Конспект урока особенности строения и жизнедеятельности членистоногих

Обновлено: 05.07.2024

Тема урока: Особенности строения типа Членистоногие. Общая характеристика класса Ракообразные.
Цель: Познакомить учащихся с характерными признаками Членистоногих и с особенностями строения ракообразных.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с характерными признаками членистоногих как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с кольчатыми червями, установить происхождение членистоногих, рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения ракообразных на примере речного рака, продолжить работу по изучению систематики животных.
2. Развивать речь, продолжить формирование умений сравнивать, обосновывать особенности строения, жизнедеятельности изучаемых животных, членистоногих. Развивать умения и навыки самостоятельно работать с литературой, формировать основные учебные компетенции: учебную, коммуникативную, личностную.
3. Воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в парах, стремление уважать чужое мнение, воспитывать потребность в знаниях.
Оборудование: демонстрация таблиц, рисунков ракообразных, коллекция членистоногих, кинофрагменты, презентация.

3. Знакомство с новым материалом
А) Организация работы по формированию знаний о Типе членистоногих.
А1.Общая характеристика типа Членистоногие:
- Выполните задание 1 в инструктивной карточке, где нужно выделить особенности, характерные для типа Членистоногие и кратко зафиксировать их в тетради.
(Учитель организует обсуждение выполненного задания: учащихся знакомятся с общей характеристикой типа Членистоногих и фиксируют признаки в тетрадь (основные признаки организации: сегментированное тело, отделы тела: головной, средний, задний, членистые и парные конечности, хитинизированный покров, смешанная полость тела, незамкнутая кровеносная система, развиты органы чувств. Происхождение от древних свободноживущих многощетинковых червей, самый многочисленный тип по числу видов). На экран проецируются вышеперечисленные признаки, которые совместно обобщаются).

А2. Классификация:
- Выполните 2 задание, в котором нужно изучить систематику типа Членистоногие и заполнить схему:
Тип Членистоногие
1.Класс… 2.Класс…. 3.Класс….

(Учитель проверяет выполнение задания по классификации типа Членистоногие. На экран проецируется систематика).

Б) Ракообразные – один из классов членистоногих.
Б1.Общая характеристика класса Ракообразные
Организация работы по заданию 3 инструктивной карточки, с последующей проверкой
(Учитель подводит итог выполнения задания, перечисляя совместно с учащимися характерные признаки – водная среда обитания, 2 пары усиков, конечности с примитивным строением).
Б2. Многообразие ракообразных. Низшие и высшие ракообразные
Учитель рассказывает о многообразии класса Ракообразные, демонстрирует коллекцию, слайды. На экран проецируются рисунки высших и низших ракообразных.

- Отгадайте загадку:
Когда черен - кичлив и задорен,
А покраснеет - сейчас и присмиреет.
- Что вы можете сказать о цвете покрова рака, почему это происходит (у речного рака покровы буро-зеленые. Краснеют при варке, т.к. все пигменты, кроме красного разрушаются)
- Красноватый цвет панциря является основным у всех ракообразных.

В2.Самостоятельная индивидуальная работа обучающихся по заданию 5 инструктивной карточки: заполнение 1 колонки таблицы с опорой на текст учебника.

Сравнительная характеристика классов типа Членистоногие
Сравниваемые объекты:
Ракообразные
Паукообразные
Насекомые
Признаки сравнения:
1.Отделы тел
Покровы
Число ног
Число усиков
Глаза
2.Пищеварительная система
особенности ротового аппарата
3.Органы дыхания
4.Выделительная система
5.Кровеносная система
6.Тип нервной системы. особенности
7.Органы размножения (особенности развития)
8.Особенности образа жизни

После выполнения задания учитель организует взаимопроверку выполнения таблицы
В3. Информация для олимпиадников.

- Циклопы имеют один простой глаз.
- Дафнии имеют один фасеточный глаз и один простой глаз.

4. Закрепление нового материала
- выполнение заданий в тетради с печатной основой по теме.

1)Речной рак обитает в …… водоемах.
2)Раки активны в ……….время суток, а ……… прячутся под корягами, камнями или в норках.
3)У ракообразных выделяют три отдела тела …, … и …, но у некоторых головной и грудной отделы слиты и образуют …..
4)У ракообразных конечности располагаются на … и …., выполняют разнообразные функции
5)Рак имеет наружный скелет, образованный………….
6)Раку мешает расти его твердый покров поэтому он …………………
7)Мышцы рака прикрепляются к…………..

5 задание
Заполнить таблицу (1 колонку), используя текст на с.146-147

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока “Особенности строения и жизнедеятельности Членистоногих. Класс Ракообразные”.

Предмет : биология

Тема урока: “Особенности строения и жизнедеятельности Членистоногих. Класс Ракообразные.”

Тип урока: урок изучения нового

Цель урока: Сформировать у обучающихся понятие о членистоногих как наиболее высокоорганизованных беспозвоночных животных, ознакомить с основами систематики и многообразием членистоногих; узнать о строении, многообразии и значении представителей Класса Ракообразных.

Задачи урока: познакомить обучающихся с характерными признаками членистоногих как наиболее высокоорганизованных беспозвоночных, их многообразием и особенностями, обеспечивающими процветание и широкое распространение на Земле; рассмотреть характерные признаки ракообразных, продолжить формирование у учащихся умений делать выводы, развитие умения практической деятельности на уроке, воспитание бережного отношения к живой природе.

Оборудование: ПК, скайп

Планируемые результаты:

Личностные умения

- проявление эмоционально-ценностного отношения к многочисленности членистоногих, значению ракообразных в природе и их роли в жизни человека;

- формирование бережного отношения к природе .

Метапредметные умения

Познавательные :

- умение найти и объяснить черты сходства и различия между классами типа Членистоногих;

- умение связывать особенности внешнего и внутреннего строения в соответствии с приспособленностью к среде обитания;

- умение применять знания об особенностях строения и жизнедеятельности ракообразных;

- умение использовать приобретенные умения для определения систематического положения животных, выявлять пути развития усложнений и взаимоотношений между классами членистоногих;

- правильно определять свое отношение к животному миру – каких животных нужно беречь и охранять, а каких следует уничтожать.

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- умение адекватное использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

знать общую характеристику типа Членистоногие;

различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выделять отличительные признаки биологических объектов;

устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и образом жизни членистоногих;

сравнивать биологические объекты, делать выводы на основе сравнения.

Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы урока, постановка цели.

Сегодня мы переходим к изучению новой темы - тип Членистоногие. К этому типу относится 3 класса животных. Посмотрите на слайде, кого можете узнать? ( презентация )

Рак, паук, жук, бабочка - это представители типа Членистоногие.

Сегодня на уроке вы узнаете о строении, многообразии и значении представителей членистоногих, познакомимся с представителями класса Ракообразные. Что мы должны узнать о ракообразных? (ставим цели урока).

3. Изучение нового материала.

Тип Членистоногие — самая большая группа животных, населяющих нашу планету (более 1 млн. видов). Они встречаются повсеместно (в наземно-воздушной среде, во всех морях и океанах, в пресных водоёмах). (работа по слайдам, рассказ о количесиве членистоногих)

Внешнее строение, покровы (беседа).

Почему тип назван Членистоногие? Несмотря на разнообразие внешней формы, у всех членистоногих имеются сходные черты строения.

Членистоногие — двусторонне-симметричные животные .

Почему Членистоногие стали самой многочисленной группой животных?

Беседа о особенностях жизнедеятельности членистоногих (где живут? что едят?)

Теперь рассмотрим особенности строения членистоногих и сравним строение представителей разных классов.

Создание проблемной ситуации:

Членистоногие имеют твёрдый покров, состоящий из органического вещества – хитина. Для чего нужен хитиновый скелет? Лёгкий, но твёрдый хитиновый покров защищает мягкие части тела животного и является наружным скелетом.

Но возникает противоречие: хитин не способен ратсягиваться, какая может быть проблема у членистоногих?

Здесь еще один проблемный вопрос - Какая проблема возникает у животных во время линьки? (ответ: без наружнего скелета тело оказывается уязвимым, нет защиты, и членистоногое становится уязвимым перед хищниками, поэтому приходится прятаться до восстановления хитинового покрова).

Особенности организации членистоногих:

В теле большинства членистоногих можно различить три отдела:

Голова , на которой находятся основные органы чувств, необходимые для ориентировки в пространстве (глаза, усики), а также роговые органы.

Грудь , на которой расположены ноги, а у насекомых и крылья, выполняет функцию передвижения.

Третий (задний) отдел тела – брюшко — взял на себя функцию пищеварения и размножения.

У Паукообразных и Десятиногих раков голова и грудь срослись и образовали головогрудь .

Теперь переходим к изучению ракообразных. Беседа по слайдам - Знакомы ли тебе эти животные? Видел ли ты их? Где живут? Какой ведут образ жизни? Кто относится к ракообразным? ( Ракообразные в основном морские животные, представители ряда видов обитают в пресных водах и на суше.

Среди ракообразных есть сидячие, прикреплённые виды, есть паразиты, но большинство — свободноживущие. )

Учебная задача. Перед вами представитель класса Ракообразных – Речной рак.

Рассмотрите внешнее строение рака. Работа с рисунками, изучение строения конечностей ракообразных и их функции.

Число отделов тела различно, но почти у всех можно выделить голову, грудь и брюшко. Часто отделы тела срастаются, образуя головогрудь , например, у речного рака, — представителя отряда Десятиногих раков.

4. Закрепление

Выполни задание - внешнее строение речного рака . (работа по заданию, нужно рассавить конечности речного рака на отделах тела, и указать функцию каждой пары).

Беседа по слайдам - особенности внутреннего строения ракообразных

(Дышат ракообразные с помощью жабр, находящихся под защитой панциря головогруди. Кровеносная система незамкнутая. Мешкообразное сердце и отходящие от него основные сосуды находятся в грудном отделе на спинной стороне.

Выделительные органы — почки или зелёные железы.

Нервная система раков, как и у других членистоногих, — окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка.)

Значение - представители многих видов являются прекрасным кормом для рыб и других животных, обитающих в воде или около неё, — это мелкие рачки: дафнии, циклопы, бокоплавы.

Многие ракообразные используются человеком в пищу, среди них — креветки, крабы, омары, лангусты, раки.

5. Подведение итогов.

Итак, мы сегодня говорили о ракообразных, все ли понятно по теме? Еще раз обобщим, какие особенности характерны для членистоногих, для ракообразных? ( Проводит анализ достижения целей урока, дает оценку успешности работы)

Сегодня на уроке ты хорошо работала, оценка за урок - отлично. Спасибо за урок, до свидания!


Тип ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

Членистоногие — самая большая группа животных, населяющая нашу планету Земля. Его представители освоили все возможные среды жизни: сушу, воздушное пространство, моря, пресные водоемы,. Их можно встретить во всех географических широтах, на всех континентах. По разным данным, тип насчитывает от 1 до 4 млн видов.

тип членистоногие таблица

Общие черты типа Членистоногие

Тело членистоногих покрыто плотным хитиновым покровом, который является их наружным скелетом. Конечности членистые, подвижно соединены с туловищем. Так как хитиновый покров не растяжим, рост членистоногих сопровождается линькой (периодическим сбросом хитинового покрова). Мышцы представлены пучками поперечно-полосатых волокон. Кровеносная система незамкнутая. Наземные представители этого типа животных дышат легкими или трахеями, а подавляющее большинство водных — жабрами.

тип Членистоногие Общие черты

Классификация (различия классов)

Основные классы типа Членистоногие:

(нажмите на ссылку для перехода к соответствующему конспекту урока)

Членистоногие Классификация

Оборудование: набор отдельных букв – членистоногие (комплект на стол), презентация “Тип Членистоногих”, медиапроектор, образцы речного рака (засушенные).

План урока

I. Активизация познавательной деятельности.

- Перед тем, как мы с вами познакомимся с темой нашего урока, я прошу вас выполнить следующее задание: из букв, что лежат на столах, составьте слово (это слово “членистоногие”). Итак, тема нашего урока “Особенности строения членистоногих. Класс Ракообразных” (запись в тетради).

- Прежде, чем приступить к изучению Членистоногих, заполните схему “Знаю – хочу узнать – узнал” о них (в тетради):

Знаю| хочу узнать |узнал

- Мир животных на Земле огромен и разнообразен. Многообразие животных проявляется в форме их тела, размерах, характере передвижения, питания, мест обитания и во многом другом. Различия животных по этим признакам лежат в основе деления их на группы. Классификацию животных и количественное соотношение видов разных групп можно увидеть на следующем слайде № 2 (см. Приложение 1).

- С представителями каких типов животного царства мы уже знакомы?

- Назовите представителей названных типов.

- На диаграмме видно, что эти животные в совокупности занимают лишь небольшую часть всего животного мира. А большую часть среди всех животных имеют членистоногие животные.

Членистоногие – самый богатый видами тип животных. Известно более миллиона видов членистоногих, или более 2\3 всех видов животных.

- Как можно объяснить такое явление?

III. Изучение нового материала.

- Среди всех групп животных тип членистоногих выделяется наибольшим разнообразием приспособлений к самым разным условиям обитания, изумительным богатством и огромным числом видов. Они живут во всех морях и океанах – и в толще воды (Приложение 1, сл. 3) , и на дне, и в грунте на разных глубинах; обитают во всевозможных пресных водоёмах, некоторые виды приспособились обитать в очень солёных водоёмах, некоторые – в горячих источниках.

Большая армия представителей этого типа приспособились и к жизни вне воды – на суше (Приложение 1, сл. 4), где членистоногие особенно многообразны.

Многие членистоногие – паразиты (Приложение 1, сл. 5), постоянные или временные, наружные или внутренние. Иногда они столько изменяются под влиянием паразитического образа жизни, что даже перестают быть похожими на членистоногих.

- Рассмотрите представителей типа членистоногих на стр. 144 – 145 учебника и ответьте на вопрос: где в природе можно встретить изображённых на рисунке членистоногих?

- Членистоногих можно встретить во всех климатических зонах. Велико их разнообразие в тропиках, но есть они и в высоких широтах Арктики и на побережье Антарктиды. Членистоногих можно встретить и в сухих пустынях. Это тип животных, который по полноте овладения поверхностью земного шара не имеет равных.

- Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

- Какие особенности организации и жизнедеятельности позволили этим животным так широко расселиться на Земле и приспособиться к условиям существования?

- Используя материал учебника на стр. 144, познакомьтесь с особенностями строения членистоногих и выявите у них прогрессивные черты развития, подумайте, какие причины повлияли на их возникновение. Какие классы включает в себя этот тип животных? Проверь себя (Приложение, сл. № 6, 7)

IV. Особенности строения ракообразных.

1. Лабораторная работа “Внешнее строение речного рака”.

- Рассмотрите речного рака и заполните 2 – 8 строки таблицы (Приложение 1, сл. № 8 – отделы тела речного рака; № 9 – внешнее строение речного рака, № 10 – особенности строения органа зрения речного рака, № 11 – строение покрова речного рака).

- Используя имеющиеся знания, закончите логическую цепочку:

панцирь речного рака хитиновый - ___________ – поэтому раки линяют

2. Пользуясь дальнейшими слайдами, закончите заполнение графы таблиц о ракообразных (Приложение 1, сл. № 12 - 13 - внутренне строение речного рака, № 14 – особенности размножения и развитие рака, сл. № 15 – многообразие ракообразных и их роль в природе, сл. № 16 – класс ракообразных и его отряды.

V. Закрепление нового материала.

- Проверь себя (Приложение 1, сл. № 17, правильные ответы – сл. № 18).

  1. Тип Членистоногих включает следующие классы: ____________.
  2. Представители типа занимают такие среды обитания, как _____ .
  3. У всех животных данного типа _______________ симметрия тела.
  4. Тело разделено на _______________________________________.
  5. Покровы_______________________________________________ .
  6. Способ смены покровов: __________________________________.
  7. Органы чувств: зрение -_____, обоняние - ____, осязание ______.

- Вернитесь к своей схеме, которую вы заполняли в начале урока. Всё ли вы выполнили по этой схеме?

  1. Прочитать стр. 144 – 151,
  2. По желанию:
    - приготовить доклад о каком - либо интересном представителе ракообразных (краб, омар, мокрица. );
    - составить кроссворд (криптограмму, ребус и т.п.), используя новые термины по классу ракообразных.

Примечание: слайды № 19 – 21 приложения 1 предназначены для повторения и закрепления домашнего задания на следующем уроке.

Читайте также: