Конспект урока не позволяй душе лениться

Обновлено: 07.07.2024

Цель: предметные: овладение навыками анализа текста, подготовка к сочинению; метапредметные: овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, формирование информационной культуры личности ребенка, навыков творческой деятельности, развитие умений давать аргументированную оценку, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; личностные: формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через анализ поэтического текста, духовное развитие через работу с понятием и текстом.
Развиваемые УУД: личностные: нравственно-этическая ориентация, оценивание своих высказываний, самоопределение; регулятивные: целеполагание, осознание уровня усвоения материала; познавательные: поиск информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия, смысловое чтение, извлечение информации из текста; коммуникативные: слушают, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, точно выражают свои мысли, оценивают действия партнера, выявляют проблему, принимают решения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

2) развить устную и письменную связную речь, совершенствовать познавательную деятельность и творческие способности учащихся

3)привить любовь к труду, умение оберегать

человеческие достоинства, достигать добрые цели в жизни.

Оборудование: презентация

Тип урока : урок усвоения новой темы

Ход урока.

I. Организационный момент..
ІІ. Опрос домашнего задания

ІІІ. Изучение нового материала

- Что может происходить в душе человека?

Задание: С помощью глаголов попытайтесь описать состояние души. В первый столбик положительные глаголы, а во второй отрицательные.
+ -
веселиться гневается
успокаивает завидует
помогает провоцирует
возрождает убивает
мирит ссорит
радуется злится
трудится ленится
Чтение стихотворения.

І V . Закрепление

Проблема урока: КОГДА ЧЕЛОВЕК СТАНОВИТСЯ ЧЕ-ЛО-ВЕ-КОМ?

Методы и приемы:

  • Объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ учителя, выразительное чтение отрывков из текстов, защита своих работ и др.).
  • Репродуктивный (применение знаний на практике).
  • Частично-поисковый.
  • Исследовательский.
  • Проблемный (через проблемные ситуации, домашнее задание).

Эпиграфы:

ХОД УРОКА

Звучит музыка, настрой на урок:

Добрый день. Пусть он будет для вас светлым и добрым до самого вечера. Пусть несет вам радость и свет. Закройте глаза, сядьте удобно. Представьте свет, он становится сильнее и ярче.

I. Вступительное слово учителя

- Что ты ищешь, Диоген, днем с огнем? - спросили философа афиняне.

- Я ищу человека, - ответил он.

- Я ищу Человека, - повторил мудрец.

А другой древнегреческий ученый Сократ говорил, что людей много, а найти человека среди них трудно.

- Как вы думаете, какой смысл вложен в эти предания?

(Ответы учащихся. )

Учитель: Люди издревле мечтали о совершенном человеке. Но эта мечта пока не осуществлена.

Путь к исключению, искоренению зла в себе не найден. В мире много грустного, горького, гадкого. Вспомните стихотворение, которое мы читали с вами на прошлом уроке (домашнее задание – по стихотворению Заболоцкого)

ОБРАЩЕНИЕ К ЭПИГРАФАМ УРОКА

Беседа с учащимися.

Но не таков человек. Он наступает на природу, рушит, губит, уничтожает, не думая о последствиях.

- Что нужно сделать, чтобы человек и природа находились в гармонии? - Нужно, чтобы человек стал Человеком.

- А когда, по-вашему, человек становится Человеком? (размышления, ответы…)

Хочешь изменить этот мир, НАЧНИ С СЕБЯ! Ведь улица, ведущая к храму, проходит через нашу собственную душу. ЦЕЛЬ урока - вместе с поэтом постараться понять, когда человек становится ЧЕ-ЛО-ВЕ-КОМ?

Необходимо восстановить авторский текст, раскрыть авторское послание, рекомендацию; придумать интересный заголовок; по ходу чтения восстановить пропущенные строки, согласуя их содержание со смыслом текста. Текст записан следующим образом:

1. Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
2. Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя безжалостно сорвет.
3. Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
4. Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана ……………………….
5. А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она.
6. Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

2. Погружение в текст. Диалог с автором.

- Какой по порядку должна стоять эта часть? (Данная часть должна стоять на первом месте.) Обозначьте ее цифрой 1.

(Душа - это то, что находится внутри человека; то, что мы не видим, но чувствуем; душа-человек - это добрый человек. Слово является многозначным.)

  1. Внутренний психический мир человека, его сознание.
  2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.
  3. Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо.
  4. В старину: крепостной крестьянин.
  5. О человеке (в устойчивых сочетаниях).

- Прямым или переносным является это значение? (Прямым.)

- Объясните значение этого выражения. В прямом или переносном значении оно употреблено в тексте? (Это значит заниматься ненужным, бесполезным делом, не дающим никаких результатов, бесцельно, зря тратить время. Это выражение употреблено в тексте в переносном значении.)

- В каком значении употреблены эти слова и выражения? (В переносном значении.)

- В каком значении употреблено это выражение? Каков его смысл? (Выражение употреблено в переносном значении, и означает оно, что человек станет беспомощным, потеряет себя, свое лицо)

- Можно ли догадаться, какая часть по смыслу будет последней? Почему?

- Можно ли по двум начальным строкам этой части сказать, как автор относится к своей душе? (С одной стороны, автор строг к своей душе, а с другой - относится к ней по-хорошему, по-доброму, жалеет ее.)

- Всегда ли мы руководствуемся этими правилами в жизни? Почему не всегда просто этому следовать?

(Не всегда, потому что нет таких правильных людей; потому что мы иногда устаем или не хотим что-нибудь делать или думать.)

- Найдите среди этих слов антонимы. (Рабыня - царица, работница - дочь.)- Найдите среди этих слов синонимы. (Рабыня - работница, царица - дочь.)

- Проверим, насколько точно и правильно вы выполнили задание, сверив ваши варианты с авторским текстом. Учащиеся сверяют свои варианты с авторским текстом.

- Умеет ли ваша душа трудиться? В чем это проявляется? (ответы детей.)

Учитель: Мысль о величии и важности человеческой души звучит в произведениях многих писателей и поэтов.

Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя, - говорил Е.Евтушенко.

В.А.Сухомлинский сказал следующее: «Красота - это радость твоей жизни. Человек стал человеком, потому что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари; увидел и изумился в душе, пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет человеческая красота.

Дом. задание

- Опираясь на авторский текст, сформулируйте правила, по которым должен жить человек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке используется исследовательская беседа. Применены различные формы работы.

Раздел долгосрочного плана:

Школа: им.С.Сейфуллина

Дата:13.11.2018г.

ФИО учителя: Адильбай К.А.

Количество присутствующих:

Отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

8.4.3.1.–представлять информацию в виде презентации, в том числе содержащей таблицу, схему,диаграмму.

8.2.5.1.понимать содержаниепрозаических, драматических и поэтических произведений/ фрагментов, определяя ключевые моменты развития сюжета или конфликта

совершенствовать навык понимания поэтических текстов на слух;

развивать устную аргументированную речь

Критерии оценивания

Критерий оценивания

понимает содержаниепрозаических, драматических и поэтических произведений/ фрагментов, определяя ключевые моменты развития сюжета или конфликта

представляет информацию в виде презентации, в том числе содержащей таблицу, схему, диаграмму.

Языковые цели (лексический минимум)

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

Духовный рост, строгие требования, гармоничное развитие, непреложная истина, постоянный самоконтроль и трудолюбие, бесплодно растрачивая, бессмысленное существование.

Привитие ценностей

Данный урок направлен на развитие ценностей академической честности, сплоченности и умения работать в команде, ответственности за собственное развитие и успех.

Межпредметные связи

Связь прослеживается с самопознанием, когда речь будет идти о душе, возможностях и потенциале личности.

Предварительные знания

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

Орг.момент (приветствие, эмоциональный настрой)

Целеполагание (знакомство с целями обучения, знакомство с темой урока)

Учащиеся определяют уровень своей активности, своего эмоционального состояния.

1-2 учащихся учитель просит прокомментировать свою позицию.

Землю красит солнце - а человека труд.

Для кого труд – радость, для того жизнь – счастье.

Воля и труд дивные всходы дают.

Середина урока

Г. Беседа

Учитель читает свои подготовленные высказывания.

А) Душа – поле борьбы добра и зла. (Л.Н. Толстой)
Б) Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание. (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка)
В) Душа – это человек.

- Как вы понимаете данные высказывания?

- Приведите в качестве примера ситуации, когда, по вашему мнению, “душа трудится” и когда “ленится” (от каждой группы по одной ситуации).

- Еще раз обратите внимание на название стихотворения и подумайте, почему, на ваш взгляд, “нельзя позволять душе лениться”?

Учащимся раздаются карточки со словами и их определениями. Каждый должен найти свою пару

пустырь- незастроенное, запущенное место

бурелом- лес, поваленный бурей

ухаб- углубление, яма

узда (уздечка)- часть снаряжения, надеваемая на голову лошади; держать в узде (фразеологизм) – держать кого-то в строгости, подчинить себе

толочь в ступе воду (фразеологизм)- проводить время попусту, бессмысленно повторять какие либо бесполезные действия

дать поблажку- смотреть не строго, допускать послабления

тащить с этапа на этап (жаргонное выражение) –с одного места в другое

К. Учащиеся слушают аудиотекст (первичное прослушивание)

- В чем главная мысль стихотворения?

- Почему это важно делать? (Примерный ответ учащихся: человек должен развиваться, трудиться; трудясь, человек развивается)

- Послушайте еще раз стихотворение и выполните задания

- Почему в произведении преобладает большое количество глаголов повелительного наклонения? Кому автор дает наставления?

- Просто ли следовать этим советам? Всегда ли человек может заставить свою душу трудиться? Подумайте, как это применительно к вам.

- Подумайте и скажите, для чего автор использовал в произведении кольцевую композицию? Как кольцевая композиция раскрывает главную идею стихотворения?

3 группа

Изобразите логическую цепочку наставлений автора

Проблема (о чем говорится?)- цель (для чего это нужно?) - следствие (что произойдет, если не придерживаться советов?)

Наблюдение учителя

Взаимооценивание групп. Ответы и вопросы

Критерий оценивания

понимает содержание прозаических, драматических и поэтических произведений/ фрагментов, определяя ключевые моменты развития сюжета или конфликта

Дескрипторы

демонстрирует понимание содержания произведения, определяя логико-смысловую взаимосвязь ключевых моментов произведения

отвечает на вопросы по содержанию, комментирует свои записи

П. Ситуация

Вы –знаменитый ученый (актер, политик, заслуженный учитель и пр.) Вас пригласили в телестудию для участия в ток-шоу.

Задание: определите роли (герой студии, ведущий, зритель, телезритель) и подготовьтесь к диалогу на тему «Трудолюбие гарантирует успех в жизни".Главное условие диалога: аргументированная речь. Речь необходимо подкреплять примерами из жизни.

Используйте в своем говорении следующие выражения: духовный рост, строгие требования, гармоничное развитие, непреложная истина, постоянный самоконтроль и трудолюбие, бесплодно растрачивая, бессмысленное существование.

Ф Взаимооценивание.

Критерий оценивания

участвует в диалоге по общественно-значимым проблемам, аргументируя свою точку зрения

Дескрипторы

формулирует различные вопросы (объясняющие, уточняющие, практические) по теме

Читайте также: