Звук и буква и 1 класс конспект урока планета знаний

Обновлено: 06.07.2024

Урок-сказка разработан для 1 класса по ФГОС. Программа "Планета Знаний". Конспект урока содержит разнообразный занимательный материал, что повышает познавательный интерес обучающихся к изучаемому материалу и способствует развитию УУД.

ВложениеРазмер
zvuk_i._bukvy_i_i.doc 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [и] и буквами И, и, обозначающими этот звук на письме, с использованием буквы и для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков на письме.

Предметные: обучающиеся научатся: выявлять общий признак у предметов; читать слова с мягкими согласными звуками.

Личностные: осмысленно относятся к тому, что делают, знают, для чего они это делают, соотносят свои действия и поступки с нравственными нормами.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: ориентируются в учебнике, рабочей тетради.

Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические - классифицируют предметы по признаку их использования; сравнивают схемы слов.

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок:

- Ребята, вам тепло? (Да!)

- В классе светло? (Да!)

- Прозвенел уже звонок? (Да!)

- Уже закончился урок? (Нет!)

- Только начался урок? (Да!)

- Хотите учиться? (Да!)

- Значит, можно садиться!

Куда мы с вами попадем,

Узнаете вы скоро.

В известной сказке мы найдем

- Начнем мы наш урок с речевой разминки.

Боря Ире дал ириску,

Ира Боре - барбариску.

- Повторим хором. (3 раза.)

- Сначала медленно проговариваем каждое слово, затем прибавляем темп.

- Кто желает проговорить самостоятельно, меняя темп три раза?

II. Постановка учебной задачи.

- Догадайтесь, какой звук в этой скороговорке встречается чаще других? ([и]).

- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?

- Сегодня мы познакомимся с новым звуком и научимся обозначать его буквами, читать с новым звуком слоги и слова.

- Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

III. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с инвариантной частью букваря.

- Итак, как называется эта сказка? (На доске иллюстрация)

- Куда улетела стрела Ивана-царевича? (На болото.)

- Кто ее поднял? (Лягушка.)

- Один из главных героев - Иван-царевич.

- Произнесем его имя по слогам. (И-ван.)

- Покажите на пальчиках, сколько в слове слогов.

2. Выделение звука [и].

- Назовите первый звук в слове ([и]).

- Какой это звук? (Гласный).

- А какие еще звуки бывают? (Согласные тв, согл. мягк.).

- Как вы думаете, гласный [и] какой буквой будем обозначать на письме? (И, и, показ печатных букв).

3. Знакомство с печатными и письменными буквами И, и. (На доске табличка).

Буква И наискосок
Примеряла поясок.
Снизу вверх его тянула —
К правой ножке пристегнула .

- Сравните печатные буквы с прописными.

- Составьте из палочек буквы И, и.

- Итак, ребята , на сегодняшнем уроке нашим помощником будем Иван-царевич. Он приготовил для вас различные испытания.

- Вы любите преодолевать трудности?

- Трудности всегда преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, с большим старанием, с хорошими мыслями.

Остроносая старушка
Узоры вышивает, весь мир одевает,

Что сошьёт - не надевает. (Иголка)

(На доске картинки иголок)

- Сравним схемы слов. (Работа с интерактивной доской)

(Схемы слов иголка, иголки)

- Первая схема какого слова? А – вторая?

- Наблюдаем появление мягкого согласного звука в схеме слова иголки.

- Почему согласный [к] - мягкий? (После него стоит гласный [и], который делает согласный звук мягким). (Поставить полноэкранный режим)

- Когда Иван-царевич искал свою стрелу, ему встретился на пути необычный терем. (На доске картинка терема)

На калитку посмотри:

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

- Кто живет в этом тереме? (Гласные).

- Какие гласные на нижнем этаже? А на верхнем?

- Посмотрите на ленту букв, в каком ряду расположена буква и? (В нижнем).

- Что вы знаете про гласные нижнего ряда?

- Итак, что мы сейчас узнали про звук [и]? (Он гласный, делает согласный звук мягким).

- Молодцы, хорошо преодолели 1-ое испытание.

- В русском языке есть слова, которые имеют несколько значений. У слова иголки тоже много значений. (На доске картинки)

Есть иголки у ежа.

И, конечно, у ерша.

Тоже есть иголки.

Это швейная игла.

Всем одежду шьёт она.

Дети выполняют те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за учителем слова.

Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий.

Мы листики осенние, Дети поднимают руки вверх

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели. Движения руками из стороны

Мы летели, мы летели в сторону.

И на землю тихо сели. Дети приседают.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. Кружатся на месте.

И на землю снова сели. Дети садятся по местам.

- Работа по букварю с. 41.

- Прочитаем столбики слогов (1,2).

- Чтение слогов с твердыми согласными звуками.

- Чтение слогов с мягкими согласными звуками.

(Работа с интерактивной доской)

- Чтение столбиков слов.

- Объяснение значения слова лианы. (На доске картинка)

Лианы — вьющиеся и ползучие растения в тропических лесах; своими ветвями они обвивают стволы и ветви других растений.

- В каком слове все согласные звуки мягкие? (Лилии.)

- Какой общий слог в словах четвертого столбика? (Ли.)

- Какой общий звук в словах пятого столбика? ([и].)

- Буква И обозначает звук [и] и показывает мягкость предшествующего согласного.

- Молодцы, ребята, успешно преодолели 2 – ое препятствие.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем.

И работать продолжаем.

- Иван-царевич приготовил для вас следующее испытание

- Работа по букварю

- Распределение предметов на две группы.

- Две группы: игрушки и школьные принадлежности.

- Пары предметов: кубики и пирамидка, книга и треугольник.

(- Назовите мягкие согласные звуки в названиях этих предметов:

кубики - [б’], [к’]; книга - [н’]; пирамидка - [п’], [м’]; треугольник- [р’], [л’], [н’]) . – При наличии времени.

- Чтение и анализ предложения: Ира и Нина малы, но умны.

- Дополнение предложения словом книги. (На доске схема предложения)

У Ирины и Нины книги. (Анализ предложения).

- Буква и может быть как частью слова, так и целым словом.

- Составьте предложения со словом и. (Ответы детей.)

- Скажите, что мы еще сейчас узнали про букву и?

IV. Работа с вариативной частью букваря.

1. Работа с пословицей.

- С какой буквы начинается пословица? (С буквы И.)

- Сколько таких букв в пословице? (3.)

- Как вы понимаете смысл пословицы? (Объясняют смысл пословицы.)

Если хочешь много знать,

V. Работа в тетради (с. 21). (При наличии времени)

1. Выполнение задания по образцу. Дифференцированное задание.

• В буквенную схему слова впишите буквы, обозначающие гласные звуки.

• Пропущенные буквы не читающие дети отмечают точками.

• Читающие дети вписывают в схему слова.

(Учитель называет слова, а дети хлопают в ладоши, если в слове есть звук [и]: гиря, письмо, рамка, ирис, абрикос, слон, нитки, иголка, лампа, пила, паук, рак, три).

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Что нового узнали?

- Что узнали о букве и! (Буква и обозначает гласный звук [и], обозначает мягкость предыдущего согласного; буква и может быть самостоятельным словом.)

- Если вам понравился урок - поднимите красную букву и.

- Если не понравился - черную букву и.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных на письме буквами. Работа с текстом."

Тема: Обозначение мягкости согласных на письме буквами.Работа с текстом. Цели: 1) Совершенствовать умение учеников обозначать мягкость согласного гласными и мягким.


План-конспект урока по литературному чтению "Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И"

Разработка урока для 1 класса.


Урок обучения грамоте в 1 классе общеобразовательной школы. УМК "Школа России".

Урок для учащихся 3 класса по теме "Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я"

Урок для учащихся 3 класса по теме "Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я".

Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И


Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: "Звуки [й`э], [`э]. Буквы «Е е"

Тема урока: "Звуки [й`э], [`э]. Буквы «Е е"Цель урока: знакомство учащихся со звуками [й`э], [`э], с печатными буквами Е е; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэ.

Конспект и презентация к уроку чтения в 1 классе "Звук [о]. Буквы О,о. УМК "Планета знаний". План урока систематизированный: сначала идет актуализация знаний (буквы которые мы знаем и их звуки), затем постановка цели и темы урока (отрывок из мультфильма "Винипух и все-все" (что создает положительный мотив к уроку); после этого идет работа со звуком [о] (характеристика, игра-физминутка (где встречается звук [о], составление звуковой схемы слова ослик на парте и у доски, проверка с доской); затем деление на логи и образование слога звуком [о] в слове ослик; потом знакомство с букво и сравнение на что она похожа (задание в парах на нахождение буквы о в стихотворении и самопроверка по образцу. Потом организована работа по учебнику (чтение слогов). после этого, работа с предложениями в учебнике (кака интонация, сколько слов, составь свое).

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_chtenie.docx 30.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет : Обучение грамоте (чтение)

Цель урока: знакомство с новым звуком [о] и буквами О, о.

Планируемые результаты обучения:

Познавательные: ф ормирование умения на основе анализа объектов делать выводы; формирование умения извлекать информацию из схемы, ленты букв; формирование умения делать выводы на основе анализа объекта; формирование умения делать выводы.

Регулятивные: ф ормирование умения самостоятельно определять и формулировать цель деятельности на уроке; формирование умения высказывать свои предположения на основе изученного материала; формирование умения осуществлять самоконтроль; осуществлять самоконтроль; формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; формирование умения высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника; формирование умения осуществлять самооценку.

Личностные: ф ормировать умение определять общие для всех правила поведения на уроке; формирование умения определять общие правила поведения; формирование адекватной самооценки на основе критериев успешности; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные: формирование умения работать в парах; формирование умение слушать, слышать и понимать собеседника; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; формирование умения получать нужную информацию через общение с близкими людьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [и] и буквами И, и, обозначающими этот звук на письме, с использованием буквы и для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков на письме.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся: выявлять общий при­знак у предметов; читать слова с мягкими согласными звуками.

Личностные: осмысленно относятся к тому, что делают, зна­ют, для чего они это делают, соотносят свои действия и поступ­ки с нравственными нормами.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: ориентируются в учебнике.

Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические - клас­сифицируют предметы по признаку их использования; сравнива­ют схемы слов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок:

- Ребята, вам тепло? (Да!)

- В классе светло? (Да!)

- Прозвенел уже звонок? (Да!)

- Уже закончился урок? (Нет!)

- Только начался урок? (Да!)

- Хотите учиться? (Да!)

- Значит, можно садиться!

Куда мы с вами попадем,

Узнаете вы скоро.

В известной сказке мы найдем

- Начнем мы наш урок с речевой разминки.

Боря Ире дал ириску,

Ира Боре - барбариску.

- Повторим хором. (3 раза.)

- Сначала медленно проговариваем каждое слово, затем при­бавляем темп.

- Кто желает проговорить самостоятельно, меняя темп?

II. Постановка учебной задачи.

- Догадайтесь, какой звук в этой скороговорке встречается чаще других? ([и]).

- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?

- Сегодня мы познакомимся с новым звуком ([и]), научимся обозначать его буквами и читать с новым звуком слоги и слова.

- Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми труд­ностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

III. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с инвариантной частью букваря.

- Итак, как называется эта сказка? (Царевна-лягушка). (На доске иллюстрация).

- Куда улетела стрела Ивана-царевича? (На болото.)

- Кто ее поднял? (Лягушка.)

- Один из главных героев - Иван-царевич.

- Произнесем его имя по слогам. (И-ван.)

- Покажите на пальчиках, сколько в слове слогов.

2. Выделение звука [и].

- Назовите первый звук в слове ([и]).

- Какой это звук? (Гласный).

- А какие еще звуки бывают? (Согласные тв, согл. мягк.).

- Как вы думаете, гласный звук [и] какой буквой будем обозначать на письме? (И, и, показ печатных букв).

3. Знакомство с печатными и письменными буквами И, и. (На доске табличка).

Буква И наискосок
Примеряла поясок.
Снизу вверх его тянула —
К правой ножке пристегнула
.

- Сравните печатные буквы с прописными.

- Составьте из палочек буквы И, и.

- Итак, ребята, на сегодняшнем уроке нашим помощником будем Иван-царевич. Он приготовил для вас различные испытания.

- Вы любите преодолевать трудности?

- Трудности всегда преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, с большим старанием, с хорошими мыслями.

Остроносая старушка
Узоры вышивает, весь мир одевает,

Что сошьёт – сама не надевает. (Иголка)

(На доске предметные картинки иголок)

- Сравним схемы слов. (Работа с интерактивной доской)

(Схемы слов иголка, иголки)

- Первая схема какого слова? А – вторая?

(Наблюдаем появление мягкого согласного звука в схеме слова иголки).

- Почему согласный [к’] - мягкий? (После него стоит глас­ный [и], который делает согласный звук мягким).

- Когда Иван-царевич искал свою стрелу, ему встретился на пути необычный терем. (На доске картинка терема)

- Кто живет в этом тереме? (Гласные).

- Какие гласные на нижнем этаже? А на верхнем?

- Посмотрите на ленту букв, в каком ряду расположена буква и? (В нижнем).

- Гласные нижнего ряда делают согласные звуки мягкими.

- А в верхнем ряду, какие гласные расположились?

- Где на рисунке спряталась буква И?

На калитку посмотри:

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

- Итак, ребята, что мы сейчас узнали про звук [и]? (Он гласный, делает согласный звук мягким).

- Молодцы, хорошо преодолели 1-ое испытание.

- В русском языке есть слова, которые имеют несколько значений. У слова иголки тоже много значений. (На доске картинки)

Есть иголки у ежа.

И, конечно, у ерша.

Тоже есть иголки.

Это швейная игла.

Всем одежду шьёт она.

Мы листики осенние, Дети поднимают руки вверх

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели. Движения руками из стороны

Мы летели, мы летели в сторону.

И на землю тихо сели. Дети приседают.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. Кружатся на месте.

И на землю снова сели. Дети садятся по местам.

- Следующее испытание.

5. Работа по букварю с. 41.

- Прочитаем столбики слогов (1,2).

- Чтение слогов с твердыми согласными звуками.

- Чтение слогов с мягкими согласными звуками.

(Работа с интерактивной доской)

- Чтение столбиков слов.

- Объяснение значения слова лианы. (На доске картинка)

Лианы — вьющиеся и ползучие растения в тропических лесах; своими ветвями они обвивают стволы и ветви других растений.

- В каком слове все согласные звуки мягкие? (Лилии.)

- Какой общий слог в словах четвертого столбика? (Ли.)

- Какой общий звук в словах пятого столбика? ([и].)

- Вывод: буква И обозначает звук [и] и показывает мягкость предшествующего согласного.

- Почему в 5 – ом столбике все слова написаны с большой буквы? (Имена людей пишутся с большой буквы)

- Молодцы, ребята, успешно преодолели 2 – ое препятствие.

6. Минутка отдыха для глаз.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем, поморгаем

И работать продолжаем.

- Иван-царевич приготовил для вас следующее испытание

7. Работа по букварю

- Распределение предметов на две группы.

- Две группы: игрушки и школьные принадлежности.

- Пары предметов: кубики и пирамидка, книга и треугольник.

(- Назовите мягкие согласные звуки в названиях пред­метов:

кубики - [б’], [к’]; книга - [н’]).

- Чтение и анализ предложения: Ира и Нина малы, но умны.

- Дополнение предложения словом книги. (На доске схема предложения)

У Ирины и Нины (книги). (Анализ предложения).

- Как пишется 1-ое слово в предложении?

- Что ставим в конце предложения?

- Почему слова Ирина, Нина написаны с большой буквы?

(Буква И может быть как частью слова, так и целым словом).

- Составьте предложения со словом и. (Составляют пред­ложения.)

- Скажите, что мы еще сейчас узнали про букву и?

IV. Работа с вариативной частью букваря.

1. Работа с пословицей.

- С какой буквы начинается пословица? (С буквы И.)

- Сколько таких букв в пословице? (3.)

- Как вы понимаете смысл пословицы? (Объясняют смысл пословицы.)

Если хочешь много знать,

(Учитель называет слова, а дети хлопают в ладоши, если в слове есть звук [и]: гиря, письмо, рамка, ирис, абрикос, слон, нитки, лампа, пила, паук, рак, три).

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Что мы сегодня на уроке узнали о букве и? (Буква И обозначает гласный звук [и], делает согласный звук мягким; буква И может быть самостоятельным словом.)

- Если вам понравился урок - поднимите красную букву и.

- Если не понравился - черную букву и.

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [и] и буквами И, и, обозначающими этот звук на письме, с использованием буквы и для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков на письме.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся: выявлять общий при­знак у предметов; читать слова с мягкими согласными звуками.

Личностные: осмысленно относятся к тому, что делают, зна­ют, для чего они это делают, соотносят свои действия и поступ­ки с нравственными нормами.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: ориентируются в учебнике.

Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические - клас­сифицируют предметы по признаку их использования; сравнива­ют схемы слов.

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок:

- Ребята, вам тепло? (Да!)

- В классе светло? (Да!)

- Прозвенел уже звонок? (Да!)

- Уже закончился урок? (Нет!)

- Только начался урок? (Да!)

- Хотите учиться? (Да!)

- Значит, можно садиться!

Куда мы с вами попадем,

Узнаете вы скоро.

В известной сказке мы найдем

- Начнем мы наш урок с речевой разминки.

Боря Ире дал ириску,

Ира Боре - барбариску.

- Повторим хором. (3 раза.)

- Сначала медленно проговариваем каждое слово, затем при­бавляем темп.

- Кто желает проговорить самостоятельно, меняя темп?

II. Постановка учебной задачи.

- Догадайтесь, какой звук в этой скороговорке встречается чаще других? ([и]).

- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?

- Сегодня мы познакомимся с новым звуком ([и]), научимся обозначать его буквами и читать с новым звуком слоги и слова.

- Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми труд­ностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

III. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с инвариантной частью букваря.

- Итак, как называется эта сказка? (Царевна-лягушка). (На доске иллюстрация).

- Куда улетела стрела Ивана-царевича? (На болото.)

- Кто ее поднял? (Лягушка.)

- Один из главных героев - Иван-царевич.

- Произнесем его имя по слогам. (И-ван.)

- Покажите на пальчиках, сколько в слове слогов.

2. Выделение звука [и].

- Назовите первый звук в слове ([и]).

- Какой это звук? (Гласный).

- А какие еще звуки бывают? (Согласные тв, согл. мягк.).

- Как вы думаете, гласный звук [и] какой буквой будем обозначать на письме? (И, и, показ печатных букв).

3. Знакомство с печатными и письменными буквами И, и. (На доске табличка).

Буква И наискосок
Примеряла поясок.
Снизу вверх его тянула —
К правой ножке пристегнула
.

- Сравните печатные буквы с прописными.

- Составьте из палочек буквы И, и.

- Итак, ребята, на сегодняшнем уроке нашим помощником будем Иван-царевич. Он приготовил для вас различные испытания.

- Вы любите преодолевать трудности?

- Трудности всегда преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, с большим старанием, с хорошими мыслями.

Остроносая старушка
Узоры вышивает, весь мир одевает,

Что сошьёт – сама не надевает. (Иголка)

(На доске предметные картинки иголок)

- Сравним схемы слов. (Работа с интерактивной доской)

(Схемы слов иголка, иголки)

- Первая схема какого слова? А – вторая?

(Наблюдаем появление мягкого согласного звука в схеме слова иголки).

- Почему согласный [к’] - мягкий? (После него стоит глас­ный [и], который делает согласный звук мягким).

- Когда Иван-царевич искал свою стрелу, ему встретился на пути необычный терем. (На доске картинка терема)

- Кто живет в этом тереме? (Гласные).

- Какие гласные на нижнем этаже? А на верхнем?

- Посмотрите на ленту букв, в каком ряду расположена буква и? (В нижнем).

- Гласные нижнего ряда делают согласные звуки мягкими.

- А в верхнем ряду, какие гласные расположились?

- Где на рисунке спряталась буква И?

На калитку посмотри:

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

- Итак, ребята, что мы сейчас узнали про звук [и]? (Он гласный, делает согласный звук мягким).

- Молодцы, хорошо преодолели 1-ое испытание.

- В русском языке есть слова, которые имеют несколько значений. У слова иголки тоже много значений. (На доске картинки)

Есть иголки у ежа.

И, конечно, у ерша.

У сосны и ёлки

Тоже есть иголки.

Это швейная игла.

Всем одежду шьёт она.

Мы листики осенние, Дети поднимают руки вверх

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели. Движения руками из стороны

Мы летели, мы летели в сторону.

И на землю тихо сели. Дети приседают.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. Кружатся на месте.

И на землю снова сели. Дети садятся по местам.

- Следующее испытание.

5. Работа по букварю с. 41.

- Прочитаем столбики слогов (1,2).

- Чтение слогов с твердыми согласными звуками.

- Чтение слогов с мягкими согласными звуками.

(Работа с интерактивной доской)

- Чтение столбиков слов.

- Объяснение значения слова лианы. (На доске картинка)

Лианы — вьющиеся и ползучие растения в тропических лесах; своими ветвями они обвивают стволы и ветви других растений.

- В каком слове все согласные звуки мягкие? (Лилии.)

- Какой общий слог в словах четвертого столбика? (Ли.)

- Какой общий звук в словах пятого столбика? ([и].)

- Вывод: буква И обозначает звук [и] и показывает мягкость предшествующего согласного.

- Почему в 5 – ом столбике все слова написаны с большой буквы? (Имена людей пишутся с большой буквы)

- Молодцы, ребята, успешно преодолели 2 – ое препятствие.

6. Минутка отдыха для глаз.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем, поморгаем

И работать продолжаем.

- Иван-царевич приготовил для вас следующее испытание

7. Работа по букварю

- Распределение предметов на две группы.

- Две группы: игрушки и школьные принадлежности.

- Пары предметов: кубики и пирамидка, книга и треугольник.

(- Назовите мягкие согласные звуки в названиях пред­метов:

кубики - [б’], [к’]; книга - [н’]).

- Чтение и анализ предложения: Ира и Нина малы, но умны.

- Дополнение предложения словом книги. (На доске схема предложения)

У Ирины и Нины (книги). (Анализ предложения).

- Как пишется 1-ое слово в предложении?

- Что ставим в конце предложения?

- Почему слова Ирина, Нина написаны с большой буквы?

(Буква И может быть как частью слова, так и целым словом).

- Составьте предложения со словом и. (Составляют пред­ложения.)

- Скажите, что мы еще сейчас узнали про букву и?

IV. Работа с вариативной частью букваря.

1. Работа с пословицей.

- С какой буквы начинается пословица? (С буквы И.)

- Сколько таких букв в пословице? (3.)

- Как вы понимаете смысл пословицы? (Объясняют смысл пословицы.)

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться

(Учитель называет слова, а дети хлопают в ладоши, если в слове есть звук [и]: гиря, письмо, рамка, ирис, абрикос, слон, нитки, лампа, пила, паук, рак, три).

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Что мы сегодня на уроке узнали о букве и? (Буква И обозначает гласный звук [и], делает согласный звук мягким; буква И может быть самостоятельным словом.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературного чтения

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

ПРЕДМЕТНЫЕ: дать возможность познакомиться с гласным звуком и и буквами И, и, обозначающими этот звук на письме, учиться наблюдать за его особенностями.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Регулятивные

учить организовывать своё рабочее место;

осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;

вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные

использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение);

развивать читательский интерес;

расширять кругозор.

Коммуникативные

учить отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

выслушивать друг друга, договариваться, работая в группе;

выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению.

Громко прозвенел звонок,

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем.

Определение темы урока. Постановка задачи на урок.

- Сегодня, ребята к нам пришёл гость из сказки. Посмотрите кто это?

- Верно. Это Иван-царевич. ( слайд 1 )

_Иван-царевич опечален. У него пропала невеста, которую унёс Кощей-бессмертный. И когда Иван побывал у бабы яги, то узнал, что Кощея можно погубить, если найти… , а что найти надо отгадайте загадку.

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьёт, зашивает и колется колко.

А называют кораблик… (иголка). (слайд 2)

- Верно. Иголку. А кто , ребята, знает как иголка может погубить кощея?

- А теперь, ребята, я предлагаю посмотреть на эти два слова с точки зрения урока чтения. Что у них общего?

- Какова тема нашего урока? Какая задача стоит перед нами?

3. Основная часть.

- Произнесём этот звук? Он какой?

Дети читают стихотворение про букву И.

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

- Составим, ребята, эту букву из палочек

И какой буквой он будет обозначаться?

-А почему звук один, а букв две?

- А сейчас мы узнаем с вами, где в словах может находиться буква И ( слайд 3)

Групповая работа.

- А теперь, ребята, выясним с вами ещё один вопрос. Каким становится согласный, если после него стоит И.

- Составим схему слова малина

На пути Иван-царевича была река, по берегу которой росли деревья. И чтобы Иван-царевичу благополучно перебраться через неё – нам надо отгадать название этих деревьев

Послушайте стихотворение Валентина Берестова:

Почему вы кривы,

В клочьях содранной коры?

– Льды с рекой ползут в разливы

, Давят, бьют, как топоры. – Почему ж вы так красивы?

– Потому красивы Ивы,

- Так а каких деревьях, говорилось в этом стихотворение? Ивы. (слайд 4)

- А кто из вас видел это дерево? Чем оно красиво? Где в Старой Майне можно увидеть это дерево?

- Вот , ребята Иван-царевич перед последним препятствием на своем пути. -

Если он одолеет эту лестницу, то попадёт на дерево, где спрятана заветная игла и спасет свою невесту. Поможем ему?

Читаем слова и слоги с буквой И.

- Достал Иван-царевич иглу. Надо разломить её, а сил-то уже не осталось. Будем помогать?

Ответим на контрольный вопрос нашего урока. Для этого выполним тест.

2. И делает согласный :

3. И может стоять:

А) только в начале слова

Б) только в конце слова

Взаимопроверка.

Встречас невестой.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 251 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 31.10.2017 866
  • DOCX 25.7 кбайт
  • 21 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Киселева Светлана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен для учащихся 1 класса. Предмет: Обучение грамоте и письму.

Тема: Звук и буква Ии.

Цель урока: Познакомить со звуком [и], буквой И и.

Основные понятия: Строчная буква, заглавная буква, гласный звук, буква.

Формируемые УУД:

Познавательные: осмысление соответствия звука букве.

Регулятивные: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: умение объяснять свои действия , учиться быть терпимыми к чужому мнению.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к деятельности

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Проверяют готовность к уроку

Актуализация знаний

С какими гласными звуками мы знакомились на прошлых уроках?

Рассмотрите внимательно картинки на доске. В каких словах есть звуки [а],[о].(на доске висят картинки : аиста, азбуки, кота, мамы, дома, волка, звуков [а],[о]).Соотнесите картинку и звук.

Ребята, скажите, какой звук [а],[о]? Как определить, что звук гласный?

Задание выполняют 2 учащихся у доски, осуществляется взаимопроверка.

Звуки гласные, так как их можно пропеть, при произношении рот широко открыт, нет преград.

Речевая разминка

Сегодня на уроке вам будут помогать получать новые знания не только учебник , но и маршрутный лист с заданиями, он у каждого лежит на парте. (Показать лист) Посмотрите внимательно на задание под цифрой один. Давайте пропоем гласные, которые там написаны. Поставьте пальчик где написаны эти слова(показать). Молодцы!

Учащиеся рассматривают маршрутный лист, знакомятся с первым заданием.

Постановка цели и задач урока

Ребята, послушайте внимательно загадку.

Говорят, упрямый он

И не очень то умён,

Но словам таким не верь-

Это очень славный зверь.

Просто любит он покой.

Он задумчивый такой.

А как кричит осел?

Какой новый звук вы слышите?

Подумайте звук [и] гласный или согласный?

Давайте произнесем его.

Как вы думаете, какова тема нашего урока? Чему сегодня мы будем учиться на уроке обучения грамоте?

Звук[о], гласный, безударный.

Познакомимся со звуком [и] и буквой И и.

Работа по теме урока

Знакомство с буквой И

Какая это буква? Гласная или согласная? На что похожа буква И?

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко,

А называют кораблик …

Сколько слогов в слове И-ГОЛ-КА

Какой первый слог?

Какой звук в первом слоге -и?

Он согласный или гласный? Ударный или безударный?

Человек может шить, рубить, пилить, резать. В его работе ему помогают инструменты. Иголка – инструмент для работы, с нею нужно обращаться аккуратно. Укол иголкой очень болезнен.

У каких растений есть колючие иголки?

У какого животного есть иголки?

А у какого дерева есть иголки? Молодцы!

Учащиеся открывают учебник и рассматривают как выглядит печатная буква И заглавная и строчная.

Печатная заглавная и строчная буква Ии

Гласный звук, безударный, так как на него не падает ударение.

Кактус, роза, шиповник, малина .

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели вновь за дело.

Учащиеся выполняют соответствующие действия

Закрепление изученного материала

Работа по маршрутному листу

Ребята, а теперь посмотрите еще раз в свои маршрутные листы- помощники. Найдите задание под цифрой 2. Поставьте пальчик, чтобы знать, где начать работать. Прочитайте стихотворение Валентина Берестова Ивы. А теперь возьмите в руки красный карандаш и подчеркните в стихотворении все буквы И, которые найдете. Сколько всего букв И вы нашли? В каких словах? Прочитайте. Молодцы!

А сейчас поиграем в игру. Я вам буду называть слова и если вы услышите звук [и], то хлопаете, а если звука [и] нет, то топаете.

Липа, ива, аист, грач, ирис, лето, слива. Молодцы! Вы справились с заданием.

Чтение буквы И.

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

-Сколько здесь дощечек?

Посмотрите еще раз в свои маршрутные листы. Найдите задание под цифрой 3. Поставьте пальчик.

Давайте все вместе прочитаем буквы И с различной интонацией.

Учащиеся ставят палец, где задание номер 2.

Читает читающий ученик, остальные слушают.

Учащиеся ищут буквы и, подчеркивают их.

Всего 6 букв и. Читают слова с буквой И: ивы(2 раза), красивы, шепнули, стоим, красивою.

Учащиеся выполняют действия в соответствии с заданием.

Вот и подходит к концу наш урок. Ребята, с каким новым звуком мы сегодня знакомились? А с какой буквой? Буква И ,гласная или согласная? Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. На вашем столе лежат солнышко и тучка, если вам урок понравился и вам было легко работать, то возьмите в правую руку солнышко, а если вам было неинтересно на уроке и сложно работать , то возьмите в правую руку тучку. А я вас всех благодарю за работу на уроке, вы молодцы!

Читайте также: