Конспект урока насекомые пчела

Обновлено: 06.07.2024

Цель: уточнить и обобщить знания детей о пчелах, их отличительных особенностях от других насекомых, развитие творческих способностей детей.

- продолжать конкретизировать представления детей о насекомых- пчелах (внешний вид, среда обитания, жизнедеятельность) и природных взаимосвязях,

- формировать представления о том, что пчелы – полезные насекомые (собирают сок-нектар, из которого получается мед, помочь определить

-Побуждать детей к размышлению, решению познавательных задач, самостоятельности в формировании выводов, доказательству своих суждений.

- развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику пальцев;

- развивать психические процессы (воображение, память, логическое мышление, умение высказывать свои мысли;

- Расширять и активизировать словарный запас (улей, нектар, воск, соты, опыление, жало)

- Воспитывать любознательность, интерес к живой природе.

-воспитывать интерес к изучению насекомых и бережное отношение к ним;

-закладывать основы экологической культуры личности дошкольника;

Ход занятия

- Возьмитесь за руки и повторяйте за мной:

Все мы дружные ребята,

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

-Ребята, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце, и мы оказались на зеленой лужайке. Именно сюда нас пригласили наши маленькие друзья. Интересно, кто же они?

Дети отгадывают загадки о насекомых и выставляют картинки на мольберт.

С ветки на тропинку.

С травки на былинку

Зелёная спинка. (кузнечик)

Не жужжу, когда сижу.

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь.

Тут уж вдоволь нажужжусь! (жук)

Над цветком порхает, пляшет.

Веерком узорным машет. (бабочка)

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи.

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (муравьи)

-Как одним словом мы можем их назвать? (насекомые)

-Где живут насекомые? (везде, где есть цветочные растения, но есть насекомые которые живут в воде).

- Какие насекомые живут большой семьёй, как называются их дома? (муравьи и пчёлы).

Ребята отгадайте загадку.

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (пчела)

-Пчелы - это такие насекомые, которые бывают дикими и домашними. Они очень трудолюбивые насекомые. И делают очень много полезного для людей и природы.

1 ступенька. –Кто это? (пчела)

2 ступенька. –Где можно увидеть много пчел? (на поляне, лугу, где много цветочных растений)

3 ступенька. –Из чего состоит тело пчелы? (голова, грудка, брюшка, покрытого волосками. Яркая жёлто-красная окраска. Два больших глаза по бокам головы и три маленьких простых глаза на её верхушке. Есть язычок, как длинная трубочка, которой пчела пьёт воду, нектар и мед. Две пары прозрачных крыльев. И она может летать вперёд, вбок и зависать в воздухе. У пчел шесть ног. У рабочей пчелы есть жало. Она жалит врага.)

4 ступенька. Цветовые пятна. –Каким карандашом мы будем рисовать пчелу.

5 ступенька. –Соотношение по размеру. - Какая пчела большая или маленькая?

6 ступенька. –На кого похожа пчела? С кем её можно сравнить?

7 ступенька. Рука. Функции пчелы. – Какая польза от пчелы?

8 ступенька. Крестик. Исчезнут пчелы во всём мире. –Как без неё обходиться? Что произойдет, если пчелы исчезнут?

9 ступенька. Я. Представить себя в роли пчелы. О чем вы думаете и мечтаете? Составление рассказа 2-3детей

Утром проснулись (встают и протирают глаза).

Улыбнулись, подтянулись (улыбаются, подтягиваются).

Раз – росой они умылись. (Умываются).

Два – изящно покружились. (Кружатся).

Три – нагнулись и присели. (Наклоняются, приседают).

На четыре – полетели! (Летают и жужжат).

Однажды ясный солнечный день, я наблюдала, как пчёлы опыляют цветы, собирают нектар. Они такие трудолюбивые. Они садятся на яркие, ароматные цветы. Мне бы очень хотелось побольше узнать о жизни пчел. Давайте мы с вами поиграем. Вы будете пчёлками, а я журналистом, буду у вас брать интервью.

На столе вокруг юлы по кругу выложены картинки (факты из жизни пчёл)

Вращая юлу со стрелкой, дети вспоминают знакомые им факты из жизни пчел, и выкладывают на магнитной доске картинки: цветок, мед, лекарства, дождь, улей, цветущий луг (опыление, соты, лапки с щеточками, пасечник, торт, зима. Все эти картинки выкладываются вокруг центральной с изображением пчелы.

1. Пчёлки, когда вы летаете над цветком, то всё время жужжите. Так вы поёте или разговариваете с другими? Почему возникает такой странный звук (гудение) при полете насекомого? (Взять линейку, прижимая одним концом к столу, а другой заставить колебаться. Линейка начнет при колебании звучать. Гудение у насекомого возникает от того, что оно машет крыльями. А о чём вы с ними разговариваете?

2. А вы чувствуете запах? Что вам в этом помогает? (усики-антенки)

4. Куда переносят нектар пчёлы? Как называется дом пчёл?

5. Что такое соты? И зачем пчёлам воск? (пробуем мёд в сотах, рассматриваем воск. Определяем цвет, вкус, запах, твердость. На что похож воск? Что из него делают)

6. Вы потрудились целый день и легли спать. А утром, проснувшись очень рано, увидели, что на лугу скосили всю траву и цветы. Что бы делали? Что чувствовали?.

Пчелка трудится весь день

(Руками обрисовать перед собой круг)

И работать ей не лень.

(Покачивание указательными пальцами в знак отрицания)

От цветка летит к цветку,

(Ритмичные взмахи руками)

Клеит на брюшко пыльцу.

(Круговые движения ладонью по животу)

Хоботком нектар сосет,

(Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)

За день много соберет.

Унесет нектар тот в улей

(Изображают полет)

И назад вернется пулей.

(Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед)

В сотах утрамбует мед,

(Топанье ногами)

Скоро ведь зима придет.

Будет пчелкам чем питаться.

(Имитация движения ложкой)

Надо летом им стараться.

(Имитация накладывания меда в соты)

8. Как предупреждаете окружающих, что подходить очень близко к вам и брать в руки нельзя?

9. Мешает ли человек вам жить? Как помогает? Что было бы если вас не стало бы в природе?

10. На какую фигуру похожи ячейки сот?

-Спасибо вам пчёлки за интервью. Мне было очень интересно с вами беседовать. Теперь я знаю, что пчёлам надо помогать, оберегать их. Они очень нужны природе и человеку.

-А вам понравилось, ребята наше занятие.

-Ребята я предлагаю вам помочь пчёлкам. Давайте мы для них смастерим соты. А они нас потом отблагодарят.

Оборудование: учебник "Биология: 7 класс: в 2 ч. Ч. 1 / В.М. Константинова, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко - 3-е изд., перераб. -2009" [3]; дидактические карточки Резниковой В.З. "Животные, часть 1" [4], таблица "Характеристика пчелиной семьи", карточки с проблемными ситуациями, отрывок мультфильма "Винни-Пух", кукла-пчела (из мультфильма "Би Муви: медовый заговор", производство кинокомпании Drim Works, 2007).

I. Проверка домашнего задания.

Работа по дидактическим карточкам №№ 93 (1, 2, 3), 94 (2), 95 (2) [4].

II. Актуализация знаний.

На предыдущих уроках мы начали изучать самый многочисленный тип животных - тип Членистоногие, включающий около 1,5 млн. видов.

Какой из трёх (изучаемых в школе) классов типа Членистоногие самый многочисленный? (Класс Насекомые, около 1 млн. видов)

По строению насекомых делят на отряды, по образу жизни можно выделить группы полезных насекомых-опылителей, вредных - наносящих вред сельскохозяйственным растениям, насекомых-паразитов и др. Большинство из них ведёт одиночный образ жизни. А сегодня мы рассмотрим группу общественных насекомых.

Каких общественных насекомых вы знаете?

(термиты, шмели, осы, пчёлы, муравьи)

Сегодня героями нашего урока будут пчёлы.

III. Изучение нового материала.

Записываем тему урока в тетрадь.

Нам для работы требуется несколько аналитиков, которые будут отмечать на отдельном листке самое, по их мнению, важное из услышанного на уроке. (Выбираем 3-х аналитиков, каждый из них получает лист со следующими разделами для заполнения).

1. Новая информация.

2. Занимательная информация.

3. Какие проблемы остались нерешёнными?

1. Значение медоносной пчелы в природе и жизни человека.

Показать куклу-пчелу из мультфильма "Би Муви: медовый заговор". Спросить ребят о жизни пчёл в фильме. В конце урока ответьте на вопрос: какое несоответствие с биологической точки зрения мы видим в строении пчелы Би Муви? (У куклы-пчелы - две пары ног.)

А кроме мультфильмов и передачи "В мире животных", кто-нибудь сталкивался близко с жизнью пчёл? (Ответы учеников.)

Каково же значение пчёл в природе и жизни человека? Давайте запишем (на доске и в тетрадях).

в природедля человека

Так почему же этих насекомых называют общественными?

Этих насекомых называют общественными, потому что их сообщество представляет собой одну большую разросшуюся семью, потому что они делятся пищей друг с другом, совместно ухаживают за личинками, охраняют гнездо. Рассмотрим их жизнь на примере пчелиной семьи.

2. Этапы развития пчеловодства.

На доске крепится лист со следующими словами - подсказками: ЛЕТОПИСИ, МЁД, ВОСК, МЕХА, БОРТНИЧЕСТВО, РАЗБОРНЫЙ УЛЕЙ

Вопросы для беседы:

1. Откуда мы могли узнать информацию о том, что пчёла с незапамятных времён сделалась домашним животным человека?

2. Из тех же источников узнали о главных предметах торговли на Руси?

3. А чем платили дань, подати и налоги?

4. Что использовали древние славяне вместо сахара, а что - для света?

5. Как называлось древнее пчеловодство?

6. Что изобрёл в 1814 году украинский помещик Пётр Иванович Прокопович? (см. учебник стр. 141, рис. 105 А)

С давних времён человека интересовало: откуда у пчёл берётся воск для строительства сот? Почему у сот именно такая форма? Как происходит развитие пчёл? "Старинные ульи мало чем отличались от лесного дупла, и поэтому внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода.

После изобретения разборных рамочных ульев изучение жизни пчёл открывает перед наблюдателями ряд чрезвычайно интересных и своеобразных биологических явлений, которых мы не встретим у животных других групп" [5].

Но вернёмся к древним славянам.

Ситуация 1: В старину пчеловоды развешивали ульи на деревьях в лесу или рядом с лесом. Но медведи часто разоряли ульи. Как пчеловоды сохраняли ульи от разорения?

(Ученики высказывают свои предположения, выдвигают гипотезы.)

1. Медведь сам мешает себе взять мёд.

2. Механическое приспособление, мешающее мишке добраться до улья.

Решение: Медведи взбираются по стволу там, где нет сучков. С этой стороны дерева ниже улья подвешивают тяжёлые чурки. Добравшись до неё, медведь лихо отталкивает "препятствие". Бревно тут же возвращало удар мишке: чем сильнее толкнёшь - тем сильнее ударит. Наконец, осатаневший и обессиленный медведь сваливался на землю. [6]

3. Состав пчелиной семьи.

А теперь давайте рассмотрим состав пчелиной семьи. Откройте дидактическую карточку № 97 . На рис. 1 три разных представителя пчелиной семьи. Попробуйте угадать кто их них кто. Один из учеников зачитывает отрывок текста из учебника (стр. 140-141): "Семья может насчитывать от 50 до 100 тыс. особей. Большинство насекомых - рабочие пчёлы - это бесплодные самки, у которых видоизменённый яйцеклад служит жалом. Они строят соты, чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов. Живут 1 тёплый сезон.

В пчелиной семье главная пчела - матка, которая откладывает яйца до 2000 в сутки. Крупнее рабочих пчёл, живёт около 5 лет. Весной (в мае-июне) из куколок появляется новая матка и несколько десятков самцов - трутней (пчела средней величины, с очень крупными глазами): никакого участия в работе не принимают, основная задача - оплодотворение матки. Осенью их прогоняют и они погибают".

Какими буквами обозначены разные представители? (а - матка, б - рабочая пчела, в - трутень)

4. Строение рабочей пчелы.

Рассмотрим подробнее строение рабочей пчелы на рис. 2 карточки № 97 [4]:

На какие отделы разделено тело пчелы?

Сколько пар крыльев? Сколько пар ног?

Какие органы чувств различаются на голове пчелы?

Особенности в строении задних ног. Как вы думаете, для чего они нужны?

Самостоятельная работа. А теперь попробуем полученную информацию и данные из учебника (стр. 142) распределить по клеточкам в таблице "Характеристика пчелиной семьи", которая есть у каждого на парте.

Таблица "Характеристика пчелиной семьи" [5]

(подчёркнутая информация отсутствует на листах, полученных учениками (Приложение 1))

Какие вопросы возникают при осмыслении всей информации о развитии пчёл?

1. От чего зависит, кто появится из личинок?

2. Как пчелиная матка предопределяет пол своего потомства?

3. Как возможно, что одни яйца бывают оплодотворёнными, а другие неоплодотворёнными?

- Предлагаю ответить на эти вопросы самостоятельно, просмотрев дополнительную литературу. Дома заполненную таблицу нужно вклеить в рабочую тетрадь.

А кто из вас знает, что такое роение? (Ответы учеников.)

"К началу лета в улье появляются молодые пчёлы, население улья сильно увеличивается. В улье становится тесно, и семья готовится к разделению. Появляются трутни - первые вестники приближающейся роевой поры. Вскоре среди пчёл начинается волнение и суета: из куколки должна выйти новая матка. Но прежде, чем это произойдёт, старая матка вместе с частью рабочих пчёл покидает улей: пчёлы роятся. Таким образом, РОЙ - это семья пчёл, образующих во главе с маткой обособленную группу, а РОЕНИЕ - это процесс образования роя.

Некоторое время вылетевший пчелиный рой кружится в воздухе и затем огромным клубком в 1- 1,5 кг повисает где-нибудь на дереве. Пчеловоду нужно следить за поведением пчёл, чтобы вовремя заметить и умело снять рой в подставленную "роевню".

Такая "мудрая предусмотрительность" пчёл не допускает чрезмерного разрастания отдельной семьи."[5]

- Теперь рассмотрим некоторые особенности жизни пчелиной семьи.

Показать отрывок №1 из мультфильма "Винни-Пух" (". это ж-ж-ж-ж - неспроста. ").

- Если даже маленький мишка может логически рассуждать, значит, мы сможем тем более. Но мы будем работать группами, сообща как пчёлки. Ребята с первых и третьих парт каждого ряда развернутся назад и будут обсуждать возникающие вопросы вместе с ребятами со вторых и четвёртых парт. Работать будем по следующей схеме.

ВЫВЕСИТЬ СХЕМУ: проблема (ситуация) - вопрос - гипотеза - доказательство

Работа в группах.

- Каждая группа формулирует вопрос, который у них возникает после прочтения проблемной ситуации, затем выдвигает гипотезу к своему вопросу, всё это записывает в тетрадь и сообщает о выполнении задания. Время на обсуждение 2 минуты. Каждая группа задаёт свой вопрос другим, слушает гипотезы, обсуждаем все вместе.

А сейчас посмотрим ещё один отрывок.

Показать отрывок №2 из мультфильма "Винни-Пух" (Медведь пытался добыть себе мёд.)

С какими проблемами он столкнулся? (Его покусали пчёлы.)

Ситуация 2: Укус пчелы - неприятное событие. А укус гигантской пчелы? Так вот, гигантские пчёлы живут в Индонезии. Насекомые эти крайне опасны - их укус смертелен, но мёда они приносят очень много. Гнёзда пчёл величиной до полутора метров подвешены к ветвям деревьев. Местные жители, несмотря на опасность, ухитряются собрать мёд без жертв. [6]

Вопросы должны задать дети: Как добыть мёд и остаться живым (неукушенным)? При каких условиях пчёлы не будут жалить?

Подсказка: Как изменятся повадки пчёл при изменении погодных условий.

Гипотеза: Пчеловодам хорошо известен нрав насекомых. Некоторые из сборщиков действуют ночью или на рассвете. Другие - в очень влажную погоду, когда пчёлы не летают.

Доказательства найти дома из дополнительных источников.

Ситуация 3: Часто можно наблюдать, как над сотами улья пчела исполняет некий замысловатый танец. [7]

Вопросы: Какое значение имеет танец? В чём суть танца? Что может означать каждое движение?

Гипотеза: Танец передаёт какую-то информацию, важную для пчёл.

Доказательства в учебнике на стр. 141, рис. 105Б, подробности можно найти дома из дополнительных источников.

ВЫВОД: пчела обладает сложным инстинктивным поведением.

Инстинкт - совокупность врождённых моментов поведения, закреплённых наследственно и свойственных определённому виду животных.

Ситуация 4 (дополнительная): Некоторые пауки доставляют человеку хлопоты. Живущий на лугах лабиринтовый паук столь усердно плетёт свои сети, что порой уничтожает много пчёл. Пчеловодам дороги пчёлы, но и пауки тоже полезны, их нельзя травить. [6]

Вопросы: Что делать пчеловодам, чтобы сохранить пчёл и не уничтожать пауков?

Подсказка: В идеале сети пауков в местах полётов пчёл не должны возникать или же должны быть разрушены.

В чём несоответствие игрушечной пчелы с настоящими пчёлами?

Что нам могут рассказать аналитики? (зачитываем тезисы, делаем выводы)

1. Пчела и продукты её жизнедеятельности имеют огромное практическое значение. Но самое большое значение деятельности пчёл проявляется в опылении растений.

2. Разборные рамочные ульи дали возможность следить за работой пчёл и полнее использовать продукцию, не причиняя вреда населению улья.

3. Пчелиная семья состоит из матки, трутней и рабочих пчёл. Между ними в семье распределены обязанности.

4. Особенности строения рабочей пчелы связаны с её "профессиональными" обязанностями.

5. Пчела - "общественное" насекомое, обладающее сложным инстинктивным поведением, которое производят пчёлы в процессе своей работы, в их заботливом уходе за "деткой", в целесообразности разделения труда между членами семьи, в их удивительном строительном искусстве [5].

V. Домашнее задание.

 28 до стр. 142. На распечатках есть ситуации, которые мы не успели рассмотреть. Дома вы можете по ним сформулировать вопросы, выдвинуть гипотезы и попробовать доказать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поокружающему природному миру составлен для учащихся 4 класса с тяжелой умственной отсталостью, обучающихся в коррекционной школе.

ГАОУ специальная (коррекционная) школа-интернат №5

пгт Новобурейский, Амурская область

по окружающему природному миру в 4 классе

Учитель: Юдина Елена Ивановна

Цели: 1) обобщить знания детей о насекомых;

2) уточнить знания детей о пчелах, их образе жизни и продукции пчеловодства;

3) развивать внимание;

4) воспитывать бережное отношение к насекомым (пчелам).

-Здравствуйте, ребята. Сегодня четверг 11 апреля, 4 урок – окружающий природный мир.

-Давайте друг другу улыбнемся и с хорошим настроением начнем урок.

II. Повторение пройденного.

А сейчас мы повторим с вами то, что вы узнали на прошлом уроке.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел.

Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

Не птица, а с крыльями,

Не пчела, а нектар собирает. (бабочка, стрекоза)

Летит назад и вперед.

Зовут ее … (стрекоза)

Тлю с ветвей она съедает

И в саду нам помогает.

На листах, усевшись ловко,

Это божия … (коровка)

Ни зверь, ни птица,

Нос как спица. (комар)

Итог: бабочка, стрекоза, божия коровка, комар. Как можно назвать одним словом – кто это? (насекомые)

-Каких еще насекомых вы знаете? (кузнечик, муравей, пчела, оса, шмель, майский жук)

-Чем питаются бабочки и стрекозы? (нектаром)

-А чем питаются комары? (кровью)

-Какие насекомые приносят пользу человеку? А какие – вред? (муха, комар, клещ)

-Какие части тела насекомых вы знаете? (голова, грудь, брюшко)

-Сколько крыльев и сколько лапок у насекомых? (4 и 6)

-Как нужно относиться к насекомым? (бережно, т.к. птицы питаются мошками и мухами, а лягушки – комарами)

-Сегодня мы более подробно поговорим об одном насекомом, а о каком – вы узнаете, если правильно отгадаете загадки.

Целый день в трудах,

То на лугах, то в садах.

Тот всегда с медком.

А кто ей не люб –

Спасайся бегом! (пчела)

Ранним утром ей не спится,

Очень хочется трудиться.

Вот и меду принесла

Итог: молодцы, ребята! Правильно отгадали загадки!

-Сегодня на уроке мы будем говорить о пчелах и вы узнаете много интересного об этом насекомом.

IV.Работа над новым материалом.

-Посмотрите на окраску пчелы. Какого она цвета? (коричневая с черными пятнышками и полосками, крылья – прозрачные)

Работа по схеме.

-Ребята, давайте посмотрим из каких частей состоит тело пчелы. (голова, грудь и брюшко)

Голова – на ней два глаза, усики и хоботок. Хоботком пчела достает из цветков сладкий сок – нектар. Из нектара пчелы делают мед.

Грудь – к ней прикреплены крылья и ножки. Сколько крыльев у пчелы и сколько ножек?

–Ребята, а кто знает песенку пчелы? Как говорит пчела? (ж-ж-ж)

-А пчела это животное или насекомое? (насекомое)

-Что делают пчелы? (собирают нектар, а из него делают мед)

-А зачем пчеле крылья? (чтобы перелетать от цветка к цветку)

-Зачем пчеле жало? (чтобы защищаться от врагов)

-Ребята, давайте отдохнем и проведем физминутку.

Вот летит пчела (имитируем движение пчелы)

Как горошинки глаза. (показать на глаза)

В каждый цветок окунем свой хоботок. (наклонить голову вперед-влево-вправо)

Отправляемся в полет, чтобы сделать детям мед.

Итог: давайте проверим как вы запомнили

-Из каких частей состоит тело пчелы? (голова, грудь и брюшко)

-Что есть на голове у пчелы? (глаза, усики, хоботок)

-Сколько у пчелы крыльев? (4) Какого они цвета? (прозрачные)

-Сколько ножек у пчелы? (6)

-Как защищается пчела? (жалом)

-Что собирает пчела, перелетая с цветка на цветок? (нектар) Что делают пчелы из нектара? (мед)

V. Работа над новым материалом.

-Ребята, я хочу вас познакомить с семьей пчелы.

-Пчелы живут семьями. Семья пчел называется рой. Самая большая пчела – их мама, называется матка. Без матки рой никуда не может улететь. Много деток у мамы-пчелы. Есть пчелы-девочки и пчелы-мальчики. Пчелы-девочки очень трудолюбивые, а пчелы-мальчики (трутни) только кушают мед.

-Ребята, а вы знаете, как называется домик, в котором живут пчелы? (улей) А кто их делает? Из чего делают ульи?

Пчелки в домиках живут,

Улей – домик их зовут.

Сестры, братья – целый рой,

Все гудят наперебой.

Пчелы пользу нам приносят –

Сок с цветочков в дом приносят,

Превращая его в мед.

-Покажите на картинке улей. Место, где находится несколько ульев, называется пасека. Человек, который разводит пчел, ухаживает за ними и собирает мед – называется пчеловод.

-Пчелы начинают собирать мед, как только появляются первые цветы. В течение всего лета они трудятся, накапливая запасы меда. Зимой они мало активны. Пчелы сами собирают, готовят и хранят мед. Летом часть меда пчеловоды забирают, оставляя мед и для питания пчел.

Итог: -Как называется семья пчел? (рой)

-Как называется домик для пчел? (улей)

-Если стоит несколько уликов, как называется такое место? (пасека)

-Как называется профессия человека, который работает на пасеке? (пчеловод)

-Ребята, все лето трудится пчеловод и получает мед. Мед бывает разный. Липовый мед хорошо помогает при простуде. Из цветочного меда готовят разные лекарства. Есть еще гречишный, серпуховый мед. Мед нужен, чтобы приготовить пряники, коврижку, конфеты и т.д.

-Сравните, ребята, серпуховый и цветочный мед. Чем они отличаются? (цветом и вкусом)

-Пчеловод решил угостить вас своим медом. Вкусный мед?

Итог: профессия пчеловода очень интересная и полезная.

-Давайте подведем итог урока.

-О каком насекомом мы сегодня говорили? (о пчеле)

-Из каких частей состоит тело пчелы? (голова, грудь, брюшко)

-Сколько крыльев и сколько ножек у пчелы? (4 и 6)

-Чем пчела достает нектар из цветка? (хоботком)

-А чем она защищается от врагов? (жалом, через которое выпускает яд)

-Пчела – полезное насекомое для человека? (да, она дает нам мед, а пчелиным ядом лечатся)

-Как нужно относиться к пчелам и другим насекомым?

-Молодцы, ребята, вы очень хорошо потрудились на уроке! За это пчелы принесли вам сладкие призы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по теме "Пчелы - общественные насекомые". 7 класс. Курс зоологии.

Тема урока "Медоносная пчела. Пчеловодство"

раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни;

изучить ее роль в природе и жизни человека.

Оборудование:

рисунки и фотографии членов пчелиной семьи,

модель-апликация “Пчелы. Устройство улья”,

выставка: “Использование продуктов жизнедеятельности пчел в жизни человека”,

1. Оргмомент.

3. Актуализация знаний учащихся:

а) фронтальный мини-опрос : - к какому отряду насекомых относят пчёл?

сколько пар крыльев у перепончатокрылых?

сколько пар ног у всех насекомых?

каких насекомых называют жалоносными и зачем оно им нужно?

4. Активизация познавательной деятельности.

Вспомните, как в мультфильме Вини-Пух пытался добыть себе мёд. С какими проблемами он столкнулся? Перед вами та же самая задача. Как вы это сделаете?

Учащиеся предполагают пути решения данной задачи, а учитель подводит их к выводу:

Мёд диких пчёл можно добыть в дуплах, где гнездятся эти насекомые.

Пчёлы активно защищают гнездо и не дают возможности открыто и спокойно этот мёд взять.

Жизнь пчёл в дупле незаметна, а значит, неизвестна, поэтому управлять деятельностью пчёл просто невозможно.

Взять мёд можно, только разграбив улей, а значит, опустошив пчелиную семью, толкая её на гибель.

Отсюда, как сказал великий русский пчеловод Петр Иванович Прокопович, практическая задача пчеловода – создать “учение о пчёлах на таких основаниях, чтобы, не умерщвляя их и даже поддерживая их существование разными верными средствами и способами, навсегда сохранить каждое пчелиное семейство. Или, другими словами, когда улей насажен пчёлами, то они должны быть в нем беспереводно”.

5. Изучение нового материала.

А) Этапы развития пчеловодства.

Пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека, который предоставлял пчелиной семье подходящее для неё помещение и взамен пользовался доставляемыми ею продуктами –мёдом и воском.

Древнейшие исторические известия о наших предках-славянах, указывают, что мёд и воск вместе с мехами были у них главными предметами торговли. В те времена еще не устраивали пасек и человек предоставлял пчёлам только дупла лесных деревьев – так называемые “бортни”, откуда этот первобытный способ пчёловождения и называется бортничеством.

Мёдом и воском в старину платили дань, подати и налоги; за похищение пчёл старинное “бортное право” карало смертью, и это показывает, какое важное значение в народном хозяйстве того времени имело пчеловодство. Тогда повсеместно мёд заменял собою наш теперешний сахар, а воск давал лучший в то время материал для освещения.

Позднее пчеловоды стали предоставлять пчёлам специально устроенные ульи в виде выдолбленных дуплянок или колод, и по мере вырубки лесов прежнее бортничество стало вытесняться пасечной системой. По существу, эти старинные ульи мало чем отличались от лесного дупла, и поэтому внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода. Пчеляк не знал образа жизни того одомашненного животного, с которым он имел дело; он не мог направлять по своему усмотрению деятельность пчёл, а добывая из улья соты с мёдом, он попросту грабил пчёл, производя огромные опустошения в пчелиной семье. В таком первобытном виде пчеловодство не могло удержаться при новых экономических условиях. С развитием техники у мёда и воска появились очень серьёзные конкуренты, и это обстоятельство заставило искать более правильных приёмов пчеловодного хозяйства.

В начале 19 века украинский помещик Петр Иванович Прокопович впервые применил изобретенный им разборный улей, а вскоре и на Западе появились и получили широкое распространение рамочные ульи различной конструкции, которые в конце 19 века постепенно вошли в практику и наших отечественных пчеловодов. Разборные рамочные ульи дали возможность следить за работой пчёл и полнее использовать продукцию, не причиняя вреда населению улья. Теперь на смену дедовскому пчеловодству с ульями-колодами и неграмотным пчеляком, пришло пчеловодство рациональное, с разборными рамочными ульями и с научно обоснованными приемами.

(По ходу чтения последнего абзаца текста – демонстрация модели-апликации: “Устройство улья” - 6,7,9).

Б) Состав пчелиной семьи.

Полиморфизм (многообразный) – наличие в пределах одного вида резко отличных по внешнему облику особей, не имеющих переходных форм. Для общественных насекомых характерен полиморфизм, связанный с разделением функций в семье.

1 ученик: Главой пчелиной семьи является матка. Это самка, которая в течение теплого времени года откладывает до 2-3 тысяч яиц. (демонстрация аппликаций – на магнитной доске).

2 ученик: Трутни – это самцы, основное назначение которых – оплодотворение самки во время роения. После того, как трутень оплодотворит молодую самку, он погибает, а от остальных трутней рабочие пчелы избавятся – они их не пустят в улей и они погибнут. Таким образом, трутни живут в улье только в теплое время года. Они не работают, не защищают семью, не могут добывать пищу самостоятельно.

3 ученик: Обязанности рабочей пчелы в семье зависят от её возраста, это связано с физиологическими изменениями в организме. Трудиться рабочие пчелы начинают сразу после появления на свет. Самые молодые пчёлы – чистильщицы ячеек (санитары). На 6-14 день происходит развитие особой железы (мандибулярной), в которой вырабатывается молочко, которым кормят матку и её потомство. Далее начинает функционировать восковая железа, и пчёлы начинают строить соты и заделывать ячейки. На 20-21 день формируется жалоносный аппарат, пчела приступает к охране улья, а затем становится фуражиром и вылетает из улья за кормом. Среди фуражиров имеются разведчицы, которые заняты поисками новых, богатых источников корма.

Часть ячеек в сотах пчёлы занимают пищевыми запасами – мёдом и “хлебиной” (пергой). Остальная часть предназначена для расплода: здесь матка откладывает яички и рабочие пчёлы выращивают из них потомство. Для этой цели пчёлы строят ячейки разных типов: трутневые, маточники и пчелиные ячейки.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, почему?

В) Выполнение работы в тетради (задание 4 на стр.43).

Физкультминутка: Упражнение на расслабление глазных мышц. Снятие напряжения с мышц шеи и спины. Самомассаж пальцев рук.

Г) Роение и танцы пчел – пример инстинктивных действий.(выступление учеников, обобщение учителя).

Д) Значение медоносной пчелы в жизни человека.

С самых древних времён человек использует для различных целей продукты жизнедеятельности пчёл: мёд, прополис (пчелиный клей), воск, маточное молочко (королевское желе), пчелиный яд. Попробуем выяснить, в чём польза этих продуктов.

1 ученик: Мёд. В мёде содержится около 60 различных веществ, главным образом глюкоза и фруктоза. Мёд выгодно отличается от сахара тем, что содержит:

ферменты, ускоряющие обмен веществ в организме;

фитонциды, обладающие противомикробными, противогнилостными, противогрибковыми действиями.

2 ученик: Прополис или пчелиный клей содержит эфирные масла, воск, пыльцу.

обезболивающее (сильнее новокаина в 5,2 раза);

тонизирует организм, повышает иммунитет;

укрепляет эмаль зубов;

обезболивает и размягчает мозоли.

3 ученик: Маточное молочко (королевское желе) содержит минеральные соли, половые гормоны, микроэлементы, витамины.

повышает содержание эритроцитов и гемоглобина в крови;

повышает аппетит, повышает вес;

стимулирует рост волос;

улучшает память и зрение;

4 ученик: Воск пчелиный. Этот продукт вырабатывается восковыми железами пчелы. Состав воска сложный и до конца не выяснен. Воск очень богат витамином А, необходимым для развития эпителия кожи, слизистой бронхов, горла, носа, желудка и кишечника, для остроты зрения. Обладает противомикробным, питательным и регенерирующим действием.

5 ученик: Пчелиный яд.

обладает выраженным противовоспалительным, обезболивающим действием;

повышает общую сопротивляемость организма, иммунитет;

снижает кровяное давление;

уменьшает вязкость и свёртываемость крови;

снижает холестерин в крови.

6. Выводы к уроку.

А теперь сформулируем выводы о том, что мы узнали на уроке.

Создание рамочных разборных ульев открыло возможности изучить деятельность пчёл и управлять ею, позволило перейти к рациональному пчеловодству.

Пчелиная семья состоит из матки, трутней и рабочих пчёл. Между ними в семье распределены обязанности.

Особенности строения рабочей пчелы связаны с её “профессиональными” обязанностями.

Развитие пчелы идет в 4 этапа. Роение – важный процесс в жизни пчелиной семьи, который не допускает чрезмерного разрастания отдельной семьи.

Пчела – “общественное” насекомое, обладающее сложным инстинктивным поведением, которое проявляется в сложных действиях, которые производят пчёлы в процессе своей работы, в их заботливом уходе за “детками”, в целесообразности разделения труда между членами семьи, в их удивительном строительном искусстве.

Пчела и продукты её жизнедеятельности имеют огромное практическое значение. Но самое большое значение деятельности пчёл проявляется в опылении растений.

Читайте также: