Конспект урока на тему характеристика основных экологических групп растений

Обновлено: 06.07.2024

Технологическая карта урока

Учреждение: ГБОУ лицей №419 Петродворцового района Санкт- Петербурга

Автор: учитель биологии Сергеева Елена Геннадьевна _________________________________________

Характеристика основных экологических групп растений

· раскрыть особенности строения растений различных мест обитания;

· показать влияние абиотических экологических факторов на организм;

· отработать практические навыки работать с учебной литературой, микроскопом,

биологическими объектами, готовить

микропрепараты, анализировать, делать выводы;

· продолжить формирование навыков общения в группе.

· выяснить приспособления листьев к условиям освещенности и влажности;

· развить понятие о тканях листа;

· показать практические умения работы с микроскопом и навыки приготовления микропрепаратов;

· научиться определять условия произрастания растения по строению листа;

· развитие мотивации и познавательного интереса к изучению биологии;

· развитие смыслообразующей функции самообразования;

· формирование учебно-познавательной мотивации к изучению предмета.

· работа с информацией

· экологическая значимость для жизнедеятельности живых организмов

· взаимосвязь изучаемого материала с математикой, географией

Образовательная среда урока

Учу искать информацию в разных источниках

Форма работы на уроке

частично-поисковый, проблемный, проектная деятельность, группы постоянного состава (4 группы по 5 человек)

Организует учащихся к восприятию изучаемого материала

Вступление. На фоне слайдов с изображением природы звучат стихи Елены Никола­евской.

Ах, эта среда обитания!

Все связаны между собой

Обменом, цепями питания,

Составом, структурой, судьбой.

В чащобах, и в грядах, и в весях,

Где дышит и движется жизнь,

Да будет всегда равновесье!

Его потревожить страшись!

Ставит и поясняет цели урока

Готовность к восприятию предмета

Проверка знаний учащихся (фронтальный опрос)

· О какой науке идет речь и почему курс биологии 6 класса важно закончить изучением именно этой темы?

· Что изучает экология?

· Кому нужны экологические знания?

· Как называются отдельные элементы внешней среды?

· Какие группы экологических факторов вы знаете?

Задание группам. Из четырех экологических факторов выбрать лишний, аргументировав свое решение. Приложения с заданиями (на столах у учеников).

Координирует ход обсуждения, а так же при необходимости задает наводящие вопросы.

Отвечают на вопросы учителя

· применение предметных знаний

· выполнение учебного задания в соответствии с целью

Особенности строения листа и его значение в жизни растений

Формирует новую учебную задачу.

Дает сырье для булки

И очень важный газ

Что спрятано в шкатулке,

Хочу спросить я вас?

Вспомним функции, которые выполняет лист.

Как связано строение листа с его основными функциями?

Организует работу с таблицей.

· Назовите клетки, задействованные в процессе воздушного питания растения.

· Какова особенность строения клеток кожицы листа?

· какое она имеет значение в жизни растения?

· Зачем растению жилки?

· Как работают устьица?

Называют функции листа.

Находят на таблице различные клетки листа.

Определяют, какая ткань загадана по ответам одноклассников на вопросы о строении клеток и функциях этой ткани.

· монологическое высказывание Регулятивные:

· выполнение учебного задания в соответствии с целью

Организует работу в группе.

каким образом подсчитать количество устьиц на 1см 2 поверхности листа.

Объясняет, как измерить диаметр поля зрения микроскопа и вычислить площадь круга.

· Изучите особенности строения комнатного растения.

· Отметьте размеры и окраску листьев; особенности кожицы (тонкая, нежная, толстая, плотная, глянцевая, покрыта восковым налетом); опушены ли листья; где и как расположены устьица, размеры и число устьиц; величину и количество хлоропластов.

· Выясните, где родина этого растения.

· Определите, к какой экологической группе можно отнести это растение. Укажите признаки, на основе которых вы сделали вывод.

Рассказывает об основных экологических группах

Помогает формулировать ответы.

Контролирует временные рамки выполнения задания.

Предлагают способы подсчета количества устьиц на 1см 2 поверхности листа.

Изучают внешнее строение растения.

Изучают микроскопическое строение листа.

Подсчитывают число устьиц в поле зрения.

Находят родину растения, читая дополнительную литературу.

Делают описание экологической характеристики растения в тетрадях.

Смотрят презентацию, анализируют полученную информацию, составляют схему, делают выводы.

Выступают с результатами проекта перед одноклассниками.

· проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя

· находить причинно-следственные связи

· давать определения понятиям

· строить логические рассуждения

· достаточно точно, последовательно передавать необходимую информацию

· передавать полученную информацию в сжатом виде

· в совместной деятельности четко формулировать цели

· вносить вклад в совместную работу

· действовать по выбранному плану

· описывать достигнутый результат

· осуществлять решение поставленных задач

Динамическая пауза

Показывает физические упражнения.

Мы, как растения, тянемся к солнцу, нам нужен свет (поднимаем руки вверх), вода (наклон вниз), воздух (повороты в сторону с вытянутыми вперед руками).

Выполняя упражнения, повторяют основные абиотические факторы, действующие на растения.

Регулятивные:

· осуществлять правильное чередование труда и отдыха

Творческое задание группам для применения полученных знаний на практике.

На экране изображение гениального сыщика.

Читает его письмо и раздает задания группам.

По описанию строения листа узнают, в какой стране побывал преступник, откуда привезено ценное растительное сырье.

· применять полученных знаний на практике

Экология, друзья, наука очень нужная:

Без нее ты ни за грош в наше время пропадешь,

Ибо каждый знать обязан,

Кто, как, с кем в природе связан,

Чтоб случайно иногда, ей не принести вреда.

Отгадывают, что находится в шкатулке

Делают вывод о взаимосвязях всего живого между собой и с окружающей средой

· умение работать в группе

· вносить вклад в совместную деятельность

· выполнение учебного задания в соответствии с целью

· самостоятельно планировать работу, контролировать и управлять временем, отведённым на выполнение задания

· действовать по заданному плану

Закрепление изученного материала

С помощью тестовых заданий выясним, насколько хорошо была изучена тема сегодняшнего урока.

1. Наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания называется:

2. Экологические факторы — это:

а) только факторы неживой природы

б) только факторы, связанные с деятельностью человека

в) только факторы живой природы

г) все вышеперечисленное

3. Фактор живой природы:

б) температура г) свет

4. В наиболее сухих местах может расти:

а) каланхоэ в) сансевьера

б) аспидистра г) фиалка

Работают с тестами раздаточного материала. Самооценка ученика по итогам проведенного урока (учащиеся анализируют этапы урока, свое участие в работе группы).

· давать определение понятиям

· объяснять явления, процессы

· анализировать, обобщать, выделять главную мысль

· контролировать и управлять временем, отведённым на выполнение задания

· передавать содержание в сжатом виде

5. К факторам, связанным с деятельностью человека, можно отнести:

а) влияние на жизнедеятельность водных животных строительства плотины

б) влияние одних видов организмов на другие в процессе жизнедеятельности

в) влияние любых неживых объектов; физических и химических процессов и явлений

г) влияние особей одного вида друг на друга

6. В наиболее затененных местах растет:

7. Наименьшее число устьиц у растений:

а) влажных мест обитания

б) сухих мест обитания

8. листья светолюбивых растений

а) тонкие и нежные

б) с крупными хлоропластами

в) покрыты толстой кутикулой и восковым налетом

г) не имеют кутикулы и воскового налета

9. Факторы неживой природы:

а) температура почвы и растения

б) растения и бактерии

в) влажность и температура

г) температура и грибы

Изучить параграф 55. Написать,

к каким экологическим группам относятся растения, растущие у вас дома.

Выслушивают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

· объяснять явления, процессы

· анализировать, обобщать, выделять главную мысль

· определять план действий

· передавать содержание в сжатом виде

· Формирование учебно – познавательной мотивации к изучению предмета

Гениальный сыщик просит учеников помочь ему в расследовании. Задания группам.

Продавец утверждает, что все лекарственные травы собраны в тропическом лесу реки Амазонки. Но часть листьев сильно опушена, хлоропласты мелкие, хлорофилла мало, окраска очень светлая, устьица очень маленькие, их плотность равна 500 на 1 мм 2 .

Можно ли доверять продавцу?

Листья наркотического сырья утолщенные, мясистые, имеют толстую кутикулу, глубоко погруженные крупные устьица. Плотность устьиц равна 7 на 1 мм 2 .

Где может быть выращено это сырье?

В Тунисе недалеко от пустыни Сахары совершено преступление. Подозреваемый утверждает, что никогда не был в Африке, но на его ботинке обнаружен кусок листа с толстой кутикулой, восковым налетом и глубоко погруженными крупными устьицами. Плотность устьиц равна 9 на 1 мм 2 .

Правду ли говорит подозреваемый?

В партии чая половина листьев тонкие, темно-зеленые, без кутикулы, с немногочисленными крупными хлоропластами, расположенными в 3 слоя. Устьица довольно крупные, встречаются на обеих сторонах листа. Плотность устьиц равна 90 на 1 мм 2 .

Правда ли, что эта партия привезена из солнечных районов Краснодарского края?

Не все растения одинаково приспособлены к жизни в одинаковых условиях. В зависимости от отношения к различным экологическим факторам окружающей среды, растения делятся на экологические группы.

По отношению к свету различают следующие группы:

  • гелиофиты — светолюбивые растения,
  • сциогелиофиты — теневыносливые растения,
  • сциофиты — тенелюбивые растения.


По отношению к влаге растения делятся на:

  • гидрофиты — растения водных и избыточно увлажнённых мест обитания,
  • мезофиты — растения мест достаточного увлажнения,
  • ксерофиты — растения сухих мест обитания.


У растений каждой группы выработались приспособления, позволяющие им расти и развиваться в определенных условиях обитания. Давайте рассмотрим основные характеристики этих экологических групп.

Светолюбивые растения (гелиофиты) — это растения, приспособленные к жизни на открытых, хорошо освещённых местах. В эту группу можно отнести многие деревья (сосна, береза, лиственница), травянистые растения лугов и степей (злаки), большинство водных растений (лотос, кувшинка), а также большинство кактусов. Светолюбивыми является большинство сельскохозяйственных растений (яблоня, виноград, томат, кукуруза).

Светолюбивые растения имеют характерное строение листьев. Они обычно небольшие, плотные, с блестящей кожицей и многочисленными устьицами, расположены под углом к свету. У некоторых растений листья покрыты восковым налётом или опушением.

У светолюбивых растений хорошо развиты проводящие ткани и корневая система.

Отличительная черта гелиофитов — высокая интенсивность фотосинтеза.

Тенелюбивые растения (сциофиты) — растения, приспособленные в жизни в затемнённых условиях и предпочитающие рассеянный свет. Сюда относятся растения, растущие под пологом леса, в глубоких расщелинах и других местах, куда не проникают прямые лучи солнца. Это мхи, лишайники, плауны, папоротники, водоросли.

У сциофитов слабо развиты механические и проводящие ткани. Листовые пластинки довольно крупные, тонкие. Хлоропласты в клетках листа крупные, хлорофилла в них больше, чем у светолюбивых растений, что обеспечивает возможность фотосинтеза даже при слабом, рассеянном освещении.

Теневыносливые растения (сциогелиофиты) — растения, свободно произрастающие как в тенистых местообитаниях, так и на открытых участках с большим количеством прямого солнечного света. Это промежуточная группа между светолюбивыми и тенелюбивыми растениями. Примеры теневыносливых растений: огурец, кабачок, салат, щавель.

Теневыносливые растения обладают более широкими, более тонкими и мягкими листьями, что позволяет им улавливать больше рассеянного солнечного света. По форме они обычно плоские и гладкие. Характерно горизонтальное расположение листвы и листовая мозаика. Лесные травы обычно вытянуты, имеют удлинённый стебель.

Сциогелиофиты характеризуются относительно невысокой интенсивностью фотосинтеза.

Растения водных и избыточно увлажнённых мест обитания (гигрофиты) отличаются большими и тонкими листьями. Устьица крупные, но их количество на единицу площади невелико. Поверхность листа покрыта плотной глянцевой кожицей, которая плохо смачивается и не заливает устьица.

Особенностью листьев гигрофитов является также наличие особых образований — гидатод, через которые излишки воды удаляются из растений. Именно поэтому на листьях растений этой группы часто появляются капли воды.

Среди других особенностей гигрофитов — слаборазвитая корневая система, наличие длинных стеблей при неразвитости механических тканей, слабое одревеснение стенок сосудов. Из-за этих особенностей даже незначительная нехватка влаги может привести к увяданию растений.

Примеры водных растений: кувшинка, калужница болотная, подмаренник болотный, рогоз.

Растения сухих мест (ксерофиты) способны переносить продолжительную засуху, они обитают в степях, полупустынях и пустынях. Среди них встречаются травы и древесные растения. Эти растения хорошо адаптированы к условиям, в которых они растут. У них имеются приспособления, позволящие добывать воду при её недостатке, ограничивать испарение воды и запасать её на время засухи.

У ксерофитов хорошо развита корневая система, их листья имеют толстую плотную кожицу, опушение или превращены в колючки.

Примеры ксерофитов: алоэ, верблюжья колючка, агава, кактусы.

Растения мест достаточного увлажнения (мезофиты) – наземные растения, которые приспособлены к обитанию в среде с достаточным, но не избыточным увлажнением почвы. Это промежуточная группа гигрофитами и ксерофитами. Эта группа очень обширна и многородна.

Сюда можно отнести многие луговые травы (клевер, тимофеевка, ромашка), большинство лесных трав умеренного пояса (ландыш, медуница), листопадные деревья и кустарники (лещина, сирень), а также большинство сельскохозяйственных культур (кукуруза, пшеница).

У этой группы растений нет признаков специфической адаптации к условиям обитания, однако, они обычно имеют хорошо развитую корневую систему с ветвящимися корнями, а также широкие, плоские и зелёные листья разнообразной формы.

Растения, обитающие на относительно о днородном участке земной поверхности и существующие в определённых условиях составляют р астительные сообщества, или фитоценозы . Для каждого сообщества характерны определенные почвы, влажность, освещенность, температура и другие условия, отличающиеся от условий жизни другого сообщества. Эти условия определяют видовой состав и систему взаимоотношений растений внутри сообщества и с внешней средой.

Еловые леса отличается плохой освещённостью и повышенной влажностью. Травяной покров богат видами. Под густыми елями растут кислица, черника, брусника, различные мхи.

Сосновые леса предпочитают песчаные почвы. Света в них достаточно, но видовой состав беден, что объясняется недостатком питательных веществ. Почву покрывают мхи и лишайник, среди которых растут черника, папоротник орляк, плаун булавовидный.

Лиственные леса растут на почвах, богатых минеральными веществами. Их видовой состав очень разнообразен: из деревьев растут дубы, липы, клёны, березы, из кустарников – орешник, жимолость, бересклет. Богат видами и травяной покров – распространены такие растения, как ландыш, медуница, вороний глаз.

Обычно растительные сообщества называют именем того вида, который в нем преобладает. Таким образом, можно выделить еловый лес, берёзовый лес (роща), дубовый лес (дубрава), сосновый лес (бор), смешанный лес (лес состоящий из лиственных и хвойных пород деревьев). В зависимости от преобладания тех или иных видов и условий существования растительные сообщества объединяются в большие группы – типы растительности: леса, луга , болота, степи тундры. Каждый тип имеет свои характерные черты.

Таким образом, мы выяснили, что растения делятся на различные экологические группы в зависимости от отношения к тем или иным экологическим факторам. У каждой группы растений выработались приспособления, позволяющие им расти и развиваться в определенных условиях обитания. Растения, обитающие на о днородном участке земной поверхности и в определённых условиях составляют р астительные сообщества, которые в свою очередь объединяются в более крупные типы растительности.

Урок 60. Характеристика основных экологических групп растений.

Цель: выяснить приспособленность растений во внешнем строении к местам обитания.

“Наш мир – не случайность, не хаос, –
есть система во всем.”

Ход урока.

1. Актуализация знаний (10 минут)

На доске таблица и рядом некоторые комнатные растения.

– Необходимо выяснить особенности полива комнатных растений, в зависимости от особенностей внешнего строения и происхождения этих растений.

(Заполнение у доски фронтально – 5 человек):

-– Сделайте вывод об особенностях внешнего строения и условиях полива в зависимости от места их происхождения.

2. Изучение нового материала (25 минут)

Итак, мы выяснили, что условия обитания влияют на особенности внешнего строения, на примере с комнатными растениями. В природе на растения влияет не только такой фактор как влажность, но и количества света, движение воздушных масс, состав и строение почв и т.д. В определенных условиях произрастают растения с определенными внешними и внутренними признаками.

Сегодня на уроке мы познакомимся с экологическими группами растений. Перед нами стоит задача выяснить, учитывая особенности внешнего строения растений, в какие экологические группы они входят. Мы рассмотрим, пять основных экологических групп и для этого нам необходимо разделится на пять групп.

До этого учитель разрезает пять открыток с яркими цветами на пять частей различной формы, дети вытаскивают их, не выбирая, и затем ищут своих партнеров по открытке, лучше взять известные комнатные или другие цветы, чтобы дети могли быстрей найти своих партнеров.

Ученики рассаживаются по группам и получают задания, конверт с растения из разных экологических групп (6 карточек растений с небольшим описанием, три карточки этой группы и три из других групп) и карту биологического тренажера.

Группа 1: Растения открытых мест.
Биологический тренажер

“Не видать ни души. Тонет в золоте день,
пробежать по траве ветру сонному лень.
Вот и речка…. не верь. То под жгучим лучом
Отливается тонкий ковыль серебром”

Прекрасен вид цветущего луга. Наверное, нигде нельзя встретить такое разнообразие трав как на лугу. Здесь много красивых растений. Среди них немало лекарственных трав, встречаются съедобные растения, многие цветы – прекрасные медоносы. Травяной состав лугов является незаменимым кормом для скота. Луговые растения развиваются особенно быстро, поэтому за лето их скашивают два, а то и три раза.

Группа 2: Растения, живущие в условиях
недостаточного освещения (теневыносливые).
Биологический тренажер

“Смолой и солнцем пахнет хвоя,
Замолкнув, сосны дремлют стоя,
Сверкают на затылках иней
Серебряные капли зноя,
Березы, полные покоя,
Чуть дышат зеленью своей,
И слышно, как, жилище строя,
Шуршит былинкой муравей.”

Лес ли это? Мы видим только листья, листья без просвета, большие и малые, узкие и широкие, отливающие светлым серебром и темно-зеленые. По земле хаотично вьются ползучие травы, чуть повыше над ними молодые деревца и кустарники в своем неудержимом порыве вверх оттеняют в сторону своих более слабых соседей. Лес поделен на ярусы – это структурная часть фитоценоза, вертикальное расслоение для лучшего усвоения солнечного света. Многие из этих растений используются в народной медицине.

Группа 3: Растения водных и избыточно увлажненных мест обитания.
Биологический тренажер

“По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая,
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая”.

По берегам озер, речных заводей и других водоемов существует особенный, ни на что не похожий растительный мир. Жизнь этих растений тесно связанна с водой и этим объясняется особенность их строения. Велика роль этих растений в жизни водоемов: они препятствуют перемещению ила, хорошо очищают воду. Заросли растений служат местом жизни и кормления многих птиц, рыб и зверей. Многие из этих трав используются в народной медицине

Группа 4: Растения сухих мест обитания.
Биологический тренажер

“Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги –
Мы ведь на планете не одни”.

Есть места, где вода большая редкость, добыть, уберечь вот основная задача для растений которые там поселились. Эти растения очень жизнестойки и неприхотливы. Они не отличаются броской краской, и конечно, цветы их не украшают букеты, уж больно они колючи. Многие из этих растений обладают лекарственными и другими полезными для человека свойствами. Кроме того, без них эти безводные районы выглядели бы еще более пустынными.

Группа 5: Придорожные растения.
Биологический тренажер

“Эх, дороги ….
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян”.

Вдоль дороги и во дворах растут совсем неприметные растения, на которые мы порой не обращаем внимания. Они прекрасно приспособились к своей среде обитания. Значение придорожных растений очень велико. Покрывая сплошным ковром обочины, они не дают подниматься дорожной пыли, семена их служат кормом для птиц, многие из этих трав используются в народной медицине.

После того как ребята выбрали из шести растений три растения своей экологической группы (на их усмотрение), устраиваем обменный аукцион, каждая группа рекламирует свои растения, другим группам и добирает недостающие свои растения.

После этого каждая группа получает правильные карты со всеми растениями и проверяет свою работу, записывает в тетради название своей группы и правильные растения, по количеству правильных растений каждая группа получает оценку три растения – “3”, четыре – “4”, пять – “5”, шесть – просто отлично и великолепно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Характеристика экологических групп растений.

Учитель: Михина Вера Владимировна, учитель высшей квалификационной категории, МОУ СОШ № 27, г. Ярославля.

Основные цели:

- принадлежность растений к экологической группе;

- признаки растений разных экологических групп.

Демонстрационный материал:

Рисунки растений разных экологических групп.

Образец проверки тестовой работы.

Рабочая карта группы.

Гербарные экземпляры растений разных экологических групп.

I . Мотивация к учебной деятельности.

1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности в учебную

- Здравствуйте, садитесь. Я рада вас видеть, начинаем урок. Какой раздел биологии мы изучаем? (Природные сообщества.)

- Все изучили о природных сообществах? (Нет.)

- Так с какой целью пришли на урок? (Продолжить узнавать новое, интересное, познавательное по этой теме.)

- Вижу настрой боевой, желание есть? (Да.)

- Тогда начинаем. Ваши предложения: с чего начнем? (Повторим изученное ранее.)

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Организовать актуализация изученных способов действия, достаточных для построения нового знания.

Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.

Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).

Организовать обобщение актуализированных способов действий.

Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

- Что такое экология? (Наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и с окружающей средой.)

- Что такое среда обитания? (Всё, что окружает растение в том месте, где оно растет, обеспечивая его всем необходимым для жизни.)

- Что такое экологические факторы? (Совокупность условий, действующих на организм.)

- На какие группы можно классифицировать факторы среды? (Факторы живой природы и факторы неживой природы.)

- Как называются факторы живой природы? (Биотические.)

- Как называются факторы неживой природы? (Абиотические.)

- Приведите примеры биотических факторов. (Растения, животные, грибы, бактерии.)

- Приведите примеры основных биотических факторов. (Свет, температура, влажность, почва, воздух, вода.)

Экологические факторы




биотические абиотические

- растения - свет

- животные - температура

- человек - влажность

- радиационный фон

- качество (почвы, воздуха, воды)

- рельеф и т.д.

- Все группы факторов, безусловно, важны. Но как вы считаете, какие из них оказывают наибольшее влияние на рост и развитие растений? (Свет, температура, влажность).

- Есть, другие мнения? (Нет.)

- Влияние этих факторов вам известно? (Да.)

- Предлагаю вам самостоятельную тестовую работу, которая позволит вам повторить, путем вспоминания изученный материал по теме в начальной школе. Но прежде всего, хотелось бы услышать ответ на мой каверзный вопрос. Согласны. (Да.)

- Почему для вспоминания я предлагаю тестовую работу. (Это просто. В тестовой работе есть вопросы и ответы, необходимо выбрать только правильный ответ. Выбор ответа позволяет нам вспоминать изученный материал.)

- Молодцы! Вы меня обрадовали.

- С заданием справились, какие знания мы повторили при помощи тестовой работы? (Влияние света и температуры на рост и развитие растений.)

- Какое будет следующее задание? (Задание на пробное действие.)

- Я предлагаю вам для работы рисунки растений. И прошу вас, работая в парах, дать названия этим рисункам на основе характеристики группы растений, изображенных на них.

Учащиеся рассматривают карточки с заданием.

- Чем данное задание отличается, от предыдущих заданий? (Мы отвечали на вопросы, но не работали с рисунками.)

- Подобные задания могут тебе встретиться в учебе, в жизни? (Конечно, рисунки, схемы – это второй по значимости объект изучения после текстов.)

- Значит, тебе важно, научиться с ними работать? (Да.)

- Зачем ты будешь выполнять пробное действие? (Мне надо понять, что я пока не могу сделать правильно.)

Учащиеся работают в парах.

Отработав в парах, учащиеся отчитываются о результатах работы.

- Что получилось? (Рисунки одинаковые, а названия рисунков разные.)

- Так может быть на уроке? ( Нет.)

- Следовательно? (Мы испытали затруднение.)

- Затруднение в чем? ( В названии рисунка на основе характеристики группы растений, изображенных на них.)

III. Выявление места и причины затруднения.

Организовать восстановление выполненных операций.

Организовать фиксацию места, где возникли затруднения.

Организовать соотнесение своих действий с использованными эталонами.

На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

- Ваши шаги деятельности? (Остановиться и подумать в чем причина затруднения?)

- Как вы работали? (Составляли характеристику групп растений изображенных на рисунке.)

- Далее? (На основе полученной характеристики должны были дать названия.)

- В чем же причина затруднения? ( Не смогли составить характеристику групп растений.)

- Почему? (Недостаточно проанализировали признаки растений.) (Не нашли общие признаки растений, изображенных на рисунках.)

IV. Построение проекта.

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

учащиеся ставят цель проекта;

учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;

учащиеся определяют средства;

учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

- Какая цель, встает перед нами? роанализировали признаки растений, изображенных на рисунках, найти общие признаки.) (Составить характеристику групп растений, на основе общих признаков.) (Дать названия рисунков.)

- Цели достойные выполнения. Следующий ваш шаг? (Составить план выполнения целей.)

- Слушаю ваши предложения. С чего надо начать? (Прочитать рисунок так, чтобы найти общие признаки растений.)

- Далее? (Составить характеристику групп растений на основе их общих признаков.)

Составить характеристику групп растений на основе их общих признаков.

- Что дальше? (Назвать группу растений, это и будет названия рисунка.)

Дать название группы растений.

-При чтении рисунка, на что обратить внимание? (На признаки, которые их объединяют растения в группу.)

- Уточним первый шаг. (Выдели общие признаки растений.)

Прочитать рисунок (выдели общие признаки растений).

Составить характеристику групп растений на основе их общих признаков.

Дать название группы растений.

V. Реализация построенного проекта.

1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).

4) Организовать фиксацию преодоления затруднений.

5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения

нового способа действий для решения всех задач данного типа).

- Как организуем работу для большей эффективности: индивидуально, в парах, в группах? (В группах.)

Читайте также: