Конспект урока музыка урала

Обновлено: 06.07.2024

Музыкальная культура Урала характеризуется многообразием традиций и социокультурных форм проявления музыкальной деятельности. Народная культура региона представлена музыкальным фольклором русских, башкирских, удмурдских и других народов. В процессе колонизации Урала русскими с XI–XII вв. здесь формировалась русская музыкальная культура, русский музыкальный фольклор, привносимый на Урал из различных регионов России, который обогащал этнически разнообразную картину местного народного музыкального творчества. Уральский русский фольклор сложился под преобладающим воздействием северорусских традиций. Одна из примечательных его черт – близость сельской и городской культур, обусловленная распространением на Урале поселков заводского типа.

С началом процесса колонизации переселенцами из районов Европейского Севера в XVI веке на Урале получил распространение былинный жанр. Немалую роль в этом сыграли скоморохи, бежавшие от преследований властей и церкви. Былины как в полном виде, так и в измененном и сокращенном вариантах, продолжали существовать вплоть до середины ХХ века. Основной территорией бытования преданий, повествующих о событиях и богатырях местной истории, является Северное Прикамье, так как северные земли первыми на Урале стали частью Русского государства и необходимость в их защите от внешних врагов долго сохранялась. Разнообразные сюжеты представлены в жанре исторической песни. Тематика песен направлена на освещение значимых событий, происходящих в Русском государстве. Одно из них – взятие Казани Иваном Грозным:

Зачиналась каменна Москва, Зачинался в ней и грозный царь.

Он Казань-город на славу взял, Мимоходом город Астрахань…

В песенной традиции Урала находили отражение события крестьянских войн XVII–XVIII вв. (песни о Ермаке, К. Булавине, С. Разине, Е. Пугачеве):

Нас пугали Пугачем,

А нам было нипочем. Был когда-то он, пошел, Собирали ему стол.

Тетка Колёдка, Дай пирожка.

Не дашь пирога –

Я корову за рога,

Дашь пирожка – Обмету ворота.




Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю, Со скотом, с животом,

Со пшанисой, с овсесом!

К Зимним святкам на Урале относятся святочные гадания и игрища и сопровождавшие их песни, которые проводились в специально откупленных избах.


Провожала Кострому

На щужую сторону, Кисель да блины, Каша масленая.

Перед началом сенокоса праздновали Аграфену

Купальницу. В этот день было принято обливаться водой (бабы – мужиков, мужики – баб). В Иванов день было принято париться в банях.

Свадебный обряд

- знакомство с хозяйством жениха;

- сговор (запой, рукобитье), во время которого договаривались о дате свадьбы, размере приданого, размере и содержании кладки – денежном взносе жениха и одежде, которую он покупал невесте (это могли быть шуба, пальто, шелковое платье, ботинки с галошами и др.).

Свадебный обряд уральских казаков представлял собой единый комплекс, имевший как общероссийские черты, так и самобытные. В основные этапы свадебного обряда входило:

- просватанье (с Рождества до Масленицы);

- запой (родственники обеих сторон договаривались о

- вечорки (девушки и парни веселились около трех недель);

- девичник (с головы невесты снимали ленту и расплетали косу);

- утро свадебного дня (сбор свадебного поезда, приезд в дом невесты);

- благословение невесты и отъезд под венец;

- привоз приданого в дом жениха и приезд молодых после венца;

- отхожа (сваха с дружкой уводили молодых спать);

- поклон – молодой благодарил родителей невесты за воспитание дочери и разбивал рюмку (если невеста не сохранила честь, то рюмку не били, и весь эпизод назывался

- шествие ряженых (родственники жениха рядились в

медведя, цыгана), похмелье.

У казаков после шумного (с подбрасыванием и битьем тарелок) веселья в доме тещи, рядились в разные одежды, раскрашивали или закрывали холстиной лицо и с гиканьем, с песнями разъезжали по станице на волах, запряженных в повозки – рыдваны. Заезжали в гости к кумовьям и другим гостям.

Все обряды, входившие в свадебный обряд, сопровождались песнями различных жанров: лирическими, прощальными (с причетами), величальными, шуточными. Характерной особенностью уральской свадьбы является исполнение причитаний как в сольном, так и в групповом исполнении. Две формы причети могли звучать одновременно.

Музыкальная культура Урала характеризуется многообразием традиций и социокультурных форм проявления музыкальной деятельности. Народная культура региона представлена музыкальным фольклором русских, башкирских, удмурдских и других народов. В процессе колонизации Урала русскими с XI–XII вв. здесь формировалась русская музыкальная культура, русский музыкальный фольклор, привносимый на Урал из различных регионов России, который обогащал этнически разнообразную картину местного народного музыкального творчества. Уральский русский фольклор сложился под преобладающим воздействием северорусских традиций. Одна из примечательных его черт – близость сельской и городской культур, обусловленная распространением на Урале поселков заводского типа.

С началом процесса колонизации переселенцами из районов Европейского Севера в XVI веке на Урале получил распространение былинный жанр. Немалую роль в этом сыграли скоморохи, бежавшие от преследований властей и церкви. Былины как в полном виде, так и в измененном и сокращенном вариантах, продолжали существовать вплоть до середины ХХ века. Основной территорией бытования преданий, повествующих о событиях и богатырях местной истории, является Северное Прикамье, так как северные земли первыми на Урале стали частью Русского государства и необходимость в их защите от внешних врагов долго сохранялась. Разнообразные сюжеты представлены в жанре исторической песни. Тематика песен направлена на освещение значимых событий, происходящих в Русском государстве. Одно из них – взятие Казани Иваном Грозным:

Зачиналась каменна Москва, Зачинался в ней и грозный царь.

Он Казань-город на славу взял, Мимоходом город Астрахань…

В песенной традиции Урала находили отражение события крестьянских войн XVII–XVIII вв. (песни о Ермаке, К. Булавине, С. Разине, Е. Пугачеве):

Нас пугали Пугачем,

А нам было нипочем. Был когда-то он, пошел, Собирали ему стол.

Тетка Колёдка, Дай пирожка.

Не дашь пирога –

Я корову за рога,

Дашь пирожка – Обмету ворота.

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю, Со скотом, с животом,

Со пшанисой, с овсесом!

К Зимним святкам на Урале относятся святочные гадания и игрища и сопровождавшие их песни, которые проводились в специально откупленных избах.


Провожала Кострому

На щужую сторону, Кисель да блины, Каша масленая.

Перед началом сенокоса праздновали Аграфену

Купальницу. В этот день было принято обливаться водой (бабы – мужиков, мужики – баб). В Иванов день было принято париться в банях.

Свадебный обряд

- знакомство с хозяйством жениха;

- сговор (запой, рукобитье), во время которого договаривались о дате свадьбы, размере приданого, размере и содержании кладки – денежном взносе жениха и одежде, которую он покупал невесте (это могли быть шуба, пальто, шелковое платье, ботинки с галошами и др.).

Свадебный обряд уральских казаков представлял собой единый комплекс, имевший как общероссийские черты, так и самобытные. В основные этапы свадебного обряда входило:

- просватанье (с Рождества до Масленицы);

- запой (родственники обеих сторон договаривались о

- вечорки (девушки и парни веселились около трех недель);

- девичник (с головы невесты снимали ленту и расплетали косу);

- утро свадебного дня (сбор свадебного поезда, приезд в дом невесты);

- благословение невесты и отъезд под венец;

- привоз приданого в дом жениха и приезд молодых после венца;

- отхожа (сваха с дружкой уводили молодых спать);

- поклон – молодой благодарил родителей невесты за воспитание дочери и разбивал рюмку (если невеста не сохранила честь, то рюмку не били, и весь эпизод назывался

- шествие ряженых (родственники жениха рядились в

медведя, цыгана), похмелье.

У казаков после шумного (с подбрасыванием и битьем тарелок) веселья в доме тещи, рядились в разные одежды, раскрашивали или закрывали холстиной лицо и с гиканьем, с песнями разъезжали по станице на волах, запряженных в повозки – рыдваны. Заезжали в гости к кумовьям и другим гостям.

Все обряды, входившие в свадебный обряд, сопровождались песнями различных жанров: лирическими, прощальными (с причетами), величальными, шуточными. Характерной особенностью уральской свадьбы является исполнение причитаний как в сольном, так и в групповом исполнении. Две формы причети могли звучать одновременно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование познавательного интереса в изучению истории музыки народов Урала.

Планируемый результат:

Личностный: дети проявляют чувство гордости за свою страну, за свою Малую Родину, российский народ, народ Урала, проявляют ценностное отношение к культуре разных народов;

Метапредметный: дети обладают критическим мышлением, навыками активного слушания, умеют вести диалог и аргументировать свою позицию, демонстрируют умение анализировать информацию.

Предметный: демонстрируют знания о музыке народов Урала, знают народные инструменты.

Воспитательная: воспитывать чувство гордости за свою страну, за свою Малую Родину, российский народ, народ Урала, формировать ценностное отношение к культуре разных народов;

Развивающая: развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
Образовательная: формировать у обучающихся представление о музыке народов Урала, формировать элементарные представления о музыкальных инструментах народов Урала.

Принципы воспитания:

Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;

Воспитывать через взаимодействие;

Формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

Принципы обучения:

Принцип деятельности;

Принцип наглядности;

Принцип систематичности и последовательности;

Принцип психологической комфортности;

Принцип минимакса;

Принцип доступности;

Принцип воспитывающего обучения;

Принцип соответствия возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

Методы воспитания:

Методы формирования социального опыта:

Педагогическое требование;

Методы осмысления социального опыта:

Художественное слово.

Игровые ситуации.

Методы обучения:

Демонстрация: презентация, аудиофайлы.

Дидактические средства:

Презентация по теме;

Мультимедиа проектор;

Список литературы:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г.

Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

https://slovar.wikireading.ru/6694 HYPERLINK "https://slovar.wikireading.ru/66947"7

Организационный момент (2 мин)

Мотивационно-целевой этап (6 мин)

Основной этап (34мин)
3.1 Русская музыка;
3.2 Татарская музыка;
3.3 Башкирская музыка;
3.4 Украинская музыка;
3.5 Марийская музыка.

Подведение итогов (рефлексия) (3 мин).

Ход классного часа

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Задача: собрать внимание детей, настроить их на работу

Педагогическое требование, стимулирование занимательным содержанием.

Взаимное приветствие. Обучающиеся присаживаются на свои места.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция; личностные УУД: смыслообразование

Задача: мотивировать детей на предстоящую деятельность.

Работа с карточками (полоски флага), беседа, стимулирование занимательным содержанием.

- Перед тем, как начать, мы предлагаем вам выполнить задание.
- Скажите, ребята, а как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
- Правильно. И сейчас каждой паре мы раздаём полоски разных цветов: белого, синего и красного. Вам нужно из них собрать флаг нашей страны. Кто будет готов, поднимите, пожалуйста, руки.


- Время вышло. Сейчас мы пройдём и посмотрим, как у вас получилось.
- Молодцы. Правильно. Наша страна очень большая. А вы знаете, сколько в России живёт человек? 144,3 миллиона. Это очень много!
- А ещё наша страна разделена на регионы. Вы знаете, как называется регион, в котором мы живём? (Урал)
- Урал, правильно. Урал - это многонациональный регион. Т.е. здесь живут очень много национальностей, или их ещё называют народами. А вы знаете, что такое народ? (это люди, объединённые одной территорией)
- У каждого народа есть своя культура, т.е. то что создал человек – материальные и духовные ценности.
- А ещё у каждого народа есть своя музыка. Хотите с ней познакомиться?
- Тогда мы с вами отправимся в путешествие по Уралу, познакомимся с некоторыми народами и их музыкой.
- Ой, кажется мы кое-что забыли. С нами хотел пойти ещё один друг.
- Отгадайте ребята, кто же это:
Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Знают, любят малыши. (Лунтик)
- Правильно! Сегодня мы поможем ещё и Лунтику узнать о том, какая же музыка бывает на Урале.
- А отправимся мы в наше путешествие на поезде.

- Мы с вами посетим несколько семей. В каждой из них мы сможем узнать особенности музыки какого-то из народов Урала. И самой первой станет русская семья.

Обучающиеся собирают из полос флаг Российской Федерации.

Обучающиеся активно взаимодействуют со студентом – практикантом, отвечая на поставленные вопросы.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства .

Тематическая направленность проекта позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Общая характеристика деятельности

Актуальность

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана эта программа.

Педагогическая целесообразность проекта

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать ребенка к сложным условиям или ситуациям.

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Формирование устойчивого интереса к пению.

Обучение выразительному пению.

Обучение певческим навыкам.

Развитие слуха и голоса детей.

Формирование голосового аппарата.

Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.

Наличие в репертуаре эстрадных, классических, народных песен, а также песен родного края – Урала.

Сохранение и укрепление психического здоровья детей.

Приобщение к концертной деятельности (активное участие в школьной концертной деятельности, участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).

Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

Программа отличается от других программ тем, что :

- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области искусства;

- ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников соразмерно личной индивидуальности;

- включение в занятия упражнений В.Емельянова;

- применение речевых игр и упражнений;

- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;

- знакомство с национальными особенностями музыкального колорита родного края, песенным репертуаром уральских композиторов.

- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Режим занятий: 2 часа в неделю (45 минут) (группа обучающихся 8аб классов объединена в одну)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы проекта

У обучающегося будут сформированы

Личностные результаты УУД

-Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека( на личном примере)

-Уважать музыкальную культуру мира разных времен (творческие достижения выдающихся композиторов)

-Быть готовым к сотрудничеству с учителем и одноклассниками

-Развивать познавательные интересы

-Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении

-Эмоционально откликаться на шедевры мировой культуры

-Формировать эмоционально-ценностное отношение к творчеству выдающихся композиторов.

-Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке, об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии

-Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений

-Расширение представлений о собственных познавательных возможностях

Метапредметные результаты

-способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

-уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

-освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

-овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

-овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.

-уметь осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

-основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

-воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;

-начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Обучающиеся научатся:

-воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;

-воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;

-вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

-реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;

-понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

Содержание курса

Вводное занятие (1 час). Знакомство с программой и планами работы объединения на учебный год. Проводится инструктаж по ТБ и ПБ, о чем делается соответствующая запись в журнале работы объединения.

Вокально-хоровая работа (26 ч .)

Теория: Беседы о правильной работе голосового аппарата и соблюдении певческой установки.

Уральские песни (композиторские, народные) ( 9ч .)

Теория: Особенности исполнения русской, уральской песни, слушание и просмотр выступлений хоровых коллективов народной песни (по выбору обучающихся)

Практика: Определение характера исполнения песен, использование средств выразительности для передачи точности настроения и замысла композитора.

Основы музыкальной грамоты (4)

Теория: Знание названия звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая, вторая октава). Знаки альтерации: бемоль, диез, бекар.

Практика: Умение различать динамические и темповые обозначения как основные средства музыкальной выразительности; тембры певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас. Умение исполнять короткие музыкальные фразы на одном дыхании. Знание видов темпов: адажио, анданте, аллегро.

Просмотр видеозаписи выступления детей на российских конкурсах вокалистов (2ч.)

Просмотр и анализ выступлений детей.

Концертно – исполнительская деятельность

Теория(4ч.) Беседа о важности качественной подготовки к выступлениям; об этике поведения во время поездки на концерт; беседы с родителями об эстетике внешнего вида детей.

Практика(18ч .) Работа над составлением репертуара; работа над текстами песен; отработка навыков пользования микрофоном; навыков сценического мастерства; репетиции к концертам.

Работа над вокалом (22 ч.)

Теория: Беседы о необходимости укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального певческого развития.

Практика: На каждом занятии проводить хоровое сольфеджио, петь попевки по нотам; а капельное пение, сольное пение. Певческий диапазон первых голосов ДО первой октавы – РЕ(МИ) второй; вторых голосов: ЛЯ малой октавы – ЛЯ первой октавы. Упражнения для повышения интервала певческого диапазона.

Теория: Выбор репертуара для исполнения на праздничных концертах. Беседа о значимости этих праздников и необходимости качественного выступления.

Практика: Умение владеть микрофоном. Работа над текстами песен. Отработка навыков сценической хореографии. Репетиции к концертам. Проведение итоговой аттестации с использованием устного опроса и практического задания.

Принципы реализации программы Обеспечение процесса развития личности ребенка в проекте Урал – земля музыкальная










Формы и режим занятий

Беседа , на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие , завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом правильной манеры пения.

Каждое занятие строится по схеме:

– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

– работа над произведением;

Необходимые условие реализации программы.

Материально-техническое обеспечение

1. Наличие специального кабинета

2. Наличие репетиционного зала (сцена).

4. Музыкальный центр, компьютер.

6. Нотный материал, подборка репертуара.

7. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

Этапы педагогического контроля

Текущий контроль : определить умение исполнять чисто вокализ. Умение использовать цепное дыхание при пении. Знание особенностей исполнения лирических песен.

Вокализ. Цепное дыхание. Лирические песни.

Исполнение несложной песни вокализом. Исполнение попевки хором, используя цепное дыхание.

Итоговый контроль :

А капелла. Исполнение коротких фраз на одном дыхании.

Список литературы для педагога.

1.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1995

2.Артоболевская А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение,1995.

3.Брагинская Ж.И. Время и песня. – м.: Профиздат, 1986.

4.Вендрова Т.Е. Воспитание музыкой. – М.,1991.

6.Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН, 20.11.1989г.) – ЮНИСЕФ, 1999.

7.Карачезов К. Основы эстетического воспитания школьников средствами музыки. Воронеж, 1996.

8.Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. –М.: Музыка, 1988.

9.Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. – М.. 1972.

10. Сивкова М.Г. Дополнительная образовательная программа: структура, содержание. Технология разработки. Методические рекомендации: г.Сыктывкар, 2004г.

11. Учебное занятие в системе дополнительного образования.

Ожидаемые результаты, способы их проверки и формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

- Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях);

проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом);

умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;

владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

- участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;

услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;

умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;

умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Создание условий для формирования у учащихся представлений о богатстве и разнообразии музыкальных инструментов народов Южного Урала; развитие интереса к слушанию музыки;

Планируемые результаты:

Личностные: формировать положительное отношение к процессу познания; размышлять, рассуждать о разновидностях музыкальных инструментов; демонстрировать суждения над проблемными вопросами;

Предметные: формировать представление о богатстве и разнообразии музыкальных инструментов; развитие интереса к слушанию музыки.

Метапредметные (УУД):

Регулятивные: формировать умения ставить учебную задачу совместно с учителем; понимать, принимать, сохранять учебную задачу.

Познавательные: выявлять особенности звучания музыкальных инструментов, анализировать музыку разных народов; воспринимать музыкальное произведение.

Коммуникативные: участвовать в коллективном размышлении об особенностях народных музыкальных инструментов; уметь выражать свои мысли; уметь слушать и понимать речь других.

Оборудование: компьютер, иллюстрации музыкальных инструментов народов Южного Урала, таблицы для заполнения, аудиоматериалы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный этап

- Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение:

Слушайте музыку повсюду,

Пусть каждый день и каждый час

Подобно радостному чуду,

Она звучит в сердцах у нас!

- А как вы думаете, для чего мы должны слушать музыку? Музыка дарит хорошее настроение, эмоции, радость, пробуждает красоту.

Самоопределение к деятельности

- Ребята, вообразите себе мир без музыки. Каким скучным он был бы. Так почему же музыка важна для нас независимо от возраста?

- В ней мы необычайно сильно и ярко выражаем свои мысли и чувства.

- А как вы думаете, что рождает музыку?

- Верно, музыку рождает музыкальный инструмент.

- Как вы думаете, какая будет тема урока?

- Верно, сегодня мы поговорим о музыкальных инструментах народов Южного Урала.

- Какие задачи перед собой поставим?

- Задачами нашего урока будут:

1. Познакомиться с музыкальными инструментами народов Южного Урала.

2. Послушать их звучание.

- Помогает развлечься (Ответы)

Предполагают задачи урока

Открытие новых знаний

- Прежде, чем начнем знакомство с музыкальными инструментами народов Южного Урала, скажите, какие народы проживают на Урале?

- На Урале проживает около 40 народов. Это и русские, и татары, башкиры, украинцы, казахи, немцы, белорусы и многие другие национальности.

https://gubernia74.ru/images/upload/image/2015/10_October/2710/lvh4q1v0.jpg

- Больше всего людей на Урале – русской, татарской, башкирской, украинской и казахской народности. С музыкальными инструментами этих народностей мы сегодня будем знакомиться. По ходу знакомства, вы должны будете заполнять таблицы: заполнить инструмент и его народность.

- Начнем знакомство с русской народностью.

- Как вы думаете, какой музыкальный инструмент является русским народным инструментом?

- Балалайка – русский народный музыкальный инструмент. А вы знаете, как выглядит балалайка?

(Изображение балалайки вывешиваю на доску).

- Балалайка - трёхструнный щипковый музыкальный инструмент треугольной формы. Характерными приёмами звукоизвлечения являются - удары указательным пальцем по всем струнам одновременно. Она стала одним из символов музыкального творчества русского народа.

- Послушаем, как звучит балалайка. (Аудиозапись)

- Что вы услышали? Как звучит звук?

- Звук звонкий, но мягкий.

- Что вы запомнили из моего рассказа о балалайке?

- Хорошо. (На доске изображение Домры). Как называется этот музыкальный инструмент?

- Это Домра – русский народный щипковый музыкальный инструмент. Домра имеет корпус полусферической формы. Звук струн производится при помощи медиатора. А что такое медиатор?

- Медиатор – это приспособление для защипывания струн. Существуют два вида домр: трёхструнная домра, традиционно использующаяся в России, и четырёхструнная домра, в Белоруссии и на Украине. Послушаем, как звучит домра. (Аудиозапись).

- Какие же инструменты являются русскими народными? (Балалайка, домра)

- Какой формы балалайка? Какой формы домра?

- А какой из этих инструментов является символом музыкального творчества русского народа?

- Хорошо, а следующей народностью Урала являются татары. Как вы думаете, какой инструмент является народным инструментом татар?

- Татарский народный струнный музыкальный инструмент – мандолина. Посмотрите как она выглядит. (Изображение мандолины).

- Мандолина — струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров. Струны задеваются медиатором, а также пальцами и птичьим пером. Струны мандолины издают короткий звук.

- А как вы думаете, когда появилась мандолина?

- Мандолина – появилась во времена отважных рыцарей и прекрасных дам. Послушаем звучание.

- Как звучит мандолина?

- Мандолина имеет насыщенный, мягкий, но в то же время быстро угасающий звук.

- С помощью чего можно играть на мандолине?

- Мандолина, это инструмент чьей народности?

- Верно, а следующая народность – башкиры. Как вы думаете, какой у них народный инструмент?

- Думбыра – башкирский музыкальный инструмент. (Изображение думбыры). Это башкирский струнный щипковый музыкальный инструмент. Струн - традиционно три. Играют на думбыре, ударяя одновременно по всем струнам.

- Послушаем, как звучит думбыра. (Аудиозапись)

- Как звучит думбыра?

- Хорошо, следующая народность – украинцы. А вы знаете, какой инструмент у этого народа? (Изображение).

- Банду́ра — украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет овальный корпус и короткий гриф. Струны частью натягиваются над грифом (так называемые басы, более длинные, низко звучащие), частью же прикрепляются к деке (так называемые приструнки, более короткие, звучащие высоко).

- Послушайте, как она звучит. (Аудиозапись)

- Как звучит бандура?

- Бандура отличается полнотой звучания и ярким характерным тембром.

- И последний инструмент с которым мы сегодня познакомимся – кобыз. Как вы думаете это инструмент какой народности?

- Кобы́з — казахский национальный струнный смычковый музыкальный инструмент. (Изображение). Кобыз имеет ковшеобразный сдвоенный корпус, дугообразно изогнутую шейку, большую плоскую головку и состоит из выдолбленного, обтянутого пузырём двойного полушара. Две струны, навязываемые на кобыз, свиваются из конских волос. Играют на кобызе, сжимая его в коленях, коротким смычком.

- А вы знаете, легенду о том, как кобыз спас человеку жизнь? Послушайте эту легенду:

Давным-давно на казахской земле жил жестокий хан, не щадивший никого. Только к одному человеку он питал настоящую любовь – к своему сыну, который не мыслил свою жизнь без охоты. Правителю не нравилось опасное увлечение наследника. Каждый раз, когда тот отправлялся в лес, он отговаривал его, как мог.

Однажды сын хана пошел на охоту один, без сопровождения слуг. Юноша не вернулся. Убитый горем отец отправил слуг на его поиски, приказав не возвращаться без хороших новостей. А тем, кто решит ослушаться его приказа, хан пообещал наполнить глотку расплавленным свинцом.

В полном ужасе отправились слуги на поиски наследника и нашли его под деревом. Его тело было растерзано диким вепрем. Что делать? Как вернуться к хану с такими новостями? И тогда конюх посоветовал слугам взять с собой одного мудрого пастуха. Тот сделал музыкальный инструмент и сыграл на нем хану очень грустную и печальную мелодию. Дослушав музыку до конца, правитель без слов понял, что его сын больше не вернется домой. Он хотел залить свинцом глотку мудрого пастуха. Но пастух сказал, что ведь это не он рассказал о сыне, это рассказала музыка. Но это не помешало хану исполнить свой приказ. Отверстия музыкального инструмента были залиты расплавленным свинцом. Так музыкальный инструмент спас человеку жизнь.

- Мудро поступил пастух? Почему? (Поступил очень мудро, и потому никто не пострадал).

- Музыка играет важную роль в жизни человека, а народные музыкальные инструменты были любимы и почитались во все времена. О них говорили с уважением, одушевляли их, веря в их силу. Не случайно у разных народов сложены сказки, где главным героем является инструмент.

6 Портреты казаков станицы Прислониха Художник Пластов Аркадий Александрович

13 Бабка Гугниха Был на Яике обычай убив перед походом детей и жен, сжечь курень. Над станицей стон и ругань, в чашах бражный мед. Атаман Василий Гугня Уходил в поход. Но набег, казак, не кухня с тюрей аржаной. Что ж ты делать будешь, Гугня, с молодой женой? Казните за вину, я нарушу свет-обычай не убью жену! Владлен Машков

14 Семья казака. Семья казака. /Фото конца XIX века/

19 Образ человека – главная тема в искусстве Аркадий Александрович Пластов Учился в Московском Строгановском художественно-промышленном училище и на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С 1935 Пластов жил в родном селе, писал преимущественно жанровые картины, а также портреты, проникнутые глубоким знанием и поэтическим восприятием природы, жизни деревни и её людей. Его работам свойственна непринуждённая простота композиции с расположением крупных фигур обычно на первом плане и мажорная яркость тёплых тонов.

21 Художник Пластов Аркадий Александрович Портреты казаков станицы Прислониха

Читайте также: