Конспект урока календарные праздники

Обновлено: 06.07.2024

Основные понятия: праздник, государственный праздник, государственная символика, дни памяти, дни воинской славы.

План занятия:

II . Памятные даты России.

III . Дни воинской славы.

Фронтальная беседа:

2.какие праздники вы знаете?

3.чем они отличаются друг от друга?

4.какие праздники являются любимыми?

Праздник является особым элементом в структуре социального времени. Главная функция праздника – социокультурная интеграция той или иной общности людей. Разные праздники осуществляют разные виды интеграции.

Типология праздника разнообразна: народные (национальные); религиозные, профессиональные, международные, государственные.

Обряд – знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий.

Какие современные обряды вы знаете? (свадебный обряд, посвящение в студенты, торжественная присяга воина)

Для государственных праздников, существующих в России сегодня характерно сочетание тех, которые остались в наследство от предыдущих периодов и новых, вызванных в жизни обретением страной суверенитета и изменением общественно-политического строя. Это восемь национальных праздников:

1-2 января – Новый год

7 января – Рождество Христово

23 февраля – День защитника Отечества

8 марта – Международный женский день

1-2 мая – Праздник весны и труда

9 мая – День Победы

12 июня – День независимость России

4 ноября – День народного единства

4 ноября – День народного единства. В ноябре 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободили Москву от поляков. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царем Михаила Романовича, первого русского царя династии Романовых.

Что вы знаете о Дне защитника Отечества, дне Победы?

Почему эти дни особо чтимы?

II .Памятные даты России.

Памятные даты – это официально установленные памятные даты, которые отмечены в истории России.

Федеральным законом от 29 ноября 2010 года №320-ФЗ ст. 1.1 установлены следующие памятные даты:

15 февраля – день памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества (15 февраля – годовщина вывода советских войск из Афганистана).

12 апреля – день космонавтики (12 апреля 1961 полет первого человека в космос Ю.А. Гагарина, 108 мин. на орбите).

22 июня – день памяти и скорби. Начало Великой Отечественной войны – 22 июня 1941 года.

29 июня – день партизана и подпольщика (партизанское движение внесло огромный вклад в Великую Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. Огромную роль сыграли партизанские отряды в разгроме войск Наполеона в 1812 году).

28 июля – Крещение Руси (988 год князь Владимир крестил Русь. Киевская Русь вошла в европейскую христианскую цивилизацию).

2 сентября – день окончания Второй мировой войны (1939-1945)

3 сентября – день солидарности в борьбе с терроризмом (в память о трагических событиях 1-3 сентября 2004 года в Беслане).

9 сентября – день героев Отечества в России (в 11769 году Екатерина II издала указ об учреждении высшей воинской награды Св. Георгия).

12 декабря – день конституции РФ (принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

III . Дни воинской славы.

Дни воинской славы – военные праздники. Установлены в ознаменование побед российских войск. Которые сыграли решающую роль в истории государства.

23 августа – день победы советских войск в Курской битве

8 сентября – день Бородинского сражения

11 сентября – день победы русской эскадры у мыла Тендра под командованием контр-адмирала Ушакова – 1790 год.

21 сентября – Куликовская битва 1380 года. Разгром Дм. Донским войска хана Мамая.

4 ноября – день народного единства и день празднования казанской иконы Божией Матери.

7 ноября – день военного парада на красной площади 1941 года в период Московской битвы.

1 декабря – день победы русской эскадры у мыса Синоп под командованием Нахимова.

5 декабря – начало контрнаступления советских войск под Москвой в 1941 году

24 декабря – взятие турецкой крепости Измаил под командованием Суворова в 1790 году.

Вспомните ещё дни воинских побед не вошедшие в этот перечень?

(27 июня 1709 – Полтавская битва, 19 ноября 1700 – Нарвское сражение, 5 апреля 1242 – ледовое побоище)

IV . Особые страницы календаря занимают дни памяти. Дни памяти устанавливаются в четь выдающихся дат и знаменательных событий в мировой истории или истории России.

27 января – день памяти жертв Холокоста (установлен Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года).

Второе воскресенье сентября – день памяти жертв фашизма.

30 октября – день памяти жертв политических репрессий.

11 ноября – день памяти окончания первой мировой войны

15 декабря – день памяти журналистов, погибших при исполнении служебных обязательств.

V . Подведение итогов.

Памятные даты календаря сопровождают общественную и личную жизнь человека. Мы вспоминаем о них на уроках истории. О государственных праздниках напоминают флаги на улицах города. Государственные праздники являются нерабочими днями календаря. А знание содержания праздника свидетельствует об эрудиции человека, его гражданской позиции.

Использованная литература:

1.Вилинбахов Г.В., Калашников Г.В., Шендрик А.Н. Государственные символы России., М., 2011.

2.Захарова Е.Н. Преподавание вопросов конституционного права в курсе обществознания и истории// О преподавании обществознания в 2010/2011 учебном году. Методическое пособие. Под редакцией Буряковой В.В. и Козленко С.И., М; МИОО, 2010.

3.Календарь знаменательных дат на 2011-2012 учебный год//Вестник московского образования, №14., 2011.

4.Конституция Российской Федерации.

5.Сергеева В.П. Методологические основы духовно-нравственного воспитания//Вестник московского образования, №14.,2011.


Полный текст материала Конспект урока истории "Государственные праздники РФ" для 5-8 классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Тема и номер урока в теме: Календарь и календарные праздники. Урок 1вводный..

Цель: познакомить с основными праздниками россиян.

1. закрепить знания о признаках времён года и количестве месяцев в году.

2. обучение штриховке и обведению по контуру.

3.Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Развивающие:

1. Развитие умения ориентироваться в учебнике;

2.Развитие умения слушать и понимать речь других людей;

Воспитательные:

1. воспитание нравственного чувства,

2. гражданско-патриотическое воспитание

Тип урока: ознакомление с новым знанием.

Формы работы учащихся: Фронтальная работа с использованием индивидуальных компьютеров.

Необходимое техническое оборудование: ноутбуки, телевизор или интерактивная доска(с выходом в Интернет),

Структура и ход урока:

Этапы урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Работа с учебником.

- Какой день был вчера?

- Какой праздник отмечают в нашей стране 1сентября.

- Был ли у вас вчера дома праздник? Как вы его провели?

1 сентября – это важный, красивый праздник, поэтому каждый человек помнит свой первый школьный день. Но День знаний – это только один из праздников.

Какие вы ещё знаете праздники ?

День знаний

Слайд 2.+работа с учебником

Герб, флаг России

Слайд 3.+работа с учебником

- Найдите картинку, на которой изображён флаг нашего государства. Рассмотрите её.

- Опишите российский флаг .

Очень важно знать расположение полос. Почему?

-О чём мы сейчас с вами говорили?

- Что нового вы узнали?

Наш флаг состоит из 3-х полос: белая, синяя, красная.

Потому что, если расположить их в другом порядке, получится флаг другого государства

Работа в прописи. Давайте посмотрим прописи.

- Кто догадался, что нарисовано в верхнем левом углу? Кто назовёт ещё раз цвета полос на флаге?

Учитель показывает образец флага на слайде4. Дети по образцу выполняют штриховку.

Итак, назовите цвета флага РОССИИ?

Флаг нашей страны России.

Белый, синий, красный

Герб, флаг России

Работа с учебником

1.- Вернёмся к букварю. Посмотрите на ту же картинку, с которой мы работали до прописи. Что ещё изображено рядом с флагом.

- Какой праздник имел ввиду художник, рисуя флаг и герб России?

День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. Этот праздник отмечают все люди нашей страны 12 июня.

День независимости России.

А какой праздник наступает зимой?

- Какие праздники на этой странице проиллюстрировал художник? Сколько их?

Работа с учебником.

Закрепление последовательности месяцев в году.

Слайд 5 + фронтальная работа с индивидуальными компьютерами.

зимние месяцы(задание 2)

весенние месяцы (задание 3)

летние месяцы (задание 4)

Давайте попутешествуем от одного праздника к другому так, как они идут друг за другом в календаре?

Начнём с первого праздника.

А сколько всего времён года?

( Задание 1-учёный на слайде )

- Какие признаки зимы изобразил художник , рисуя зимнее дерево?

А по каким признакам вы узнали весеннее дерево ?

- Какое время года изобразил художник на нижнем левом рисунке? Почему вы так считаете?

- Какое время года на последнем рисунке? Как вы догадались?

- Времена года сменяются друг друга по очереди. За зимой наступает… весна, за весной приходит … лето, за летом… (осень), а за осенью … зима.

- Посмотрите, ребята, ничего не напутал наш художник-хитрец?

А какой первый зимний месяц? (Январь) Какие зимние месяцы вы ещё знаете?-задание2.

- Кто из вас может назвать весенние месяцы ? Задание3.

- Назовите летние месяцы ? Раскрасьте летнюю картинку.

- Кто вспомнит названия осенних месяцев?

- Сколько всего месяцев в году? Назовите их по порядку- расположите времена года в правильной последовательности- слайд 6.

Интерактивное задание на сопоставление календарных праздников с временем года, в которые они празднуются. (Задание 1). Индивидуально на компьютерах.

Задание 2,3. Фронтальная работа с использованием индивидуальных компьютеров

Задание 4. Игра-раскрашивание.

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

12 месяцев, дети перечисляют по цепочке .

Слайд 6 – по щелчку восстанавливаем порядок. Фронтальная работа с презентацией

Работа с календарём.

Дней в году очень много. Кто знает, сколько?

-Где мы можем посмотреть, какой сегодня день?

- Календари бывают разные, наш календарь ещё называют численник.

- Для чего он существует? О чём рассказывает?

- Как вы думаете, почему он пустой?

мы можем посмотреть по календарю.

Задание 5. Фронтальная работа с использованием индивидуальных компьютеров.

Возврат к слайду 2

А ещё есть и другие праздники, личные, о которых знают только близкие люди. О каком празднике я говорю?

- Кто может назвать свой день рождения?

- Почему это полезно знать?

Домашнее задание

- В календаре, который нарисовал художник, остался один незаполненный лист. Нарисуйте время года, когда вы отмечаете свой день рождения.

Итоги урока

Подведем итоги урока. О чём мы говорили сегодня ?

- Что нового узнали?

- Что для вас уже было известно?

- Кто доволен сегодня своей работой?

- Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким бы словом вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель …)

1) образовательная: познакомить учащихся с праздниками и обрядами русского народа.

2) воспитательная: воспитание любви и интереса к культуре русского народа.

3) развивающая: развитие вокально-хоровых навыков – дикции на материале р.н.п. “Блины”.

Ход урока

1. Организационный момент

Вступительная беседа. – Ребята, какое время года наступило? (Зима)

– Русский народ к месяцу декабрь подобрал поговорки. Послушайте и скажите, как вы их понимаете? (слайд №2)

1) “Декабрь спросит, что лето припасло” ( )
2) “Декабрь – шапка зимы” ( )

Издавна существовали приметы: “В декабре большой иней, бугры снега, глубоко промёрзлая земля – к урожаю”.

– А какие зимние праздники издавна отмечали на Руси ?( Новый год, Рождество, Святки)

– В календарь российских праздников вернулось Рождество Христово. (Слайд № 3). Рождество – особое время для христиан, кончается старый год, забываются на время вечные проблемы, спадает напряжение, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу, вспоминают о бедных и одиноких, делают подарки.

Рождество – это семейный праздник. Обычно повсюду горят огни, символизирующие домашний очаг. Отсюда в Рождественскую ночь зажигают свечи на ёлках, дети поют песни-колядки.

– Ребята, кто знает, что такое колядки? ( )

– У славянских народов поздравительные рождественские песни назывались колядками. Их пели, когда заходили с поздравлениями в каждый дом, желая здоровья, хорошего будущего урожая, богатства, лада и мира в семье. Колядующих одаривали подарками, угощением. Считалось, чем больше дары, тем больше богатства будет в доме хозяина!

– Сейчас прозвучит песня “Тихая ночь” композитора Франца Грубера, которая стала Международным рождественским гимном.

– Послушайте внимательно и скажите как звучит мелодия песни, какое настроение передаёт музыка? (видео Ф. Грубер “Тихая ночь”)

Анализ – (музыка звучит светло, ласково, тепло, нежно, настроение немного грустное).

Рождество-это снег, тихо падающий за окном, это запах свечей и ёлки, это звёздные ночи и рождественские напевы.

(Слайд №4) – Ребята, чей портрет вы видите? (это П.И.Чайковский)

П.И.Чайковский – великий русский композитор, любил все времена года, он даже написал сборник фортепианных пьес под названием “Времена года”. В Петербурге, где долгое время жил П.И.Чайковский издавался журнал, под названием “Нувелист”, от слова “новелла”, что значит – небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочинённых П.И.Чайковским. Каждая пьеса имела название одного из месяцев года, 12 месяцев в году, 12 номеров журнала и 12 пьес. Все они потом были объединены в альбом красочных музыкальных зарисовок, которые стали называться “Времена года”.

К месяцу Декабрь поэт В.Жуковский подобрал эпиграф (слайд №5)

“Раз в крещенский вечерок девушки гадали, за ворота башмачок, сняв с ноги бросали”. (Слайд №6)

– Кто знает, что это за гадание? (куда укажет носок башмачка, там и суженого нужно искать).

Декабрь – последняя пьеса в альбоме “Времена года”. Она называется “Святки”. Святки – это старинный праздник, который отмечается после Рождества. Святки – от слова “святой”. На Святки славили будущий урожай, поздравляли друг друга, всем желали здоровья, счастья. Святки – самый весёлый крестьянский праздник. Праздновали святки и стар и млад. Но тон задавала молодёжь! Песни и пляски, гадания и игры – скучать было некогда!

Музыка “Декабря”, пожалуй не рассказывает нам именно о святках. Композитор хотел в звуках музыки выразить свои чувства в связи с приходом зимы.

– Послушайте пьесу “Декабрь” и скажите, как музыка рисует картины природы?

– может ли настроение соответствовать времени года ?(видео П.И.Чайковский “Декабрь”

Анализ – какое было настроение? (грустное, задумчивое). И это понятно, ведь расставаться всегда грустно. Эта пьеса последняя в альбоме “Времена года”. Композитор прощается со своими слушателями. (Слайд №7)

…концерт окончен. Музыка вдруг смолкла, но так ли это? Кажется сейчас она звучит… И будет долго-долго ещё звучать для каждого из нас…

– А когда отмечается этот праздник вы мне сами расскажите. Как он называется? (слайд №8) (Масленица)

– А по какому случаю праздновали Масленицу? (когда провожали зиму).

– Что делали из соломы? (чучело)

Из соломы мастерили чучело Масленицы, везли его в поле, пели и плясали вокруг него, а потом сжигали. (Слайд№9).Хозяйки на масленицу пекли блины, которые напоминали жаркий круг солнца. И взрослые и дети катались на санях, пели масленичные песни. С одной из таких песен мы с вами познакомимся, называется она “Блины”.

– Какое настроение передаёт песня? Как она звучит?

(Видео р.н.п. “Блины”) (настоение праздничное, радостное, звучит весело)

Р.н.п. “Блины” – разучивание по мелодическим фразам.

Что за праздник изображён на слайде? (слайд№10) (Сабантуй)

Это русский праздник или башкирский? (башкирский)

Когда отмечается этот праздник? (летом) Правильно, Сабантуй ещё называют “праздником плуга”, и отмечают его тогда, когда урожай посажен и засеяны хлеба.

– Какие состязания устраиваются на этом празднике? ( )

– Какой главный приз этого праздника? (баран)

– В каком виде спорта нужно состязаться, чтобы получить главный приз праздника? (в борьбе). Таким образом, приз получает самый сильный.

Есть ещё один из любимейших русских праздников, вы мне сами его назовёте. (Слайд№11) (Пасха)

– Что делал русский народ на Пасху? (Пекли куличи и красили яйца).

6. Обобщение.

– С какими русскими народными праздниками мы познакомились? (Святки, Рождество, Масленица, Пасха).

Я сейчас проверю, как вы усвоили урок. На доске вывешены символы, каким праздникам они соответствуют. (дети сами распределяют символы в соответствии с праздниками).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока ОРКСЭ для 4 класса разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Учащимся предлагаются различные виды работы, создание исследовательских проектов.В интересной форме проводится рефлексия в конце урока, которая учит детей быть толерантными, уважать представителей религий.

Конспект урока по ОРКСЭ

Автор учебника А. Л. Беглов, Е. В. Саплина

Цель урока: познакомить учащихся с основными особенностями праздников разных религий (иудаизма, христианства, ислама, буддизма).

Задачи урока:

- расширение представлений о многообразии праздников в религиях мира;

- знакомство с основными особенностями праздников, их роли в разных религиях России (иудаизм, православие, ислам, буддизм).

- развитие способностей обучающихся к общению на основе взаимного уважения и диалога;

- развитие умения осуществлять поиск необходимой информации в учебнике для выполнения учебных заданий; формирование умения проводить сравнение, обобщение, устанавливать причинно-следственные связи.

- воспитание у детей культурного поведения, взаимоуважения;

- воспитание бережного отношения и уважения к традициям народов России.

Личностные результаты:

– формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

–уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные результаты:

- умение на основе текста выделять особенности культурных явлений (праздников);

- развитие коммуникативных умений работы в группах;

- развитие умения строить монологический рассказ и культуры выражения мысли;

- способность принимать и сохранять учебные цели и задачи.

Предметные результаты:
- формирование представлений о религиозных праздниках народов России;

- приобщение к духовно-нравственным ценностям народов России.

Основные термины и понятия: Пейсах. Шавуот. Суккот. Ханука. Рождество. Пасха. Вознесение. Троица. Крещение. Курбан-байрам. Ураза-байрам. Дунчод-хурал. Салгаалган.

Читайте также: