У меня есть диск, на который я записала свои любимые песни. И как-то раз мне захотелось его послушать. Была удивлена, когда не обнаружила его на привычном месте. Обычно он лежит на полке рядом с компьютером вместе с остальными дисками. Но в этот раз его там не было. Может быть, я просто не увидела его среди всех остальных дисков. Я посмотрела внимательнее, но не нашла его. В моей комнате его тоже не было. У меня началась паника. Куда же я могла положить его? Я обшарила весь дом в поисках диска, но по-прежнему его нигде не было. После неудачных поисков занялась более важными делами, и на какое-то время даже забыла о диске.

Как-то раз, в выходной день, я занялась уборкой дома, и случайно мой взгляд упал на полку, где обычно лежал диск. Он, как ни в чем не бывало, лежал на том самом месте, где и должен был лежать. Я обрадовалась, что наконец-то он нашелся, но мне стало непонятно, почему я не увидела его раньше. Я задумалась, а что если все вещи живут “своей” жизнью? И мы, люди, этого просто не замечаем. Мы думаем, что переложили вещи куда-то в другое место или дали кому-то попользоваться и просто забыли об этом. Но, тем не менее, вещи продолжают существовать отдельно от нас. Они теряются и снова находятся, когда им этого захочется.

- Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое? Приведите примеры.

- Все предметы, описанные Осоргиным, реальны. Реально и то, что некоторые предметы часто исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах. Фантастично, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером, настроением, тягой к путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: кратко ознакомить с биографией и творчеством Осоргина; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.

Метод. приёмы: рассказ учителя, беседа по вв., выразительное чтение, элементы анализа текста.

Оборудование: презентация

Беседа по статье на с. 131 -132.

Осоргин – это псевдоним. Ильин принадлежал к одному из древних дворянских родов.

В 1897 г. поступил на юр. Фак. Москов. Универ – та. Адвокат. Практика.

В 1916 возвращается на родину. Февральскую револ. Принял восторженно. Главная задача Осоргина-публициста в то время – не потерять завоеваний революции. Не дать совершитьсмя кровопролитию.

Михаил Андреевич вместе с другими авторами участвует в создании и работе Книжной лавки писателей в Москве. Она стала не просто букинистическим магазином, но местом общения писателей и читателей. Здесь писатели могли продать и рукописные книги – печататься ведь было негде.

В 2003 году в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта установлен памятный знак. Надпись на гранитном параллелепипеде: «С этой набережной осенью 1922 года отправились в вынужденную эмиграцию выдающиеся деятели отечественной философии, культуры и науки / Памятный знак установлен попечением Санкт-Петербургского философского общества / 15.11.2003

Он жил в Берлине, ездил в Италию, читал там лекции, работал над рассказами. Художественный талант Осоргина раскрылся именно на Западе – «в России писать было некогда. Но почти все написанные им книги о России. Темы, идеи, образы – все оттуда.

С началом Второй Мировой войны Осргин с женой вынуждены были покинуть Париж.. Он поселился в местечке Шабри. А вернувшись, они нашли квартиру опечатанной, библиотеку и архив вывезенными.

Умер писатель в Шабри 27 ноября 1942 г. Там и похоронен.

Стр. 137 Вопросы учебника.

Понравился ли рассказ? Помог ли он подумать о привычных предметах по-особому, как о предметах одушевлённых, наделённых разумом?

олицетворения. Вещи живут своей. Самостоятельной, не зависящей от человека жизнью:

Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора:

Мало того, вещи даже имеют социальный статус и политические убеждения:

Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания.

Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.

Найдите в рассказе другие худ приёмы, определите их роль

Синтаксические приёмы:

Многочисленные длинные ряды однородных членов

Обращения к читателю

Грамматические – употребление глаголов 2 лица в настоящем времени («шарите, ищите, злитесь… смотрите, встаёте, лезете, заглядываете и т. д.), чем достигается эффект присутствия читателя в действии;

Пересказ текста.

- Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищёт?

- Что же случилось с пенсне? Какая история с ним произошла?

- Каковы рассуждения автора в конце рассказа?

- Можно ли думать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?

Итог урока. Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое? Приведите примеры.

Все предметы, описанные Осоргиным, реальны

Реально и то, что некоторые предметы часто исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах.

Фантастично то, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером, настроением, тягой к путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.

Кто из писателей ΧІΧ века использовал приёмы, которые есть в рассказе Осоргина?

Д. з. Придумать историю о каком-нибудь предмете


-75%


Урок позволит вызвать интерес обучающихся к творчеству М.А. Осоргина. Поможет увидеть особенность восприятия писателем мира вещей.

Описание разработки

Цели урока.

Вызвать интерес обучающихся к творчеству М.А. Осоргина. Помоч учащимся увидеть особенность восприятия писателем мира вещей.

Развитие аналитического и образного мышления.

Воспитание интереса к окружающему миру.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

- Часто ли мы замечаем вещи, которые нас окружают?

- А что этому мешает?

- Замечали ли вы когда-нибудь как играют дети 3-5лет? Что может показаться необычным в их игре?

- Каким определением можно назвать общение с окружающим миром маленьких детей?

- Определите значение слов безыскусный и безыскусственный, наивный.

В атмосферу непринужденной, безыскусственной беседы мы попадаем благодаря творчеству М.А. Осоргина. Автор не сочиняет, не приукрашивает, а “просто” рассказывает то, что было, без литературных претензий.

Многое в его рассказах может показаться “наивным и чувствительным” (по его собственному выражению), но у читателя создается полная иллюзия простоты и правды.

“Любовь к жизни” - единственная философия автора.

II. Чтение статьи учебника О. Авдеевой о М.А. Осоргине.

- Прочитайте статью учебника.

- Что вы узнали об Осоргине из этой статьи? (Михаил Андреевич Ильин (Осоргин – псевдоним писателя) родился в Перми).

- Подтвердите мнение о писателе как о большом труженике.

- Когда был опубликован его первый рассказ? (Он был гимназистом 7 класса, когда журнал “Для всех” опубликовал его рассказ “Отец”).

Участвовал в революционной деятельности, был выслан из страны. Работой для души стало для него осуществление замысла его первого романа “Сивцев Вражек” - о трагедии русской интеллигенции в тяжелые, смутные времена.

М.А. Осоргин Пенсне (конспект урока)

Его воспоминания о детстве были светлыми, их он призывал в самые трудные минуты – они помогали жить. Навсегда остались с ним доброта близких людей и картины природы, целиком заполнявшие мир в детские годы. Мальчик рано полюбил книги..

Всё творчество Осоргина пронизывали две задушевные мысли: страстная любовь к природе и привязанность к миру обыкновенных, незаметных вещей. Вторая мысль легла в основу рассказа “Пенсне”.

III. Работа с текстом.

- Рассказ Михаила Осоргина вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос?

- Это риторический вопрос: “Что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?”.

- В чём никто не должен сомневаться?

- Параллельно с жизнью человека идет жизнь вещей – активная и “одушевлённая”.

- В чём нас хочет убедить рассказчик?

- Предметы быта обладают своим “лицом”, своим “характером”, более того, они наделены “разумом”.

IV. Наблюдение над текстом.

“Необычная “жизнь” вещей”.

Что мы узнаем о жизни вещей из рассказа? Приведите примеры.

Какими нам представляются предметы.

Какие истории вам показались наиболее интересны? Расскажите о них. В чем необычность этих историй?

- Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищут?

- Что же случилось с пенсне? Какая история произошла с ним?

- Каковы рассуждения автора в конце рассказа?

- Можно ли подумать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?

- Вещи имеют право на волеизъявление, на проявление индивидуальности.

Вывод. Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Вызвать интерес обучающихся к творчеству М.А. Осоргина. Помоч учащимся увидеть особенность восприятия писателем мира вещей.

Развитие аналитического и образного мышления.

Воспитание интереса к окружающему миру.

Оборудование: иллюстрации

I. Вступительное слово учителя.

-Часто ли мы замечаем вещи, которые нас окружают?

-А что этому мешает?

-Замечали ли вы когда-нибудь как играют дети 3-5лет? Что может показаться необычным в их игре?

-Каким определением можно назвать общение с окружающим миром маленьких детей?

-Определите значение слов безыскусный и безыскусственный, наивный.

В атмосферу непринужденной, безыскусственной беседы мы попадаем благодаря творчеству М.А. Осоргина. Автор не сочиняет, не приукрашивает, а “просто” рассказывает то, что было, без литературных претензий.

Многое в его рассказах может показаться “наивным и чувствительным” (по его собственному выражению), но у читателя создается полная иллюзия простоты и правды.

“Любовь к жизни” - единственная философия автора.

II. Чтение статьи учебника О. Авдеевой о М.А. Осоргине.

-Прочитайте статью учебника.

-Что вы узнали об Осоргине из этой статьи? (Михаил Андреевич Ильин (Осоргин – псевдоним писателя) родился в Перми).

-Подтвердите мнение о писателе как о большом труженике.

-Когда был опубликован его первый рассказ? (Он был гимназистом 7 класса, когда журнал “Для всех” опубликовал его рассказ “Отец”).

Участвовал в революционной деятельности, был выслан из страны. Работой для души стало для него осуществление замысла его первого романа “Сивцев Вражек” - о трагедии русской интеллигенции в тяжелые, смутные времена.

Его воспоминания о детстве были светлыми, их он призывал в самые трудные минуты – они помогали жить. Навсегда остались с ним доброта близких людей и картины природы, целиком заполнявшие мир в детские годы. Мальчик рано полюбил книги. .

Всё творчество Осоргина пронизывали две задушевные мысли: страстная любовь к природе и привязанность к миру обыкновенных, незаметных вещей. Вторая мысль легла в основу рассказа “Пенсне”.

III. Работа с текстом.

- Рассказ Михаила Осоргина вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос?

- Это риторический вопрос: “Что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?”.

- В чём никто не должен сомневаться?

- Параллельно с жизнью человека идет жизнь вещей – активная и “одушевлённая”.

- В чём нас хочет убедить рассказчик?

- Предметы быта обладают своим “лицом”, своим “характером”, более того, они наделены “разумом”.

IV. Наблюдение над текстом

“Необычная “жизнь” вещей”.

Что мы узнаем о жизни вещей из рассказа? Приведите примеры.

Какими нам представляются предметы.

Какие истории вам показались наиболее интересны? Расскажите о них. В чем необычность этих историй?

- Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищут?

- Что же случилось с пенсне? Какая история произошла с ним?

- Каковы рассуждения автора в конце рассказа?

- Можно ли подумать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?

- Вещи имеют право на волеизъявление, на проявление индивидуальности.

Вывод. Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.

- Какой приём использует автор, чтобы показать необычную “жизнь” вещей?

- Автор использует, прежде всего, олицетворение. Вещи живут своей самостоятельной, не зависящей от человека, жизнью.

Художественные средства и приемы

1). Автор использует прием наивного рассказчика. Согласны ли вы с этим? Поясните своё мнение.

Читателю кажется, что предметы, о которых говорит Осоргин, существуют сами по себе, независимо от писателя, он входит в этот давно исчезнувший прекрасный мир, узнаёт знакомое и забытое, живет в нем, не оглядываясь на автора. А тот стоит в стороне в скромной роли гида.

2). Какими художественными приёмами достигается такой эффект? Найдите их в тексте.

Многочисленные длинные ряды однородных членов,

обращения к читателю;

грамматические – употребление глаголов второго лица в настоящем времени (“шарите, ищите, злитесь, … смотрите, встаете, лезете, заглядываете” и т.д., чем достигается эффект присутствия читателя в действии;

интонационные (много восклицательных знаков, вопросительные предложения),

употребление просторечных слов, имитация разговорной речи: “лицо” шляпы “забулдыжно-актерское”, “душонка”, “недоглядка”, “шлялась”, “Ни-ка-ких!”, “И вдруг – раз! – и падает карандаш”.

3). Вспомните, что такое эпитет.

Приведите примеры эпитетов, которые служат одушевлению пенсне.

В рассказе множество выразительных эпитетов: “кристальная душа” пенсне, “жалкое виноватое” пенсне, которое “являло картину такого рабского смирения, такой трусости…”, “загулявшиеся стёклышки”.

4). Рассказ отличается особой метафоричностью. Вспомните, что такое метафора. Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания. Приведите примеры метафор из текста.

- Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора: “у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость”.

…у некоторых вещей “страсть к путешествиям”. Мало того, вещи имеют свой социальный статус и политические убеждения: “демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан – носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница – почтовая марка”.

- Например, “раздвинутые ножницы кричат” потому, что напоминают раскрытый в крике рот; “часы шагают” - реализация метафоры “часы идут”, “кресло сидит”, потому что очертаниями напоминает сидящего человека и т.д.

V. Итог урока.

Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое? Приведите примеры.

Все предметы, описанные Осоргиным, реальны. Реально и то, что некоторые предметы часто исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах.

Фантастично, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером, настроением, тягой к путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.

Почему же вещи разговаривают и вообще ведут себя как люди?

Какую роль в этом играет авторское восприятие?

VI. Домашнее задание.

Придумайте свой рассказ из жизни вещей. Постарайтесь передать характер какого-либо предмета, используя эпитеты и метафоры, а также приёмы, о которых шла речь на уроке.


-75%

Читайте также: