Конспект урока конфликт в комедии горе от ума

Обновлено: 07.07.2024

Итоговые вопросы:

В чём своеобразие конфликта комедии?

Что в сюжетных коллизиях комедии близко читателю XXI века?

Домашнее задание

Письменно ответить на итоговые вопросы урока (по выбору учащихся).

Выписать из монологов Чацкого и Фамусова цитаты о Москве.

Индивидуальные задания.

БИОГРАФИЯ
А. С. ГРИБОЕДОВА
(1795-1829)

В биографии А. С. Грибоедова до сих пор много неясного. Точно неизвестно, когда родился Грибоедов — в 1790 или в 1795 году. Сейчас годом рождения принят 1795-й, другие документы называют иную, более раннюю дату. Для понимания жизни и творчества Грибоедова эти расхождения существенны: мы не можем с точностью сказать, кто Грибоедов — вундеркинд, в 13 лет окончивший Московский университет со степенью кандидата, или нормально развивавшийся человек, который в довольно зрелом по тем временам возрасте завершил свое единственное произведение. Столь же много туманного и в освещении других мест в биографии драматурга.

Происхождение и ранняя одаренность Грибоедова
А. С. Грибоедов родился в старинной дворянской семье отставного секунд-майора Сергея Ивановича Грибоедова, который женился на своей однофамилице Настасье Федоровне Грибоедовой. Первоначальное образование будущий драматург получил дома под руководством преподавателей Московского университета. В 1803 году поступил в Московский университетский благородный пансион, в 1806 году стал студентом словесного отделения Московского университета, которое окончил со степенью кандидата в 1808 году. К этому времени Грибоедов овладел основными европейскими языками, знал древние языки. Позднее он изучал восточные языки. Помимо способностей к языкам, Грибоедов обладал многочисленными талантами: успешно занимался философией, археологией, политикой (слушал лекции на этико-политическом отделении университета), сочинял музыку (известны два его вальса) и импровизировал на фортепиано.

Во время Отечественной войны 1812 года Грибоедов добровольно записался в Московский гусарский полк (корнет), но в боях не участвовал. После войны служил адъютантом при генерале А. С. Кологривове, племянники которого — Д. Н. и С. Н. Бегичевы стали его друзьями.

В кругу петербургской молодежи он упивается духом вольнолюбия, появляется на веселых пирушках. Однажды он оказался замешанным в дуэльную историю. На поединке Грибоедов был легко ранен.

Вскоре он принял место секретаря русской дипломатической миссии в Персии и в августе 1818 г. выехал на Восток.

При жизни драматурга комедия так и не была полностью издана, но автор продолжал над ней работать.

Последний год жизни А. С. Грибоедова

В 1828 году к Грибоедову пришла большая любовь. Он женился на Н. А. Чавчавадзе, дочери известного поэта и общественного деятеля Грузии. Вместе с женой драматург отправился в Тавриз, где находились иностранные миссии.

Дипломатическая служба Грибоедова состояла в наблюдении за исполнением Туркманчайского договора, по которому Персии полагалось выплатить России контрибуцию и освободить русских пленных для отправки домой. Деятельность его осложнялась крайней бедностью разоренной войной страны, ростом антирусских и антиправославных настроений, фанатизмом суеверной толпы и интригами англичан, препятствовавших установлению дружеских отношений между Россией и Персией.

Судьба, проказница-шалунья,
Определила так сама:
Всем глупым — счастье от безумья,
Всем умным — горе от ума.

Целостное восприятие сюжета требовало соблюдения драматургических правил, дисциплины мысли, законов композиции, организации комедийного материала. Такие правила выработало искусство классицизма (единство места, времени и действия). Однако Грибоедов придавал им не формальный, а содержательный смысл. Так, единство действия, хотя и ослабленное, обусловлено непримиримым столкновением Чацкого с обществом и с его главными лицами (Фамусовым, Софьей, Молчалиным). Единство места нужно драматургу потому, что конфликт происходит в доме Фамусова, символизирующем всю аристократически-патриархальную Москву. Единство времени также получает свое оправдание: три года странствовал Чацкий, но мало изменился, оставшись прежним, благородным, увлеченным, задорным, несколько восторженным молодым человеком, нисколько не повзрослевшим, волнуемым теми же надеждами и иллюзиями. Один день в доме Фамусова открыл ему такое знание о мире, о людях, которое до этого дня было ему недоступно. Он сразу повзрослел, возмужал, стал более трезвым и менее восторженным.

Наряду с содержательным переосмыслением классицистической драматургии Грибоедов смело и решительно нарушил одно из условий комедии классицизма. Он написал пьесу вольными ямбами, разностопными стихами (ямб у него то трехстопный, то четырехстопный, а то и пяти-шестистопный), какими обычно писались басни. (вернуться к уроку)

Вы правы: из огня тот выйдет невредим.
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет.

Тема безумия от любви, сначала игривая, легкая в словах Лизы, постепенно наполняется широким и глубоким содержанием и получает даже зловещий оттенок.

Чем возвышеннее и трагичнее обрисовывается Чацкий, тем более глупыми, нелепыми и пошлыми изображаются обстоятельства, в которые он попадает.

Грибоедов очень тонко и точно подметил, откуда фамусовское общество черпает пополнение. Кроме главного антагониста Фамусова, пародийного антагониста Репетилова, у Чацкого есть еще один — Молчалин.

Человеческие качества Молчалина прямо согласуются с его жизненными правилами, которые он четко формулирует: умеренность и аккуратность, зависимость от других, бессловесность и отказ от собственных мнений. В общении Молчалина с фамусовским кругом его речь становится вкрадчивой, сдержанной. Молчалин знает дистанцию и соблюдает предписанный слуге и служащему этикет. Однако его молчаливость пропадает, когда он оказывается наедине с Лизой. Тут он красноречив, многословен, развязен, груб, фамильярен и беззастенчиво циничен.

Софьи (по-гречески — мудрость) вовсе не глупа, и ей совсем не чужда новизна. Но новизна новизне рознь. Грибоедов, как и его герой Чацкий,— сторонник далеко не всякой новизны, а только такой, которая облагораживает нравы и сулит пользу обществу. Драматурга занимает вопрос, почему неглупая девушка, которая могла бы составить счастье Чацкому, став его настоящей подругой, изменяет своим ранним духовным и душевным потребностям (когда-то она разделяла взгляды Чацкого) и по собственной воле попадает в глупое, смешное положение. Грибоедов словно иронизирует над именем Софьи: какая тут мудрость, если в конце комедии героиня узнает, что она жестоко обманута и обманулась? Более даже обманулась, чем была обманута, потому что не Молчалин играет активную роль в романе Софьи, а она сама.

В лице Софьи Грибоедов раскритиковал сентиментализм, в лице Чацкого — просветительские и романтические мечтания, слишком безмятежное приятие жизни. Как писатель, он изначально не принял романтизма. Но само течение жизни заставило Грибоедова пересмотреть свои взгляды. Не жаловавший романтиков, драматург финалом своей комедии вынужден признать, что романтический жест Чацкого, его бегство — следствие жизненных обстоятельств, которые, углубляя разочарование к обществе, перерастающее в непримиримый конфликт, выталкивают героя из среды. Стало быть, сама жизнь порождает романтизм и романтических скитальцев, подобных Чацкому. Герой становится романтическим изгнанником вследствие того, что его убеждения, чувства, весь образ существования не могут быть примирены со светским кругом, где его ожидает духовная гибель и где он не сможет сохранить свое лицо. Жизнь делает Чацкого вынужденным романтиком, превращая его в изгоя. Не случайно, что некоторые последующие произведения намечены Грибоедовым в духе романтизма. (вернуться к уроку)

3. Опишите гостей Фамусова. В чем своеобразие каждого из них, что их сближает?

9. Какой конфликт — личный или общественный — выступает основным и где они пересекаются?

11. Прочитайте наизусть выбранный Вами монолог и сделайте его краткий анализ.

13. Почему Пушкин считал, что Чацкий не умный человек? Каково Ваше мнение? Попробуйте ответить на этот вопрос, рассматривая Чацкого как живое человеческое лицо и как героя комедии, в качестве художественного образа.

Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.

У девушек сон утренний так тонок.

Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.

Нельзя ли для прогулок
Подальше выбрать закоулок.

Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

Ах! Если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далеко.

Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног.
Влажен, кто верует, тепло ему на свете.

Объясните крылатые выражения в комедии. Введите их в предложения собственной конструкции. Продолжите список крылатых выражений из текста комедии.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ГРИБОЕДОВ
Д. Б. Кедрин (1907-1945)

Помыкает Паскевич,
Клевещет опальный Ермолов…[2]
Что ж осталось ему?
Честолюбие, холод и злость.
От чиновных старух,
От язвительных светских уколов
Он в кибитке катит,
Опершись подбородком на трость.

На груди его орден.
Но, почестями опечален,
В спину ткнув ямщика,
Подбородок он прячет в фуляр.[3]
Полно в прятки играть.
Чацкий он или только Молчалин —
Сей воитель в очках,
Прожектер,
Литератор,
Фигляр?

Прокляв английский клоб,[4]
Нарядился в халат Чаадаев,[5]
В сумасшедший колпак
И в моленной сидит, в бороде.
Дождик выровнял холмики
На островке Голодае,
Спят в земле декабристы,
И их отпевает… Фаддей![5]

От мечты о равенстве,
От фраз о свободе натуры,
Узник Главного штаба,
Российским послом состоя,
Он катит к азиятам.
Взимать с Тегерана куруры,[6]
Туркменчайским трактатом[7]
Вколачивать ум в персиян.

И покуда всклокоченный,
В сальной на вороте ризе,
Поп армянский кадит
Над разбитой его головой,
Большеглазая девочка
Ждет его в дальнем Тебризе,
Тяжко носит дитя
И не знает,
Что стала вдовой.
1936
(вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

3. Фуля́р — 1) легкая шелковая ткань для платков, косынок и др. вещей.
2) шелковый носовой платок. (вернуться)

4. Английский клоб — англи́йский клуб – общество столичных аристократов в России, постоянно собирающееся для бесед и развлечений в предназначенном для этого помещении. Славился обедами и карточной игрой, во многом определял общественное мнение. Количество членов было ограничено, новых членов принимали по рекомендациям после тайного голосования.
[Чацкий:] Потом подумайте, член Английского клуба,
Я там дни целые пожертвую молве
Про ум Молчалина, про душу Скалозуба. (Действие III, явл. 2)
(вернуться)

6. Курур — в XIX веке персидская крупная денежная единица = 2 миллиона рублей серебром. (вернуться)

6. Туркменчайским трактатом. — Туркманчайский договор (Туркманчайский трактат) — мирный договор между Российской империей и Персией (Ираном), завершивший русско-персидскую войну 1826—1828 годов. Подписан 10 (22) февраля 1828 года в деревне Туркманчай (близ Тебриза). В разработке условий договора участвовал Александр Грибоедов.
Вскоре после заключения Туркманчайского договора, в связи с начавшейся русско-турецкой войной, подстрекаемое Великобританией иранское правительство попыталось уклониться от выполнения условий договора. Нарушения договора иранским правительством вызвали ряд протестов со стороны А. Грибоедова, который занимал в это время пост русского министра-резидента в Тегеране. 11 февраля 1829 года антироссийски настроенной придворной группой (тесно связанной с британскими агентами и близкой к шаху) был организован и осуществлён погром русской миссии, в результате чего погиб Грибоедов. (вернуться)



Свидание И. Ф. Паскевича с Аббас-Мирзой. 21 июля 1827 г. Грибоедов – пятый.
К. Беггров с оригинала В. Мошкова. Оригинал 1828 г.
Всесоюзный музей А. С. Пушкина (Санкт-Петербург)
Источник: Грибоедов А. С. Сочинения в стихах. – Л.: Сов. писатель, 1987.
– Вклейка между стр. 224 и 225.


Нажмите, чтобы узнать подробности

В консппекте к уроку используются методические материалы по теме "Конфликт в комедии "Горе от ума".

Сужденья черпают из забытых газет

Времен Очаковских и покоренья Крыма.

Да и кому в Москве не зажимали рты

Обеды, ужины и танцы?

Мундир! один мундир! он в прежнем их быту

Когда-то укрывал, расшитый и красивый,

Их слабодушие, рассудка нищету.

В комедии Фамусов и Чацкий противопоставлены друг другу: с одной стороны, серые, ограниченные, заурядные, Фамусов и люди его круга, а с другой — талантливый, образованный, интеллектуальный Чацкий. Дерзкий ум Чацкого сразу настораживает привыкшее к спокойствию московское общество. Диалоги Фамусова и Чацкого — это борьба, и она начинается с первых же минут встречи Фамусова и Чацкого. Чацкий резко осуждает принятую в Москве систему воспитания дворянской молодежи:

В России под великим штрафом,

Нам каждого признать велят

Историком и географом.

А Фамусов высказывает мысль:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина…

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Для Фамусова же служба — дело легкое:

А у меня что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

А. С. Грибоедов поднял в своей комедии важные вопросы эпохи: вопрос о крепостном праве, о борьбе с крепостнической реакцией, о деятельности тайных политических обществ, о просвещении, о русской национальной культуре, о роли разума и прогрессивных идей в общественной жизни, о долге и достоинстве человека.

Конфликт проявляется во всем: и в определении ценности человеческой личности, и по отношению к народу, и в понимании патриотизма. Для Чацкого главная ценность человека заключается в его гражданском служении Родине. Для Фамусова, Скалозуба, Молчалина идеи блага Отечества просто не существуют. Основной конфликт в произведении – это конфликт между Чацким и фамусовским обществом.

Конфликт имеет две грани – личную и общественную.Конфликт между Софьей и Чацким носит, казалось бы, сугубо личный характер, но при этом он неотделим от общественного конфликта. В самом деле: жизненные принципы главного героя, его убеждения чужды не только Софье, но также и Фамусову, и всему консервативному дворянству. Не случайно слух о сумасшествии Чацкого, распространенный Софьей, подхватывается всеми гостями Фамусова; упреки Софьи в адрес героя перерастают во всеобщее его обвинение.

Основной конфликт в произведении тесно переплетается с любовной интригой.

Для начала давайте вспомним особенности драмы как вида литературы. Проведем обратный диктант – я читаю определения терминов, связанных с драмой, а вы записываете сами термины в тетради.

  1. форма устной речи, разговор между двумя или несколькими лицами – диалог
  2. один из основных видов драмы, в котором коллизия, действие и характеры трактованы в формах смешного и проникнуты комическим – комедия
  3. пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе – ремарка
  4. высказывания действующих лиц, из кот-х склд-ся диалог в драматическом или повествовательном произведении – реплика
  5. один из видов драмы, в основе которого лежит особо напряженный, непримиримый конф-т, оканчивающийся часто гибелью героя – трагедия
  6. в литературном произведении речь действующего лица, обращенная к самому себе или другим, независимая от реплик других персонажей – монолог
  7. одна из законченных частей, на которые делится пьеса или спектакль – акт \ действие

Проверка: ученики сравнивают написанное с правильными ответами на доске.

Итак, а сейчас давайте вспомним определение драмы.

Драма – один из основных видов литературы, наряду с эпосом и лирикой, предназначенный для постановки на сцене .

Грибоедов стал создателем одной из самых величайших драм всех времен. Послушайте, как он шел к написанию своего великого произведения.

В 1818 г Г предложили уехать на дипломатическую службу в Персию, и ему пришлось принять это назначение. В авг 1818 он выехал через Москву на Кавказ, откуда должен был двигаться дальше.

Но надежды автора не сбылись: ни лит-ная, ни театральная цензура комедию не пропустили. Тогда друзья начали распространять ее в списках - они переписывали комедию вручную и распространяли среди близких, родственников, друзей.

Давайте же прикоснемся к этому величию, попробуем составить собственное мнение о пьесе и ее героях.

Обратим свое внимание на действующих лиц комедии.

Открываем афишу. Вы видите, что персонажей много, но Г мастерски поработал над каждым из них. Поэтому некоторые черты хар-ра можно прочесть уже в именах и фамилиях героев. Как называются такие имена и фамилии? (говорящие)

Итак, идем по порядку.

Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерями . – опять много женщин, на самом деле плохо слышат, мотив глухоты.

Хрюмины. – фамилия говорит сама за себя – параллель со свиньями.

Репетилов . – латинское, повторяет за собеседниками.

Переходим к 1 действию. Мы прочтем его частично, обращая внимание на моменты, которые помогут нам ближе познакомиться с основными героями комедии, выяснить, какие конфликты и мотивы пьесы намечаются в 1 действии. Вы должны помнить, что в большинстве пьес 1 действие играет роль экспозиции. Что это такое?

Итак, 1 действие комедии начинается с ремарки:

Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софии, откудова
слышно фортопияно с флейтою, которые потом умолкают. Лизанька середи комнаты спит, свесившись с кресел. (Утро, чуть день брежжится)

Уже здесь присутствует комизм. В чем? (в несоответствии звуков классической музыки со спящей, развалившись в кресле, служанкой)

На какой предмет интерьера обращает наше внимание автор? (часы)

Как вы думаете, почему гостиная не описана более подробно? (Очевидно, интерьер уточнит постановщик пьесы)

Я прочитаю для вас 1 явление пьесы, а вы обращайте внимание на крылатые выражения, которые встретятся в тексте.

Какое место в композиции пьесы занимает 1 явление? ( знакомит нас обстановкой в доме Ф и некоторыми происходящими в нем событиями, предваряет первую конфликтную ситуацию)

В чем важность экспозиции в пьесе? ( позволяет ввести читателя\зрителя в атмосферу, в которой происходит действие)

Учитель: Вот так начинается действие комедии. Уже здесь в действиях Лизы есть намек на мотив, который станет одним из главных в 1 действии. Что же такого сделала Л? (перевела часы --- обманула --- мотив лжи)

Что мы узнаем о взаимоотношениях некоторых героев? ( У Софьи роман с Молчалиным, который она скрывает от отца)

Ф застает С, М и Л в гостиной. Он подозревает, что все трое, особенно С и М неслучайно оказались в одной комнате в столь ранний час, и отчитывает своего секретаря и дочь:

Фамусов

Друг. Нельзя ли для прогулок
Подальше выбрать закоулок?

Как вы думаете, почему Ф говорит такое М?

(он заботится о благочестии дочери, поэтому и просит М в такое раннее время держаться подальше от С)

А ты, сударыня, чуть из постели прыг,
С мужчиной! с молодым! - Занятье для девицы!
Всю ночь читает небылицы,
И вот плоды от этих книг!

А все Кузнецкий мост , * и вечные французы ,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок.

Кузнецкий мост - улица в центре Москвы. Во времена Грибоедова на Кузнецком мосту было множество различных магазинов, принадлежавшим
преимущественно французским купцам: книжных, кондитерских ("бисквитных
лавок"), модных нарядов и т.д.

Ф старается казаться хорошим отцом, поставить себя в пример С и указать М его место:

Вот попрекать мне станут,
Что без толку всегда журю.
Не плачь, я дело говорю:
Уж об твоем ли не радели
Об воспитаньи! с колыбели!
Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать.
Старушку-золото в надзор к тебе приставил:
Умна была, нрав тихий, редких правил.
Одно не к чести служит ей:
За лишних в год пятьсот рублей
Сманить себя другими допустила.
Да не в мадаме сила.
Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца.
Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем;
Однако бодр и свеж, и дожил до седин,
Свободен, вдов, себе я господин.
Монашеским известен поведеньем.

Какие стороны личности Ф раскрываются в этом монологе? (Ф – хороший отец, заботится о воспитании дочери, старается сам стать для нее примером)

Лиза

Осмелюсь я, сударь.

Фамусов

Молчать!
Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по летам.
А пуще дочери, да сами добряки.
Дались нам эти языки!
Бepeм же побродяг, * и в дом и по билетам, *
Чтоб наших дочерей всему учить, всему -
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам. *
Ты, посетитель, что? ты здесь, сударь, к чему?
Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора * и взял в секретари;
В Москву переведен через мое содейство;
И будь не я, коптел бы ты в Твери.

"Берем же побродяг" - имеются в виду учителя и гувернеты.

"И в дом, и по билетам" - учителя, не живущие "в доме", а "приходящие", в конце каждого урока получали "билеты" (особые квитанции) от родителей своих учеников. По этим билетам начислялась плата за ученье.

Асессор (коллежский асессор) - гражданский чин. Получение этого чина
давало право на личное дворянство.

Как отзывается Ф о нравах современного ему общества? (он настроен против лишнего ученья – языков и необходимых в свете мелочей)

Что мы узнаем о судьбе М и роли Ф в ней? (М не из богатой влиятельной семьи, даже не из Москвы, а Ф посодействовал его продвижению по службе, причем значительно --- Ф имеет влияние и может позволить себе покровительство над кем-либо)

Дальше С, пытаясь отвлечь отца, на ходу придумывает странный сон, который якобы ее и напугал и заставил прибежать в комнату, откуда она слышала голос отца. Сон, кстати, хоть и выдуман, однако предсказывает появление в доме гостя:

Позвольте. видите ль. сначала
Цветистый луг; и я искала
Траву
Какую-то, не вспомню наяву.
Вдруг милый человек, один из тех, кого мы
Увидим - будто век знакомы,
Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,
Но робок. Знаете, кто в бедности рожден.

С, конечно же, хочет намекнуть на М, но Ф этого не замечает, ему важнее другое:

Ах! матушка, не довершай удара!
Кто беден, тот тебе не пара .

В итоге С удается без особого труда убедить отца, что она здесь случайно, М тоже, не особо раздумывая, избавляет себя от подозрений, сказав, что шел к Ф с бумагами. Ф отвлекается легко, не настаивая на правде. Обратите внимание, его заключительные слова:

Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

О какой черте характера Ф говорит эта фраза? (о нежелании всерьез заниматься какими бы то ни было делами: он подпишет, наверное, любую бумагу, лишь бы она не доставила ему хлопот, и дальнейшая судьба дела его не интересует)

Так почему же Ф позволяет себя обмануть, ведь ситуация была довольно прозрачной?

В 5 явлении Л и С наедине обсуждают возможных кандидатов на руку С.

Вот, например, полковник Скалозуб:
И золотой мешок, и метит в генералы.

Куда как мил! и весело мне страх
Выслушивать о фрунте * и рядах;
Он слова умного не выговорил сроду, -
Мне все равно, что за него, что в воду.

Здесь вспоминают и о Ч, с которым С была дружна в детстве. Л отзывается о нем как о веселом, остроумном и, главное, влюбленном в С человеке.

Но С не воспринимает всерьез детскую дружбу, и мы понимаем, что она действительно по-настоящему влюблена в М.

Кого люблю я, не таков:
Молчалин, за других себя забыть готов,
Враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело
Ночь целую с кем можно так провесть!
Сидим, а на дворе давно уж побелело,
Как думаешь? чем заняты?

Бог весть,
Сударыня, мое ли это дело?

Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Обратите внимание, С очень откровенна с Л, а ведь та всего лишь служанка. Как вы думаете, почему? (они ровесницы и, вероятно, Л уже давно в доме Фамусовых, поэтому девушки нашли общий язык, несмотря на разные социальные положения)

Слова Чацкого читает учитель, реплики Софьи и Лизы – подготовленный ученик.

Какими чувствами переполнен Чацкий? (восторг от встречи с С, он в приподнятом, даже в возбужденном настроении, поэтому многословен)

Исходя из слов Ч, как его встречает С? (довольно холодно, прикрываясь шаблонными светскими любезностями)

Что заставляет С перейти на почти враждебный тон? (замечание Ч о М)

Почему Ч пытается не придавать значения иронии и холодности С? (он восхищен ею, пытается вернуть прежний тон отношений)

Как Ч отзывается о Москве и ее нравах? (что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два)

Почему же тогда он вернулся? ( из этого явления можно сделать вывод, что любовь к С – причина приезда)

Чуть свет уж на ногах, и я у ваших ног

Помилуйте, не вам, чему же удивляться?

Гоненье на Москву!

И дым отечества нам сладок и приятен!

смешенье языков – французского с нижегородским

Далее, в 9 явлении Ч встречается с Ф, они беседуют, Ч не перестает восхищаться Софьей.

На этом заканчивается 1 действие комедии.

Со всеми ли действующими лицами комедии мы познакомились? (нет, только с несколькими)

Почему автор знакомит нас в первую очередь именно с этими персонажами? (потому что дальнейшее действие будет развиваться вокруг них, остальные герои – второстепенные)

Какие мотивы уже наметились в 1 действии? (мотив лжи и мотив глухоты как нежелания слышать правду)

Как вы думаете, какие наметившиеся конфликты станут ведущими в пьесе? (конфликт Ч с московским обществом, его образом жизни и любовный конфликт, ведь Ч влюблен в С, а она – в М)

Вывод: в 1 действии пьесы наметились некоторые основные мотивы и проблемы : мотив лжи и глухоты (Л обманывает С, С врет отцу, а тот легко поддается обману, не желая видеть правды); недовольство Ч московскими порядками, пока еще пассивное; влюбленность С в М и неопределенность его чувств к ней; желание Ч восстановить отношения с С. Наметился любовный конфликт.

- сформировать первоначальные представления о конфликте,

- продолжить формирование навыка анализа драматического произведения с учетом его жанровой специфики.

I. Вступительное слово учителя. Беседа о восприятии комедии.

Мы сегодня начинаем разговор о бессмертной комедии А.С.Грибоедова. Однако при её появлении далеко не все были в восторге от произведения драматурга, некоторые критики даже представить себе не могли, что эта пьеса переживёт своего создателя минимум на двести лет.

- А какое впечатление произвела на вас пьеса А.С.Грибоедова?

- Печальна или смешна для вас история, рассказанная в пьесе А.С.Грибоедова?

У произведениябыла сложная дорога к сцене. Об этом пути тоже можно было бы написать книгу.

Существует несколько версий истории создания комедии:

2. В.В.Шнейдер, сокурсник Грибоедова по Московскому университету, говорил, что Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 году. Такая точка зрения существует, хотя автору ее, в то время было более 70 лет, и возможно он что-то забыл или перепутал. Правда, учитывая необычайные способности Грибоедова, можно допустить, что 17-летний юноша способен был создать подобное произведение.

Комедия была завершена к осени 1824 года. Сохранилась и 1-я (черновая) редакция пьесы, которая сейчас находится в Московском государственном историческом музее.

Настоящему уму горе причинить нельзя, а вот от ума горе быть очень даже может.

- Кто из героев пьесы кажется вам наиболее привлекательным и кто - самым отталкивающим?

- Какую сцену комедии вы представляете себе особенно живо?

- Каковы жанровые особенности произведения А.С.Грибоедова?

(Комедия - одно из драматических произведений. Особенности такого произведения: отсутствие авторского повествования (но есть список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка).

- К какому стилю относили комедию классицисты?

(В системе жанров классицизма комедия относится к низшему стилю.)

- Каковы особенности классицистической комедии?

(Принцип единства места, времени и действия; система амплуа, в пьесе, как правило, 4 акта - в третьем кульминация, в четвертом развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами. Порок наказан - добродетель торжествует.)

- Каковы особенности сюжета в классицистической комедии?

(Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма - борьба двух претендентов за руку одной девушки, положительный беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом.)

- Можем ли мы утверждать, что это классицистическая комедия?

(Конечно нет, хотя элементы классицистической комедии мы видим: единство времени, места, говорящие фамилии.)

Правила трех единств:

- Единство времени (действие происходит в течение одних суток).

- Единство места (действие происходит в доме Фамусова).

- Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву).

Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма.

Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударение, сохраняя разговорную форму слова.

- Какие элементы сюжета вы знаете?

- Какие из них являются главными, какие второстепенными?

- Каковы отличительные особенности каждого (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)?

- Возможна ли их перестановка?

- Какой художественный эффект при этом достигается?

III. Анализ списка действующих лиц.

Тугоуховский, Скалозуб, Хрюмина, Хлестова, Загорецкий.

Герои получают характеристику исходя из следующих критериев: принцип родовитости и место на служебной лестнице.

Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов.

Своей комедией Грибоедов предугадал судьбу П.Я.Чаадаева.

Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее. И здесь мы подходим к важнейшему вопросу: что есть безумие Чацкого?

IV. Анализ I действия комедии.

- Что такое 1 – 5 явление в плане развития сюжета?

( 1 – 5 явление в плане развития сюжета являются экспозицией).

- Какая интрига завязывается в самом начале?

(Тайная любовь барской дочери и безродного секретаря. Неожиданный приезд Чацкого - завязка комедийного действия, любовного конфликта: Чацкий влюблен в Софью, она влюблена в Молчалина.)

- Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели? Попытаемся представить себе, как выглядит дом Фамусова.

- Какую информацию мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?

( Из слов Лизы мы узнаем о Чацком, и о полковнике Скалозубе.)

- В каком явлении появляется Чацкий? Как входит Чацкий?

(Он энергичен, счастлив, возбуждён, предвкушает встречу, которую так долго ждал. Эта первая сцена очень важна. Здесь начало того трагического заблуждения, которое в конце концов сделает Чацкого героем комедии.)

- Что заставило Чацкого уехать из Москвы?

- Как его встречает Софья? (Ее поведение очень точно дано Грибоедовым в зеркале реплик Чацкого.)

- Почему светская любезность Софьи сменяется холодностью, иронией и враждебностью? Что раздражает Софью в Чацком?

- Как Чацкий пытается вернуть тон прежних отношений с Софьей? Что Чацкого более всего поразило в Софье и почему он сразу не понял, что любовь утрачена?

- Что изменилось для Чацкого в доме Фамусова и как изменился он сам? Против чего направлена ирония Чацкого?

(Диалог Чацкого и Софьи - сатирическое обличение Чацким московских нравов)

- Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение Чацкого? Как раскрывается натура самого героя в его обличительных речах?

- Проявился ли конфликт в 8 - 10 явлении, между кем, какой он носит характер?

( В данном случае автором нарушается одно из правил комедии классицизма - единство действия, так как в 8 - 10 явлении начал проявляться любовный конфликт между Софьей и Чацким.)

V. Подведение итогов.

Завязкой комедии является неожиданный приезд Чацкого, который пылко признается в любви Софье. Так возникает внешний конфликт: борьба за невесту, любовный треугольник - Софья любит Молчалина, Чацкий любит Софью. Диалог между Софьей и Чацким открывает полное равнодушие Софьи к другу детства. Конфликт осложняется тем, что отец Софьи Фамусов не был бы доволен ни тем, ни другим претендентом: Молчалин беден и безроден, Чацкий тоже небогат, вдобавок вольнодумен, дерзок.

1. Прочитать II действие.

3. Ответить на вопросы: "Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым. Почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы?"

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- Развить навыки анализа драматического произведения, проникая в сущность авторского замысла через художественное своеобразие текста;

- Показать особенности конфликта комедии А. С. Грибоедова;

- Создать условия для формирования вдумчивого, осмысленного отношения к художественному слову.

Задачи урока:

- Формировать умение убедительно, эмоционально, точно выражать свои мысли;

- Развитие надпредметных умений: выделение ключевых слов, идей; выявление причинно - следственных связей; развитие навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речи;

- Развить умение составлять характеристику героев, характеризовать авторское отношение к героям.

Составные элементы анализа:

- Тема и идейная направленность.

- Особенности произведения, композиция, приёмы, язык.

Организация урока:

Проверка домашнего задания; Слово учителя; Чтение; Разъяснение определений; Анализ монологов; Композиционный анализ; Рефлексия.

Оборудование урока:

Текст произведения; Учебник; Тетрадь; Портрет А. С. Грибоедова.

- Организационный момент (1-2 минуты);

- Проверка домашнего задания (4-5 минут);

- Вступительное занятие (6-7 минут);

- Ориентировочное занятие (4 минуты);

- Аналитическая беседа с включением комментированного чтения второго действия (20 минут);

- Рефлексия (5 минут);

- Подведение итогов урока (2 минуты);

- Домашнее задание (4 минуты).

I. Организационный момент

Эпиграф к нашему уроку написан на доске. Кто хочет его прочитать?

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Учитель выбирает ученика для чтения

Ученики готовы к уроку.

Ученик читает эпиграф.

II. Проверка домашнего задания

Учитель выбирает учеников для ответа на заданные вопросы. Несколько учеников по желанию читают выражения, которые они выписали дома.

Ученики отвечают на вопросы. После читают крылатые выражения.

III. Вступительное занятие

- Вы заметили, что во втором действии комедии много монологов, в которых раскрывается поэзия того или иного героя. Попытаемся проанализировать эти монологи. Но для начала, давайте вспомним что такое монолог, а что такое диалог.

Ученики вспоминают определения и отвечают учителю.

Диалог - это форма речи, представляющая собой разговор между двумя или более лицами, который состоит из обмена репликами между ними.

Монолог- речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога.

IV. Ориентировочное занятие

-Давайте с вами откроем тетради и запишем план анализа монолога.

Учитель пишет на доске примерный план анализа монолога.

Кем произносится монолог и в чьем присутствии?

К кому обращен монолог?

Чем вызван данный монолог?

Какие темы в нем затронуты?

Какие взгляды, убеждения героя выявляются в этом монологе?

Каково психологическое состояние персонажа в данный момент? Как оно выражается?

Как раскрывается герой в этом монологе?

Какие художественные приёмы использует автор и какую роль они играют?

Какова роль этого монолога в сюжете?

Ученики записывают за учителем.

V. Аналитическая беседа с элементами чтения

-Делаем анализ по плану, который мы записали.

- Свидетель этого неспешного монолога – бессловесный Петрушка, в следующем явлении появится Чацкий, который этому устоявшемуся укладу откажется подчиняться.

- Заметим, что Чацкий воспитывался в доме Фамусова, друга его покойного отца, и отношения между ними были почти родственными. Но непонимание между участниками диалога наступает почти сразу. Какое отношение к Софье в этом диалоге?

Какие ключевые слова этого диалога?

- Что хочет Фамусов сказать этим монологом?

- Кто является инициатором спора – Фамусов или Чацкий?

- Это люди одной эпохи или разных? Почему?

- А что важно для Чацкого?

- Когда ироническая перепалка людей, обладающих разными нравственными ценностями, перерастает в политический спор?

- Почему обо собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении?

- В разгар спора Чацкого с Фамусовым слуга докладывает о приходе полковника Скалозуба. Какие сведения о Скалозубе мы узнаем еще до его прихода? Какие чувства испытывает Чацкий?

- Проследите по тексту, о чем говорит Скалозуб, какие слова употребляет в речи. Каковы его взгляды на жизнь, на карьеру? Может ли Скалозуб понравиться Софье? Какому положению по возрасту ближе полковник? А по мировоззрению?

- Давайте обратимся к следующему монологу.

- Что происходит в явлении 7? Как Софья выдаёт свои чувства к Молчалину? Почему Чацкий не понимает, что Софья влюблена в Молчалина? Как раскрывается Молчалин в явлениях 11 и 12? Как развивается любовная тема?

Чтение и осмысление монолога. Если у учеников появляются затруднения в ответе, то учитель помогает в затруднениях.

Анализ явлений 2-4.

Чтение диалога Фамусова и Чацкого.

Ученики отвечают на поставленные учителем вопросы.

Чтение и анализ диалога Фамусова и Чацкого. Ответ на вопросы.

Обращение учащихся к тексту.

Чтение и анализ явлений 5,6.

Ученики обращаются к тексту монолога и отвечают на поставленные вопросы

Анализ явлений 7-14.

Чтение явления 7.

- Чацкий думает только о Софье, Фамусов же не рассматривает Чацкого как претендента на руку своей дочери.

Ответ учащихся на вопросы с опорой на текст.

Ответ на вопросы.

Один ученик читает явление 5, другой читает явление 6. После чтения, все школьники отвечают на вопросы, опираясь на текст комедии.

- По возрасту к Чацкому, а по мировоззрению к Фамусову.

Фамусов говорит о правилах жизни своего общества. Большую часть времени Чацкий молча присутствует при разговоре Фамусова и Скалозуба и в конце концов не выдерживает.

- Он рассказывает об одном помещике, который променял на собак своих верных слуг, хотя они были преданными и много раз его спасали. У него такие поступки вызывают возмущение. Он является противником крепостного права. Поколение Фамусова не заботит внутреннее совершенствование.

Ответ ученика: Молчалин падает с лошади. Софья не скрывая показывает своё беспокойство. В явлениях 7- 11 развивается любовная. Получается несколько любовных треугольников: Чацкий – Софья – Молчалин, Софья – Молчалин – Лиза, Лиза – Молчалин – буфетчик Петруша. Правда, всерьёз говорить о любовных чувствах можно только в отношении Чацкого и Софьи. Молчалин участвует в двух любовных треугольниках, но в отношениях с Софьей он ищет лишь выгоду, а за Лизой он не прочь приударить и даже готов раскошелиться на подарки для горничной.

VI. Рефлексия

-Письменно ответьте на написанные на доске вопросы

- Когда именно происходит завязка общественного конфликта?

- Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает каждый герой, против чего ополчается?

Учитель читает ,написанные на доске, вопросы. Ученики письменно на них отвечают и сдают листочки с ответами.

Школьники слушают вопросы и формируют ответы.

VII. Подведение итогов урока.

Ученики внимательно слушают учителя.

VIII. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из монологов.

Выписать крылатые выражения из второго действия.

Перечитать треть действие, подготовить характеристику персонажей.

-Всем спасибо за урок, вы очень хорошо работали и получили соответствующие оценки. До свидания.

Учитель диктует домашнее задание. Ученики его записывают.

Записывают домашнее задание. Задают вопросы учителю, если что-то непонятно.

Цель урока: мотивировать обучающихся к прочтению комедии “Горе от ума”.

1) помочь целостно представить проект изучения новой темы; обеспечить создание у школьников образа изучения новой темы; создать условия для развития у школьников умения находить пути решения поставленной проблемы;

2) обеспечить условия для развития речи обучающихся, аналитического и логического мышления; способствовать развитию стремления к творческому самовыражению;

3) прививать любовь к литературе как к учебному предмету, воспитывать взаимоуважение.

Личностные: устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении; потребность в самовыражении через слово;

Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему; работать по плану, прогнозировать и корректировать свою деятельность

Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, осуществлять анализ текста, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Тип урока: вводное занятие.

Форма организации урока: урок открытия нового знания.

Наглядность и оборудование: 1) Учебник “Русский язык”.6 класс Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Чиндилова, М.: Баласс; 2) презентация к уроку; 3) мультимедиапроектор и персональный компьютер.

Этапы урока (Приложение)

1. Организационный момент (самоопределение к деятельности).

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне.

2. Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

3. Этап усвоения новых знаний. Постановка проблемы.

Цель: активизировать мыслительную деятельность.

Цель: повышение мотивации изучения темы.

5. Этап открытия нового знания.

Цель: добиться восприятия, осознания, первичного обобщения, усвоения путей и средств, которые привели к данному обобщению.

6. Этап подведения итогов.

Цель: проанализировать учебное занятие, дать оценку успешности достижения задач урока, наметить перспективу на будущее.

7. Этап информирования обучающихся о домашнем задании.

Цель: сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.

8. Этап оценивания работы.

Цель: самооценка и оценка работы класса и отдельных обучающихся. Аргументация выставленных оценок.

9. Этап рефлексии.

Цель: проследить настроение каждого ребёнка после урока, уделить внимание каждому.

Читайте также: