Конспект урока обобщение знаний по теме глагол

Обновлено: 06.07.2024

Образовательные: повторить, что такое неопределённая форма глагола, времена глагола, спряжения, правописания безударных личных окончаний глагола и частицы не с глаголами.

Развивающие: развивать у учащихся учебную самостоятельность, параллельное развитие устной и письменной речи; навыков контроля и самоконтроля, т.е. развитие навыков сотрудничества и контрольно-оценочных действий; орфографическую зоркость.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; самостоятельность, активность; стремления к успеху в учебе, толерантность в процессе фронтальной работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Уметь определять время глагола, спряжение, правописание безударных личных окончаний глагола и частицы не с глаголами.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Регулятивные: ставить учебную задачу, выполнять контроль и коррекцию результата своей работы на основе сравнения с эталоном.

Познавательные: сравнивать выражения, находить сходства и отличия, выполнять действия по аналогии.

Коммуникативные: формулирование вопросов и своих затруднений; построение монологических высказываний.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Средства обучения: Учебник Русский язык. 4 класс 2 часть. Канакина В.П., Горецкий В.Г., компьютер, презентация, карточки.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Мотивация к учебной деятельности.

-Скажите, как вы понимаете пословицу?

Где труд, там и радость.

Комментируют:

- Работа приносит нам радость, особенно если результаты работы хорошие.

2. Актуализация знаний.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Индивидуальная работа по карточкам.

— Подберите однокоренные слова к слову радость.

На доске: радостный, радостно, радовать.

— Что вы скажете про последнее слово?

- Почему называется неопределенная форма?

— А что может рассказать о себе глагол? Вспомните его характеристику.

обозначает действие предмета

отвечаю на вопросы: что дел а е т?

ч т о с д е л а е т? и др.

изменяюсь по временам, числам, лицам, родам (в пр. вр.)

имею начальную форму — в предложении чаще бываю сказуемым

- Уберите лишнее из нашей схемы. Что не относится к характеристике глагола?

— Молодцы! Мы вспомнили характеристику глагола.

- Какую задачу поставим на уроке?

Отвечают на вопросы:

-Это глагол неопределенной формы, отвечает на вопрос что делать? имеет суффикс -ть.

-У глагола в неопределенной форме нельзя определить время, число, лицо

Формулируют учебную задачу.

- вопросы, подлежащее

закрепить и обобщить знания о глаголе как части речи.

3. Закрепление ранее изученного материала.

« Жил – был Глагол. Однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую – нибудь пользу людям. Он пошёл по белу свету счастья искать. Идёт, видит – сидит на камушке Существительное и плачет. А плачет оттого, что пользы никакой не приносит. Пригласил Глагол с собой Существительное счастья искать. Ему люди добрые сказали, что счастье и богатство лишь в труде.

- Ребята, о чем же эта сказка?

– А сейчас прочитайте слова, вставьте устно пропущенные буквы.

– Какое ещё задание можно выполнить с этими глаголами?

- По какому основанию (признаку) мы можем разделить эти слова?

Каждая группа отвечает устно, а затем в тетрадь запишите самостоятельно.

Итак, 1-я группа запишет – по спряжению;

2-я группа – по временам;

3-я группа – по лицам;

- Итог. Какое задание мы выполняли? На что оно было направлено?

Оценивает работу учащихся.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Слушают сказку о глаголе и его друзьях

- О том, что каждая часть речи приносит пользу

Вставляют пропущенные буквы:

Выгоним, рисует, почистим, сажаем, теряет, готовит, засверкаем, пожелаем, синеет.

Записывают в тетрадь, выделяя окончания.

-Слышит, видит, отдыхает, рисует, готовит

4. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Организует выполнение самостоятельной работы.

Цель: формировать умение правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов.

- Выполните самостоятельно задание в карточках (по вариантам), вставляя нужную букву в глаголах и определяя спряжение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Совершенствовать практические навыки в определении основных признаков данной части речи.
  2. Развивать память, логическое мышление, устную и письменную речь, умение работать индивидуально и в группе.
  3. Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Проверь свои умения.

Совершенствовать практические навыки в определении основных признаков данной части речи.

Развивать память, логическое мышление, устную и письменную речь, умение работать индивидуально и в группе.

Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы: словесные, наглядные, практические, частично – поисковые, стимулирования и мотивации учения.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: тесты для групп, карточки для выводов, презентация, ТПО.

I.Организационный момент. 1-2 мин.

-Настал новый день, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Все мы здоровы. Что мы пожелаем друг другу? (Ответы детей: …..)

- Глубоко вдохните и выдохните … . Выдохните вчерашние обиды и беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя красоту и свежесть зимнего снега, тепло солнечных лучей.

Вас ждёт интересный и полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение, легко с интересом даётся учение.

II. Актуализация знаний и создание ситуации успеха. 5 мин.

- На какие две группы их можно разделить? (самостоятельные и служебные)

Вначале урока давайте проверим, что вы знаете о некоторых самостоятельных частях речи.

У вас на столе лежит листок с тестом. Прочитайте текст и сделайте вот такие пометки.

2. Работа с текстом по технике ИНСЕРТ. ( индивидуально).(СЛАЙД 1).

? - не понял, есть вопросы.

Все слова русского языка делятся на большие группы - части речи.

Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Имена существительные изменяются по числам и падежам.

По родам существительные не изменяются – это постоянный признак.

С существительными связана другая самостоятельная часть речи – имя прилагательное.

Имена прилагательные обозначают действие предмета.

Род и число прилагательного зависят от существительного, с которым оно связано.

Теперь мы изучаем глаголы.

Они обозначают признак предмета.

Глаголы изменяются по временам.

Глаголы бывают I и II спряжения.

3.Фронтальный опрос после чтения текста.

- Какие вопросы появились?

III. Постановка темы урока. 6 мин.

О чём же пойдёт речь сегодня?

Чтобы узнать тему урока, нам нужно разгадать кроссворд.

Ответьте на мои вопросы одним словом или добавьте слово. (СЛАЙД 2).

( записать глаголы в тетрадь).

- Что можно делать утюгом?

- Что можно делать с помощью клея?

- Если видишь ошибку, что нужно сделать?

- Что можно делать при помощи скакалки?

- Из кирпичей можно …

- Собака может громко…

Что общего у этих слов? (это глаголы).

Верно. О какой же части речи мы будем сегодня говорить? ( Слайд 3)

Сегодня на уроке мы обобщим и закрепим свои знания о глаголе.

IV. Работа по теме урока.

Работа с глаголами неопределённой формы. (СЛАЙД 3).3 мин.

-Что общего у этих глаголов? (это н. ф. глаголов).

- Назовите примету глаголов н. ф. (-ть), подчеркнуть.

-Какая орфограмма есть у глаголов н. ф. (суффикс перед – ть), отметить.

Определение времени глаголов. 10 мин.

Сегодня некоторые ребята подготовили для вас задания.

( записать глаголы в 3 столбика ).

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поёт,

Да орешки всё грызёт!

Пришёл декабрь. После осени наступила красавица-зима. Деревья надели белые шубки. Замело в лесу все стёжки-дорожки. Как красив зимний лес!

Если топну я ногою,

Позову своих солдат,

В эту комнату толпою

И залают, и завоют,

Настоящее время прошедшее время будущее время

-Что общего у глаголов каждого столбика? ( наст. в., прош. в., буд. в. ).

- Как определить время глагола? (по вопросу).

- Что обозначает форма прошедшего времени?

-Как глаголы в этой форме изменяются?

-Отметить примету глаголов п.в.

- Как называют окончания глаголов п. в. ( родовые ).

-Что обозначает форма н. в.?

- Что обозначает форма б. в.?

Работа с окончаниями глаголов н. в. и б. в. (окончания личные).

Работа с орфограммами.

Работа в парах. 3 мин.

Заполнить таблицу. Обобщение. СЛАЙД 5.

ФИЗМИНУТКА. 2 МИН.

Н.В. – наклон вправо

Б. В. – наклон влево

Работа в ТПО, С. 47, УПР. 338. 13 МИН

-Объяснить смысл каждой пословицы.

Умелые руки не знают скуки.

(Если умеешь что-то делать, то никогда не скучаешь, всегда есть чем заняться).

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

(Всякое дело требует усилий, старания. Без усилий и старания никакого дела не сделаешь).

Под лежачий камень вода не течёт.

(Само ничего не делается. Если ничего не предпринимать, дело не сдвинется с места).

-У глаголов указать время, число и лицо или род.

-Выделить орфограмму у глагола во втором предложении, (-ешь)

-Глаголы поставить в начальную форму и записать.

Подведение итогов урока. 2 МИН.

Наш урок подошёл к концу. Вы сегодня молодцы, работали дружно, добросовестно, помогали друг другу. Благодарю вас за работу!

Подведите итог своей работе. Закончите предложение.

На уроке я понял…

На уроке мне было интересно…

На уроке мне было трудно…

А теперь покажите своё настроение - нарисуйте в тетради солнышко. Красное – радость, жёлтое – грусть, огорчение. Спасибо. Урок окончен.

Загрузить презентацию (988 кБ)

Цель урока: обобщить знания по теме “Глагол”.

  • повторить орфограммы по теме “Глагол”;
  • повторить морфемный и морфологический разборы глаголов;
  • повторить, что такое текст, виды связи предложений в тексте;
  • закрепить умение анализировать текст, находить эпитеты, олицетворения, сравнения;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать речь учащихся;
  • стимулировать познавательную деятельность учащихся;

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала по теме “Глагол”.

  • индивидуальная;
  • фронтальная;
  • практическая работа.

Необходимое техническое оборудование: проектор, экран, компьютер,.

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

1.Сегодня мы повторим все, что изучили по теме “Глагол”. Вспомним, к какой части речи относится глагол, что обозначает и на какие вопросы отвечает. Учитель открывает тест. (Учащиеся письменно отвечают на вопросы).

Задание. Вспомните, что вы знаете о глаголе, отметьте правильные утверждения.

1.Глагол – самостоятельная часть речи.

2.Глагол – служебная часть речи.

3.Начальная форма глагола – инфинитив.

4.Глагол в начальной форме отвечает на вопрос что сделать?

5.Глагол обозначает действие.

6.Глагол в начальной форме отвечает на вопрос что делать?

7.Начальная форма глагола называется неопределенной формой глагола.

8.В старославянском языке глаголом называли слово, речь.

Ответ: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8

Взаимопроверка. Учащиеся меняются тетрадями и выставляют оценки по критерию, который выведен на слайде.

2.Учитель открывает текст, стихотворение А.Н. Плещеева “Осень”.

Задание. Слова какой части речи пропущены в стихотворении? Восстановите текст, пользуясь справкой.

Справка: наступила, высохли, глядят, вянет, желтеет, зеленеет, блестит, воет, моросит, зашумели, улетели.

Осень _______________,
_______________цвет,
И ____________ уныло
Голые кусты.
_____________ и ______________
Травка на лугах.
Только __________________
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не _____________.
Ветер в поле _______________,
Дождик ________________.
Воды ___________________
Быстрого ручья.
Птички _________________
В теплые края.

Вставляем в стихотворение пропущенные глаголы и доказываем значимость глаголов: без глаголов в речи не обойтись. (Вывод. Глагол показывает движение мысли).

3. Индивидуальная работа. Учитель выдает учащимся индивидуальные карточки. (Четверо учеников выполняют работу по карточкам).

Карточка № 1. Задание: вставьте пропущенные орфограммы, объясните.Совет. вать, придум. вать, гор. вать, покрик. вать, засе. л, кле. л, услыш. л, увид. ш(?)ся, спряч(?)тесь, читаеш(?), (не)здоровится, птички щебеч. т дремл. т камыш, осыпа. т(?)ся листья, дыш. тся легко, ветер стон. т, туман стел. т(?)ся.

Карточка № 2. Задание: вставьте пропущенные орфограммы, объясните.Участв. вать, ноч. вать, испыт. вать, воспит..вать, та. л, завис. л, обреж(?)те, (не)измаж(?)ся, береч(?), (не)годовать, слыш. т(?)ся гром, кузнечик стрекоч..т, они бор. т(?)ся, ручей ропщ. т, пове. т ветры, кле. т обои, бре. т бороду.

III. Проверить знание орфограмм по теме “Глагол”. “Своя игра”.

Три ученика отвечают устно, выбирая вопросы из таблицы, остальные в тетради под выбранным номером записывают примеры на данную орфограмму. (Оценить ответы трех учащихся).

1. Гласные в суффиксах -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-). Суффикс –ва.

2. Гласные перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени.

3. Суффикс -И- в глаголах повелительного наклонения. Как отличить глагол повелительного наклонения 2 лица, множественного числа с суффиксам -И- от глагола изъявительного наклонения, настоящего и будущего времени 2 лица, множественного числа с окончаниями -ети, -ити?

4. Как определить вид глагола?

5. Буква мягкий знак после согласных в глаголах повелительного наклонения. Буква мягкий знак после шипящих на конце глагола.

6. Правописание -ться и -тся в глаголах. В какой форме глагола пишется -ться? В какой форме глагола пишется -тся?

7. Как определить возвратность глагола?

8. Как образуется глагол условного наклонения? Как пишется частица бы с другими словами?

9. Как пишется НЕ с глаголом?

Слайд 7. (Чёрный квадрат).

IV. Вспомним спряжение глагола.

1. Какие окончания имеют глаголы I и II спряжения?

2. Как определить спряжение глагола, если окончание глагола безударное?

Учащийся отвечает правило.

3. Самостоятельная работа “Личные окончания глагола” выполняется письменно в тетради.

Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глагола.
1-й вариант 2-й вариант
завис. т от вас плохо слыш. т
поищ. м книгу рожь се. т
терп. т неудачу камыш дремл. т
бор. тся за победу ветры пове. т
дрова пил. т окно свет. тся
колёса верт. т собаки ла. т
ветер стон. т флаги колыш. тся
кузнечик стрекоч. т хозяйка хлопоч. т
ручей ропщ. т волны плещ. т
снега та. т обои кле. т
знамена ре. т тяжело дыш. т
туман стел. тся бороду бре. т
крепко держ. т утки чу. т
листья трепещ. т ветер гон. т
быстро стро. т небеса блещ. т

Слайд 9. (Чёрный квадрат).

V. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

VI. Анализ текста.

1. Задание: спишите текст, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Наступила поз. няя осень. Плач. т ни. кое небо. Лес роня. т л. ству. (Не)слыш. тся веселого пения птиц. Пойдёш(?) в лес и диву даёш(?)ся: то там, то здесь встреча. т(?)ся грибы. Стукн. те по нему палочкой. Когда стукн. те, он будет стёклышком позван. вать.

Вдруг из(?)за серой тучки выглянул. солнышко, заискрилось все вокруг, засверкало.

Слайд 11. (Чёрный квадрат).

2. Учащийся на оценку объясняет орфограммы, класс исправляет, если это необходимо.

3. Докажите, что это текст. (Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически).

4. Определите тип связи предложений в тексе. (Параллельный, последовательный).

5. Озаглавьте текст. (Например, “Поздняя осень”).

6. Определите тип речи. (Описание).

7. Определите тему текста. (Описание поздней осени).

8. Найдите в тексте олицетворение. Что такое олицетворение? (Олицетворение – это изображение неживых предметов в виде живых существ). (Плачет небо, лес роняет).

9. Найдите в тексте эпитеты. Что такое эпитет? (Эпитет – это яркое, художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет). (Низкое небо, веселого пения).

10. Найдите в тексте сравнение? Что такое сравнение? (Сравнение – это изображение одного предмета путём сравнения его с другим. (Гриб стёклышком будет позванивать).

11. Игра “Найди слово”. Найдите в тексте глаголы по схемам:

Ответ: заискрилось, встречаются.

Слайд 14. (Чёрный квадрат).

12) Выполните морфологический разбор глагола наступила (осень)

I. Глагол, обозначает действие предмета, что сделала? Инфинитив – наступить.

Тема: "Обобщение знаний по теме "Глагол".

Тип урока : урок общеметодологической направленности.

Форма проведения урока : групповая.

Цели урока :

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации материала по теме "Глагол" и способностей к учебной деятельности.

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно- методических линий изученного материала и построение обобщенных норм учебной деятельности.

Задачи урока :

- обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе;

- развивать умения употреблять глаголы в речи.

- развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы;

- развивать умение работать с различными источниками информации;

- развивать личностные качества (мышление, внимание, общение, эмоционально-чувственное восприятие).

- повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений;

- воспитывать любовь к родному языку;

- воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, стремление самостоятельно находить истину, интерес к учёбе.

Планируемые результаты :

- развитие доброжелательности, доверия и внимания к людям,

- сформированность учебных мотивов,

- интерес к способу решения и общему способу действия.

- структурирование знаний,

- понимание общих признаков глагола,

- синтез целого из частей,

- выдвижение гипотез и их обоснование.

-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

-планирование работы в группе,

-контроль затраченного времени на задание,

-оценивание своей работы на уроке

-эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества,

-умение слушать собеседника,

-учет разных мнений и умение обосновать собственное

-уметь работать с источниками информации;

-уметь мыслить, рассуждать, делать выводы

План урока.

1. Организационный этап.

2. Актуализация опорных знаний обучающихся.

3. Самоопределение к деятельности.

5. Мотивация учебной деятельности.

6. Закрепление материала с проговариванием во внешней речи.

7. Стадия осмысления.

8. Закрепление пройденного материала.

9. Включение изученного в систему знаний.

10. Самопроверка и самоанализ.

11. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

12. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный этап.

Организованный вход в класс.

Формирование групп (фишки с цифрами).

- Сегодня на уроке у нас гости, поприветствуйте их.

- Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Он полон открытий и полон тревог.

Ты учителя внимательно слушай,

Чтоб задания выполнить смог.

- Чтоб красиво нам писать

Нужно пальчики размять!

А в конце урока вы оцените свою работу на уроке по листам самооценки.

2. Актуализация знаний.

Работа в тетради.

Число, классная работа.

Чистописание. (Запись на доске.)

ем ешь ете ет ут ют

им ишь ите ит ат ят

- Что это за соединения? (Окончания глаголов.)

- Как называются эти окончания? (Личные.)

- Почему? (Глаголы изменяются по лицам.)

- В каких случаях пишутся окончания 1 строки? (Если глагол 1 спр.)

- А второй? (Если глагол 2 спр.)

3. Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте слова (карточки) :

Говорю, ломаю, аукаю, грущу, обижаю, люблю.

- К какой части речи они относятся?

- Запишите эти глаголы в неопределённой форме и разберите по составу.

(Один ученик у доски записывает слова в клеточки).

г о в о р и т ь

г р у с т и т ь

- По первым буквам прочтите слово, которое будет ключевым на сегодняшнем уроке.

- О какой части речи идет речь? (Глагол.)

-И сейчас вы сами сможете сформулировать тему нашего урока.

- На этом уроке мы будем обобщать знания о глаголе, как о части речи.

- Учитывая тему, какие цели поставите себе на урок? (По опорным словам.)

Работа по карточкам:

обобщить,

- Большая нам предстоит работа? Трудная?

- Но мы - то с вами знаем, что одному не под силу, то легко коллективу.

- Вспомним правила работы в команде. (Выбор капитана, распределение обязанностей, участие всех, каждого выслушать, проверка, оценивание.)

И пусть наш урок пройдёт под девизом :

(Чтение учителем стихотворения о глаголе.)

Глагол – особая часть речи,

Она заставит действовать нас всех:

Читать, писать, спрягать

Тогда в конце урока для тебя успех!

5. Мотивация учебной деятельности.

-Какое время года сейчас идёт? (Весна.)

Когда приходит весна, она всегда приносит что-то новое, красивое, необычное.

И урок у нас сегодня будет необычный.

Посмотрите на картинку. Что изображено на рисунке? (Весенний лес.)

Что не соответствует действительности? (Лес опустел, нет птиц и зверей, цветов и грибов.)

Сможет ли лес жить без них?

Давайте вернем жителей леса домой.

Они прислали конверты с заданиями.

Наша задача - выполнить все задания за урок и вернуть жителей леса.

6. Закрепление материала с проговариванием во внешней речи.

I. Стадия вызова.

Солнце -, грач - …., заяц -, колокольчик -, тропинка -, бабочка -, гнездо -, -. , ветер -, молния -. , трава -. , дождь - …

Сделайте вывод. (Глагол – одна из наиболее употребляемых частей речи. Глагол обычно обозначает действие, процесс).

-Что мы узнали о глаголе на предыдущих уроках?

1. Задается вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетрадь все, что знает (строго индивидуальная работа продолжительностью 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Время на обсуждение не более 3 минут. Эти обсуждения должны быть организованными, ученики должны выяснить все, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Работа в группах повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся к учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика.

4. Далее, каждая группа по кругу называет какое – то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой темы.

II. Стадия осмысления.

Составление кластера (работа в группах).

- Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое.

(Кластер-это пучок, созвездие, гроздья.)

- Чтобы вспомнить все изученные орфограммы и правилами, связанные с написанием глаголов, поработайте в группах.

Орфографическая разминка. Задание №2.

Вставьте в словах пропущенные буквы. (Слова записаны на доске.)

Ра…ий, сла. кий, клю., св. тить, л. сная, прил. тели, тр…пинка, б. рёза, гн. здят. ся.

- Какие орфограммы встретились?

- На какие три группы можно распределить эти слова? (Обозначить части речи над словами.)

- Выпишите из словарного диктанта глаголы. Разберите их по составу. (Один ученик работает на откидной доске).

- Действие какого предмета может обозначать глагол светить? (Картинка с изображением солнца.)

- А солнце светит и зовёт

Весной в природу нас, в поход.

-А в какую одну большую группу можно объединить эти слова? (Природа.)

- Как необходимо вести себя в природе весной?

- С помощью слов в кроссворде составьте правила поведения в природе. (Работа в парах.)

г о в о р и т ь

г р у с т и т ь

-Желаете совместить полезное с приятным и, не выходя из класса, побывать в весеннем лесу?

-Но что же мы видим? (Лес опустел, исчезли звери и птицы, грибы и цветы.)

-Я вам открою маленький секрет – наши знания и умения по теме помогут спасти лес.

-Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе и поможем лесу. (Конверты с заданиями.)

Творческая работа. Работа в группах.

Роль глагола в предложении.

Ярко светит солнце и греет землю. На траве сияет, переливается роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлекает насекомых. Птицы и звери радуются тёплым лучам.

- А сейчас вам необходимо выбрать предложение, соответствующее схеме, и записать его.

– Это четвёртое предложение, т. к. в нем две грамматические основы:

первая – “льётся запах”, вторая – “он привлекает”. Такое предложение называется сложным.

(Уч-ся выполняют задание в тетради, а один – у доски.)

Учитель: Как вы думаете, с какой целью мы выполнили это задание?

Уч-ся: Чтобы доказать, что сказуемое чаще всего в предложении выражено глаголом.

- Начальная форма глагола. Что ты о ней знаешь?

(- Что делать? Что сделать?

- окончания –ть –ти –чь

-нельзя определить никакие грамм. признаки)

Подчеркни глаголы в начальной форме :

Давай пройдёмся медленно по лугу,

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать их иль срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

-Выпишите глаголы настоящего и будущего времени, определите лицо и число.

Засвищут – 3л., мн. ч.

Оденется – 3л., ед. ч.

Лексическая и орфографическая работа.

– Ребята, а что произойдёт, если из нашей речи исчезнут глаголы?

– Действительно, они всю работу взяли на себя.

Логическая пятиминутка. (Работа с фразеологизмами.)

Работа в группах.

- Многие глаголы входят в состав фразеологических сочетаний.

-Зачем нужно знать фразеологические сочетания? (Чтобы речь была яркой, образной)

- Что такое фразеологизмы? (крылатые слова и выражения)

-Объясните, что означают эти фразеологизмы?

(Работа в группах).

Каждой группе было дано задание, найти толкование фразеологизмов:

1 группа - Вставлять палки в колеса - намеренно мешать кому-либо в каком-либо деле, в осуществлении чего-либо).

2 группа - Зарубить на носу – запомнить раз и навсегда – раньше также употреблялось в прямом значении.

Так говорили о неграмотных людях, которые, чтобы не забыть, делали на помять зарубки на дощечках, палочках. Их носили всегда с собой, и назывались они носом.

3 группа - Ловить ворон - упускать благоприятный случай, момент.

4 группа - Обвести вокруг пальца - хитро обмануть.

- Ребята, у нас в библиотеке есть словарь-фразеологизмов. Вы всегда можно обратиться к нему за помощью, если у вас возникнут трудности.

-Зачем нужно знать фразеологические сочетания?

(Чтобы речь была яркой, образной.)

III. Закрепление пройденного материала.

Задание № 7. Самостоятельная работа.

Работа по карточкам разноуровневого характера.

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

-Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение.

Апрельское солнце свет. т ярко. Первые стрелочки зеленой травки прореза. т весеннюю землю. Мягкий ветерок гон. т, тороп. т облака. На гибких ветвях берез появилась нежная листва.

Все в природе дыш. т, начина. т расти.

(Разноуровневые задания.)

1 – простой – вставить пропущенные буквы, подчеркнуть их.

2 – средний – вставить пропущенные буквы, определить время глаголов.

3 – сложный – вставить пропущенные буквы, определить время и спряжение глаголов.

- Выбирайте себе карточку, задания которой сможете выполнить.

7. Включение изученного в систему знаний.

1. Все три глагола имеют неопределенную форму: гореть, учить, лечит.

2. В слове листа. шь безударная гласная И.

3. Все данные слова – глаголы-исключения : гнать, держать, писать, дышать.

4. Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

5. Глагол встречаете – 1-го лица.

6. Окончания глаголов 2-го лица единственного числа -ешь, -ишь.

7. Во множественном лице глаголы 2-го лица имеют окончание -ут, -ют.

8. Все данные глаголы I спряжения : мечтает, учит, стирает.

9. Безударные личные окончания глаголов мы можем проверить по неопределенной форме или глаголами 3-го лица множественного числа.

10. Лицо и число глаголов можно определить по местоимениям.

Учащиеся выполняют графический диктант.

№ п/п Ответы № п/п Ответы

8. Самопроверка и самооценка.

- Проверим правильность выполнения теста (тест на доске).

Поставьте напротив каждого правильного ответа - 1 балл.

Подсчитайте количество полученных баллов.

-У кого количество баллов совпало с отметкой, которую вы себе поставили за урок, поднимите руку.

9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

- Мне хочется вернуться к девизу урока и спросить у вас - удалось ли глаголу заставить нас работать, читать, писать, спрягать?

- Я понял, что могу … .

- У меня получилось … .

-Оцените наш урок.

-Посмотрите на спасённый нами лес. Поделитесь впечатлениями.

- Не зря потрудились?

- Я желаю вам не только знаниями, но и реальными поступками относиться

к родной природе бережно.

Берегите Землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стеблях повилики,

(Берегите Землю! Берегите)

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

11. Домашнее задание.

Домашнее задание будет носить разноуровневый характер.

Выберите задание по силам!

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Учебник с. 117 упр. 249

Рекомендации к выполнению домашнего задания

Составить словосочетания с каждым глаголом, поставив имена существительные в нужную форму. Запишите эти словосочетания.

1) Составить словосочетания с каждым глаголом, поставив имена существительные в нужную форму. Запишите эти словосочетания.

2) С одним из словосочетаний составить предложение.

3) Выполнить его синтаксический разбор и дать характеристику предложению.

1) Составить словосочетания с каждым глаголом, поставив имена существительные в нужную форму.

2) Запишите эти словосочетания. С одним из словосочетаний составить предложение.

3) Выполнить его синтаксический разбор и дать характеристику предложению.

4) Определить падеж имён существительных

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!

Лист результатов работы учени…

1. Работа с кроссвордом

2. Словарный диктант с заданием

3. Роль глагола в предложении

4. Неопределенная форма глагола

5. Глаголы настоящего и будущего времени

7. Самостоятельная работа

8. Графический диктант

Роль глагола в предложении.

Ярко светит солнце и греет землю. На траве сияет, переливается роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлекает насекомых. Птицы и звери радуются тёплым лучам.

- А сейчас вам необходимо выбрать предложение, соответствующее схеме, и записать его.

Роль глагола в предложении.

Ярко светит солнце и греет землю. На траве сияет, переливается роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлекает насекомых. Птицы и звери радуются тёплым лучам.

- А сейчас вам необходимо выбрать предложение, соответствующее схеме, и записать его.

Что ты знаешь о начальной форме глагола.?

Подчеркни глаголы в начальной форме :

Давай пройдёмся медленно по лугу,

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать их иль срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Что ты знаешь о начальной форме глагола.?

Подчеркни глаголы в начальной форме :

Давай пройдёмся медленно по лугу,

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать их иль срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Что ты знаешь о начальной форме глагола.?

Подчеркни глаголы в начальной форме :

Давай пройдёмся медленно по лугу,

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать их иль срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

-Выпишите глаголы настоящего и будущего времени, определите лицо и число.

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

-Выпишите глаголы настоящего и будущего времени, определите лицо и число.

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

-Выпишите глаголы настоящего и будущего времени, определите лицо и число.

Задание № 7. Самостоятельная работа.

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

-Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение.

Апрельское солнце свет. т ярко. Первые стрелочки зеленой травки прореза. т весеннюю землю. Мягкий ветерок гон. т, тороп. т облака. На гибких ветвях берез появилась нежная листва.

Все в природе дыш. т, начина. т расти.

(Разноуровневые задания.)

1 – простой – вставить пропущенные буквы, подчеркнуть их.

2 – средний – вставить пропущенные буквы, определить время глаголов.

3 – сложный – вставить пропущенные буквы, определить время и спряжение глаголов.

- Выбирайте себе карточку, задания которой сможете выполнить.

Задание № 7. Самостоятельная работа.

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

-Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение.

Апрельское солнце свет. т ярко. Первые стрелочки зеленой травки прореза. т весеннюю землю. Мягкий ветерок гон. т, тороп. т облака. На гибких ветвях берез появилась нежная листва.

Все в природе дыш. т, начина. т расти.

(Разноуровневые задания.)

1 – простой – вставить пропущенные буквы, подчеркнуть их.

2 – средний – вставить пропущенные буквы, определить время глаголов.

3 – сложный – вставить пропущенные буквы, определить время и спряжение глаголов.

- Выбирайте себе карточку, задания которой сможете выполнить.

Читайте также: