Мы друзья природы конспект занятия в средней

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по экологии в средней группе

Подготовила: воспитатель Коныгина О.А

Цель: Формирование представлений детей, о бережном отношение к природе.

-Учить основам экологического воспитания.

- Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания,
о птицах, о деревьях.

- Активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие времена года, особенности деревьев, диких животных и птиц.

- Развивать мыслительные операции, сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать. Развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Методические приемы: Художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, объяснение, показ, физкультминутка, музыкальное сопровождение.

Словарная работа: Экология, пластик, защитник, капкан, обитатели.

Трудовая деятельность по сбору мусора на участке для прогулки.

Беседа о мусоре: откуда берется, какие виды мусора бывают,
чем вреден мусор и т.д.

Ход занятия

Воспитатель : - Ребята, давайте поприветствуем друг - друга:

Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:

Здравствуй, Небо!( Руки поднять вверх)

Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, Земля!( Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, планета Земля! (Описать большой круг над головой)

Здравствуй, наша большая семья!

Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.

Сюрпризный момент.

- Ребята, мне сегодня утром, почтальон принес письмо, вы хотите узнать, кто нам пишет?

«Всюду я летаю, все на свете знаю,

Знаю каждый куст в лесу, новость на хвосте несу.

Воспитатель: Ребята, от кого письмо? (ответ: Сорока)

Правильно! Давайте дальше узнаем, что написано в письме.

Воспитатель продолжает читать письмо.

«Дорогие ребята, спешу вам сообщить - случилась беда!

Люди, которые приходили отдыхать, оставили мусор, консервные банки, пластиковые бутылки, пакеты. Все растения гибнут, звери, птицы, насекомые исчезают. Только вы сможете нам помочь. Если вы дружные и смелые, находчивые и веселые, отправляйтесь на помощь лесу!

Воспитатель: - Ну что ребята, поможем лесным жителям?

- Вы дружные? Вы смелые? Дети отвечают : Да!

В лес мы поедем на машине.

Би – би – би - Гудит машина, Дети ритмично постукивают кулачком одной руки о кулачок другой руки.

Тук-тук-тук - Мотор стучит, Ритмично хлопают в ладоши.

Едем, едем, едем, едем-

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу: Шу – шу – шу - Потирают ладони друг о друга.

Быстро крутятся колеса. Ритмично вертят руками.

Вот поле, вот речка, вот лес густой.

Приехали, дети! Машина, стой!

Воспитатель: Посмотрите, мы приехали в лес!

- Как здесь грязно. Не видно животных. Нужно обязательно помочь лесу. Поможем? Ребята с каждым выполненным заданием в лесу станет чище и светлее.

- Послушайте первое задание (иллюстрация с изображением осени)

- Ребята! Какое сейчас время года? (осень)

- Давайте вспомним, признаки осени? (листопад, идут дожди, птицы улетают на юг, люди меняю одежду на теплую, животные готовятся к зиме, люди собирают урожай)

- Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Молодцы! Справились с первым заданием. (Появляется первый лучик в лесу)

- В лесу, много деревьев. Что такое дерево? (дерево самое большое растение)

- Назовите его части. (корень, ствол, ветки и листья)

- Какие бывают деревья (лиственные и хвойные)

Посмотрите на картинки и назовите, какие из них лиственные, а какие хвойные деревья.

1.картинка Береза (лиственное)

2. картинка Сосна (хвойное)

3. картинка Дуб (лиственное)

5. Рябина (лиственное)

6. Клён (лиственное)

- Какое правило нужно соблюдать по отношению к деревьям?
(не лазить по деревьям, не ломать ветки, не разводить костер в лесу)

Мы выполнили второе задание.

Появляются два лучика.

- Ребята, кто живет в лесу? (дикие животные) Отгадайте загадки и соберите пазлы.

(Дети отгадывают загадку и собирают пазл животного)

Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко

Любит сочную морковку. (Заяц)

Я оранжевый зверек,

Шубка тёплая, как грелка,

Хвостик мягкий, как пушок,

Я — старательная … (Белка)

Серый я, живу в лесу,

Знаю рыжую лису.

Песню грустную тяну,

Громко вою на луну (Волк)

Важно я хожу по бору,

Съесть могу и мухоморы.

Не боюсь в лесу врага —

Есть копыта и рога! (Лось)

У меня роскошный хвост,

А характер ох, непрост —

И коварна и хитра.

Глубоко её нора. (Лиса)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

- Ребята, давайте запомним правила поведения в лесу:

1. Не разрушать муравейники;

2.Не трогать мелких лесных обитателей (бабочек, шмелей, стрекоз, лягушек и т.д);

3.Не трогать птичьи гнёзда и звериные норы;

4. Не стрелять в птиц;

5. Не ставить ловушки и капканы для животных.

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием! А теперь предлагаю вам немного отдохнуть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Осенним днём лесной тропой

Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)

За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут, громко топая)

За мамой-лисицей крался лисёнок, (Идут крадучись)

За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе).

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)

За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)

Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)

- Скажите, кто кроме животных обитает в лесу? (птицы)

Как называют птиц, которые осенью улетают на юг? (Перелетные)

Иллюстрации с изображением перелетных птиц.

- Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год остаются на родине и не совершают перелета.

Таких птиц называют? (зимующие)

Ваша задача, правильно собрать картинки птиц

1.Воробей, ворона, синичка, сорока, голубь, снегири.

2. Жаворонок, грач, кукушка, скворец, ласточка, соловей.

- Ребята, а как мы можем помочь тем птицам, которые будут зимовать у нас
в городе? (подкармливать).

- Я предлагаю, посмотреть, чем можно кормить птиц, а чем нельзя. Проходите к столу.
На столах у вас тарелочки. Положите зелёные кружочки, на тарелочки, чем можно кормить. А красные кружочки, чем нельзя.

1. Овёс, просо, пшеница, рапс, пшеничные отруби, ягоды рябины, овсяные хлопья. (Зелёные кружочки).

2.Печенье, арахис, семечки, черный хлеб. (Красные кружочки)

Появляется четвертый лучик.

- Ой, ребята, мы все задания выполнили, а вот мусор в лесу остался. Давайте соберем мусор в мешки, чтобы у нас было чисто.

Звучит музыка, дети на скорость собирают мусор.

- Здорово, ребята! Справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло и чисто!

Появилось пять лучиков и солнышко.

- Молодцы ребята! Все задания выполнили правильно.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется все это.

Давайте же с природою дружить!

- Мы юные защитники природы, мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем оберегать все живое.

Будем беречь природу!

Давайте, друзья, в любую погоду

Будем беречь родную природу!

И от любви заботливой нашей.

Станет земля и богаче, и краше!

Помните, взрослые, помните, дети !

Помните – что, красота на планете,

Будет зависеть только от нас.

Не забывайте об этом сейчас.

Планету живую сберечь для народа.

И пусть восхваляет гимн жизни

- Вы, были сегодня активны, все отвечали и поэтому мы с вами так быстро справились со всеми заданиями.

А теперь нам, пора возвращаться в детский сад.

- Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были?

- Что мы делали в лесу?

Помогли лесным жителям очистить лес. Мы помогли, а сорока за это угостила нас сладостями.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

-Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания, о птицах, о деревьях.

-Активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие времена года, особенности деревьев диких животных и птиц.

- Выявить качество и свойство дерева с помощью опытно – экспериментальной деятельностью.

-Развивать мыслительные операции: сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать.

-Развивать внимание, память, мышление.

-Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Методические приемы: художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, физкультминутка, музыкальное сопровождение с использованием ИКТ.

Трудовая деятельность по сбору мусора на участке для прогулки.

Беседы о мусоре: откуда берется, какие виды мусора бывают, чем вреден мусор и т. д.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Ребята к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)

Здравствуй маленький цветок,

Здравствуй утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень.

2.- Ребята, мне сегодня утром, почтальон принес письмо, вы хотите узнать, кто нам пишет?

- Тогда слушайте: Слайд 2. (Лесовичок)

“Дорогие ребята, я, Лесовик-хозяин леса. Жил с друзьями в лесу. Но случилась беда! Люди, которые приходили отдыхать, оставляли мусор, консервные банки, пластиковые бутылки, пакеты. Все растения погибли, звери, птицы, насекомые исчезли, солнце не светит. Как мне хочется видеть чистые ручьи, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть своих друзей. Только вы сможете мне помочь. Если Вы дружные и смелые, находчивые и веселые, отправляйтесь на помощь лесу! ”

-Ну что ребята, поможем Лесовичку?

- Вы дружные? Вы смелые?

Дети. Ш-Ш-Ш-Ш (губы колесом).

-Застучали колеса: Так – так – так – так – так… (меняется темп, сила голоса, высота). Наш поезд проноситься через поля, луга и вот зеленый лес встает впереди.

- Выходим из вагонов! Ребята вот мы с вами в лес пришли!

Слайд 3.(Полянка)

- Ой, как грустно, ой как скучно, темно и грязно. Не слышно пение птиц. Нужно обязательно помочь лесу. Поможем? Ребята с каждым выполненным заданием в лесу станет чище и светлее.

- Послушайте первое задание. Слайд 4. (Осень)

- Ребята! Какое сейчас время года? (Осень)

- Ребята, назовите периоды осени (Ранний, золотой, поздний).

- А сейчас какой период? (Поздний).

- Молодцы! Справились с 1 заданием.

Появляется первый лучик в лесу.

-В лесу, много деревьев. Что такое дерево? (Дерево - самое большое растение.)

- Назовите его части. (Корни, ствол, ветки и листья.)

- Как вы думаете, дерево живое? (Да.)

- Почему? (Оно растет, дышит, питается.)

- Ребята, бывает, так, что и деревья болеют, тогда их Лесовичок спиливает.

-Рассмотрите спил дерева. Опишите на ощупь спил дерева. (Шероховатый.)

- Расскажите о свойствах дерева. (Дерево твердое.)

-Ребята, как можно определить, сколько лет дереву? (Правильно, на срезе дерева, мы видим кольца, каждое кольцо – один год жизни дерева.)

- Давным-давно по деревьям определяли, какая будет погода. Вот и сейчас ребята вас познакомят с приметами с помощью деревьев.

- Береза желтеет снизу – зима будет поздней. Слайд 5 (Береза)- Настя

- На рябине много ягод – к морозу. Слайд 6 (Рябина)-Анисия

- Если осенью ива покрывается инеем, надо ждать долгой зимы.

Слайд 7 (Ива)-Ксюша

- Много шишек на соснах - к холодной зиме. Слайд 8 (Сосна)- Маша

- Какое правило нужно соблюдать по отношению к деревьям? (Не лазить по деревьям, не ломать ветки, не разводить костер в лесу). Слайд 10.(Правило)

Мы выполнили второе задание. Появляется второй лучик.

- Ребята, а кто еще живет в лесу? (Дикие животные).

Слайд 13.(Животные)

- Почему их называют дикими?

- Животных в лесу много, но увидеть их непросто, потому что они очень хорошо научились прятаться от людей.

Слайд 14. (Медведь)

Слайд15.(Белка)

Слайд 16.(Ежик)

Слайд 17. (Волк)

Слайд 18.(Заяц)

- У этого животного летом шубка серая, а зимою белая. Он быстро бегает. Всех в лесу боится, прячется год кустом. Любит грызть морковку и капусту. - Егор

Слайд 19. (Лиса)

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием! А теперь предлагаю вам немного отдохнуть.

- Ребята, какое правила надо соблюдать по отношению к диким животным? Слайд 20. (Правило)

Появляется 3 лучик.

- Скажите, как называют птиц, которые осенью улетают на юг? (Перелетные). Слайд21. (Перелетные птицы)

- Назовите основные причины, по которым птицы улетают? (Отсутствие еды и холод).

- Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год остаются на родине и не совершают перелетов. Таких птиц называют? (Зимующие).

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой.

Назови его скорей!

Кто там скачет?. (воробей). Слайд 22. (Воробей)

Сама вся сероватая,

Важная персона— Зовут ее. (ворона). Слайд 23. (Ворона)

И полоска шарфика

У желтогрудой птички

По имени. (синичка). Слайд 24. (Синичка)

Эта птица так болтлива,

А зовут ее. (сорока). Слайд 25.(Сорока)

Выпал снег, метут метели,

А к нам гости прилетели.

На рябину посмотри —

Там расселись. (снегири). Слайд26. (Снегирь)

- Ребята, какое правило надо соблюдать, увидев птиц в лесу?

- Ребята, а как мы можем помочь тем птицам, которые зимуют у нас в селе? (Подкармливать)

- Я предлагаю, приготовить корм для птиц. Проходите к столу. Вы видите, что у каждого из вас по две тарелочки. В одной тесто, в другой зернышки. Ребята, возьмите комочек теста в руки. И круговыми движениями рук приминаем края теста. Стараемся расплющить по всей тарелочки. Затем, тесто нужно положить в тарелочку. И на одну сторону насыпать зернышки. Постараться распределить равномерно зернышки по тесту. Вдавливая зернышки в тесто. Потом перевернуть тесто на другую сторону и опять насыпать зернышки на тесто и вдавить зернышки, чтобы они не выпали.

Слайд 27. (Правило)

Появляется 4 лучик.

Слайд 28. (Правила)

- Ой, ребята, мы все задания выполнили, а вот мусор на нашей полянке остался. Давайте соберем мусор в мешок, чтобы у нас было чисто.

- Полянку мы в порядок привели и справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло и чисто. Запели птицы.

5 лучиков и появилось Солнышко

- Молодцы, ребята! Все задания выполнили правильно.

- Мы юные защитники природы, мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем оберегать все живое.

-Вы, были сегодня активны, все отвечали и поэтому мы с вами так быстро справились со всеми заданиями. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Повертелись, покружились и в саду мы очутились.

- Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были? Что мы делали в лесу? Помогли Лесовику очистить лес. Мы помогли Лесовику, за это он нас угостил сладостями. Спасибо!

Уголок природы (средняя группа)

Уголок природы (средняя группа) Я создавала этот уголок в нашей группе с целью что бы дети не только поливали и ухаживали за цветы но и изучали насекомых,проявляли интерес.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка развлечения поможет закрепить знания детей о животных и растениях леса. предназначено для детей 4-5 лет.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида с приоритетным направлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей


Путешествие

Програмное содержание:

Развивать интерес к природе, формировать положительное отношение, желание беречь и заботиться о ней. Активизировать мышление и речь детей. Воспитывать заботливое отношение к природе.

Материал: игрушка елочка, лесовичок, конверт с письмом, знаки поведения в природе, картинки с цветами, птицами насекомыми. домашние цветы (герань, фиалка, фикус).

Словарная работа: обогащать словарь детей.

Методы: игровой.

Приемы: беседа, вопросы, чтение стихов, пословиц.

Индивидуальная работа: привлечь и заинтересовать Ваню З., Славу С., Данила Д.

Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт

Заходи в зеленый дом

- Правильно, эта загадка про лес, а это значит я приглашаю вас прогуляться по весеннему лесу.

- Посмотрите, тропинка узкая, петляет между деревьями. Вставайте друг за другом, идите след в след за мной.

- Посмотрите, как красиво в весеннем лесу! Природа просыпается весной, щебечут птички! (звучание пения птиц). Воздух в лесу свежий, чистый.

Дыхательная гимнастика.

Посмотрите, а что там лежит под елочкой? (письмо).

Давайте прочитаем его.

«Здравствуйте, дети! Я рад видеть вас в своем лесу. Знаю, вы любите природу и не потревожите лесных жителей. А вы знаете правила поведения в лесу? Чего нельзя делать в лесу? (кричать, чтоб не потревожить лесных жителей, ломать ветки деревьев, разрушать муравейники..).

Ребята, в лесу растет много деревьев. Отгадайте, о каком из них эта загадка.

Что же это за девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель).

- Чем отличается ель от других деревьев? (У елки иголки, а не листья, они не опадают, зимой и летом одним цветом)

- Она живая? Почему? ( Она растет, у нее есть корни, нужны: вода, земля, свет). В лесу растут и другие деревья. Я буду называть их, а если оно есть на картинке, вы должны хлопнуть в ладоши, если нет, сидеть тихо. Слушайте внимательно и выполняйте задание: елка, береза, яблоня, тополь и т.д.

- Давайте представим, что мы с вами деревца.

Дети изображают деревца, тянутся к солнцу, покачивают ветками (руками) при дуновении ветра и т.п.

Какие стройные деревца у вас получились!

А кроме деревьев, в лесу растут еще и растения.

Какие растения, растущие в лесу вы знаете?

-Посмотрите внимательно, все ли эти растения растут в лесу?

Какие еще растения находятся на полянке? (комнатные).

Сейчас я прочитаю вам стихотворения, а вы покажите тот цветок, про какой я вам говорю:

« На окне в такую рань,

Распустилась герань.

Круглые листочки,

«Вот растет бегония-

Пышная красавица.

Красотой своей она,

«Цветок фиалкою зовут,

Так называй его и ты

Пусть на окне моем растут

- Молодцы, вижу домашние растения вы знаете, а как вы думаете, почему их называют домашними? (растут в тепле, им необходим уход, вода).

А о том, как ухаживают за растениями, расскажет нам Лиза и Снежана.

« А я леечку взяла,

Все цветочки полила.

Пусть попьют водички

«Мягкой тряпочкой листочки

Протирала на цветочках

Пыль дышать мешает,

- Ребята, на лесной полянке живут лесные жители. Каких лесных жителей вы видите? (бабочки, муравьи, птички). Какие лесные правила нельзя нарушать? (ловить бабочек, разрушать муравейники, громко кричать, слушать музыку). Правильно, а какое самое главное правило нужно знать, приходя в лес? (разжигать костер, оставлять за собой мусор).

Посмотрите, к нам прилетела птичка, она просит нас о помощи. Как вы думаете, почему? Чем питаются птицы? Давайте покормим ее.

Давайте расскажем старичку- лесовичку пословицы о птицах, которые мы знаем.

А Тимур расскажет стихотворение о птицах.

- А вот и старичок- Лесовичок!

- За то, что вы хорошо вели себя в лесу, соблюдали все правила, я принес вам небольшие лесные подарки!


Средняя группа

dosug-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-puteshestvie-v-les

Цель: воспитание у детей бережного отношения к природе, интереса к жизни леса, умению вести себя в лесу.

Ход занятия

— по какой части дороги должен ходить пешеход? (тротуар)

— на какой знак светофора можно переходить улицу? (зеленый)

— как называют людей, переходящих дорогу? (пешеходы)

— назовите животное, которым обозначают участок дороги? (зебра)

Воспитатель: Молодцы, а теперь занимаем места в машине. Поехали. (звучит фонограмма)

Воспитатель: Вот мы и приехали в лес. Ребята вы заметили, как здесь тихо, грустно, невесело, птицы не поют, деревья не шумят. Не зря нас позвали на помощь. (на поляне лежит куча мусора).

Хулиган: Я не понял, почему так чисто стало в лесу? (ответы детей).

Воспитатель: Хулиган, ты знаешь, что лес – это дом многих животных и птиц. А в чужом доме неприлично мусорить и громко кричать.

Хулиган: Ну ладно, понял. Мусор – это ерунда, я вот сегодня собрал грибы, и собираюсь их съесть.

Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, какие он грибы собрал (дети разглядывают грибы и обнаруживают среди них мухомор)

Хулиган: Такой красивый гриб этот мухомор, я первым его съем (дети отбирают мухомор у хулигана).

Хулиган: А почему его нельзя есть? А кому можно? (ответы детей). Ребята, а какие грибы вы знайте?

Физкультминутка:

1. Все мы по лесу шагаем

Руки выше поднимаем,

Ноги ставим широко,

Дышим ровно глубоко.

2. Дальше по лесу шагаем,

И медведя мы встречаем,

Руки за спину кладем,

И вразвалочку идем.

3. Снова дальше мы идем,

Перед нами водоем,

Позади уже вода.

4. Вдруг мы видим у куста

Выпал птенчик из гнезда,

Тихо птенчика берем,

И в гнездо его кладем.

Хулиган: Ребята у меня для вас есть сюрприз (достает из рюкзака черный ящик). Послушайте загадку: в этом ящике спрятан предмет и вы должны отгадать, что там лежит. Это предмет, который поможет вам в лесу, но с другой стороны этот предмет может стать причиной большой беды.

Это тесный, тесный дом

Сто сестричек жмется в нем

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер

Не шути с сестричками,

Хулиган: Как могут помочь спички в лесу? А какой вред может нанести огонь в лесу? (ответы детей, после чего звучит музыка леса, пение птиц).

Воспитатель: Ребята, значит, мы с вами все правильно сделали?

Хулиган: Спасибо вам ребята, я вам даю честное слово, что не буде больше хулиганить, буду беречь лес.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам понравилось? Как мы помогли лесу? Что нельзя делать в лесу?(ответы детей). Ну что, нам пора возвращаться в детский сад, занимаем места в машине, поехали! (звучит фонограмма).

Читайте также: