Конспект урока неопределенно личные предложения

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Неопределённо-личные предложения (8 класс)

Обучающая

Познакомить учащихся с неопределенно-личным предложением- одним из видов односоставных предложений с главным членом- сказуемым.

Развивающая

Развивать умение находить неопределенно- личные предложения в тексте, сопоставлять с синонимичными двусоставными и определять их различия.

Воспитывающая

Формировать умение сотрудничать, воспитывать культуру речи.

Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: Презентация, карточки

1. Организационный момент

Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Посмотрите на экран. Там написан эпиграф к нашему уроку.

«Не стыдно не знать,

-Вы согласны с данным высказыванием?

Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.

- Какую тему мы с вами изучали на последних уроках? ( Виды односоставных предложений. Определённо - личные предложения)).

- Вот мы сегодня с вами постараемся обобщить наши знания об определенно- личных предложениях: вспомним теоретические сведения, изучаемые в этом разделе, а также узнаем что-то новое.

1.Фронтальная беседа:

- Назовите основную единицу синтаксиса, характеризующуюся смысловой и интонационной законченностью? (предложение)

- Что называется грамматической основой предложения?(Подлежащее и сказуемое)

- Какие бывают предложения по цели высказывания? (повествовательное, вопросительное, побудительное)

- На какие группы делятся предложения по наличию второстепенных членов?(распространённое и нераспространённое)

- Какие бывают предложения по наличию главных членов предложения? (двусоставные и односоставные)

– Какие предложения называются односоставными?

- Как их отличить от двусоставных?

– Какие предложения называются определенно-личными? Какими формами глагола выражается сказуемое в определенно-личных предложениях?

(Подлежащие я, ты, мы, вы отсутствуют в предложениях, но они подсказываются формой глагола)

Мы вспомнили некоторые теоретические сведения; определения же, касающиеся односоставных предложений, мы вспомним в ходе урока.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,

к родному селу - задача первостепенной важности.

А) повествовательное Г) двусоставное

Б) восклицательное Д) нераспространенное

Выделите грамматическую основу предложения

Какой частью речи выражены главные члены предложения?

III . Замените данные словосочетания синонимичными словосочетаниями

1. Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

2. Замените словосочетания, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

3. Замените словосочетания, построенные на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.

II Объяснение нового материала Упражнение №17

Прочитайте предложения, сравните их. Чем они различаются?

Выпишите главные члены предложения.

Укажите форму глагола - сказуемого

О детстве всегда вспоминаешь с улыбкой.

О детстве всегда вспоминают с улыбкой

О детстве все всегда вспоминают с улыбкой.

- Можно ли во втором и третьем предложениях по формам глаголов- сказуемых восстановить подлежащее? (да)

- В каком предложении в роли подлежащего мыслится определенное действующее лицо, а в каком – неопределённое?

- Какое из предложений является односоставным определённо-личным, а какое – двусоставным?

Что нужно сделать, чтобы определить вид этого односоставного предложения? (Найти глагол-сказуемое и определить, в какой форме оно употреблено.)

Можно ли к этому сказуемому подставить местоимение? Какое? (Они)

А они это кто? Это какое-то определенное лицо или его нельзя определить? (Лицо определить нельзя, им могут быть многие.)

Попробуйте теперь сформулировать тему урока. (Неопределенно-личные предложения.)

Запись темы в тетрадь.

Упражнение №18

Выпишите главные члены предложений. Чем они выражены? Укажите форму глаголов – сказуемых.

Над хвастунами хоть смеются , а часто в дележе им доли достаются. (И.Крылов)

(сказуемое выражено глаголом в форме 3-го лица, множественного числа, настоящего времени изъявительного наклонения)

Уж об твоём ли не радели об воспитании с колыбели! ( А.Грибоедов) (сказуемое выражено глаголом множественного числа, прошедшего времени изъявительного наклонения) Словарная работа ( не радели – не заботились)

Интересно, что мне подарят на день рождения? (сказуемое выражено глаголом в форме 3-го лица, множественного числа, будущего времени изъявительного наклонения)

Знали бы дорогу- не заблудились бы.

(сказуемое выражено глаголом условного наклонения)

Вывод: Какое предложение называются неопределенно - личным?

Неопределённо - личное предложение – это односоставное предложение, в котором сказуемое выражено глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего, будущего времени или в форме множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения, или в форме условного наклонения

Упражнение №19

- Преобразуйте двусоставные предложения в односоставные неопределенно- личные. Изменится ли при этом смысл высказывания, и если да, то каким образом?

1) У нас в семье все любят спорт. 2) Вас кто-нибудь проводит до дома? 3) На вас некоторые жалуются. 4) По радио диктор передавал последние известия

- Содержание предложений понятно без подлежащего?

В двусоставных предложениях внимание направляется на производителя действия, а в неопределённо – личных предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределенно.

Упражнение № 20

Составьте с выписанными глаголами односоставные предложения и запишите их. Какого вида односоставные предложения у вас получилось?

узнали н-л хранят н-л видите о-л

читают н-л храним о-л уважают н-л

напиши о-л хранили н-л создали н-л

вспомнят н-л сохранят н-л заставят н-л

напиши – сказуемое в определенно- личном предложении выражено глаголом повелительного наклонения, множественного числа

храним – сказуемое в определенно- личном предложении выражено глаголом 1 лица, мн. числа, изъявительного наклонения, настоящего времени.

видите – сказуемое в определенно- личном предложении выражено глаголом 2 лица множественного числа, изъявительного наклонения, настоящего времени.

Сегодня на уроке мы говорили об односоставных предложениях. А нужны ли они нам? Может, достаточно двусоставных?

Для чего нужны односоставные предложения? (Они делают нашу речь более четкой, стройной, непринужденной, живой, динамичной.)

Упражнение № 22

Определите его тему, основную мысль. Что отражает заголовок? Как вы считаете, к какому стилю речи можно отнести этот текст – к языку художественной литературы или к публицистическому?

Как хлеб ищут

(1) В детстве я терял свои вещи. (2) Искал их, не находил и сердился.

(3)- А ты ищи, как хлеб ищут, - говорила бабушка, - обязательно найдёшь.

(4) Бабушкин совет я не понимал. (5) Хлеб лежит в шкафу.(6) Найти его проще простого. (7) Вообще искать не нужно.

(8) Я был подростком. (9) Началась война. (10) Продуктов не хватало. (11) Всё время хотелось есть. (12)Полученный по карточкам хлеб поровну делили между членами семьи. (13) Давали корочку Джеку.

(14) В обед от пайка ничего не оставалось.

(15) Вечером я осматривал все ящики в столе, все уголки на полках шкафа – не осталась ли где хлебная крошка…

(16) Тогда – то я понял, как хлеб ищут. (А. Митяев)

- Найдите в тексте сложные предложения, в составе которых есть односоставные предложения, определите их вид.

- Укажите количество грамматических основ в этих предложениях.

Тема текста- цена хлеба, хлеб – это жизнь.

Выражение ищи, как хлеб ищут в толковый словарь современных разговорных фразеологизмов и присловий означает призыв искать лучше.

Что отражает заголовок?

Тема текста - как хлеб ищут - призыв искать лучше. Откуда пошло выражение "ищи, как хлеб ищут!"? Почему хлеб, а не воду, не золото, не воздух? И вообще хлеб не ищут (в отличие от воды или клада), а делают: выращивают, мелят в муку и выпекают. Чего его искать и где?

Наше поколение живет в мирное время. Мы не знаем, что такое война, что такое голод. Но рядом с нами живут люди, которые испытали все ужасы Великой Отечественной войны. Настоящую цену хлеба знают наши бабушки и дедушки. Эти люди помнят, что в блокадном Ленинграде от голода погибло почти в 40 раз больше людей, чем от бомб и снарядов. Хлеб во время войны был не только главным продуктом питания, но и мерилом жизни. В блокадном Ленинграде между хлебом и жизнью стоял знак равенства.

хлеб нужно беречь, чтобы никто не знал голода. Пусть во всех домах мира будет мир и будет хлеб. Ведь хлеб – это жизнь.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Какие группы односоставных предложений вы изучили? ( Определённо-личные и неопределённо-личные)

Какие предложения называются определённо-личными? (Это односоставные предложения с главным членом - сказуемым в форме глагола 1 , 2 лица.)

Какие предложения называются неопределённо-личными? ( Это односоставные предложения со сказуемым - глаголом в форме 3-го л. множественного числа в настоящем, будущем времени и в форме множественного числа прошедшего

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.


воспитание интереса к предмету, стремление к знаниям.

Содержимое разработки

Тема: Неопределенно - личные предложения (§33)

Цели урока: расширить знания учащихся об односоставных предложениях, формирование умения находить, характеризовать и употреблять в речи неопределенно - личные предложения;

развивать логическое мышление, память, речь учащихся, навыки синтаксического разбора;

воспитание интереса к предмету, стремление к знаниям.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: индивидуальные карточки, раздаточный материал.

I. Организационный момент

Повторение видов разбора. 2 ученика у доски

Синтаксический разбор предложения.

Завтра иду с радистом и проводником в горы. ( Предложение - повеств., невоскл., простое, односоставное с главным членом сказуемым ( определенно - личное) распространенное, осложненное однородными косвенными дополнениями.

И - и - гласный, безударный;

Д - д - согласный, звонкий , твердый, (парный),

У - у - гласный, ударный.

3 буквы, 3 звука

II. Актуализация знаний.

а) фронтальный опрос.

-Какие бывают предложения по наличию грамматической основы?

- Что характерно для двусоставных предложений?

- Какие предложения называются односоставными?

- Какими частями речи может быть выражено сказуемое?

-Сколько видов односоставных предложений выделяют?

- На какие основные группы делятся односоставные предложения?

- Чем отличается односоставное предложение от двух составного?

- Какие предложения называются назывными?

- Какие предложения называются определенно - личными?

- Какой формой глагола выражается сказуемое в определенно - личном предложении?

( Глаголом в форме 1 и 2 лица ед. или мн.ч изъяв. накл.. Глаголом в форме 2 - го лица ед. и мн. ч. повелительного наклонения.

Привыкаешь к городскому шуму. Не жди рассвета.)

б) выборочное письмо с грамматическим заданием.

- Спишите предложение, соответствующее характеристике: простое, односоставное, определенно-личное.

1) Осеннее небо затянули тёмные тучи.

2) В дверь несмело постучали.

3) Едем на пароходе уже третьи сутки.

3. Подготовка к восприятию темы.

- Прочитайте оставшиеся предложения, определите их тип по строению грамматической основы. (1 – двусоставное, 2 – односоставное)

- Можете ли вы определить вид односоставного предложения? (нет).

- Значит, мы имеем дело с незнакомым для нас видом односоставных предложений.

- Т.е. действующее лицо здесь неопределённо, нечетко, неконкретно.

-Как можно назвать такие предложения? (неопределенно-личные).

4. Формулировка темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу по односоставным предложениям и изучим еще один вид, односоставного предложения. Тема интересная, но сложная, поэтому требует вашего внимания

-Мы проведём исследование, объектом нашего исследования будут неопределённо-личные предложения.

- Какие цели и задачи поставите перед собой?

(учащиеся ставят цели и задачи)

5. Исследование неопределенно-личных предложений.

- На доске записаны неопределенно-личные предложения, прочитайте их и определите, какую форму имеет сказуемое в этих предложениях.

Травы скашивают рано утром.(3 лицо, наст.вр., мн.ч.)

Детей учили рисованию.(3 лицо, прош.вр., мн.ч.)

В садах окапывают деревья.( 3 лицо, наст.вр., мн.ч.)

Вывод: во всех этих предложениях грамматическая основа выражена глаголом-сказуемым в форме 3 лица мн.числа наст. и буд.времени и в форме множ.числа прош.времени).

- Оформите свои выводы в таблице. (прим.: таблицу начинаем заполнять с 1-го урока знакомства с односоставными предложениями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать понятие о неопределенно-личных предложениях и умение находить их по значению и структурным особенностям.


Неопределённо-личные предложения

Цель урока: сформировать понятие о неопределенно-личных предложениях и умение находить их по значению и структурным особенностям.

Обучающая

Познакомить учащихся с неопределенно-личным предложением- одним из видов односоставных предложений с главным членом- сказуемым.

Развивающая

Развивать умение находить неопределенно- личные предложения в тексте, сопоставлять с синонимичными двусоставными и определять их различия.

Воспитывающая

Формировать умение сотрудничать, воспитывать культуру речи.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

I. Организация начала урока.

II. Актуализация знаний,

1.Фронтальная беседа:

– Какие предложения называются односоставными?

- Как их отличить от двусоставных?

– Какие предложения называются определенно-личными? Какими формами глагола выражается сказуемое в определенно-личных предложениях?

(Подлежащие я, ты, мы, вы отсутствуют в предложениях, но они подсказываются формой глагола)

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,

к родному селу - задача первостепенной важности.

А) повествовательное Г) двусоставное

Б) восклицательное Д) нераспространенное

- Выделите грамматическую основу предложения

- Какой частью речи выражены главные члены предложения?

III. Мотивация учебной деятельности

1. Работа с текстом.

Схоронили его за Москвой-рекой.

И бугор земли сырой тут насыпали.

И кленовый крест тут поставили.

- Охарактеризовать предложение по составу грамматической основы.

(односоставное, н-о , способ выражения сказуемого мн. ч. прош. вр.)

IV. Усвоение новых знаний

1 Наблюдение:

1. Детей учили рисованию.
- Чем выражен главный член? Каковы грамматические значения глагола – сказуемого? (глагол 3 л., мн. ч., прош. вр.).

- Важно ли в этом предложении подлежащее? (Нет)
(В этом предложении главное – действие0

2. В дверь несмело постучали.
- Прочтём предложение и определим его тип по строению, наличию главных членов. Какое оно? (по составу простое, по наличию главных членов – односоставное)

3. В деревнях и сёлах готовятся к зиме.
- Определяем устно форму глагола – сказ. – 3 л., мн. ч., наст. вр.).

- Важно ли в этом предложении знать, кто готовится к зиме? (Нет)
- Выводы: В этом предложении тоже главным является действие.

4. Скоро откроют новый спортзал.
- Определяем форму сказуемого – 3 л, мн. ч, буд. вр).

2. Вывод: Какое предложение называются неопределенно - личным?

Неопределённо- личное предложение – это односоставное предложение, в котором сказуемое выражено глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего, будущего времени или в форме множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения, или в форме условного наклонения

На уроке - исследовании учащиеся вместе с учителем формируют понятие о неопределённо- личных предложениях, учатся находить их по значению и структурным особенностям, отрабатываются навыки использования данных предложений в речи, при этом формируя умения систематизировать материал для создания презентации.



Целевая аудитория: для 8 класса

Качественная разработка, соответствующая всем требованиям. Презентация небольшая, но содержательная, включает, в основном, только текстовую информацию. К уроку есть подробный конспект.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: