Конспект урока мир на рубеже 18 19 веков 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

Урок интегрирует материал всеобщей истории и истории России.

ВложениеРазмер
mezhdunarodnye_otnosheniya_k._19_veka.docx 223 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи урока:

  • модернизация, империализм, империалистические войны,
  • колониализм, сферы влияния;
  • Антанта; “Союз трёх императоров”,
  • “Тройственный союз”, “Франко-русский союз”;

Средства обучения: учебник А. Я. Юдовской, П. А. Баранова, Л. М. Ванюшкиной “Новая история. 1800-1913. 8 класс”, карты “Мир к 1870 г. ,” и “Территориально-политический раздел мира 1876-1914 гг. ,”

  1. Причины обострения международных отношений в начале XX века.
  2. Внешняя политика ведущих стран. Международные союзы, конфликты и войны в начале XX века.
  3. Шаги к войне
  4. Борьба мировой общественности против распространения военной угрозы.
  1. Начало урока. Командир сдаёт рапорт. Оргмомент.
  2. Учитель:

- Итак, мы мы заканчиваем изучение эпохи развития индустриального общества в 19 веке в рамках Новой истории.

- Надо сказать, что осознание сущности качественно нового состояния европейской и мировой истории на рубеже к. 19-н. 20 в. пришло не сразу. Переходный характер эпохи осознавался по-разному политиками, экономистами, философами, деятелями искусства и науки…

3. Перед вами две картины, изображающие лик эпохи

- С одной стороны, молодая любознательная эпоха капитализма, за которой будущее;

- С другой стороны, эпоха страха, мучений, связанных с неминуемой мировой войной.

Кто из художников прав? чей образ исторически верен ? Я думаю, что каждый из вас ответит на эти вопросы сам в конце урока.

4. - Изучение перемен в экономике ведущих индустриальных стран и в мировом хозяйстве позволило подойти нам к экономическому объяснению империализма. Давайте вспомним этот материал.

+ проверка себя по слайду № 2 - да

  1. Империализм – это этап монополистического капитализма, последняя стадия капитализма;
  2. Монополия –это одна из форм общественной собственности на средства производства
  3. Самыми распространёнными видами монополий в 19 веке были концерны, тресты и синдикаты
  4. Финансовая олигархия – это список самых богатых людей мира
  5. Метрополия – это страна, занимающая 1 место в мире по протяжённости ж/ дорог
  6. Одним из признаков империализма является вывоз капиталов в больших объёмах
  7. Колония –это отсталая страна, попавшая в политико – экономическую зависимость от более развитого государства
  8. В эпоху империализма создаются крупные международные корпорации, которые делят мир на сферы влияния
  9. Признаком монополистического капитализма является создание единого мирового рынка
  10. Все европейские страны развивались одинаковыми темпами и находились на одной стадии капитализма
  11. В эпоху империализма полностью отсутствуют эксплуатация рабочего класса и угнетение народов колониальных стран

В нашем случае –это лихорадка империализма, которой был охвачен весь мир в к. 19- н. 20 века

6. проанализировав, поставьте цели нашей сегодня работы на уроке:

( класс формулирует цели урока)

  1. Выяснить причины обострения международных отношений в к. 19- н. 20 веков
  2. Попытаться выработать свой взгляд на лик эпохи

7. Анализ карты мира в к. 19 века

(Ответ учащихся у доски)

8. По мере расширения колониальных захватов предпринимались попытки объяснить мотивы экспансии ( захватов).

Но давайте сами выясним причины этого явления ,проанализировав подборку исторических документов.

Известный писатель и общественный деятель Рамен Роллан говорил

(самостоятельная работа с документами по группам и их анализ)

  1. Экономическое развитие стран
  2. Внешняя политика стран
  3. Общественные движения в странах

+ слайды с выводами

9. Учитель: рассказ о пацифистском движении + выступление обучающейся об истории кадетского движения

Так какой из ликов эпохи является с точки зрения исторического анализа более правдивым?

( учащиеся анализируют изображения)

«Война является отрицанием истины и гуманности. Дело не только в убийстве людей, ибо человек должен так или иначе умереть, а в сознательном и упорном распространении ненависти и лжи, которые мало-помалу прививаются людям. [7] Нет ничего страшней войны , ибо когда на земле мир : дети хоронят своих родителей , а когда

-Наш урок подходит к концу. Давайте ещё раз проверим, что мы сегодня усвоили

( с помощью смайликов определяем уровень усвоения знаний)

  1. Империализм –монополистический капитализм. Признаки империализма.
  2. Неравномерность экономического развития стран –одна из причин обострения мировых противоречий
  3. Рост рабочего и национально – освободительного движения
  4. Общественные движения к. 19-н. 20 века

(каждый из этих этапов получает смайлик)

Кадет происходит от французского слова (CADET — МЛАДШИЙ) - это молодые люди на военной службе в солдатских чинах до производства их в офицеры.

В России были закрытые средние военно-учебные заведения для детей.

1-ый Кадетский Корпус открылся в 1732 году и к середине 19 века, было 18 кадетских корпусов. С 1863 по 1882 года вместо кадетских корпусов действовали военные гимназии.

Принципиальное отличие российских кадетских корпусов от европейских состояло в том, что юношей в них готовили не только к сугубо военной карьере, но и к государевой службе на гражданском поприще.

Выпускники кадетских корпусов составляли гордость не только России, но и можно сказать, всей земной цивилизации. Кадетами были фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, флотоводцы Беллинсгаузен и Ушаков, Крузенштерн, Нахимов, Лазарев, поэт Сумароков, дипломат и поэт Тютчев, композиторы Римский -Корсаков, Рахманинов, врач Сеченев, художник Верещагин, писатели Радищев, Достоевский, Куприн, Лесков, Даль, основатель российского театра Волков.

В конце XIX в. во Франции существовало несколько рабочих организаций, искавших пути к сближению. В 1895 г. было решено создать единую профсоюзную организацию — Всеобщую конфедерацию труда, которая стала руководящей силой забастовочного движения (под таким названием она существует и в современной Франции). В 1905 г. социалистические организации образовали Объединенную социалистическую партию, которая в реорганизованном виде действует до настоящего времени. Французские социалисты выступали за мирные реформы и много времени уделяли парламентской деятельности.
Ежегодно во Франции проводились сотни забастовок.

ГЕРМАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 19 ВЕКА

В Германскую империю вошли 22 германские монархии и 3 вольных города – Любек, Бремен и Гамбург; столица Пруссии – Берлин стала столицей объединенной Германии. Конституция, принятая в апреле 1871 года предусматривала федеративное устройство Германии. Конституция закрепляла гегемонию Пруссии.

В 1870 г. промышленное развитие Германии резко ускорилось; был проведен ряд мероприятий, создавших благоприятные условия для промышленной и торговой деятельности: введены единая валюта и единая почтовая система, основан имперский банк. Германия получила огромную контрибуцию от Франции и приобрела Восточную Лотарингию, богатую железной рудой. К концу XIX века большое развитие получили новые отрасли промышленности, химическая и электротехническая, создававшиеся на базе новейшей техники. Создание промышленных и банковских монополий началось в Германии раньше, чем в некоторых странах Европы и шло быстрее. В банковском деле в конце XIX века основную массу кредитных операций сосредоточили 6 банков-гигантов, тесно связанных со сформировавшимися промышленными монополиями. На основе сращивания банковского и промышленного капитала шло, особенно в 90-е годы, образование финансового капитала. В процессе формирования монополий выделились крупнейшие магнаты капитала (Кирдорф, Крупп и др.). Крупные промышленные и банковские магнаты сосредоточили в своих руках гигантскую экономическую мощь.
Политический курс правительства Бисмарка был направлен на укрепление юнкерско-буржуазного милитаристского государства и установление гегемонии Германии в Европе

В 70-х годах рабочий класс Германии добился значительных успехов. В 1875 году в результате объединения партий с Всеобщим германским рабочим союзом была создана Социалистическая рабочая партия Германии. Образование партии отвечало насущным потребностям рабочего движения. С помощью Маркса и Энгельса и при поддержке передовых рабочих партия была направлена на путь последовательной борьбы против милитаризма и эксплуатации. В 1877 году на выборах в рейхстаг социал-демократическая партия получила пол миллиона голосов. Ответом на это был проведенный через рейхстаг в 1878 году Исключительный закон против социалистов, чрезвычайно затруднивший всю деятельность партии. Однако партия показала свою жизнеспособность, умножила связи с массами и сумела стать подлинным авангардом германского пролетариата. Влияние партии росло, марксизм одержал в ней победу. Попытки Бисмарка с помощью законов о социальном страховании отвлечь рабочих от классовой борьбы успеха не имели.



Целевая аудитория: для 9 класса

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях дистанционного обучения работа обучающихся по технологической карте (конспекту) урока позволяет обратить внимание на наиболее важные аспекты темы, ставит перед обучающимися конкретные цели и задачи, позволяет подготовиться к проверке знаний, ориентируясь на конкретные положения технологической карты урока.

П. 1. Россия и мир на рубеже XVIII – XIX веков.

промышленный переворот (промышленная революция) – с. 8,

социальный статус (обществознание 8 класс),

ПРОЧИТАЙТЕ ПАРАГРАФ 1, ОБРАТИТЕ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ:

Дж. Уатт – с. 8, с. 13

Дж. Харгривс – с. 8

Кулибин Иван Петрович – ч.8, с.13

Семафор – с.8

Аэростат – с.9

Братья Монгольфье – с.9

Биржа фондовая – организованный рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами и иными финансовыми документами.

Акционерное общество – хозяйственная организация, созданная на основе объединения денежных средств участников (акционеров), посредством выпуска и продажи акции.

Какая сельскохозяйственная культура, завезённая в Европу из Нового Света, получила в России распространение лишь в XIX в.?

Аграрная революция – с. 10

Демографическая революция - коренные изменения в воспроизводстве населения в процессе его исторического развития. На рубеже XVIII-XIXвв. она была связана с начавшимися промышленной и аграрной революциями, накоплением начального капитала, изменением структуры питания людей, совершенствованием медицины. Численность населения росла, сокращается смертность населения от болезней, сохраняется высокая рождаемость.

Э. Дженнер – с. 10

Какие новые слои общества формируются на рубеже XVIII-XIX вв.? с. 10

Особенности сословной структуры российского общества на рубеже XVIII-XIX вв. (с. 11-12)

Кому в Российской империи на рубеже XVIII-XIX вв. принадлежала: высшая законодательная власть, распорядительная власть. Кто являлся главой РПЦ. С. 13

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Читайте также: