Конспект урока основные цвета

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний.

Вид урока по форме проведения: комбинированный, нетрадиционный с элементами игры.

Форма организации деятельности обучающихся: совместно-индивидуальная, групповая.

  1. Организационный этап.
  2. Вводный рассказ о цвете.
  3. Просмотр видео “Цветоведение” (Приложение 2)
  4. Выполнение заданий № 1 “Виды цветов” , № 2 “Качества цвета” (Приложение 1).
  5. Рассказ про 3 основных цвета.
  6. Просмотр видео “Три основных цвета” (Приложение 2).
  7. Выполнение практического задания № 3 “Смешение цветов” (Приложение 1).
  8. Вывод и рассказ про составные цвета.
  9. Просмотр видео “Цвет (про радугу)” (Приложение 2).
  10. Выполнение задания № 4 “Цвета радуги” (Приложение 1).
  11. Рассказ про цветовой круг.
  12. Просмотр видео “Цветовой круг” (Приложение 2).
  13. Рассказ про тёплые, холодные, нейтральные цвета.
  14. Выполнение задания № 5 “Цветовой круг” (Приложение 1).
  15. Рассказ про влияние цвета на характер человека.
  16. Выполнение задания № 6 “Влияние цвета на нервную систему человека” (Приложение 1).
  17. Рассказ про выбор цвета в интерьере.
  18. Просмотр Слайд-шоу “Цвет в интерьере” (Приложение 2).
  19. Подведение итогов (Приложение 1).
  20. Рефлексия (Приложение 1).

Ход урока

1. Организационный этап.

2. Вводный рассказ о цвете.

В повседневной жизни нас окружают миллионы цветовых оттенков. Первое, на что мы реагируем, входя в незнакомое помещение, оказываясь в толпе прохожих или разглядывая рекламу, - это цвет. Цветовая гамма может поражать, успокаивать или очаровывать. Каждый из цветовых оттенков способен вызвать присущие только ему эмоции и психические состояния. Большинство людей ничего не знают о цветоведении - науке, с помощью которой можно создавать эффектные сочетания. Мы часто сталкиваемся с трудностью в подборе цвета деталей одежды, аксессуаров, украшений для дома, отделки помещений. Сколько цветов мы знаем? Давайте попробуем их вспомнить. Должно получиться не менее шести цветов. Именно столько содержится в самом простом наборе красок и карандашей: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный. Но наверняка, можно назвать и больше, и получить их можно, смешивая краски. В природе множество цветов и оттенков. Их гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. И, чтобы не запутаться в этом богатстве, люди придумали классификацию цветов.

3. Просмотр видео “Цветоведение” (Приложение 2).

4. Выполнение заданий № 1 “Виды цветов”, № 2 “Качества цвета” (Приложение 1).

5. Рассказ про 3 основных цвета.

Какая краска вам нравится больше всего? А есть ли краска самая главная, основная? А если бы вас попросили нарисовать яркое зрелище, например, цирк и разрешили взять только три краски, какие бы вы выбрали? Среди хроматических цветов выделяют три основных цвета: красный, желтый, синий. Их называют основными, потому что их нельзя получить при смешивании других цветов. Смешивая два основных цвета, получаем дополнительные (составные) цвета: оранжевый, фиолетовый, зеленый и т.д. — бесчисленное множество. Например, зелёный цвет может быть изумрудным, а может быть “травяным”. Обычно оба этих цвета мы называем “зелёным”. Смешивание красного и желтого дает нам оранжевый, красного и синего - фиолетовый, синего и желтого - зеленый. Оранжевый, зеленый, фиолетовый - группа составных цветов. Перед тем, как выполнить практическую работу по смешению цветов, просмотрим видео.

6. Просмотр видео “Три основных цвета” (Приложение 2).

7. Выполнение практического задания № 3 “Смешение цветов” (Приложение 1).

Вывод: Итак, у нас получилось 6 цветов: 3 составных и 3 основных – это те цвета, которые составляют радугу. Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый. Исключение составляет Голубой цвет, который не является составным, так как получается смешиванием (основного) синего с белым.

Наверное, вам приходилось наблюдать, как, упираясь одним концом в мокрое поле, другим в лесистый холм, горит радуга на фоне уходящей тучи. Семицветная красавица обязана своим появлением капелькам воды в воздухе: белый солнечный луч, преломляясь в них, образует так называемый солнечный спектр, в котором мы различаем красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие и фиолетовые лучи. В радуге нет белого и черного цвета. Но эти цвета есть в природе. При смешивании с другими цветами они меняют цвет.

Прикрепить изображение радуги на доску.

8. Просмотр видео “Цвет (про радугу)” (Приложение 2).

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

10. Рассказ про цветовой круг.

Учёные говорят, что человеческий глаз воспринимает цвета индивидуально, в зависимости от того, как освещены предметы и как они отражают этот свет. Весь видимый мир состоит из предметов, являющихся источниками собственного или отраженного света. Предметы, на которые падает солнечный свет, часть цветных лучей, содержащихся в нем, поглощают, а часть отражают. Отраженные лучи дают ощущение цвета предмета. Снег, например, отражает почти все лучи, черная копоть – почти все лучи поглощает. Трава отражает зеленые лучи, лимон – желтые и так далее. Вернемся к трем основным и трем составным цветам. Для удобства эти цвета можно замкнуть в виде кольца, в котором цвета сменяют друг друга. Это и будет - цветовой круг.

11. Просмотр видео “Цветовой круг” (Приложение 2).

Контрастные цвета - Сочетание цветов, лежащих в цветовом круге напротив друг друга: если мы внимательно посмотрим на цветовой круг, то увидим, что напротив синего цвета – оранжевый, напротив красного цвета – зеленый, напротив желтого – фиолетовый. Эти цвета называют – контрастными. Свойство контрастных цветов таково, что красный рядом с зеленым кажется еще краснее, в свою очередь, зеленый – зеленее на фоне красного.

  • Зелёный, тёмно-зелёный, салатовый
  • Красный, тёмно-красный, малиновый
  • Жёлтый, светло-жёлтый, лимонный
  • Синий, тёмно-синий, васильковый
  • Жёлтый, жёлто-зелёный, жёлто-оранжевый
  • Красный, красно-оранжевый, красно-фиолетовый
  • Зелёный, жёлто-зелёный, сине-зелёный
  • Синий, сине-фиолетовый, сине-зелёный

Еще один из способов деления цветов по признакам – деление на теплые и холодные цвета. Само название говорит о том, что при взгляде на теплые цвета мы чувствуем тепло, а при взгляде на холодные – холод. Теплыми принято считать: красный, оранжевый, желтый, а также те цвета, которые получаются их смешиванием. Это цвета солнца, цвета огня. В цветовом круге они держатся вместе. Также ведут себя и холодные цвета – синий, фиолетовый и производные от них. Это цвета сумерек, цвета зимы, мороза, льда, холодной воды. А как же зеленый, который остался в круге один? Оказывается, зеленый может быть и теплым, и холодным – нейтральный. Он не принадлежит ни к одной из групп, и в то же время примыкает к обеим сразу. Зеленый находится на границе этих двух групп, и поэтому будет все зависеть от того, какого цвета в нем больше. Если желтого, то зеленый теплый, а если синего, то холодный.

12. Выполнение задания № 5: “Цветовой круг” (Приложение 1).

13. Рассказ о влиянии цвета на человека.

Цвет пробуждает в нас бессознательную реакцию, которая может различаться в зависимости от личных особенностей человека. Цвет, которому мы отдаём предпочтение в определённый момент жизни, может много поведать о нас самих: о наших проблемах, страхах, стремлениях и т.д. Даже у маленьких детей есть свои любимые цвета: это легко определить по тому, с какими игрушками малыши чаще всего играют. В большинстве случаев - это красный цвет.

Существует мнение, что отношение к цвету является врождённой особенностью человека. У каждой личности имеются устойчивые предпочтения, составляющие "личную цветовую шкалу" как одно из проявлений индивидуальности. Все цвета, окружающие человека, влияют на его нервную систему и работоспособность.

14. Выполнение задания № 6: “Влияние цвета на нервную систему человека” (Приложение 1).

Цвет можно эффективно использовать в отделке помещений для повышения работоспособности, создания условий для отдыха, улучшения настроения. Психологи советуют при выборе одежды, обустройстве квартиры, даже при покупке автомобиля ориентироваться не на сиюминутную моду, а на собственную интуицию. Слишком яркие, кричащие, далёкие от естественных красок цвета утомляют зрение и раздражают нервную систему. Мягкие тона успокаивают, помогают восстановить силы.

Психологи утверждают, что, изменив окружающие Вас цвета, Вы можете существенно улучшить своё самочувствие и собственную жизнь. При обустройстве места, где Вы проводите больше всего времени, используйте стимулирующие тона. Иногда достаточно повесить картину или поставить небольшой красивый предмет дизайна интерьера, цветовое пятно которого позволит Вам зарядиться живительной энергией.

15. Просмотр Слайд-шоу “Цвет в интерьере” (Приложение 2).

- развивать воображения, фантазию и образное мышление детей;

-прививать учащимся понимание красоты окружающего мира.

акварель, кисти бумага формата А3, альбом А4 тряпочка, вода, принцесса, бусы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Организация класса.

2. Организация рабочего места.

Давайте проверим ваши рабочие места. У вас должно лежать на столах: альбом, бумага А3, акварель, кисти, баночка с водой.

III. Изучение нового материала.

К нам в гости пришла принцесса красок. Ребята, давайте рассмотрим платье нашей принцессы. Ее платье имеет 3 цвета : желтый, красный и синий. Это цвета называются основными.

IV. Практическая работа.

Дети выполняют рисунок пошагово, вместе с учителем.

Наша принцесса очень расстроенная, у нее нет бус. Давайте ей нарисуем в своих альбомах бусы.

Сначала простым карандашом намечаем круг, и делим его на 10 частей и прорисовываем бусы. Бусинки могут быть разной формы. Я хочу нарисовать их круглыми. Подпишите бусинки, как у меня. К- красный цвет, Ж- желтый цвет, С ул. -ультрамарин, С к. -кобальт. Оттенки синего цвета имеют разные названия.

Три цвета - красный, синий и желтый - называются основными цветами.



Ребята, а давайте мы с вами станем волшебниками! Мы сейчас будем смешивать цвета. Рядом с желтым кружочком берем две капельки желтого цвета и одну капельку красного цвета и смешиваем их. Какой цвет у нас получился? (ответы детей). Правильно, у нас получился светло-оранжевый. А теперь, ближе к красному кружочку берем одну каплю желтого и две капли красного цвета.


Какой у нас теперь цвет получился? (ответы детей). Теперь у нас получился темно-оранжевый. Теперь в таком же порядке смешиваем другие цвета. Давайте сделаем вывод, что благодаря основным цветам красному, желтому и синему можно получить другие цвета : оранжевый, фиолетовый и зеленый. Их назвали составными цветами, т. к. их можно составлять из основных цветов (прикрепляются на доску таблички с надписями "основные цвета" и "составные цвета").


Вы теперь не просто ученики, а юные художники, которые знают волшебные свойства красок.

Ребята, давайте обрадуем нашу принцессу и подарим ей волшебные бусы. А волшебные они потому что составляют цветовой круг.

V. Итог урока.

С какими цветами мы сегодня познакомились?

Имея эти цвета - желтый, красный, синий - вы всегда сможете изобразить прекрасный многоцветный мир.

Конспект наблюдения за цветами на клумбах с детьми 3–5 лет

Конспект наблюдения за цветами на клумбах с детьми 3–5 лет Цель: формировать представление у детей о названии цветов и их разнообразии. Задачи: учить детей различать садовые цветы по внешнему виду.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок: Цветоведение.

Тема: Основные и составные цвета

Цель: Развитие художественно-эстетической личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения основ основных и составных цветов, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства.

развивать навыки работы с кистью;

научить учащихся правильно смешивать краски, получать составные цвета из трех основных;

воспитывать любовь к прекрасному.

Оборудование: кисть, гуашь, баночка, палитра, шаблоны, аксессуары для фокусов.

Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Беседа по теме урока.

- Ребята, сегодня у нас занятие не простое, а волшебное. Мы сегодня попробуем с вами стать настоящими волшебниками. Ребята, как вы думаете, волшебники любят рисовать?

- И, конечно же, у всех волшебников есть чудесные краски. Почему они чудесные, мы узнаем в школе волшебных красок.

– Как вы думаете: какие это цвета? И почему они являются основными?

Это синий, красный и желтый цвета. Их нельзя получить путем смешивания, поэтому они называются основными. Остальные цвета можно получить путем смешивания основных цветов и называются они составными.

Ребята, с основными цветами происходят самые настоящие чудеса.

Возьмите немного желтой краски, нанесите себе на палитру, добавьте немного синей и перемешайте. Вот и у вас получилось маленькое чудо. Вы тоже самые настоящие волшебники. Раскрасим полученным цветом еще один кружок на шаблоне (учащиеся под руководством учителя выполняют работу).

У меня в двух стаканах красная и желтая краски. Скажем волшебные слова и соединим их вместе. Какой получился цвет? (оранжевый)

Получите оранжевый цвет у себя на палитре и раскрасьте еще один кружок (практическая работа учащихся).

А как получить фиолетовый цвет? Какие из главных цветов, мы еще не смешивали? (красный и синий)

Перемешаем эти цвета и раскрасим последний кружок. (практическая работа учащихся)

Получившиеся цвета, а именно, зеленый, фиолетовый и оранжевый называют составными. Составные цвета – оттенки цвета, которые можно получить смешиванием двух основных.

Практическая работа.

- Среди красок есть три – самые главные: красная, желтая, синяя. В первую очередь раскрасим три основных цвета на шаблоне (см. приложение).

Физкультминутка.

-В цирке весело всегда,

Мы идем сейчас туда. (Ребенок идет пальчиком по столу)

Мы увидим там гимнастов, (Загибаем по очереди пальцы)

Много клоунов веселы,

Работа по теме урока.

-У вас на столах лежат листы бумаги. На них изображена арена цирка со слоном акробатом. Ребята давайте сегодня попробуем написать эту работу, пользуясь при этом только основными цветами. (желтый, красный, синий) Так же мы можем с вами смешать эти краски и получить составные.

Ученики приступают к работе, Учитель объясняет и показывает пример на доске.

Ребята, сегодня мы с вами учились смешивать цвета, получать различные оттенки.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? (что существуют основные и составные цвета).

- Какие цвета являются основными? (красный, синий, желтый)

- Какие цвета являются составными? (фиолетовый, оранжевый, зеленый)

Ребята, давайте посмотрим на наши раскрашенные палитры, и скажем, у кого из нас получилось лучше всего. Кто стал настоящим волшебником? Краски помогают нам лучше понять душу человека, почувствовать его настроение, увидеть красоту вокруг себя.

Сегодня в школе волшебных красок, мы с вами научились делать маленькие чудеса.


Дать представление о взаимодействии художника и зрителя, о трех основных цветах и о получении дополнительных цветов при смешивании основных.

Формировать навыки работы кистью, гуашевыми красками.

Развивать отзывчивость красоте цвета в природе и в искусстве.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Психологический настрой.

5. Практическая работа.

6. Анализ. Подведение итогов урока.

7. Задание на дом.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Психологический настрой.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:

Основные, дополнительные цвета (конспект урока)

3. Изучение нового материала.

2. Основные цвета.

3. Цветовой круг

4. Контрастные цвета.

5. Смешивание цвета.

1. Говорила мама Боре: «Не пойдем сейчас — опасно! Потому, что в светофоре, Не зеленый свет, а… (красный)

Одуванчику привет! И привет купальнице! Ваш весёлый, яркий цвет, Всем нам очень нравится! (желтый)

Вот звоночек, колокольчик, С язычком, а зову нет, Угадай какой тут цвет. (синий)

2. Правильно, ребята, это и есть три главных цвета: красный, желтый и синий. Эти три цвета являются основой всего красочного мира, поэтому называются основными цветами.

Посмотрите на свои краски и найдите три основных цвета: красный, желтый и синий. А теперь познакомимся с ними поближе, посмотрим, что получится, если мы будем смешивать эти цвета между собой.

3. Цветовой круг состоит из шести цветов, трех основных и трех составных (назовите их).

4. Контрастные цвета – противоположные. Они подчёркивают и усиливают яркость друг друга. Красный – зелёный, оранжевый – синий, желтый – фиолетовый.

Сближенные цвета – те, которые в спектре рядом, и их смеси и оттенки.

5. Смешивание цветов – получение качественно нового по субъективному восприятию цвета за счёт совместного воздействия двух или более цветов.

Все цвета можно получить с помощью минимального числа исходных цветов.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Урок ИЗО. 5 класс. Учитель: Ларькина Е.П. Дата ______________

Тема: Основные, дополнительные цвета.

Цель: Получение дополнительных цветов.

Дать представление о взаимодействии художника и зрителя, о трех основных цветах и о получении дополнительных цветов при смешивании основных.

Формировать навыки работы кистью, гуашевыми красками.

Развивать отзывчивость красоте цвета в природе и в искусстве.

Тип урока: изучение новой темы.

Вид урока: декоративное рисование.

Методы: рассказ, беседа.

Оборудование, наглядные материалы: таблица цветового круга;

иллюстрации с изображением стилизованной гусеницы, гуашь.

Анализ. Подведение итогов урока.

Психологический настрой.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:

Изучение нового материала.

Говорила мама Боре: «Не пойдем сейчас — опасно! Потому, что в светофоре, Не зеленый свет, а… (красный)

Одуванчику привет! И привет купальнице! Ваш весёлый, яркий цвет, Всем нам очень нравится! (желтый)

Вот звоночек, колокольчик, С язычком, а зову нет, Угадай какой тут цвет. (синий)

2. Правильно, ребята, это и есть три главных цвета: красный, желтый и синий. Эти три цвета являются основой всего красочного мира, поэтому называются основными цветами.

Посмотрите на свои краски и найдите три основных цвета: красный, желтый и синий. А теперь познакомимся с ними поближе, посмотрим, что получится, если мы будем смешивать эти цвета между собой.


3. Цветовой круг состоит из шести цветов, трех основных и трех составных (назовите их).

4. Контрастные цвета – противоположные. Они подчёркивают и усиливают яркость друг друга. Красный – зелёный, оранжевый – синий, желтый – фиолетовый. Сближенные цвета – те, которые в спектре рядом, и их смеси и оттенки.


Смешивание цветов – получение качественно нового по субъективному восприятию цвета за счёт совместного воздействия двух или более цветов. Все цвета можно получить с помощью минимального числа исходных цветов.

Наши пальчики устали,

А теперь мы отдохнём -

Снова рисовать начнём!

Практическая работа.

Гуашевые краски изготавливаются из пигментов и клея с добавлением белил. Примесь белил придает гуаши матовую бархатистость, но при высыхании цвета несколько выбеливаются.

Последовательность выполнения упражнения:

Рисуем гусеницу из кружков разного диаметра. Первый круг голова, соответственно: глаза, ротик, рожки рисуем здесь же и ещё 3 и более окружности после.


После голову разукрашиваем произвольно, а первый кружок одним из основных цветов, в данном случае красным, второй кружок снова одним из основных цветов - желтым, а уже третий кружок гусеницы разукрашиваем таким цветом, который получится при смешивании красного и жёлтого цветов. Красный +желтый = оранжевый. И так далее, когда основные цвета все между собой смешали, берём другие цвета, (за исключением контрастных цветов) учащиеся при смешивании используют палитру и получают оттенки, будет замечательно если гусеница получится очень длинной – это значит ученики работали активно, поняли тему и разобрались в том, как же получать дополнительные цвета и их оттенки.


Анализ выполненной работы. Подведение итогов урока.

В процессе самостоятельной работы учащихся, учителем делаются необходимые дополнительные пояснения. Выявляются и исправляются ошибки. Заостряется внимание учащихся на необходимости выполнять работу аккуратно, правильно подбирая цвета.

Демонстрация и анализ наиболее удачных работ. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Читайте также: