Конспект урока няне пушкин 3 класс

Обновлено: 07.07.2024

3. Воспитывать у мение видеть к расоту чел овеческих отноше ний.

I. Организационн ый момент. Психо логический тренин г.

- Сядьте удобн о, улыбнитесь друг другу, повто ряйте за мной.

- потяните за во ображаемые нито чки уголки гу б вверх, вниз, вверх.

Прочтите с в опросительной инто нацией, затем с утвердитель ной.

Прочитайте с весёл ой интонац ией, затем с грустной.

- Какие слова пом огают почувств овать грустное настроен ие поэта?

Всем друзь ям Физкультпривет, (Прогну ться назад, потяну ться.)

Сделал паузу , иль нет? (Поморгать глазами, несильн о потереть гл аза.)

И отважному борцу, (Наклоны в право - влево, руки согнуты — в стороны.)

И гимнасту, (Р уки вниз, спину выпря мить, подбород ок поднять.)

Ты готов к раб оте? Нет? (Сесть, руки н а парту, голов ой кивнуть ил и покачать

С самого раннег о детства в садике, в школе вы слу шали волшебные ст ихи,

- А теперь послу шайте еще одно н овое для вас стихотво рение великого поэта

- Послу шайте и постарайтесь найти отв еты на такие во просы:

Мы ладонь к гл азам приставим, (Ноги н а ширине плеч.)

Поворачиваясь вп раво, (Повороты туло вища влево - вправо.)

а) Самост оятельно пора ботайте над тек стом. Приготовьтес ь выразительно

- На какую ступеньку лесенки знани й вы бы себя по ставили?

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.


высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

слушать и понимать речь других;

выразительно читать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

Оборудование: мультимедийная презентация, портрет писателя, выставка книг, аудио запись, учебник по чтению, тетради для словарной работы, простые карандаши, ластики.

I. Целеполагание.

Встречи с творчеством А. С. Пушкина – это “чудное мгновение”, которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок, ценность которого узнаешь только с годами. Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. Но сегодня мы будем говорить и о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта, не было бы русской литературы. О ком же?

Презентация 1. Слайд 1

II. Актуализация знаний.

Да будет же ей, этой няне, и от лица русского

Общества вечная благодарная память”. И.С. Аксаков

Речь на открытии памятника Пушкину в Москве в 1880 г. Слайд 2.

Почему эти слова посвящены не матери поэта, а его няне?

А кто он ей? Не сын, не внук –
Дитя господское. И всё же
Арина чуяла: барчук
Ей был на свете всех дороже.
Все ребятишки хороши,
Дай Бог им крепкого здоровья!
Во всех не чаяла души,
Но этот был её любовью!
Сама не ведая о том,
Она урок ему давала -
Простым крестьянским языком
Саму Россию диктовала!
Любовью сердца своего
Купель бессмертную согрела,
И душу певчую его
Оберегала, как умела.
Могла бы век ему служить,
Когда б судьба не разделила…
Ведь в целом мире, может быть,
Она одна его любила.

III. Беседа с учащимися о жизни и творчестве писателя.

Подготовленный ученик: А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. В раннем детстве Александр не только не представлял ничего выдающегося, но своей неповоротливостью и молчаливостью приводил в отчаяние мать свою, которая любила его гораздо меньше, нежели сестру его, Ольгу, и младшего брата. Когда принимались слишком энергично исправлять его характер и манеры, он убегал к своей крепостной няне. Слайды 3, 4, 5, 6

Арина Родионовна, сначала она была няней и кормилицей старшей сестры Ольги, а затем была приставлена к Саше. Эта простая женщина очень привязалась к маленькому Саше, и её любовь к нему была безгранично преданной и нежной. У неё он искал утешения, когда его обижали, она же выгораживала его во всех проказах. Она так и сыпала пословицами и поговорками, знала множество народных песен, поверий, сказок, рассказывала их языком простым и очень образным. Слайды 7, 8, 9, 10, 11, 12

Учитель: Стихотворения, о которых мы будем сегодня говорить на уроке, относятся к михайловскому периоду в жизни поэта. Село Михайловское – псковское имение семьи Пушкиных. Именно сюда ссылает царь Пушкина. Это была его новая ссылка. Царское правительство, определив ее местом Михайловское, надеялось, что там, в глухой северной деревне, свободолюбивый поэт будет сломлен морально. Слайд 13

Оторванный от друзей, от общества, отданный под унизительный надзор местных полицейских Пушкин чувствовал себя вначале как в тюрьме. Именно няня Арина Родионовна становится в этот период не только самым близким другом для Александра Сергеевича, но и олицетворением народного начала, связавшим его с миром фольклора Долгими вечерами, при свете луны, рассказывала она удивительные сказки своему 25-летнему питомцу. Пушкин писал одному из друзей:… вечерами слушаю сказки моей няни, …она единственная моя подруга – и с ней мне не скучно”. Слайд 14

IV. Показательное чтение стихотворения “Няне”. Аудиозапись Василия Ивановича Качалова (Шверубовича) мастера художественного слова, артиста Московского Художественного театра.

Представьте себе. Зима, морозная стужа, огромные сугробы, а няня, Арина Родионовна, сидит у окна и вяжет своему любимцу тёплый свитер. Слайд 15

V. Анализ стихотворения.

- Каким настроением пронизано это стихотворение? (Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое). Слайд 16

- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? (В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.)

- Не удивительно ли, что барин так пишет о своей крепостной? Почему? (С такой нежностью и любовью поэт ни к кому не относился, поэтому и называл её “Подругой”, его суровых дней, голубкой "моей дряхлой")

- В чем он уверен, думая о ней? Почему вы так думаете? (Он говорит о том, что она всегда переживала за него, с раннего детства)

Жанр этого произведения-лирика. Слайд 17.

Стихотворение написано от лица лирического героя, а место действия его переживания.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении.

Запись в тетради.

Давайте узнаем, какими чувствами поэт наделил лирического героя стихотворения?

Учитель: Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия.

Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно.

Это стихотворение можно назвать – посланием к няне. (Запись в тетрадях)

Наша задача – рассмотреть, как в стихотворении выражено настроение няни и лирического героя.

VI. Работа с текстом. Медленное, филологическое чтение с остановками на “непонятных словах”.

Подчеркните слова, которые вам не знакомы. Давайте объясним их смыл.

1. Словарная работа. Слайд 18

Дети: Кровля, ветхая, лачужка, обветшалой

Учитель: Это архаизмы — это устаревшие слова, которое в современной речи заменены синонимами.

Кровля здания, сооружения – верхнее ограждение (оболочка) крыши.

Ветхая - старый, близкий к разрушению, обветшалый.

Лачужка - небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба, хижина.

Обветшалой - пришедший в ветхость, разрушающийся от ветхости.

Суровые дни – очень тяжёлые, трудные, тяжкие (“Словарь русского языка” С.И. Ожегова, стр. 677).

Голубка – ласковое обращение к женщине (стр.118).

Дряхлая (моя) – слабая, немощная от старости (стр. 156).

Светлица – светлая парадная комната в доме (стр. 610).

Воро'ты - устаревшая форма существительного “ворота”.

Теснят (заботы грудь) – недомогание, при котором трудно дышать.

Всечасно (теснят грудь) – постоянно.

2. Образное рисование.

Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов.

Какими красками вы бы передали настроение стихотворения?

Ученики: Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными красками. Только настроение последней, незаконченной, строки, в которой звучит надежда - более светлыми цветами.

Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды.

Сколько иллюстраций-слайдов у вас получится?

Первые 2 строки стихотворения - обращение лирического героя к няне. Слайд 19.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!

Почему дни, проведенные с нею, он называет суровыми? (В самые трудные времена няня была рядом со своим питомцем, утешала его, давала ему силы. Для лирического героя няня - друг, который рядом – и в радости, и в горе.)

Вторые две строки

Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

Ученики: Строки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов. Слайд 20

Следующие четыре строки. Слайд 21.

Ты под окном своей светлицы.
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.

Ученики: Представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.

Учитель: Как можно понять выражение “горюешь, будто на часах? (Очень долго тоскует)

Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь: Слайд 22

Ученики: Кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль. Словно ждет, что ее любимый воспитанник вот-вот приедет.

Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь. Слайд -23

Ученики: Переживания за дорогого человека вызывают волнение, сердце начинает сильнее биться, возникает ощущение, что ему тесно в груди, что оно будто бы хочет вырваться на свободу.

А теперь откройте ещё один секрет этого стихотворения – посмотрите на слайд. Что увидели?

Ученики: А. С. Пушкин написал 13 строчек, а не 12, как в учебнике.

Как вы думаете, зачем эта 13 строчка? Обратите внимание на знак препинания…

Это пятая часть картинного плана. “То чудится тебе…”.

Ученики: Возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней. И его нелегкая судьба….

3. Анализ построения художественного произведения.

Учитель: Таким образом, мы разделили стихотворение на части, то есть определили композицию.

Композиция – это построение художественного произведения.

Как построено стихотворение?

На какие части можно его разделить? Слайд 24.

1 часть - обращение лирического героя к няне.

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…

4 часть стихотворения. В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом

4. Картинный план

“Подруга дней моих суровых…”

“Одна в глуши лесов …. давно ты ждешь меня”

“Ты под окном…горюешь, будто на часах”

“Глядишь в забытые вороты……тоска…”

“То чудится тебе…”

5. Игра “Литературные исследователи”. (Приемы)

Вам нужно будет исследовать текст, и найти в нем с помощью, каких средств художественной выразительности переданы чувства лирического героя и няни? Слайд 25

Эпитет — слово или целое выражение, которое, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность.

Эпитеты: дряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный путь – передают тяжесть одиночества няни.

Метафора - перенесение свойств одного предмета на другой, например по сходству.

Метафора: тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь – передают тяжесть одиночества няни.

Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим.

Сравнение: горюешь, будто на часах – передают постоянство ее томительного ожидания

Противопоставление: светлый — черный (“ты под окном своей светлицы” — “начерный отдаленный путь”). Слайд 26.

VII. Физминутка (релаксация под музыку Шостакова Д. “Прелюдия №5”).

VIII. Чтение текста вслух.

Шёпотом прочтите стихотворение. Что услышали? Какие звуки мы словно слышим – ш, ж, ш, с, ш, ч, д, п., щ, ч, т… Можно услышать звук спиц, шаги старой няни. Эти звуки подчёркивают тишину ожидания. Музыкальный, почти песенный ритм.

Определите, с какой интонацией надо читать строки: 1-2 – с уважением, нежностью, восхищением. Дальше - грустно, спокойно, в раздумье

IX. Работа над выразительностью чтения.

И так исследование продолжается. Вам предстоит исследовать стихотворение с точки зрения знаков препинания. Прочитаем стихотворение с учетом всех знаков препинания. Обратите внимание на многоточия. Возьмите тексты, напечатанные на листах. По памятке, помещённой ниже, расставьте паузы, логическое ударение, обратите внимание на остальные пункты памятки.

1. Вступительное слово учителя: Мы продолжаем изучение главы “Мир нуждается в нашей защите”.

– Давайте вспомним, о чем мы уже говорили на страницах этой главы, какой мир нуждается в нашей защите? Вспомните эпиграф к главе:

“Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил”
Антуан Сент Экзюпери

– А сейчас откройте учебник и прочитайте название двух следующих произведений в этой главе. По-моему, авторы учебника решили нас удивить: оба стихотворения А.С.Пушкина “Няне” и “Зимнее утро” поместили в главу “Мир нуждается в нашей защите”.

Как вы думаете, случайно ли именно в этой главе оказались оба стихотворения А.С.Пушкина, посвященные старенькой няне?

(Дети высказывают свои предположения)


Пушкин А.С. (1799–1837 гг.)

Александр Сергеевич родился в 1799 г. 6 июня в Москве, в семье дворянина, потомка знатного боярского рода. Начальное домашнее воспитание получил от гувернантов-французов, бабушка научила его писать и читать по-русски, а любимая няня Арина Родионовна рассказывала будущему поэту замечательные сказки.


Портрет няни
Яковлева Арина Родионовна (1758–1828 гг.)

Для А.С.Пушкина няня была очень близким и родным человеком. Она воспитывала его с детства. Они были неразлучны. Няня была к Александру очень добра, любила его, и он всегда это чувствовал. Любил Саша слушать сказки, а их Арина Родионовна знала много.

Когда Александр подрос, его отдали в лицей (Царское село под Петербургом). А старенькая няня грустила и часто вспоминала своего воспитанника. А с 1824 г. по 1826 г. Пушкин был в ссылке в родовом имении с. Михайловское. По приказу царя он не имел права даже выезжать из этого села. А наказали его за то, что он в своих стихах поддерживал декабристов, которые восставали против царя. Он был лишен общения с друзьями. И опять с ним рядом была его няня.

В сентябре 1826 г. Пушкин был вызван в Москву на собеседование к новому царю Николаю 1 и не вернулся в село Михайловское. Но поэт не забывает свою няню, часто думает о ней. И в первые месяцы после отъезда рождается стихотворение, посвященное “Няне”. В последний раз поэт видел Арину Родионовну через год после ссылки. А еще через год его любимая няня умерла.

2. Работа над текстом стихотворения “Няне”

Словарь: светлица – светлая парадная комната в доме.

– Чтение учителем стихотворения “Няне”.

– Какие чувства питает герой стихотворения к няне?

Нежность (Голубка дряхлая моя)
Благодарность (Подруга дней моих суровых)
Сочувствие и жалость (Одна, одна, давно ты ждешь меня; ты горюешь, будто на часах; в твоих наморщенных руках; тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь).

– Прочтите те строки, из которых видно, что герой не просто не забыл свою няню, но и хорошо представляет ее себе.

– Он уверен, что она его ждет? Докажите текстом.

– Можно ли прийти к выводу, что Пушкин остался самым близким человеком для няни?

(Няня одинока, живет одними мыслями о своем воспитаннике. На душе у нее тревога, дурные предчувствия)

– Как он называет няню и почему?

(Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя).

(Он благодарен ей за любовь и преданность. Ведь только она его и ждет всегда.

И за то, что, как и тогда в детстве, она его жалела, была рядом с ним эти два года ссылки, сочувствовала ему).

– Захотелось ли вам прочесть это стихотворение самим?

(Чтение про себя, а затем вслух)

3) Работа над текстом стихотворения “Зимний вечер”

– А это стихотворение написано Пушкиным было немного раньше, в 1825 г. И тогда он тоже был в ссылке. Стихотворение также посвящено няне Арине Родионовне.

веретено – ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом;
лачужка – небольшая, старая изба;
обветшалая кровля – старая крыша.

– Выразительное чтение стихотворения учителем.

– Какое настроение создает описание состояния природы в начале стихотворения?

(Впечатление настоящей снежной бури, неразберихи. Буря ведет себя настолько разнообразно, что напоминает то зверя, то плачущего ребенка, то путника, то неизвестно кого: то ли ветер, то ли домового, шумящего соломой. Это настоящая стихия, которая окружила со всех сторон маленький старенький домик. Настроение затерянности человека в мире природы, одиночества и тревоги: “Наша бедная лачужка и печальна, и темна”).

– Передается ли настроение обитателям избушки? Как лирический герой пытается изменить ситуацию? А еще как?

– Можно ли сказать, что он помнит свое общение с няней в детстве, что он благодарен ей?

(Именно поэтому он посвятил ей эти стихи. Своей любимой няне, которую он очень любил и испытывал глубокое чувство благодарности).

(Добрая подружка бедной юности моей, моя старушка, мой друг, моя подружка).

4) Прослушивание грамзаписи песни на стихи А. С. Пушкина “Зимний вечер”.

– Что вас удивило? О чем это говорит?

(Стихи А.С.Пушкина любили и любят во все времена, по произведениям поэта созданы музыкальные произведения, оперы, балеты, сняты художественные и мультипликационные фильмы)

– Чем вы можете объяснить тот факт, что оба стихотворения Пушкина помещены в главу “Мир нуждается в нашей защите”?

Существует не только мир природы, который мы должны беречь и защищать, но и мир человека, мир наших отношений и чувств. Это мир, который нуждается в таком же внимании, в такой же бережной поддержке, что и окружающая нас среда.

– Какое из этих стихотворений вам захотелось выучить наизусть?

5) Работа с иллюстрацией картины В. Попкова “Моя бабушка и ее ковер”.

В картинной галерее (в конце учебника) есть картина современного художника В.Попкова “Моя бабушка и ее ковер”. Приложение.



Виктор Попков. Моя бабушка и ее ковер

– Какими чувствами хотел поделиться с нами художник?

– Как вы думаете, старушка специально позировала художнику, или эта сцена из жизни случайно подмечена?

– Почему бабушка художника изображена не в центре картины, а чуть с краю? На какую черту характера намекает автор? (Скромность, не желает привлечь к себе внимание

– Как одета старушка? (Скромно и аккуратно.)

– В какой позе она сидит, что выражает эта поза? (Она устало сложила натруженные руки на коленях.)

– Из чего сделан ковер, на фоне которого она сидит? (Из тряпичных лоскутов.)

– Вам приходилось видеть такие ковры? Они фабричные или сделаны своими руками?

– Много ли времени понадобилось, чтобы его сшить?

– Можно ли назвать его нарядным? (Конечно, хотя наличие такого ковра в доме не говорит о богатстве и состоятельности владельца, зато говорит, что человек из простых, недорогих и доступных лоскутов ткани может сотворить настоящий праздник).

– А может, этот ковер напоминает всю бабушкину жизнь?

(Жизнь каждого человека – это мозаика из радостных и горестных мгновений, из удач и неприятностей, из побед и поражений, из ярких встреч и пустых, тягостных часов и дней, жизнь похожа на этот лоскутный ковер, в котором чередуются яркие и бледные цвета, а бабушка пережила и повидала многое в своей жизни).

– Каким же чувством хотел поделиться с нами художник?

(Чувством любви и привязанности к своей бабушке, чувством уважения к ней, к ее нелегкой жизни, к ее скромному характеру, трудолюбию, человеку, который умеет творить добро и праздник, несмотря на все жизненные тяготы).

– А вы любите свою бабушку? Поделитесь своими чувствами.

– Приходилось ли вам разглядывать бабушкины руки, какие они, почему?

6) Чтение стихотворения Л.Квитко “Бабушкины руки”. Приложение (слайд 14).

– Что умеют делать руки твоей бабушки?

– Как вы заботитесь о своей бабушке?

– Почему автор учебника предложил нам поговорить о старенькой бабушке именно в главе “Мир нуждается в нашей защите”?

Итог: Случайно ли, именно в этой главе “Мир нуждается в нашей защите”, оказались оба стихотворения А.С.Пушкина, посвященные старенькой няне? Какой еще мир нуждается в защите?

(Старость заслуживает особого уважения. Мы уважаем их за мудрые советы, за их все умеющие натруженные руки, за их безграничную любовь к детям и внукам. Старость нуждается в защите и поддержке тех, кто ее окружает)

– А вы задумывались раньше об этом?

– Что еще важного для себя вы открыли на уроке?

– Во многих городах Росси есть памятники А.С.Пушкину, его именем названы улицы, библиотеки. Его чтут во многих странах мира. И это заслуженно, ведь он подарил миру великие произведения.

– И няне Пушкина установлен памятник. Почему потомки чтут память об Арине Родионовне. Приложение.

Пушкин написал в 1826 году, поднимая тему материнской любви. Для поэта эта любовь воплотилась в образе няни. Именно она дарила все годы настоящую материнскую любовь, ласку, тепло, заботу и внимание.

Содержимое разработки

Конспект открытого урока

Предмет: литературное чтение.

познакомить с фрагментами биографии Пушкина.

Обучающие: учить выразительному чтению стихотворения; формировать умение видеть и понимать назначение средств художественной выразительности;

Развивающие : развивать речь, логическое мышление, воображение, обогащать словарный запас, развивать умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и одноклассников, умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации. Развивать у обучающихся личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Развивать положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

Планируемый результат:

Метапредметный: обогащают словарный запас, умеют воспринимать на слух текст в исполнении учителя и одноклассников, умеют самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации. Обучающиеся проявляют личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Регулятивные

Вступительная беседа.

Мастерица ведь была

И откуда что брала!

А куды разумны шутки,

Работа над те кс том .

а) первичное ознакомление

Ребята, переверните страницу. Что мы видим на этой странице? Сейчас мы будем слушать запись, и одновременно следить по тексту. Будьте внимательны, потому что потом вам будут заданы вопросы.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

б) словарная работа

- В стихотворении есть выделенные слова, как вы их понимаете?

Светлица? Ссветлая комната в избе.

Вороты? Широкий вход или проезд в стене.

Всечасно обозначает каждый час.

Какие еще слова вызвали у вас интерес?

Голубка – ласковое обращение к женщине
Дряхлая (моя) – слабая, немощная от старости.
Теснят (заботы грудь) – недомогание, при котором трудно дышать.

- Кто автор и как называется стихотворение?
- Как Пушкин относится к няне? (с уважением, с добротой).

- Найдите эти строки.
- Какие слова помогают нам понять её чувства к поэту?
- С какой интонацией прочитаем это стихотворение?

в) самостоятельная работа

- Кто прочитал, поднимите руку.
- Теперь мы прочитаем стихотворение по цепочке.
- Ребята, чувствуете ли вы в стихотворении грусть, боль? (стихотворение пронизано грустью, потому что герой не рядом с няней и обращается к ней мысленно).

- Теперь вслух и выразительно прочитайте стихотворение.

Рефлексия учебной деятельности.

- Наш урок подходит к концу.
- Давайте подведем итог нашей работы. Какая была тема урока?
- С каким стихотворением мы работали?

Читайте также: