Конспект урока образность русской речи метафора олицетворение 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа им. С.Е.Кузнецова с. Чемодановка
Пензенская область, Бессоновский район, с. Чемодановка, ул. Школьная, д.1А

Конспект урока по родному языку (русскому) в 5 классе

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Боброва Вера Васильевна.

Тема : Образность русской речи: сравнение, метафора, олицетворение

Цели : формирование умения анализировать лирическое стихотворение, умения находить тропы в текстах и определять их художественную функцию, умения самостоятельно создавать тексты с использованием изобразительных средств.

Метапредметные результаты : умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих чувств, мыслей;

Предметные результаты : владение литературоведческими терминами (эпитет, олицетворение, метафора), формирование орфографической зоркости;

Личностные результаты : формирование представлений о патриотизме, красоте природы родного края на литературном материале.

Тип урока : комбинированный

I. Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий

Ребята, вы любите праздники? А день рождения это праздник? Давайте мы с вами тоже устроим праздник. А называться он будет "Образность русской речи".

Ребята, вы любите отгадывать загадки?(карточка 1)

1) Прочитайте и отгадайте загадки.

1. Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат.

2. Красна девица сидит в темнице, а коса наружу.

3. Сложишь — клин, а разложишь — блин.

5. На полянке девчонки в белых рубашонках, в зелёных полушалках.

6. После дождика подружки поселились на опушке. / Шляпки разноцветные — самые заметные.

7. Держусь я только на ходу, / А если стану, упаду (С. Маршак).

8. Растёт она вниз головою, / Не летом растёт, а зимою, / Но солнце её припечёт — / Заплачет она и умрёт (К. Чуковский)

2) Какие загадки удалось разгадать легко, какие вызвали затруднения, а отгадку пришлось искать в материале для справок? Как вы думаете, почему?

Материал для справок: небо, звёзды, месяц; берёзы; морковь; сыроежки; велосипед; антенна; сосулька; зонт.

II. Этап мотивации

1) Прочитайте загадки и соотнесите каждую из них с отгадкой. (карточка 2)

Три братца пошли купаться, два купаются, третий на берегу

валяется. Искупались, вышли, на третьем повисли.

В тёмной темнице красны девицы без нитки, без спицы вяжут вязеницы.

В брюхе — баня, в носу — решето, на голове — пупок;

всего одна рука и та на спине.

Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.

Не ездок, а со шпорами; не сторож, а всех будит.

Улей, пчелы, соты

- Ребята, а как создаются загадки?

Человек наблюдает окружающий его мир, внимательно присматривается к отдельным предметам и замечает сходство между ними. На основе этого сходства строится сравнение. А что такое сравнение?

Сравнение - сопоставление двух предметов на основе общего признака.

Сравнения, но оно скрытое. Скрытое сравнение в литературоведении называется метафорой.

Метафора основана на сравнении предметов, явлений, свойств, действий и т. д. по некоторым общим признакам. В ней отражаются представления людей об окружающем мире. Думая, например, о течении времени, мы можем сказать: время идёт, время пришло, время летит, хотя знаем, что идти может человек, а лететь птица или самолёт. Конечно, здесь речь идёт о многозначности слова и его переносных значениях.

И в сравнении и в метафоре - сходство.

Чем же отличается метафора от сравнения?

Самое простое отличие продемонстрировано на этом примере:

Лес точно терем расписной.

Лес - терем расписной.

Разновидность художественной метафоры, основанная на переносе свойств человека (лица) на неодушевлённые предметы, явления природы или животных, называется олицетворением.

III. Этап целеполагания

Какова, по вашему мнению, цель нашего урока?

(Учащиеся указывают на необходимость более подробного изучения метафор, эпитетов, олицетворений)

I V. Этап осмысливания новых сведений

1) Сравните прямое и переносное (метафорическое) значения слова. Укажите, в чём сходство или связь предметов и явлений, обозначенных словами в прямом значении, с предметами и явлениями, обозначенными словами в метафорическом значении.

Лиса (животное) — лиса (о человеке); головка ребёнка — головка сыра; рано проснулся — проснулась совесть; горячий кофе — горячая встреча; сладкая конфетка — сладкая улыбка; серебряное кольцо — серебряный иней; крыло птицы — крыло самолёта; ножка ребёнка — ножка стола; лисий хвост — хвост поезда; женская шляпка — шляпка гриба.

2) Обсудите в паре, какой признак в каждом случае положен в основу переносного значения: форма; цвет; положение; внутренние свойства предметов и явлений, их ощущения, восприятие, оценка; функции и действия. Запишите словосочетания со словами с переносным значением, распределив их по группам.

3) Составьте словосочетания с приведёнными словами и запишите их. В прямом или в переносном (метафорическом) значении будут использованы выделенные слова?

Светлый — ум, человек, улыбка, чувство, воспоминание, мечты;

тёплый — слова, чувства, отношение, письмо, встреча, приём, обстановка;

холодный — слова, чувства, отношение, письмо, встреча, атмосфера;

широкий — сердце, взгляд, душа, кругозор;

острый — слух, язык, необходимость; железный — характер, расписание, дисциплина.

V. Этап закрепления новых сведений и отработки способов действия

1) Прочитайте фрагменты стихотворений С. А. Есенина. В каких метафорах свойства человека перенесены на неодушевлённые предметы? Какие образы создаются с помощью олицетворений?

Не прозвякнет кольцо у калитки.

Липким запахом веет полынь.

Спит черёмуха в белой накидке.

2. Я навек за туманы и росы

Полюбил у берёзки стан,

И её золотистые косы,

И холщовый её сарафан.

3. Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зелёной весны.

Солнце садится за горы лесистые,

Рог золотой выплывает луны.

2) Выпишите имена прилагательные, употреблённые в переносном значении. Какие скрытые сравнения лежат в основе переносного значения этих слов? Как называется такое языковое выразительное средство? Какую роль оно выполняет в прочитанных фрагментах?

3) Прочитайте стихотворение Дмитрия Борисовича Кедрина.

Какое впечатление оно на вас произвело?

Какое время года изображено в стихотворении?

Скинуло кафтан зелёный лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

Осень, в шубу жёлтую одета,

По лесам с метёлкою прошлась,

Чтоб вошла рачительной хозяйкой

В снежные лесные терема

Щеголиха в белой разлетайке —

Русская румяная зима!

Отметьте языковые выразительные средства, с помощью которых поэт рисует картину поздней осени. 4) Выучите стихотворение наизусть и запишите его по памяти.

V I . Подведение итогов

- Что делает художественную речь красивой и образной?

- Какие существуют виды тропов? Дайте определение каждого из изученных.

Эпитеты - красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными.

Сравнение - это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность

Метафора - употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений

Олицетворение - разновидность художественной метафоры, основанная на переносе свойств человека (лица) на неодушевлённые предметы, явления природы или животных

Литература – искусство слова. Но, чтобы овладеть этим искусством, нужно много трудиться, совершенствовать и обогащать устную и письменную речь. Этому мы можем научиться у замечательных русских писателей.

V II .Домашнее задание:

1. Используя метафору, придумать загадку про дождь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: ввести понятия метафоры, олицетворения, эпитета; дать представления о художественно-выразительных средствах речи.

1. Организационный момент

2. Вступительное слово

3. Работа по теме урока

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, —

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой —

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

- О чём это стихотворение? А вы любите зиму? А расскажите, как вы её любите.

Чувствуете разницу между вашими ответами и стихотворением? Почему?

- Чем отличается стихотворная речь от прозаической?

Чем отличается язык художественной литературы от других функциональных разновидностей языка? (Образность)

- Что такое образность и с помощью чего она достигается?

▼ Давайте разберёмся, что же делает это стихотворение таким необыкновенным и чарующим?

▼ Подчеркните в стихотворении все прилагательные волнистой линией. Зачем мы это сделали?

А теперь прочтите 1 строфу без прилагательных. Что получилось. Почему? Какую цель достигает автор, используя прилагательные.

Образность - это выразительно-изобразительные качества речи, создаваемые лексическими и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, тропами и фигурами речи).

Эпитет — вид тропа: образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

- художественное определение — перенос значения (какой, чей, который) Золотые руки, золотые волосы, синий вечер;

= определение, в котором есть перенос значения.

? А как вы понимаете слова: зима-чародейка. (Сравнение)

Тогда, объясните выражения: цепью пуховой, не мертвец, не живой. - скрытое противопоставление.

Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.

- А как вы понимаете выражения: Зимою околдован, опутан, весь окован, он весь вспыхнет.

- Какая картина у вас возникает перед глазами, почему? Что происходит с лесом? Какой он? (Живой)

Олицетворение — литературный прием, приписывающий свойства одушевленных предметов неодушевленным, один из часто используемых тропов.

Троп - слово или оборот речи в переносном, иносказательном смысле.

4. Физкультминутка

5. Продолжение работы по теме урока

6. Итог урока


1. В какой строчке все перечисленные словосочетания являются эпитетами

а) зеленая трава, дрожащий воздух, красный ковер

б) желтые тюльпаны, синее небо, золотые руки

в) колкий характер, обжигающее солнце, настоящая весна

2. В какой сточке перечисленные словосочетания являются метафорами

а) бархат зелени, огонь рябины красной, опавший лист

б) ставить пироги, затрещали голоса, крыло самолета

в) ехать на поезде, ставить дом, считать мух

3. В какой сточке перечисленные словосочетания являются сравнениями

а) надоедливый как муха, железное здоровье, нос самолета

б) как Мамай прошел, ставить стол, ставить диагноз

в) словно лебедь так прекрасна, он горит как печка, ты ко мне как репей пристал

4. Где метафора?

а) железное здоровье

б) часы остановились

в) чернобровая девица

5. Где эпитет?

а) одноглазый циклоп

б) хрустальный голос

в) хитрая лисица

6. Где сравнение?

а) красный как рак

б) будто я видела

в) ее глаза сияли, будто два огонька

7. Где олицетворение?

а) степенный гусак

в) мохнатый пудель


7. Рефлексия

8. Домашнее задание. Списать текст, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-В чем отличие переносного от прямого значения слова.

-Какие средства выразительности создаются на основе переносного значения? (метафора, эпитет, олицетворение)

-А как отличать эти средства выразительности друг от друга? Это нам предстоит сегодня узнать.

2. Запись темы урока.

Четырнадцатое ноября

Классная работа

Метафора, олицетворение, эпитет

3.Чтение правила о метафоре.


-

-Как вы понимаете значение метафора – способ создания образа?

-На чём основана метафора?

-Как создается метафора? (находят какое-либо сходство со знакомым предметом или явлением и использовать знакомое слово)

-Некоторые метафоры заключают в себе необычные и неожиданные сравнения.

-Сейчас предлагаю найти общее между словами, которые на первый взгляд далёкие друг от друга. Все зависит от вашей фантазии, как вы придумаете.

Н-р, муравейник – семья

В муравейнике - все копашатся и трудятся, много всегда муравьёв, в большой семье также не будет никогда тихо, все будут в движении, спокойствия не будет. Общее дело, цели – у муравьев – труд, у семьи - воспитание детей.

Дружба и цветок: похожи тем, что дружба может расцветать, как цветок, и так же увянуть.

Лампочка – жизнь: загорится и погаснуть, перегореть может и жизнь человека, и лампочка.

Душа и статуя: душа — образ человека, и статуя тоже; и то и другое легко разбить.

Кошка и надежда: обе успокаивают.

Любовь – дерево: дерево дает плоды, любовь – плоды – дети.

Зайчонок и ученик: когда ученик не выполняет домашнюю работу, он боится идти в школу, так и зайчонок всего боится;

Жизнь – дерево- связи в корнях деревьев, жизнь человека из связей.

Портфель и капуста: когда портфель наполнен, он похож на кочан капусты; из портфеля можно много всего вынимать, а от капусты отламывать листочки.

Счастье– туфли – счастье приходит; в туфлях ходят.

Судьба – мел: можно изменить, то, что написано мелом, можно стереть, написать заново

4.Создание метафор.

Напоминаю формулу метафоры:

МЕТАФОРА= ПОНЯТИЕ (КОНКРЕТНЫЙ ПРЕДМЕТ) + КОНКРЕТНЫЙ ПРЕДМЕТ. ОБЩЕЕ = СХОДСТВО.

ЛЮБОВЬ + ИСКРА ИЗ КОСТРА = ИСКРА ЛЮБВИ

Задание. СОЗДАТЬ МЕТАФОРЫ, пользуясь формулой. Постарайтесь создать несколько метафор (если это возможно. ):

Душа, водопад, огонь, звезда, жемчужина, горе, крылья, стена, бездна, поэзия.

-Прочитайте, какие метафоры у вас получились.

5. Работа с правилом.

Художественная метафора создается автором, и потому она подобна загадке, которую нужно разгадать, понять, почувствовать.

-Какой образ у вас возник, когда я прочитала эту метафору?

-Какой образ у вас возник, когда я прочитала эту метафору?

6. Работа с понятием Олицетворение.

-Прослушайте стихотворение.

Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? Довольно.
И скрипка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно.
Смычок все понял, он затих,
А в скрипке эхо все держалось.
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось

-Что вам показалось интересным в этом стихотворении. (Неживое - оживилось)

-Как называется это средство выразительности? (олицетворение)


-Подпишите в схему, что олицетворения выражаются глаголами. (скрипка отвечала, смычок понял)

-Назовите олицетворения.

1.Каждую ночь к Игнатьеву приходила тоска…с опущенной головой, садилась на краешек постели, брала за руку – печальная сиделка у безнадежного больного. Так и молчали часами – рука в руке. (Т.Н.Толстая)

2.Море дышит полной грудью.

3.Лес настороженно молчит.

4.Волны ласкаются к берегу.

5.К ней прилегла в опочивальне

Её сиделка – тишина. (А.Блок)

6.Луна хохотала, как клоун. (С.Есенин)

7.Работа с понятием эпитет.


-Какой частью речи является? (прилагательным)

Но это не простые прилагательные, а красочные, читая которые также возникает образ.


Цели урока:

Образовательная – углублять знания детей об изобразительно-выразительных средствах русского языка, формировать речевые умения, обогащать речь учащихся

Развивающая – способствовать развитию наблюдательности и языкового чутья, формировать умение работать в паре, развивать устойчивый интерес к русскому языку.

Воспитательная – воспитывать личную ответственность за выполнение работы, доброжелательное отношение к ответам других детей, бережное отношение к родному языку.

  • предметные: совершенствовать приемы распознавания тропов, выявить их эмоциональные, выразительные достоинства;
  • метапредметные: (регулятивные) формировать умение планировать последовательность действий при работе с текстом;(познавательные) совершенствовать умение анализировать текст с изобразительно-выразительными средствами языка; (коммуникативные)совершенствовать умение строить устное и письменное высказывание; самостоятельно работать с текстовыми источниками информации;
  • личностные: желание приобретать новые знания,установление учащимися значения результатов своей деятельности.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация

-Сегодня на урок я принесла карандаши и краски. Скажите, что они дают нам в жизни? Для чего служат человеку?

- Верно! С их помощью люди поднимают себе настроение. Цветовая палитра украшает нашу жизнь. А если бы не было красок, то что бы стало с миром?(Учащиеся рассуждают)

- Скажите, как вы думаете, что ещё значительно может украсить жизнь человека? А нашу речь?(Ответы учащихся)

-Молодцы! Конечно же, красивые, добрые, яркие и выразительные слова.

- Одним из доказательств правдивости ваших слов является высказывание известного писателя, лингвиста и филолога – Льва Успенского, которое мы возьмём с вами в качестве эпиграфа к уроку.

Если в мире есть вещи,

то слово, бесспорно,

первая и самая чудесная из них.

-Как вы понимаете данное высказывание?(Ответы учащихся)

2.Выведение темы и целей урока

-Ребята, у меня на доске есть зашифрованная запись. Помогите ее расшифровать.

-А теперь скажите мне, какова же тема нашего урока? Запишите, пожалуйста, дату и тему урока в тетрадь.

б)- А теперь, исходя из темы и эпиграфа, сформулируйте, пожалуйста, цели и задачи нашего урока.

3.Актуализация знаний. Синтаксическая разминка

- Изобразительно-выразительные средства языка – это слова и выражения, употребленные в переносном значении с целью создания образа. Их ещё называют тропами. (Запись дана в готовом виде и закрыта листом ватмана до определенного момента)

- Найдите в предложениях грамматические основы. Подчеркните их. Дайте характеристику 1 и 2 предложениям по количеству главных членов предложения (Двусоставное и односоставное). Поясните свои ответы.

4. Терминологический диктант. Повторение

- Давайте вспомним, ребята, какие изобразительно-выразительные средства языка вы уже знаете. Для этого я буду читать определение, а вы будете записывать к нему ответ. Нумеруйте, пожалуйста, задания.

А. Изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойства живых существ (олицетворение)

Б. Художественное, поэтическое определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления (эпитет)

В. Переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления по сходству или контрасту (метафора)

Г. Форма поэтической речи, основанная на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту (сравнение)

Д. Образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении чего-либо (гипербола)

- Проверьте, пожалуйста, себя по ключу.(Ключ записан за доской заранее)

-Есть ли среди вас такие, кто не справился с заданием? Поднимите руку. Какие у вас возникли трудности?

5. Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнения под руководством учителя.

- Сейчас мы с вами, ребята, познакомимся с необыкновенным домом, который живет на страницах повести Владислава Крапивина. Но прежде покажите мне, где у дома находится крыша(тянут руки вверх, где у него порожки (наклоны вниз), слева–дверь (повернулись в сторону), справа – большое светлое окно (повернулись в другую сторону).

6. Закрепление знаний. Работа с текстом.

(Текст дан на распечатке в деформированном виде) Самостоятельная работа.

Задания. А)Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Б) Найдите выразительные средства языка, укажите их.

У стар…го дома был свой х…рактер.Одних ж…льцов дом любил, других – не очень. Иногда он бывал в х…рошем н…строении весело хлопал дв…рьмипраз…нично звякал стёклами посвистывал всеми щ…лями и даже в самые темн…е углы пускал солнеч…ных зайчиков за к…торыми охотился Акулич. Иногда дом с…рдился и скучал. (Владислав Крапивин)

в) Взаимопроверка(работа в парах)

г) Беседа по тексту

-Каким вы увидели этот дом? Понравился ли он вам?

7. Домашнее задание

- Возможно, он у вас получится другим, не таким, как у писателя Владислава Крапивина. Давайте вместе вспомним требования к мини-сочинению:
1) объём-10-12 предложений; 2)соответствие теме; 3)3 абзаца(вступление, основная часть, заключение).

8. Рефлексия

-Чем были вызваны затруднения?

9. Подведение итогов

- Давайте сделаем вывод по теме урока. Ответьте мне на вопросы:

- Надо ли употреблять образные средства языка в речи?

- Для чего надо это делать?

- Какие чудесные слова вам в этом помогут?

(Необходимо употреблять в письменной и устной речи средства выразительности. Это путь к созданию красивой, образной речи. Такие слова способны передавать тончайшие оттенки чувств, движение человеческой души и мысли; украшают нашу речь.)

Читайте также: