План конспект тренинга лидерства

Обновлено: 06.07.2024

Цель: укрепить позитивную самооценку подростков, помочь им осознать возможность формирования позитивной самооценки, обучить методикам формирования позитивной самооценки.

Материалы для занятия : плакаты с основными идеями, листы для индивидуальной работы.

Ход занятия

Иногда кажется, что ничего не получается или ничего не умеешь, а на самом деле любой человек умеет очень многое. И вы, оказывается, многое умеете, владеете разнообразными навыками. Мне было очень приятно это от вас слышать. Невольно начинаешь испытывать к вам уважение. Да и вы сами наверняка уважаете себя зато, что у вас есть такие замечательные свойства, умения и способности. С проблемой самоуважения очень тесно связана тема лидерства. Кто такой лидер?

• Эмоциональный лидер – умеет выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе;

• Лидер-критик – умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны;

• Лидер-интеллектуал – умеет продуцировать разные позитивные идеи;

• Лидер-организатор – умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками;

• Лидер-исполнитель – умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности;

Все это требует наличие определенных качеств, включая смелость, представительность, умение не отклоняться от поставленной цели, понятливость, энергичность, аналитические способности, уверенность в собственные силы, организаторские способности, сильная воля.

Мы с вами потренировались в перемене угла зрения на свои нелюбимые качества, в умении находить хорошее и полезное в якобы ненужном и плохом. Оказывается, уважение к себе можно испытывать, даже когда есть что-то, что в себе не нравится. Потом это “что-то” не так уж плохо. Если человек осознает, что это плохое в нем имеется, что может помешать ему это изменить, от этого избавиться? Я думаю, уважения к себе это только добавит.

9. Упражнение «Интересное – полезное”. Большое всем спасибо. Вы очень старались. А теперь давайте все по очереди, скажем, что на этом занятии для нас оказалось интересным и полезным. А может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным? Каждый может говорить полминуты – минуту или просто сказать несколько слов.

Занятие с элементами тренинга по профилактике курения Занятие с элементами тренинга по профилактике курения Цель: профилактика курения, формирования установки на здоровый образ жизни. Задачи:.

Формирование представлений о лидерстве; самоанализ собственного лидерского потенциала.

ВложениеРазмер
trening_liderstvo.docx 19.77 КБ

Предварительный просмотр:

2. Осознание начала положительных изменений относительно своего лидерского поведения;

4. Дать участникам возможность увидеть со стороны свои лидерские склонности, почувствовать преимущества и трудности лидерских позиций, определить для себя свои сильные и слабые стороны относительно лидерства в тех или иных ситуациях.

Задачи: 1. Формирование представлений о лидерстве как групповом процессе на основе собственного эмпирического опыта взаимодействия и работы в команде;

2 .Знакомство с отдельными методами оценки лидерских позиций и умений;

3. Самоанализ собственного лидерского потенциала и лидерских умений;

4. Повышение мотивации лидерства.

-личная заинтересованность и значимость ( говорим только о своих проблемах)

- опора на опыт других людей и поиск новых подходов к решению своих проблем( не пытайтесь отстаивать то, что вы уже знаете, больше слушайте других, возможно вы познакомитесь с новым взглядом на ваши проблемы).

- учёт индивидуальности ( каждый из нас индивидуален, то, что подходит вам может не подойти другому. Не пытайтесь навязывать свою точку зрения.)

Лидер - носитель определенных качеств и умений, способствующих влиянию на других. Лидерство зависит от ситуации, от состава и количества людей, от их знаний и умений.

- Высокий уровень уверенности в себе;

- Сильнейшая убежденность в правильности своих идей;

- Высокий уровень энергии и энтузиазма;

- Развитые коммуникативные и ораторские навыки;

- Активное моделирование роли и формирование имиджа;

- Интеллект выше среднего уровня;

- Создание вокруг себя психологического поля ( способность к внушению).

Группа разбивается на пары. Каждый участник пары рассказывает друг другу о себе только хорошее и интересное. Что хорошего говорят другие. Задача слушающего - узнать как можно больше хорошего о собеседнике. Рассказчик и слушатель меняются ролями. После этого в круге каждый рассказывает всё, что он узнал хорошего о своём собеседники.

Вопросы: - Что Вы чувствовали в тот момент, когда Ваш собеседник рассказывал о вас? - Трудно ли было остановить критику в свой адрес? - Что полезного вы вынесли из этого упражнения?

По кругу каждый рассказывает о каком либо деле, которое ему особенно удаётся.

Вопросы: -Что вы чувствуете, когда всё получается?

- Чей рассказ затронул вас?

8. Тест “Лидер ли я?”

1. Что для вас важнее в игре?

2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо.

Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?

4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

7. Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

Обработка и интерпретация результатов теста:

  • Высокий уровень лидерства - А = 7-10 баллов.
  • Средний уровень лидерства - А = 4-6 баллов.
  • Низкий уровень лидерства - А = 1-3 балла.

Просто поверь в себя!

Цель: создание условий для раскрытия лидерского потенциала старшеклассников, освоения ими активного стиля общения, умения убеждать.

• Развивать коммуникативные способности, умение и желание разнопланового и бесконфликтного общения со сверстниками.

• Развивать саморазвитие, самоконтроль, умения рефлексии.

• Обогатить психологический словарь участников новыми понятиями – ЛИДЕР, ХАРИЗМА, АУТСАЙДЕР. Использовать их в своём опыте руководства группой.

• Формировать активность, ответственность, инициативу и лидерские качества.

Ход занятия

Мы собрались сегодня, чтобы поговорить на тему "Лидер и лидерские качества".У вас будет возможность проявить лидерские качества, поупражняться в умении убеждать – навыке, необходимом для лидера. Чтобы немного разогреться, давайте поиграем в начале занятия?

Встанем в круг. Наша игра называется "Паутинка". Каждый стоящий берётся двумя руками за верёвку. А теперь надо переместиться, запутаться. Но помните, что запутавшись, обычно приходится находить способ распутаться!

А теперь пришло время распутать "паутинку"! Сколько времени это займёт?

Отлично! Вы удачно разрешили свою трудную ситуацию! Из любой самой неразрешимой на первый взгляд ситуации есть выход!

А теперь эта же игра, но с усложнением! Найдётся ли тот, кто захочет САМ распутать нашу паутинку? Игра повторяется, участники запутываются. А один из ребят распутывает. Оглашаем время, за которое ребята справились.

Вопросы к "лидеру":

-Часто ли ты проявляешь инициативу и активность?

-Помогает ли тебе это в жизни?

-Даже самые трудные жизненные ситуации можно распутать, правда?

2.Беседа о лидерстве.

-Лидер – это какая личность? ( сильная, авторитетная)

-Какая роль у лидера группы? ( принимающая решение, организующая, объединяющая)

-Какая основная функция лидера? ( влиять, вдохновлять, двигать )

Ли́дер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

В психологии приняты различные классификации лидеров:

• по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);

• по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);

• по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер).

• формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;

• неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

Выделяют стили лидерства:

Авторитарный — установление жёсткой дисциплины, чёткое распределение обязанностей, лидер не вступает в дискуссии, не прислушивается к мнению группы, навязывает свое мнение.

Демократичный — лидер советуется с коллегами, прислушивается к их аргументам, поощряет их инициативу, ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы.

Либеральный — лидер не предъявляет никаких требований к членам группы, ни на что не настаивает, принимает все предложения членов группы, не конфликтует. Группа практически не организованна, разобщена, функциональные обязанности в группе распределяются хаотично.

Тестовый материал:

1. Что для вас важнее в игре?

2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо.

Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?

4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

7. Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

Обработка и интерпретация результатов теста:

• Высокий уровень лидерства - А = 7-10 баллов.

• Средний уровень лидерства - А = 4-6 баллов.

• Низкий уровень лидерства - А = 1-3 балла.

Для этого упражнения требуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру. Группа образует тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного добровольца. Ему же даётся всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, обещания, комплименты), искренностью убедить Круг и отдельных его представителей впустить его в центр круга.

Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спиной, сжавшись в тесный и сплочённый круг, взявшись за руки. Начали!

- Спасибо за смелость. Кто следующий готов помериться с Кругом интеллектуальными силами? На старт. Начали!

В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения наших игроков. Как они вели себя во время тренинга и как поступают в обычных житейских ситуациях?

Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы “мир непременно погибнет!”. Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.

В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно. Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.

Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работаем молча, Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!

- Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг.

Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность.

- в колонну по росту

- в шеренгу по росту

- в четыре колонны с одинаковым количеством участников

- в шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос

В живую скульптуру Звезда, Медуза, Черепаха.

- Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему?

- Кто из вас лидер по натуре?

- Легко ли вам было отказаться от руководящего стиля поведения?

- Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми?

- Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний?

- Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны?

- Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?

Участники группы получают текст: “Дикие гуси летят особым “строем” - клином. Стаю ведёт вперёд вожак, который является вершиной птичьего клина, на нём же - основная тяжесть полёта – почему?

Дело в том, что строй гусиной стаи отличается особой организацией. Клин позволяет гусям, следующим за вожаком, экономить физические силы. Каждому из гусей удаётся сохранить расход его собственной физической энергии за счёт работы крыльев его соседей. Каждая птица летит так, чтобы присоединиться к остальным, - в едином ритме. Это делается для того, чтобы энергетическое поле стаи увеличивалось движением каждой птицы. Гуси обмениваются энергией не только друг с другом, но и с энергетическим полем всего воздуха.

Гуси, которые в дальнем полёте могут потерять до 30% своего веса, сохраняют таким образом свои физические силы для длительного путешествия.

Когда вожак устаёт, он выходит из вершины клина и занимает своё место в конце стаи. На место вожака заступает один из следовавших за ним гусей, который благодаря вожаку стаи мог до сих пор экономить свои физические усилия… Если же какая-то из птиц не имеет сил продолжить полёт, она опускается. Но всегда вместе с ней остаётся один из стаи – для защиты и помощи”.

- Что интересного вы видите в повадках гусей?

- Чем объясняется эффективность гусиного клина?

- Чувствуете ли вы себя в группе так же уверенно и защищено, как гусь в стае?

- Может ли твоя стая долететь до цели? Почему?

- Кто по вашему мнению, готов при необходимости занять место во главе стаи? Что позволяет вам так думать?

- Ребята, давайте вспомним, какие качества личности присущи лидеру?

Сейчас мы попытаемся образно и зримо выразить их. Приглашаю из круга ко мне 3 человека. Один будет изображать зовущую цель. А два человека будут приближаться к "цели" по мере того, как развиты у вас эти качества лидера. Если вы считаете, что ЭТО качество у вас развито хорошо, то делайте большой уверенный шаг! Если ЭТО качество развито не очень сильно, то делайте шаг короче … Упражнение называется «Десять шагов к цели".

(Участники, оставшиеся в кругу, определяют рейтинг развития своих лидерских качеств в опорном конспекте) У вас напротив каждого качества шкала от 0 до 10 баллов. Чем лучше развито ваше качество, тем выше балл вы себе ставите!

(Вслух называются качества и 2 участника "идут к цели")

Эти качества и есть ХАРИЗМА, дары лидера! То, что привлекает к нему и увлекает за ним!

1. Уверенный в себе

5. Заслуживающий доверие

7. Активный, инициативный

10. Весёлый, с чувством юмора

Вопросы к участникам, дошедшим до "цели" :

-Как себя чувствуешь, дойдя до цели?

-Хотелось бы и в жизни достичь своих целей?

У нас есть возможность быстрее идти к цели и стать успешнее! Для этого нужно осознание, нужно желание и стремление!

На самом деле ЛИДЕР наделён и многими другими качествами, которые помогают ему преодолевать трудности, идти вперёд, невзирая на проблемы, вести за собой людей, влиять, вдохновлять, менять мир! Обращайте внимание на то, что помогает человеку стать успешным, эффективным лидером!

Лидер – не пассивная, отстранённая гениальная личность, а активно преобразующая мир личность. Дела, идеи лидера часто остаются в истории на века, или навсегда. Но даже если дело лидера изменило одну маленькую группу людей – это уже большая заслуга, вклад в их жизни!

8.Заключение.

Мне было приятна ваша активность и участие. Мы освоили несколько новых понятий – лидер, харизма, аутсайдер. Думаю, что будете использовать их в своей речи, наблюдать за собой, развивать себя!

На главную Коррекционная работа психолога в школе Тренинги Тренинг "Лидер и его команда"

Вывод:
В целом, считаю, что тренинг прошел хорошо благодаря творческому и игровым заданиям, удалось повысить уровень уверенности в себе путем раскрытие в каждом лидерский качеств.
Литература:

  • Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. — М.: Эксмо, 2007.

Психолог школы № 20 (Хохрякова П.М.)

Эта работа была подготовлена благодаря статье, которая опубликована в № 24/2006 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября".

Автор тренинга Василиса НИКИТИНА, педагог-психолог, Москва

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для раскрытия лидерского потенциала студентов, освоения ими активного стиля общения, умения убеждать, эффективно решать проблемные ситуации.

Занятие с элементами тренинга

Цель: создание условий для раскрытия лидерского потенциала студентов, освоения ими активного стиля общения, умения убеждать, эффективно решать проблемные ситуации.

Выявить ребят, обладающих лидерскими и организаторскими способностями.

Отработка навыков групповой деятельности, развитие и реализация творческих способностей.

Форма занятий: групповая.

Вводная часть

Цель. Создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия в группе

Инструкция: Каждому из участников необходимо создать свою футболку, на которой размещен ваш девиз, тот, что вас мотивирует к действиям, помогает в сложных ситуациях. (Плакат, надпись Мой девиз)

Основная часть

Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос: “Кто такой лидер? Какими качествами он должен обладать?”

- А сейчас нарисуйте, каждый по кругу на одном листе рисунок, ассоциацию, с чем у вас ассоциируется лидер, каждый дополняет рисунок, как хочет круг останавливается, когда к вам возвращается ваш рисунок. –

Посмотрите на него и опишите свою ассоциацию и поясните почему.

- Если кто-то из детей рождается лидерами, а кто-то рождается ведомым, значит ли это, что лидером нельзя стать, лидерству нельзя научиться? (ответы студентов)

- Нет, это не так. Многие люди стали в своей жизни сильными и уверенными лидерами, хотя в детстве лидерскими особенностями вовсе не отличались.

- С чего же начать формирование лидерских качеств?

- Как показывает опыт, книги по лидерству приносят немного пользы.

Будучи прочитанными, они вновь возвращаются на книжную полку, а жизнь течет своим чередом. И это неудивительно, поскольку лидерство, а тем более, формирование лидерских качеств — это практический навык, отрабатывать который качественно можно и нужно вместе с другими людьми.

- Одной из задач педагога, воспитателя, классного руководителя является выявление лидеров в коллективе. Можно выявить лидера с помощью тестов, а можно с помощью игр.

В каждой группе, когда она сформирована, появляется такой тип людей, которые могут влиять на настроение и отношения внутри группы, на психологический климат. Эти люди — лидеры. Очень важно понять, кто будет лидером в Вашей организации или в классе. От того, каким будет этот лидер, во многом зависит, каким будет и весь класс и вся организация

- Скажите, пожалуйста, а кто такой лидер? (Ответы студентов)

Лидер (от англ. ведущий, руководитель) – глава, руководитель политической партии, общественной организации и др.; лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе.

Цель. Отработка навыков общения и взаимодействия с людьми.

Инструкция: и сейчас некоторые постараются развить в себе одно из необходимых качеств лидере дар убеждения.

-В начале игры ведущий доступно объясняет ребятам значение слова "молекула".

- Например, что это особое химическое соединение из различных элементов, способное распадаться и вновь восстанавливаться, притягивать или отталкивать другие молекулы.

- В конце задаётся число, обозначающее количество участников группы, необходимое для дальнейшей работы. Объединяются в 2 группы

2.3. Упражнение. Мозговой штурм.

Цель. Выделить основные качества, которые необходимы человеку для того, чтобы занять лидирующую позицию в коллективе.

Инструкция. Обсудите в группе и запишите, какими качествами должен обладать лидер.

Читайте также: