Конспект урока образ базарова в романе отцы и дети

Обновлено: 07.07.2024

· Запись вывода:

Основная проблема романа – это проблема взаимоотношений старого и нового поколений, их конфликт.

Каково его значение?

3. Краткая характеристика исторической эпохи, отраженной в романе;

· Представителем какого лагеря является Базаров? (разночинцев – демократов, шестидесятников) (работа с термином).

· - Какую позицию занимал И.С.Тургенев в споре об исторических путях развития России? Каковы общественно-политические взгляды писателя?

Дополнение:

Роман посвящён В.Г.Белинскому. Белинский был для Тургенева не только авторитетным критиком, отличавшимся резкостью, верностью, глубиной суждений, но и весьма характерным представителем демократического общества 40 – х годов. Тургенев очень ценил Белинского. Плебейство и демократизм критика (сын флотского офицера) послужили в какой – то мере источником качеств, похожих на Базарова.

- Случайно ли, что главный герой изучает естественные науки?

4. Отзывы критиков о романе и главном герое.

Каково было мнение критиков? (учащиеся приводят цитаты, доказывают разность мнений о Базарове и романе в целом)

Д. Писарев нашел в Базарове все лучшие и необходимые черты будущего революционера, которому нет пока простора для деятельности. Он восславил нигилиста, не обратив внимание на внутренний трагизм характера.

Осталось понять, как автор относится к своему герою. Как мы можем определить его мнение? (анализируя произведение)

Вывод: Не являясь по своим взглядам демократом, Тургенев всё же проявлял интерес к новым людям с новыми взглядами и поэтому создал образ Базарова.

4. Проверка домашнего задания: Мои первые впечатления от знакомства с героем.

Учащиеся сначала комментируют свой внешний вид (что выражает их одежда): юноши одеты под Базарова (один – в балахоне с кистями, другой – в простой рубахе с засученными рукавами и широких штанах, третий – в выходном костюме; девушки - в длинных платьях, с классическими причёсками).

-Каково ваше первое представление о Евгении Базарове? Что вы в нём принимаете, а что нет? Прошу свои рассуждения доказывать примерами из текста (слушаем нескольких учащихся из класса, остальные после урока сдают свои тетради, но во время выступления других своё мнение кратко высказывают. Делаем общий вывод о том, приняли учащиеся Базарова или нет и почему?).

Ваше первое представление о герое вы могли отразить в читательской иллюстрации.

Защита читательской иллюстрации (с опорой на текст).

5. Характеристика героя, основные приёмы её раскрытия. Проверка группового домашнего задания.

Повторение основных способов характеристики героя (художественная деталь, рассказ автора, оценка других героев, портрет, сравнительная характеристика, поступки героя, речь(монологи и диалоги) и др.). Остановимся на некоторых из них (учащиеся могут выбрать сами).

Опишите позиции рук Николая Петровича, Павла Петровича и Базарова при встрече?

Как эта художественная деталь помогает понять характеры встретившихся людей? (они абсолютно противоположны, закрыты, не доброжелательны, кроме Николая Петровича, который добродушен, открыт, мягок, добр)

А) Работа в группах (смотри приложение).

Вывод: Чем можно объяснить неприязнь Базарова и Павла Петровича? Что оказало влияние на взгляды Е. Базарова?

(Эта антипатия героев основана на том, что они представители разных сословий (эта разница проявляется во всем: во внешнем облике, в речи героев, в манере поведения и общения), у них разное происхождение, воспитание). Базаров не такой, как все.

Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок, а Мастерская. Работать нам будет, может быть, не очень легко, но, надеюсь интересно.

А). Построение древопонятия слова НИГИЛИЗМ.

Учитель: Кем считал себя Базаров?

Ответ учащихся: нигилистом, относил себя к нигилистам, о чем прямо говорит Павлу Петровичу Кирсанову.

Учитель: Рассмотрим древопонятие этого слова. Перед вами четыре определения этого слова из разных источников. Прочитайте и подчеркните в каждом слово или словосочетание, которое вам кажется самым важным в этих определениях. Обсудите свой результат работы в группе.

Чтение и объяснение подчеркнутых слов и словосочетаний.

Учитель: Попробуем их объединить. Что из этого получим?

Б) Построение ассоциативных рядов к понятию нигилизм. (Слайд 3. Приложение 1.)

Учитель: центральное понятие нашей мастерской – нигилизм. Давайте попробуем подобрать к нему ассоциации. С каким природным явлением, звуком, цветом ассоциируется у вас это понятие и почему?

Учащиеся записывают свои ассоциации, называют их, учитель записывает их на доске.

(Природные явления: буря, ветер, метель, ураган,- все эти природные явления разрушают и уничтожают, так и Базаров в своей теории говорит о том, что необходимо все разрушить, а строить будут другие.

Звуки: скрежет, скрип, гром.

Цвет: черный, серый, вишневый).

Учитель: А теперь попробуем подобрать ассоциации к образу Базарова.

Прочтение и объяснение ассоциаций. Учащиеся дополняют свои записи. Параллельно ассоциативные ряды записываются на доске.

(Базаров – камень, пропасть, летящая птица.)

Точка зрения

Взгляды Базарова

Учитель: Откройте таблицу «Взгляды Базарова, которую мы составили на предыдущем уроке, просмотрите все взгляды Евгения Базарова и ответьте на вопрос, прав ли автор, причисляя Базарова к нигилистам?

Учитель: В этой же таблице напротив каждого мнения и позиции героя отметьте знаками свою позицию:

  • + согласен с позицией автора
  • - не согласен с мнением автора
  • ! восхищаюсь мыслями автора
  • ? не понимаю автора.

Учащиеся делают пометки в таблице, обсуждают помеченное в группе. Озвучивают свою точку зрения.

Задание учащимся: попробуйте распределить в две колонки сильные и слабые стороны нигилизма как теории и объяснить свою позицию.

(На данном этапе мастерской делаются обобщения и выводы учащихся по всей теории Базарова. Учащиеся отмечают следующие слабые стороны: нигилизм ведет к разрушению мира; отрицать все и вся невозможно и т.д. Ребята выделяют сильные стороны: нигилизм, как и любая другая система взглядов, имеет право на существование; это было новое направление в общественных взглядах России ХIХ века и т.д.)

Учитель: Конечно, однозначно оценивать нигилизм Базарова нельзя. При рассмотрении взглядов Базарова возникает много вопросов. Какой бы вопрос вы бы задали герою?

Учащиеся записывают, обсуждают вопросы, затем озвучивают.

Вот как учащиеся объяснили использование предметов и действия, производимые с ними:

4. Написание синквейна НИГИЛИЗМ. (Слайд 7. Приложение 1)

(Использование этого приема позволяет учителю проверить уровень понимания изучаемого материала.)

Примеры написанных синквейнов учащимися.

Нигилизм.
Отрицающий, отвергающий, низкий.
Отрицает, губит, калечит души.
Как будет жить человек с нигилизмом?
Это утопия.

Нигилизм.
Противоречащий, ломающий, испытывающий.
Отвергает, испытывает, проверяет.
И это называется нигилизмом?
Камень.

Учитель: попробуйте написать миниэссе, взяв для заголовка тему мастерской, а какой знак поставить в конце фразы, каждый решает сам.

Учащиеся читают вслух свои работы.

Учитель: Ответьте на вопросы: что вы сегодня делали, какие задания вам понравились и почему?

Заключительное слово учителя, который подводит итоги урока, говорит о роли самоопределения жизненной позиции.

Пример миниэссе, написанного на уроке.

Базаров – нигилист?

Базаров – нигилист? В конце этой фразы я ставлю знак вопроса. Он с самого начала все отрицал, и даже такое светлое чувство как любовь. Евгений Базаров знакомится с Одинцовой. Он горячо полюбил её. Полюбил и нарушил свои принципы, и тогда можно ли утверждать, что он нигилист? Герой оказывается в сложнейшей ситуации, но ведь сердцу не прикажешь.
Базаров сначала все отрицал,
Не верил, не признавал.
Был один против всех, словно загнанный зверь,
Никогда он не осознавал потерь.

Алимова Мерует.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект одного из уроков литературы по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Цель данного урока - познакомить учащихся с образом Базарова и с помощью развития навыков анализа художествнного образа составить характеристику героя.

Конспект урока литературы в 10 классе

2) Развитие навыков анализа художественного образа по его портрету (по внешности героя, его жестам, манерам, речи), развитие у учащихся наблюдательности, устной и письменной речи, навыков отбора материала для сочинения;

3) Воспитание интереса к познанию человека, нравственных качеств, воспитание жизненной позиции.

Золотарёва И.В., Т.И. Михайлова Поурочные разработки по литературе XIX в. 10-й класс.

I. Организационный момент

II. Повторение ранее изученного материала

III. Изучение нового материала

IV. Проверка таблицы

V. Домашнее задание

“Я попытался в нем представить трагическое лицо”.

Как вы думаете, о ком говорит автор?

Правильно. На этом уроке мы познакомимся поближе с героем, дадим его характеристику и сравним его убеждения с взглядами Кирсановых.

На прошлом уроке мы говорили об истории создании романа и познакомились с семьей Кирсановых.

Повторим основные выводы прошлого урока:

Назовите журнал, в котором впервые было напечатано произведение?

Когда происходит действие в романе?

Как действие романа связано с историей России, политической ситуацией того времени?

Итак, герой романа – нигилист. Что такое нигилизм?

Определения нигилизма:

(от лат, nihil - “ничто”) отрицание общепринятых идеалов, моральных норм, культуры, форм жизни. (Большой энциклопедический словарь)

безобразное и безнравственное ученье, отвергающее все, чего нельзя ощупать. (Толковый словарь В.Даля)

“голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм”. (Толковый словарь русского языка).

Запишем первое определение.

Мы встречаемся первый раз с Базаровым во второй главе, когда он с Аркадием приезжает погостить в имение Кирсановых. Давайте посмотрим отрывок из художественного фильма.

Какие впечатления у вас от фрагмента?

Как встретили Базарова Николай Петрович и Павел Петрович?

Вспомним, что такое словесный портрет и его значение в литературе.

Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

Найдем в тексте портрет Базарова (2 глава).

Что особенно автор выделил в портрете Базарова?

Что дает портрет для понимания характера этого человека?

Базаров и братья Кирсановы – люди столь разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей их сдержанности между ними должен произойти конфликт. Выделим основные линии спора.

- об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам;

- о принципе деятельности нигилистов;

- об отношении к народу;

- о взглядах на искусство и природу.

Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича. Это бы спор об аристократии и ее принципах. Глава 9 – зачитайте отрывок по ролям, прокомментируйте.

Каков итог этого спора?

Вторая линия спора -

о принципах нигилистов.

Все идеи, выдвинутые Базаровым, составляют программу нигилистов.

Но какие недостатки можно заметить во взглядах Базарова?

Всех ли выдвинутых тенденций он придерживается?

Каково отношение Кирсанова к этой позиции Базарова?

Третья линия спора о русском народе.

Каким же представляют себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров?

Кого же крестьяне скорее признают? (гл.10).

Ярким свидетельством связи героя с народом может служить его речь. Что вы можете отметить в языке Базарова и Павла Петровича?

Четвертая линия спора.

Четвертое направление в споре – расхождения во взглядах на искусство и природу.

Павел Петрович, побежденный во всем остальном, нашел слабое место у Базарова и решил взять реванш. Как отзывается Павел Петрович о художниках – шестидесятниках и прав ли он?

Как же смотрит Базаров на природу?

Домашняя работа. Явление Одинцовой. Гл.14. Прошел ли Базаров испытание любовью?

А теперь обобщим все сказанное о главном герое в таблице, которую вы должны были подготовить дома.

Молодцы! Урок закончен.

Запись темы в тетрадь.

О главном герое романа – Евгении Базарове.

Базаров и Аркадий Кирсанов приезжают в Марьино 20 мая 1859 г.

Тургенев хотел показать момент становления общественных сил, вышедших на политическую арену России уже после реформы, показать начало того спора, который уже через два года привел к расколу общественных сил страны на два лагеря: либералов-дворян и демократов-разночинцев.

Базаров – умный, индивидуальный, сильный духом человек, в его внешности содержится вызов привычному.

Из этого диалога следует, что Павел Петрович именно в аристократии видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она дала Англии свободу, что в в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения. Эту кажущуюся стройной систему Базаров разбивает простыми доводами. От аристократов нет никому пользы, их основное занятие – ничегонеделание. Они заботятся только о себе, о своем внешнем виде. В безделье и пустой болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счет.

Строить на разрушенном месте он не считает своим делом. У Базарова нет положительной программы.

В этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков.

По мнению Павла Петровича, русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.

Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок (песенка спета; слыхали мы эту песню много раз…; туда и дорога; от копеечной свечи Москва сгорела). Павел Петрович не использует в речи пословицы, искажает слова, использует много иностранных слов.

Он не отрицает ее вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь.


Фотография С.Л. Левицкого. И.С. Тургенев. 1856 г.
Источник: Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Искусство. Время. – М.: Советская Россия, 1988


Рисунок И.С. Тургенева "Базаров" из романа "Отцы и дети". "Игра в портреты".
Источник: Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Искусство. Время. – М.: Советская Россия, 1988


ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Оборудование:
раздаточный материал, обобщающие таблицы, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Какая историческая ситуация отразилась на страницах романа?

• Какие исторические события привели И. С. Тургенева к мысли, что творческой силой истории является интеллигенция — культурная прослойка общества?

Базаров — именно такой герой своего времени.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

• молодой русский врач, встретившийся И. С. Тургеневу в поезде во время поездки в Германию;

• молодой доктор, с которым И. С. Тургенев познакомился в вагоне Николаевской железной дороги;

• молодой провинциальный врач, сосед по имению, Виктор Иванович Якушкин (версия Н. Чернова);

• черты представителей революционной демократии: Чернышевского, Добролюбова;

• черты Белинского, которому посвящён роман.

1-я группа.
В образе Базарова два аспекта: воинствующий демократ и нигилист. Анализируя II, III, IV, V главы романа, докажите его демократизм (одежда, речь, внешность, поведение, отношение с дворовыми, круг чтения и пр.).

2-я группа.
Как ведёт себя Базаров во время пребывания в Марьино? Сравните его занятия с занятиями Аркадия (глава X).

3-я группа.
Как говорит Базаров о своём происхождении (главы X, XXI). Что мы узнаём о его жизненном пути, о его родителях? Как это помогает пониманию его образа?

4-я группа.
Охарактеризуйте взгляды Базарова-нигилиста (главы V, X). Что он отрицает? Чем руководствуется в своём отрицании? Конкретны ли его взгляды?

Евгений отрицал принципы, а сам не сумел переступить через них и принял вызов Павла Петровича на дуэль. Его пренебрежение аристократией оказалось лишь словами, а на деле он не смог подняться над предрассудками и убеждениями аристократов

Евгений демонстрирует холодное отношение к родителям, тяготится их заботой и любовью, но перед смертью не может скрыть привязанности и нежности к своим старикам

• Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем:

Представьте классу творческие работы.

Как писать сочинение-миниатюру

Сочинение-миниатюра может быть на любую тему. Однако оно должно иметь тезис (это основная мысль, изложенная в одном чётком утверждении) и ответ на него.

Объём сочинения-миниатюры — до 1,5 с. (7–11-й класс) школьной рабочей тетради.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

— Базаров — демократ, человек, который прошёл суровую школу труда и лишений, прожил горькую, тернистую жизнь. Демократизм Базарова наглядно отражён в его портрете, речи, биографии, занятиях, чертах характера и мировоззрении.

Особенно глубоко раскрывается характер Базарова в спорах с его идейными противниками — Павлом Петровичем и Николаем Петровичем Кирсановыми. Эти дискуссии показали несостоятельность дворянства как класса и превосходство новой идеологии зарождающейся интеллигенции. Базаров категорично отрицает основы русской жизни, всё, что связано со старым крепостническим укладом. Он жаждет деятельности, организации новых общественных сил для построения нового, демократического общества.

Итак, Тургенев в романе раскрывает несостоятельность нигилистической философии. Базаров активно противостоит старому, впадает в крайности, провозглашает вульгарно-материалистические взгляды на жизнь, что неизбежно приводит героя к внутреннему конфликту и к конфликту с окружающими.

VI. Домашнее задание

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)


Читайте также: