Конспект урока не позволяй душе лениться
Обновлено: 07.07.2024
Цель: предметные: овладение навыками анализа текста, подготовка к сочинению; метапредметные: овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, формирование информационной культуры личности ребенка, навыков творческой деятельности, развитие умений давать аргументированную оценку, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; личностные: формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через анализ поэтического текста, духовное развитие через работу с понятием и текстом.
Развиваемые УУД: личностные: нравственно-этическая ориентация, оценивание своих высказываний, самоопределение; регулятивные: целеполагание, осознание уровня усвоения материала; познавательные: поиск информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия, смысловое чтение, извлечение информации из текста; коммуникативные: слушают, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, точно выражают свои мысли, оценивают действия партнера, выявляют проблему, принимают решения.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
2) развить устную и письменную связную речь, совершенствовать познавательную деятельность и творческие способности учащихся
3)привить любовь к труду, умение оберегать
человеческие достоинства, достигать добрые цели в жизни.
Оборудование: презентация
Тип урока : урок усвоения новой темы
Ход урока.
I. Организационный момент..
ІІ. Опрос домашнего задания
ІІІ. Изучение нового материала
- Что может происходить в душе человека?
Задание: С помощью глаголов попытайтесь описать состояние души. В первый столбик положительные глаголы, а во второй отрицательные.
+ -
веселиться гневается
успокаивает завидует
помогает провоцирует
возрождает убивает
мирит ссорит
радуется злится
трудится ленится
Чтение стихотворения.
І V . Закрепление
Проблема урока: КОГДА ЧЕЛОВЕК СТАНОВИТСЯ ЧЕ-ЛО-ВЕ-КОМ?
Методы и приемы:
- Объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ учителя, выразительное чтение отрывков из текстов, защита своих работ и др.).
- Репродуктивный (применение знаний на практике).
- Частично-поисковый.
- Исследовательский.
- Проблемный (через проблемные ситуации, домашнее задание).
Эпиграфы:
ХОД УРОКА
Звучит музыка, настрой на урок:
Добрый день. Пусть он будет для вас светлым и добрым до самого вечера. Пусть несет вам радость и свет. Закройте глаза, сядьте удобно. Представьте свет, он становится сильнее и ярче.
I. Вступительное слово учителя
- Что ты ищешь, Диоген, днем с огнем? - спросили философа афиняне.
- Я ищу человека, - ответил он.
- Я ищу Человека, - повторил мудрец.
А другой древнегреческий ученый Сократ говорил, что людей много, а найти человека среди них трудно.
- Как вы думаете, какой смысл вложен в эти предания?
(Ответы учащихся. )
Учитель: Люди издревле мечтали о совершенном человеке. Но эта мечта пока не осуществлена.
Путь к исключению, искоренению зла в себе не найден. В мире много грустного, горького, гадкого. Вспомните стихотворение, которое мы читали с вами на прошлом уроке (домашнее задание – по стихотворению Заболоцкого)
ОБРАЩЕНИЕ К ЭПИГРАФАМ УРОКА
Беседа с учащимися.
Но не таков человек. Он наступает на природу, рушит, губит, уничтожает, не думая о последствиях.
- Что нужно сделать, чтобы человек и природа находились в гармонии? - Нужно, чтобы человек стал Человеком.
- А когда, по-вашему, человек становится Человеком? (размышления, ответы…)
Хочешь изменить этот мир, НАЧНИ С СЕБЯ! Ведь улица, ведущая к храму, проходит через нашу собственную душу. ЦЕЛЬ урока - вместе с поэтом постараться понять, когда человек становится ЧЕ-ЛО-ВЕ-КОМ?
Необходимо восстановить авторский текст, раскрыть авторское послание, рекомендацию; придумать интересный заголовок; по ходу чтения восстановить пропущенные строки, согласуя их содержание со смыслом текста. Текст записан следующим образом:
1. Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
2. Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя безжалостно сорвет.
3. Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
4. Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана ……………………….
5. А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она.
6. Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
2. Погружение в текст. Диалог с автором.
- Какой по порядку должна стоять эта часть? (Данная часть должна стоять на первом месте.) Обозначьте ее цифрой 1.
(Душа - это то, что находится внутри человека; то, что мы не видим, но чувствуем; душа-человек - это добрый человек. Слово является многозначным.)
- Внутренний психический мир человека, его сознание.
- То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.
- Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо.
- В старину: крепостной крестьянин.
- О человеке (в устойчивых сочетаниях).
- Прямым или переносным является это значение? (Прямым.)
- Объясните значение этого выражения. В прямом или переносном значении оно употреблено в тексте? (Это значит заниматься ненужным, бесполезным делом, не дающим никаких результатов, бесцельно, зря тратить время. Это выражение употреблено в тексте в переносном значении.)
- В каком значении употреблены эти слова и выражения? (В переносном значении.)
- В каком значении употреблено это выражение? Каков его смысл? (Выражение употреблено в переносном значении, и означает оно, что человек станет беспомощным, потеряет себя, свое лицо)
- Можно ли догадаться, какая часть по смыслу будет последней? Почему?
- Можно ли по двум начальным строкам этой части сказать, как автор относится к своей душе? (С одной стороны, автор строг к своей душе, а с другой - относится к ней по-хорошему, по-доброму, жалеет ее.)
- Всегда ли мы руководствуемся этими правилами в жизни? Почему не всегда просто этому следовать?
(Не всегда, потому что нет таких правильных людей; потому что мы иногда устаем или не хотим что-нибудь делать или думать.)
- Найдите среди этих слов антонимы. (Рабыня - царица, работница - дочь.)- Найдите среди этих слов синонимы. (Рабыня - работница, царица - дочь.)
- Проверим, насколько точно и правильно вы выполнили задание, сверив ваши варианты с авторским текстом. Учащиеся сверяют свои варианты с авторским текстом.
- Умеет ли ваша душа трудиться? В чем это проявляется? (ответы детей.)
Учитель: Мысль о величии и важности человеческой души звучит в произведениях многих писателей и поэтов.
Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя, - говорил Е.Евтушенко.
В.А.Сухомлинский сказал следующее: «Красота - это радость твоей жизни. Человек стал человеком, потому что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари; увидел и изумился в душе, пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет человеческая красота.
Дом. задание
- Опираясь на авторский текст, сформулируйте правила, по которым должен жить человек.
На уроке используется исследовательская беседа. Применены различные формы работы.
Раздел долгосрочного плана:
Школа: им.С.Сейфуллина
Дата:13.11.2018г.
ФИО учителя: Адильбай К.А.
Количество присутствующих:
Отсутствующих:
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
8.4.3.1.–представлять информацию в виде презентации, в том числе содержащей таблицу, схему,диаграмму.
8.2.5.1.понимать содержаниепрозаических, драматических и поэтических произведений/ фрагментов, определяя ключевые моменты развития сюжета или конфликта
совершенствовать навык понимания поэтических текстов на слух;
развивать устную аргументированную речь
Критерии оценивания
Критерий оценивания
понимает содержаниепрозаических, драматических и поэтических произведений/ фрагментов, определяя ключевые моменты развития сюжета или конфликта
представляет информацию в виде презентации, в том числе содержащей таблицу, схему, диаграмму.
Языковые цели (лексический минимум)
Лексика и терминология, специфичная для предмета:
Духовный рост, строгие требования, гармоничное развитие, непреложная истина, постоянный самоконтроль и трудолюбие, бесплодно растрачивая, бессмысленное существование.
Привитие ценностей
Данный урок направлен на развитие ценностей академической честности, сплоченности и умения работать в команде, ответственности за собственное развитие и успех.
Межпредметные связи
Связь прослеживается с самопознанием, когда речь будет идти о душе, возможностях и потенциале личности.
Предварительные знания
Запланированные этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Начало урока
Орг.момент (приветствие, эмоциональный настрой)
Целеполагание (знакомство с целями обучения, знакомство с темой урока)
Учащиеся определяют уровень своей активности, своего эмоционального состояния.
1-2 учащихся учитель просит прокомментировать свою позицию.
Землю красит солнце - а человека труд.
Для кого труд – радость, для того жизнь – счастье.
Воля и труд дивные всходы дают.
Середина урока
Г. Беседа
Учитель читает свои подготовленные высказывания.
А) Душа – поле борьбы добра и зла. (Л.Н. Толстой)
Б) Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание. (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка)
В) Душа – это человек.
- Как вы понимаете данные высказывания?
- Приведите в качестве примера ситуации, когда, по вашему мнению, “душа трудится” и когда “ленится” (от каждой группы по одной ситуации).
- Еще раз обратите внимание на название стихотворения и подумайте, почему, на ваш взгляд, “нельзя позволять душе лениться”?
Учащимся раздаются карточки со словами и их определениями. Каждый должен найти свою пару
пустырь- незастроенное, запущенное место
бурелом- лес, поваленный бурей
ухаб- углубление, яма
узда (уздечка)- часть снаряжения, надеваемая на голову лошади; держать в узде (фразеологизм) – держать кого-то в строгости, подчинить себе
толочь в ступе воду (фразеологизм)- проводить время попусту, бессмысленно повторять какие либо бесполезные действия
дать поблажку- смотреть не строго, допускать послабления
тащить с этапа на этап (жаргонное выражение) –с одного места в другое
К. Учащиеся слушают аудиотекст (первичное прослушивание)
- В чем главная мысль стихотворения?
- Почему это важно делать? (Примерный ответ учащихся: человек должен развиваться, трудиться; трудясь, человек развивается)
- Послушайте еще раз стихотворение и выполните задания
- Почему в произведении преобладает большое количество глаголов повелительного наклонения? Кому автор дает наставления?
- Просто ли следовать этим советам? Всегда ли человек может заставить свою душу трудиться? Подумайте, как это применительно к вам.
- Подумайте и скажите, для чего автор использовал в произведении кольцевую композицию? Как кольцевая композиция раскрывает главную идею стихотворения?
3 группа
Изобразите логическую цепочку наставлений автора
Проблема (о чем говорится?)- цель (для чего это нужно?) - следствие (что произойдет, если не придерживаться советов?)
Наблюдение учителя
Взаимооценивание групп. Ответы и вопросы
Критерий оценивания
понимает содержание прозаических, драматических и поэтических произведений/ фрагментов, определяя ключевые моменты развития сюжета или конфликта
Дескрипторы
демонстрирует понимание содержания произведения, определяя логико-смысловую взаимосвязь ключевых моментов произведения
отвечает на вопросы по содержанию, комментирует свои записи
П. Ситуация
Вы –знаменитый ученый (актер, политик, заслуженный учитель и пр.) Вас пригласили в телестудию для участия в ток-шоу.
Задание: определите роли (герой студии, ведущий, зритель, телезритель) и подготовьтесь к диалогу на тему «Трудолюбие гарантирует успех в жизни".Главное условие диалога: аргументированная речь. Речь необходимо подкреплять примерами из жизни.
Используйте в своем говорении следующие выражения: духовный рост, строгие требования, гармоничное развитие, непреложная истина, постоянный самоконтроль и трудолюбие, бесплодно растрачивая, бессмысленное существование.
Ф Взаимооценивание.
Критерий оценивания
участвует в диалоге по общественно-значимым проблемам, аргументируя свою точку зрения
Дескрипторы
формулирует различные вопросы (объясняющие, уточняющие, практические) по теме
Читайте также:
- Составляем и пишем диктанты 2 класс гармония конспект урока
- Инвариантность модуля скорости света в вакууме постулаты эйнштейна конспект
- Звук и буква и 1 класс конспект урока планета знаний
- Что растет на клумбе 1 класс конспект и презентация школа россии
- Десантирование штурмовым способом с вертолета конспект