Конспект урока на тему словообразование имен существит 6 класса

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: обеспечить условия для формирования умения определять способ словообразования имени существительного, выполнять словообразовательный разбор.

- личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;

- метапредметные: регулятивные: умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу; уметь оценивать свою работу; познавательные: умение работать с текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, классификации; понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, извлекать нужную информацию; коммуникативные: умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

II. Структурные элементы урока.

1. Организационный этап. Создание эмоционального настроя учащихся. Здравствуйте, ребята. Я уверена, что наше сотрудничество на этом уроке будет одинаково полезным как для вас, так и для меня. Желаю быть на уроке раскрепощенными и ничего не бояться!

2. Актуализация знаний. Беседа по вопросам.

Словарный состав русского языка – это застывшее явление или изменяющееся? (изменяющееся). Почему?

Что происходит в процессе изменения? (одни слова уходят из языка, другие появляются).

То есть словарный состав языка постоянно пополняется. Так? Каким способом? (появляются слова из других языков – это путь заимствования).

Еще? (Одним из важнейших путей пополнения является словообразование).

Открываю слайд 1. Думатель, умность, светлота, зверопарк, радование./data/files/i1560164303.pptx (Словообразование имен существительных)

1) Эти слова – результат заимствования или словообразования? К какой части речи относятся? Что они обозначают? Как появились? (приходим к выводу, что слова образованы суффиксальным способом и сложением). Как вы думаете, кто их изобрел? (Дети от 3 до 5 лет).

2) Итак, глядя на эти существительные, появившиеся в результате словообразования, скажите, какую тему мы будем рассматривать на уроке. Словообразование имен существительных. (Запишите в листах число, классная работа. Укажите тему.)

3. Целеполагание. Отталкиваясь от формулировки темы, попробуйте определите цель нашего урока. Узнать, какие способы словообразования используются при создании существительных, научиться их определять.

Какие задачи мы должны решить, чтобы добиться поставленной цели?

1. Вспомнить, какие способы образования слов есть в русском языке.

2. Выяснить, все ли способы используются при создании существительных.

3. Вспомнить порядок словообразовательного разбора.

4. Осознание учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений.

Ну что ж, принимаемся за работу! Перед вами таблица, которую необходимо заполнить. Чтобы вспомнить все способы словообразования, с которыми вы знакомились ранее на уроках, прослушайте их характеристики и впишите в первый столбик.

Заполнение таблицы в процессе коллективной работы с группой слов. Каждый выбор обосновываем.

1) Способ, при котором новое слово образуется путем присоединения к исходному приставки, называется…

2) Способ, при котором новое слово образуется путем присоединения к исходному суффикса , называется…

3) Способ, при котором новое слово образуется путем присоединения к исходному приставки и суффикса одновременно, называется…

4) Способ, при котором новое слово образуется путем усечения производящей основы (отсекается глагольный суффикс), называется … (например, рассказать – рассказ).

5) Способ, при котором новое слово образуется путем соединения двух или более корней, основ, целых слов, называется…

6) Способ, при котором новое слово образуется путем перехода из одной части речи в другую, называется …(субстантивация)

7) Способ, при котором новое слово образуется путём слияния воедино целого словосочетания, то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных, в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании, называется…

Учитель. Здравствуйте. Мне очень приятно, что новый учебный день мы начинаем вместе. С каким настроением вы пришли на занятие?

Психологическая разминка.

Похлопайте в ладоши те, кто
-- не выспался сегодня;
-- кто вкусно позавтракал;
-- кто рад видеть соседа;
-- кто пришел с хорошим настроением;
-- кто готов работать.

2. Мотивационно-мобилизующий этап.

Учитель. Оформим записи в тетради. Число, классная работа. Какова же тема сегодняшнего урока? Хотите узнать? Тогда слушайте.

Мамонт и папонт
Гуляли на речке.
Бабонт и дедонт
Лежали на печке.
А маленький внучонт
Сидел на крылечке
И сворачивал хобот в колечки.
(М. Яснов)

  • Почему это стихотворение вызвало у вас добрую улыбку?
  • Как вы думаете, какое отношение имеет стихотворение к теме урока?
  • Какие цели вы перед собой ставите? Чего ждете от этого урока?

3. Словарно-орфографическая работа.

Учитель. Отгадайте загадку.

У меня друзей – не счесть.
Среди них и козлик есть.
Взяв его за рожки,
Еду по дорожке.

Велосипед – лат. язык, “велох” – быстрый;

Велосипед - ист- к- а.

Велосипед - н- ый.

Велосипед – двухколесная или трехколесная машина для езды, приводимая в движение ножными педалями.

Учитель. Придумайте предложения со словарным словом по следующим схемам:

[ Обращение ! ] . А: “П!”

Учитель: подведем итоги работы. Что нового вы узнали? Что повторили, выполняя задание со словарным словом?

4. Система упражнений. Систематизация знаний по теме “Словообразование имён существительных”.

Учитель. Начнем мы сегодняшнюю работу с лексической разминки.

Запишите слова, имеющие в своем составе корень – вело – в значении “быстрый”. (с последующей взаимопроверкой). Лексическое значение всех слов объясняется.

Дети. Велосипед, велогонки, велотрек, велоспорт, велогонщик, велоспорт, веломарафон, велокамера, велодром.

Учитель: вызвало ли трудности это задание?

Учитель: самостоятельно сформулируйте задание.

Дети: слова нужно разделить на несколько групп.

Учитель: Давайте подумаем, по какому принципу мы их можем разделить?

Дети: по способу словообразования.

Учитель. Покажите на пальчиках, сколько способов образования слов вы знаете?

Дети. Четыре: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный и сложение.

Учитель. Сформулируйте задание.

Дети. Записать слова, распределяя их по четырем колонкам в зависимости от способа образования, вставить пропущенные буквы.

Карточки.

Соавтор, вел. с. педист, сварщик, нагр. ватель, под. конник, медвеж. нок, мотоц. клист, подстаканник, лун. ход, кирпич. к, пригород.

Проверяем выполнение задания.

приставочный суффиксальный приставочно-суффиксальный сложение
Соавтор

Учитель. Внимательно посмотрите на записанные слова. Есть ли здесь примеры слов, образованных по одной модели? Выпишите эти слова, постройте словообразовательную модель

Дополнительное задание для сильных учащихся.

Подберите свои примеры к данным словообразовательным моделям.

Дети:

Учитель. Дайте определение понятию “словообразовательная модель”. Следующее упражнение поможет нам научиться составлять словообразовательные модели.

Словообразовательные пропорции.

Орех = горох = замок = букварь
Орешек ? ? ?
правда = погода = решительность
неправда непогода ?
локоть = колено = дом
налокотник ? ?
тепло, ходить = вода, падать = сталь, варить
теплоход ? ?

Учитель. Что мы повторим, выполняя это задание? С какими трудностями вы столкнулись в ходе выполнения упражнения? Что необходимо сделать, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях.

(Учащиеся на полях пишут вопросы, ответы на которые необходимо найти дома. Например: от чего зависит написание суффиксов ЕК и ИК в именах существительных? В каком случае Не пишется слитно с именами существительными, а в каких раздельно?)

Учитель. Какие способы образования слов мы повторили, выполняя это задание.

Учитель. Сложным показалось вам это задание?

Дети: конечно, нет.

Учитель. Выделять морфемы в слова и определять словообразовательные модели – дело очень трудное. А вот почему, вы мне ответите сами, выполнив следующее задание.

Морфемная разминка.

Задание: запишите слова, выделите в них морфемы. Вы можете выполнять это задание без подсказки, самостоятельно, или воспользоваться подсказкой. Каждый учащийся сам решает, по какому пути пройти, выбирая листочек с заданием разного цвета. Красный: самостоятельный путь решения, зелёный: путь решения с подсказкой.

Красная карточка. Без подсказки. Зелёная карточка. С подсказкой.
Стульчик – мячик; Стульчик (стул) – мячик (мяч)
Валечка – речка; Валечка (Валя) – речка (река к//ч)
Осинка – снежинка; Осинка (осина) – снежинка (снег г\\ж)
Лисонька – яблонька. Лисонька (лиса) – яблонька (яблоня)

Стуль - чик - мяч - ик

Вал – ечк- а - реч –к - а

Осин – к – а - снеж – инк –а

Лис – оньк –а - яблонь- к -а

Дополнительное задание :

Найдите слова, образованные по одной модели.

Дети: речка, осинка, яблонька. C к y

Учитель. Что общего между словами?

Дети: одна словообразовательная модель, общее значение “нечто маленькое”, которое передается с помощью суффикса –К-, общие грамматические показатели, выражающиеся с помощью окончания : существительные женского рода, 1 склонения, единственного числа, именительного падежа.

Учитель. С какими трудностями мы можем столкнуться, выполняя морфемный разбор?

Дети: выполняя морфемный разбор, нужно быть очень внимательными, чтобы не допустить ошибок, не просто находить омонимичные морфемы, но и учитывать значение слова.

Игра “Я учитель”.

Учитель: Коля Лентяйкин, наш с вами давний знакомый, как всегда был невнимательным, когда изучал тему “Словообразование. Морфемика”. И вот к чему это привело. Он так определил значение следующих слов.

Радист – человек, который испытывает чувство радости.

Пломбир – врач, который ставит пломбы.

Учитель. Почему ошибся Коля?

Дети. Неправильно подбирал однокоренные слова, неверно определял морфемы.

Радист – радио, радиомаяк

Учитель. В русском языке новые слова образуются по определенным словообразовательным моделям, и мы это доказали. Возникает вопрос: подходят ли эти модели ко всем словам без исключения? Выскажите ваши предположения. Словообразовательные модели используются для образования определенной группы слов. Незнание этого может привести к грубейшим ошибкам. Правда, есть такая группа людей, которым подобные ошибки мы можем простить. О ком идёт речь?

Дети: о малышах.

    Конфетоед .
  • Велосипедница
  • Режницы
  • Зубопад

Дифференцированное задание:

1 задание: определите, по какой словообразовательной модели образованы слова конфетоед, велосипедница, режницы, зубопад.

Запишите модели, подберите пример (примеры) слов, существующих в русском языке, которые образовались по данной модели.

Например: замужница. Словообразовательная модель – за - . ниц – а.

Слова, существующие в русском языке: затворница, заложница.

Конфетоед. Словообразовательная модель:
Примеры слов: ________________________
Велосипедница. Словообразовательная модель:
Примеры слов: ________________________
Режницы. Словообразовательная модель:
Примеры слов: ________________________
Зубопад. Словообразовательная модель:
Примеры слов: ________________________

2 задание: попытайтесь объяснить, почему ребенок мог придумать слова конфетоед, велосипедница, режницы, зубопад, описав речевую ситуацию, в которой они могут быть употреблены. (Опишите речевую ситуацию только одного любого слова).

Например: Маленький Дима, рассказывая воспитательнице детского сада про свою семью, говорит:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель Олексюк Адэля Альфитовна

Класс 6

Тема урока: Словообразование имён существительных.

Планируемые результаты:

предметные: , отвечают на вопросы, определяют способ словообразования, наблюдают над изменениями смысла слова, образованных с помощью приставочного и суффиксального способов, выполняют морфемный разбор слова.

метапредметные :

познавательные: структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют своё действие в соответствии поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Задачи:

Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная (фронтальный опрос).
Оборудование: презентация, сигнальные карточки, жетоны.

Организационное начало урока

-Здравствуйте, я рада видеть вас, ребята, и вас, гости, на уроке русского языка.( слайд 1,2 )

- Какое у вас, ребята, настроение? Поднимите красную карточку – если вам страшно и хочется убежать, спрятаться, жёлтую –если вам не очень комфортно, но вы готовы работать, зелёную – если у вас прекрасное настроение и вам хочется узнать много нового и интересного. (слайд3 )

- Записываем число, классная работа. Оставляем строчку для темы урока, которую мы определим позже.

Словарная работа

1)- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, попробуйте отгадать его по описанию-загадке:( слайд 4 ) Усатый общественный транспорт (троллейбус).

- Читаем слово, записываем в тетрадь, определяем его грамматические признаки (м.р., ед.ч., 2 скл., нариц.,неодуш, И.п.)

- Представьте, что мы едем на троллейбусе, я буду контролером, а вы пассажирами. За правильный ответ на уроке вы получаете билет на проезд, то есть жетон. Мы будем ехать по городу Существительное, и проедем много улиц.

2) Ну что, поехали! Работаем дальше со словарными словами.

- На слайде 5 вы видите словарные слова. Прочитаем их.

- Выпишите те слова, в которых допущены ошибки. Списать без ошибок.

Слова на слайде: ДОГОВОРЁННОСТЬ, НАМЕРЕНИЕ, ДАБЫЧА, СОСТЯЗАНИЕ, ПОДРОЖАТЬ, ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ.

- Проверяем, сравниваем со слайдом (самопроверка) ( Слайд 6 )

( Раздаю жетоны тем, у кого выписаны правильно оба слова.)

Активизация опорных знаний.

1.Проверка домашнего задания

- Едем дальше. Наше путешествие продолжается по городу Существительное. Проверим домашнее

Изучение новой темы.

Мы въезжаем на неизвестную нам улицу города Существительного. Чтобы узнать, как называется эта улица надо выполнить задание – отгадать загадку.

2. Морфологические признаки слова. (Имя сущ-ое, обозначает предмет, отвечает на вопрос что?, неодуш., нариц., ж.р., 1 скл., ед.ч., Им. п.)

Слово учителя! Продолжаем путешествовать по городу Существительное.

Живут на ней такие морфемы - суффиксы. Иногда она звенят, как колокольчики: -оньк-, -еньк-, -знь-. Иногда словно каблучками стучат: -ек-, -ик-, -чик-, -ник-. Иногда , как птички поют: -лив-, -чив-. А бывает, будто просят о чем-то: -н-, -льн-.

Задание: Отгадайте загадку.

Слово учителя! Сердитый недотрога живёт в лесу глухом.

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёж). (слайд 11,12)

Ребята а подумайте какое новее существительное можно образовать если добавить суффикс ик к слову еж?

Правильно это слово ежик!( слайд 13)

Существительное образовалось каким способом словообразования? – Правильно - суффиксальным! Это один из основных способов образования существительных!

Ребята, что вы можете сказать об этом животном?

Слово учителя ( воспитательный момент).

Ёжик – колючий. Иглы – это только колючий панцирь, защищающий ёжика от врагов. Не будь колючек – нипочём не выжить бы ни одному ёжику, ни всему ежиному роду. Но, как видно, неплохая это защита – ежи живут на Земле уже 50 млн. лет. Взрослое животное весит килограмм, длина тела до 30 см.Ежи очень выносливы. Люди нередко стараются приручить ежей, поселить в своих домах. Но, принося зверька из леса или парка в квартиру, они только губят его. Ежу в доме плохо, даже если его вдоволь кормят и поят – домашний пол никогда не заменит ему траву и землю. Пусть ёж живёт там, где ему отведено природой. Как вы думаете, какую пользу приносит это животное? Как нужно относиться к животным?

Даны слова: мяч, карандаш, лист, учит, звон.

Образуйте слова с помощью суффиксов.

Получившиеся слова: мячик, карандашик, листок, учитель, звонок. (слайд 14.15)

Слово учителя!

Продолжаем наш путь. Следующая улица, на которую мы попали -

Здесь мы встретили мальчика, и он заблудился, давайте ему поможем выполнив задания, образуйте от данных слов новые имена существительные (по вариантам 1,2) ход : поход, вход, выход, сход, заход, восход, переход, обход, приход. езд: подъезд, съезд, въезд, объезд, выезд, переезд, поезд, наезд.

Спасибо, поблагодарил нас мальчик, и нашел дорогу к своему дому!

Как называется такой способ образования имен существительных – приставочный!

Раздаю жетоны тем , кто справился с заданием!

Физкультминутка!(слайд)

Мы с вами знаем , что есть имена существительные нарицательные и собственные. Давайте проведем физкультминутку. Если вы слышите имя собственное , то поднимаете руки вверх . если нарицательные , то приседаете.

Если названные слова надо писать с большой буквы — поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте:

Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок.

Слово учителя!

Что же здесь нас ожидает?

Вот вам задачка посложнее. Определите, каким способом образовано существительное содружество. (Это не приставочный и не суффиксальный способ) А какой? (Приставочно-суффиксальный) Итак, если слово образовано одновременным присоединением приставки и суффикса, мы имеем дело с приставочно-суффиксальным способом.

Закрепление материала

Спортсмен, который ходит на лыжах – лыжник.

Спортсмен, который ныряет в воду- прыгун.

Который бежит по дорожке – бегун.

Который танцует на площадке – танцор.

Который садится на шпагат, висит на брусьях – гимнаст.

Который борется – борец.

Который прыгает – прыгун.

Вывод: каким способом образовались данные имена существительные?

- А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.

-От глагола понёс взять приставку,

от глагола дарить корень,

от существительного кружок суффикс.

- Какое слово получилось?

-От глагола пришёл взять приставку,

от глагола улетел взять корень,

от глагола бежит окончание.

-От глагола побелел взять корень,

от прилагательного маленький суффикс,

от прилагательного синий окончание.

Обменяйтесь с соседом по парте и оцените свои карточки.

Итоги урока

Ребятам предлагается заполнить анкеты (устно послушать пару человек)

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

доволен / не доволен

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования умений характеризовать значение и грамматическую форму слова по словообразовательной схеме, составлять словообразовательную цепочку.

Планируемые результаты:

предметные: ориентируются на страницах учебника, отвечают на вопросы, определяют способ словообразования на основе схем, наблюдают над изменениями смысла слова, образованных с помощью приставочного и суффиксального способов, выполняют морфемный разбор слова.

метапредметные:

познавательные: структуируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют своё действие в соответствии поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Понятия: словообразовательная цепочка, словообразовательная модель, аббревиация, аббревиатура.

Задачи:


Использование образовательных технологий и методов: ИКТ, игровые, личностно-ориентированные.

Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная (фронтальный опрос).

Структура урока:

Изучение новой темы.

Подведение итогов работы. Рефлексия.

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Приветствие. Настрой учащихся на работу, Организация внимания, проверка готовности к уроку.

Подготовка к уроку. Приветствие друг друга, гостей.

коммуникативные (формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества)

2. Актуализация знаний

Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

1. Отгадать загадку:

Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке вы встречали, Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка) 2. Морфологические признаки слова.

-При помощи каких морфем образовали слово?

- Имя сущ-ое, обозначает предмет, отвечает на вопрос что?, неодуш., нариц., ж.р., 1 скл., ед.ч., Им. п.

- При помощи приставки и суффикса.

УУД: познавательные (извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ);

коммуникативные (формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога);

регулятивные (выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения)

3. Постановка учебной задачи. Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации

-Как ещё могут образовываться имена существительные, мы узнаем сегодня на уроке.

Моя цель: научить определять способ образования имени сущ-го по алгоритму.

А какую цель вы поставите перед собой?

(Запись темы урока.) 1 слайд.

УУД: познавательные (пытаются решить задачу известным способом. Самостоятельное выделение и формулирование цели);

регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу)

4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения

Цель: построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

1. Исследование языкового материала:

- определите способ словообразования имён сущ-х.

Проверка (слайды №3, №4)

Словарная работа.

Определяют способ образования слов по алгоритму:

1) Разберите слово по составу.

2) Определите основу слова.

3) Определите последнюю присоединённую морфему.

4) По этой морфеме определите способ словообразования.

5) Если в слове два корня, определите, каким именно способом сложения оно образовано.

УУД: познавательные ( поиск и выделение необходимой информации; );

коммуникативные (адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью);

регулятивные (контроль, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

5.Физ. минутка (пауза релаксации)

6. Первичное закрепление знаний Цель: усвоить учащимися новый способ действия

Читайте также: