Конспект урока какие бывают растения 1 класс
Обновлено: 05.07.2024
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке 1. Знать группы растений, различать дикорастущие и культурные растения. 2. Знать способы ухода за комнатными и культурными растениями. Критерии успеха Все учащиеся смогут: Назвать группы и виды растений. Большинство учащихся будут уметь: Классифицировать растения по группам и видам Некоторые учащиеся смогут: Привести свои примеры ухода за комнатными и культурными растениями Языковая цель Учащиеся будут: обсуждать и сравнивать сходства и отличия дикорастущих и культурных растений Ключевые слова и фразы: дерево,ағаш, tree, кустарник, бұта, bush, трава, шөп, grass, культурный, мәдени, cultivated, дикорастущий, жабайы. Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе: Вопросы для обсуждения: Какие виды растений нас окружают?
Какие бывают растения
ФИО учителя:
Количество присутствующих:
Количество отсутствующих:
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке
1. Знать группы растений, различать дикорастущие и культурные растения.
2. Знать способы ухода за комнатными и культурными растениями.
Критерии успеха
Все учащиеся смогут:
Назвать группы и виды растений.
Большинство учащихся будут уметь:
Классифицировать растения по группам и видам
Некоторые учащиеся смогут:
Привести свои примеры ухода за комнатными и культурными растениями
Языковая цель
Учащиеся будут:
обсуждать и сравнивать сходства и отличия дикорастущих и культурных растений
Ключевые слова и фразы: дерево, ағаш, tree , кустарник, бұта, bush , трава, шөп, grass , культурный, мәдени, cultivated , дикорастущий , жабайы .
Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе:
Вопросы для обсуждения:
Какие виды растений нас окружают?
Можете ли вы сказать, почему растения – это живой организм?
Подсказки: картинки культурных и дикорастущих растений; картинки кустарника, травы, дерева.
Предыдущее обучение
Растение – живой организм.
Планируемые сроки
Планируемые действия (замените записи ниже запланированными действиями)
1.Создание коллаборативной среды
2. Актуализация знаний.
3.Введение в тему урока
4.Работа в группах
6.Работа по учебнику
2.Слово учителя:
-Мы с вами – путешественники. Мы отправляемся в мир растений. Тема нашего урока записана на доске. Давайте, её прочтём. Сегодня вы узнаете, на какие группы и виды делятся растения, рассмотрим правила ухода за растениями.
-Ребята, посмотрите в окно, какие растения вы видите?
-Что вы можете сказать о них?
-Можно ли их разделить на группы?
1.Его весной и летом вы видели одетым
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)
2.Две сестры: летом зелёные,
К осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина красная и чёрная).(Кустарник)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тип урока: урок - исследование
Цель урока: познакомить с различиями деревьев, кустарников, трав.
Задачи урока:
Обобщение урока : у дерева один твёрдый, стебель – ствол, кустарник растёт несколькими деревянистыми стволиками, травянистые растения обычно имеют мягкие стебли.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД: организовывать свою учебную деятельность во взаимодействии с учителем, информационными средствами; вырабатывать навыки исследовательской работы и наблюдения.
Коммуникативные УУД : соблюдение норм культуры и личной гигиены, взаимосвязь организма человека с природным окружением.
Личностные УУД : формировать способность осознавать роль человека в сохранении природы.
Регулятивные УУД : развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы;
воспитывать бережное отношение к растениям, желание охранять и приумножать их.
Методы работы: объяснительно – иллюстративный, поисковый, словесный, наглядный, практический.
Формы обучения: групповая (парная), фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
проектор, компьютер, презентация, экран; изображения растений, названия групп растений; образцы стволов и стеблей, надписи к ним, мешочки со стволами и стеблями; гербарные образцы и рисунки растений, автор О. Т. Поглазова учебник окружающий мир 1 класс и рабочая тетрадь
Конспект урока
Эмоциональный настрой.
- Опишите картину природы
- Мы сегодня будем исследователями и отправимся в лес
Какое коротенькое слово, а как много значит. Какие разные – и низкие, и высокие дикорастущие растения можно встретить. Обратим внимание на разнообразие растений. Посмотрите (слайд)
Дети высказывают свои предположения Толковый словарь
- Напомните, что общего у всех растений
Для вас Кроссворд
Какое слово выделено
У меня две коробочки
Как вы думаете, какая задача урока
Чем стволы отличаются от стеблей?
Определение учащимися темы урока
Практическая творческая работа на планшетах в группе
Вы приготовили карточки, я буду сама доставать растение, а вы назовите, что у него стебель или ствол
Формирование умения сравнивать и группировать растения по месту их
произрастания, использования людьми.
Ознакомить с культурными растениями, которые произошли от дикорастущих.
Раскрыть значение растений для человека.
Развивать наблюдательность, зрительную память.
Воспитывать чувства восхищения красотой растений, желание охранять природу.
Урок природоведения 1 класс
Тема. Какими бывают растения?
Формирование умения сравнивать и группировать растения по месту их
произрастания, использования людьми.
Ознакомить с культурными растениями, которые произошли от дикорастущих.
Раскрыть значение растений для человека.
Развивать наблюдательность, зрительную память.
Воспитывать чувства восхищения красотой растений, желание охранять природу.
Тип урока: урок- путешествие.
штурвал, костюмы членов экипажа корабля, начальника поезда, овощей,
поезд с вагончиками, предметные картинки растений, ёлка с игрушками,
ёлочки из бумаги, муляжи фруктов, музей этнографии.
индивидуальный материал- набор с листиками, предметными
картинками, два вида карточек, карта Украины (вкладыш).
I. Организационный момент.
1.Приветствие учителя, эмоциональный настрой на урок.
Я предлагаю вам пойти
Со мною в путь- дорогу,
И посетить одну страну,
Узнать её немного.
Сегодня снова на пути
Но знанья, дружба, память ум
Поможет вам во всём!
-Эта страна рада гостям, у которых на лице улыбка и хорошее настроение.
- А какое у вас настроение?
- Сравните его с явлениями природы.
- В конце урока ещё раз сравните своё настроение.
II. Мотивация учебной деятельности.
1. Стихотворение о природе.
Всё это наша планета Земля.
Будь ты ей другом, люби, береги.
Пример в этом всем покажи!
-Дети, а как называется наша планета?
-А почему планету необходимо беречь? (Чтобы была жизнь на Земле).
-Чтобы был чистый воздух.
- Было много растений.
- Жили люди и их друзья.
2. Космические исследования.
- Наша планета очень большая, красивая!
-А как можно посмотреть сразу на всю планету?
-Для этого необходимо подняться в космос на космическом корабле.
-Так делают космонавты. Они летают в космос, изучают нашу планету,
-Вот так выглядит Земля.
-Голубой цвет- это вода.
- Где мы видим воду? (Моря, реки, озёра, океаны, болота, ручейки)
-Коричневый цвет – это суша.
- Зелёный цвет – это страна растений.
- В страну растений мы и совершим путешествие.
-А на чём будем путешествовать?
- А путешествовать будем вот на таком корабле.
- Капитаном корабля будет сегодня Михайлов Даниил (выходит к штурвалу).
- Его помощником-боцманом будет Боенко Павел.(Выходит )
- У штурвала будет матрос Брежнев Артём (выходит).
-Есть на корабле матросы (Встают)
-Есть на корабле и пассажиры (Встают).
-Капитан смотрит в свой бинокль, всё ли спокойно? (Да)
-Боцман даёт сигнал свистком.
-Матрос Брежнев вращает штурвал.
IV. Актуализация опорных знаний.
1. Объекты неживой природы. Загадки.
- Прошлое наше путешествие было в страну неживой природы.
а) На свете нет её сильнее,
На свете нет её буйнее,
В руках её не удержать,
И на коне не обогнать. (Вода)
б) Накормишь - живёт.
Напоишь - умрёт. (Огонь)
-Огонь может быть как другом, так и врагом для человека. Играть с огнём
в) Светит, сверкает,
Всех согревает. (Солнце)
г) Огромное поле, пахать его нельзя,
Камней в нём не счесть. (Небо и звёзды)
-Это всё объекты неживой природы.
-А к живой природе относятся растения.
V. Восприятие и осознание нового материала.
1. Растения - часть живой природы.
- Растений на планете Земля много.
- И чтобы не запутаться в них, придумали разделить их на 3 группы:
а) 1 группа – деревья;
б) 2 группа – кустарники;
в) 3 группа – травянистые растения.
2. Группы растений:
а) 1 группа – деревья.
- У дерева 1 стебель (ствол), покрыт корой, высокий.
- Растут деревья долго, живут много лет.
б) 2 группа – кустарники.
- У кустарника много стволов, они ниже деревьев.
в) 3 группа - травянистые растения.
-У этой группы растений стебель тоненький, мягкий и сочный.
-У каждого из вас есть по 3 листочка ( оранжевый, зелёный, желтый).
- Оранжевый обозначает дерево.
- Желтый - травянистое растение.
а) Определите, к какой группе относится данное растение на слайде и покажите это нужным листочком.
4. Работа по карточкам (Синий квадратик).
-Возьмите карточки с синим квадратиком, покажите мне.
-Найдите и обведите его (синим цветом).
-Как можно назвать группу оставшихся растений?
( Деревья, кустарники, травянистые растения).
5. Знакомство с культурными растениями.
-Нам пора сделать смену транспортного средства и пересесть на поезд.
- Начальником поезда Гаврюшенко Саша. (Выходит)
-Давай сигнал для отправления поезда (Свисток).
-Поезд нас повезёт к культурным и дикорастущим растениям.
- А почему растения называются культурными?
-Оказывается, они так называются потому, что их высаживает человек, ухаживает, собирает и употребляет в пищу.
- Эти растения мы хорошо знаем. (Называем).
-А вот и первая остановка нашего поезда.
- Посмотрите, кто нас встречает на перроне?
-Они все такие грустные, спорят о чем-то.
Учитель И морковка, и картошка,
Белая капуста, баклажаны синие,
Красный помидор- затевают
Длинный и серьёзный спор.
Морковка Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Учитель Выскочил горошек.
Ну и хвастунишка!
Горошек Я такой хорошенький,
Если только захочу
Всех горошком угощу.
Учитель От обиды покраснев,
Свекла вдруг сказала.
Свекла Дай сказать хоть слово мне.
Надо свеклу для борща,
И для винегрета.
Кушай сам и угощай-
Лучше свеклы нету.
Капуста Ты уж, свекла, помолчи,
Из капусты варят щи.
А какие вкусные,
Огурец Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огурец
Всем понравится, конечно.
Редиска Я- румяная редиска,
Поклонюсь вам низко- низко.
А хвалить себя зачем,
Я и так известна всем.
Морковь 2 Про меня рассказ недлинный-
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку,
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Учитель Тут надулся помидор
И промолвил строго.
Помидор Не болтай, морковка, вздор.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Учитель Витаминов много в нем,
Мы его охотно пьём.
Лук Я- приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я- вам друг.
Я- простой зеленый лук.
Картошка Я- картошка так скромна,
Слова не сказала.
Но картошка так нужна
И большим, и малым.
Баклажан Баклажанная икра
Так нужна, полезна.
Учитель Спор давно кончать пора.
Чтоб здоровым, сильным быть
Надо овощи любить
Все без исключения,
В этом нет сомнения.
-Овощи- это культурные растения.
-А есть ещё и фрукты, которые тоже относятся к культурным растениям. (Называем фрукты).
6. Знакомство с дикорастущими растениями. Загадки.
-Отправляемся дальше в путешествие.
-Нас ждут дикорастущие растения.
-А почему они так называются?
-А потому, что их никто не высаживает, за ними никто не ухаживает.
-Они растут в лесах, степях, на лугах, по обочинам дорог.
а) У дороги встал репей,
Ищет он себе друзей.
Он за всех цепляется,
С дружбой набивается.
С дружбой не везёт ему.
Ты не знаешь почему?
-Почему с этим растением никто не хочет дружить? ( Колется ).
б) Кто живёт весною
С желтой головою?
Солнце ярче греет,
Пух с него сдувает. (Одуванчик).
в) Лепестки блестят, как лак,
Распустился ( красный мак).
г) Белые горошки
На зеленой ножке. (Ландыши).
7.Происхождеие культурных растений от дикорастущих.
-Все культурные растения произошли от дикорастущих.
- Эти растения вы знаете, ваши родители их высаживают у себя в садах, на огородах. (Называем).
8. Связь растений с объектами неживой природы.
-Жизнь растений связана с объектами неживой природы.
-Растения могут жить на суше и в воде.
-Растениям нужна вода.
-Им нужно тепло и свет, это они получают от солнца.
-Ветер разносит семена растений.
-Питательные вещества помогают расти растениям.
VI. Обобщение и систематизация знаний.
1. Работа по учебнику. (с.57)
-Растения- это живая природа? (Да)
-Какое растение вам знакомо в учебнике?
- На какие 3 группы делят растения? ( Деревья, кустарники, травянистые растения)
- Как называются растения, которые никто не высаживает, они растут сами по себе? (Дикорастущие)
- Среди двух столбиков растений найдите дикорастущие.
-Где они растут? (В лесу, на лугу).
-Как называются растения, которые высаживает человек , а потом употребляет в пищу? (Культурные).
-Где они растут? (В садах, на огородах).
2. Работа по карточкам.
- Возьмите карточки с красным квадратиком.
-В 1 задании обведите дикорастущие растения (красным цветом).
- Почему они так называются?
-Что лишнее? (Горошек)
-Как называются остальные растения? (Культурные).
VII. Закрепление и осмысление знаний.
1. Растения нашего края.
- Откройте карту Украины.
-Какого цвета больше всего на карте? (Зеленого)
-В городе Луганске тоже много растений.
-Из культурных растений мы высаживаем на своих огородах овощи и фрукты .(Называем).
-Растут и дикорастущие растения.
2. Значение растений для человека.
-Можем ли мы жить без растений? (Нет)
-Растения нас лечат, кормят, согревают, одевают, создают нам хорошее настроение.
-Их нужно беречь, охранять.(Рассказ по карте)
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и холод.
Не оскверняй его святынь.
VIII. Итог урока.
1. Растения – часть живой природы.
- Вот и закончилось наше путешествие по стране растений.
-Мы узнали, что растения – это часть живой природы.
-Они делятся на 3 группы (деревья, кустарники, травянистые растения).
- Они бывают культурными и дикорастущими.
-Узнали, какие растения растут в нашей местности.
2. День Святого Николая.
-А вы знаете, какой сегодня день?
-Сегодня в гости к детям приходит Святой Николай и приносит подарки.
-Но, не все дети получают подарки.
-Потому, что не все дети ведут себя хорошо.
-Непослушные дети получают розги.
-А перед каким праздником приходит Святой Николай? (Перед Новым годом).
-А что мы украшаем на праздник? (Елку).
-Елка – это дерево.
-Каждый год тысячи елок рубят для того, чтобы мы ставили их дома.
-А вот если заменить живую елочку на искусственную (как у нас в классе), то сохранятся тысячи живых красавиц.
- Познакомить детей с названиями групп растений (деревья, кустарники, травы), с растениями, относящимися к той или иной группе.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес, формировать умение делать выводы.
- Воспитывать культуру общения в группах, в парах.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- карточки с изображением растений,
- карточки с названиями групп растений,
- схематическое изображение существенных признаков каждой группы растений,
- презентация.
Ход урока
Этап урока | Содержание | Примечание |
Организационный момент. |
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане
Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч.
Ягоды сорвешь -
Все руки обдерешь.
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок
На него подуй слегка:
Был цветок – и нет цветка.
Колкую, зеленую
Срубили топором.
Колкая, зеленая
К нам приходит в дом.
Только тронь –
Отдернешь ладонь
Обжигает трава,
Как огонь!
Красненька матрешка
Беленько сердечко,
На кустах растет
И сладка как мед.
- Прочитайте еще раз отгадки и подумайте, каким одним словом можно все это назвать?
- Я предлагаю вам поработать в группах. Ваша задача – соотнести названия растения с его изображением.
Одна группа работает на доске, остальные готовятся проверять.
У остальных так же?
- Молодцы. С растениями определились верно. Знания внешнего облика растений поможет вам конкретнее разобраться – какие бывают растения. А мир растений очень разнообразен и представленные на доске растения тоже разные.
- А можно ли их по каким либо признакам распределить на группы?
- Давайте попытаемся. Вам предстоит еще раз поработать в группах. Попробуем распределить растения на группы.
Проверка. 1 человек от группы отчитывается у доски
- Что получилось у остальных групп?
Далее следует разбор:
- Почему береза и ель попали в одну группу?
- У них есть один твердый, покрытый корой ствол. Это отличает их от остальных растений.
- Как назовем эту группу растений? – Деревья.
- Все ли деревья одинаковы? Какие среди них можно выделить? /Лиственные, хвойные/.
- Как их распознаем? /Лиственные деревья имеют листы в виде пластинок, хвойные – иголки , т.е. хвоинки/.
- Итак, одну группу растений мы выделили – деревья.
- Почему в одну группу попали крыжовник и малина?
- У них есть несколько тонких стеблей – стволиков. Это их отличает от других групп растений.
- Как назовем эту группу растений? – Кустарники.
- Мы выделили еще одну группу растений – кустарники.
Аналогично проводится работа с группой “травы”.
- Итак, ребята, какие три группы растений вы выделили? Назовите отличительные признаки каждой группы.
(Наглядное представление растений поможет детям в дальнейшем исследовании).
Дети в группах должны попытаться выявить группы растений – деревья, кустарники, травы по их существенным признакам.
/Если появились сомнительные варианты, откладываем их в сторону, их рассмотрим после вычленения существенных признаков каждой группы растений/.
/Появляется схематическое изображение/
/Появляется карточка с названием данной группы/.
Знания внешнего облика растений – деревьев должны помочь сориентироваться, что деревья бывают лиственные и хвойные.
/Появляется схематическое изображение/.
Появляется карточка с названием над данной группой.
/На данном этапе урока важно дать детям поработать самостоятельно, порассуждать, сделать выводы, сравнить свои предположения с другими мнениями/.
/Дети еще раз подытоживают полученные знания, обобщают/.
- Верны ли оказались наши выводы?
- Проверим, как усвоили материал. Работать будем в рабочих тетрадях.
1 ряд – с. 20 №5
2,3 ряд – с. 19 № 3
4 ряд – с. 19 № 1.
/Задания даются дифференцировано/. Ребята в классе рассажены по рядам – по “силам”.
/Работа осуществляется в парах/.
- Итак, ребята, что нового узнали о растениях?
- На какие группы делятся все растения?
- Назовите существенные признаки каждой группы растений.
- Положите перед собой сигнальные карточки и отметьте при помощи шкалы, как вы поняли тему урока
Читайте также: