Конспект урока музыкальный язык

Обновлено: 05.07.2024

Здесь вы можете найти конспекты уроков, которые, возможно, помогут вам в работе.

Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Оценка за урок: ___________

урока русского языка

Время: 15:50- 16:35

Место : МАОУ Гимназия №2

Целевой компонент урока:

Тип урока: закрепление изученного материала.

Цель урока: создание благоприятных условий для систематизации знаний обучающихся о корневых орфограммах и способах проверки.

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по закреплению знаний об орфограммах в корнях слов.

Развивающие: способствовать развитию связной речи, расширению словарного запаса, кругозора, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, волю, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы, проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность;

Формирование познавательных универсальных учебных действий : умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания;

Формирование регулятивных универсальных учебных действий : умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, самооценку.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий : умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах; осуществлять взаимоконтроль.

Предметные: повторить орфограммы в корнях слова; формировать умение распознавать орфограммы и употреблять их в речи; развивать внимание, память учащихся; обогащать словарный запас; воспитывать интерес к русскому языку, способствовать развитию коммуникативных умений.

Организация пространства: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.

Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

У: здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У: проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

II. Актуализация умений и знаний.

У: - Откройте тетради, запишите дату и классная работа, помните о положении тетради и о посадке при письме.

2. Орфографическая разминка

У: начинаем наш урок с орфографической разминки, которая поможет узнать, что нас ждёт сегодня на уроке. С помощью неё мы сумеем определить тему нашего урока.

У: на экране слова : ветер, грустный, бежал, ножка , капуста (слайд)

У: найдите и запишите слово с…

1.С буквой непроизносимого согласного в корне слова ( грустный )

2.С буквой безударного гласного в корне слова, проверяемого ударением ( бежал )

3.С буквой парного согласного в корне слова ( ножка )

4. С буквой беглого гласного в корне слова ( ветер)

5. С буквой безударного гласного в корне слова, непроверяемого ударением (капуста)

У: проверяем. Какое слово вы записали с буквой непроизносимого согласного в корне слова?

У: какая здесь непроизносимая согласная?

У: а можно ли её проверить?

О: её можно проверить словом грусть.

У: следующее слово с буквой безударного гласного в корне слова, проверяемого ударением.

У: какое проверочное слово мы подберём?

О: словом бег (пробег, пробежка, забег)

У: какое слово вы выписали с буквой парного согласного в корне слова?

У: хорошо, как будем проверять это слово?

О: словом ноженька, (словом в форме Р.п. (нет чего?) ножек)

У: правильно! Следующее слово с буквой беглого гласного в корне слова.

У: хорошо. Что будем делать в этом слове?

О: беглость этого гласного можно доказать правилом: после мягких парных согласных, шипящих, перед всеми согласными, кроме й, беглый гласный передается буквой е. Ветер – (нет чего?) ветра.

У: хорошо. И последнее слово с буквой безударного гласного в корне, непроверяемого ударением.

У: ребята, а какое это слово?

У: верно! Это словарное слово, его необходимо запомнить, а если запомнить тяжело, то пользуемся словами-образами. Это слова, которые очень похожи на те, которые нам нужно запомнить. Чтобы правильно написать словарное слово "капуста", необходимо вспомнить cлoвo-oбpaз "кочан" и другие подобные cлoвa-oбpaзы.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: сейчас вы проверяли свою орфографическую зоркость – умение обнаруживать орфограмму в слове. Чтобы правильно написать слово с орфограммой, нужно хорошо знать правила русского языка. Наша орфографическая разминка связана с темой урока. Давайте сделаем предположение, какова же тема нашего урока?

У: давайте проверим наше предположение. Откройте учебники на стр.66 и прочитайте тему урока (на слайде записана тема урока)

У: ребята, а для чего вы должны знать орфограммы в корнях слов?

О: чтобы писать грамотно.
У: чтобы грамотно писать, орфограммы нужно знать. Это выражение и будет девизом нашего урока. Вы согласны?

У: начнём с того, что откроем учебники на стр.66, давайте прочитаем вопрос Евдокии Васильевны. Но чтобы вспомнить и ответить на вопросы Евдокии Васильевны, мы выполним с вами следующее задание.

На слайде написаны слова:

У: найдите лишнее слово.

У: хорошо, а почему оно лишнее?

У: как называются оставшиеся слова?

О: родственные (однокоренные).

У: верно! Теперь мы можем ответить на вопросы Евдокии Васильевны.

У: какие слова называются родственными?

О: cлова , которые имеют общую (одинаковую) часть и общее значение, называются родственными. Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова иначе называются однокоренными.

У: правильно! А могут ли родственные слова быть разных частей речи?

О: однокоренные слова объединены с помощью одного и того же корня.

У: верно, ребята! Ведь не просто так эти слова называют однокоренные, они все с одним корнем.

У: как вам могут пригодиться эти знания при изучении данной темы?

О: родственные слова нужны для того, чтобы подбирать способы проверки.

О: отлично! Молодцы!

IV. Открытие новых умений, знаний.

Работа по учебнику.

У: посмотрите на упр. 59, стр.67 . Прочитайте первую часть задания.

О: запиши пять групп родственных слов. В каждом слове выдели корень, а сверху одной буквой укажи часть речи. (С — сущ., П — прил., Г — глаг.)

У: из всех этих слов, вам нужно составить группы родственных (однокоренных) слов.

Злость, злой, злить, злюка. (сущ.), (прил.), (гл.), (сущ.)

Лесочек, лесник, лесной, лес. (сущ.), (сущ.), (прил.), (сущ)

Перелетать, лететь, полёт, улетать. (гл.), (гл.), (сущ.), (гл.)

Крикун, крик, крикливый, кричать. (сущ.), (сущ.), (прил.), (гл.)

Бегать, бег, беговая, бегун. (гл.), (сущ.), (прил.), (сущ.)

У: завершаем. Поменялись тетрадками и проверяем. (слайд с проверкой)

У: поднимите руки те, у кого было всё правильно.

У: поднимите руки те, у кого 2-3 ошибки.

У: поднимите руки те, у кого более 3 ошибок.

У: хорошо. Приступим ко второй части нашего задания.

У: прочитайте задание.

О: разбери по составу слово на цветном фоне. Покажи, как от его усечённой основы было образовано первое слово в рамке. Затем покажи, как было образовано второе слово в рамке. Проверь себя по словарю.

У: кто желает разобрать слово у доски? Все остальные самостоятельно у себя в тетрадке.

У: молодец, присаживайся.

У: как от усечённой основы слова бегать, образовалось слово бег?

У: а второе слово бегун?

У: следующее упражнение на этой же странице упр. 60. Прочитайте задание.

О: прочитайте слова. Определите, в какой части слова находятся выделенные орфограммы.

Искать, ловкий. доблестный, тропинка, известность, ошибка, ночной, секрет, хлестнуть, узел, опушек, вишня.

У: Петя Захаров решил, что в двух последних словах выделены орфограммы в суффиксах.

Миша уверен, что выделены орфограммы в корнях.
А ты как считаешь?

У: кто как считает?

О: в словах этого упражнения выделены наиболее часто встречающиеся корневые орфограммы.

У: верно, ребята! Прочитайте 2 часть задания.

О: запиши все слова под разными цифрами столбиками — в зависимости от того, какая орфограмма выделена:

1. безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением;
2. непроизносимый согласный в корне слова;
3. парный по глухости/звонкости согласный в корне слова;
4. беглый гласный в корне слова.

Орфограммы подчеркни. Рядом напиши проверочные слова или формы слов, доказывающие наличие этой орфограммы.

У: есть ли желающие поработать около доски? ( 4 человека) Все остальные работают у себя в тетрадях.

1. искать (ищет), тропинка (тропка), ночной (ночь).

2. доблестный (доблесть), известность (известие), хлестнуть (хлестать).

3. ловкий (ловок), ошибка (ошибочка), секрет (секреты).

4. узел (узлы), опушек (опушка), вишен (вишня).

У: слово Искать. Где находится орфограмма?

У: в какую группу мы его отнесем?

У: лоВкий где находится орфограмма?

У: в какую группу мы его отнесем?

У: доблесТный где находится орфограмма?

У: в какую группы мы его отнесем?

У: трОпинка где находится орфограмма?

У: в какую группы мы его отнесем?

У: извесТность где находится орфограмма?

У: в какую группы мы его отнесем?

У: ошиБка где находится орфограмма?

У: в какую группы мы его отнесем?

У: нОчной где находится орфограмма?

У: в какую группы мы его отнесем?

У: секреТ где находится орфограмма?

У: в какую группы мы его отнесем?

У: хлесТнуть где находится орфограмма?

У: в какую группы мы его отнесем?

У: узЕл где находится орфограмма?

У: в какую группы мы его отнесем?

У: опушЕк где находится орфограмма?

У: в какую группы мы его отнесем?

У: вишЕн где находится орфограмма?

У: в какую группы мы его отнесем?

У: встаньте из-за парт.

У: Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая —

Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу,

В стороны разок-другой

Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.)

VI. Открытие новых умений, знаний. (продолжение)

У: все большие молодцы!

У: прочитайте упражнение 62 на странице 69

В лесной чащ/е (1 скл., П.п.) дымился снежок ( в суффиксах существительных, после шипящих под ударением, пишется гласная буква "о", без ударения - гласная "е" ) . На голой (П.п.) верхушке (П.п.1 скл.) дуба шуршали ржавые (И.п.) листья (в середине слова перед гласными: е, ё, ю, я, всегда пишется разделительный мягкий знак). Тростник (непроизносимый согласный в корне, проверочное слово трость) у замёрзшего ручья (разделительный мягкий знак пишется после согласных, перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И) кач/а/лся, скрипел, переливался снежным (Т.п.) бисером (Т.п. 2 скл.) — инеем. Засинели (приставка -за) ранние сумерки. (двойное н пишется на стыке производящей основы и суффикса, если основа кончается, а суффикс начинается одной и той же согласной н. Слово ранние образовалось от слова рано+ суффикс н + окончание ие)

Под широкой, с лапами (Т.п.) (проверочное слово лапа ед.ч. 1 скл.) до земли, ёлкой (Т.п., 1 скл. ёлочкой) сидел старый (под ударением - ой, без ударения - ый) леший (И.п. 2 скл.), сосал ледяную сосульку, посматривал (приставка -по) сквозь мохнатый снежный шатёр (И.п., 2 скл.) ветвей и зевал.

Ворона над головой закопошилась (приставка – за), снег ( парная согласная в корне слова, проверочное слово (нет чего?) снега (Р.п.) крылом задела, полетела вниз холодная вата (И. п.1 скл.), прямо лешему на нос. Нигде покоя не найдёшь! (окончании 2-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени глагола после конечного ш, пишется ь знак)

У: молодцы! Прочитайте 2 часть упражнения

Рядом напиши проверочные слова. К доске пойдут 3 обучающихся.

Лесной (лес), широкой (ширь), ледяную (лёд);

снежок (снег), на верхушке (верх), над головой (головы, головушка);

качался (качка), скрипел (скрип), засинели (синий).

У: поднимите руки те, кто сделал всё правильно.

У: поднимите руки, у кого была 1-2 ошибки.

У: поднимите руки, у кого было более 2-3 ошибок.

У: и последнее задание нашего упражнения.

О: выпиши родственные слова. Выдели в них корень. Подчеркни чередование согласных в корнях слов, видимое на письме.

Снежок, снежным, снег

У: поменялись тетрадями. Проверка на слайде.

Баю-баю-баю-бай,
Ты, сабачка, не лай.
Ты, карова, не мычи,
Ты, питух, не кричи. (Чайкин, Канаев)

2. Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите? (Парные звонкие и глухие согласные в корне слова)

Код ловил мышей и крыз, (кот- котик, крыз - грызёт)
Кролик лист капустный грыс. (грыз – грызёт)

Обобщение наших рассуждений по плану:

У : А теперь закрепим сегодняшнюю тему

У : какие бывают орфограммы в корне слова?

О : С буквой непроизносимого согласного в корне слова

С буквой безударного гласного в корне слова, проверяемого ударением

С буквой парного согласного в корне слова

С буквой беглого гласного в корне слова

С буквой безударного гласного в корне слова, непроверяемого ударением

Дети отвечают на вопросы:

У: что понравилось в работе…

У: с какими трудностями встретились?

У: что особенно заинтересовало вас во время урока?

У: что нового узнали на уроке?
У: если вы считаете, что хорошо сегодня поработали, поднимите зелёный круг.

У: если вы считаете, что могли работать лучше, то поднимите красный круг.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1-Б класс (01.03.2019г.)

Учитель: Супрунова Ю.В.

Задачи урока:

Образовательные:

· Продолжить организацию музыкальных встреч первоклассников с героями, любимыми и понятными для детей младшего школьного возраста;

· Помочь школьникам почувствовать выразительность музыки и осознать её зависимость от различных элементов музыкальной речи;

Развивающие:

· -развивать слуховое, зрительное внимание, музыкальную память;

· -развивать и совершенствовать певческий голос;

· -развивать умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;

Воспитательные:

· -воспитывать любовь и интерес к урокам музыки.

Планируемые результаты:

Личностные

· импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) с учетом выразительных возможностей музыки и в соответствии с поставленными учебными задачами;

· выражать собственное мнение и отношение к окружающему миру в процессе исполнения музыкальных произведений.

Предметные

· находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций;

· сравнивать музыкальные, поэтические и изобразительные (иллюстрации) интонации произведений;

Метапредметные

Регулятивные:

-выстраивать пути и самостоятельно определять условия решения учебных задач в соответствии с вопросами и заданиями, предложенными в учебнике по конкретным музыкальным произведениям;

Познавательные

Коммуникативные:

- разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одноклассниками;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Тип урока: комбинированный .

Оборудование: учебник Музыка 1 класс. Челышева Т.В., Кузнецова В.В., М. Академкнига/учебник 2012; мультимедийный проектор, экран, компьютер, синтезатор.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, кто вспомнит, о чем мы с вами говорили на прошлых уроках?

- Что такое музыкальная речь?

- Какие произведения слушали на прошлом уроке?

- Что такое музыкальная фраза?

3. Мотивация учебной деятельности. Изучение нового материала.

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

научить внимательному слушанию и пониманию музыкального языка;

закрепить представление о жанрах фольклора;

закрепить умение узнавать характерные особенности народной и композиторской музыки;

познакомить с фрагментами современной народной и композиторской музыки.

Организовать деятельность по познанию музыкального языка;

Сформулировать характерные признаки народной и композиторской музыки;

Развивать музыкальный слух;

Развивать умение слушать и понимать народную и композиторскую музыку.

Высказывать собственное мнение и аргументировать его; Участвовать в обсуждении проблемных вопросов;

Формировать умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;

Воспитывать эстетический вкус и любовь к прекрасному.

Планируемые результаты:

формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации; на основе наблюдения высказывать предположение о характерных особенностях композиторской и народной музыки.

Способствовать формированию устойчивых учебных мотивов, учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения

развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умение выражать свои мысли; осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах).

контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; планировать свою работу; формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: аудио и видеофайлы музыкальных произведений из открытого доступа сети интернет, учебник по музыке, кубик Блума.

Источники информации:

Методические рекомендации программы,

реализация ЦОС, интерактивной доски

Описание этапов урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный

Прозвенел сейчас звонок,

Будем слушать и читать, чтобы много-много знать.

Что урок наш музыкальный.

-визуально контролируют свою готовность к уроку;

-рассаживаются на рабочие места.

- проверяют наличие необходимых предметов на столе.

Личностные: самоорганизация

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

Мотивация учебной деятельности

Нам известно, что с помощью произведений искусства творцы выражают свои чувства: любовь к Родине, воспевают о добре и созидании, восхищаются природой и людьми.

Художники выражают свои чувства при помощи полотен, скульпторы при помощи фигур, кондитер при помощи своих сладких произведений, а музыкант при помощи музыки. В этом им помогает музыкальный язык.

Как вы думаете, в чем разница между музыкантом и композитором?

Обязательно ли владеть музыкальным инструментом, чтобы исполнить музыку композитора?

Что может исполнить человек, не владеющий музыкальным инструментом?

Да, друзья, никто из нас не живет без, музыки и все умеют общаться на музыкальном языке.

Что такое музыкальный язык?

Отвечают на вопросы, воспринимают на слух задания, анализируют, дают ответы

Композитор сочиняет музыку, а музыкант исполняет ее на музыкальных инструментах.

Да, это обязательно, потому что композиторская музыка предназначена для исполнения оркестром или музыкальной группой.

Обычные люди могут петь песни, подпевать, когда слушают музыку, напевать кому-нибудь мелодию, мотив.

Музыкальный язык – это мелодии, которые выражают чувства людей.

Личностные: построение логических рассуждений Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике

Познавательные:

Актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся.

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой.

III . Актуализация новых знаний

Откройте учебники на с. 5 и прочитайте фрагмент стихотворения Ильи Львовича Сельвинского.

О чем этот фрагмент?

Рассмотрите репродукцию картины Ивана Шишкина и ответьте на вопрос, почему именно эта репродукция украшает фрагмент стихотворения?

Как вы думаете, с помощью какой музыки мы начнем изучать музыкальный язык?

Каждый из вас очень хорошо знаком с устным народным творчеством.

На уроках литературного чтения мы говорили о жанрах фольклора. Как вы думаете, о каком жанре устного народного творчества пойдет речь сегодня?

Что такое песня?

Давайте узнаем, что говорится о песне в учебнике на с. 11.

Какие характерные особенности есть у песни?

Как вы думаете, можем ли мы изучать на уроке музыки стихи, которые сочинил народ?

Так как ваши мнения разделились, давайте попробуем разобраться, кто же оказался прав.

Послушайте стихотворение, которое сочинил русский народ и подумайте, можно ли его превратить в песню.

Во кузнице, во кузнице.

Во кузнице молодые кузнецы,

Во кузнице молодые кузнецы.

Они куют, они куют.

Они куют, приколачивают,

К себе Дуню приговаривают.

Пойдем, пойдем, Дуня, пойдем, Дуня.

Пойдем, Дуня, во лесок, во лесок,

Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок.

Сошьем, сошьем Дуне,

Сошьем, сошьем Дуне.

Сошьем Дуне сарафан, сарафан,

Сошьем Дуне сарафан, сарафан.

Носи, Дуня, не марай, не марай,

По праздникам одевай, одевай.

Во кузнице, во кузнице.

Во кузнице молодые кузнецы,

Во кузнице молодые кузнецы.

Какие чувства у вас вызывают эти стихи?

Послушайте фрагмент музыкального произведения:

Какой характер у этой музыки?

Как вы думаете, подходит ли эта музыка для наших стихов?

Давайте попробуем положить эти слова на музыку и послушать, что получилось.

Что же получилось в итоге?

Давайте попробуем выразить свое настроение под эту русскую народную песню.

О любви к Родине.

Шишкин изобразил русскую природу, а в стихотворении говорится о России.

Мы начнем знакомство с русской музыки.

На уроке музыки мы будем говорить о песнях, которые сочинил народ.

Слова, положенные на музыку.

Слова должны рифмоваться, некоторые несколько раз повторяться (припев).

Можем изучать все жанры фольклора, которые можно положить на музыку / нет, это невозможно.

Оценить 626 1

Цель урока: Расширение и углубление знаний о языке музыки.

- развивать образное и музыкальное мышление учащихся, их творческие способности и воображение в процессе слушания и исполнения музыки;

- развивать чувство ритма, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку;

- воспитывать интерес и уважение к творчеству русских композиторов и художников;

- воспитывать слушательскую культуру детей, музыкальный вкус, любовь к классической музыке;

- повышать уровень музыкальной культуры учащихся;

- совершенствовать вокально-певческие навыки и умения.

Средства обучения и оборудование

1. Учебник, с. 104—105, 108—113.

3. Музыкальный материал:

- Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поприветствуем друг друга на языке музыки.

Учащиесяпропевают приветствие, показывая движение мелодии рукой.

Затемповторяют с хлопками.

2. Аактуализация знаний

3. Мотивация. Целеполагание

II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Выразительные средства языка движения в искусстве (Взаимодействие театра в оркестре с театром в балете

Этот урок посвящается применению выразительных средств языка в искусстве движения: взаимодействию театра в оркестре с театром в балете. Его можно начать с

Картина Гартмана с одноимённым названием послужила композитору поводом для создания гениального циклического произведения.

- Рассмотрите картину. Кто на ней изображён? Какие цвета в ней преобладают?

Ответы детей.

- Какие группы инструментов в него входят?

Ответы детей.

Прослушайте музыкальное произведение и постарайтесь определить, какой образ хотел создать композитор.

- Поразмышляем, как персонажи-интонации себя ведут.

- Сколько действующих лиц, какой характер музыки? Грустная звучала музыка или весёлая?

- Что можно делать под эту музыку?

- Музыка озорная, шаловливая, лёгкая, быстрая, подпрыгивающая, танцевальная.

- Давайте подумаем, какие музыкальные выразительные средства использовал Мусоргский, сочиняя эту пьесу.В каком регистре звучала музыка?

- Высокий регистр. Тоненькие, высокие звуки.

- Что можно рассказать о музыкальном ритме?

- Каков общий темп музыки?

- Быстрый, суетливый, подвижный, торопливый.

- Какова динамика этой инструментальной пьесы?

- Музыка звучит очень тихо, pp .

- Какие существа представляются – маленькие, большие?

- Можно представить птенцов?

- Какими изобразил птенцов Мусоргский в своей пьесе? Что они делают?

- Птенцы маленькие, смешные, неловкие, слышен их писк.

- Верно, ребята, музыка живая, озорная, шутливая, энергичная, весёлая, танцевальная. Какие чувства композитора выразила музыка?

- Добрые, радостные, шутливые.

- Как думаете, почему композитор дал пьесе название балет?

- Птенцы постоянно двигаются, пытаются освободиться от скорлупок, словно танцуют.

- Оркестровка пьесы безупречна с технической точки зрения и хорошо передаёт композиторский замысел Мусоргского. Об оркестре - особый разговор: в нём много средств, позволяющих театрализовать и тем самым подчеркнуть все перечисленные характерные черты образности пьесы.

И самое главное: танцевальностьощущается во всём, её сочетание с изобразительностью рождает у нас пластический образ, что и заставляет эту пьесу целиком отнести к театру балета. Давайте попробуем с вами сыграть роль забавных птенцов - изобразить под эту живую, энергичную, весёлую музыку их движение.

В блокноте дети увидят знаковое выражение этого пластического образа и выполнят специальное задание (по аналогии с предыдущими — найти основную ритмическую единицу, записать ритмическую схему, познакомиться с форшлагом и пр.).

2. Народный театр - истоки танцевальности

Дети размышляют.

Разучивание песни. Вокально-хоровая работа.

Педагогу для сведения: В первых строках мы наблюдаем описание хореографических движений (заплетися, расплетися), а припев отражает символический параллелизм: сера утица - это молодая женщина, которая в достатке и любви растит своих деток. Далее хоровод расплетается и материнской любви нужно отступить перед самостоятельностью детей, но мать не отступает.

Произведение имеет куплетную форму. Музыкальная фраза дважды повторяется на разные слова как в куплете, так и в припеве.

Произведение исполняется живо, в едином темпе от начала до конца.

Динамический диапазон достаточно широк: от pдоf. Припев начинается на пиано, звук постепенно усиливается и к концу припева доходит до форте- это динамическая кульминация. Развитие динамики приходится на конец припева, так как это - развязка игрового момента в хороводе. В основном преобладает нюансmf, это делает звучание плавным и спокойным.

Так как это хоровод и, соответственно, исполняется в движении - голоса должны звучать некрикливо, ансамбль должен звучать естественно.

Главная дирижерская задача в данном произведении - добиться кантилены, и не потерять ее из-за речитативности в припеве. Также необходимо добиться легкости и постоянного движения в звучании. В дикции определенную трудность составят обилие согласных, особенно шипящих и свистящих, их нужно произносить коротко и единовременно.

III . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Рефлексия. Подведение итогов

- Можно ли изобразительность картин передать выразительностью музыки?

Совместные выводы учителя и учащихся: Музыка способна ярко и красочно рисовать картины и передавать их настроение, но не красками, а звуками.

Комментирование домашнего задания:Выполните рисунок и передайте в нем своё впечатление от услышанной музыки.

- Что помогло героям понять друг друга? Конечно, музыка. Как бы вы поступили, оказавшись на месте пастушка?

Прекрасная, полна благородия,
Звучит любимая . (Мелодия)

Дружбу звуков, говорят,
Называют словом . (Лад)

От рёва и до свиста,
Три в музыке . (Регистра)

Барабанщик в такт гремит ,
Чётко отбивает . (Ритм)

Быстрый, медленный момент,
Это - музыкальный . (Темп)

Громко-тихо, угадай-ка,
Громкость в музыке - . (Динамика)

Звучание разное затем,
Что разный музыкальный . (Тембр)

И в речи, и в музыке декламация
Передается за счет . (Интонации)


5. Творческое задание:
- А теперь совершим небольшое путешествие по сказочному лесу.
- Однажды гулял ёжик по лесу, собирал грибы, напевая себе что-то под нос. День выдался солнечный, теплый, весело щебетали птички. Выйдя за деревья, перед ним открылась чудесная поляна, усыпанная яркими цветами. От цветов доносились необычайно нежные, ласковые мелодии, у каждого цветка – своя мелодия. Ёжик зажмурился от удовольствия, забыв про свои грибы и яблоки. Неожиданно бабочка вспорхнула с цветка и заговорила с ним. Она предложила ему собрать волшебный букет - букет мелодий.


7. Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, сегодня вы сами убедились, что музыка помогает нам не только расслабиться, но и увидеть картины в своём воображении, о чем-то задуматься, понять что-то очень важное, что трудно бывает передать словами. В этом и заключается волшебная сила музыки.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Почему музыка так близка каждому из нас и не требует перевода?
- Как бы вы выразили свое настроение без слов?

Домашнее задание:
- Подберите пословицы или цитаты о музыке. Мы обсудим их на следующем уроке.

Читайте также: