План конспект урока по биологии класс млекопитающие

Обновлено: 05.07.2024

Структура урока:
1. Орг. момент.
2. Введение в тему.
3. Постановка темы, целей.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление.
6. Домашнее задание.

Постановка темы, целей.
Учитель. Ребята, что вам хотелось бы узнать о млекопитающих?
Учитель. Сегодня на уроке вы узнаете, какие животные относятся к млекопитающим, основные признаки данных животных.
Изучение нового материала.
Учитель. Изучение нового материала будет вестись по плану:
План
1. Место обитания млекопитающихся.
2. Способы передвижения млекопитающихся
3. Общие признаки: размножение и вскармливание детенышей.
4. Внешнее строение млекопитающихся:
- величина
- форма тела.
- волосяной покров
- органы, расположенные на голове.

Повторение.
- Составьте устно рассказ о любом млекопитающем на выбор по плану:
План
1. Название.
2. Где обитает?
3. Величина.
4. Форма тела.
5. Окраска шерсти.
6. Способы перемещения.

Дети самостоятельно составляют рассказ о любом млекопитающем по плану. Затем 2-3 ученика рассказывают о животных.

Домашнее задание.
1. Рассказать о любимом млекопитающем.

Итог урока.
Учитель. Какую тему изучали на уроке? Какие животные относятся к млекопитающим? Чем млекопитающие отличаются от других животных? Что интересного узнали о млекопитающих? Что хотелось бы ещё узнать? Из каких источников можно получить информацию о млекопитающих?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является первым в теме "Млекопитающие". Это урок изучения нового материала с использованием технологии смыслового чтения.

Тема: Класс Млекопитающие (Звери). Общая характеристика

Цель: формирование представлений о прогрессивных чертах организации млекопитающих с использованием технологии смыслового чтения.

Планируемые результаты

Личностные: формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений сравнивать, анализировать, делать выводы, развитие эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные: развитие умений работать с текстом учебника, заполнять таблицу, выделять главное.

Предметные: формирование понятий, таких как млекопитающие, первозвери, настоящие звери, сумчатые, плацентарные, волосяной покров, вибриссы, диафрагма.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник В.В. Латюшина, проектор, экран, видеофрагменты, таблицы, раздаточный материал.

- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Также я приветствую всех гостей!

Настроимся на работу.

Мотивирование к учебной деятельности

Задание: Рассмотрите картинки с изображением животных (на доске), определите, к какому классу они относятся? Ответ аргументируйте. (Классы: Пресмыкающиеся и Млекопитающие).

- Догадались, какая тема сегодняшнего урока? (Млекопитающие).

- В какой среде обитания живут млекопитающие? (В водной, наземно-воздушной, почвенной, т.е. распространены фактически везде). СЛАЙД 1.

- Закончите предложение: Если млекопитающие занимают все основные среды обитания на Земле, значит… (у них есть какие-то прогрессивные черты организации, которые им в этом помогли).

- Какова же цель сегодняшнего урока? (Выявить особенности, прогрессивные черты организации млекопитающих, выяснить, в чём их превосходство по сравнению с другими хордовыми). СЛАЙД 2.

- Возьмите на парте лист (Рабочая карта урока). Сегодня вы будете писать на нём, а в конце урока сдадите. Подпишите Ф.И., дату, тему урока. Отметьте своё настроение (смайлик) на начало урока. Самооценка: Т, Ц (+ или -).

Актуализация и фиксирование затруднения. Построение проекта

- Как вы думаете, какие прогрессивные черты организации есть у млекопитающих? Назовите их и запишите у себя на листе. Учащиеся предлагают. Учитель пишет на доске. ………………………………………………………………………

- Для того чтобы ответить на вопрос, необходимо Млекопитающих сравнить с кем-то.

- Давайте выработаем алгоритм наших действий.

1. Найти объекты сравнения.

2. Занести в таблицу особенности млекопитающих.

3. Сравнить особенности объектов.

4. Оценить, есть преимущество или нет (+ или -).

Реализация построенного проекта. СЛАЙД 3.

- Работаем с текстом учебника § 31 (с. 158). Таблица на вашем листе (и на экране).

«Сравнительная характеристика классов

Черты строения и жизнедеятельности

Особенности

пресмыкающихся

Особенности

млекопитающих

Голова, шея, туловище, ноги, хвост

2.Покровы тела (железы)

Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками и щитками

3.Число камер в сердце

3, с неполной перегородкой в желудочке, кровь смешивается

Наиболее развиты передний мозг и мозжечок

Диафрагма – мышечная перегородка, которая делит тело на грудную и брюшную полости.

Проверка таблицы.

- Какие ещё признаки? (Наружное ухо, диафрагма, 7 шейных позвонков). СЛАЙД 4.

«Сравнительная характеристика классов

Черты строения и жизнедеятельности

Особенности

пресмыкающихся

Особенности

млекопитающих

Голова, шея, туловище, ноги, хвост

Голова, шея, туловище, ноги, хвост

2.Покровы тела (железы)

Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками и щитками

Волосяной покров. Различные железы (млечные, потовые, сальные, пахучие)

3.Число камер в сердце

3, с неполной перегородкой в желудочке, кровь смешивается

4, кровь не смешивается

Вынашивание детёнышей, живорождение

Наиболее развиты передний мозг и мозжечок

Высокоразвитая. Крупный головной мозг (хорошо развиты передние полушария).

7 шейных позвонков

Самооценка: З (задание) - (6 баллов)

- Сравним с нашими записями признаков на доске, какие верны, а какие – нет.

Таким образом, можно сделать вывод, что млекопитающие, составляют наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных. Они широко расселились по планете и приспособились к существованию в самых разнообразных условиях.

Первичное закрепление

Вариант- I

Верно или нет утверждение, что:

1. Тело большинства млекопитающих покрыто шерстью.

2. У млекопитающих нет диафрагмы.

3. Оплодотворение наружное.

4. В коже млекопитающих находятся разнообразные железы.

5. Сердце четырёхкамерное.

Вариант- I I СЛАЙД 6.

Верно или нет утверждение, что:

1. Млекопитающие - холоднокровные животные.

2. Конечности расположены под туловищем.

3. Кровеносная система замкнутая.

4. Детёнышей выкармливают молоком.

5. В шейном отделе разное количество позвонков.

Взаимооценка СЛАЙД 7.

Классификация млекопитающих. СЛАЙД 8.

Подкласс Первозвери (Яйцекладущие) Подкласс Настоящие звери

Сумчатые Плацентарные

(кенгуру, коала, (остальные)

Работа с раздаточным материалом

Относятся к высшим теплокровным животным. Внешний облик и размеры очень разнообразны: от 4 см длины при массе 1,2 г до 33 м при массе 150 т. Это такие животные, у которых маленькое яйцо после оплодотворения развивается в особом органе – матке, а зародыш прикрепляется к стенке матки плацентой. Через плаценту происходит питание зародыша. Продолжительность внутриутробного развития (беременность) различна у зверей разных видов и зависит главным образом от размеров животного, также влияет и образ жизни. Число детенышей в одном помете различно у зверей разных видов. Рождают живых и развитых детенышей. Также выкармливают детенышей молоком, которое образуется в млечных железах самки, которые обычно расположены на груди или на брюхе. Число сосков различно в зависимости от плодовитости вида (от 2 до 22).

Внешний вид: голова, туловище, конечности, хвост; тело покрыто шерстью (у утконоса), иголками (у ехидны), клюв, выводковая сумка. Есть клоака, соски отсутствуют, млечные железы открываются отверстиями на брюхе, молоко детёныши слизывают, плечевой пояс как у Млекопитающих, t тела низкая от 26 до 34º С, есть сумка на брюхе.

Утконос по признаку выкармливания детёнышей молоком относится к млекопитающим животным, но по признаку размножения яйцами и непостоянной температуры тела - к пресмыкающимся. Поэтому его считают млекопитающим, но относят к подклассу яйцекладущих, занимающему по ряду признаков промежуточное положение между классом пресмыкающихся и млекопитающих.

Таким образом, в процессе эволюции Млекопитающие разделились на две крупные ветви, одна из которых дала начало в конце триаса - Однопроходным (утконос, ехидна), а вторая - в меловом периоде уже была представлена группами высокоорганизованных зверей: Сумчатыми (кенгуру, коала и др.) и Плацентарными (собака, заяц, кошка, медведь и т. д.).

Физминутка (Учитель называет зверей: Первозвери – присесть, Сумчатые – прыжок, Плацентарные – поднять руки)

Собака 2. Утконос 3. Кошка 4. Кенгуру 5. Ехидна 6. Тигр 7. Коала

Поднять руки Присесть Поднять руки Прыжок Присесть Поднять руки Прыжок

Включение в систему знаний

б) О чём свидетельствует способность яйцекладущих зверей откладывать яйца? Самооценка (+ или -)

Млекопитающие — теплокровные позвоночные животные с развитым волосяным покровом и вскармливающие своих детенышей молоком. Сердце у них четырехкамерное, хорошо развита центральная нервная система. Для этого класса характерно живорождение и забота о потомстве. Большинство млекопитающих — четвероногие животные, у которых туловище высоко поднято над землей, а конечности располагаются под туловищем. Такое строение тела способствует более совершенному передвижению их по суше. У млекопитающих хорошо выражена шея, что позволяет голове иметь большую степень подвижности.

Млекопитающие Внешнее строение

Волосяной покров на теле неоднороден. Подшерсток — мягкий тонкий волос, не имеющий волосяных луковиц в коже, служащий для сохранения тепла. Ость — грубый волос, защищающий тело от намокания и повреждений и имеющий волосяные луковицы в коже. Волосы состоят из рогового вещества, как перья птиц и чешуйки у пресмыкающихся.

Роговыми образованиями являются когти, ногти, копыта и рога.

Кожа зверей эластична и имеет сальные и потовые железы. Потовые железы выделяют пот, сходный по химическому составу с мочой. Пот, испаряясь, предохраняет тело от перегрева. Млечные железы есть только у самок и являются производными потовых желез.

кожа млекопитающего

В связи с приспособлением к передвижению в разных средах конечности у млекопитающих имеют разную форму. Например, у китов и дельфинов конечности изменены в ласты, а у летучих мышей — в крылья.

Расположенные во рту млекопитающих зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные зубы. Сверху они покрыты эмалью.

Глаза имеют веки с ресницами. Мигательная перепонка (третье веко) недоразвита. Зрение развито слабее, чем у птиц. Органы слуха состоят из наружного уха, улавливающего звуки с помощью ушной раковины, среднего уха и внутреннего. Слух и обоняние хорошо развиты почти у всех млекопитающих. Органы осязания находятся на коже. Эту роль выполняют вибриссы — длинные жесткие волосы, расположенные на бровях, щеках, подбородке и губах.

скелет собаки

Скелет млекопитающих имеет несколько отделов. В шейном отделе преимущественно 7 позвонков, в грудном отделе – 12-15 позвонков с ребрами, образующими грудную клетку. Массивные позвонки поясничного отдела подвижно сочленены между собой (2-9 позвонков). Крестцовый отдел срастается с костями таза (3-5 позвонков), а число позвонков хвостового отдела значительно варьирует. Пояс передних конечностей (плечевой пояс) млекопитающих состоит из двух лопаток и двух ключиц. У некоторых млекопитающих ключиц нет (копытные), у других они плохо развиты либо заменены связками (грызуны, некоторые хищные).

У млекопитающих хорошо развиты мышцы спины, ног и поясов конечностей.

Внутреннее строение

Пищеварительная система. После проглатывания пища движется по пищеводу в желудок, где начинает перевариваться. У большинства млекопитающих желудок однокамерный (кроме жвачных). В его стенках находятся железы, выделяющие желудочный сок. Кишечник подразделяется на тонкий и толстый отделы. В начальном отделе тонкой кишки (двенадцатиперстной кишке) пища подвергается обработке соками поджелудочной железы и печени (желчь). В тонком кишечнике происходит всасывание питательных веществ из кишечника в кровь и лимфу. Остатки непереваренной пищи удаляются через анальное отверстие, которым заканчивается прямая кишка. Дыхание легочное, вдох и выдох совершается за счет межреберных мышц и диафрагмы — мускулистой перегородки между грудной и брюшной полостью.

Сердце млекопитающих четырехкамерное, как у птиц, и венозная кровь не смешивается с артериальной. Кровь движется по двум кругам кровообращения.

кровеносная система собаки

Органы выделения млекопитающих — вторичные почки, мочеточники и мочевой пузырь. Азотсодержащие продукты метаболизма отфильтровываются из крови в парных почках, бобовидной формы. Моча собирается по мочеточникам в мочевой пузырь. Клоаки у млекопитающих нет, хотя у первозверей она еще сохранилась.

Совершенное строение кровеносной, дыхательной, выделительной и других систем обеспечивает высокий уровень обмена веществ, что способствует поддержанию температуры тела на определенном уровне (37-38° С).

Нервная система имеет сложное строение. Особенно сильно развита кора головного мозга.

Млекопитающие. Внутреннее строение

Оплодотворение у млекопитающих внутреннее и происходит в парных яйцеводах, куда из яичников поступают яйцеклетки. У плацентарных млекопитающих оплодотворенная яйцеклетка прикрепляется к стенкам особого мышечного органа — матки, где и происходит развитие зародыша. В месте прикрепления зародыша к стенке матки формируется плацента — детское место, где кровеносные сосуды матери соприкасаются с кровеносными сосудами зародыша. Через кровь от матери зародыш получает питательные вещества, кислород и удаляет продукты метаболизма. Таким образом, будущий детеныш надежно защищен матерью и обеспечен питанием, необходимым для его развития.

Отряды млекопитающих

Современные млекопитающие подразделяются на 19 отрядов. Важнейшие отряды млекопитающих:

Подготовила: Тихонова Ирина Ивановна

учитель биологии и химии

МБОУ ООШ Оренбургского сельского поселения Бикинского района Хабаровского края

Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Вовлеки меня, и я научусь.

Семиклассники получают углубленные знания об эволюционном строении и многообразии живых организмов, о принципах их классификации. Основу изучения содержания биологии в 7 классе составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Работа над способами освоения материала позволит добиться результативности:

- определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе, объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных (предметные),

- выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных (познавательные - метапредметные УУД),

- эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль (коммуникативные - метапредметные УУД). Можно обращаться к опыту одаренных детей.

Читайте также: