Конспект урока компьютер как универсальное устройство обработки информации

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока

Учитель: Сегодня на уроке Вы будете работать в группах (командах), каждая из которых в конце урока получит свою оценку. При помощи жеребьевки формируются составы групп (команд).

Вы находитесь в городе Компьютерознайка государства Информатика и Вам предстоит совершить увлекательное путешествие по улицам данного города, прежде чем откроются ворота для следующего неизведанного города государства Информатика.

  1. Улица Анаграмма.
  2. Улица Дж. Фон Неймана.
  3. Переулок “Транслятор”.
  4. Улица Соединялка.
  5. Улица “Перерыв на обед”.
  6. Улица Сканвордов.
  7. Улица “Разгадай ребус”.
  8. Улица “Смелый и отважный капитан”.
  9. Улица “Сочини сказку”.
  10. Ворота “Ответь правильно”.

Для учащихся раздаточный материал находится в Приложении 1.

Ответы содержатся в Приложении 2.

Учитель: Вам будут предложены некоторые слова и буквосочетания. Необходимо переставить буквы так, чтобы получились слова.

Слово, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово, называется анаграммой

2. Улица Дж. Фон Неймана.

Учитель: Найдите ошибки в приведенной схеме “Архитектура Джона фон Неймана”.

Материал для команд:

“Архитектура Джона фон Неймана”

3. Переулок “Транслятор”.

Учитель: Существует некий словарь сленговых терминов по информатике, расшифруйте приведенное ниже высказывание: (Например: Клава - клавиатура, дрова - драйвер).

Высказывание для команд:

Юзер пнул файл с дровами для крысы на блин, затем набрал на Клаве пасворд и проверил мыло.

4. Улица Соединялка.

Учитель: Установите соответствие (соединить стрелками) между устройствами и функциями, которые они выполняют.

5. Учитель: На конец-то мы с Вами дошли до улицы “Перерыв на обед”. Сейчас немножко отдохнем и дальше по улицам уверенным шагом пойдем. (презентация 2).

6. Учитель: После сытного обеда Вы отправляетесь на улицу “Сканвордов”. Найдите зашифрованные в сканворде слова, обозначающие периферийные устройства компьютера. Из букв, не используемых в названиях периферийных устройств, составьте название устройства и дайте ему определение.

П Д Ж О Й С К Н А У Д
А К Е К И Т Л И Н Ш И
М Н И Т О Р А К И К С
Я О П З У М В Р Р П П
Т М М Е О Ы И Е Т Т Р
Ь М О Д З Ш А П Л О О
Ь И К Н У Ь Т У Р А Ц
К О Л О Р Е Н А Н Т Е
Д И С К О В О К А Ю С
П Р И Н Т О Д С М М С
Ф А Й Л Е Р Н Е Й Р О

7. Учитель: Плавно и не спеша, уверенными шажками мы уже приближаемся к воротам города Компьютерознайка. Но учтите, не все улицы еще пройдены. Вам придется пройти и улицу “Разгадай ребус”. (презентация 3).

8. Учитель: прошу капитанов команд пройти на “сцену” и выполнить следующее задание на улице “Смелый и отважный капитан”:

Капитанам по очереди предстоит назвать составные части компьютера. Проигрывает тот, кто назовет неправильно или не сможет вспомнить.

9. Учитель: Без сказки нельзя и об этом знают даже дети. Завершающим этапом нашего путешествия по государству Информатика города Компьютерознайка является улица, под названием “Сочини сказку”:

“В одной стране, под названием Компьютерия, жили-были, не тужили, жители-устройства компьютера: монитор, процессор, клавиатура, мышь и принтер. И вот однажды солнечным днем, находясь на фазенде своего приятеля Сканера, начался у них спор: “Кто на свете всех милее? Кто на свете всех нужнее?”… Ты нам сказку напиши и что надо объясни и докажи.

10. Учитель: Город “Компьютерознайка” очень гостеприимен и увлекателен. Мы на улицах этого славного города узнали столько всего необычного. Но, увы, ворота заперты. А надпись на воротах гласит: “Хочешь запомнить на долгое, долгое время город “Компьютерознайка” и постичь остальные области государства “Информатика”, тогда последнее испытание для Вас друзья – Ответьте на вопросы теста, и Ваш путь к знаниям будет продолжен… (Приложение 3).

Подведение итогов урока: Учитель объявляет оценки за урок каждой команде.

Учитель: Спасибо вам за удовольствие от работы. Урок окончен. Я буду ждать новой встречи с вами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Работу выполнила: Карпейкина Ирина Михайловна

Регион: Брянская область

Цель урока: дать знания учащимся по программной обработке данных на компьютере и устройству компьютера с привлечением цифровых образовательных ресурсов.

Задачи урока:

Развитие логического мышления, внимания, памяти

Развивать устойчивый познавательный интерес у учащихся.

Воспитание информационной культуры учащихся.

Воспитывать у учащихся мотивацию учебной деятельности.

Дать основы знаний о программной обработке данных на компьютере.

Познакомить учащихся с программной обработкой данных в компьютере, функциональной схемой компьютера, видами компьютеров.

Дать наглядный пример использования сети Интернет для самостоятельного обучения.

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод обучения: иллюстрационно - словесный

Средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, подключение к сети Интернет, презентация.

Изложение нового материала:

Представление данных в компьютере

Программа. Обработка данных программой.

Функциональная схема компьютера

Подведение итогов урока

Организационный момент

Изложение нового материала:

Назначение компьютера

Сейчас вы просмотрите ролик о назначении компьютера. После этого, ответьте на вопрос: что же такое компьютер?

Давайте запишем, компьютер – универсальное устройство для обработки информации.

Представление данных в компьютере

Числовая, текстовая, графическая и звуковая информация может обрабатываться компьютером, если она представлена в двоичной знаковой системе. Информация в двоичном компьютерном коде представляет собой последовательность нулей и единиц, т.е. данные.

Для обработки в компьютере данные представляются в виде последовательностей электрических импульсов: нет импульса – 0, есть импульс – 1.

Откройте учебник на стр. 33. В таблице 2.1 показано как человек и компьютер представляют одну и туже информацию. (работа с таблицей)

Программа. Обработка данных программой.

Функциональная схема компьютера

На странице учебника рисунок представлена функциональная схема компьютера. Зарисуйте ее в тетрадь. (учащиеся рисуют) Давайте разберемся как функционирует данная схема.

Какие устройства компьютера относятся к внутренним устройствам? (ответы)

Какие устройства нам необходимы, чтобы можно было обрабатывать информацию на компьютере? (ответы учащихся, их обсуждение, выбор необходимых устройств).

Действительно, устройство, которое обрабатывает все данные в компьютере, называется процессор. Для того чтобы компьютер мог выполнить программную обработку данных, их необходимо загрузить в оперативную память, из которой процессор считывает программу и данные. Процессор выполняет обработку данных и записывает их в оперативную память. Но оперативная память – энергозависимая. При отключении питания, все данные из оперативной памяти стираются. Поэтому в компьютере предусмотрена долговременная энергонезависимая память. Обмен информацией между устройствами компьютера осуществляется по … магистрали.

Какие устройства компьютера относятся к внешним? (ответы)

Какие внешние устройства предназначены для ввода информации в компьютер? (ответ)

А для вывода информации? (ответ)

Давайте запишем в тетрадь следующее: к минимальному набору элементов персонального компьютера, необходимых для обработки информации относятся: системный блок, монитор (дисплей), принтер, клавиатура, мышь.

Типы компьютеров

Какие бывают компьютеры? Давайте узнаем, посмотрев очередной ролик.

Итак, какие компьютеры бывают? (ответ) Запишите в тетрадь.

Закрепление материала

Сейчас мы закрепим материал, пройденный на уроке.

Молодцы, вы правильно ответили на вопросы

Подведение итогов урока

Вот и подошел к концу наш урок. Сегодня на уроке мы узнали много нового. Что нового узнали вы? (мини-опрос 2-3 человека). Сегодня на уроке мы с вами убедились, что в сети Интернет мы можем найти обучающие материалы практически по любой теме.

(При необходимости выставить отметки за работу на уроке.)

Домашнее задание

Откройте дневники, запишите домашнее задание

Структура и ход урока

Название используемых ЭОР

Изложение нового материала

Выводит по мере необходимости на экран ресурсы. Организует самостоятельную работу. Объясняет новый материал. Организует обсуждение вопросов учащимися по данной теме

Записывают в тетрадь тему урока, определения терминов, необходимые сведения. Выполняют самостоятельную работу

Выводит на экран ресурсы. Организует проверку правильности выполнения заданий.

Преподаватель: Жаренова Галина Петровна, преподаватель КОГПОАУ КАТТ, высшая квалификационная категория.

Цель применения ТРКМ на уроке:

- формирование у студентов способности к критическому осмыслению и обобщению информации, умению анализировать учебный материал и делать выводы; способности высказывать свои идеи независимо от других людей, давать оценки,

- развивать умение связно и логично излагать свои мысли;

- совершенствовать навыки групповой и индивидуальной работы.

Цели урока по содержанию:

- обучающая: способствовать формированию представления о компьютере как универсальном устройстве для работы с информацией.

- развивающая: способствовать формированию умения анализировать, сравнивать информацию, делать выводы.

- воспитательная: способствовать формированию умения работать в группе, способности высказывать своё мнение.

Оборудование и оснащение урока:

- компьютеры с подключением к интернет-сети,

Тип урока: урок обобщения, закрепления, контроля и коррекции знаний.

Формируемые ОК: ОК1-ОК9

Структур-ный элемент урока

проверяет готовность к уроку;

- напоминает о правилах поведения в кабинете и технике безопасности при работе с компьютером,

- напоминает об общих компетенциях специалиста

- проверяют готовность к уроку рабочих мест.

Проверить готовность к уроку.

Настроить на успешную работу

(Я должен посмотреть…)

Целеполагание и мотивация

Предлагает вместе сформулировать тему урока. Для этого выводит на экран слайд с определением и предлагает ответить, о чём идёт речь? Определение: универсальное электронное программируемое устройство для обработки, хранения и передачи информации.

Предлагает более подробно определить тему урока, для этого выбрать из определения основные понятия, касающиеся технического устройства ПК. Предлагает всем вместе сформулировать тему урока.

Предлагает подумать, а зачем знать устройство ПК, если практически любой современный человек имеет простейшие навыки пользователя ПК, т.е. умеет включать компьютер, искать информацию в интернете, печатать текстовые документы, играть в компьютерные игры? Хвалит студентов за правильное формулирование мотива деятельности на уроке.

Предлагает сформулировать цель урока.

Формулируют цель: обобщить знания о принципах работы и назначении устройств ПК.

Сформулиро-вать цель урока.

Мотивировать студентов на размышление о необходимости знания материала по данной теме в жизни и профессиональной деятельности человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект окрытого урока по информатике для 7-х классов. Урок обобщения и систематизации пройденного раздела "Компьютер как универсальное устройство для обработки информации". Урок-игра.

Конспект урока по информатике в 7В классе

Учителя информатики Лозенко Марины Ивановны

Всего часов на тему: 1

Номер урока в теме: 1

Тип урока: систематизация и обобщение изучаемого материала.

Цель урока: повторить раздел «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией.

Образовательная: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.

Развивающая: способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Задачи урока:

закрепить и систематизировать основные понятия раздела,

подготовиться к контрольной работе,

продолжить работу над формированием навыков работы в группе.

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

установление взаимосвязей между понятиями, структурирование и систематизация, обобщение учебного материала, применение на практике

Принимать учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, понимать информацию, выполнять учебно-познавательные действия; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

- формирование коммуникационных навыков;

- показать значение информационного моделирования как метода познания окружающего мира

Организационная структура урока

Типовые этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Уточнение направления актуализации изученного материала. Положительный настрой на урок.

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, представляет гостей.

Приветствуют учителя и гостей, проверяют свою готовность к уроку.

Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели урока, побуждение к деятельности.

Организует работу по определению цели урока.

Обсуждают и формулируют цель урока.

Подготовительный этап

Организация деятельности по подготовке к игре

Организует работу по делению класса на группы. Сообщает правила игры.

Слушают учителя. Занимают свои места. Выбирают капитана.

Повторение изученной терминологии раздела, закрепление и систематизация изученного материала

Организует деятельность команд. Работает с презентацией. Задает вопросы, выставляет баллы.

Осуществляют выбор вопросов, обсуждение, выбор верного ответа из предложенных участниками команды. Капитаны команд выбирают участников, которые отвечают на поставленные вопросы.

Повторение изученной терминологии раздела, закрепление и систематизация изученного материала

Организует работу с капитанами команд. Задает вопросы. Резюмирует ответы

Капитаны отвечают на вопросы. Участники команд слушают ответы.

Повторение изученной терминологии раздела, закрепление и систематизация изученного материала

Организует деятельность команд. Работает с презентацией. Задает вопросы, выставляет баллы.

Осуществляют выбор вопросов, обсуждение и выбор верного ответа из предложенных участниками команды. Капитаны команд выбирают участников, которые отвечают на поставленные вопросы.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Проведение самоанализа и самооценки собственной деятельности. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Организовывает подведение итогов. Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Записывает домашнее задание.

Рефлексируют, анализируют что вспомнили, что узнали, какие умения и навыки отрабатывали и закрепляли.

Записывают домашнее задание в дневники.

Подготовительный этап

Класс делится на 4 команды по 4-6 человек в команде. Деление происходит с условием, что уровень игроков в каждой команде в целом одинаков. Определенным образом расставляются парты в кабинете, чтобы команды не мешали друг другу при обсуждении вопросов. Игрокам объясняются правила игры. Дается время на выбор капитана команды. Как правило, это самый сильный игрок.

В конкурсе капитанов участвуют капитаны всех четырех команд. Они выходят к доске и отвечают на вопросы, задаваемые учителем. Каждый верный ответ оценивается в 2 балла. Вопросы задаются поочередно каждому капитану. Всего по три вопроса.

Вопросы для капитанов

Поименованная совокупность вложенных файлов. (Папка)

Поименованная область внешней памяти. (Файл)

Окна для двустороннего взаимодействия между пользователем и компьютером. (Диалоговые)

Описание из последовательности действий для данных на понятном (формальном) языке компьютеру. (Программа)

Специальная программа для осуществления сжатия данных и программ. (Архиватор)

Совокупность правил взаимодействия и средств компьютера и человека. (Интерфейс)

Список команд, выводимые на экран, которые можно задать компьютеру. (Меню)

Вредоносная программа, которая может вывести из строя компьютер и нанести вред данным. (Вирус)

Универсальное электронное программное устройство для работы с информацией. (Компьютер)

Специалист, который разрабатывает программное обеспечение. (Программист)

Меню к текущему объекту, содержащее для него список команд. (Контекстное)

Центральное устройство компьютера с разрядностью и тактовой частотой. (Процессор)

Далее переходим к 3 этапу игры.

Игра состоит их 16 вопросов и заданий. Игра разработана в программе PowerPoint. Десять очков дается команде за правильный ответ на один вопрос или за одно задание. Играют все команды. Программа-презентация демонстрирует на экране название игры и колесо с номерами вопросов. Команды, начиная с первой, выбирают номера вопросов и заданий. Дается 1 минута на размышление. После чего учитель выслушивает ответ команды. Если команда отвечает неправильно, то право ответа предоставляется другой команде. Когда ни одна команда не ответит правильно, очки переходят в следующий тур, т.е. при правильном ответе на следующий вопрос команда получает уже двадцать очков и т.д.

Вопросы и ответы “Брейн-ринга” по информатике.

1. Назовите устройства, которые служили для облегчения вычислений.

Ответ. Абак, счеты, суан-пан, логарифмическая линейка, арифмометр, калькулятор.

2. Когда появился манипулятор типа “мышь”, то для него в русском языке некоторое время использовалось название по имени персонажа известной русской сказки. Назовите имя этого персонажа.

Ответ. “Колобок” (источник – Математический энциклопедический словарь, 1988 г.)

3. Какая связь между городом в Англии, ружьем калибра 30 х 30 и одним из элементов компьютера?

Ответ. Они все связаны со словом “винчестер”.

4. О какой компьютерной программе идет речь в песне:

Он мне дорог с давних лет
И его милее нет –
Этих окон негасимый цвет.

Ответ. Речь идет об операционной системе Windows, хотя некоторые слова песни изменены (Windows – англ., окна).

5. Программист попал в армию. Какой вопрос он задаст офицеру, давшему команду: “По порядку номеров – рассчитайся!”?

Ответ. “А в какой системе счисления считать?”

Ответ. 1) Курсор, 2) Компьютер, 3) Дискета.

7. Расположить приведенные значения количества информации в порядке их возрастания:

Ответ. 3), 2), 4), 1).

8. В приведенных текстах некоторые подряд идущие буквы нескольких слов образуют термины, связанные с информатикой и компьютерами. Найдите эти термины.

Искомые термины – элементы компьютера.

Этот процесс орнитологи называют миграцией.

Потом они торжествовали и радовались, как дети.

По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол.

Ответ. 1) Процессор; 2)Монитор; 3)Мышка.

9. Вам предложены слова, представляющие собой половину другого слова, связанного с информатикой и компьютерами, а так же комментарий к этому слову.

Заданное слово: овод. Искомое слово: часть системного блока персонального компьютера.

Заданное слово: карта. Искомое слово: носитель информации в компьютерах первых поколений.

Заданное слово: ряд. Искомое слово: позиция в записи числа.

Ответ. 1) Дисковод; 2) Перфокарта; 3) Разряд.

10. Один символ алфавита "весит" 4 бита. Сколько символов в этом алфавите?

11. Перед вами - две колонки слов и словосочетаний Необходимо найти пары слов (по одному из каждой колонки), являющиеся синонимами.

Читайте также: