Конспект урока лермонтов воздушный корабль

Обновлено: 06.07.2024

История создания

Поэт описывает Наполеона, душа которого страдает. Многие критики посчитали, что Лермонтов специально романтизирует врага России, чтобы отомстить правительству России. Однако это мнение спорное, потому что вряд ли бы великий поэт стал бы только по этой причине превращать Бонапарта в героя.

Читайте по теме:

Композиция

Стихотворение достаточно объёмно: в нём 18 катренов, каждый из которых состоит из 4 строк. Пот использует амфибрахий. Данный размер позволяет создать стройную систему, которая звучит достаточно напевно.

Как уже было отмечено выше, стихотворение является переводом баллады. Однако в интерпретации поэта она приобрела черты философской лирики.

Читайте по теме:

Средства выразительности

Эпитеты

Гранит пустынный и мрачный, а кончина грустная – вот эпитеты, задающие тон произведению.

Олицетворение

Корабль несётся – олицетворение. В целом, образ восставшего императора – идейный стержень стихотворения, поэтому обилие олицетворений не требуется.

Метафоры

Очи пылают огнём – метафора. Лермонтов ставит акцент на сюжетной линии, а средства выразительности помогают передать образы, созданные творческим гением поэта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературе: Романтический образ Наполеона в поэзии М.Ю. Лермонтова. Бинарный урок литературы и биологии основан на художественной антропологии. Урок построен на баллале "Воздушный корабль", где подробно рассмотренны антропологические образы данные в балладе (образ сердца, груди, рук, слезы, головы).

По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.

Не гнутся высокие мачты,
На них флюгера не шумят,
И молча в открытые люки
Чугунные пушки глядят.

Не слышно на нем капитана,
Не видно матросов на нем;
Но скалы, и тайные мели,
И бури ему нипочем.

Есть остров на том океане —
Пустынный и мрачный гранит;
На острове том есть могила,
А в ней император зарыт.

Зарыт он без почестей бранных
Врагами в сыпучий песок,
Лежит на нем камень тяжелый,
Чтоб встать он из гроба не мог.

И в час его грустной кончины,
В полночь, как свершается год,
К высокому берегу тихо
Воздушный корабль пристает.

Из гроба тогда император,
Очнувшись, является вдруг;
На нем треугольная шляпа
И серый походный сюртук.

Скрестивши могучие руки,
Главу опустивши на грудь,
Идет и к рулю он садится
И быстро пускается в путь.

Несется он к Франции милой,
Где славу оставил и трон,
Оставил наследника-сына
И старую гвардию он.

И только что землю родную
Завидит во мраке ночном,
Опять его сердце трепещет
И очи пылают огнем.

На берег большими шагами
Он смело и прямо идет,
Соратников громко он кличет
И маршалов грозно зовет.

Но спят усачи-гренадеры —
В равнине, где Эльба шумит,
Под снегом холодной России,
Под знойным песком пирамид.

И маршалы зова не слышат:
Иные погибли н бою,
Другие ему измелили
И продали шпагу свою.

И, топнув о землю ногою,
Сердито он взад и вперед
По тихому берегу ходит,
И снова он громко зовет:

Зовет он любезного сына,
Опору в превратной судьбе;
Ему обещает полмира,
А Францию только себе.

Но в цвете надежды и силы
Угас его царственный сын,
И долго, его поджидая,
Стоит император один —

Стоит он и тяжко вздыхает,
Пока озарится восток,
И капают горькие слезы
Из глаз на холодный песок,

Потом на корабль свой волшебный,
Главу опустивши на грудь,
Идет и, махнувши рукою,
В обратный пускается путь.

Тема: Романтический образ Наполеона в поэзии М.Ю. Лермонтова

Обучающая: рассмотреть романтический образ Наполеона в творчестве М.Ю Лермонтова; познакомить с понятием телесности рассмотреть образы телесности в разрезе биология, литература.

Развивающая: отработать умения и навыки анализировать и синтезировать пройденный материал, навыки выразительного чтения.

Воспитывающая: обратить внимание на нравственно-эстетическое воспитание учащихся.

Орг.момент: Приветствие! Проверка Готовности к уроку.

Проверка д/з: ответы на вопросы в тетради

Целепологание

4. Чтение и анализ стихотворения

По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах

Не гнутся высокие мачты,
На них флюгера не шумят,
И молча в открытые люки
Чугунные пушки глядят

Не слышно на нем капитана,
Не видно матросов на нем;
Но скалы, и тайные мели,
И бури ему нипочем.

Есть остров на том океане —
Пустынный и мрачный гранит;
На острове том есть могила,
А в ней император зарыт.

Зарыт он без почестей бранных
Врагами в сыпучий песок,
Лежит на нем камень тяжелый,
Чтоб встать он из гроба не мог

И в час его грустной кончины,
В полночь, как свершается год,
К высокому берегу тихо
Воздушный корабль пристает .

Из гроба тогда император,
Очнувшись, является вдруг;
На нем треугольная шляпа
И серый походный сюртук

Скрестивши могучие руки,
Главу опустивши на грудь,
Идет и к рулю он садится
И быстро пускается в путь.

- Внимательно посмотрите на 7 и 8 строфу и скажите какие образы тела вы нашли?

- скрещенные руки, голова и грудь

Расп ахн утые руки свидетельствуют об открытости миру. Руки, сжатые в кулаки, - с имвол концентрации силы и агрессии. Поднятые вверх руки - символ миролюбия, а соединенные - солидарности. Руки, спрятанные за спину, настораживают, а протянутые означают приветствие, мольбу о помощи.

Но у нас с вами скрещенные руки, что по вашему мнению означают скрещенные руки?

- покорность, спокойствие (обсуждение)

- следующий образ это голова, теперь скажите мне что несет в себе данный образ, какие ассоциации у вас вызывает голова?

- Мегонимически голова обозначает всего человека, его ум и нрав, поэтому говорят, характеризуя кого-то, упрямая голова, буйная, удалая, бешенная, умная голова, пропащая голова; сваливать с больной головы на здоровую; у него голова трухой набита; выкинуть из головы; очертя голову, сломя голову; путная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит; хорош город домами, да плох головами; без мужа, что без головы, без жены, что без ума; муж голова, жена душа. Голова - жизненно важная часть тела, поэтому потерять голову в прямом и или переносном смысле опасно.

- Последний образ данный в этих двух строфах – это грудь. Мужская грудь символизирует силу, мужество, ее облекают в военные доспехи, на ней помещают награды. Мужские объятия означают защищенность и земной союз душ. Внимательно подумайте и скажите, а что могут означать руки скрещенные на груди, только ли повиновение?

Несется он к Франции милой,
Где славу оставил и трон,
Оставил наследника-сына
И старую гвардию он.

И только что землю родную
Завидит во мраке ночном,
Опять его сердце трепещет
И очи пылают огнем.

- подумайте пожалуйста, означает трепещущие сердце?

- волнение, радость ожидания (обсуждение)

На берег большими шагами
Он смело и прямо идет,
Соратников громко он кличет
И маршалов грозно зовет.

Но спят усачи-гренадеры —
В равнине, где Эльба шумит,
Под снегом холодной России,
Под знойным песком пирамид.

И маршалы зова не слышат:
Иные погибли в бою,
Другие ему измелили
И продали шпагу свою

И, топнув о землю ногою,
Сердито он взад и вперед
По тихому берегу ходит,
И снова он громко зовет:

Зовет он любезного сына,
Опору в превратной судьбе;
Ему обещает полмира,
А Францию только себе.

Но в цвете надежды и силы
Угас его царственный сын,
И долго, его поджидая,
Стоит император один —

Стоит он и тяжко вздыхает,
Пока озарится восток,
И капают горькие слезы
Из глаз на холодный песок,

Потом на корабль свой волшебный,
Главу опустивши на грудь,
Идет и, махнувши рукою,
В обратный пускается путь.

- какие образы телесности предстали перед вами?

- Слеза, повтор руки, голова, грудь

В искусстве плачущий человек всегда уникален, и поэтому образ слез невозможно воспринять однозначно: плачут и больные, и злодеи, и жестокий человек. В любом художественном тексте слезы героя, даже кратковременный, даже лицемерные, являются особой художественной информацией о персонаже: они знаки или расслабленности телесной, или нравственного сотрясения души, или возможный шанс для духовного просветления героя.

- а чем являются слезы императора? Знаки или расслабленности телесной, или нравственного сотрясения души, или возможный шанс для духовного просветления героя?

- Какие чувства у вас вызвало баллада, понравилось ли вам она? Какой вид чтения вам более понятен песня, самостоятельное прочтение или чтения других?

Романтизм – художественное направление. Основные черты романтического героя

- мучительное переживание разлада с действительностью

- отказ от обыденного

Романтический герой часто одинок и идеализирован

- итак, у вас на столах у всех есть листы со стихотворениями М.Ю. Лермонтова и ваша задача прочитать и определить романтический герой Наполеон или нет? С помощью каких образов и литературных троп Лермонтов нам показывает романтическую натуру Наполеона ели она является?

Д/З Выучить отрывок из баллады

Романтический образ Наполеона в поэзии М.Ю. Лермонтова

Романтический образ Наполеона в поэзии М.Ю. Лермонтова


РУКИ Расп ахн утые руки свидетельствуют об открытости миру. Руки, сжатые в кулаки, - с имвол концентрации силы и агрессии. Поднятые вверх руки - символ миролюбия, а соединенные - солидарности.

Расп ахн утые руки свидетельствуют об открытости миру. Руки, сжатые в кулаки, - с имвол концентрации силы и агрессии. Поднятые вверх руки - символ миролюбия, а соединенные - солидарности.

ГОЛОВА Голова соотносится с умом человека, символизирует духовное начало и поэтому представляется наиболее достойной частью человеческого тела.

Голова соотносится с умом человека, символизирует духовное начало и поэтому представляется наиболее достойной частью человеческого тела.

ГРУДЬ Мужская грудь символизирует силу, мужество, ее облекают в военные доспехи, на ней помещают награды Мужская грудь символизирует силу, мужество, ее облекают в военные доспехи, на ней помещают награды

  • Мужская грудь символизирует силу, мужество, ее облекают в военные доспехи, на ней помещают награды

Мужская грудь символизирует силу, мужество, ее облекают в военные доспехи, на ней помещают награды

В искусстве плачущий человек всегда уникален, и поэтому образ слез невозможно воспринять однозначно: плачут и больные, и злодеи, и жестокий человек. В любом художественном тексте слезы героя, даже кратковременный, даже лицемерные, являются особой художественной информацией о персонаже: они знаки или расслабленности телесной, или нравственного сотрясения души, или возможный шанс для духовного просветления героя.

В искусстве плачущий человек всегда уникален, и поэтому образ слез невозможно воспринять однозначно: плачут и больные, и злодеи, и жестокий человек. В любом художественном тексте слезы героя, даже кратковременный, даже лицемерные, являются особой художественной информацией о персонаже: они знаки или расслабленности телесной, или нравственного сотрясения души, или возможный шанс для духовного просветления героя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Цель урока: продолжить знакомство детей с творчеством М.Ю. Лермонтова

2. Воспитывающая цель: вызвать раздумья детей на тему свободы, одиночества, судьбы.

3. Развивающая цель: формировать умения анализировать лирическое произведение; учить детей видеть красоту поэтического слова.

4. Оформление доски.

Портрет поэта эпиграф урока

Учитель: Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова. Что вы знаете о великом русском поэте? Какие произведения вам известны?

Мой дом везде, где есть небесный свод,

Где только слышны звуки песен,

Все, в чем есть искра жизни, в нем живет ,

Но для поэта он не тесен.

Читает другой ученик:

И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится - и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

Вопрос учителя: Ребята, а какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Какие рождаются представления, когда слушаешь это произведение? Нарисуйте устно картины, которые возникают в воображении при чтении стихотворения.

Возможный ответ:

Когда я слушала стихотворение, у меня возникло чувство грусти, тоски, печали.

В моем воображении рождается такая картина: парус - в море, далеко – далеко, человек на берегу. Море голубое, чистая вода, светит яркое солнце. Человек размышляет об этом удаляющемся от него парусе.

Вопрос учителя : Ребята, какова тема этого стихотворения? Что стремился показать автор?

Возможный ответ : тема свободы и одиночества

Учитель: В стихах содержится попытка переосмыслить поставленные в ранней лирике темы одиночества и свободы, неприятия жизни.

Вопрос: Какова композиция стихотворения? Из скольких строф состоит оно?

Возможный ответ: Стих состоит из 3 строф по 4 стиха в каждой.

Вопрос: На чем останавливается взгляд поэта в 1- ой строфе?

Возможный ответ: В 1-ой строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусом.

Вопрос: Ребята, обилие каких звуков наблюдается в 1 – ой строфе?

Возможный ответ: Обилие сонорных и плавных звуков л, р, н, м.

Учитель: Обилие этих звуков и ритм (пропуск одного и того же ударения в первых двух строках) как бы передают легкое колыхание морской волны во время штиля.

Вопрос: Ребята, каким предстает море во 2 – ой строфе?

Возможный ответ: Во 2 – ой строфе море меняется; набежавший ветерок поднял волны, они, кажется, готовы смять парус.

Учитель: Хорошо. Какие звуки преобладают во 2 – ой строфе?

Возможный ответ: преобладающими звуками становятся с, т, ч, щ.

Учитель: Эти звуки передают свист ветра и шум моря. Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадежность от сознания, что для паруса нет и не было счастья и что счастье для него вообще невозможно.

Увы! Он счастья не ищет

И не от счастия бежит.

Вопрос учителя: Ребята, как меняется настроение в 3-ей строфе?

Возможный ответ: Море в 3 – ей строфе стихает и голубеет, светит солнце. Но радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго.

Учитель: Сменяющая её авторская мысль контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию и штилю:

А он, мятежный, ищет бури,

Как будто в бурях есть покой!

- последние 2 строки – это реакция поэта, который и пытается разгадать тайну судьбы паруса, и сочувствует ему, и оценивает выбранный им путь. Композиция четко поддерживает дистанцию между рассказчиком и парусом.

Вопрос: Какой вы видите природу в стихах?

Вопрос: ребята, а каково настроение поэта?

Возможный ответ: настроение грусти, печали, сожаления о чем – то.

Учитель: правильно, но в последних строках звучит гордый протест против покоя, от него и жажда борьбы.

Задание: подберите к слову мятежный несколько синонимов.

Возможный ответ: неспокойный, взволнованный, буйный и др.

Задание: прочитайте выразительно стихотворение ,подумайте, какие слова вы хотели бы выделить особенно, чтобы на них обратили внимание слушающие?

«Увы! Он счастья не ищет,

Учитель : читая это стихотворение, мы видим мятежный протест поэта, его жажду бури.

Читают стих выразительно. После этого звучит романс Варламова на слова Лермонтова.

Вопрос: ребята, понравилась ли вам мелодия и чем? Усиливает ли музыка впечатление от поэтического текста, какое настроение автора лучше всего понято и передано композитором?

Возможный ответ: по настроению он менее глубок, чем стих ,в музыке нет лермонтовских раздумий, но грусть, тревожность интонации сохранены композитором.

1. Выучить стих наизусть.

Гордость русской литературы, великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей 19-20 веков.

  • Михаил Лермонтов ~ Смерть поэта (Погиб поэт! – невольник чести…) (+ Анализ) - 08.02.2022
  • Михаил Лермонтов ~ Кто в утро зимнее, когда валит… - 01.02.2022
  • Михаил Лермонтов ~ Тучи (Тучки небесные, вечные странники!) (+ Анализ) - 21.11.2021

Михаил Лермонтов

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

Нужно отметить, что выбор стихотворения был довольно смел. Оригинал произведения повествует о мрачной судьбе Наполеона Бонапарта. Хотя Михаил Юрьевич и опустил многочисленные зловещие детали, характерные для немецкого мистического романтизма, образ императора приобрёл привлекательные черты. Персонажу, созданному пером молодого русского поэта, хочется сопереживать благодаря эффектным и выразительным эпитетам. Вот как рисует Лермонтов фигуру опального полководца:

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Скрестивши могучие руки,
Главу опустивши на грудь,
Идет и к рулю он садится
И быстро пускается в путь.

p, blockquote 3,0,1,0,0 -->

Герой произведения – призрак с острова Святой Елены. Но в его смутных очертаниях читатель легко может узнать облик некогда гордого императора Наполеона:

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

На нем треугольная шляпа
И серый походный сюртук.

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

p, blockquote 7,1,0,0,0 -->

Это стихотворение состоит из 18 четверостиший. Рифму можно назвать перекрёстной, но чаще первая строка не рифмуется с третьей, а совпадает с ней по типу окончания (женская рифма). Однако за счёт изысканного размера – амфибрахия – стихотворение звучит очень стройно и гармонично.

Интересен выбор произведения. За Михаилом Юрьевичем закрепилась слава человека, который не упускает возможность привлечь к себе внимание какой-нибудь остротой. Но не думается, что поэт нарочно избрал недавнего врага России в качестве лирического героя, чтобы разозлить соотечественников. Представляется, что описывая страдания неприкаянной души Наполеона, поэт отразил собственное одиночество, и образ призрака является метафорой на личность самого автора.

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

p, blockquote 10,0,0,1,0 -->

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

Читайте также: